Культура киевской руси 10 11 века. Художественное своеобразие культуры киевской руси

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.

Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.

В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.

Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. "В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.

Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.

Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.

Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

Киевская Русь в 11 веке

Территориальное деление и государственное устройство Руси в 11 веке

В 10 веке началось объединение разрозненных славянских племен в единое государство, выделился административный центр – Киев. В 11 веке этот процесс получил новый виток развития, государство, сформированное из бывших племен, все больше соединялось под властью центра и киевского князя, территории Руси значительно расширялись, управление стало более централизованным, начала выделяться верхушка общества. Несмотря на то, что Русь больше не была союзом племен, а была уже по-настоящему цельным государством, население Руси все еще было достаточно пестрым – в ее состав входили не только славянские племена, но также финны и прибалты.

Русская территория в 11 веке простиралась от Ладожского озера до устья реки Роси, а также от правобережного Днепра до реки Клязьмы (там был основан город Владимир Залесский и позднее княжество) и до верховьем Западного бута (город Владимир Волынский и Волынское княжество). Русь также сохранила за собой территории Тмутаракани. Сложная ситуация была с Галицией, где проживали хорваты – эти территории постоянно переходили из-под влияния Польши под влияние Руси и обратно. Однако, в целом, Русь постепенно расширялась и представляла собой довольно мощное государство.

Несмотря на то, что разноплановое население и пестрое этнически теперь вошло в состав Киевской Руси, русский этнос сам по себе пока только начал формироваться и окончательно не отделился – племена уже начали смешиваться друг с другом, но пока устойчивых этнических признаков не было. Кроме того, в некоторых частях государства все еще жили племена, которая не очень охотно отходили от собственных традиций и верований и сливаться с традициями, которые навязывала Русь. Несмотря на то, что большая часть руси начала культурно объединяться под влиянием христианства, все еще оставалось довольно много язычников и процесс перехода к новой религии завершился лишь в 12 веке.

Главным механизмом объединения земель была государственная власть и администрация. Главой государства считался великий киевский князь, ему подчинялись местные князья и управители. Постепенно начинали формироваться и прочие государственные органы, такие, как вече – народный совет, сход. Древняя Русь находилась на стадии формирования целостного государства с крепкой системой управления.

Религия и общество Древней Руси в 11 веке

В 988 году произошло Крещение Руси и Русь приняла христианство. Это важное событие оказало огромное влияние на все, что происходило с народом в дальнейшем. Вместе с христианством и христианской идеологией, моралью, начали появляться новые типы общественных отношений, новые веяния, церковь стала новой политической силой. Князь становился не просто управителем, но наместником Божьим, что значило, что он должен заботиться не только о политической жизни, но также о духовности и нравственности своего народа.

У князя появляется своя дружина, которая служит для его охраны, однако постепенно ее функции начинают расширяться. Дружина делится на высшую (бояре) и низшую(отроки). Именно дружина в дальнейшем составит основу нового слоя общества – высшего слоя, обладающего определенными привилегиями. Начинается процесс расслоения в обществе, появления знати. Богатых и бедных. Именно в 11 веке с развитием экономических и торговых отношений и ростом числа знати начинают формироваться основные принципы феодального строя, который уже в 12 веке прочно утвердится, как основной государственный.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре, как и в других сферах жизни, также начинается новый виток развития, связанный с христианизацией. В живописи начали появляться библейские мотивы, появляется русская иконопись. Начинается также активное строительство церквей – именно в этот период был построен знаменитый Софийский собор в Киеве. На Руси начинает активно распространяться грамота, образование и просвещение, строятся школы.

Основные события 11 века на Руси

    1017-1037 гг. – строительство укреплений вокруг Киева, строительство Софийского собора;

    1019 г. – великим князем становится Ярослав Мудрый ;

    1036 г. – ряд успешных походов Ярослава против печенегов;

    1043 г. – последнее вооруженное столкновение между Русью и Византией;

    1095 г. – основание Переяславля-Залесского;

    1096 г. – первое упоминание о Рязани в летописях;

    1097 г. – Любечский съезд князей.

Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век стал достаточно успешным для развития Руси. Страна продолжала процесс объединения, начали формироваться государственные органы, централизованное самоуправление. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, это оказало и положительное влияние – начали развиваться города и волости, которые хотели быть независимыми от Киева. Начался экономический рост. Принятие христианства также имеет важное значение для объединения людей на основе единой культуры и единой духовности. Страна развивается, формируется не только русское государство, но и русский народ.

Междоусобные войны на Руси

Княжеская междоусобица – борьба русских князей между собой за власть и территории.

Основной период междоусобиц пришелся на 10-11 век. Основными причинами вражды между князьями стали:

    Недовольство в распределении территорий;

    Борьба за единоличную власть в Киеве;

    Борьба за право не зависеть от воли Киева.

    Первая междоусобица (10 век). Вражда между сыновьями Святослава ;

    Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда между сыновьямиВладимира .

    Третья междоусобица (конец 11 века). Вражда между сыновьямиЯрослава .

На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Несмотря на то, что наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать Киевским князем и иметь возможность подчинить себе собственных братьев.

Первая междоусобица на Руси

Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, а Владимир – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались первые конфликты за территорию.

В 975(76) году по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 году Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был неподготовлен, вынужден вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян – город Овруч. В результате паники, во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих войной. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.

В 980 году Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в город Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 года Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица и положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 году умирает Владимир и начинается новая вражда – междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать Киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.

Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.

В 1016 году начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.

Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча, Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими войнами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.

1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.

Третья междоусобица на Руси

Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Несмотря на то, что Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.

Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Вячеславу – Смоленск, а Игорю – Владимир.

В 1054 году умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.

Практически весь 1068 год на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 году власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 года Изяслав правит Русью.

Конспект урока по МХК в 10 классе

«Художественная культура Киевской Руси»

Цель урока:

Образовательные:

    Познакомить учащихся с памятниками культуры Киевской Руси.

    Сформировать понятие о влиянии Византии на культуру Древней Руси, творческой переработке традиций и самобытности русской культуры.

    Познакомить учащихся с крестово-купольной системой строительства храмов, основными архитектурными элементами, системой росписи.

    Охарактеризовать уровень развития изобразительного искусства и художественных ремесел на Руси.

Воспитательные:

    Формировать восприятие древнерусской культуры как неотъемлемой части общенациональной русской культуры.

    Воспитать интерес к изучению истории России и народному творчеству.

Развивающие:

    Уметь определять художественные достоинства памятников архитектуры.

    Уметь описать и проанализировать новые памятники искусства.

    Уметь выразить свое отношение к памятникам культуры и искусства.

Методы обучения:

    Метод экспозиционного показа.

    Метод сравнения и сопоставления памятников древнерусской архитектуры.

    Метод исторического анализа рассматриваемых явлений.

Тип занятия:

Урок-исследование, который способствует пробуждению интереса, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащихся в творческий процесс.

Структура занятия:

    1. Организация класса.

      Актуализация опорных знаний по теме «Искусство Византии».

      Содержание занятия по теме «Художественная культура Киевской Руси».

      Подведение итогов и выводы.

      Выставление оценок.

      Домашнее задание.

Оборудование и материалы:

эпиграф

репродукции с изображением памятников культуры Киевской Руси.

Словарь терминов: крестово-купольный храм, неф, абсида, купол, барабан, парус, алтарь, опора, хоры, плинфа, фреска, мозаика, смальта, Пантократор, Оранта.

Даты: 988, 1037, 1052.

Персоналии: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый.

Памятники культуры и искусства: собор Святой Софии Киевской, собор Святой Софии Константинопольской, Золотые ворота, икона Владимирской Богоматери.

Эпиграфы: Храня историю, той…Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… обломки,

Уже одиннадцатый век… нам крест нести

Дай, Бог, помогут…православные потомки…

Содержание урока

I . Организация класса.

(Звучит музыкальный фрагмент из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты)

СЛАЙД 1

Вступительное слово учителя.

Учитель: Под 1037 годом летописец записал «Заложи Ярослав город великий, у него же златые врата: заложи же церковь святая София…». Действительно, Ярослав соорудил новые каменные главные городские ворота и назвал их Золотыми. Над Золотыми воротами Ярослав построил церковь Благовещения. Построил главный городской собор Святой Софии, который украсил золотом, серебром, иконами. Скажите, какой город отстраивал князь? (КИЕВ). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ)

СЛАЙД 2

Вводная беседа с учащимися.

В понятие «культура» входит все, что создано умом, талантом и руками народа на протяжении тысячелетий. Памятники истории культуры - это материальные свидетельства многовекового опыта развития человечества. В них, как в фокусе, отражены развитие производительных сил и художественной культуры общества. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради :

    Культура восточных славян - традиции язычества.

    Культура Киевской Руси - синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии.

    Культура периода раздробленности - на базе культуры Киевской Руси создаются местные школы.

Учитель. Беседа с учащимися по вопросам:

    Как зарождалась русская культура? Будут ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие культуры после принятия христианства?

    Что оказало влияние на ее развитие?

    Как повлияло христианство на развитие культуры? - эти вопросы будут в центре нашего внимания.

Ответы. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя при этом языческие традиции. Русь была открыта для влияний. Именно Византия сначала была предметом освоения, затем нормой и образцом для подражания, затем творчески перерабатывали. Таким образом, ее культура была синтетической, то есть вбирала в себя различные культурные направления, оставаясь при этом самобытной, сохраняла национальные черты.

Но прежде чем мы начнём своё увлекательное путешествие по Киевской Руси, давайте обозначим важнейшие черты древнерусского искусства.

(Анонимность, даже в тех случаях, когда автор ставил своё имя в рукописи или на стене храма, он не стремился выражать собственное «Я»)

2. Каноничность .

(Искусство выражалось в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил.)

3. Символичность .

(Самая яркая черта особого художественного языка древнерусского искусства. С помощью символов (знаков) мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей).

На протяжении нескольких уроков мы будем с вами говорить о художественной культуре Средневековой Руси. Период её существования охватывает свыше восьми столетий. Отсчёт её начинается с середины 9 века и заканчивается на рубеже 17-18 вв. Своими корнями русская культура уходит в далёкие времена язычества. От древних славян она унаследовала первоосновы языка, богатую мифологию, искусство резать из дерева всякие причудливые фигурки и предметы быта, рубить избы и ставить терема.

II . Актуализация опорных знаний по теме «Византия»

СЛАЙД4.

Учитель. Огромное влияние на развитие русской культуры оказала Византия. Русь принимает христианство в его православном варианте. Когда это произошло? Как это было?

Ответы. В 988 году. Рассказ о посольстве Владимира во все страны. Лишь в Византии послы «почувствовали себя на небесах».

Учитель. Как происходило принятие христианства на Руси? Спокойно ли принимали его язычники-славяне? Когда и где можно было наблюдать следующую сцену: «Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь,.. некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили... и сошлось там людей без числа». Сохранилось еще одно высказывание: «Путята крестил огнем, а Добрыня мечом».

В становление и развитие древнерусского искусства огромную роль сыграло принятие христианства из Византии в 988 г . Крещёная Русь вместе с религией унаследовала богатые художественные традиции: каменное зодчество, тип крестово-купольного храма , мозаичные и фресковые композиции в пространствах архитектурных сооружений, строгие правила иконографии (канон), дивные песнопения , которые сравнивают с ангельским пением. Первыми учителями русских были греки. Но это не значит, что древнерусская культура слепо подражала византийской, она привнесла нечто своё , искони русское. Например, зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота и нарядная декоративность церквей.

Наивысшего расцвета Древнерусское государство с центром в Киеве достигло при правлении Ярослава Мудрого (978-1054гг.). Развернулось широкомасштабное строительство, особенно в Киеве. Самым известным сооружением, которого стал собор Святой Софии (1037).

СЛАЙД 5

В вашем классе работали две проблемные группы , которые постараются ярко представить материал о соборе Святой Софии в Киеве и Новгороде. А также мы все вместе попробуем создать «Живую газету», материал которой, позволит узнать интересные интригующие факты по изучаемой теме. Просьба по ходу нашего урока заполнить сравнительные карточки - характеристики двух великолепных соборов (учащимся раздаются карточки)

КАРТОЧКИ – ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Первая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Киеве

СЛАЙД 6

Огромный пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами и 13 главами, с трёх сторон охваченный широкими галереями, по углам с западной стороны возвышаются две лестничные башни, ведущие на хоры. Общая площадь собора – около 1300 м2., высота до вершины главного купола 28,6 м, общая длина - 41,7 м, ширина – 54, 6м. Стены были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. В соборе проходили богослужение, звучали проповеди, возводили на престол князей. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

СЛАЙД 7

Особую художественную ценность представляет мозаика Софии Киевской. Она восхищают своим великолепием. Мозаика занимает 260 м2. Согласно канону, в центральном куполе мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырёх архангелов. В настоящее время одна из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М.А. Врубелем масляными красками.

СЛАЙД 8

В центральной апсиде находится мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесёнными руками. Богоматерь облачена в праздничные сине-золотистые одежды, её жест рук воспринимается не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещённого народа, защиты града и державы. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев – «матерь городов русских». Также в храме можно увидеть мозаичную работу «Благовещение. Мария», «Благовещение. Архангел Гавриил»

СЛАЙД 9

Фрески Софии Киевской удивляют совершенством техники исполнения. Величественно и торжественно взирают со сводов стен, куполов, лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. По площади фрески занимают 3000м2. Очень интересная среди них групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого , размещённая на трёх стенах западной части центрального нефа. Раньше на ней был изображён великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время только сохранилось изображение княжеских дочерей смиренно ступающих со свечами в руках. На стенах Святой Софии можно наблюдать фрески «Сошествие в ад», «Архангел», «Встреча праведной Елисаветы с Пресвятой Богородицей». Так же в соборе есть и фрески со сценами повседневной жизни князей: шумные пиры, танцы, охота, поединки, травля медведя, цирковые представления с участием скоморохов, акробатов, ряженых.

СЛАЙД 10 Фреска «Скоморохи».

Монументальность, лаконизм, величавость, общность характера изображения наблюдается в ранних иконах 11-12 вв. Создавшие их мастера были выходцами из Византии, у которых русские мастера перенимали опыт.

СЛАЙД 11 Иконы 12 века «Спас Нерукотворный» и «Ангел Златые Власы» выполнены в традициях Киевской Руси. У них уже менее прослеживается аскетическая суровость, сдержанность, которая была присуща византийским иконам.

Учитель:

Предлагаю вам приступить к оформлению «Живой газеты» интересными фактами о Софии Киевской (учащиеся зачитывают свои находки и прикрепляют их к газете)

Учитель: Великий Новгород был вторым по значению городов Киевской Руси, резиденция наследников великокняжеского престола. Новгородское искусство с момента своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.

Вторая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Новгороде.

СЛАЙД 12

Софийский собор в Новгороде строили, как известно, в 1045-50 годах. На постройку Софийского собора пошло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. При этом основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов.

СЛАЙД 13 Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м., ширина – 39,3 м, длина 34, 5 м. Пятинефный крестово-купольное храм с пятью шлемовидными ассиметрично расположенными куполами, тесно сгруппированными в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм.

СЛАЙД 14 Фресковой живописи в Софии Новгородской сохранилось очень мало. Над западным входом в собор находится фреска площадью 70 м2, выполненная в 1528 году. Изображены на стене красками – беседа Авраама с тремя ангелами, пониже София, Премудрость Божия, и Нерукотворный образ Спаса, а по сторонам два архангела. Первоначальная живопись уцелела лишь в центральной части. В 1890 –е годы фреску реставрировали.

СЛАЙД 15 В центральном куполе храма находилась уникальная фреска «Христос Пантократор». Она была уничтожена в 1941 году (историческая сводка из «Живой газеты»).

Икона Святых апостолов Петра и Павла из собора Святой Софии поражала своими размерами 236 х 150см. и нарядным серебряным окладом. Апостолы, запечатлены в полный рост, с присущими им атрибутами (Павел с книгой, Пётр – с ключами от рая, свитком и посохом – символом власти).

(Учащиеся продолжают заполнять колонки «Живой газеты» с увлекательным материалом) СЛАЙД 16

Учитель: Прослушав очень ёмкую информацию о соборах Святой Софии в Киеве и Новгороде, прошу вас приготовить для сравнительного анализа карточки-характеристики двух памятников древнерусского искусства. Что общего в их характеристике? Чем они существенно отличаются друг от друга?

(Учащиеся делают выводы согласно заполненным карточкам)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

В финале нашего урока хочется спросить у вас у каждого что нового вы узнали сегодня, какая информация вас заинтриговала, хотелось бы вам побывать в Киеве и Новгороде что бы увидеть эти святыни и т.д.

(В финале урока снова звучат фрагменты из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. Учащиеся читают стихотворение «Киевская Русь»)

Я снова о тебе молюсь
Святая Киевская Русь.
Нет для меня милее края,
Чем сторона моя родная,
Где у Днепра, как пышный сад,
Стоит могучий Киев-Град.
Где зелень шумно веселится,
Играя с ветром. Где резвится
Босая детвора, и льется песня у Днепра.
На злато Лаврских куполов,
Чтоб с колокольным звоном слиться,
А напоследок опуститься
Под Храма сень, где ставят свечи,
И шепот старорусской речи
Из уст нечаянно слетает,
А дым кадильный поднимает
Тех слов молитвенные тучи.
Услышь их, Боже Всемогущий!
О, Русь святая! Чтоб всегда
Ты яркою звездой сияла,
И Православье прославляла,
Немало вложено труда,
Людских надежд и упований,
Молитв священных и страданий.
Немало полегло народу

За твою славу и свободу.
И, думалось, на сотни лет
Твоё величье и рассвет…
О, Русь! – спрошу тебя с укором,
Зачем разбита ты раздором?!
Зачем князь князю говорит,
Что разделиться час велит?!
И прежде сильная Держава -
У ног врага. А где же слава,
Что недругов слепую рать
Так заставляла трепетать?!
Былые трусы стали смелы,
Уже готовы луки, стрелы,
Чтоб поразить ими сердца,
Чтоб у детей отнять отца,
И сына, чтоб лишилась мать,
Чтоб землю кровью пропитать.
Невинной кровью… Как понять
Твое крушенье до конца?
Что это? Промысел Творца,
Или ошибка предков наших?
Но в прошлом всё. Испита Чаша.
Ты не проси давать ответ
Зачем молюсь опять в ночи
При свете восковой свечи
О том, чего давно уж нет.
Ты лучше в сердце погаси
Печаль о Киевской Руси.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка – характеристика соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде

Киевская Русь.

Киев

Киевская Русь.

Новгород

Принадлежность к виду архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная, градостроительство)

Объёмные сооружения

Объёмные сооружения

Тип храма

пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами

Пятинефный крестово-купольное храм

Количество и форма куполов

13 глав, луковичной формы

Пятиглавый, шлемовидной формы

Высота собора

Высота до вершины главного купола 28,6 м

Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м.,

Длина собора

общая длина - 41,7 м

длина 34, 5 м

Ширина собора

ширина – 54м

ширина – 39,3 м

Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, пропорции, светотень, цветовая моделировка, материал, который лёг в основу и т.д.)

Масштабное, грандиозное сооружение Стены нарядно выложены из плинфы в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. Наблюдается асимметрия в расположении глав. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. Ассиметрично расположенные купола, тесно сгруппированные в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления Храм воспринимается как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность.

Учитель. Итак, принятие христианства стало решительным поворотом, разрывом с предыдущей языческой традицией. Вместе с новой религией на Русь приходит новая художественная система. Византийская система, построенная на прочном фундаменте светской и церковной власти, пришлась весьма кстати ко двору князя Владимира. Для утверждения могущества нарождающегося государства Киевской Руси незаменимым оказалось искусство, причем один из его видов. Какой же это вид искусства?

Ответы. Архитектура.

Учитель. Почему именно этот вид искусства?

Ответы. Деревянные постройки не сохранились, а каменные здания стоят уже около тысячи лет.

Учитель. В Х веке начинается каменное строительство на Руси. Русь называют страной городов. Великое будущее Киеву предсказал еще Андрей Первозванный. Согласно легенде, он побывал в городе на Руси и предсказал: «Великий город здесь будет, и Господь воздвигнет много церквей и просвятит крещением Русскую землю». Сбылось ли его пророчество?

Ответы. Да, именно это и произошло. Киевская Русь стала могучей державой.

Учитель. Итак, роскошь и торжественность архитектуры Византии послужили образцом при возведении каменных соборов в Киеве. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма (нарисовать схему). В плане такой храм представляет собой квадрат, внутри находится 4 столба или опоры, которые держат купол. Таким образом, в нем виден главный символ христианства - крест и купол как символ неба. Подобный тип храма также называется храм на 4-х столбах или опорах. Какие элементы храма вам известны?

Работа с таблицей I . Задание: можно выполнить одно из нескольких видов:

    записать в тетрадь названия элементов;

    показать их на иллюстрациях;

    в более сложном игровом варианте - соотнести названия и их определения, соединить стрелками, потому что, как правило, учащиеся беспорядочно называют элементы.

Учитель. Известно, что храм нужно украсить. Какова же художественная система росписи византийского храма? Задача: установить связь конструктивных и художественных элементов росписи.

Работа с таблицей II . Художественная система росписи храма.

Можно выполнить одно из нескольких видов заданий в зависимости от времени, отведенного на уроке. Предлагаю три варианта выполнения задания:

предложить учащимся самостоятельно создать систему росписи храма. Задание выполняется в тетради «Моя система росписи». Затем коллективно выясняем, какой образ соответствует месту и роли в конструкции храма. Записываем в тетради «Византийская система».

к доске вызвать учащихся и предложить соединить стрелками элементы храма и изображения, которые, по их мнению, следует поместить здесь. Затем работа с классом по выяснению верности размещения. В тетради записать «Византийская система».

Сразу выполнять в виде игры, разъясняя конструктивную роль архитектуры и место размещения изображений святых.

Вывод: Художественное оформление храма отражает конструктивную роль архитектуры.

III . Изучение нового материала « Художественная культура Киевской Руси».

Записать план.

    Архитектура

    Изобразительное искусство

    Ремесло

Задание. Из этого ряда архитектурных памятников отобрать известные учащимся и ответить на вопросы:

    Как они называются?

    Где были созданы?

    К какому историческому периоду относятся?

    По каким признакам определили?

Изобразительный ряд: Парфенон, Колизей, София Константинопольская, София Киевская, София Новгородская.

Учащиеся выполняют задание. Они должны определить памятники античности (Парфенон и Колизей) как языческие, остальные как христианские.

Учитель. Вот о христианских памятниках архитектуры пойдет сегодня речь. Перед нами древняя и вечно юная, в лучах восходящего солнца земля русская. Несется колокольный перезвон. Мы на древней киевской земле. «Матерью городов русских» называли в то время Киев. Первая каменная церковь на Руси называлась Десятинная. Как вы думаете, почему одна из первых церквей в Киеве называлась Десятинной: 10 камней в основании, 10 дверей, 10 окон, 10-я часть доходов на содержание?

Ответы. Князь из своих доходов давал десятую часть на содержание церкви.

Учитель. Чтобы вам легче было вникнуть в тему, ощутить дыхание эпохи, прослушайте историческую справку о времени княжения Владимира Красное Солнышко, когда были созданы первые бессмертные памятники древнерусского зодчества.

Экскурсовод I . Историческая справка. Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о личности князя Владимира Красное Солнышко и его культурной деятельности. Князь начинает большое строительство в Киеве. Он возводит вокруг него мощные крепостные стены. Главные въездные ворота в город называются Золотыми и Серебряными. Основой деятельности князя было желание создать мощное государство, которое может соперничать с Европой и претендовать на первенство. Он подвел идеологическую базу, создал идейное обоснование преемственности княжеской власти, ввел христианство в византийском варианте. При нем началось строительство храмов на Руси. Главная цель - утвердить силу и могущество нового центра земли русской.

Проблемный вопрос. Могло ли искусство остаться прежним? Какие идеи оно должно утверждать?

Ответы учащихся. Прославление могущества, силы и мощи, величия власти.

Учитель. Давайте послушаем, как это происходило. Кто продолжил дело Владимира по украшению земли Русской?

Экскурсовод II . Историческая справка.

Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о деятельности Ярослава Мудрого. Выступление сопровождается показом изобразительного ряда с видами архитектуры. В 1037 году князь сооружает главный храм своего государства - собор Святой Софии Киевской. В «Повести временных лет» автор пишет: «Отец ведь его землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей. А мы пожинаем, учение принимая книжное».

Учитель. Запишите в тетради название нового храма. Посмотрим, справился ли князь с поставленной задачей. Каким образом об этом должен был рассказать новый собор? (Показ репродукций, сравнить с Софией Константинопольской).

Ответы учащихся.

Учитель. Ярослав Мудрый возвел главный храм в честь Премудрости Божьей - святой Софии, который имеет свои особенности. Он увеличивается в размерах, разрастается в длину и ширину путем добавления опорных столбов. Площадь - 1300 кв. метров, высота купола - 30 метров. Композиция, ритмичность объемов, собирание к центру. Образуется ступенчатая пирамидальная композиция, увенчанная 13 главами. Откуда возникает это число?

Ответы. Высказывают разные мнения, кто-нибудь обязательно вспоминает чертову дюжину.

Учитель. В храме все символично, даже число куполов. Расшифровывается как 12+1=Христос с 12 апостолами. Кстати, в Десятинной церкви было 25 глав. Строят храм русские мастера под руководством византийских архитекторов. Храм построен из розовой плинфы - широкого и плоского обожженного кирпича, который усиливает эффект декоративности и живописности. Свет из окон в барабане освещает подкупольное пространство. Под главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. Наверху, на хорах, появлялся князь со своей свитой. В куполе царило изображение Христа Пантократора, в простенках - вереницы святых, в центральной абсиде помещено изображение Богоматери с воздетыми вверх руками - Оранта. Кого напоминает?

Ответы учащихся. Языческую Макошь - защитницу домашнего очага.

Учитель. Так в искусстве уживаются языческие и православные традиции. Киевляне любили ее и верили, что Богоматерь защитит их от напастей. Они прозвали ее «Нерушимая стена».

Живопись этого периода представлена достаточно широко в мозаиках, фресках, иконах. Это была монументальная живопись, связанная с архитектурой, и иконы. Храм был богато украшен. На стенах сверкали золотом мозаики . Это было настоящее искусство: кусочки стекла - смальту - располагали под различными углами, когда луч солнца попадал на них, он отражался и падал на следующий. Все изображение сверкало и переливалось. До наших дней дошли мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря («Евхаристия», «Дмитрий Солунский»). Кроме «мерцающей живописи», храм украшали фрески. Сохранились изображения семьи Ярослава, а в боковых башнях проявилась фантазия русских мастеров. Они помещали изображения, не соответствующие церковным канонам. Это были сцены из светской жизни, охоты, изображения ряженых и т. д. По фрескам можно узнать, чем на досуге занимались князья - любили музыку, пение, охоту, скоморошьи игры.

На стенах размещались иконы. Именно здесь была помещена знаменитая икона Владимирской Богоматери XII в . - «извечная песнь материнства», как назвал ее И. Грабарь, которая попала на Русь из Византии. « Святой Георгий» воплощал идеал защитника Отечества. Излюбленными сюжетами иконописи были жизнь Марии, события из жизни Христа и святых. В строгих ликах, в больших темных глазах ощущается напряженная внутренняя жизнь, убежденность в своей вере, готовность во имя ее к жертве. В этой суровой живописи воплотился нравственный идеал нашего народа, его сила и стойкость перед лицом испытаний.

Русское художественное ремесло славилось во всем мире. Изящные украшения, подлинные шедевры создают киевские ювелиры. Какие способы изготовления ювелирных изделий были известны древнерусским мастерам?

Обратимся к таблице.

Скань

ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки

Зернь

мелкие золотые или серебряные шарики (от 0,4 мм), которые напаиваются на орнамент из скани

Перегородчатая эмаль

особая техника эмали, где эмаль заполняет промежутки между металлическими перегородками, напаянными ребром на поверхности металла.

Ремесленники не только делали украшения, но и изготавливали оклады для икон, церковную утварь (показ иллюстраций). Рассмотреть орнаменты, установить их связь с языческими мотивами.

Учитель. А что же было на остальной части Руси?

Экскурсовод III . Историческая справка.

В конце XI-начале XII вв. по всей Руси стали строить крестово-купольные храмы. Они строились русскими мастерами из местного материала и с учетом местных традиций. В 1052 году в Новгороде строят Софию Новгородскую, позже - Николо-Дворищенский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, в Чернигове возводят Спасо-Преображенский (30-е гг. XI в., по образу Десятинной церкви) и Борисоглебский соборы. Аналогичные соборы возводились в Вышгороде, Перяславле, Смоленске. Таким образом, на Руси возникают различные художественные школы, объединенные общими чертами. Политические и экономические трудности не позволяют князьям возводить огромные городские соборы, подобные Софии Киевской или Новгородской. В XII веке во всех русских княжествах вырастают одноглавые 4-х столпные церкви, которые заключают в себе яркий художественный образ.

Вопросы для закрепления материала.

Что мы узнали об архитектуре Софии Киевской?

    при каком князе построена: Владимир, Ярослав, Всеволод, Андрей Боголюбский;

    что означает количество глав: чертова дюжина, Христос с учениками, возраст князя, количество строителей;

    о чем рассказывают изображения? (о быте князей)

    тип изображения Богоматери в соборе: Элеуса, Оранта, Одигитрия, Знамение;

    ее название киевлянами: Нерушимая стена, Неопалимая купина, Вседержительница.

Учитель. Перечислить отличительные черты храма.

Ответы.

    многоглавие

    пирамидальность

    растет вверх - принцип иерархии

    ритм объемов - собирание к центру

    пропорциональность - ощущуние гармонии

Учитель. Какой художественный образ заключает в себе этот храм?

Ответы. Учащиеся подбирают слова для определения. Подвести их к понятию "прославление мощи и величия", "ощущение благодати Божьей".

Учитель. Какие чувства вызывает?

Ответы. Красота.

IV . Итоги и выводы по теме урока

    Русь является наследницей византийских традиций.

    Русские мастера творчески переработали византийскую систему и наполнили новым содержанием.

    Художники создавали особый рукотворный мир.

    Языческие традиции будут постоянно "аукаться" в русском искусстве.

    Искусство создано безвестными мастерами.

    Архитектура - ведущий вид искусства, который выражает идеи своего времени.

    Высокий уровень строительной техники.

    Архитектура служит символом прославления власти князя и отражает красоту при гармонии с миром природы.

    При одной строительной системе - крестово-купольной - храмы получают разное образное воплощение и содержание.

    Главный принцип - красота.

    Она входит в нашу жизнь, становится частью ее и связана с современностью.

    Древнерусская культура является частью духовной культуры человечества.

Итак, в искусстве X- XII вв. русский народ увековечил свою молодость, любовь к родной земле. Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как эпоха, которая породила это искусство. И оно входит в духовную культуру современного человека как определенная ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его созидательной силы на заре национальной истории.

V . Выставление оценок.

VI . Домашнее задание. Составить кроссворд с новыми терминами.

Характерной чертой художественной культуры Древней Руси было единство, параллелизм всех составляющих ее частей. В синтез искусств наравне с зодчеством, монументальной фресковой живописью, иконописью входила литература и церковная музыка. Дополняя друг друга, они разными способами выражали единое для всех них содержание. Одни и те же образы, идеи воплощались разными средствами в разных видах искусства, однако подлинным стержнем синтеза древнерусского искусства служило слово, к которому с большим пиететом относились на Руси.

Приобщение к письменной культуре породило культ книги на Руси, почитавшейся одной из высших ценностей. Не варварская воинственность, но духовная мудрость становится высшей добродетелью.

XI в. – время рождения древнерусской литературы. Древнейшим произведением на Руси называют «Слово о законе и благодати» (около серединыXIв) будущего митрополита Иллариона. Оно содержит рассказ о том, как слово Божие распространялось в мире, как оно достигло Руси и утвердилось в ней. В «Слове» излагаются основы русского православия и определяются важнейшие понятия «добра» и «благодати». «Благодать» у Иллариона понимается как духовно-нравственная категория победы добра в душе человека и вытеснения зла. «Писанный закон веры без благодати мало что значит. Закон дан на «приуготовление» благодати, но он не сама благодать: закон утверждает, но не просвещает. Благодать же живит ум, а ум познает истину». «Слово о законе и благодати» было первым значительным образцом древнерусской общественной мысли и литературы, на который впоследствии ориентировалось большинство писателей киевского периода. Это произведение не было простым синтезом византийско-болгарских идей, а имело и регионально-этнические черты, являлось образцом восточнославянской духовной культуры в целом.

Главным прозрением Иллариона стало его утверждение в духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само «Слово» является едва ли не единственным памятником XIвека, в котором употреблено словосочетание «русский народа», а не обычное для того времени понятие «Русская земля».

В литературе древнего периода отчетливо просматриваются такие характеристики национальной психологии, как жертвенность и стремление к страданию. Лучше всего это видно на агиографической литературе – жития святых – любимом чтении наших предков. Не случайно первыми русскими святыми стали Борис и Глеб, младшие сыновья великого князя Владимира Святославовича, отказавшиеся сопротивляться своему брату Святополку и принявшие от него добровольную мученическую смерть. Ярким образцом светской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха (конец XI – начало XII в.) – рассказ о своей жизни государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея единения, преодоления княжеских междоусобиц во имя общерусских интересов пронизывает «Слово о полку Игореве» (около 1187года). Следует отметить в этой связи и «Слово» или «Моление» Даниила Заточника (начало XII в.).

Важнейшую роль в русской литературе играло летописание. Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого. Именно тогда был создан первый исторический труд, предшественник будущей летописи – свод рассказов о распространении христианства на Руси. В него вошли рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание о первых русских мучениках – варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказания о князьях Борисе и Глебе и обширная похвала Ярославу Мудрому, включенная в летопись 1037 г.

Самым значительным памятником является «Повесть временных лет», составленная около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, книжником огромного исторического кругозора и большого литературного дарования. Летопись отличается богатством содержания, простотой и лаконизмом изложения. Автор задумал написать сочинение по истории Русской земли, а не ограничиваться какой-либо княжеской династией, как это требовали традиции средневековых хроник. «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити», так сам Нестор сформулировал эту задачу в заголовке своего труда. История восточных славян, Киевского государства изложена им в связи с историей соседних народов, в русле всемирной истории. «Повесть временных лет», проникнутая идеей единства и независимости Русской земли, способствовала возникновению летописания в других землях Руси и легла в основу многих последующих летописных сводов. В сокращенном виде труд Нестора вошел в «Белорусско-литовскую летопись» 1446 г.

Анализ известных литературных произведений XXIIвв. позволяет говорить об особенностях древнерусской литературы. Прежде всего, произведения древнерусской литературы можно рассматривать как произведения одной темы и одного сюжета. Эта тема – смысл человеческой жизни, этот сюжет – мировая история, которая в сознании людей того времени совпадала со священной историей. Поскольку мировая история не могла быть сочинена, то и условных персонажей в ней не было, а только исторические: первые русские святые Борис и Глеб, Феодосий Печерский и др. При этом древнерусская литература рассказывает только о тех лицах, которые принадлежат к верхушке общества – князьях, митрополитах, полководцах, которые повлияли на ход мировой истории военными подвигами, молитвами, нравственным воздействием на людей.

Распространение письменности, книжного образования на восточнославянских землях тесно связано с именами выдающихся просветителей, крупных деятелей культуры Е. Полоцкой, К. Туровского, А. Смоленского.

Из «Жития Ефросинии Полоцкой», написанного до 1187 г., нам известно о жизни и деятельности этой княгини, внучки знаменитого Всеслава Чародея, которая «яко луча солнечная, просветивши всю землю Полоцкую». При рождении она была названа Предславой, а новое имя получила в монастыре. Ефросиния организовала мастерские по переписке книг (скриптории), открыла иконописную мастерскую, две школы, основала мужской (св. Богородицы) и женский (св. Спаса) монастыри, две церкви, ставшие центрами духовности и просвещения. Ученые предполагают, что она участвовала в создании Полоцкой летописи, переписывала и комментировала книги религиозно-нравоучительного содержания, которые, к сожалению, не сохранились. Имя великой просветительницы не забыто. Образ Ефросиньи воплощен в многочисленных иконах, воспет в стихотворениях, поэмах, отражен на живописных полотнах.

Церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель Кирилл Туровский родился в Турове в семье богатых горожан. О его деяниях известно из жития «Память святого отца нашего Кирилла, епископа Туровского», написанного в XIIв. неизвестным автором. К. Туровский прославился высокохудожественными проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст. Из его наследия сохранились три дидактические повести-притчи, восемь «слов»-проповедей, два канона, 21 молитва-исповедь. Эти работы принадлежат к лучшим достижениям религиозно-дидактической литературы того времени. О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников. Произведения отличаются богатством религиозных и философских знаний, поэтичность символики, возвышенность и величие сакральных образов, проникнутых народной мудростью, а также большой публицистический талант автора. К. Туровский призывал к добродетельному подвижничеству, критиковал зло, насилие, обман.

Значительный вклад в развитие культуры в XIIв. внес Авраамий Смоленский. Из «Жития Авраамия Смоленского», написанного около 1240 г. его учеником монахом Ефремом, следует, что уже вXIIвеке в Смоленске действовали школы, переписывались книги, писались иконы. Ефрем говорит о своем учителе как о прекрасном проповеднике-ораторе, переписчике церковных книг, писателе, художнике. Авраамий Смоленский олицетворял стремление к целостному познанию жизни, что было характерно для христианских просветителей славянского мира.

С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная архитектура . Самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-купольный Софийский собор в Киеве (около 1037 года). По образцу киевской Софии были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде вXIIXIIIвв. создается множество церквей – Бориса и Глеба, Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы и другие, которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшийся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

В период расцвета Киевской Руси особое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос вседержитель) и алтарь (Богоматерь Оранта, т.е. молящаяся); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, изображения проповедников и другое, а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса на Нередице и Дмитриевского собора во Владимире. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XIIв.; большую известность приобрела в это время новгородская школа («Спас Нерукотворный», «Успение», «Ангел Златые Власы»).

Одну из существенных особенностей древнерусской культуры составляет синкретическое единство литературы с живописью, музыкой, архитектурой. Исследователи отмечают, что сюжеты изобразительного искусства были по преимуществу литературными, а изображения – говорящими. Именно для русской ментальности характерно восприятие христианства в его красоте, но в границах иконописного канона как совокупности норм и правил, регламентировавших изображение. Это принципы неподвижности «священных фигур», обратная перспектива, золотой фон изображаемого, физиогномические характеристики, доказывающие аскезу персонажа.

Что касается непосредственно иконописи, то русская иконопись своего наивысшего развития достигает только вXIV –XVвв. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек. В 1378 году он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине. Ему также приписываются несколько икон Благовещенского собора в Москве. На фресках и иконах Феофан Грек изображал святых, погруженных в философскую созерцательность, полных внутреннего духовного напряжения. Свободная манера письма Грека отличалась экспрессивностью, эмоциональностью. Белой краской он создавал блики (на одеждах, в ликах), подчеркивающие духовное совершенство образов; красно-коричневой и желтой охрой оттенял их суровое, грозное начало.

Выдающимся русским иконописцем стал Андрей Рублев, который создал подлинный шедевр – знаменитую «Троицу». Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Живопись Андрея Рублева отличается от работ Феофана Грека теплым, мягким, светлым и спокойным колоритом, сдержанностью кисти, глубокой человечностью и лиризмом образов, несущих идеи прощения, заступничества и гармонии. Лучшее свое творение – «Троицу» – он написал «в память и похвалу» Сергию Радонежскому. Икона была поставлена близ гробницы святого в Троицком соборе монастыря, основанного преподобным.

Изобразив Святую Троицу, Андрей Рублев отразил в живописи мечту русского народа о мире, согласии, единстве. В период кровавых феодальных междоусобиц и ордынских набегов это было особенно важно. Единение, милосердие, жертвенная любовь Троицы –основа, на которой зиждется мир. Эта икона была высоко оценена уже при жизни мастера и сама стала каноном русской живописной школы.

Здесь хочется подчеркнуть, что русское религиозное искусство в целом обладает мощной силой воздействия на человека, благодаря своей символичности. В нем раскрываются истинные ценности и добродетели не в форме назидания, а через эстетическое переживание. Религиозное искусство, начиная со своеобразной архитектуры храмов, «особенной формы куполов, возвышающейся золотыми языками над собором или церковью, напоминают горящие свечи символ служения высшему». Горящую свечу народ в России всегда сравнивал с живой душой человека. Храмовая живопись и церковная музыка наполняет содержание, а литература объединяет их в целое. Живопись иконостаса, по мнению П.А. Флоренского, словно «костыль духовности», является опорой для тех, кто не развил в себе способности духовного зрения

Все искусства Древней Руси, одновременно соединяясь в храме, с огромной силой воздействовали вместе на чувства человека, переносили его в возвышенный мир через созерцание икон, слушание песнопений. Ритуальные процессии, мерцающие свечи, косые лучи дневного света, проникающие сквозь узкие окна храмов, создавали таинственное, возвышенное настроение. Церковное искусство переключало человека от забот сегодняшнего дня на проблемы вечные. В отличие от фольклора, ориентированного на трудовую жизнь, повседневный быт человека, церковное искусство обращается к миру духовному, возвышенному, помогает человеку совершить этот переход.

Еще одна особенность древнерусской культуры состоит в том, что она не знает индивидуальностей, а стремление людей к спасению связано с путями, лежащими вне личности. Многие русские философы (прежде всего славянофилы) считали, что эта особенность культуры неразрывно связана с православием, не требующим полного подчинения человека интересам церкви, но и отвергающим индивидуализм. В православной традиции, чтобы достичь истинного знания, спасения, необходимы соборное единение людей, нравственна общность коллектива, то есть человек сознательно отказывается от своего полновластия и подчиняется религиозной общине.

В этом объяснение того, что древнерусская культура игнорирует индивидуальность одного человека, в том числе и писателей, живописцев, музыкантов, а представляет их как единое и нерасчлененное целое – в совокупности творческих усилий. Подобной коллективности и сплоченности нет ни в одной западной культуре.

«Едва ли в какой-либо другой стране средневекового мира можно встретить так много перекрёстных культурных явлений, как на Руси», - писал советский историк и общественный деятель В.Д. Греков.

И далее он продолжает: «Византия, народы Востока и Кавказа, Западная Европа и Скандинавия кольцом окружали Русь. Персидские ткани, арабское серебро, китайские материи, сирийские изделия, египетская посуда, византийская парча, франкские мечи шли на Русь и, конечно, служили не только предметом потребления богатых классов русского общества, но и образцами для художественного творчества русских мастеров».

Государство Киевская Русь

Объединение восточных славян привело к образованию мощного государства – Киевской Руси. И по размерам оно было одним из самых больших государств в Европе того времени.
Вклад в образование Киевской Руси внесли многие её государственные деятели IX-XI вв.: Вещий Олег, князь новгородский с 879 г. и великий князь киевский с 882 г., укрепивший свой щит на вратах Царьграда, столицы Византии; князья Игорь и Святослав, добившиеся того, что Византия стала приносить русскому государству дань; Владимир, завоевавший Крым и Ливонию (Прибалтику). Принятие христианства ещё более укрепило авторитет княжеской власти в Киевском государстве.
В это же время стал формироваться и русский язык. Вот что об этом пишет А.С. Пушкин: «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI в. древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленного усовершенствования времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность. Простонародное наречие необходимо должно было отделиться от книжного; но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».
Судьба русского древнего искусства была похожей: византийская культура успешно наложилась на уже достаточно созревшие художественные основы культуры нашего народа, тем самым предупредив медленные во времени усовершенствования.

Крещение Руси

Когда мы говорим о креще́нии Руси́, то подразумеваем введение христианства в качестве государственной религии, а также процесс распространения христианства на Руси в XI-XII вв.
Годом крещения Руси обычно называют 988 г., но существуют и другие мнения (990 или 991 гг.).
О первых русских христианах также имеются разноречивые мнения, но достоверно известно, что первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда, в 957 г. стала княгиня Ольга.

М. Нестеров «Святая Ольга». Эскиз росписи собора св. Владимира в Киеве (1892)
Княги́ня О́льга (в крещении Еле́на, ок. 920-969) правила Древнерусским государством с 945 до 960 г. в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. В 957 г. Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи.

Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Из «Повести временных лет» мы узнаём, что до крещения князь Владимир «испытывал веры». Ему предлагали ислам, но он отверг его по той причине, что у мусульман существует запрет на питьё вина («руси есть веселие пити»). Не принял он и католичество («и отцы наши не приняли этого»). Хазарские иудеи предлагали Владимиру принять иудаизм – Владимир также отказался. Затем на Русь прибыл византиец Философ. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть – на небе или на земле». Так Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

В. Васнецов «Крещение князя Владимира». Фреска в киевском Владимирском соборе (конец 1880-х гг.)
Постепенно христианство приняли Новгород, Чернигов, Владимир-Волынский, Полоцк, Переяславль и др. На некоторых территориях христианство насаждалось силой: уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.

Последствия принятия христианства на Руси

«... Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства – Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»... И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь», – может быть, особенно здесь» (В.Н. Топоров).
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в государстве, проникновению византийской культуры. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книг: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Постепенно искоренялось язычество.

Киев – матерь городов русских

Живописные и архитектурные произведения Древней Руси отмечены жизнеутверждающим народным началом, которое успешно соединилось с византийским аристократизмом.
Киевская держава утверждала неразрывность светской и церковной иерархии. И это ярко проявилось в древнерусской архитектуре – размах монументального строительства в Киевской Руси был логичным и закономерным явлением. Иностранные путешественники называли Киев вторым Царьградом. Его красотой был поражён и внук Батыя, когда подошёл к стенам города, чтобы разграбить его.
В XI в. в Киеве был сооружён Софийский собор.

Софийский собор

Согласно летописи, он был построен князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 г. над печенегами. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI в. и значительные фрагменты стенописи позднейшего времени – XVII-XVIII вв. Софийский собор приводил в восхищение всех, кто видел его, даже после перестроек XVI-XVII вв. Епископ Верещинский так описывал впечатление от собора: «Весьма многие согласны в том, что в целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского». Путешественник Павел Алеппский после посещения киевской Софии сказал, что «ум человеческий не в силах её обнять».

Киев считался одним из самых больших и богатых городов в Европе XI-XII вв. При этом город был исключительно развитым в области умственной и художественной культуры. В основанной при Софийском соборе библиотеке хранились и переписывались рукописи. Киев и был родоначальником рукописного творчества.
Высоко ценились русские ремёсла, русское оружие славилось не только в Византии, но и во всей Европе, и в Средней Азии. Кольчуга появилась на Руси на 200 лет раньше, чем на Западе, мечи русской работы были украшены удивительными узорами.
Для храмового строительства Владимир выписал греческих зодчих, которые считались наиболее искусными во всём христианском мире. Они принесли на Русь уже сложившуюся систему крестово-купольного храма. Эта система представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен 4 столбами на 9 ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989-996 гг.) и продолжается в XXI в. в связи с активным церковным строительством по всей России.

Серебряная монета, посвящённая 1000-летию возведения Десятинной церкви в Киеве
Византийцами на Русь была принесена и мозаика. Она широко применялась для украшения храмов. На территории Печерской лавры найдены раскопки стекловарной мастерской, что говорит о возможности местного производства мозаичного материала. Но и в храмостроительство, и в мозаичные украшения древнерусскими мастерами были внесены национальные особенности.

Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. На главном куполе изображён Христос в пурпурном хитоне и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя – четыре архангела, из них только один (в голубом наряде) мозаичный, а другие в 1884 г. написал маслом М.А. Врубель.

Художественные ремёсла Киевской Руси

Древние мастера понимали, что изящное и красивое должно присутствовать не только в музеях и картинах, но и в быту: и стакан, и ложка, и шкаф должны вызывать эстетическое чувство. Художественное ремесло в Киеве достигло высокого уровня. Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. Высокого расцвета достигло и древнерусское ювелирное искусство.
Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т. д.

Н. К. Рерих «Город строят» (1902)
В ремесленном производстве Древней Руси большое место занимали прядение и ткачество. Оно было наиболее массовым и повсюду распространённым, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные: шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные – при раскопках древнерусских городов.
В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли.
Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления керамической посуды, обеспечило широкое развитие гончарного дела в Древней Руси.

Горшок Крапивенского городища (XI-XIII в.) Из фондов Шебекинского историко-художественном музея
В XI в. зародилось, а в XII-XIII вв. достигло развития стеклоделие.

Остромирово Евангелие
И книгопечатанием гордились в Древней Руси, при случавшемся пожаре книги спасали в первую очередь. В Публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге хранится «Остромирово Евангелие», написанное в 1056-1057 гг. дьяконом Григорием по заказу посадника Остромира, приближенного князя Изяслава. Евангелие написано крупным красивым уставом, размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на площади около 20×24 см. Многочисленные многокрасочные буквицы, маргиналии, заставки, изображения евангелистов; в тексте употребляется киноварь. Рукопись состоит из 294 листов пергамента хорошего качества.

Миниатюра из Евангелия

Страница из Евангелия
Но искусство Киевской державы не следует понимать только как искусство Киева. Например, в Чернигове построен не уступающий по внутреннему убранству киевской Софии Спасо-Преображенский собор (XI в.), прекрасен новгородский Софийский собор, увенчанный 5 шлемовидными главами (XI в.) и др.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Новгородский Софийский собор
Свои архитектурные и живописные школы возникли в Полоцке, Смоленске и других городах Древней Руси.

«... История Киевского государства – это не история Украины, не история Белоруссии, не история Великороссии. Это история государства, которое дало возможность созреть и вырасти и Украине, и Белоруссии, и Великороссии. В этом положении весь огромный смысл данного периода в жизни нашей страны» (Б.Д. Греков, советский историк и общественный деятель).

В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам . В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось и каменное строительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений была Десятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989-996). Она имела 25 глав и занимала 900 м 2 , на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный собор Киевской Софии был возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен - скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самой символике русского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы - христово воинство, затем - пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.

В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045-1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X-XI вв., вполне добротного.



Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы . Наивысшие ее достижения - безусловно, летописи . Древнейшая из них - «Повесть временных лет », авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях - в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» - Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати » XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.

Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI-XIII века получил название уставного . Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке . Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них - кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

Не была забыта и народная музыка . Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи , соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел . В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни - напаянного узора из многих шариков, скани - рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали .

Распад Киевской Руси

Два с половиной века мирной, созидательной жизни сменились распрями и междоусобицами, начавшимися сразу после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. В 1132 г. все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, и наступила феодальная раздробленность. Стали обособляться русские города, которые ныне принято относить к Золотому кольцу - Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Андрей Боголюбский (1111-1174), сын Юрия Долгорукого, объявив Владимир столицей Ростово-Суздальского княжества, перевез туда из Киева главную святыню - византийскую икону Богоматери, которая была символом православной Руси. Он даже переименовал эту икону во Владимирскую Божью Мать . Был сооружен во Владимире и храм Успения Богородицы . Даже названиями храма и икон Владимир противопоставил себя Киеву и Новгороду с их храмами Софии.

В 1169 г. войска Андрея Боголюбского захватили Киев и разграбили его. «И раздьрася вся русская земля», написано в одной из хроник, где безудержное умножение княжеств с неизбежными распрями было названо «погибелью земли русской». Этим не преминули воспользоваться татаро-монгольские захватчики. «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные, и никто не знает, кто они, откуда, каков их язык», - скорбит тверская летопись. Даже нашествие не сплотило опьяненные вольностью княжества (к тому времени порядка 50), каждое из которых надеялось остаться в стороне, некоторые в борьбе за власть даже вступали в сговор с захватчиками. Сам Андрей был убит. Правда, в начале распрей была все же попытка прекратить их. В 1147 г. князем Юрием Долгоруким (кон. XI в. - 1157) точно посредине Суздальского княжества был основан новый город - Москва . Не скоро, однако, ей удалось стать новым центром сплочения русских земель.