Выставка в Историческом музее: февральская революция глазами детей. Революция для самых маленьких Детские рисунки о революции

К 100-летию Революции Государственный исторический музей организовал выставку рисунков, выполненных в первый послереволюционный год учениками двух московских образовательных заведений: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова.

Рисунки и небольшие детские тексты о событиях тех дней начал собирать в феврале 1917 г. ученый, педагог, преподаватель графических искусств Василий Воронов. В 1919 г. он передал коллекцию в Государственный исторический музей.

Евгений Лукьянов, куратор выставки, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного исторического музея:

Очевидно, этому же событию посвящен и еще один рисунок.

Как рассказывал Евгений Лукьянов в интервью «Радио Свобода», рисунки из коллекции Василия Воронова делали мальчики: коллекционер преподавал рисунок и чистописание в гимназиях для мальчиков. Возраст авторов - от 7 до 14 лет.

«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга», - это один из текстов коллекции Воронова.

Немало рисунков посвящено митингам и демонстрациям. Особенно интересно читать лозунги, которые мальчики писали на знаменах, - многие из них актуальны и сегодня.

А вот места, изображенные на рисунках, по прошествии стольких лет изменились.

По словам историков, в детских рисунках и текстах, сохранившихся в рукописях Воронова, очень хорошо прослеживается разница в восприятии двух революций 1917 г. - февральской и октябрьской. «Одна революция - это революция, которая освободила страну от тирании, а вторая - это кровавый переворот, который в тиранию страну вверг», - отмечает Евгений Лукьянов.

30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.

Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...

Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...

Образы революционной эпохи

1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917

2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917

Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись автора вверху: сле­ва - Иванъ, справа - Каштановъ. Надписи: на знамени - До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке - Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.

30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.

Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...


Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...

Образы революционной эпохи

1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917


2 . ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917

Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.П одпись автора вверху: сле­ва — Иванъ , справа — Каштановъ . Надписи: на знамени — До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке — Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п (р )оти (в) войны и просит много хлеба.

Неизвестный автор Бумага, карандаш, акварель. 34,7Х 26,5 см. Надписи: Долой войну и бур­жуев ; внизу — Большевик. Большевиком называется тот кто против войны; на оборо­те (рукой В. С. Воронова) — Рисунок 12 лет. р ебенка.

4. БОЛЬШЕВИК. 1917

5. ЮНКЕР И БОЛЬШЕВИК. Ноябрь 1917

Юнкер [Юнкера — воспитанники военных училищ, готовивших офицеров. Во время Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в Москве и Петербурге главные воен­ные силы контрреволюции]; справа — Больше­вик.

6 . МАТРОС-БОЛЬШЕВИК. 1917

7. МАТРОС-БОЛЬШЕВИК С КРЕЙСЕРА «АВРОРА». 1917

"...Большой внутренней силой наделен образ матроса-большевика с крейсера «Аврора». Автор его мыслит нетрадиционно. Изображение при­ближено к зрителю, укрупнено до размера половины натуры и построено по принципу оплечного портрета, что необычно для детского рисования. Детям, как правило, свойственно стремление охватить образ целиком, завершить и выразить его через детали. Поразителен ри­сунок и по колориту — он выдержан в одних лишь многогранно разработанных охристых то­нах. Нет здесь ни знамен, ни воззваний, но образ обладает поистине гипнотической силой. Такое впечатление достигается всей совокупностью ху­дожественных средств — композицией, цветом, смелой декоративностью, ритмическим повто­ром линий в чертах лица"" .



8. ПРОЛЕТАРИЙ. 1917

9. МАША-БОЛЬШЕВИЧКА. 1917

«…Чрезвычайно привлекает здоровой свежей красотой, силой, уверенностью образ Маши-большевички, девушки из народа, которая впер­вые в истории становится подлинной хозяйкой жизни. О том же говорит и ее поза. Впечатление это усиливается благодаря ярко­му мажорному сочетанию синего и красного, чистому, смелому контуру. Тщательно прорисо­ванный фасон платья, украшений делает ее об­лик остросовременным. Вместе с тем следует отметить и особый декоративный дар автора, проявившийся не только в цвете, но и в узор­чатости, орнаментальном характере силуэта, в симметрии, статичности, заставляющими вспом­нить народную глиняную игрушку — свистульку» [с. 21].


10 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ СО ЗНА­МЕНЕМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,5X26,4 см. Надписи: на знамени — Да здравствует Герман(ия ). Да здравствует мир. Ур(а); вни­зу — красногвардеец [Красная гвардия — добро­вольные вооруженные отря­ды рабочих, организованные для защиты революции. Су­ществовали с апреля 1917 го­да до марта 1918 года; были распущены в связи с формированием Красной Армии]; на бу­маге в руке—голосуйте за № 5 [«Голосуйте за № 5»—изби­рательный призыв голосовать за список большевистских кандидатов (список № 5) на выборах в московские город­скую и районные думы].

«…Рисунок 10 несет большую информативную нагрузку. Лозунги на знамени героя-красногвардейца доведены до своего логического кон­ца — не только «Да здравствует мир!», но и «Да здравствует Германия!». Было бы не удивитель­но, если бы рисунок относился к времени рево­люции в Германии. Но нет, избирательный при­зыв «Голосуйте за список № 5» в руках крас­ногвардейца говорит о времени выборов в го­родскую или районную московские думы. Зна­чит, рисунок датируется июнем или сентябрем 1917 года. С Германией идет война, она — враг, тем не менее большевики смело выдвигают ин­тернациональный лозунг. Народ его понимал, принимал, и даже ребенку лозунг «Да здрав­ствует Германия!» не казался предательским» [с. 22].

11 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ-БОЛЬ­ШЕВИК. 1917

12 . ЭСЕР-АГИТАТОР. 1918

Неизвестный автор. Бумага, гуашь, акварель, ка­рандаш. 34,7X25,5 см. Надписи: внизу — Против но­вого правительства желают иметь старое правительство; вверху на флажке — С. Р. [Эсеры — члены партии социалистов-революционеров, про­должателей народнических традиций в русском револю­ционном движении].


13. КАДЕТ С ТРОСТЬЮ. 1917

Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 24,3X12.3 см. Надпись внизу: кадет. [Кадеты — члены конститу­ционно-демократической пар­тии (партии «народной свобо­ды»). С разу после Октябрьской ре­волюции объявлены врагами народа].

«…на другом рисунке большевик представлен страшилищем с вытаращенными злобными гла­зами, стреляющим из пистолета. Этот рисунок не остановил бы нашего внимания, если бы не надпись. В первой ее части, как и во многих других работах, изложена программа большеви­ка — «идет против войны и правительства» (мо­жет быть, это слова учителя?), но вот вторая часть надписи — «и хочет предать Россию»(!) — несомненно выражает мнение собственное, точ­нее сказать — семьи, среды. Приписаны эти сло­ва той же детской рукой, но мелко, поспешно, другим карандашом, явно не одновременно с первой частью. Так же и лицо большевика (кстати сказать, по одежде он менее всего может от­носиться к большевикам, так как на нем форма казачьих войск) терто-перетерто резинкой для придания ему особо «зверских» черт. Можно думать, что зверство, как таковое, ассоциировалось у мальчика с казаками, с разгоном демон­страций, то есть с тем, что ребенок видел сам, о чем знал от взрослых. От взрослых же слышал, что большевик — «предатель и злодей», и совме­стил обе фигуры — казака и большевика» [с. 23-24].


15. БОЛЬШЕВИКИ И СВОБОД­НАЯ РОССИЯ. Июль — ок­тябрь 1917

Автор А. Константинов. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X23,9 см. Справа внизу подпись и дата: А. Константинов. 1917 г. Надписи: внизу — Больше­вик. Пропустите нас туда. Россия, нет непущу вы очень господа хорошы ; на платье женщины по подо­лу — Росci я; на двери за спи­ной России — табличка с надписью: Свобода. [Рисунок исполнен после третьеиюльской демонстра­ции].

«Проникновение классовых противоречий эпо­хи в сознание детей отражает и рисунок А. Кон­стантинова, решенный в аллегорической форме. Россия представлена здесь в образе девушки в русском наряде, за ее спиной — дверь в «сво­бодную» страну (но «свобода», которую принес­ла Февральская революция, на деле такая же показная, опереточная, как и сама эта девушка в сарафане и кокошнике). Она отказывается про­пустить в «свободную» страну большевиков, тер­рористов, нарушителей общественного порядка, изображенных с дымящейся бомбой в руках» [с. 24].

«…Мальчиком по фамилии Никитин исполнен рисунок с определенным намерением осмеять идею, носителем которой является красногвар­деец. Таким обычно представляется нам шаржи­рованный тип анархиста: руки в карманах, во рту папироса, ущербная верхняя часть лица за счет гипертрофированной нижней. Шапка надвинута на красный нос, свидетельствующий о склонности к спиртному. На шее красный бант, демонстри­рующий крайнюю левую позицию его облада­теля. Все компоненты рисунка активно работают на поставленную задачу. Особенно выразителен силуэт — голова, одежда, задирающиеся фалды френча, волнистая линия приспущенных брюк. Уверенно, крепко, с нажимом определен контур, раскраска легко и ровно заполняет форму» [с. 23].



17. БУРЖУЙ С ПАПИРОСОЙ. 1917

18. БУРЖУЙ С КОРОБКОЙ КОН­ФЕТ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X26,8 см. Надписи внизу: справа — буржуй; слева — буржуй. На конфетной коробке — Т-во С. Ciy и К о . Москва [С. Ciy и К о — фирма, вла­девшая кондитерской фабри­кой (Петроградское шос­се, 13) и шестью кондитер­скими магазинами в Москве. На базе фабрики Ciy образо­валась кондитерская фабрика «Большевик»].

«…Основная мысль, воплотившаяся в образе буржуя с коробкой конфет,— полная никчем­ность его. Это бездельник, франт и кутила. С удивительным чутьем найдено колористиче­ское решение рисунка — красно-малиновый тон фрака в сочетании с черным (цилиндр, лацканы фрака) и желтым (коробка, бутоньерка, мо­нокль). Цветовой аккорд этот, яркий, но изы­сканный, уже сам по себе создает представле­ние, несовместимое с какой бы то ни было трудовой деятельностью. Вполне выраженная од­ним только цветом идея подкрепляется позой и атрибутами. Беспомощным изящным жестом отставлены бездельные руки, держащие трость и конфеты. Получился лаконичный, но вполне законченный сатирический портрет существа, па­разитирующего за счет трудовой части общества» [с. 25].


«…Спекулянт откровенно страшен. Фигура его зловеща: сине-серое пальто и цилиндр, синие усы, борода и брови, на желтом блине лица косо посажены злодейские глаза. Резко отрицатель­ное отношение ребенка к своему персонажу обусловило и однозначность образа, мгновенную его найденность. Рисунок кистей рук — кружок, расчерченный пятью черточками (в результате чего, между прочим, получается не пять, а шесть пальцев), и надпись, орнаментально большими буквами включенная в рисунок, свидетельствуют о совсем юном, дошкольном возрасте автора» [с. 25-26].


20. БУРЖУЙ С ГАЗЕТОЙ «РУС­СКОЕ СЛОВО». 1917

Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 26,5X15,3 см. Надпись вверху: Буржий ; на газете — Русско (е) слово. Русское слово» — ежеднев­ная московская газета, изда­вавшаяся И. Д. Сытиным. Представляла интересы либе­ральной буржуазии. Была за­крыта в январе 1918 года.].

«…Буржуй с газетой — общественный деятель, биржевик, октябрист. Главной характеризующей его деталью является буржуазная газета «Рус­ское слово». Маленький художник, не справив­шийся даже со словом «буржуй», тем не менее, очень точно находит художественное решение для своего героя. Выразительное соотношение цветов (желтый, лиловый, черный), резко про­черченный контур силуэта, напоминающего боль­шую хищную птицу, способствуют выявлению сущности уверенного в себе «хозяина» жизни» [с. 25].


социал - демократической партии на большевиков и меньшевиков].

«…Многозначительно сопоставление на одном листе большевика и меньшевика. Большевик ог­ромен, меньшевик перед ним — как грибок. Что натолкнуло ребенка на такое толкование? Да сами сказочные названия, сами персонажи ска­зок. Великан, мальчик с пальчик — существа, зна­комые с раннего детства, они всегда рядом, они близки и привычны. Но не только размерами доказывает автор различие этих людей. Малень­кий хоть и мал, но одет в дорогую шубу, а у большого все штаны в разноцветных заплатах, он в кожанке, в валенках и вооружен. Это — ра­бочий, бедняк, революционер. А тот, малень­кий,— богатый, он не за революцию. Таким об­разом, социальная суть отношений понята ре­бенком вовсе не столь примитивно, как это мо­жет показаться с первого взгляда» [с. 26].


24. БОЛЬШЕВИК ЛЕНИН И МЕНЬ­ШЕВИК ДАН. Июль — ок­тябрь 1917

Неизвестный автор/ Бумага, графитный и цветной карандаши. 36,3X21,9 см. Надписи: вверху на знаменах — Долой Буржуазное Правительство защиту най­дете только у Большевиков; внизу посредине — больше­вик Ленин; на воззвании, ко­торое Ленин держит в ру­ке, — Не подчиняйтесь вре­менному правительств(у) изменнику Керенскому. Про­сите мира у большевиков с Германией. Вооружайтесь и идите против врем(енного ) правительства); под длин­ным свитком в правой руке Ленина — это есть воззвания большевика; справа под ма­ленькой фигуркой — Данъ меньшевик [ Гурвич-Дан Федор Ильич (1871 - 1947) – один из лидеров меньшевиков. В 1922 г. выслан за границу.]; на листе в руке у меньшевика — бейте боль­шевиков шпi онов предател (ей).

«Большевик и меньше­вик — это В. И. Ленин и Ф. И. Дан . В противопо­ставлении двух лидеров социал-демократических партий выражена острая политическая борьба. Через их размеры передана духовная значимость и моральная сила этих людей. Оба изображения сопровождены развернутыми текстами, опреде­ляющими их политические платформы. Ленин выступает против Временного правительства, в защиту народа. Воззвание Дана отражает лишь фракционную борьбу с большевиками, содержит брань и призыв бить большевиков. Наконец, хотя оба они одеты бедно, но на одежде Ленина все же заплаток намного больше. Сама история разре­шила их спор очень скоро. Ленин был и останется вождем мирового пролетариата, Дана забыли уже современники» [с. 26-27].


При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .

Выставка, приуроченная к столетию Великой российской революции, представляет около 150 детских рисунков, созданных в 1917-1918 годах. Уникальное собрание детского рисунка поступило в музей в 1919 году от Василия Сергеевича Воронова (1887–1940), известного ученого и педагога, много лет занимавшегося изучением художественного творчества детей.

Детское творчество явилось одним из важнейших открытий, которые привнес XX век в сферу искусства. Крупный художественный критик Я.А. Тугендхольд отмечал, что «уже с конца XIX века детские рисунки перестали быть в глазах взрослых кляксами шалости, каракулями невежества; в них усмотрели подлинное творчество – бескорыстное, бессознательное, в котором ребенок расточает свойственную ему цветистую фантастику и свежесть выражения».

Возведенное, таким образом, в ранг «высокого искусства», творчество детей обрело своих ценителей, собирателей и исследователей. Среди них оказался и В.С. Воронов, первым увидевший в детских рисунках не только художественный объект, но и важный исторический источник. С началом Первой мировой войны, осознавая эпохальное значение происходящего, он начал собирать рисунки на военную тему, а затем и на революционную. В одной из своих статей ученый писал: «Будущий историк наших дней будет благодарен за каждую правдивую и верную черту, отразившую нашу современность. В будущей громадной летописи о наших днях должны быть строки, вписанные рукой детей, и их рисунки, непосредственно отражающие то, что они видели и о чем думали».

Экспонируемые рисунки в основном были исполнены учащимися двух учебных заведений, где преподавал В.С. Воронов: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова в Москве. Их авторами были мальчики в возрасте от 7 до 13 лет, чьи имена, к сожалению, нам почти неизвестны (большинство рисунков анонимны).

Часть детских «революционных» рисунков из собрания В.С. Воронова демонстрировалась в 1918 году на небольших выставках в гимназии имени М.В. Ломоносова (январь) и реальном училища И.И. Александрова (март). Настоящая выставка – первый масштабный показ коллекции детских «революционных» рисунков из собрания Исторического музея в стенах самого Исторического музея.

Экспозиция делится на два основных раздела. Первый раздел посвящен «Образам революционной эпохи». Здесь представлены многочисленные изображения большевиков и меньшевиков, кадетов и эсеров, буржуев и пролетариев, юнкеров и красногвардейцев. Многие рисунки сопровождают надписи, также исполненные детской рукой, поясняющие политическую и социальную принадлежность того или иного персонажа.

Второй раздел выставки повествует о событиях революционного 1917 и послереволюционного 1918 годов. Рисунки разделены в хронологическом порядке на четыре темы: «Февральская революция», «Между Февралем и Октябрем», «Октябрьская революция», «После Октября». Особенностью данной группы рисунков является то, что практически все они исполнены непосредственно с натуры, на основе реальных жизненных наблюдений, в изобилии разворачивавшихся перед внимательными глазами детей. На этих рисунках можно видеть демонстрации и митинги, очереди за продуктами и автомобили с революционными солдатами, бои на московских улицах и обстрел Кремля, украшения города по случаю первой годовщины Октября и проекты герба молодого советского государства.

Помимо рисунков, на выставке представлены уникальные фотографии, лубки и плакаты, исполненные в 1917 году, которые помогут современному зрителю взглянуть на события столетней давности «взрослыми» глазами и сравнить этот «опытный» взгляд с непосредственным взглядом ребенка.

Экспозицию украшают две серии открыток, выпущенных в 1917 году: «Дети-политики» (худ. В.А. Табурин) и «Дети-манифестанты» (худ. С. Кущенко) (из частной коллекции С.А. Чапкиной-Руга), находящие целый ряд параллелей с детскими «типажными» рисунками.

Дополняют визуальный ряд выставки выдержки из детских сочинений 1917 года и цитаты из неопубликованных статей В.С. Воронова.

Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.


Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.

Между двух революций


25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократиче­ская) респуб (лика); Да здрав­ствует республика! Да здрав­ствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади соб­рались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Мос­ковскому государственному совещанию. Оно было созва­но Временным правительст­вом и проходило 12—15 ав­густа 1917 года под предсе­дательством Керенского в по­мещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зри­теля) — железнодорожников станции Сортировочная Ка­занской железной дороги].

«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) отно­сится лист “Демонстрация возле Большого теат­ра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстра­ции направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она пово­рачивает влево, почти до отказа заполняя пло­щадь. Создается впечатление бесконечности дви­жущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской же­лезной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].


26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРА­ВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТ­ВУЕТ НОВОЕ». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на транспаранте: Долой стар(ое ) правитель­ство) доздравствует новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисун­ком очень маленького ребенка, несомненно до­школьника. Малыш не может, разумеется, осоз­нанно выявить смысл происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования любой протестующей группы — «далой старое, да здравствует новое». Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].

27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫ­ШЕЙ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует ре­волюция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг ле­вых эсеров и название их га­зеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравст­вует учред (ительное ) со­брание) [Учредительное собрание — представительное учрежде­ние, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует сво­бодная Россия; Долой манархизом .

28. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.

Автор Яцкевич. Бумага, акварель, карандаш. 25,9X 34,4 см. Надписи: на стене — Книж­ный магазинъ ; на знамени — Да здравствуетъ свободная Pocci я .

«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней бур­жуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красны­ми бантиками на груди, с лозунгами “Да здрав­ствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно слу­чайно пристал к демонстрации, фигура его вы­ражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .


29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕН­НЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: До­лой буржуазi ю , да здрав­ствует миръ всего мира.

«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены созна­тельно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное со­держание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескров­ным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и сол­дат, открытым проявлением противоречий меж­ду солдатскими массами и офицерством. С од­ним из таких драматических происшествий в ка­зармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытя­нутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с крас­ными повязками, сочувствующие революции, по­средине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская револю­ция победила. Будем думать, что и здесь офи­церы были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].


30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУН­ГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ­ ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.

«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юно­го художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они пря­мо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Кон­турный штрих пером, которым художник закан­чивает работу, выполненную цветным каранда­шом, сообщает рисунку энергию движения, де­лает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].

31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРО­КОЙ УЛИЦЕ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, графитный и цвет­ной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба город­ских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева на­право) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].

«Иногда рисунок, почти ничего нового не до­бавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеоб­разным преломлением психологии эпохи в дет­ском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочислен­ные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. На­пример: ДЗСДРП — Да здравствует социал-де­мократическая рабочая партия; ПВСС — Проле­тарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стрем­ление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокра­щения длинных названий были в те годы обык­новением. Сокращенно обозначались партии, ор­ганизации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .

32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917

Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо. 26,3X 34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа Александра По­номарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Рос­сия; рядом с бегущим чело­веком (полустерто ) — те же слова.

«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был напи­сан около фигуры, потом стерт, но все же про­читывается), спешит присоединиться к организо­ванной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного ожив­ления художник передает не только иллюстра­тивно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских пото­ков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмиче­ским повтором цветных занавесок» [с. 58].


33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917

26,0X 34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж i е Украi ана ; Да здраст (вует ); Да здрав­ствует Временное правитель­ство и Керенскi й ; Да здрав­ствует интернацi онал ; Да здравствует свободная Рос i я; 8 час; Nex Polcka ; Nex Polcko . [Слева — колонна украинцев, несущих портрет Винничен­ко, главы Украинской Цент­ральной Рады, и лозунг «Да здравствует Украина» (на украинском языке). Посре­дине — колонна русских с призывом поддержки Вре­менному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование вось­мичасового рабочего дня. Правее — угол портика Боль­шого театра.

«Очень интересен по содержанию, хоть и не­умел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы ри­сунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное пра­вительство Керенского, свободную Россию и ин­тернационал, справа идет колонна поляков с ло­зунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорож­скими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа вид­ны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день откры­тия Московского совещания» [с. 61].


34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕ­РЕД КАЗАРМАМИ. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 18,2X 34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло (й )..; Да здрав­ствует демократическая рес­публика.

35. АВТОМОБИЛЬ С РЕВОЛЮ­ЦИОННЫМИ СОЛДАТАМИ. Весна 1917

«Характерной приметой времени с самых фе­вральских дней были автомобили, несущие ох­ранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках ро­мантика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит простран­ственно и разворачивает изображение в перспек­тиве, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же дина­мично. Устремлены вперед и автомобиль и седо­ки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от ма­шины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомоби­ли, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует де­лать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность ри­сунков» [ с. 65-66 ] .



36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.

«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демон­страция возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помо­гая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех ули­цах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей ко­лонны на фоне фабричной архитектуры, пока­занной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борь­бе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].


37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКО­ГО СОЮЗА. Весна 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский зем­ский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредите­льное) собран i я; ВЗС.

38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВ­ТОМОБИЛЕ. 1917

39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917

Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши. 25,7X 35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи: на доме справа — избирательная дума; на зна­менах — земля и воля; обновленная Росс i я; долой войну; не автомобиле и разбрасы­ваемых с него листках —№ 1; на стенах домов — ли­стки с № 1, 3, 4. [На рисунках 39 и 40 изобра­жены в ыборы в московские думы — городскую (24 июня) и районные (24 сентября). Цифры на листках — номера списков кандидатов от разных партий. Список № 1—кадетов, N 9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров, N 4 — объединен­цев (организация объе­диненных социал-демокра­тов — интернационалистов), N 5—большевиков.

40 . ЛУБЯНСКИЙ ПАССАЖ. Сен­тябрь 1917

Неизвестный автор. Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).

41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре­ дине — Да здравствуетъ сво­бодная Росс i я; на воротах по сторонам от проема моно­грамма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триум­фальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтом­ским в 1753 — 1756 годах (ра­зобрана в 1928 году). Мо­нограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Пет­ровна, в царствование кото­рой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех свя­тителей, построена а 1674 го­ду. Не сохранилась].

42. МИТИНГИ. Март 1917

Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Ми­тинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — част­ный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собст­венном доме Саламонского . После революции здесь по­мещался Московский госу­дарственный цирк. Цирк Ни­китина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ны­не — пл. Маяковского).

43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917

«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое буду­щее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — го­лод, зримое его выражение — очереди. Рисун­ков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается да­тировке, но, вероятно, исполнены они до Октя­брьского переворота. Во-первых, к Октябрю оче­реди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надпи­си исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городо­вые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, быто­вые мелочи меньше занимали детей, происхо­дили слишком серьезные преобразования, вы­двигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каж­дый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизне­радостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].

44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛО­ВОЙ . 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в мага­зин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери таб­личка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мяс­ной торговлей не занимались, они были крупнейшими чае­торговцами].

45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БО­ГОМОЛОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: ввер­ху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Зна­менский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].

«”Очередь в булочную Богомолова” — рису­нок, интересный своей почти протокольной до­кументальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Зна­менских переулков. По этому адресу действи­тельно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таб­лички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали ста­новятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинако­вые кружки. Общественное и бытовое неблаго­получие — война, голод — не тревожит душев­ного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрыва­ется многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].


46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИ­ТОВА. 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магази­на — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].

«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспо­койное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуаль­ности, многие очень забавны, особенно гимна­зист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточ­ный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916

«Другой бытовой темой, где особенно чувство­вался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, веро­ятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изобра­жениях поездов 1917 года! Все размеренно, сим­метрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .

49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖ­НИЙ НОВГОРОД». 1917

Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новго­родъ ; объявления над дверя­ми в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.

«...Через год тема наполнится острым социаль­ным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Мо­сква — Нижний Новгород — солдаты, отправля­ющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявле­ния “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непо­нятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось за­браться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосред­ственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без кон­ца» [с. 71].

Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).

«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все раз­нотипные. Физически ощущается скорость дви­жения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на граж­данскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в револю­ционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].

Продолжение следует...

При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М ., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .