Оружие массового обучения джон тейлор гатто. «Фабрика марионеток»

Джон Тэйлор Гатто


Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя

Я посвящаю эту книгу своей внучке,

чье имя в переводе с исландского

означает «Священное Писание».

Свети и сияй во тьме, Гвутрун!

Джон Тэйлор Гатто двадцать шесть лет проработал учителем в государственных школах Манхэттена. Имеет ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 г. признан Учителем года г. Нью-Йорк. В настоящее время он, уволившись из государственной школы, продолжает работать учителем в Открытой школе г. Олбани и ездит с выступлениями по Соединенным Штатам Америки, призывая к проведению радикальной реформы системы государственного школьного образования.


«Ваши слова попали в самую точку. Наши школы не оставляют детям никакого свободного времени для общественной жизни и общения с родителями. Ваши идеи очень нужны нам».

Бонни Мак-Кеон,

г. Капон-Спрингс, штат Западная Виргиния


«Я слышал Ваше выступление в программе новостей и полностью с Вами согласен. Когда я впервые начал преподавать здесь, то поразился схожести с Нью-Йорком – те же безумные принципы, те же безумные правила, те же безумные действия, тот же недостаток образования».

Эд Рошут,

преподаватель и научный сотрудник, г. Омаха, штат Небраска


«Вы очень четко описали озабоченность и тревогу, которые я испытываю, пытаясь учить детей в обществе, которое хорошо муштрует, но не дает образования. Мой ответ: аминь, аминь, аминь!»

Кэтлин Трамбл,

учительница, г. Сильвер-Бэй, штат Монтана


«Я не педагог, не родитель и не политик. Я продукт тех проблем, которые Вы описываете. У меня было страстное желание учиться, в своей жизни я встретила нескольких прекрасных учителей и получила диплом, но очень скоро поняла, сколь бесполезным был для меня весь этот опыт. Родителям и ученикам, особенно ученикам, следует знать то, о чем Вы говорите».

Прайя Десай,

г. Филадельфия, штат Пенсильвания


«Такие, как Джон Гатто, имеющие смелость и упорство противостоять бюрократической иерархии, считаются возмутителями спокойствия. Но принципы, которые отстаивает Джон, не новы и не радикальны, а фундаментальны для любого процесса познания. То, что они идут вразрез с действиями современных чиновников от образования, показывает, сколь далеко эти чиновники отошли от истинного предназначения своей профессиональной деятельности».

Рон Хитчон,

г. Секокус, штат Нью-Джерси


«Ваш анализ кризиса государственной системы образования, его отличий от того, что на самом деле нужно людям, и показанная Вами взаимосвязь между школой, телевидением и преобладающим среди американцев апатичным зашоренным мировоззрением вскрывают корни распада нашего общества».

Дэвид Вернер,

г. Пало-Альто, штат Калифорния


«То, о чем Вы говорите, действительно происходит. Вы абсолютно правы в том, что наше школьное обучение имеет целью сделать людей управляемыми, а их жизнь – подконтрольной».

Альфред Т. Апатанг,

Рота, штат Миннесота


«Вы меня просветили и напугали. Я подумаю о многих-многих вещах, но особенно – о том, как вернуть в свой класс живой дух настоящей жизни, чтобы помочь ученикам ощутить ее целостность».

Рут Шмитт,

г. Туба-Сити, штат Аризона


«Высшая награда Вам как учителю – Ваши прекрасные ученики».

Боб Керри,

сенатор, штат Небраска


«Я в восторге от Вашего анализа, понимания ситуации и рекомендаций».

Пэт Фаренга,

Ассоциация Джона Холта

От российских издателей

Уважаемый читатель!

Перед вами книга известного американского учителя Джона Гатто. Учителя думающего, чувствующего и по-настоящему любящего детей. То, что он пишет про систему образования, не лежит на поверхности, и тем не менее после прочтения книги создается впечатление, что все сказанное автором достаточно очевидно. Просто тем, кто является частью образовательной системы, тем, кто привык к существующему десятилетиями порядку вещей, трудно увидеть изнутри происходящее, если не ставить перед собой такой задачи.

Дж. Гатто, проработавший в школе не одно десятилетие, досконально зная все происходящие в школе процессы, дает четкий анализ целей и задач системы в целом, и этот взгляд во многом помогает выстроить в единый ряд отдельные негативные моменты, с которыми сталкиваются в школе дети, родители и учителя. Несмотря на то что речь идет об американской школе, все сказанное поразительно напоминает ситуацию, характерную для российских школ, причем с каждым годом все больше и больше. Именно поэтому мы и решили перевести эту книгу.

Большая часть жизни детей проходит в школе. Школа оказывает огромное воздействие на формирование взглядов и мировоззрения человека. Современная жизнь такова, что у родителей остается все меньше времени на общение со своими детьми и их воспитание. Поэтому проще полагаться на то, что это сделает школа. И некогда задумываться над тем, а что же именно происходит с детьми в школе, чему их там учат.

Дж. Гатто пишет о том, что так или иначе школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач. Школа – это фабрика марионеток, в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Цели могут декларироваться самые разные, но конечная цель именно такова, и надо осознавать это – вот что говорит в своей книге Дж. Гатто. Индивидуальность ребенка, его помыслы и мечты, его личностные качества оказываются невостребованными.

Кроме конкретных знаний, школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, отношение к миру в целом. Вот основные уроки, которые, по мнению автора, дает школа.

Первый урок – это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.

Второй урок – людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток. (Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении, и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу, смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников.)

Третий урок – урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.

Четвертый урок – это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.

Пятый урок – урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.

Шестой урок. Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.

Седьмой урок – полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.

Не правда ли, трудно не согласиться с этими утверждениями? Грандиозная образовательная система существует как бы сама по себе. Она функционирует и разрастается по своим законам, при этом ребенок с его проблемами и интересами все больше остается в стороне. Взять хотя бы действующие при каждой школе подготовительные группы: там учат детей писать, читать, считать, преподают иностранные языки, совершенно не соотнося грандиозные программы с реальной необходимостью и целесообразностью этих знаний, с возможностями и потребностями самих детей и нередко нанося вред их психическому и физическому развитию.

Существующая система образования разъединяет поколения и делает невозможной передачу обычных жизненных знаний и умений от старших к младшим. Знания, которые дает школа, часто совершенно абстрактны и оторваны от реальной жизни.

Каков же выход из ситуации? Как сделать так, чтобы дети не утратили живого интереса к знаниям, не стали конформистами, не стали циниками?

Дж. Гатто видит выход в предоставлении свободы выбора формы образования для каждого, в возрастании роли семьи в воспитании и образовании детей: «Верните семьям собранные у них налоги, чтобы они сами могли искать и выбирать учителей, – они будут великолепными покупателями, если получат возможность сравнивать. Доверьте семьям, районам, отдельным людям самим найти ответ на важный вопрос: "Зачем нам образование?"».

Джон Тэйлор Гатто

Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя

Джон Тэйлор Гатто

«Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя»: Генезис; М.; 2006

ISBN 5‑98563‑097‑8, 0‑86571‑231‑Х

Аннотация

Книга известного американского педагога и писателя Джона Гатто обличает пороки системы обязательного государственного школьного образования, критикует ее базовые постулаты. По мнению автора, экспансия школы лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками в машине индустриального общества.

Самопознание, участие в настоящей жизни с ее реальными проблемами, возможность проявлять самостоятельность и обретать опыт в разных областях жизни – вот то, что позволило бы детям прорваться сквозь путы современного конформистского общества. Автор призывает ограничить влияние школы на ребенка, найти способы вовлечения детей и семей в реальную жизнь общества.

Книга адресована широкому кругу читателей.

Я посвящаю эту книгу своей внучке,

чье имя в переводе с исландского

означает «Священное Писание».

Свети и сияй во тьме, Гвутрун!

Джон Тэйлор Гатто двадцать шесть лет проработал учителем в государственных школах Манхэттена. Имеет ряд государственных наград за выдающиеся заслуги в области образования. В 1991 г. признан Учителем года г. Нью‑Йорк. В настоящее время он, уволившись из государственной школы, продолжает работать учителем в Открытой школе г. Олбани и ездит с выступлениями по Соединенным Штатам Америки, призывая к проведению радикальной реформы системы государственного школьного образования.

«Ваши слова попали в самую точку. Наши школы не оставляют детям никакого свободного времени для общественной жизни и общения с родителями. Ваши идеи очень нужны нам».

Бонни Мак‑Кеон,

г. Капон‑Спрингс, штат Западная Виргиния

«Я слышал Ваше выступление в программе новостей и полностью с Вами согласен. Когда я впервые начал преподавать здесь, то поразился схожести с Нью‑Йорком – те же безумные принципы, те же безумные правила, те же безумные действия, тот же недостаток образования».

Эд Рошут,

преподаватель и научный сотрудник, г. Омаха, штат Небраска

«Вы очень четко описали озабоченность и тревогу, которые я испытываю, пытаясь учить детей в обществе, которое хорошо муштрует, но не дает образования. Мой ответ: аминь, аминь, аминь!»



Кэтлин Трамбл,

учительница, г. Сильвер‑Бэй, штат Монтана

«Я не педагог, не родитель и не политик. Я продукт тех проблем, которые Вы описываете. У меня было страстное желание учиться, в своей жизни я встретила нескольких прекрасных учителей и получила диплом, но очень скоро поняла, сколь бесполезным был для меня весь этот опыт. Родителям и ученикам, особенно ученикам, следует знать то, о чем Вы говорите».

Прайя Десай,

г. Филадельфия, штат Пенсильвания

«Такие, как Джон Гатто, имеющие смелость и упорство противостоять бюрократической иерархии, считаются возмутителями спокойствия. Но принципы, которые отстаивает Джон, не новы и не радикальны, а фундаментальны для любого процесса познания. То, что они идут вразрез с действиями современных чиновников от образования, показывает, сколь далеко эти чиновники отошли от истинного предназначения своей профессиональной деятельности».

Рон Хитчон,

г. Секокус, штат Нью‑Джерси

«Ваш анализ кризиса государственной системы образования, его отличий от того, что на самом деле нужно людям, и показанная Вами взаимосвязь между школой, телевидением и преобладающим среди американцев апатичным зашоренным мировоззрением вскрывают корни распада нашего общества».

Дэвид Вернер,

г. Пало‑Альто, штат Калифорния

«То, о чем Вы говорите, действительно происходит. Вы абсолютно правы в том, что наше школьное обучение имеет целью сделать людей управляемыми, а их жизнь – подконтрольной».

Альфред Т. Апатанг,

Рота, штат Миннесота

«Вы меня просветили и напугали. Я подумаю о многих‑многих вещах, но особенно – о том, как вернуть в свой класс живой дух настоящей жизни, чтобы помочь ученикам ощутить ее целостность».

Рут Шмитт,

г. Туба‑Сити, штат Аризона

«Высшая награда Вам как учителю – Ваши прекрасные ученики».

Боб Керри,

сенатор, штат Небраска

«Я в восторге от Вашего анализа, понимания ситуации и рекомендаций».

Пэт Фаренга,

Ассоциация Джона Холта

Полное название эссе Джона Тейлора Гатто «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя» . Джон Тейлор Гатто – американец, двадцать шесть лет он проработал в государственных школах. В 1991 году он был признан учителем года в Нью-Йорке. Имеет государственные награды за выдающиеся заслуги в области образования. В настоящее время Джон Гатто продолжает работать учителем и горячо ратует за реформирование системы государственного школьного образования. Его эссе получило первый приз на конкурсе, проводившемся Колумбийским университетом. Речь в нем идет, разумеется, только об американской системе образования, но наблюдения, которыми делится автор, выводы, к которым он приходит на основе этих наблюдений и личного опыта – все это не может не заставить задуматься и о нашей школе. Как много общего, к сожалению… Мысли, которые занимают Гатто, на первый взгляд могут показаться неожиданными, отчасти даже и шокирующими, а кому-то они, напротив, откроют глаза на истинное положение дел. В любом случае, эта работа мало кого оставит равнодушным, как мне кажется. В особенности это касается родителей. Есть о чем подумать в начале учебного года, одним словом.

Придя работать в школу и познакомившись поближе с системой государственного образования, Джон Гатто приходит к выводу, что школа учит детей вовсе не тому, что официально заявляет во всевозможных программах и учебных планах. По убеждению Гатто, школьный учитель преподает совсем не географию, к примеру, или английский, а вот какие семь предметов.

Предмет первый – бессистемность. Школьные предметы мало связаны между собой, каждый курс идет своим чередом, никак не соотносясь с другими. За один школьный день ребенок узнает слишком много разного, и ничто не изучается достаточно глубоко. Строго говоря, это просто набор различных фактов, которые никто не учит анализировать. Гатто сравнивает его с лоскутным одеялом. А ведь каждый этап обучения, каждый факт должен рассматриваться как составная часть целого – иначе какое может быть систематизирование и анализ? А добротного образования не может быть без этих навыков.

Предмет второй – сепарация, иными словами – разделение. Каждый ребенок должен оставаться в том классе, в который он попал (для американской школы это важный момент, поскольку классы подразделяются на сильные и слабые). Каждый ребенок снабжен набором ярлыков, по признаку успеваемости, например. Таким образом, детей учат тому, что людей можно и нужно делить на группы. Результатом сепарации, по мнению автора, является то, что «каждый ребенок занимает в пирамиде определенное место и вырваться из этого круга может только случайно». (Здесь и далее цитаты по переводу Юлии Казанцевой.) Замечу снова в скобках: для американцев, пропагандирующих демократическое бесклассовое общество, это удар ниже пояса.

Предмет третий – безразличие. С одной стороны, учитель хочет и даже требует, чтобы дети были увлечены предметом, с другой же – когда звенит звонок, дети должны все бросить, как бы ни было важно и интересно, «выключиться» и идти на следующий урок, «включаясь» заново там. Никакая работа, выходит, не стоит того, чтобы ее закончить.

Отвлекусь на минутку от Америки: помните замечательный советский фильм «Весна на Заречной улице»? В нем есть иллюстрация к этому пассажу. Учительница рассказывает классу: «В тот год, когда армии Суворова штурмовали Альпы, когда в своем холодном дворце доживал последние дни жестокий и трусливый император Павел, в Москве, в доме родовитых, но обедневших дворян Пушкиных родился…» – на последнем слове звенит звонок. Учительница растерянно пожимает плечами, ученики выходят из класса, один из них иронически улыбается: «А вот интересно, кто же это все-таки родился?..». Эпизод призван, думается, показать первые неопытные шаги молодого преподавателя, но пример все же показательный.

Вернемся к эссе. Предмет четвертый – это эмоциональная зависимость. С помощью оценок, системы иных разнообразных поощрений и наказаний ребенка приучают подчиняться командной системе. Проявление индивидуальности – бич школьной системы, это позволяется только в редких, исключительных случаях в качестве привилегии.

Пятый предмет – интеллектуальная зависимость. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что делать. Одним из важнейших уроков, которые дети получают в школе, является то, что «в жизни можно и нужно полагаться на мнение других людей, более умных, более опытных, более образованных». Успешные дети охотно следуют воле учителя, неуспешные пытаются сопротивляться, отстаивают свое право решать, когда, как и что учить. Гатто замечает здесь, что с такими «неуспешными» детьми непросто бороться, когда родители поддерживают их. Но, к сожалению, такое встречается крайне редко, несмотря на падение репутации школы как таковой. Родители не защищают детей, они не желают признавать, что неправа может быть школа, а не их ребенок. А в дальнейшем мы получаем несамостоятельных, инфантильных взрослых, которые не могут принимать решений и не отвечают за свои поступки.

Предмет номер шесть – зависимость самооценки от мнения окружающих. Люди нуждаются не только в указаниях специалистов, но и в их оценке своей деятельности и своей личности как следствие. Автор пишет: «Если вы когда-либо пытались приструнить детей, чьи родители внушили им, что будут любить их независимо от чего бы то ни было, вы знаете, как трудно сломить сильных духом». Впечатляюще, не правда ли?

И, наконец, седьмой предмет: полная подконтрольность. Спрятаться от внешнего контроля невозможно. Дети, проводя в школе большую часть дня, не имеют никакого личного пространства, личного времени, они постоянно на виду у соучеников и учителей. А дома школа продолжается: нужно делать уроки…

Джон Гатто убежден: под прикрытием красивых слов об образовании, о его необходимости и крайней важности, в школе на протяжении двенадцати лет преподаются именно эти семь предметов. Результатом этого, как он считает, является «физический, моральный и интеллектуальный паралич». Эти предметы направлены на то, чтобы воспитать полностью подконтрольную личность, не дать ей развить заложенный в ней потенциал. Кроме того, школа отнимает у детей время, которое они могли бы проводить в семье, где много чему можно было бы научиться, а остатки личного времени съедает телевидение. Эссе было написано почти двадцать лет назад, и за это время, как известно, Интернет значительно отодвинул телевидение в сторону, заняв его место.

Школа, по Гатто, источник лишь плохих привычек. Помимо тех семи предметов, что там преподаются, дети научаются быть безразличными к миру взрослых, поскольку они живут в совершенно оторванном от их жизни мире. Их учат не быть любознательными, у них слабое или извращенное представление о будущем, связанное лишь с идеей обогащения – проблема и взрослого мира! Ведь хорошие оценки дадут хорошее образование, что ведет, в свою очередь, к хорошей, высокооплачиваемой работе. Это ли не подмена жизненно важных ценностей? Дети слабо представляют себе и прошлое, они избегают близких, доверительных отношений. Зависимость от оценок и благосклонности учителя порождает нездоровое соперничество – список этих плохих привычек можно было бы продолжить.

Автор считает, что реформа школьного обучения должна быть такой, чтобы вернуть детям их личное время, которое они могли бы потратить на изучение окружающего мира и на самопознание. То есть в школе нужно проводить не больше времени, как призывают некоторые псевдореформаторы, а меньше. Кроме того, нужно включить в школьную программу общественную работу на бескорыстной основе, чтобы дети могли быть вовлечены в реальную жизнь общества, чтобы воспитывалась в них нравственность, чтобы попросту некогда было смотреть телевизор… И в качестве главного обучающего компонента обязательно должна быть включена семья. Кстати, автор упоминает, что, по данным образовательной прессы, дети, обучающиеся дома, значительно превосходят сверстников-школьников по способности мыслить.

Но государство не заинтересовано в свободно мыслящих гражданах: именно марионетки требуются ему. Более того, содержание понятия «семья» в последние годы активно видоизменяется, вместо него на первый план выходит институт, который Гатто условно именует Организацией. Она претендует на то, чтобы быть семьей для членов общества, Общиной, но на деле ею не является. Кому не знакомы слова «корпоративный дух», «команда», другие термины, которыми нас пичкают фирмы, стремящиеся к тому, чтобы работник вложил в свою деятельность всего себя? Работа – второй дом… Не зря родилась эта поговорка. Подвох в том, что Семье, Общине нужен и важен любой из ее членов, и не частично, а весь, целиком, со всеми его плюсами и минусами. Организация же берет от человека только те его качества, которые нужны ей, и ничего не дает взамен, разве что заработную плату и еще какие-нибудь бонусы. И человек, стремясь соответствовать этим требованиям, теряет себя как цельную натуру. Ведь цели Организации не могут мириться с разнообразием человеческой личности, ей нужна унификация, создание тех самых винтиков, о которых не пишет американец, но о которых отлично знаем мы. «Незаменимых у нас нет»… Самое ужасное – это когда Организация прикидывается Общиной, Семьей, а это, по мнению Гатто, и происходит со школой, то есть распад личности на фрагменты начинается с детских лет. Организация не должна занимать место Семьи, иначе мы окончательно утратим Семью как институт, и тогда прекратится нация.

В качестве выхода Гатто предлагает широкие, массовые обсуждения сложившейся ситуации: нужно кричать и кричать, пока что-то не изменится. У детей должно быть свободное время для самопознания, они не должны быть оторваны от реальной жизни, от других поколений. У детей должен быть выбор, должно быть право на эксперимент, на личный опыт. Преподавание должно быть разрешено не только лицензированным специалистам: здоровая конкуренция значительно повысит качество образовательных услуг. Пусть каждая семья самостоятельно найдет ответ на вопрос: «Зачем нам образование?».

В работе есть еще довольно много рассуждений на темы, которые принципиально важны именно для американцев. В частности, о качестве образования, которое не то что не поднялось, но даже и упало по сравнению с цифрами двухсотлетней давности. О том, что американское общество, ставя перед собой вполне благородные задачи, за последние годы сильно отклонилось от идеальной цели и находится, по сути, в упадке. Многое еще я опускаю, поскольку для наших российских реалий это не столь важно, хотя и безусловно интересно и поучительно.

Несмотря на отличия нашей школьной системы от американской, общего у нас все-таки много. И этого общего, к сожалению, становится все больше. Как назло, мы заимствуем как раз то, от чего уже плачут «прогрессивные» американцы. Тот же самый ЕГЭ – попытки свести все обучение к набору стандартных тестов. Упрощение программ средней школы, которым нас пугают последние несколько лет – все это ведет к тому, что скоро мы совершенно совпадем с той печальной картиной, которую рисует Джон Гатто. Уже и сегодня семь перечисленных им предметов – вполне наша реальность. Бессистемность преподавания, разделение детей и нездоровая соревновательность между ними, отсутствие заинтересованности (читай – мотивации) в учебе, эмоциональная и интеллектуальная зависимость от школьных специалистов, полная подконтрольность – эти предметы и наши дети изучают в полной мере.

Верными ли окажутся для нас направления выхода из образовательного кризиса, указанные Гатто? Он очень искренен и убедителен, его суждения основываются на многолетнем опыте. И кажется, что основное он видит верно: нужно возвращаться к семье, восстанавливать этот институт, практически уничтоженный государственным строем и в нашей стране. Но, честно говоря, мне это представляется скорее идеальным выходом, нежели реальным, что-то такое утопическое в нем есть, недостижимое. Государственная машина просто так не отдаст в руки народа такой прекрасный бизнес, который и прибыль приносит немалую, и граждан воспитывает таких, как надо, замечательных марионеток…

Но, чтобы не получать незаслуженных упреков в пессимизме, закончу тем, что смысл надеяться на перемены к лучшему, как обычно, есть, и мы всегда вольны в своей маленькой ячейке устроить все так, как считаем нужным. По крайней мере, правильные ориентиры у нас есть, а это уже немало.

Данная статья представляет собой рецензию на книгу американского автора Джона Гатто “Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя”, которую в серии “Счастье как образ жизни” выпустило московское издательство “Генезис”.
Большая часть жизни детей проходит в школе. Школа оказывает огромное воздействие на формирование взглядов и мировоззрения человека. Современная жизнь такова, что у родителей остается все меньше времени на со своими детьми и их воспитание. Поэтому проще полагаться на то, что это сделает школа. И некогда задумываться над тем, а что же именно происходит с детьми в школе, чему их там учат.

Дж. Гатто в своей книге «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя» пишет о том, что так или иначе школа в первую очередь выполняет общественный заказ, готовя детей для решения своих задач. Школа — это фабрика марионеток, в основе самой системы обязательного образования лежит стремление сделать людей более ограниченными, более послушными, более управляемыми. Цели могут декларироваться самые разные, но конечная цель именно такова, и надо осознавать это. Индивидуальность ребенка, его помыслы и мечты, его личностные качества оказываются невостребованными.

Цитата из книги:

За двадцать пять лет преподавания в школе я обратил внимание на потрясающее явление: школы и вся система образования имеют все меньше отношения к великим событиям и начинаниям планеты. Никто больше не верит, что ученых готовят на занятиях в естественнонаучных классах, что политиками становятся те, кто успевал на уроках обществознания, а поэтами – те, кто блистал на уроках родного языка. На самом деле школы не учат ничему, кроме подчинения приказам. В качестве учителей в школах работают тысячи добрых, небезразличных людей, но абстрактная логика этого общественного института поглощает их индивидуальный вклад. И хотя учителя – люди, как правило, неравнодушные, и работают они очень и очень много, сам по себе институт школы безнравственен. Звенит звонок, и молодой человек, поглощенный написанием стихотворения, должен быстро закрыть тетрадь и переместиться в другую камеру, где ему предстоит узнать, что люди и обезьяны происходят от общего предка.

Кроме конкретных знаний, школа дает и многое другое: она формирует отношение к себе, к другим людям, к делу, отношение к миру в целом. Вот основные уроки, которые, по мнению автора, дает школа.

Первый урок — это урок бессистемности.

Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано.

Цитата из книги:

Некоторое время назад женщина по имени Кэти из г. Дюбуа, штат Индиана, написала мне следующее: «Какие большие идеи важны для маленьких детей? Самое важное — это дать им понять, что выбор того, что они учат — не чья-либо случайная прихоть, что во всем есть определенная система, что информация не просто льется дождем на них, в то время как они беспомощно пытаются ее поглотить. В этом задача — помочь понять взаимосвязанность всего, сделать информационную картину целостной.

Кэти ошибается. Как раз-таки первый урок, который я даю детям — это урок бессистемности. Все, чему я учу их, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано. При ближайшем рассмотрении, даже в лучших школах содержание и структура учебных планов страдают отсутствием логики, они полны внутренних противоречий. К счастью, дети не могут выразить словами ту растерянность и раздражение, которые они испытывают от навязываемого им под маркой качественного образования постоянного нарушения естественного порядка вещей. Целью школьной системы является формирование у детей поверхностного лексикона из области экономики, социологии, естественных наук и т.д., а не реальной увлеченности чем-то конкретным. Но качественное образование предполагает глубокое изучение чего бы то ни было. Детей приводит в смятение огромное количество разных взрослых, работающих в одиночку, практически без связи друг с другом, претендующих на передачу ими опыта, которым они часто сами не обладают.»

Второй урок — людей можно и нужно делить на группы: всяк сверчок знай свой шесток.

Еще до поступления в школу начинается борьба за место в престижном учебном заведении и дети, попавшие, к примеру, в гимназический класс или в привилегированную школу смотрят свысока на своих менее удачливых сверстников.

Третий урок — урок безразличного отношения к делу:

когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают до конца.

Цитата из книги:

Действительно, школьные звонки учат, что никакая работа не стоит того, чтобы ее завершить, так зачем глубоко переживать из-за чего бы то ни было? Годы жизни по звонку приучают всех, кроме самых сильных, к тому, что в мире нет ничего, что было бы более важным, чем следование расписанию. Звонки являются выразителями тайной логики школьного времени, их власть неумолима. Звонки уничтожают прошлое и будущее, делая все перерывы похожими друг на друга, так же как абстракция карты делает все горы и реки похожими друг на друга, хотя в действительности они таковыми не являются. Звонки наполняют любое начинание безразличием.

Четвертый урок — это урок эмоциональной зависимости.

С помощью оценок, улыбок, хмурых взглядов, призов, грамот, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе.

Пятый урок — урок интеллектуальной зависимости.

Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы.

Цитата из книги:

Важнейшим уроком, который получают дети в течение всей школьной жизни, является тезис о том, что, в жизни можно и нужно полагаться на мнение других людей — более умных, более опытных, более образованных. Только я, учитель, вправе решать, что именно будут учить мои дети, вернее сказать, те, кто мне платит, принимают решения, которые я потом претворяю в жизнь. Если мне говорят, что эволюция является фактом, а не теорией, я передаю это дальше, не рассуждая об этом и наказывая отступников, которые отказываются думать так, как считают нужным начальники от образования. Право контролировать мысли детей, решать, что именно они должны думать по тому или иному поводу, позволяет мне легко разделять учеников на успешных и неуспешных.

Успешные дети думают так, так я им велю, особо при этом не сопротивляясь и демонстрируя даже некоторый энтузиазм. Из миллионов вещей, достойных изучения, я решаю, каким из них мы можем уделить внимание, вернее, это решают мои безликие работодатели. Выбор за ними, зачем спорить? Любознательность не играет какой-либо значимой роли в моей работе, ценится лишь конформизм.

Неуспешные дети сопротивляются этому, и хотя у них нет четкого представления о том, с чем именно они борются, они отстаивают право самим решать, что и когда им учить. Может ли учитель позволить им такое поведение? Конечно, нет. К счастью, есть испытанные способы сломить волю бунтарей; сложнее обстоит дело с детьми, родители которых поддерживают их и бросаются им на помощь. Но такое происходит все реже и реже, несмотря на то, что в обществе репутация школы падает. Ни один из встреченных мною родителей, относящихся к среднему классу, не признавал, что неправ может быть не их ребенок, а школа, в которой он учится. Ни один родитель за все двадцать шесть лет преподавания! Это удивительный факт, являющийся лучшей иллюстрацией того, что происходит с семьями, где и мать, и отец отлично усвоили семь основных предметов учебного плана.

Люди ждут, когда специалист скажет им, что надо делать. Не будет преувеличением сказать, что вся наша экономика зависит от того, насколько хорошо усвоен этот урок. Только подумайте, что может произойти, если наши дети не будут приучены к зависимости: социальные службы вряд ли уцелеют; я думаю, они исчезнут в то историческое небытие, которое их породило. Всякого рода консультанты и психоаналитики будут в ужасе наблюдать, как тает поток людей с психологическими проблемами. Всевозможные коммерческие развлечения, включая телевидение, будут отмирать, по мере того как люди вновь будут учиться развлекать себя сами. Рестораны, индустрия полуфабрикатов и готовых блюд, а также всевозможные другие службы, связанные с общепитом, значительно сдадут свои позиции, если люди вернутся к домашней еде и перестанут полагаться на посторонних людей в выборе пищи и ее приготовлении. Значительно сократится потребность в юридических, медицинских и инженерных услугах, равно как и в пошиве одежды и обучении школьников.

Но всего этого можно избежать, если наши школы будут ежегодно выпускать потоки беспомощных людей. Не торопитесь голосовать за радикальную школьную реформу, если вы хотите по-прежнему регулярно получать зарплату. Мы построили систему, основанную на том, что люди делают то, что им говорят, так как сами они решить ничего не могут. Это один из главных уроков, который я преподаю.

Шестой урок. Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих.

Цитата из книги:

Если вы когда-либо пытались приструнить детей, чьи родители внушили им, что будут любить их независимо от чего бы то ни было, вы знаете, как трудно сломить сильных духом. Наша общественная система не выдержит потока уверенных в себе людей, поэтому я учу детей, что их самооценка должна зависеть от мнения специалиста. Мои ученики постоянно подвергаются тестированию и оцениванию.

Седьмой урок — полная подконтрольность.

У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени.

Цитата из книги:

Школа продолжает свое влияние на ребенка и дома, задавая ему домашние задания, которые он обязательно должен выполнять. Ощущение постоянного надзора распространяется, таким образом, и на домашнюю жизнь, в которой при наличии свободного времени ученики могли бы почерпнуть что-либо несанкционированное у своих родителей, научиться чему-либо на собственном опыте или в результате наблюдений за чьим-либо мудрым поведением. Нелояльность идеям школьного обучения — это то, чего отчаянно боится школа, она воспринимается ею как дьявол, всегда готовый вырваться наружу.

Не правда ли, трудно не согласиться с этими утверждениями? Грандиозная образовательная система существует как бы сама по себе. Она функционирует и разрастается по своим законам, при этом ребенок с его проблемами и интересами все больше остается в стороне. Взять хотя бы действующие при каждой школе подготовительные группы: там учат детей писать, читать, считать, преподают иностранные языки, совершенно не соотнося грандиозные программы с реальной необходимостью и целесообразностью этих знаний, с возможностями и потребностями самих детей и нередко нанося вред их психическому и физическому развитию.

Существующая система образования разъединяет поколения и делает невозможной передачу обычных жизненных знаний и умений от старших к младшим. Знания, которые дает школа, часто совершенно абстрактны и оторваны от реальной жизни.

Каков же выход из ситуации? Как сделать так, чтобы дети не утратили живого интереса к знаниям, не стали конформистами, не стали циниками?

Дж. Гатто видит его в предоставлении свободы выбора формы образования для каждого, в возрастании роли семьи в воспитании и образовании детей:

Верните семьям собранные у них налоги, чтобы они сами могли искать и выбирать учителей — они будут великолепными покупателями, если получат возможность сравнивать. Доверьте семьям, районам, отдельным людям самим найти ответ на важный вопрос: «Зачем нам нужно образование?

Возможно, этот ответ идеалистичен. Но в данном случае это не важно. Для нас главное, чтобы эта книга заставила задуматься и учителей, и родителей над тем, как влияет существующая система образования на наших детей.

Мы не хотели бы, однако, чтобы книга Гатто была воспринята как антишкольный манифест, как призыв к «революции». Считаем ли мы, что детей вообще не надо отдавать в школу? Нет, конечно, хотя и это возможно. Может быть, мы думаем, что надо переделывать учителей, заставляя их изменять свои профессиональные и жизненные установки? Тоже нет, потому что в рамках существующей системы это просто невозможно, да и не нужно. Обращение к чиновникам от образования тоже не имеет особого смысла. Даже не надо объяснять, почему. Тогда для чего написана книга и зачем мы издаем ее? Ответ прост и сложен одновременно.

Мы обращаемся прежде всего к родителям. Родители бывают разные.

Среди них есть такие, которые вообще не задумываются о том, что происходит с детьми. Кто-то, наоборот, считает необходимым контролировать или по крайней мере сопровождать их на протяжении всей школьной жизни. Некоторые сами не любили школу и передают эту неприязнь своим детям. Другие считают, что именно школа делает человека человеком. Все может быть по-разному, но очень часто, если не сказать, почти всегда, школа воспринимается как нечто неизбежное, как некий жизненный этап, который надо пережить несмотря ни на что. Если повезет, школьные годы будут восприниматься как осмысленный и полный жизни этап, а если нет — то они будут тянуться, и тянуться, и тянуться, но… сделать ничего нельзя, надо дотерпеть. Так вот — вовсе необязательно. Можно все изменить — можно поменять школу, учителей, можно вообще учить ребенка дома, в конце концов. Можно найти множество выходов, которые помогут ребенку, а может быть, даже спасут его. Но для этого нужна смелость, которая дается уверенностью в себе и в своем ребенке. А вот именно в этом и проблема. Потому что, когда родители ориентируются на требования школьной системы, не осознавая того, что эта система преследует прежде всего свои цели, они перестают чувствовать ребенка, перестают верить в него и слушать себя. Главным становится — удержаться в системе, соответствовать ее требованиям любой ценой.

Бытует мнение, что школа приучает ребенка к суровым законам жизни. Но ведь это не так. Жизнь себе каждый человек выбирает свою, и вовсе не обязательно она должна быть такой, как в школе. И если у вас есть своя жизнь, то стоит задуматься — имеет ли смысл ограничивать пребывание ребенка в этой вашей особенной жизни и доверять его системе, которая от вашего представления о жизни может сильно отличаться? В школе следует проводить меньше времени, а не больше — так отвечает на этот вопрос Дж. Гатто. Вы хотите передать ребенку свои ценности? Так давайте ребенку ощутить эти ваши ценности, живите с ним общей жизнью, прислушивайтесь к его и вашим потребностям. И в этом будет гораздо больше толку, чем в его пребывании в самой лучшей гимназии вашего города!