Произошло наваринское морское сражение. Произошло наваринское сражение Парусный линкор герой наваринского сражения 1827

Наваринское сражение 1827 года - это крупное морское сражение между объединенным флотом России, Франции и Англии, с одной стороны, и турецко-египетским флотом, с другой. Оно произошло 20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря, на юго-западном побережье греческого полуострова Пелопоннес, и стало одним из решающих событий Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 годов.

В 1827 году три союзные страны подписали Лондонскую конвенцию, согласно которой Греции предоставлялась полная автономия от Османской империи. Однако, последняя отказалась признавать данный документ, что и стало поводом для отправки в зону конфликта союзной эскадры для оказания давления на Турцию.

Объединенный союзный флот состоял из 28 судов, вооруженный до 1 300 орудиями. Командовали эскадрами - русский контр-адмирал Логин Гейден, французский контр-адмирал де Риньи и английский вице-адмирал Кодрингтон, принявший общее командование силами союзников, как старший в чине. Турецко-египетский флот под командованием Ибрахима-паши насчитывал в два раза больше судов, вооруженный до 2 220 орудиями, к тому же он находился под защитой береговых батарей и 6 брандеров. И хотя союзный флот уступал в численности и артиллерии, но превосходил в боевой выучке личного состава.

Вице-адмирал Кодрингтон, рассчитывая без применения оружия, лишь путем демонстрации силы заставить противника принять требования союзников, направил флот в Наваринскую бухту, куда он и вошел 20 октября 1827 года. И к турецкому адмиралу были посланы парламентеры с требованием покинуть Грецию. Однако, турки начали стрелять и убили одного из парламентеров, а затем открыли огонь из береговых орудий, на что союзники открыли ответный огонь.

Сражение в Наваринской бухте продолжалось около 4 часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота, которому не смогла помочь ни поддержка береговых батарей, ни египетская морская пехота. К тому же в сражении погибло около 7 тысяч турок, многие были ранены. Союзники не потеряли ни одного корабля, а потери убитыми и ранеными составили примерно 800 человек.

Особенно проявила себя в сражении русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена, принявшая на себя главный удар противника и, действуя наиболее решительно и искусно, разгромила весь центр и правый фланг неприятельского флота. Героем боя заслуженно стал русский линейный корабль «Азов» во главе с капитаном 1-го ранга Михаилом Лазаревым, который вел бой с пятью турецкими кораблями и оказывал поддержку другим союзным судам.

Разгром турецкого флота в этой битве весьма ослабил морские силы Турции, что внесло свой значимый вклад в победу России в последовавшей русско-турецкой войне 1828-1829 годов. И, конечно же, победа союзного флота в Наваринском сражении обеспечила поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого стала автономия Греции по Адрианопольскому мирному договору 1829 года.

Наваринское сражение 1827 года по праву считается одной из крупнейших морских баталий Новой истории, в которой приняли участие крупнейшие державы тех времен. Данная битва предопределила судьбу участниц боевых действий, усилив позиции одной стороны и еще более ослабив противоположный лагерь.

Предпосылки к началу войны

Несмотря на то что Османская империя медленно скатывалась на самое дно политического и экономического кризиса, она по-прежнему обладала довольно-таки значительными территориями на Балканах и на севере Африки. Удерживать столь обширные земли с годами становилось все тяжелее и тяжелее. Особенно яро за свою независимость сражались греческие революционеры. Их борьба началась в 1821 году с крупного восстания в Пелопоннесе. Османский султан Махмуд II лишь с помощью своего египетского вассала Мухаммеда Али в 1824 году сумел остановить расширение освободительного движения греков. За ситуацией на Балканах внимательно следили европейские державы. Англия и Франция искали выгоду в стремительном ослаблении Османской империи. Россия же, преуспевшая в войне с турками в 1806-1812 гг., хотела еще больше укрепить свое положение на Балканском полуострове и Черном море.

Попытка примирения сторон

Несмотря на вышесказанное, будущие союзники по Антанте не были заинтересованы в полном развале Османской империи. По крайней мере, не так быстро. Франция и Англия стремились поставить ее в зависимое положение путем экономического давления, выкачивая из нее ресурсы и по надобности использовать против России. Русского царя Николая I также не устраивало падение столь крупной империи, хоть она и была ослаблена. Быстрый развал привел бы к серьезным изменениям на политической карте как на Балканах, так и на севере Африки, которые входили в сферу влияния союзников.

И поэтому 16 июля 1827 года в Лондоне при участии высокопоставленных чиновников Франции, Англии и России была подписана конвенция, утверждавшая автономию Греции в составе Османской империи. Греки продолжали платить ежегодную дань в султанскую казну и считаться подданными султана, но получали значительные преимущества для торговых операций с европейскими державами. Документ обязал стороны прекратить боевые действия и заключить мир. Нарушение договора предполагало вмешательство в конфликт путем введения морских сил стран-посредников.

Эскалация конфликта

Естественно, такое положение дел категорически не устраивало турецкого владыку. Ведь впервые за 5 веков управления Греция получила шанс освободиться от османской опеки и заполучить долгожданную свободу. Действия султана Махмуда II были вполне ожидаемы. Османская империя не собиралась следовать условиям Лондонской конвенции. В Наваринской бухте расположился внушительный турецко-египетский флот. Данный шаг способствовал активации пункта о вмешательстве в конфликт союзной эскадры.

Численность и командный состав противников

Объединенный флот России, Англии и Франции взял курс на Наваринскую бухту. Российской эскадрильей руководил контр-адмирал Л. Гейден (голландец на службе у русского царя), французскими военно-морскими силами - А. де Риньи. Общее предводительство было передано высшему чину союзной армады - английскому вице-адмиралу Э. Кодрингтону. Всего выдвинулось 26 кораблей при 1300 орудиях.

По прибытии к месту назначения 20 октября 1827 года союзники поняли, что противник превосходит их как по числу кораблей и живой силе, так и по артиллерийской мощи почти в 2 раза. Всего на оборону бухты собралось 91 судно. Османо-египетским флотом руководил Ибрагим-паша, помогали ему Тахир-паша и Мухаррем-бей. Помимо 2600 орудий, расположенных на судах, на суше, в одноименной крепости также находилась береговая охрана при еще 165 орудиях, а также небольшая батарея на острове Сфактерия. Несмотря на столь внушительный перевес в вооружении и численности, у европейской эскадрильи имелся один значительный плюс перед оппонентом - многолетний опыт участия в морских баталиях. Более того, греки решили не отсиживаться в сторонке и примкнули к союзническому флоту.

Попытка переговоров

Даже приведя флотилию в полную боевую готовность, командующий Э. Кодрингтон все еще не потерял надежды на решение конфликта дипломатическим путем. Французский и английский флот довольно осторожно и медленно прошел через узкий залив и расположился напротив соперника. Не радушно были встречены российские корабли. Османы не забыли поражения в войне 1806-1812 гг., после которой лишились ряда территорий. Сразу по русским судам открыли шквальный огонь. Несколько судов союзников, в том числе "Сирена" флагманский корабль французов, получили пробоины. Затем наступило некоторое затишье. Воспользовавшись моментом, Кодрингтон отправил к вражескому лагерю небольшую делегацию. Однако береговые силы противника еще в самом начале не собирались вести всякие переговоры и вновь открыли огонь изо всех орудий. Парламентеры погибли моментально, несколько кораблей союзников получили значительные повреждения. Таким образом, на мирном урегулировании конфликта был поставлен жирный крест. Таким образом, 20 октября 1827 года Наваринское морское сражение началось.

Ход и результат сражения

Сигналом к Наваринскому морскому сражению послужил обстрел египтянами флагманского корабля англичан - "Азии". Судно командующего флота получило несколько пробоин. Мухаррем-бей собирался добить противника. Однако на авансцену вступил будущий герой морской битвы "Азов" - флагман российского флота. При отсутствии Гейдена, получившего контузию, командование на себя взял капитан Лазарев. Атака на "Азию" была отбита, а корабль Мухаррем-бея потоплен. Затем в бой вступили и другие русские суда - "Гангут", "Иезекиль", "Александр Невский", "Константин", "Елена", "Проворный" и "Кастор". Однако сражение в Наваринской бухте стало звездным часом именно "Азова", который и стал основным залогом победы, поведя в бой остальных. Битва продолжалась всего лишь 4 часа и завершилась сокрушительным поражением османо-египетского флота.

Потери с обеих сторон

Наваринское сражение окончилось ожидаемой победой союзной флотилии. Опыт взял верх над численным и оружейным перевесом. Со стороны победивших потери были довольно незначительны - около 800 человек убитыми и ранеными. Несмотря на серьезные повреждения, ни один из кораблей европейской эскадрильи не был потоплен. Среди российских кораблей только на "Касторе" не оказалось никаких людских потерь. Что касается проигравших, то здесь ситуация обстояла куда хуже. Союзным флотом было уничтожено больше половины кораблей (точнее 61) Османской империи и ее союзника Египта. Остальные суда также оказались в непригодном состоянии из-за повреждений. Человеческие потери составили более 7000 человек. Ночная атака турков также не имела успеха. Оставшиеся корабли были потоплены самими османами.

Герои и награды

Как упоминалось выше, главным героем Наваринского сражения стал флагман российского флота "Азов". Несмотря на многочисленные повреждения, на его счету 5 потопленных кораблей противника, в том числе также 2 судна под руководством Мухаррем-бея и Тахир-паши. Вместе с "Азией" был также уничтожен корабль фрегат главнокомандующего Ибрагим-паши, еще несколько из них вынужденно сели на мель. "Азов" первым в истории России удостоился кормовой Георгиевской ленточки. За боевые заслуги получили награды (в том числе и зарубежные) и повышение в звании Гейден (вскоре поднят до вице-адмирала), Нахимов, Лазарев (дослужился до контр-адмирала) и другие проявившие себя офицеры и солдаты.

Последствия сражения

Наваринское сражение предопределило дальнейшую судьбу стран-участниц. Больше всего от морской битвы выиграла Греция. Ее судьбу решила Российская империя в очередной русско-турецкой войне 1828-29 гг., завершившейся викторией русских, которая в течение ближайших лет подарила грекам долгожданную независимость.

В благодарность эллины и по сей день отмечают день победы в Наварине чуть ли не как национальный праздник, поминая погибших. Османская империя после поражения еще больше стала регрессировать, появилось много желающих бросить вызов османскому султану и отделиться от турецкого владычества. Еще вчерашний союзник египетский наместник Мухаммед Али дважды в 1830-40-е гг. поднимал войска против Махмуда II за право владения Сирией, но в итоге при вмешательстве России потерпел неудачу. Что касается Англии и Франции, то они были крайне недовольны успехами русских и всячески искали повод ослабить влияние Российской империи на балканские страны и не допустить ее на Ближний Восток. Все эти попытки в начале 1850-х привели к Крымской войне, где бывшие союзники стали врагами.

Источники о сражении

Наваринское сражение 1827-го стало, в первую очередь, большим успехом российского военно-морского флота. Естественно по этому случаю в российском календаре имеется праздник - день командира ВМФ России. Книги о Наваринском сражении довольно многочисленны: И. Гусева "Наваринское морское сражение", Г. Арша "Россия и борьба Греции за освобождение", О. Шпаро "Освобождение Греции и Россия" и многих других. Зарубежные авторы в основном дают скудные сведения о битве или преуменьшают успехи российского флота в описаниях. Наваринское сражение 20 октября 1827-го заинтересовало также и художников. Наиболее известными являются картины Ивана Константиновича Айвазовского и англичанина Джорджа Филиппа Рейнагла.

Русско-турецкая война 1828–1829 гг. была вызвана стремлением Турции сохранить распадающуюся Османскую империю. Россия, поддержав восстание греческого народа против турецкого владычества, направила к берегам Греции эскадру Л.П. Гейдена для боевых действий совместно с англо-французским флотом (см. Архипелагская экспедиция 1827 г.). В декабре 1827 г. Турция объявила России «священную войну». Русские войска успешно действовали на обоих, Кавказском и Балканском, театрах войны. На Кавказе войска И.Ф. Паскевича штурмом овладели Карсом, заняли Ахалцих, Поти, Баязит (1828 г.), захватили Эрзурум и вышли к Трапезунду (1829 г.). На Балканском театре русские войска П.Х. Витгенштейна форсировали Дунай и взяли Варну (1828 г.), под руководством И.И. Дибича разбили турок при Кулевче, овладели Силистрией, совершили смелый и неожиданный переход через Балканы, угрожая непосредственно Стамбулу (1829 г.). По мирному договору Россия приобрела устье Дуная, черноморское побережье от Кубани до Аджарии и др. территории.

Архипелагская экспедиция (1827)

Архипелагская экспедиция 1827 г. - поход русской эскадры Л.П. Гейдена к берегам Греции для поддержки греческого антитурецкого восстания. В сентябре 1827 г. эскадра соединилась в Средиземном море с англо-французским флотом для совместных действий против турок. После того как Турция отвергла ультиматум союзников о прекращении военных действий против Греции, союзный флот в Наваринском сражении полностью уничтожил турецкий флот. В сражении отличилась эскадра Гейдена, уничтожившая центр и правый фланг флота противника. В ходе последующей русско-турецкой войны 1828–1829 гг. русская эскадра блокировала Босфор и Дарданеллы.

Наваринское морское сражение (1827)

Сражение в Наваринской бухте (юго-западное побережье полуострова Пелопонес) между соединенными эскадрами России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом – с другой состоялось во время Греческой национально-освободительной революции 1821–1829 гг.

В состав соединенных эскадр входили: от России – 4 линейных корабля, 4 фрегата; от Англии – 3 линейных корабля, 5 корветов; от Франции – 3 линейных корабля, 2 фрегата, 2 корвета. Командующий – английский вице-адмирал Э. Кодрингтон. Турецко-египетская эскадра под командованием Мухаррем-бея насчитывала 3 линейных корабля, 23 фрегата, 40 корветов и бригов.

Перед началом сражения Кодрингтон направил к туркам парламентера, затем – второго. Оба парламентера были убиты. В ответ соединенные эскадры 8 (20) октября 1827 г. атаковали противника. Наваринское сражение продолжалось около 4 часов и завершилось уничтожением турецко-египетского флота. Его потери составили около 60 кораблей и до 7 тыс. человек. Союзники не потеряли ни одного корабля, имея всего около 800 человек убитыми и ранеными.

В ходе сражения отличились: флагманский корабль русской эскадры «Азов» под командованием капитана 1 ранга М.П. Лазарева, уничтоживший 5 кораблей противника. На этом корабле умело действовали лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин – будущие герои Синопского сражения и обороны Севастополя в Крымской войне 1853–1856 гг.

Подвиг брига «Меркурий»

Бриг «Меркурий» был заложен в январе 1819 г. на верфи в Севастополе, спущен на воду 19 мая 1820 г. Тактико-технические характеристики: длина – 29,5 м, ширина – 9,4 м, осадка - 2,95 м. Вооружение – 18 24-фунтовых пушек.

Шла русско-турецкая война 1828–1829 гг. В мае 1829 г. «Меркурий» в составе небольшого отряда под флагом капитан-лейтенанта П.Я. Сахновского совместно с фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей» нес дозорную службу в районе Босфора. Утром 26 мая была обнаружена турецкая эскадра в составе 18 судов, в том числе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов и 2 корветов. Подавляющее превосходство врага было неоспоримым, и потому Сахновский подал сигнал не принимать боя. Подняв все паруса, «Штандарт» и «Орфей» ушли от погони. «Меркурий», построенный из тяжелого крымского дуба, а потому значительно уступавший в скорости, отстал. Бросившиеся в погоню быстроходные корабли турецкого флота, 110-пушечный линейный корабль «Селимие» и 74-пушечный «Реал-Бей», вскоре настигли русский бриг.

Видя неизбежность боя с врагом, командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский собрал офицеров. Выступивший по традиции первым самый младший по званию поручик корпуса флотских штурманов И.П. Прокофьев выразил общее мнение – принять бой, а в случае угрозы захвата корабля – взорвать его, для чего возле крюйт-камеры оставить заряженный пистолет.

Бриг первым дал залп по противнику. Казарский умело маневрировал, не давая туркам вести прицельный огонь. Несколько позднее «Реал-Бей» все же смог занять огневую позицию с левого борта и «Меркурий» попал под перекрестный обстрел. Турки осыпали бриг ядрами и брандскугелями. Во многих местах начался пожар. Часть команды принялась тушить его, но меткий обстрел турецких кораблей не ослабевал. Русским канонирам удалось нанести столь существенные повреждения «Селимие», что турецкий корабль был вынужден лечь в дрейф. Но «Реал-Бей» продолжал обстрел русского брига. Наконец он тоже получил попадание ядром в переднюю мачту и стал отставать. Около 4 часов длился этот беспримерный бой. «Меркурий», несмотря на то, что им было получено 22 попадания в корпус и около 300 в такелаж и рангоут, вышел из него победителем и на следующий день присоединился к Черноморской эскадре. За подвиг капитан-лейтенант А.И. Казарский был удостоен ордена Св. Георгия IV степени и произведен в капитаны 2 ранга, а корабль награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Кроме того, в императорском рескрипте говорилось, что «когда бриг сей, будет приходить в негодность, построить по одному с ним чертежу и в совершенном с ним сходстве таковое же судно, наименованное «Меркурием», приписав к тому же экипажу, на который перенести и Георгиевский флаг с вымпелом».

Эта традиция, сложившаяся в русском флоте, продолжается и поныне. На широких просторах морей и океанов несут российский флаг морской тральщик «Казарский» и гидрографическое судно «Память «Меркурия».

Командир легендарного брига А.И. Казарский в апреле 1831 г. был назначен в свиту Николая I и вскоре получил чин капитана 1 ранга. 28 июня 1833 г. он скоропостижно скончался в Николаеве. В Севастополе по проекту А.П. Брюллова был заложен памятник отважному моряку. На каменной усеченной пирамиде – стилизованная модель античного военного корабля и краткая надпись: «Казарскому – потомству в пример».

знаменитый парусный линкор (Наварин)

Альтернативные описания

Город в России, Ростовская область, порт на реке Дон

Город, названный турками по первой букве славянской азбуки

Место где происходила битва в 1637-1643, Россия-Турция

Парусный линейный корабль русского ВМФ, отличившийся в наваринском сражении 1827 г.

Турецкая крепость Азак

Русский парусник, участник Наваринского сражения

Донской город с именем моря

Парусный корабль, впервые в истории русского флота награжденный Георгиевским кормовым флагом за боевые отличия в Наварском сражении

Родной город исследователя Арктики Р. Л. Самойловича

Название этого русского города происходит от тюркского «азак» - «устье реки»

Этот корабль стал первым в Российском флоте, награжденным Георгиевским флагом

Город, в честь взятия которого в Москве возвели первые триумфальные ворота

С момента победы над каким городом Россия перестала являться сухопутной страной?

Город в Ростовской области

Город, взятый юным Петром 1

Город в России

Город-порт в России на Азовском море, Ростовская область

Древний город Причерноморья

Порт на реке Дон

Порт на Дону

. «азбучный» город и порт

Город-порт в России

Русский парусник

Тана, Азак, а как сейчас?

Город в Ростовкой области

Город близ Ростова

Море рядом с Черным (разг.)

Российский парусник

Героический русский парусник

Город и порт на левом берегу Дона

Ростовский город

Город близ Таганрогского залива

Знаменитый линкор (Наварин)

Город-крепость Ростовской области

Парусник русского ВМФ

Город близ Ростова-на-Дону

Город в Рост. обл.

Укр. море (разг.)

Море у Ростова-на-Дону

И город, и парусник

Порт в низовьях Дона

Порт в низовье Дона

Город взятый юным Петром Первым

Город, взятый юным Петром I

Порт в Ростовской области

Знаменитый парусник

Город в низовьях Дона

Тип мониторов ХХ века

Парусник русского флота

Русский корабль

Порт на реке Дон

Город в Российской Федерации, Ростовская область, порт на река Дон

Город в Ростовской области

Русский парусный линейный корабль (Наваринское сражение 1827 г.)

Ночью и утром 8 октября было маловетренно, из-за чего эскадры союзников оставались у входа в бухту. Только после 11 часов утра подул ветер с юга и адмиралы начали строить свои эскадры в походный ордер.

Турецко-египетский флот стоял в удобной для защиты Наваринской бухте на якоре в три линии, в излюбленной для него форме полумесяца. Линейные корабли и фрегаты составляли первую линию, корветы и вспомогательные суда - вторую и третью. На обоих флангах турецко-египетского флот:, стояли наготове брандеры. Турецкими кораблями командовал адмирал Тахир-паша, египетскими - адмирал Мухарем-бей.

Вблизи восточного берега стояли транспорты и купеческие суда. Узкий вход в бухту защищали крепость Наварин (40 орудий), батареи на острове Сфактирия (125 орудий) и брандеры.

По приказу командующего соединенными эскадрами вице-адмирала Э. Кодрингтона эскадры должны были входить в Наваринскую бухту двумя кильватерными колоннами: в правой колонне английские и французские корабли, в левой - русские. Английским и французским кораблям назначалась позиция против левого фланга турецко-египетского флота, русским - против центра. Английские и русские фрегаты должны были стать на правом фланге. Каждое из судов эскадры, входя в Наваринскую бухту, становилось прямо против борта того неприятельского судна, с которым ему предстояло сражаться. Огонь открывался по сигналу флагмана. Корвет «Гремящий» должен был крейсировать у входа в бухту, в сражении он не участвовал.

В 12.30 с английского флагманского корабля «Азия» был дан сигнал о движении в Наваринскую бухту. При построении боевого порядка французские корабли своевременно не заняли места в правой колонне. При подходе к Наваринской бухте Э. Кодрингтон, вопреки отданному приказу о входе в нее двумя колоннами, приказал русской эскадре лечь в дрейф и пропустить вперед французов. Возможно, английский адмирал в последний момент решил, что вход двумя колоннами через узкий вход рискован: в случае посадки на мель любого из следующих в колоннах кораблей это неминуемо привело бы к общей свалке флота в проливе и непредсказуемым последствиям.

Турки спокойно взирали на движение английских кораблей. При входе союзного флота в бухту на борт «Азии» прибыл офицер от Мухарем-бея, который сообщил, что Ибрагим-паша уехал из Наварина, не оставив распоряжений относительно дозволения входа союзных эскадр в порт, и предложил им уйти в море.

«Я пришел сюда не получать, но отдавать приказания, - ответил Кодрингтон. - После вероломного нарушения слова, данного Ибрагим-пашой, мы истребим весь ваш флот, если хоть один выстрел будет сделан по союзникам».

К 14 часам английская и французская эскадры вошли в бухту и стали на якорь. Несмотря на то что турецкие корабли не открывали огня, не все французские и английские корабли заняли места по диспозиции. Французский флагман фрегат «Сирена» стал слишком близко к кораблю противника, что едва не привело его к гибели. Линейный корабль «Сципион» столкнулся с турецким брандером, сцепившись с ним рангоутом, и загорелся. Спасением его занимались фрегат «Дартмут» и два брига. Линейные корабли «Тридент» и «Бреслав» также не заняли своих мест. «Бреслав» стал в центре бухты. Только в конце сражения он стал рядом с «Азовом».


74-пушечный линейный корабль «Азов»


Пропустив французские корабли, русская эскадра направилась в Наваринскую бухту. В 14 часов «Азов» подошел к ее входу. Когда русская эскадра входила в бухту, командир английского фрегата «Дартмут» направил на шлюпке своего офицера к командиру турецких брандеров с требованием отвести их в глубь бухты. Но команда брандера, не зная намерения англичан, открыла по шлюпке ружейный огонь, убив офицера и часть гребцов. С фрегатов «Дартмут» и «Сирена» ответили ружейным огнем.

Вскоре египетский корвет начал обстреливать французский флагманский фрегат «Сирена». Остальные корабли союзников огня не открывали: англо-французское командование все еще надеялось, что турки прекратят огонь.

Э. Кодрингтон направил к кораблю Мухарем-бея парламентера с предложением прекратить стрельбу, но парламентер также был убит. Только после этого союзники открыли огонь. В это время русская эскадра только проходила мимо батарей на острове Сфагия и крепости Наварин. Едва головной корабль «Азов» успел миновать крепость, как началось сражение. Нашей эскадре пришлось входить в бухту под перекрестным огнем турецких батарей и судов. Место, где по диспозиции должны были стать русские корабли, заволокло пороховым дымом. В непроницаемом мраке Л.П. Гейден должен был вести эскадру в самую глубину гавани. «Азов», не доходя до середины гавани, скрылся в дыму, и все окружающие его предметы скрылись во мраке.

Российские корабли, осыпаемые ядрами и картечью, один за другим в строгом порядке шли вперед. Чтобы выполнить маневр постановки на якорь, командиры судов, офицеры и команда проявили выдержку, хладнокровие и смелость.


Адмирал М.П. Лазарев, в 1827 г. - капитан 1-го ранга, командир линейного корабля «Азов»


В 14.45 «Азов» открыл огонь левым бортом по неприятельским фрегатам, мимо которых проходила русская эскадра. В 15 часов «Азов» встал на якорь и развернулся на шпринге против 76-пушечного корабля на расстоянии кабельтова и открыл сильный огонь. К 15.30 на неприятельском корабле были сбиты все мачты и перебиты якорные канаты. Первоначально он намеревался свалиться с «Азовом» на абордаж, но, встретив сокрушительный огонь русских пушек, ушел к берегу, где на следующий день был взорван. В это время открылся стоявший во второй линии турецкий адмиральский двухдечный фрегат под флагом Тахир-паши и некоторые корветы. Около 16 часов фрегат, стоявший впереди сражавшегося с «Азовом» корабля, загорелся и его понесло назад, отчего открылся во второй и третьей линиях фрегат и несколько корветов. Загоревшийся же фрегат вскоре взорвался за кормой «Азова».

На «Азове» была повреждена фок-мачта и два орудия, возник пожар, который удалось быстро потушить.

Заметив тяжелое положение «Азова», Ла-Бретоньер, командир французского корабля «Бреслав», немедленно обрубил якорный канат и занял место между «Азовом» и английским кораблем «Альбион», облегчив этим положение русского флагмана. Со своей стороны «Азов», несмотря на то что сам был окружен неприятельскими судами, помог английскому флагманскому кораблю «Азия», сражавшемуся с 84-пушечным кораблем под флагом Мухарем-бея В 16.30 у неприятельского корабля были перебиты шпринги, он повернулся кормой против левого борта «Азова». По приказанию М.П. Лазарева немедленно 14 пушек с левого борта русского корабля открыли огонь, и через полчаса корма египетского флагмана была совершенно разбита. Стрельба с «Азова» картечью парализовала все усилия противника потушить возникший пожар, и египетский корабль, отойдя в сторону, вскоре взлетел на воздух. В это же время находившийся против «Азова» во второй линии корвет взорвался. В 17.15 у сражавшегося с «Азовом» адмиральского фрегата Тахир-паши была сбита бизань-мачта и перебиты канаты и его понесло к берегу. В 17.30 находившийся во второй линии против «Азова» корвет пошел ко дну, а прочие суда, стоявшие против русской эскадры, стали обрубать канаты и в бедственном состоянии спасаться у берега.

Следом за «Азовом» шел «Гангут». Проходя мимо крепости и батарей острова Сфактория, он был встречен огнем с обоих бортов, нанесшим большие повреждения рангоуту и парусам. Русский корабль тотчас ответил залпами с обоих бортов и заставил замолчать батареи на какое-то время. Вахтенный лейтенант на «Гангуте» не видел в дыму шедшего впереди «Азова» и в недоумении спросил: «Куда править?». «На румб по компасу», - отвечал командир корабля А.П. Авинов. В 15.15 «Гангут», подойдя к «Азову» на расстояние полукабельтова, стал на якорь со шпрингом. Корабль открыл огонь правым бортом по фрегатам противника. В 16.30 один фрегат затонул, не спуская флага. Около 17 часов другой фрегат взорвался, засыпав «Гангут» горящими обломками. На корабле возникли два пожара, которые были быстро потушены. После этого «Гангут» продолжал стрелять по корветам, стоявшим во второй линии.

«Иезекиль», входя в бухту, подавлял своей артиллерией береговые батареи турок. В 15.30 он стал на якорь и открыл огонь по большому 54-пушечному фрегату и нескольким корветам. «Иезекиль», совместно с «Гангутом» потопил турецкий брандер. В начале боя был ранен картечью командир корабля И.И. Свинкин и в течение четырех часов он командовал кораблем, стоя на коленях и держась за канат.



Наваринское сражение. Литография Грацианского. На переднем плане 84-пушечный линейный корабль «Гангут»


«Александр Невский», входя в бухту, также стрелял с обоих бортов. Корабль встал на якорь в 15.45 между «Иезекилем» и французским фрегатом «Армида» и вступил правым бортом в бой с двумя 58-пушечными фрегатами, один из которых сражался с «Армидой». Вскоре последний сдался французам, а первый - «Кейван-Бахри» - уже через 40 минут потерял грот и бизань-мачты и большую часть пушек, станки которых были разбиты. В 16.45 он сдался русскому кораблю. Флаг «Кейван-Бахри» в настоящее время находится в ЦВММ. Затем «Александр Невский» продольными залпами начал громить третий фрегат, отбивавшийся от «Иезекиля», вскоре этот фрегат взорвался. Около 18 часов с «Александра Невского» увидели идущий от берега к русским кораблям брандер-бриг. Артиллерийским огнем «Александра Невского» и «Иезекиля» он был потоплен.

Следовавшие за своими кораблями русские фрегаты атаковали западное крыло турецкого строя, где с самого начала сражения союзные суда вели неравный бой. Английский корвет «Тальбот» в первые 20 минут боя отбивался чуть ли не ото всех находившихся здесь турецких судов. Сначала ему на помощь пришел французский фрегат «Армида», а затем и русские суда. Шедший за «Александром Невским» фрегат «Елена» поспешно стал на шпринг и атаковал 50-пушечный турецкий фрегат. Следовавший за «Еленой» «Проворный» тут же присоединился к собрату. Когда этот турецкий фрегат прекратил сопротивление, умолк и обратился в бегство, «Елена» продолжала пальбу по судам 2-й линии, а «Проворный» перенес огонь на 54-пушечный фрегат, дравшийся с «Армидой», повредил его и вывел из строя.

В 15.30 подошли «Кастор» и «Константин» и вступили в бой. Через 45 мин сражавшийся с «Кастором» фрегат спустил флаг. Русский корабль тут же повернул и атаковал другой, но в это время первый неприятель, исправив повреждения, вновь вступил в бой. И.С. Сытин повернул свой фрегат в первоначальное положение и вновь начал его расстреливать, турки обрубили канаты и ушли к берегу.


74-пушечный линейный корабль «Александр Невский»


«Константин», несмотря на огонь с нескольких направлений, тьму и тесноту на фланге, стал впереди «Тальбота» и начал расстреливать три неприятельских корвета. «Константин» в ходе сражения интенсивно обстреливал турецкие суда, но сам, несмотря на сильный ответный огонь, почти не пострадал.

Появление русских фрегатов, особенно «Кастора» и «Константина», очень помогло фрегатам и бригам союзников, особенно расстреливаемому с трех корветов, фрегата и батарей острова бригу «Москито». Потерявший все свои якоря бриг в самом беспомощном положении понесло на турецкую линию, но, к счастью, моряки «Константина» успели взять его на бакштов и целую ночь удерживали.

Правый фланг и центр противника, против которых стояли русские корабли, прекратили сопротивление раньше, чем левый фланг.

Во все время сражения, продолжавшегося около четырех часов, контр-адмирал граф Л.П. Гейден расхаживал по юту «Азова», отдавая приказания и распоряжения так же спокойно и хладнокровно, как на маневрах. С присутствием духа сохранил он обычную веселость своего характера. Так, например, он спросил у молодых офицеров: «А как вы думаете, скоро ли кончится этот праздник?..» и потом прибавил: «А я знаю, что он скоро кончится, и непременно со славою для нас». Когда же один из офицеров, бывший возле адмирала, обратил его внимание на то, что матросы наши бросали концы утопавшим туркам, Логин Петрович, тронутый человеколюбием, воскликнул: «Да! Это славно! Молодцы наши матросы: они столько же добры, сколько и храбры!»




На «Азове» в Наваринском сражении участвовали будущие герои Севастополя лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов, гардемарин В.И. Истомин.

Ровно в 6 часов вечера на русской эскадре сыграли отбой. Отслужив молебны за дарование победы, все приготовились к отражению ночной атаки, которая могла быть произведена каким-либо из уцелевших брандеров.

Наваринская бухта напоминала в это время Чесменскую после знаменитого сражения: непрестанно взрывались горевшие суда - даже уцелевшие зажигались самим неприятелем, - бухта была усеяна разными обломками и трупами убитых.

Надо отдать должное мужеству противника. Многие турки и египтяне доблестно погибали на своих кораблях, предпочитая смерть плену: не желая покинуть горевшие корабли, они тут же закалывали себя кинжалами; те, кто умел плавать, бросались в воду с ядром в руках и мгновенно шли ко дну.

На одном фрегате, который стал уже погружаться в воду, турки с истинно восточным фанатизмом спокойно сидели на палубе, а в последнюю минуту, взмахнув своим флагом, с криками «Аллах!..» пошли вместе с фрегатом ко дну.




Ночью 9 октября турки пытались атаковать корабли союзников брандерами. В 1.15 с «Азова» был обнаружен египетский фрегат, выполнявший роль брандера, шедший на корабль. «Азов» встретил его ружейным огнем и, обрубив свой якорный канат, уклонился от атаки. Затем турецкий брандер навалился на борт корабля «Гангут», запутавшись бушпритом в его грот-вантах. С «Гангута» по фрегату было сделано несколько пушечных и ружейных выстрелов, а затем он был взят на абордаж. Египетские моряки стали бросаться в воду, а некоторые пытались зажечь свое судно. Русские матросы перебили их, человек, который готовился зажечь брандер, был убит с фитилем в руках. Бушприт фрегата обрубили. Затем брандер с помощью шлюпок русских кораблей и «Бреслава» был отбуксирован к берегу, где ему прорубили борта и потопили.

На следующий день турки, опасаясь, что союзники возьмут в плен поврежденные накануне суда, стали их поджигать. Турецко-египетский флот был уничтожен, уцелели только 1 корабль и 15 мелких судов, остальные 50 были истреблены. Потери в людях у неприятеля определялись в 6–7 тыс. человек (из 20 тыс. экипажа).

Союзники потерь в кораблях не имели, но они были сильно повреждены. В нашей эскадре особенно досталось «Азову», «Гангуту» и «Иезекилю». Турки стреляли по мачтам, русские по корпусам. Поэтому турецко-египетские суда были разрушены и имели много убитых, на союзных кораблях убитых было меньше, но мачты, реи и снасти были сильно повреждены.

«Азов» получил 153 пробоины в обоих бортах и корме, в том числе 7 по ватерлинии и ниже, на нем были пробиты все мачты, стеньги и реи, прострелены паруса и такелаж, разбиты все шлюпки. «Гангут» получил 51 пробоину.

Из всей эскадры только на фрегате «Кастор» не было убитых и раненых.

ВЕДОМОСТЬ УБИТЫХ И РАНЕНЫХ НА РУССКОЙ ЭСКАДРЕ

Названия судов убитых офицеров нижних чинов раненых офицеров нижних чинов
На кораблях
«Азов» - 24 6 61
«Гангут» - 14 8 29
«Иезекиль» 1 12 2 16
«Александр Невский» - 5 - 7
На фрегатах
«Константин» - - - 1
«Проворный» 1 2 - 4
«Елена» - - 2 3
«Кастор» - - - -
Итого 2 57 18 121

Пострадали и союзные корабли, особенно флагманы, на «Азии» было 76 убитых и раненых, на «Сирене» - 66, на обоих кораблях были перебиты бизань-мачты.

Как признавались сами англичане, при Абукире и Трафальгаре ничего подобного не было.

Во время Наваринского сражения впервые в истории русского флота наши корабли сражались вместе с английскими и французскими. До этого они участвовали в совместных плаваниях, маневрах, крейсерствах. Но здесь они впервые, как говорится, плечом к плечу сражались с общим врагом. Во время сражения русские корабли не только поддерживали друг друга, но и неоднократно оказывали помощь английским и французским кораблям.

13 октября русская эскадра вышла из Наваринской бухты и 27 - го прибыла в Ла-Валетту (о-в Мальта) для ремонта.

За победу в Наваринском сражении командующий русской эскадрой граф Л.П. Гейден был произведен в вице-адмиралы, командир «Азова» М.П. Лазарев - в контр-адмиралы, командир «Иезекиля» И.И. Свинкин - в капитаны 1-го ранга.

За боевые подвиги линейному кораблю «Азов» указом императора Николая I от 17 декабря 1827 г. впервые в русском флоте был пожалован кормовой Георгиевский флаг.

В результате Наваринского сражения была ослаблена военная мощь Турции. Престиж России среди балканских народов значительно возрос. Английское правительство, в планы которого не входило ни ослабление Турции, ни усиление России, восприняло результат Наваринского сражения как провал своей политики на Ближнем Востоке. Пришедшее к власти в Англии новое правительство стало уклоняться от выполнения соглашений по греческому вопросу. Воспользовавшись этим, Турция запретила русскую торговлю на территории империи и проход русских судов через проливы. Это послужило поводом к русско-турецкой войне 1828–1829 гг.

Эскадра Л.П. Гейдена, оставшаяся в Средиземном море во время этой войны, осуществляла блокаду Дарданелл.