Критерии декабрьского. Сочинение на «отлично» и его разбор

Теперь пройдусь по каждой из позиций.

1. Для начала стоит отметить, что разницы по первой позиции практически нет. Критерий в ЕГЭ по литературе включает 2 первых критерия итогового сочинения. То есть и там, и там нам надо следовать предложенной теме, отталкиваться от нее и не уходить в сторону, а также не только приводить аргументы, но и подтверждать их. Если в ЕГЭ по литературе подтверждать аргументацию следует ссылками на первоисточник (цитировать произведение, по которому пишешь произведение), то в итоговом сочинении достаточно привлекать текст литературного произведения в пересказанном виде (то есть косвенно). Подчеркну, что в обоих случаях крайне важно назвать автора и название произведения.

Еще важно отметить, что в критериях итогового сочинения ничего не сказано относительно того, можно ли привлекать аргументы «из жизни», ссылаться непосредственно на свой жизненный опыт. Я всё же считаю, что в данном случае это будет неуместно. Поэтому избегайте при написании итогового сочинения личное местоимение «Я».

2. Теперь по тому, каким образом происходит выбор темы, как они классифицируются. С итоговым сочинением не так всё просто и понятно, к сожалению. Мы имеем на руках лишь примерные направления, 5 направлений, на основе которых будут сформулированы темы. На экзамене вам будут предложены 5 тем на выбор, по одной из каждого направления. Поэтому разумно отрабатывать какой-то конкретный тематический блок.

В ЕГЭ по литературе нечто подобное. Разница в том, что на выбор 1 тема из 3-х, и деление идёт по хронологическому принципу.

3. Далее объём. Количество слов, как видите, немного отличается. Слово «рекомендуемый» напрямую не обязывает вас писать именно столько слов, сколько указано. Тем, кому предстоит писать ЕГЭ по литературе, советую ориентироваться на объём 250 слов. С одной стороны этого хватит, чтобы ваша зачётная работа была допущена к проверке, с другой – этого также достаточно для сочинения в ЕГЭ по литературе.

4. Допустимая «плотность» ошибок для итогового сочинения составляет 5 шт. на каждые 100 слов. Если в вашем сочинении 300 слов, то и ошибок в нём должно быть не более 15. В ЕГЭ по литературе такого нет. Это логично, кому необходима для поступления литература, то и необходим русский язык. Соответственно, у таких людей, как правило, особых проблем с грамотностью нет.

А с итоговым сочинением можно будет подтянуть общую грамотность, а также подготовиться к написанию сочинения по русскому языку.

5. Композиционная цельность и речевая грамотность. Вроде бы и написано, что «незачет» по этим критериям не ставится, однако, на мой взгляд, именно композиция позволяет выстраивать аргументацию, а аргументация в свою очередь позволяет соответствовать теме сочинения. Это всё взаимосвязано, поэтому крайне важно не допускать в своих рассуждениях необоснованных переходов от одного к другому.

В ЕГЭ по литературе я не встречал работ, где бы за композиционную цельность или за критерий «следование нормам речи» стояло 0 баллов, а по остальным максимум. Такого просто не бывает!

6. С оценками тоже всё просто. Понятие «зачет» несколько размыто, тут допустимы некоторые послабления, главное про первые два ключевых критерия не забывайте. ЕГЭ по литературе оценивается значительно строже, максимальный балл получить сложно, но всё же можно.

7. Если в ЕГЭ по литературе есть уже устоявшийся перечень произведений, по которому составляются задания, к итоговому сочинению разработчики не составили готовый список литературы , тот необходимый минимум. Поэтому вы можете опереться на мой небольшой опыт и видение того, что вам может пригодиться при подготовке к написанию сочинения. Перечень литературы .

Как видите, каких-то принципиальных различий нет. В целом, это обычное сочинение, которые вы должны были писать предыдущие годы на уроках литературы.

Оценивается по пяти критериям.

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350 . Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут .
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться .

Критерий № 1 «Соответствие теме»

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Итоговое сочинение по традиции проводится в первую среду декабря. В этом году вы пишете 4 декабря.

Декабрьское сочинение является важным этапом на пути к получению аттестатов и поступлению в ВУЗ, так как данная форма – это допуск к основному экзамену по русскому языку. Если вы не напишете сочинение с первого раза, вам предоставляется возможность пересдать его. Это можно сделать в первую среду февраля и в первую (рабочую) среду мая. Я желаю вам получить зачёт с первого раза, чтобы потом полностью посвятить время подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Напомню, что декабрьское сочинение проверяет умение излагать свои мысли в письменной форме, а также умение убедительно аргументировать своё мнение с помощью художественных произведений.

Итоговое сочинение пишется в течение 3 часов 55 минут.

Декабрьское сочинение оценивается по системе «ЗАЧЁТ-НЕЗАЧЁТ». Отмечу, что в школе сочинение оценивается по двум Требованиям и пяти Критериям (подробнее см. ). Обратите внимание, что существуют критерии оценивания для школ и для ВУЗов («вузовских» критериев больше). Также ВУЗ может выставить свои требования к написанию сочинения. Важно помнить, что ВУЗы читают сочинения, объём которых не менее 350 слов. Если вы напишете качественное сочинение, отвечающее всем заявленным требованиям, вы можете получить дополнительные 10 баллов, которые прибавляются к результатам ЕГЭ. Помните, что подобное решение принимает ВУЗ.

По школьным правилам зачёт за всю работу ставится, если получены обязательные зачёты по:

Требованию №1 (Объём сочинения)

Требованию №2 (Самостоятельность работы)

Критерию №1 («Соответствие теме»)

Критерию №2 («Аргументация. Привлечение литературного материала»).

Также должен быть получен зачёт по одному из трёх оставшихся критериев:

либо по Критерию №4 («Качество речи»)

Помните, что композиция итогового сочинения отличается от композиции сочинения ЕГЭ. Это важно! Подробнее о композиции сочинения, о содержании каждого абзаца вы можете прочитать в статье «Итоговое сочинение. Композиция» .

Итоговое сочинение задумано как работа метапредметного характера. Ваша задача – подготовить четкий план сочинения и ответить на поставленный проблемный вопрос. Также следует помнить, что это сочинение отличается литературоцентричностью, то есть вы должны аргументировать свой ответ, опираясь на произведения художественной литературы. Конкретные темы декабрьского сочинения для каждого направления станут известны за 15 минут до начала самого экзамена. Комментарии к направлениям 2019 – 2020 гг. выложены на сайте ФИПИ. Также необходимые материалы для подготовки к итоговому сочинению есть в статьях:

У нас с вами в запасе ещё месяц. Для кого-то это ещё целый месяц! А для кого-то – всего лишь месяц… В любом случае я желаю вам воспользоваться этим временем с максимальной эффективностью! Читайте художественные произведения, изучайте их литературоведческие анализы, размышляйте над темами сочинений. Можно воспользоваться готовыми формулировками (см. в статьях подборку примерных тем итогового сочинения по каждому из направлений), а можно периодически тренироваться в составлении своих собственных тем (см. в статьях тренинги).

Желаю вам получить ЗАЧЁТЫ по ВСЕМ КРИТЕРИЯМ!

К.ф.н. Кривенкова И.А.

Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 4 декабря 2019 года (основная дата)
  • 5 февраля 2020 года (дополнительные сроки)
  • 6 мая 2020 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе .

Новые направления 2019-2020 года

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали , рекомендованной ФИПИ.

Новые направление описаны нами во всех подробностях.

Темы 2019-2020 года

Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Примерные

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене.

  • Должно ли добро быть с кулаками?
  • Что может привести человека к отчаянию?
  • Что такое гордыня?
  • Почему любовь часть приносит горе?
  • Как защитить «мир во всем мире»?
  • Реальные

    Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК !

    Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

    Подготовка к итоговому сочинению

    Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК , где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

    Вот еще несколько советов:

    Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
  • Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

    Алгоритм написания эссе:

    • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

    Вам в помощь мы составил универсальный план и для итогового сочинения:

    Список литературы 2018-2019

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье « ».

    Добро и зло:

    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    • В.П. Астафьев, «Людочка»;
    • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    • В.М. Шукшин, «Чудик»;
    • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

    Гордость и смирение

    • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    • В.М. Гаршин, «Трус»;
    • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

    Надежда и отчаяние

    • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

    Война и мир

    • А.Н. Островский, «Гроза»;
    • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    • И.А. Гончаров, «Обломов»;
    • В.Г. Распутин, «Уроки французского».
    • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    • М. Горький: «На дне»;
    • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов 2019-2020

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме . «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла) . Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла) . Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла) . Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность . Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла ). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения» 1

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 5 «Грамотность» 2

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных 3 .

1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках. Дополнительная информация об оценивании по Критерию № 5 представлена в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году.