К 100-летию Революции Государственный исторический музей организовал выставку рисунков, выполненных в первый послереволюционный год учениками двух московских образовательных заведений: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова.
Рисунки и небольшие детские тексты о событиях тех дней начал собирать в феврале 1917 г. ученый, педагог, преподаватель графических искусств Василий Воронов. В 1919 г. он передал коллекцию в Государственный исторический музей.
Евгений Лукьянов, куратор выставки, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного исторического музея:
Очевидно, этому же событию посвящен и еще один рисунок.
Как рассказывал Евгений Лукьянов в интервью «Радио Свобода», рисунки из коллекции Василия Воронова делали мальчики: коллекционер преподавал рисунок и чистописание в гимназиях для мальчиков. Возраст авторов - от 7 до 14 лет.
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга», - это один из текстов коллекции Воронова.
Немало рисунков посвящено митингам и демонстрациям. Особенно интересно читать лозунги, которые мальчики писали на знаменах, - многие из них актуальны и сегодня.
А вот места, изображенные на рисунках, по прошествии стольких лет изменились.
По словам историков, в детских рисунках и текстах, сохранившихся в рукописях Воронова, очень хорошо прослеживается разница в восприятии двух революций 1917 г. - февральской и октябрьской. «Одна революция - это революция, которая освободила страну от тирании, а вторая - это кровавый переворот, который в тиранию страну вверг», - отмечает Евгений Лукьянов.
30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.
Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...
Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...
Образы революционной эпохи
1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКИ. 1917
2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917
Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись автора вверху: слева - Иванъ, справа - Каштановъ. Надписи: на знамени - Долой войну, давайте нам хлеба; справа в рамке - Большевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.
30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.
Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...
Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...
Образы революционной эпохи
1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКИ. 1917
2 . ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917
Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.П одпись автора вверху: слева — Иванъ , справа — Каштановъ . Надписи: на знамени — Долой войну, давайте нам хлеба; справа в рамке — Большевик это эсть тот человек который идетъ п (р )оти (в) войны и просит много хлеба.
Неизвестный автор Бумага, карандаш, акварель. 34,7Х 26,5 см. Надписи: Долой войну и буржуев ; внизу — Большевик. Большевиком называется тот кто против войны; на обороте (рукой В. С. Воронова) — Рисунок 12 лет. р ебенка.
4. БОЛЬШЕВИК. 1917
5. ЮНКЕР И БОЛЬШЕВИК. Ноябрь 1917
Юнкер [Юнкера — воспитанники военных училищ, готовивших офицеров. Во время Великой Октябрьской социалистической революции в Москве и Петербурге главные военные силы контрреволюции]; справа — Большевик.
6 . МАТРОС-БОЛЬШЕВИК. 1917
7. МАТРОС-БОЛЬШЕВИК С КРЕЙСЕРА «АВРОРА». 1917
"...Большой внутренней силой наделен образ матроса-большевика с крейсера «Аврора». Автор его мыслит нетрадиционно. Изображение приближено к зрителю, укрупнено до размера половины натуры и построено по принципу оплечного портрета, что необычно для детского рисования. Детям, как правило, свойственно стремление охватить образ целиком, завершить и выразить его через детали. Поразителен рисунок и по колориту — он выдержан в одних лишь многогранно разработанных охристых тонах. Нет здесь ни знамен, ни воззваний, но образ обладает поистине гипнотической силой. Такое впечатление достигается всей совокупностью художественных средств — композицией, цветом, смелой декоративностью, ритмическим повтором линий в чертах лица"" .
8. ПРОЛЕТАРИЙ. 1917
9. МАША-БОЛЬШЕВИЧКА. 1917
«…Чрезвычайно привлекает здоровой свежей красотой, силой, уверенностью образ Маши-большевички, девушки из народа, которая впервые в истории становится подлинной хозяйкой жизни. О том же говорит и ее поза. Впечатление это усиливается благодаря яркому мажорному сочетанию синего и красного, чистому, смелому контуру. Тщательно прорисованный фасон платья, украшений делает ее облик остросовременным. Вместе с тем следует отметить и особый декоративный дар автора, проявившийся не только в цвете, но и в узорчатости, орнаментальном характере силуэта, в симметрии, статичности, заставляющими вспомнить народную глиняную игрушку — свистульку» [с. 21].
10 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ СО ЗНАМЕНЕМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,5X26,4 см. Надписи: на знамени — Да здравствует Герман(ия ). Да здравствует мир. Ур(а); внизу — красногвардеец [Красная гвардия — добровольные вооруженные отряды рабочих, организованные для защиты революции. Существовали с апреля 1917 года до марта 1918 года; были распущены в связи с формированием Красной Армии]; на бумаге в руке—голосуйте за № 5 [«Голосуйте за № 5»—избирательный призыв голосовать за список большевистских кандидатов (список № 5) на выборах в московские городскую и районные думы].
«…Рисунок 10 несет большую информативную нагрузку. Лозунги на знамени героя-красногвардейца доведены до своего логического конца — не только «Да здравствует мир!», но и «Да здравствует Германия!». Было бы не удивительно, если бы рисунок относился к времени революции в Германии. Но нет, избирательный призыв «Голосуйте за список № 5» в руках красногвардейца говорит о времени выборов в городскую или районную московские думы. Значит, рисунок датируется июнем или сентябрем 1917 года. С Германией идет война, она — враг, тем не менее большевики смело выдвигают интернациональный лозунг. Народ его понимал, принимал, и даже ребенку лозунг «Да здравствует Германия!» не казался предательским» [с. 22].
11 . КРАСНОГВАРДЕЕЦ-БОЛЬШЕВИК. 1917
12 . ЭСЕР-АГИТАТОР. 1918
Неизвестный автор. Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 34,7X25,5 см. Надписи: внизу — Против нового правительства желают иметь старое правительство; вверху на флажке — С. Р. [Эсеры — члены партии социалистов-революционеров, продолжателей народнических традиций в русском революционном движении].
13. КАДЕТ С ТРОСТЬЮ. 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 24,3X12.3 см. Надпись внизу: кадет. [Кадеты — члены конституционно-демократической партии (партии «народной свободы»). С разу после Октябрьской революции объявлены врагами народа].
«…на другом рисунке большевик представлен страшилищем с вытаращенными злобными глазами, стреляющим из пистолета. Этот рисунок не остановил бы нашего внимания, если бы не надпись. В первой ее части, как и во многих других работах, изложена программа большевика — «идет против войны и правительства» (может быть, это слова учителя?), но вот вторая часть надписи — «и хочет предать Россию»(!) — несомненно выражает мнение собственное, точнее сказать — семьи, среды. Приписаны эти слова той же детской рукой, но мелко, поспешно, другим карандашом, явно не одновременно с первой частью. Так же и лицо большевика (кстати сказать, по одежде он менее всего может относиться к большевикам, так как на нем форма казачьих войск) терто-перетерто резинкой для придания ему особо «зверских» черт. Можно думать, что зверство, как таковое, ассоциировалось у мальчика с казаками, с разгоном демонстраций, то есть с тем, что ребенок видел сам, о чем знал от взрослых. От взрослых же слышал, что большевик — «предатель и злодей», и совместил обе фигуры — казака и большевика» [с. 23-24].
15. БОЛЬШЕВИКИ И СВОБОДНАЯ РОССИЯ. Июль — октябрь 1917
Автор А. Константинов. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X23,9 см. Справа внизу подпись и дата: А. Константинов. 1917 г. Надписи: внизу — Большевик. Пропустите нас туда. Россия, нет непущу вы очень господа хорошы ; на платье женщины по подолу — Росci я; на двери за спиной России — табличка с надписью: Свобода. [Рисунок исполнен после третьеиюльской демонстрации].
«Проникновение классовых противоречий эпохи в сознание детей отражает и рисунок А. Константинова, решенный в аллегорической форме. Россия представлена здесь в образе девушки в русском наряде, за ее спиной — дверь в «свободную» страну (но «свобода», которую принесла Февральская революция, на деле такая же показная, опереточная, как и сама эта девушка в сарафане и кокошнике). Она отказывается пропустить в «свободную» страну большевиков, террористов, нарушителей общественного порядка, изображенных с дымящейся бомбой в руках» [с. 24].
«…Мальчиком по фамилии Никитин исполнен рисунок с определенным намерением осмеять идею, носителем которой является красногвардеец. Таким обычно представляется нам шаржированный тип анархиста: руки в карманах, во рту папироса, ущербная верхняя часть лица за счет гипертрофированной нижней. Шапка надвинута на красный нос, свидетельствующий о склонности к спиртному. На шее красный бант, демонстрирующий крайнюю левую позицию его обладателя. Все компоненты рисунка активно работают на поставленную задачу. Особенно выразителен силуэт — голова, одежда, задирающиеся фалды френча, волнистая линия приспущенных брюк. Уверенно, крепко, с нажимом определен контур, раскраска легко и ровно заполняет форму» [с. 23].
17. БУРЖУЙ С ПАПИРОСОЙ. 1917
18. БУРЖУЙ С КОРОБКОЙ КОНФЕТ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X26,8 см. Надписи внизу: справа — буржуй; слева — буржуй. На конфетной коробке — Т-во С. Ciy и К о . Москва [С. Ciy и К о — фирма, владевшая кондитерской фабрикой (Петроградское шоссе, 13) и шестью кондитерскими магазинами в Москве. На базе фабрики Ciy образовалась кондитерская фабрика «Большевик»].
«…Основная мысль, воплотившаяся в образе буржуя с коробкой конфет,— полная никчемность его. Это бездельник, франт и кутила. С удивительным чутьем найдено колористическое решение рисунка — красно-малиновый тон фрака в сочетании с черным (цилиндр, лацканы фрака) и желтым (коробка, бутоньерка, монокль). Цветовой аккорд этот, яркий, но изысканный, уже сам по себе создает представление, несовместимое с какой бы то ни было трудовой деятельностью. Вполне выраженная одним только цветом идея подкрепляется позой и атрибутами. Беспомощным изящным жестом отставлены бездельные руки, держащие трость и конфеты. Получился лаконичный, но вполне законченный сатирический портрет существа, паразитирующего за счет трудовой части общества» [с. 25].
«…Спекулянт откровенно страшен. Фигура его зловеща: сине-серое пальто и цилиндр, синие усы, борода и брови, на желтом блине лица косо посажены злодейские глаза. Резко отрицательное отношение ребенка к своему персонажу обусловило и однозначность образа, мгновенную его найденность. Рисунок кистей рук — кружок, расчерченный пятью черточками (в результате чего, между прочим, получается не пять, а шесть пальцев), и надпись, орнаментально большими буквами включенная в рисунок, свидетельствуют о совсем юном, дошкольном возрасте автора» [с. 25-26].
20. БУРЖУЙ С ГАЗЕТОЙ «РУССКОЕ СЛОВО». 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 26,5X15,3 см. Надпись вверху: Буржий ; на газете — Русско (е) слово. [«Русское слово» — ежедневная московская газета, издававшаяся И. Д. Сытиным. Представляла интересы либеральной буржуазии. Была закрыта в январе 1918 года.].
«…Буржуй с газетой — общественный деятель, биржевик, октябрист. Главной характеризующей его деталью является буржуазная газета «Русское слово». Маленький художник, не справившийся даже со словом «буржуй», тем не менее, очень точно находит художественное решение для своего героя. Выразительное соотношение цветов (желтый, лиловый, черный), резко прочерченный контур силуэта, напоминающего большую хищную птицу, способствуют выявлению сущности уверенного в себе «хозяина» жизни» [с. 25].
социал - демократической партии на большевиков и меньшевиков].
«…Многозначительно сопоставление на одном листе большевика и меньшевика. Большевик огромен, меньшевик перед ним — как грибок. Что натолкнуло ребенка на такое толкование? Да сами сказочные названия, сами персонажи сказок. Великан, мальчик с пальчик — существа, знакомые с раннего детства, они всегда рядом, они близки и привычны. Но не только размерами доказывает автор различие этих людей. Маленький хоть и мал, но одет в дорогую шубу, а у большого все штаны в разноцветных заплатах, он в кожанке, в валенках и вооружен. Это — рабочий, бедняк, революционер. А тот, маленький,— богатый, он не за революцию. Таким образом, социальная суть отношений понята ребенком вовсе не столь примитивно, как это может показаться с первого взгляда» [с. 26].
24. БОЛЬШЕВИК ЛЕНИН И МЕНЬШЕВИК ДАН. Июль — октябрь 1917
Неизвестный автор/ Бумага, графитный и цветной карандаши. 36,3X21,9 см. Надписи: вверху на знаменах — Долой Буржуазное Правительство защиту найдете только у Большевиков; внизу посредине — большевик Ленин; на воззвании, которое Ленин держит в руке, — Не подчиняйтесь временному правительств(у) изменнику Керенскому. Просите мира у большевиков с Германией. Вооружайтесь и идите против врем(енного ) правительства); под длинным свитком в правой руке Ленина — это есть воззвания большевика; справа под маленькой фигуркой — Данъ меньшевик [ Гурвич-Дан Федор Ильич (1871 - 1947) – один из лидеров меньшевиков. В 1922 г. выслан за границу.]; на листе в руке у меньшевика — бейте большевиков шпi онов предател (ей).
«Большевик и меньшевик — это В. И. Ленин и Ф. И. Дан . В противопоставлении двух лидеров социал-демократических партий выражена острая политическая борьба. Через их размеры передана духовная значимость и моральная сила этих людей. Оба изображения сопровождены развернутыми текстами, определяющими их политические платформы. Ленин выступает против Временного правительства, в защиту народа. Воззвание Дана отражает лишь фракционную борьбу с большевиками, содержит брань и призыв бить большевиков. Наконец, хотя оба они одеты бедно, но на одежде Ленина все же заплаток намного больше. Сама история разрешила их спор очень скоро. Ленин был и останется вождем мирового пролетариата, Дана забыли уже современники» [с. 26-27].
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из
коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М
.,
1987.
Оцифровка:
Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .
Выставка, приуроченная к столетию Великой российской революции, представляет около 150 детских рисунков, созданных в 1917-1918 годах. Уникальное собрание детского рисунка поступило в музей в 1919 году от Василия Сергеевича Воронова (1887–1940), известного ученого и педагога, много лет занимавшегося изучением художественного творчества детей.
Детское творчество явилось одним из важнейших открытий, которые привнес XX век в сферу искусства. Крупный художественный критик Я.А. Тугендхольд отмечал, что «уже с конца XIX века детские рисунки перестали быть в глазах взрослых кляксами шалости, каракулями невежества; в них усмотрели подлинное творчество – бескорыстное, бессознательное, в котором ребенок расточает свойственную ему цветистую фантастику и свежесть выражения».
Возведенное, таким образом, в ранг «высокого искусства», творчество детей обрело своих ценителей, собирателей и исследователей. Среди них оказался и В.С. Воронов, первым увидевший в детских рисунках не только художественный объект, но и важный исторический источник. С началом Первой мировой войны, осознавая эпохальное значение происходящего, он начал собирать рисунки на военную тему, а затем и на революционную. В одной из своих статей ученый писал: «Будущий историк наших дней будет благодарен за каждую правдивую и верную черту, отразившую нашу современность. В будущей громадной летописи о наших днях должны быть строки, вписанные рукой детей, и их рисунки, непосредственно отражающие то, что они видели и о чем думали».
Экспонируемые рисунки в основном были исполнены учащимися двух учебных заведений, где преподавал В.С. Воронов: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова в Москве. Их авторами были мальчики в возрасте от 7 до 13 лет, чьи имена, к сожалению, нам почти неизвестны (большинство рисунков анонимны).
Часть детских «революционных» рисунков из собрания В.С. Воронова демонстрировалась в 1918 году на небольших выставках в гимназии имени М.В. Ломоносова (январь) и реальном училища И.И. Александрова (март). Настоящая выставка – первый масштабный показ коллекции детских «революционных» рисунков из собрания Исторического музея в стенах самого Исторического музея.
Экспозиция делится на два основных раздела. Первый раздел посвящен «Образам революционной эпохи». Здесь представлены многочисленные изображения большевиков и меньшевиков, кадетов и эсеров, буржуев и пролетариев, юнкеров и красногвардейцев. Многие рисунки сопровождают надписи, также исполненные детской рукой, поясняющие политическую и социальную принадлежность того или иного персонажа.
Второй раздел выставки повествует о событиях революционного 1917 и послереволюционного 1918 годов. Рисунки разделены в хронологическом порядке на четыре темы: «Февральская революция», «Между Февралем и Октябрем», «Октябрьская революция», «После Октября». Особенностью данной группы рисунков является то, что практически все они исполнены непосредственно с натуры, на основе реальных жизненных наблюдений, в изобилии разворачивавшихся перед внимательными глазами детей. На этих рисунках можно видеть демонстрации и митинги, очереди за продуктами и автомобили с революционными солдатами, бои на московских улицах и обстрел Кремля, украшения города по случаю первой годовщины Октября и проекты герба молодого советского государства.
Помимо рисунков, на выставке представлены уникальные фотографии, лубки и плакаты, исполненные в 1917 году, которые помогут современному зрителю взглянуть на события столетней давности «взрослыми» глазами и сравнить этот «опытный» взгляд с непосредственным взглядом ребенка.
Экспозицию украшают две серии открыток, выпущенных в 1917 году: «Дети-политики» (худ. В.А. Табурин) и «Дети-манифестанты» (худ. С. Кущенко) (из частной коллекции С.А. Чапкиной-Руга), находящие целый ряд параллелей с детскими «типажными» рисунками.
Дополняют визуальный ряд выставки выдержки из детских сочинений 1917 года и цитаты из неопубликованных статей В.С. Воронова.
Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.
Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.
Между двух революций25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократическая) респуб (лика); Да здравствует республика! Да здравствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади собрались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12—15 августа 1917 года под председательством Керенского в помещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зрителя) — железнодорожников станции Сортировочная Казанской железной дороги].
«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) относится лист “Демонстрация возле Большого театра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстрации направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она поворачивает влево, почти до отказа заполняя площадь. Создается впечатление бесконечности движущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской железной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].
26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на
транспаранте: Долой стар(ое
)
правительство) доздравствует
новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисунком очень маленького ребенка,
несомненно дошкольника. Малыш не может, разумеется, осознанно выявить смысл
происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что
демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования
любой протестующей группы — «далой старое, да
здравствует новое».
Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].
27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫШЕЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует революция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг левых эсеров и название их газеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравствует учред (ительное ) собрание) [Учредительное собрание — представительное учреждение, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует свободная Россия; Долой манархизом .
28.
ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.
Автор Яцкевич. Бумага,
акварель, карандаш.
25,9X
34,4
см. Надписи: на стене — Книжный магазинъ
; на знамени — Да здравствуетъ
свободная
Pocci
я
.
«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней буржуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красными бантиками на груди, с лозунгами “Да здравствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно случайно пристал к демонстрации, фигура его выражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .
29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕННЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: Долой буржуазi ю , да здравствует миръ всего мира.
«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены сознательно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное содержание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескровным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и солдат, открытым проявлением противоречий между солдатскими массами и офицерством. С одним из таких драматических происшествий в казармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытянутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с красными повязками, сочувствующие революции, посредине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская революция победила. Будем думать, что и здесь офицеры были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].
30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.
«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юного художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они прямо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Контурный штрих пером, которым художник заканчивает работу, выполненную цветным карандашом, сообщает рисунку энергию движения, делает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].
31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРОКОЙ УЛИЦЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, графитный и цветной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба городских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева направо) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].
«Иногда рисунок, почти ничего нового не добавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеобразным преломлением психологии эпохи в детском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочисленные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. Например: ДЗСДРП — Да здравствует социал-демократическая рабочая партия; ПВСС — Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стремление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокращения длинных названий были в те годы обыкновением. Сокращенно обозначались партии, организации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .
32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917
Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо.
26,3X
34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа
Александра Пономарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Россия;
рядом с бегущим человеком (полустерто
) — те же
слова.
«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был написан около фигуры, потом стерт, но все же прочитывается), спешит присоединиться к организованной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного оживления художник передает не только иллюстративно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских потоков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмическим повтором цветных занавесок» [с. 58].
33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917
26,0X
34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж
i
е Украi
ана
; Да здраст
(вует
);
Да здравствует Временное правительство и Керенскi
й
; Да здравствует интернацi
онал
;
Да здравствует свободная Рос
i
я; 8 час;
Nex
Polcka
;
Nex
Polcko
. [Слева
— колонна украинцев,
несущих портрет Винниченко, главы Украинской Центральной Рады, и лозунг «Да
здравствует Украина» (на украинском языке).
Посредине — колонна русских с призывом
поддержки Временному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует
Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование восьмичасового
рабочего дня. Правее — угол портика Большого театра.
«Очень интересен по содержанию, хоть и неумел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы рисунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное правительство Керенского, свободную Россию и интернационал, справа идет колонна поляков с лозунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорожскими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа видны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день открытия Московского совещания» [с. 61].
34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕРЕД КАЗАРМАМИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш.
18,2X
34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло
(й
)..;
Да здравствует демократическая республика.
«Характерной приметой времени с самых февральских дней были автомобили, несущие охранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках романтика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит пространственно и разворачивает изображение в перспективе, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же динамично. Устремлены вперед и автомобиль и седоки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от машины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомобили, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует делать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность рисунков» [ с. 65-66 ] .
36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.
«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демонстрация возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помогая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех улицах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей колонны на фоне фабричной архитектуры, показанной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борьбе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].
37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКОГО СОЮЗА. Весна 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредительное) собран i я; ВЗС.
38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВТОМОБИЛЕ. 1917
39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917
Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши.
25,7X
35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи:
на доме справа — избирательная дума; на знаменах — земля и воля; обновленная
Росс
i
я; долой войну; не автомобиле и разбрасываемых
с него листках —№ 1; на стенах домов — листки с № 1, 3, 4. [На
рисунках 39 и 40 изображены в ыборы в московские думы — городскую (24
июня) и районные (24 сентября).
Цифры на листках — номера списков
кандидатов от разных партий. Список
№
1—кадетов,
N
9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров,
N
4 — объединенцев
(организация
объединенных социал-демократов — интернационалистов),
N
5—большевиков.
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).
41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре дине — Да здравствуетъ свободная Росс i я; на воротах по сторонам от проема монограмма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триумфальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтомским в 1753 — 1756 годах (разобрана в 1928 году). Монограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Петровна, в царствование которой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех святителей, построена а 1674 году. Не сохранилась].
42. МИТИНГИ. Март 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Митинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — частный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собственном доме Саламонского . После революции здесь помещался Московский государственный цирк. Цирк Никитина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ныне — пл. Маяковского).
43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917
«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое будущее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — голод, зримое его выражение — очереди. Рисунков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается датировке, но, вероятно, исполнены они до Октябрьского переворота. Во-первых, к Октябрю очереди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надписи исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городовые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, бытовые мелочи меньше занимали детей, происходили слишком серьезные преобразования, выдвигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каждый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизнерадостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].
44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛОВОЙ . 1917Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в магазин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери табличка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мясной торговлей не занимались, они были крупнейшими чаеторговцами].
45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БОГОМОЛОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: вверху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Знаменский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].
«”Очередь в булочную Богомолова” — рисунок, интересный своей почти протокольной документальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Знаменских переулков. По этому адресу действительно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таблички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали становятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинаковые кружки. Общественное и бытовое неблагополучие — война, голод — не тревожит душевного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрывается многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].
46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИТОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магазина — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].
«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспокойное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуальности, многие очень забавны, особенно гимназист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916
«Другой бытовой темой, где особенно чувствовался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, вероятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изображениях поездов 1917 года! Все размеренно, симметрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .
49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новгородъ ; объявления над дверями в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.
«...Через год тема наполнится острым социальным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Москва — Нижний Новгород — солдаты, отправляющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявления “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непонятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось забраться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосредственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без конца» [с. 71].
Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).
«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все разнотипные. Физически ощущается скорость движения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на гражданскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в революционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].
Продолжение следует...
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из
коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М
.,
1987.
Оцифровка:
Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com .