Правоведа из мгу заподозрили в создании фейковых баз данных. Правоведа из мгу заподозрили в создании фейковых баз данных Виды подготовки и формы обучения

Юридический факультет МГУ

Юридический факультет МГУ - один из трех факультетов, утвержденных в соответствии с планом М. В. Ломоносова императрицей Елизаветой Петровной в «Проекте об учреждении Московского университета» (1755). Согласно Проекту он состоял из трех ординарных профессоров по кафедрам: всеобщей юриспруденции (натурального, народного и римского права), российской юриспруденции (внутреннего государственного права) и политики (международного права).

Факультет сейчас

Обучение на факультете ведётся по очной форме на дневном отделении и на спец.отделении (второе вышее образование). Последний набор студентов на вечернее отделение был проведён в году, в году последние выпускники отделения закончили обучение.

Окончившие юридический факультет работают в органах государственной власти и государственного управления, в суде, прокуратуре, адвокатуре, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, в предпринимательских и коммерческих организациях, учебных заведениях, продолжают подготовку в аспирантуре.

В составе факультета работают 14 кафедр и 3 лаборатории:

  • теории государства и права и политологии (заведующий кафедрой - профессор Михаил Николаевич Марченко);
  • истории государства и права (заведующий кафедрой - профессор Владимир Алексеевич Томсинов);
  • административного права (заведующий кафедрой - заслуженный юрист РФ, профессор Алексей Петрович Алёхин);
  • финансового права (и. о. заведующего кафедрой - доцент Мария Фёдоровна Ивлиева);
  • международного права (заведующий кафедрой - доцент Лев Никитович Шестаков);
  • конституционного и муниципального права (заведующий кафедрой - заслуженный деятель науки РФ, профессор Сурен Адибекович Авакьян);
  • гражданского права (заведующий кафедрой - профессор Евгений Алексеевич Суханов);
  • предпринимательского права и правового регулирования внешнеэкономической деятельности (заведующий кафедрой - профессор Евгений Порфирьевич Губин);
  • гражданского процесса (заведующий кафедрой - заслуженный деятель науки РФ, профессор Михаил Константинович Треушников);
  • трудового права (заведующий кафедрой - профессор Александр Михайлович Куренной);
  • экологического и земельного права (заведующий кафедрой - профессор Александр Константинович Голиченков);
  • коммерческого права и основ правоведения (заведующий кафедрой - заслуженный юрист РФ, профессор Борис Иванович Пугинский);
  • уголовного права и криминологии (заведующий кафедрой - профессор Владимир Сергеевич Комиссаров);
  • уголовного процесса и прокурорского надзора (заведующий кафедрой - заслуженный юрист РФ, профессор Константин Фёдорович Гуценко);
  • криминалистики (заведующий кафедрой - заслуженный юрист РФ, почетный работник прокуратуры, доктор юридических наук, заслуженный профессор МГУ профессор Николай Павлович Яблоков);
  • лаборатория политологии;
  • лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения;
  • лаборатория правовой информатики и кибернетики.

Факультет находится в первом гуманитарном корпусе, где частично занимает шестой, седьмой и восьмой этажи, и во втором гуманитарном корпусе, где располагается кафедра криминалистики.

Деканы

1. Баузе Федор Григорьевич (1805-1806 гг.) родился в семье лютеранского пастора, высшее образование получил на юридическом факультете Лейпцигского университета. По окончании его в отправился искать работу в Россию. В апреле получил приглашение от руководства Императорского Московского университета (ИМУ) занять кафедру юриспруденции. С начал преподавать римское право. А в июне был избран деканом нравственно-политического отделения Московского университета.

2. Рейнгард Христиан Егорович (1806-1808, 1812 гг.), профессор философии Кёльнского университета, в приехал в Россию и был определен на кафедру практической философии, одновременно замещал должности на кафедрах естественного, политического и народного юридического факультета Московского университета. Преподавал студентам этико-политического и словесного отделений историю философских систем до своей смерти в .

З. Брянцев Андрей Михайлович (1808-1809, 1811-1812, 1818-1819 гг.), окончив Вологодскую семинарию, пришел пешком в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, где окончил курс богословских и философских наук, отказавшись от пострижения в монахи. В Московском университете был ближайшим учеником профессора С. Е. Десницкого. На протяжении почти полувека читал курс логики и метафизики, «нравственной философии», «эмпирической психологии» и истории философских систем. Трижды избирался деканом этико-политического отделения МУ.

4. Шлецер Христиан Августович (1809-1810 гг.) прибыл в Москву после окончания Геттингенского университета и определился домашним учителем. По приглашению директора ИМУ Тургенева И. П. перешел в Московский университет, где с 1801 по гг. был первым преподавателем политической экономии па юридическом факультете; также читал политику, курс истории европейских государств, политическую экономию, естественное право и дипломатику по своим книгам.

5. Штельцер Христиан-Юлий-Людвиг (1810-1811 гг.), профессор-юрист, по приглашению попечителя М. Н. Муравьева прибыл в Московский университет из Галльского в , назначен ординарным профессором. До 1812 г. преподавал почти все науки, входившие тогда в составюридического образования. Блестящий криминалист, сверх того преподавал философию уголовного права. В 1813 г., не ужившись в Москве, со скандалом переезжает в Дерпт.

6.Снегирев Михаил Матвеевич (1813-1815 гг.) - сын священника. Его крестной матерью была императрица Елизавета Петровна. В был избран деканом этико-политического отделения МУ и членом временной комиссии для управления делами Университета после нашествия Наполеона. Принимал активное участие в восстановлении Университета после пожара 1812 года. Написал учебник по церковной истории, преподавал церковное право.

7. Сандунов Николай Николаевич (1815-1816, 1819-1820, 1828-1830, 1831-1832 гг.) работать в МУ начал в звании ординарного профессора и занял кафедру Русского, гражданского и уголовного права (судопроизводства) Российской империи. До самой смерти был деканом нравственно-политического отделения МУ. Едва ли не первым из профессоров ввел в преподавание судопроизводства элементы практических занятий.

8. Цветаев Лев Алексеевич (1816-1818, 1820-1828, 1830-1831, 1832-1834 гг.), выдержав экзамен на бакалавра, в 1801 отправлен за границу для подготовки к занятию «кафедры по юриспруденции». Будучи доктором философии Геттингенского университета и работая в Московском Университете, в послужных списках 1820-х годов именовался лишь бакалавром, В , в связи с 25-летием пребывания в профессорской должности, получил звание заслуженного ординарного профессора МУ. В возглавил кафедру политического и народного права, одновременно являясь университетским цензором.

9. Терновский Петр Матвеевич (1834-1835 гг.), протоиерей, первый настоятель Татиановской церкви, с 1828 г. - профессор богословия и церковной истории, церковного законоведения, с - логики и опытной психологии Московского университета. С мая - декан отделения нравственных и политических наук.

10. Васильев Николай Семенович (1835-1843 гг.) с по гг. на нравственно-политическом отделении МУ начал читать лекции по политической экономии по Щлецеру, Шторху и Pay; сверх этого предмета - историю римского права и римское гражданское право по Макельдею, российское уголовное право, а с 1835 - начала русского гражданского права по Своду Законов Российской Империи,: В 1835 г. избран деканом нравственно-политического отделения. Содержал в своем московском доме пансион для студентов Университета.

11. Крылов Никита Иванович (1843-1847 гг.), с , занял в Московском университете кафедру римского права, которую оставил в . Курс Крылова имел характер философского размышления над римским нравом. По своим научным воззрениям на право Крылов был ярким выразителем исторической школы юриспруденции.

12. Баршев Сергей Иванович (1847-1863 гг.) слушал в Берлинском университете лекции по философии права, юридической энциклопедии, истории и догме римского права; изучал общее германское государственное, уголовное и гражданское право в их историческом развитии и современном состоянии. 12 июня был избран деканом юридического факультета на 4-летний срок. В избран деканом вторично. В уволился из Московского Университета, имея чин тайного советника. Был награжден орденом Святого Александра Невского, Орденом Св. Анны 1-й степени.

13. Лешков Василий Николаевич (1863-1866, 1867-1872, 1877-1880 гг.). Избрание во второй раз в январе деканом вызвало, по воспоминаниям А. В. Никитенко, «настоящее восстание против ректора и совета», которое подняли профессора Дмитриев и Чичерин «со своими приверженцами - всего семь человек»; …дошло дело до министра, который не одобрил действий меньшинства "

14. Чичерин Борис Николаевич (1866-1867 гг.) в январе избран деканом юридического факультета, а уже в мае этого же года большинство университетского совета в нарушение элементарных основ академической конституции министра народного просвещения отменило избрания Чичерина Б. Н. и утвердило на новое пятилетие Лешкова В. Н.

15. Мильгаузен Федор Богданович (1872-1876 гг.) - доктор медицины, занимал кафедру сравнительной анатомии и физиологии в Московской медико-хирургической академии. С начал преподавание в Московском Университете. Читал лекции по финансовому праву и государственному праву, исполнял обязанности секретаря юридического факультета. В после защиты докторской диссертации утвержден ординарным профессором по кафедре финансового права. В получил звание заслуженного профессора.

16. Легонин Виктор Алексеевич (1880-1899 гг.) окончил курс медицинского факультета в Московском Университете и занял в нем кафедру судебной медицины. Впервые для студентов юридического факультета введен курс судебной медицины. Декан юридического факультета с по гг. В октябре ректор Университета подписал отношение за № 2771 об утверждении Заслуженного профессора В. А. Легонина вновь деканом юридического факультета на следующие четыре года.

17. Алексеев Александр Семенович (1899-1909 гг.) после окончания юридического факультета Московского Университета уехал в Гецданию, где в течение трех лет слушал лекции Блюнчли, Топфля, Отто Мейера. Уход А. С. Алексеева из Московского Университета напрямую связан с событиями февраля - отставка А. А. Мануйлова с поста ректора в связи с допущением полиции на территорию университета.

18. Камаровский Леонид Алексеевич , (1909-1912 гг.), в назначен ординарным профессором МУ. Один из инициаторов создания в Париже Международного института права, с - действительный член. Стремился обосновать международное право началами естественного права и требованиями «справедливости»; рассматривал вопросы ограничения «права войны», разоружения, мирные средства разрешения международных споров. Идеи Камаровского Л. А. в известной мере были использованы при создании судебного органа в системе Лиги Наций, а также Международного суда ООН.

19. Гидулянов Павел Васильевич (1913-1917 гг.) учебу совмещал с работой помощником присяжного поверенного. В 1910-1913 гг. возглавлял стипендиальную комиссию при юридическом факультете Университета. Одновременно преподавал государственное право в Лазаревском институте восточных языков. В был арестован по сфабрикованному ОГПУ делу «Контрреволюционной националистической организации „Партия Возрождения России“». В 1933 г. приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. В - повторно осужден и расстрелян. В реабилитирован посмертно."

20. Тарасов Иван Трофимович (1917-1918 гг.), находясь на службе в Московском Университете, учредил в Бердичевском уезде Киевской губернии народное училище, ссудо-сберегательное товарищество , общественную лавку и народную чайную; принимал большое участие в учреждении Рубежевской колонии для малолетних преступников. В 1889 г. назначен на должность ординарного профессора полицейского права в Московском Университете.

29. Климов М. Е. (по большинству существующих версий Михаил Ефимович) (1930 г.) - профессор, декан ФСП 1-го МГУ с 15 февраля по 22 октября 1930 г. В 1927-1930 гг. - профессор Высшей школы ОГПУ. Позже - начальник Московского Главного управления Рабоче-крестьянской милиции. Необоснованно репрессирован и в 1938 г. расстрелян. Реабилитирован в 1956 г.

30. Берман Яков Леонтьевич (1931 г.) - участник Гражданской войны, член ВКП(б). Вел семинар по уголовному процессу на правовом отделении Факультета общественных наук 1-го МГУ. В 1925-1926 гг. - прокурор при коллегии Верховного суда РСФСР. В 1932-1937 гг. - заместитель председателя Верховного Суда РСФСР, директор Института красной профессуры советского строительства и права. Весной 1937 г. арестован, в сентябре приговорен к 10 годам заключения без права переписки, в тот же день расстрелян.

31.Кожевников Федор Иванович (1942-1943, 1944-1949 гг.) - заведующий кафедрой международного права с 1942 г. по 1960 г. С 1960 г. профессор МГИМО. Член Комиссии международного права ООН (Женева), член Международного суда ООН (Гаага), член Постоянной палаты третейского суда в Гааге, делегат Всемирного конгресса стороников мира.

32. Удальцов Иван Дмитриевич (1943 г.) работал помощником присяжного поверенного при Московской судебной палате. С 1924 г. - профессор правового отделения ФОН по кафедре экономической политики. В 1925 г. назначен членом деканата Факультета советского права 1-го МГУ. В 1929 г. назначен директором 1 -го МГУ, на этой должности состоял до 1930 г., после - профессор политэкономии. В 1943 г. был одновременно утвержден деканом восстановленного в марте 1942 г. юридического факультета и деканом экономического факультета МГУ.

33. Амфитеатров Георгий Никитович (1943-1944 гг.) преподавательскую деятельность в МГУ начал по окончании аспирантуры, в 1929 г. Преподавал хозяйственное, промышленное и земельное право. В 1931 г., был назначен заместителем директора по учебной части и одновременно заведующим кафедрой гражданского права Московского юридического института на базе МП-", которой бессменно руководил до 1937 г. В 1935 г. получил без защиты диссертации ученую степень кандидата юридических наук. Владел французским и немецким языками. С 1942 г. - штатный профессор, и.о. заведующего кафедрой гражданского права и процесса МГУ, заместитель декана юридического факультета МГУ по учебной части. Исполнял обязанности штатного декана с осени 1943 г. до августа 1944 г.

34. Кожевников Михаил Васильевич (1950-1953 гг.) работал членом военно-революционного трибунала, председателем губернского революционного трибунала и заведующим отделом юстиции, губернским прокурором, прокурором при НКЮ РСФСР, председателем краевых судов, членом Президиума Верховного суда РСФСР, начальником отдела судебной защиты и юридической помощи населению НКЮ СССР. С преподает на юридическом факультете Московского университета

35. Лашин Анатолий Григорьевич (1953-1956 гг.) декан. Доктор юридических наук, профессор. В защитил докторскую диссертацию на тему: «Возникновение и развитие форм социалистического государства». Сферу научных интересов составляли проблемы организации и деятельности социалистических государств.

36. Карев Дмитрий Степанович (1956-1965 гг.)- слушатель Высшей военной воздухоплавательной школы, наблюдатель-корректировщик артиллерийской стрельбы с воздуха, красный командир. Юридическую науку стал изучать заочно в Иркутском университете, затем перевелся в МГУ. В 1945-1946 гг. - помощник Главного обвинителя СССР на Нюрнбергском процессе, полковник военной юстиции. С - заведующий кафедрой уголовного процесса.

37. Иванов Георгий Васильевич (26.02.1965 - 31.05.1980 гг.) участвовал в ВОВ, был тяжело ранен, потерял руку. В 1942 г. работал на фабрике «Гознак» в Краснокамске Пермской обл. Закончил аспирантуру на кафедре колхозного и земельного права МЮИ. В, 1954 г. переведен на ту же кафедру юридического факультета МГУ. С 1959 по 1965 гг. - заместитель декана юридического факультета МГУ по научной работе. В течение многих лет был секретарем партбюро юридического факультета МГУ.

38. Козлов Юрий Маркович (1980-1982 гг.) ассистент на кафедре административного и финансового права юридического факультета МГУ. Родился 9 сентября 1925 года. В 1961 г. сменил проф. И. И. Евтихиева на должности руководителя кафедры. Неоднократно выезжал за рубеж; для чтения лекций и участия в международных симпозиумах и. конференциях. С 1970 г. был ответственным редактором "Вестника Московского университета. Серия «Право». В 1997 году перешёл на работу в МГЮА на должность профессора кафедры административного права. Умер 10 ноября 2002 года.

39. Марченко Михаил Николаевич (1982-1992 гг.) На факультете с 1972 г. С 1985 г. - заведующий кафедрой теории государства и права, и политологии юридического факультета. Проректор МГУ (1992-1996 гг.), член Ученого Совета МГУ (1985-1996 гг.), заместитель Председателя Ученого Совета МГУ (1992-1996 гг.). В 1997 г. им был опубликован авторский учебник «Теория государства и права», пользующийся заслуженной репутацией.

40. Суханов Евгений Алексеевич (1992-2003 гг.) родился 8 апреля 1948 года в Москве. Председатель диссертационного совета по защите докторских диссертаций при МГУ, член специализированных научных советов по защите докторских диссертаций при ИЗСП, ИГП РАН. Один из организаторов Центра изучения римского права. Один из основных разработчиков Гражданского кодекса РФ. Член научно-консультативных советов ВАС РФ и ВС РФ. В течение ряда лет является вице-президентом Союза юристов России, избирается председателем Третейского суда при ТПП РФ и арбитром МКАС при ТИП РФ, возглавляет Центр содействия третейскому разбирательству споров.

Дмитрий Малешин Фото Право.Ru

Ученый совет МГУ оставил юрфак без нового декана. Дискуссия перед выборами получилась эмоциональной и не совсем в духе академических споров, один из участников даже получил замечание от ректора. Оппозиционный кандидат стал лидером, однако из-за 10 недействительных бюллетеней ни один из кандидатов большинства голосов не получил.

Прежде чем дать слово кандидатам, ректор МГУ Виктор Садовничий завуалированно попросил участников соответствовать уровню мероприятия и "провести [выборы], как [подобает] заседанию ученого совета Московского университета". Действующий декан Александр Голиченков и его соперник - профессор Дмитрий Малешин к пожеланию ректора прислушались, но когда дошло до выступлений в поддержку кандидатов, удержать спикеров в рамками научной дискуссии было уже невозможно.

Первым свою программу развития факультета изложил Александр Голиченков. В своем выступлении он опирался на достижения последних двух сроков ("надо понимать, что мы имеем, с какой базы стартуем") и настаивал, что программа - "элемент уже сложившейся системы прогнозирования отчетности". "Даже если это не видно, программа практикоориентированная", — заявил декан и вернулся к достигнутым результатам: у юрфака появился новый учебный корпус, что дало ему "потрясающие возможности для прорыва"; 75% выпускников находят работу по специальности со средней зарплатой 80 000 руб. Во главу угла он поставил "права и интересы студентов", материальные условия для преподавателей. "За 10 лет я убедился, что повышения качества образования не будет, если не будет социальной защищенности и обеспечения преподавателей, — заявил декан. — То, что задумано, будет сделано, речь не о личностях, а о подходах, командах, которые готовы реализовывать такие проекты".

Задумано вот что. На базе центра "Выборы-2012" (к нему единственному не было претензий со стороны оппозиции, похвастал декан), наблюдатели-юристы которого фиксировали нарушения на выборах, будет создан Ситуационный центр правовых инициатив. Также в планах декана создать Криминалистический центр юрфака, который должен "показать студентам, что это наука, позволяющая решать проблемы во всех сферах жизни".

Претендент Дмитрий Малешин обещал вывести факультет в мировые лидеры с помощью "нового формата управления" и "оздоровления внутреннего климата на факультете". "Последние выборы показали, что нет в настоящий момент слаженной коллективной работы. [Нужно] не замалчивать проблемы, — уверен он. - Мы постепенно утрачиваем лидерство — победители олимпиад постепенно отказываются от выбора юридического факультета в качестве вуза, в котором они хотели бы учиться". Чтобы преломить ситуацию, Малешин предлагает сократить управленческий аппарат, который за последние годы вырос в четыре раза (с 20 до 80 человек). "СПбГУ и Высшая школа экономики исповедуют совсем другие подходы, там административный персонал всего пять человек", — поделился профессор.

"Нам нужна динамика в развитии научной деятельности. Наших ученых-юристов мало знают за границей из-за закрытости в международном пространстве", — заявил он. Выход из ситуации Малешин видит в переходе на наднациональные темы исследований, которые следует писать на английском языке. "Ничего зазорного в этом нет. Все наши дореволюционные классики разговаривали на нескольких языках и меньше родину от этого любить не стали", — сообщил кандидат на пост декана. Он также предложил установить связи с рейтинговыми агентствами, чтобы "влиять на методологию", и учредить англоязычный журнал Russian Law, чтобы "улучшать индекс цитирования". "В новом здании [должны быть] не только новые стены, но и новый формат развития". На этом Малешин закончил.

Выступить в поддержку кандидатов записалось 12 человек, но в итоге ограничились восемью выступлениями, по четыре от каждой стороны. Почти все сторонники нынешнего декана настаивали на "продолжении позитивной линии" (член попечительского совета юрфака Григорий Ивлиев) и вспомнили одно из его основных достижений — новый учебный корпус. "Есть этический момент. Человек это сделал, и "уходи" - это не совсем хорошо, — посчитал завкафедрой конституционного и муниципального права Сурен Авакьян. — В университете мы вообще по два срока не работаем, завкафедрой работают по четыре срока". На юрфаке, по его словам, лекции на немецком языке могут читать три человека, на английском, может быть, человек 14. "Как же тогда организовать эту интернационализацию [образования]?" — спросил он.

"Критиковать другую программу нужно, чтобы взять все лучшее для факультета, учиться друг у друга", — отреагировал Виктор Садовничий. А завкафедрой гражданского права Евгений Суханов воспользовался этим, чтобы продемонстрировать "застойные тенденции" на факультете. "Иностранный язык, не только мы с вами читаем на немецком, не надо забывать о молодежи. Это проявления неких застойных тенденций. Студент Московского университета жалуется, что с него требуют иностранные источники - вот до чего мы дошли, — заявил он. — Некому читать иностранные лекции, говорим со словарем, и вообще отстаньте от нас — так?". Суханов обрушился на "коммерциализацию образования", которая хоть и неизбежна, но "должна иметь определенные рамки". "У нас 450 человек на курсе - мы их физически не в состоянии переварить, чуть не половина - платный набор. Второе высшее образование ужасное, они не готовятся к занятиям, получают "двойки" и, как считают, ничем не рискуют, — сокрушался профессор. — Мы должны отвечать за качество диплома".

Другой сторонник Малешина — завкафедрой гражданского процесса Михаил Треушников — указал, что его кандидат "обладает организаторскими способностями", "вхож в Минюст и Ассоциацию юристов России". Самым категоричным стал Владимир Томсинов. "Жизненно необходима смена декана, — заявил он и перешел к проблеме Женевского "филиала" юрфака — организации, работающей под именем филиала МГУ, но фактически не связанной с университетом. — Сейчас это сугубо частное предприятие - 87% принадлежит Тамерлану Гасанову - родственнику нашего декана. За бренд МГУ платят, как это понимать?"

"Рейтинг юридического факультета всегда первый, здесь нет сомнения. Кому-то два срока достаточно, а моему декану еще работать и работать! — заявил завкафедрой предпринимательского права Евгений Губин, правда тут же оговорился, — Да, человек он непростой. С ним нелегко иногда общаться, но свою позицию он всегда отстаивает". "Кто вам дал право так думать и говорить о факультете? - обрушился он на критиков. Губин был настолько эмоционален, что ректору пришло сделать ему замечание: "Призываю, коллеги, говорить академично, мы обсуждаем то, как лучше быть факультету".

Итогом полуторачасовой дискуссии должны были стать выборы декана, но они кончились ничем. Из 125 членов Ученого совета голосовало 100 человек: 42 — за Голиченкова, 48 - за Малешина. Однако 10 бюллетеней оказались недействительны (причина не называлась), и это сначала поставило Садовничего в тупик. "Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов, — зачитал правила ректор МГУ. - То есть 50 и больше. Выборы не состоялись", — констатировал Садовничий. Он предложил продлить полномочия действующего декана до следующего заседания Ученого совета, которое должно пройти осенью. Часть собрания уже разошлась, а оставшиеся решили, что кворума уже не вернуть, и предложение ректора поддержали.

Сегодня Тверской районный суд Москвы рассмотрит ходатайство следствия об аресте сроком на 2 месяца 37-летнего заместителя декана юридического факультета МГУ им. Ломоносова Владимира Степанова-Егиянца.

Юрист подозревается в совершении преступления по ч. 4-й статьи 159-й УК РФ - "Мошенничество в особо крупном размере". Если вина правоведа, будет доказана следствием, он может провести в тюрьме до 10 лет.

Владимира Степанова-Егиянца задержали вечером в его московской квартире сотрудники Главного следственного управления СК РФ по Москве совместно с оперативниками ФСБ России. Заместителя декана юрфака МГУ доставили в здание столичного управления СК РФ на Арбате, где ему предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере.

Якобы речь в постановлении следователя идёт о мошенничестве во время создания по контрактам с коммерческими структурами правовых и информационных баз данных. А также об оказании консультаций гражданам и коммерческим компаниям по финансовым банковским продуктам.

Скриншот © L!FE

Дело в том, что, кроме работы в МГУ, учёный является соучредителем общественной организации "Московский союз молодёжи", которая создаёт по контрактам с коммерческими и общественными организациями базы данных и информационных ресурсов в области права. Так, согласно базе "СПАРК-Интерфакс", "Московский союз молодёжи" в 2016 году продал различных информационных продуктов на 1,7 млн рублей.

По данным Лайфа, следователей заинтересовала работа фонда "Развитие юридического образования", учредителем и гендиректором которого является Владимир Степанов-Егиянц. Только в 2017 году, согласно базе "СПАРК-Интерфакс", фонд оказал различных консультаций, связанных с рынком финансовых услуг, на 1,5 миллиона рублей. Нельзя исключать, что предприимчивый юрист взял деньги за консультацию, а оказать её просто забыл, предполагает собеседник Лайфа в столичной полиции.

Однако сам задержанный юрист Владимир Степанов-Егиянц своей вины не признаёт и все обвинения отрицает. Доводам следствия в виновности юриста особо не поверил и судья Тверского районного суда Дмитрий Гордеев.

В минувшее воскресенье, 8 июля, судья Гордеев отказал следствию в аресте замдекана юрфака МГУ сроком на 2 месяца, посчитав доказательства вины юриста, представленные следователями суду, недостаточными. Суд вынес постановление о задержании Владимира Степанова-Егиянца до 10 июля и оправил его дожидаться заседания в изолятор временного содержания ГУ МВД РФ по Москве на Петровку, 38.

В ректорате МГУ им. Ломоносова и на юридическом факультете информацию о задержании Степанова-Егиянца не комментируют. Не обсуждают уголовное дело юриста с Лайфом и в столичном управлении СК РФ и полиции.

Заместитель декана юридического факультета МГУ по учебно-методической работе Владимир Степанов-Егиянц окончил юрфак в 2002 году. В 2016 году защитил докторскую диссертацию - "Методологическое и законодательное обеспечение безопасности компьютерной информации в РФ". Является заведующим кафедрой уголовного права и криминологии, членом экспертного совета Управления президента РФ по противодействию коррупции и научно-консультативного совета при Московском областном суде.

Интервью с деканом юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктором юридических наук, профессором А.К. Голиченковым

КонсультантПлюс: Право, а значит, и юристы, существовали в любом цивилизованном обществе. Во всех старейших университетах Европы одним из первых создавался факультет права. Сегодня профессия юриста по-прежнему в особом почете. Однако многие в России сегодня говорят о "перепроизводстве" юристов. Это, к сожалению, подтверждается ежегодным увеличением числа выпускников юридических факультетов, которые не могут устроиться на работу по специальности. Все чаще можно услышать, что юристов много, а профессионалов мало. С чем это связано? С тем, что рынок труда перенасыщен? Или с тем, что человек после 5 лет обучения не обладает навыками и знаниями, которые так нужны для оказания юридических услуг и продвижения по карьерной лестнице?

Что, по Вашему мнению, сегодня мотивирует абитуриентов при выборе юридического факультета: мода, престиж, финансовые перспективы или все же искренний интерес к профессии, желание приносить пользу обществу?

Александр Константинович Голиченков : Иными словами, юридическое образование у нас плохое или хорошее? Вечный российский маятник оценок и решений опять качается по принципу "или-или"! Сама постановка вопроса свидетельствует о том, что в обществе по-прежнему отсутствует понимание того, что происходит в высшем юридическом образовании (да и в образовании вообще). А сколько мифов: "перепроизводство юристов", "не могут устроиться на работу по специальности", "юристов много, а профессионалов мало", "рынок труда (юристов - Авт.) перенасыщен"!

И при такой-то бесперспективной картинке конкурс в ведущие юридические вузы не уменьшается. Нам говорят, что количество абитуриентов в 2011 г. сократилось на 100.000 человек. А документы на юрфак МГУ подали 1679 молодых людей, что на 15,2% больше, чем в прошлом году! И конкурс - 10 человек на место вместо 8! И проходной балл - 342 (из 400 возможных) вместо 322 год назад!

Кому-то очень хочется доказать, что все (!) наше юридическое образование - плохое, что все (!) юридические вузы готовят плохих юристов. Но это не так! Есть вузы, которые готовят хороших юристов. Их, может быть, около сотни. И их нужно выявлять и поощрять. А есть те, кто "готовит" лиц с бумажкой о высшем юридическом образовании. Их тоже нужно выявлять и закрывать. Даже если их большинство. Ну а у тех, кто оказался в середине, есть шанс подтянуться к лучшим. Именно для этого создан и запущен в действие механизм общественной аккредитации вузов, проводимой Ассоциацией юристов России.

Теперь о том, что сегодня мотивирует абитуриентов при выборе юридического факультета. В ходе социологических исследований, проведенных Лабораторией социально-правовых исследований нашего факультета в 2008 и 2011 гг., были изучены ожидания студентов, связанные с получением диплома юридического факультета МГУ.

Каждый второй студент уверен, что обучение на юридическом факультете предоставляет возможность сделать успешную карьеру (51,1%). Примерно треть полагает, что имеют шанс получить престижную профессию (29,6%), не меньше привлекает и возможность общения в высокоинтеллектуальной профессиональной среде (32,8%). Четверть респондентов (25,3%) отмечает статусность юридической специальности. Каждый десятый студент считает, что сможет получить хорошую работу за рубежом или продолжить там свое образование (9,8%).

В сравнении с 2008 г. по-прежнему получение диплома юридического факультета МГУ рассматривается студентами как хороший старт для построения собственной карьеры (2008 г. - 48,4%; 2011 г. - 51,1%).

КонсультантПлюс: Работа юриста всегда считалась престижной и почетной, поэтому конкурс на юридический факультет всегда был высоким. Но стать хорошим юристом непросто, и одного обучения в вузе недостаточно. Как Вы считаете, какой набор знаний и умений нужно иметь выпускнику юридического вуза, чтобы заинтересовать работодателя?

Что бы Вы посоветовали учесть тем, кто только собирается учиться на юриста, чтобы потом они не разочаровались в профессии?

Александр Константинович: О конкурсе я уже говорил. Он, действительно, высокий. И то правда, что стать хорошим юристом непросто. Достаточно ли лишь обучения в вузе или нет - это отдельный вопрос. Поговорим об этом позднее.

Что же касается набора знаний и умений выпускника, то при его определении я предлагаю использовать объективные критерии не "на входе", по принципу "давайте посмотрим, что там у вас записано в стандартах и программах?" (написано почти у всех одинаково), а "на выходе" - через отношение к выпускнику работодателя.

Первый критерий: взял работодатель выпускника на работу по специальности или нет. Второй - сколько он ему платит.

В 2010 г. Исследовательский центр рекрутингового портала www.superjob.ru провел исследование, изучив резюме нескольких тысяч выпускников наиболее известных российских вузов. Как показало исследование, в наиболее выигрышном положении находятся обладатели дипломов юридического факультета МГУ - средняя зарплата наших выпускников, закончивших обучение в 2000-2005 гг. и работающих по основной или смежной специальности, составляет 80 тысяч рублей. Исследование показало также, что 95% таких выпускников трудоустроились по специальности (смежной специальности). Второе и третье места рейтинга разделили МГЮА и Санкт-Петербургский государственный университет. Средняя заработная плата специалистов, окончивших данные вузы и работающих в сфере юриспруденции, составляет 74 тысячи рублей, а процент трудоустроившихся составляет соответственно 98% и 95%. Следовательно, эти и еще несколько десятков вузов дают выпускнику такой набор знаний и умений, который удовлетворяет работодателя.

Отсюда и совет тем, кто собирается учиться на юриста: выберите достойный вуз. Выбрать его, как я уже говорил, вам помогут результаты общественной аккредитации, проводимой в настоящее время Ассоциацией юристов России. Кстати, названные вузы (а также Уральская и Саратовская академии права) получили ее первыми.

КонсультантПлюс: Когда говорят о профессии юриста, прежде всего представляют адвоката, прокурора или судью, т.е. главных участников любого судебного процесса. Правильно ли такое представление? Чем чаще всего приходится заниматься дипломированному юристу на практике?

Как Вы можете объяснить, что многие ключевые посты в России, в т.ч. президента и премьер-министра, занимают люди с юридическим образованием? Значит ли это, что юридическое образование открывает перед человеком большие возможности?

Александр Константинович: Конечно, профессия юриста не сводится к названным профессиям, а сфера действия юристов - к судебному процессу. В правоприменительной сфере большинство составляют, наверное, юристы корпораций, учреждений, организаций. А есть еще правотворческая, научная и преподавательская работа. При этом, согласно оценкам Росстата, в настоящее время из примерно 1,5 млн. граждан, имеющих высшее юридическое образование, по специальности работают не более 50% (730,1 тыс. человек), при этом пятая часть из них работает в Москве и примерно 6,3% - в Санкт-Петербурге . Численность адвокатов в России оценивается в 55 000 - 60 000 человек.

Могу привести некоторые данные, актуальные на 2009 г., о том, в каких сферах приходится работать выпускнику-юристу. Большинство работников с высшим юридическим образованием занято в МВД России (212090 чел.), затем идет Генпрокуратура РФ (29781 чел.), МЧС России (3480 чел.), Минобороны РФ (1500 чел.), Верховный суд РФ (516 чел.), Минюст России (468 чел.), Конституционный суд РФ (119 чел.). Кроме того, выпускники устраиваются в корпорации, например, в ОАО "РЖД" трудилось на момент исследования 4020 человек, а в ОАО "ФК Уралсиб" 993 человека.

Интересно, в связи с этим, посмотреть, как ответили на вопрос о том, в какой сфере хотели бы реализовать себя студенты юридического факультета МГУ в ходе опросов 2008 и 2011 гг. Большинство студентов собираются после получения диплома выстраивать собственную бизнес-карьеру (35,4%), поступить на государственную службу (17,4%) или продолжить обучение за рубежом (11,6%). За 4 года изменились установки большинства студентов на построение своей будущей карьеры. Если опрос 2008 г. показал, что 73,1 % респондентов хотели бы заняться бизнесом, то в 2011 г. таковых оказалось 35,4%. Вдвое меньше студентов стремятся (2008г. - 13%; 2011г- 6,2%) и преподавательской деятельностью (2008г. - 17%; 2011г- 8,3%).

В то же время не изменилось количество желающих поступить на государственную службу (2008 г. - 17,5%, 2011 г. - 17,4 %). И это не так уж и много, если учесть, что люди с юридическим образованием занимают ключевые посты в России с давних пор. Достаточно вспомнить таких политических и общественных деятелей - выпускников юридического факультета Московского университета, как С.А. Муромцев - первый председатель первой Государственной Думы, Г.Е. Львов - первый председатель Временного правительства. Или М.С. Горбачев - первый Президент СССР, А.И. Лукьянов - председатель Верховного Совета СССР. То же происходит и сегодня. Например, В.Д. Зорькин - председатель Конституционного суда РФ, В.М. Лебедев - председатель Верховного суда РФ, И.И. Шувалов - первый вице-премьер Правительства РФ.

И не только в нашей стране, например: С. Берлускони - председатель Совета Министров Италии закончил юридический факультет Миланского университета; Дж. Гиллард - премьер-министр Австралии - университеты Аделаиды и Мельбурна; Б. Обама - Президент США, лауреат Нобелевской премии мира - школы права Колумбийского и Гарвардского университетов, он бакалавр права; Н. Саркози - Президент Франции - Университет Париж Х Нантер, он магистр права, адвокат; Хайнц Фишер - Федеральный президент Австрии - юридический факультет Венского университета, он также профессор Инсбрукского университета; Т.К. Халонен - Президент Финляндии - Хельсинкский университет и др.

Очевидно, что основой образования юриста являются знания о государстве (как форме существования общества, как организации политической власти, управляющей всеми процессами жизни общества) и праве (как регуляторе отношений между людьми). К тому же многовариантность, нестандартность и динамика этих общественных отношений требуют от юриста такого же мышления - многовариантного, нестандартного, динамичного и соответствующей деятельности, порождающей нечто качественно новое, уникальное с точки зрения истории человеческого общества (например, новая Конституция, Гражданский кодекс). А это уже творчество. Не случайно среди юристов так много не просто творческих личностей, но личностей выдающихся. Например, выпускниками юридического факультета МГУ являются: литераторы Я.П. Полонский, А.Н. Афанасьев, А.Н. Островский, Л.Н. Андреев; певец Л.В. Собинов; композитор Н.Г. Рубинштейн; художник В.В. Кандинский; философы И.А. Ильин и С.Л. Франк; богословы С.Н. Булгаков и патриарх всея Руси Алексий I (Симанский).

КонсультантПлюс: В чем Вы видите основные проблемы юридического образования? Считаете ли Вы необходимым что-либо изменить? Что именно?

Александр Константинович: Сегодняшнее состояние юридического образования я определяю как парадокс "Невского экспресса". Помните, в ноябре 2009 г. этот скорый поезд был подорван на маршруте Москва-Санкт-Петербург, погибли люди. Анализируя причины этой трагедии, эксперты и журналисты отмечали первый парадокс: машинист не виноват, он действовал в соответствии с инструкцией, но инструкции писались в те годы, когда скорость поездов не превышала 100 км/час. А "Невский экспресс" шел 200! Парадокс второй: реакция представителя железнодорожной компании-перевозчика: "Наша задача - максимально сократить время передвижения, поэтому 200 км/час на этом участке были, есть и останутся!" . А мы-то, наивные, думали, что первая задача - безопасность пассажиров! Так может быть, задачи и инструкции пора поменять?

Такая же ситуация с российским юридическим образованием: все вроде бы следуют привычным установленным инструкциям. Но (за исключением нескольких десятков ведущих вузов) производят не юристов, а лиц с дипломами о юридическом образовании. Так может быть, нам поменять "инструкции", регламентирующие юридическое образование, начиная с определения его задач? Впрочем, задача уже определена, и определена однозначно - качество подготовки юристов.

Качество - категория объективная: имеются внутренние и внешние его составляющие. Внутренние характеризуют преимущественно работу внутри вуза, позволяют судить о его способности подготовить "на выходе" юриста с определенным набором знаний, умений и навыков. Это: а) квалификация преподавательских кадров; б) методическое обеспечение учебного процесса, прежде всего наличие в конкретном вузе качественных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, образовательных траекторий и технологий, соответствующих образовательным стандартам и традициям этого вуза; в) уровень материально-технической базы (библиотеки, включая электронные ресурсы, ситуационные залы, мультимедийное оборудование, справочно-поисковые системы по законодательству и пр.); г) интеграция юридического образования и юридической науки; интеграция юридического образования и практики; интеграция национального и европейского (мирового) образования в деятельности конкретного вуза.

Внешние (по отношению к вузу) составляющие качества характеризуют преимущественно общую политику и конкретную работу государства и общества по надлежащему обеспечению вузов. Во-первых, "подпитки" вузов талантливыми молодыми людьми "на входе", то есть система отбора в вузы, обеспечивающая равный доступ к юридическому образованию. Во-вторых, проверку качества выпускников "на выходе" (независимая оценка качества - государственные "внешние" квалификационные экзамены). В-третьих, переподготовку юридических кадров.

Конечно, деление это весьма условно. Возьмем, например, качество преподавательских кадров. Оно, конечно, зависит от того, как готовят профессоров и преподавателей научно-педагогические школы университетов и юридических академий и, прежде всего, для себя (внутренний фактор). Но изначально предопределяется все же уровнем материального обеспечения их жизни и деятельности, их социальной защищенности, престижности профессии. А это зависит от политики и возможностей государства.

Перечисленные выше составляющие качества подготовки юридических кадров объективны, известны давно и, в общем-то, никем не отрицаются. Почему же тогда так много непонимания, особенно в диалоге чиновников с представителями корпорации юридического образования? Дело в том, что перечисленные элементы качества - категории традиционные, постоянные, во всяком случае, изменяющиеся медленно (по историческим меркам). А вот требования к каждому элементу, к его наполнению в данный отрезок времени - это категории переменные, зависящие от многих изменяющихся факторов. Поэтому все говорят вроде бы об одном и том же, но слышат все по-разному.

Возьмем, например, интеграцию юридического образования и практики. Как решалась эта задача пять, десять, двадцать, тридцать лет назад? Студенты проходили практику. И все преподаватели старой университетской школы считают, что так должно быть и поныне. И они правы: так было всегда и давало отменный результат. А вот современный работодатель не хочет тратить свои деньги и время на доводку выпускника. Ему подавай выпускника уже со стажем работы в год-два. И он по-своему прав: появились новые требования к "старой" составляющей качества! Мы понимаем проблему и предлагаем конкретные пути ее решения.

КонсультантПлюс: Школа теоретической подготовки на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова всегда была одной из лучших. Но есть такое мнение, что в МГУ готовят в основном юристов для науки, нежели для практики. Верно ли это? Как организована в МГУ практическая подготовка будущих юристов? Какую роль в подготовке юристов играют юридические клиники?

Александр Константинович: Московский университет - старейший в ряду классических российских университетов. Особенностью же образования, предоставляемого ими, всегда был и остается его фундаментальный характер. Годовые курсы теории государства и права, российской и зарубежной истории государства и права, конституционного права, римского права, других фундаментальных дисциплин закладывают основу, на которой далее каждый становится специалистом в избранной правовой сфере. Мы не натаскиваем на право, а учим понимать механизм его действия. Это дает возможность нашему выпускнику самообучаться, воспринимать динамично развивающееся законодательство и практику его применения, участвовать в правотворчестве. Именно поэтому наши выпускники - одни из самых востребованных на практике. Достаточно посмотреть объявления работодателей. Да и рейтинги подтверждают это.

Одновременно наши студенты имеют реальные возможности получить и необходимые практические навыки. С 2007 г. на факультете специально для этих целей действует программа дополнительного профессионального образования студентов, в рамках которой занятия (не только отдельные лекции, но и специальные курсы) проводят ведущие юристы-практики. Они направлены на развитие общих профессиональных практических навыков юриста, на усвоение практических аспектов правоприменения в тех или иных областях правового регулирования, например, конкретных видов сделок. Все занятия программы проводятся в виде факультативов, и у студентов всегда есть возможность выбора интересующего их практического курса в зависимости от года обучения.

Наряду с этой формой обучения студентов практическим навыкам работы, которая все же носит аудиторный характер, есть еще и возможность настоящей работы в "полевых" условиях - это юридические практики (около 50 организаций-баз, с которыми заключены договоры) и юридические клиники (с 2004 г.), участие в работе которых по решению Ученого совета факультета приравнивается к прохождению практики. Клиники работают под руководством преподавателей и на безвозмездной основе - это обязательные условия.

КонсультантПлюс: Работа современного юриста изменилась кардинально с появлением информационных технологий. Они позволяют экономить время, делают работу юриста более эффективной, принимают на себя основную часть рутинной нагрузки. Уверенное владение передовыми технологиями и, в частности, умение использовать справочные правовые системы, стало своеобразным стандартом качества выпускников юридических вузов. Расскажите, пожалуйста, как организовано изучение информационных правовых систем на юридическом факультете МГУ? Достаточен ли, по Вашему мнению, объем аудиторной нагрузки, отведенный на это новым образовательным стандартом по направлению подготовки бакалавров юриспруденции?

Александр Константинович: Да, это так. Еще в 1985 г. на факультете по инициативе и под руководством С.М. Шахрая была создана специализированная лаборатория правовой информатики и кибернетики. Ее основной задачей было и остается обеспечение преподавания курса правовой информатики студентам факультета. Еще до появления таких справочных правовых систем (СПС), например, как КонсультантаПлюс, программой этого курса предусматривалось практическое изучение единственной существовавшей тогда АИПС "Законодательство", которая была разработана Научным центром правовой информации при ВНИИСЗ. Ее основу составляли нормативные акты СССР и РСФСР, судебная практика.

В настоящее время курс правовой информатики предусматривает изучение таких вопросов, как понятие и структура правовой информации, учет и регистрация нормативных актов, государственная политика и правовое регулирование обеспечения доступа к правовой информации и др. Также студенты получают практические навыки работы со всеми основными представленными в России СПС. Кроме доступа к полным версиям СПС в компьютерных классах факультета (во время практических занятий и самостоятельной работы) все студенты получают от фирм-разработчиков учебные диски. По результатам работы в семестре лучшие студенты получают кроме зачета еще и сертификаты от фирм-разработчиков. Важную роль в стимулировании студентов к изучению СПС играют проводимые на факультете компанией "КонсультантПлюс" и лабораторией конкурсы на знание системы КонсультантПлюс (победители конкурса получают от компании "КонсультантПлюс" именные стипендии), а также межвузовские олимпиады, в которых активно участвуют и команды нашего факультета.

Что касается объема аудиторных занятий в новых стандартах, то эта проблема вполне обсуждаемая и решаемая. Сделать это можно не путем увеличения часов для изучения соответствующих дисциплин, а разработкой новых типовых учебных программ. Соответствующие предложения можно внести в соответствующую комиссию УМО по юридическому образованию.

КонсультантПлюс: Вы возглавляете юридический факультет уже много лет. Какие у факультета ближайшие и перспективные планы? Каких изменений ждать студентам и преподавателям?

Александр Константинович: Основные планы, происходящие и грядущие изменения связаны с переходом на новые образовательные стандарты. Как известно, МГУ имеет право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования к образовательным программам . Такие стандарты по направлению "Юриспруденция" нами разработаны и введены в действие. На их основе мы планируем развивать четыре приоритетных направления: практика, воспитание, магистратура, материально-техническое обеспечение учебного процесса. Расскажу о каждом направлении подробнее.

Практика. Новые стандарты в полном соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" предусматривают увеличение объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования . В новом стандарте количество часов на практику резко увеличено, что создает предпосылки для интеграции юридического образования и практики. Это процесс двусторонний. Именно здесь должна решаться проблема "доводки" выпускников классических вузов до требований работодателей. Мы планируем также существенно увеличить количество баз практики, заключив договоры с потенциальными работодателями (особенно испытывающими трудности в юридических кадрах). В идеале нужно стремиться к тому, чтобы каждый выпускник нашел своего работодателя еще на практике. Тогда практика станет подготовкой к работе именно в этой организации или аналогичных ей.

Воспитание. Согласно упомянутому выше Указу Президента РФ новые стандарты должны предусматривать также формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону . Великий русский философ, выпускник юридического факультета Московского университета И.А. Ильин много лет назад писал: "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы, оно развязывает и поощряет в человеке "волка"" . Решение данной задачи - дело непростое. Здесь возможно несколько направлений. Одно из них - введение системы новых (увеличение объема старых) обязательных предметов (см. выше) и факультативов, направленных на формирование у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению. Однако главное и самое сложное состоит в том, чтобы воспитывать не словами, а делами, в том, чтобы обеспечить такую систему набора абитуриентов в вузы, обучения студентов и устройства выпускников на работу, которая полностью соответствует закону, исключает любые проявления коррупции.

Магистратура. Речь идет о разработке и внедрении системы магистерских программ, причем не только кафедральных, но и межкафедральных, межфакультетских, (например, по энергетическому праву и охране окружающей среды - совместно с факультетами географическим и экономическим). Кроме того, мы будем предлагать международные магистерские программы, предполагающие выдачу дипломов двух вузов. Буквально месяц назад Ученый совет факультета утвердил такую программу. Она будет реализовываться совместно с юридическим факультетом Регенсбургского университета (ФРГ).

Материально-техническое обеспечение (МТО). По свидетельству Ассоциации юристов России, одной из основных причин сохранения недостаточно высокого уровня юридического образования в стране являются "проблемы с материальной базой обучения" . Главная моя задача - всеми силами способствовать завершению строительства нового корпуса для юрфака (IV гуманитарный корпус МГУ). По постановлению Правительства РФ от 8 июня 2011 г. № 447 в 2011-2013 гг. будут осуществлены соответствующие бюджетные инвестиции за счет средств федерального бюджета. Срок ввода в эксплуатацию - 2013 г. Мы надеемся, что переедем в новый корпус даже раньше. Вторая задача МТО - техническое и информационное обеспечение учебного процесса. Минимальные требования к нему понятны: для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым правовым системам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет . Представляется, что приоритетными задачами и соответствующими им направлениями деятельности здесь могут стать организация электронной библиотеки, внедрение автоматизированной системы управления учебным процессом.

Очевидно, что сегодня (как, впрочем, и всегда на протяжении истории российских университетов) в студенческой аудитории происходят стремительные изменения. Студенты - наиболее динамичная часть общества. Меняются технологии, социальные реальности. Какие особенности нового поколения студентов-юристов Вам кажутся наиболее значимыми, характерными? Как, по Вашему мнению, эти изменения воздействуют на систему современного вуза, труд преподавателей-юристов? - Алексей Анатольевич Александров, профессор кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО(У) МИД России (г. Москва).

Александр Константинович: Портрет студента юрфака МГУ примерно таков. Очень молод: три четверти студентов первого курса - несовершеннолетние . На "ты" с компьютером и поисковыми системами по праву. Владеет колоссальным объемом общей информации. Как правило, знает иностранный язык. В основном более индивидуалист, чем коллективист. Решать свои личные учебные проблемы предпочитает не сам, а через родителей. Навыки ежедневной самостоятельной работы и самоконтроль могли бы быть и выше. Все это нельзя не учитывать в работе со студентами. Мы, в частности, большое внимание уделяем организации работы с родителями, текущему контролю, работе преподавателей-кураторов и студентов-наставников.

Интересна и мотивация студентов к учебе. Результаты социологических опросов 2008 и 2011 гг. свидетельствуют о том, что подавляющее большинство студентов находят обучение на юридическом факультете увлекательным и интересным (86,5%), только один человек из двадцати опрошенных заявлял об отсутствии интереса к учебе, а 7,9% затруднились с ответом. В два раза по сравнению с 2008 г. сократилось число студентов, утверждающих, что учиться им мешает разочарование в специальности. Подавляющее большинство студентов не отказались бы от намеченной образовательной стратегии, даже будь у них такая возможность, не поменяли бы ни вуз, ни факультет (79%).

Какие человеческие качества для юриста Вы считаете наиболее важными? - Мария (г. Архангельск)

Александр Константинович: Совестливость. Качество ныне почти утраченное. Закон зачастую позволяет многое. А совесть - только то, что ты сам считаешь допустимым, справедливым с точки зрения добра и зла.

Фундамент вузовского образования - знания, полученные в школе. Как, по Вашему мнению, обстоят дела в сфере правовой подготовки? Можно ли говорить, что школа сегодня обеспечивает закладку такого фундамента? Как должно быть организовано изучение права в средней школе? - учитель обществоведения (г. Москва)

Александр Константинович: К сожалению, именно в части правовых знаний такой фундамент в школе не закладывается. И прямое следствие этого - отсутствие вступительных испытаний в юридические вузы по праву. Что сказали бы наши коллеги, если бы на математический факультет не сдавали бы математику, на физический - физику, на химический - химию, на биологический - биологию, на исторический - историю, на иняз - языки и т.п.? Вопрос риторический!

Юристы раньше учились 5 лет. После перехода на бакалавриат срок обучения стал 4 года. На какой "стартовый" оклад может рассчитывать бакалавр юриспруденции в Москве? Изменится ли он по сравнению с окладом выпускника-специалиста? Вообще, насколько реально бакалавру найти хорошую работу без стажа по специальности? - Илья (г. Тула)

Александр Константинович: Ответы на эти вопросы даст только время. Можно предположить, что в течение первых лет отдельные госорганы и организации (например, суды, прокуратуры) вообще постараются не брать бакалавров. Однако нужно иметь в виду, что бакалавриат по закону об образовании - такое же высшее образование, как и специалитет и магистратура. Ну а кроме того, только от конкретного вуза зависит, какого качества бакалавров тот будет готовить. Мы, например, сделали такие стандарты и учебные программы подготовки бакалавров, которые позволяют готовить студентов не хуже, чем мы это делали и пока делаем в рамках специалитета. В основном за счет возможности выбора того или иного учебного профиля подготовки.

Многие студенты на старших курсах начинают работать. В итоге к выпуску из университета они имеют стаж, им легче устроиться по специальности. Как Вы относитесь к работе ваших студентов? - Анна (г. Москва)

Александр Константинович: Этот вопрос нужно решать дифференцированно. По моему мнению, студент на 1-3 курсах работать не должен, да и не может физически: мы подсчитали, если выполнять досконально учебную программу, нужно работать 8-9 часов в сутки, включая субботу! На четвертом - пожалуйста, но не в ущерб учебе. На 99% такого же мнения придерживаются, насколько мне известно, наши выпускники, которые ныне руководят лучшими юридическими службами крупнейших корпораций.

Мне, студенту 2 курса, предстоит выбрать специализацию. Посоветуйте, что выбрать? Какие юридические специальности будут наиболее востребованы на рынке труда через 2-3 года? - Андрей (г. Москва)

Александр Константинович: Как и сегодня, это специалисты в области частного права (ныне его изучают в рамках кафедр гражданского, предпринимательского, коммерческого права); в области финансового и налогового права. Стремительно растет интерес к энергетическому законодательству. Хочется надеяться, что увеличится спрос на специалистов по экологическому праву. Но хочу подчеркнуть, что хорошо подготовленный выпускник будет востребован с любой специализацией!

КонсультантПлюс: Спасибо большое за интервью. Что бы Вы хотели пожелать нынешнему студенту?

Александр Константинович: Быстрее взрослеть, чтобы понимать, что учеба - это ежедневная и тяжелая работа, порою рутинная и скучная. Но нужно выполнить ее хорошо, чтобы сделать решающий шаг в успешное будущее!


Тверской суд Москвы санкционировал арест заместителя декана юридического факультета МГУ Владимира Степанова-Егиянца. Юристу инкриминируется участие в незаконном захвате столичной компании «Автофинанс», в результате которого ее владельцу был причинен ущерб в размере около 40 млн руб. Сам господин Степанов-Егиянц отрицает какую-либо причастность к преступлению и считает себя жертвой оговора. Он и его защита просили о мере пресечения, не связанной с содержанием под стражей, но суд решил иначе.

Тверской суд столицы рассмотрел ходатайство Главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД по Москве о заключении под стражу заместителя декана юридического факультета МГУ Владимира Степанова-Егиянца. Юристу инкриминируется особо крупное мошенничество, совершенное группой лиц.

Как выяснилось в суде, расследование, фигурантом которого стал крупный юрист, было начало в прошлом году УВД Юго-Восточного округа Москвы по заявлению гендиректора столичного ООО «Автофинанс» (занимается различными сделками с автомобилями) Артема Бородинова. Бизнесмен сообщил, что его имущество подверглось захвату. Предприниматель узнал, что перестал числиться владельцем собственной компании - ему были предъявлены документы, из которых следовало, что он якобы добровольно вышел из состава учредителей ООО. Позже заявитель также сообщил, что из ООО были похищены его деньги и автомобиль. Размер похищенного, по данным следствия, составил более 39 млн руб., судьбу 25 млн из них правоохранители уже установили.

Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве. А недавно из него было выделено в отдельное производство дело в отношении Владимира Степанова-Егиянца, которое ведет ГСУ столичного ГУ МВД. Основанием для привлечения маститого юриста к ответственности стали показания фигурантки дела о мошенничестве с «Автофинансом» Ольги Васильевой. Она специализировалась на оказании услуг в сфере регистрации юридических лиц. Как следовало из оглашенных в суде материалов, госпожа Васильева сообщила следствию, что в свое время ей позвонил господин Степанов-Егиянц, которого интересовало, можно ли переоформить фирму на другого владельца без ведома прежнего. Женщина якобы ответила, что можно - по поддельному паспорту, после чего по указаниям юриста и способствовала такому переоформлению. В деле есть еще один фигурант, выступавший в качестве подставного лица, некий Ломакин. На судебном заседании было также сказано, что между госпожой Васильевой и господином Степановым-Егиянцем была проведена очная ставка, на которой женщина подтвердила свою версию, а юрист отказался от показаний.

Ходатайствуя об аресте подследственного, следователь ГСУ Алексей Маврицын указал, что, оставаясь на свободе, юрист может скрыться, поскольку не имеет постоянного места жительства. В представленных в суд материалах даже говорилось, что подозреваемый «ночевал на вокзалах». Это вызвало немедленную реплику защиты, указавшей, что замдекана с 1999 года прописан в квартире своей матери в доме 4 на улице Авиаторов.

Следователь также напомнил о регалиях, заслугах и многочисленных статусных постах фигуранта дела и его членстве в общественных советах некоторых силовых структур. По его мнению, они свидетельствуют об обширных связях господина Степанова-Егиянца, благодаря которым он может оказать давление на свидетелей по делу. Юрист также, по мнению представителя ГСУ, на воле имеет возможность связаться с другими, не установленными пока участниками аферы, и согласовать с ними свои действия. Из слов господина Маврицына, кроме того, следовало, что замдекана сейчас проверяется на возможную причастность к некоторым другим преступлениям.

В свою очередь защита настаивала, что никаких реальных подтверждений участия господина причастности Степанова-Егиянца у следствия нет. Адвокат Виктор Курчин, в частности, отметил, что Ольга Васильева по ходу расследования допрашивалась неоднократно, однако показания против замдекана дала лишь на последнем допросе. Таким образом, считает защитник, женщина, находящаяся под домашним арестом, просто хочет облегчить собственную участь.

Защита также вспомнила о заслугах господина Степанова-Егиянца, но уже как о свидетельстве того, что он, авторитетный в своем деле специалист, не мог совершить приписываемое ему преступление и однозначно не станет препятствовать расследованию. Напомним, что Владимир Степанов-Егиянц - доктор юридических наук, и. о. завкафедрой уголовного права и криминологии, помощник проректора университета, член экспертного совета временной комиссии по развитию информационного общества Совета федерации, член ревизионной комиссии Фонда управления целевым капиталом МГУ, член президиума учебно-методического объединения по юридическому образованию Минобразования РФ, член Ассоциации юристов России и проч., автор работ по компьютерной безопасности. Пытался избраться депутатом Госдумы.

Защита также просила приобщить к делу поручительства за господина Степанова-Егиянца, в том числе от президента компании-производителя мороженого «Чистая линия» Армена Бениаминова, предложившего внести залог за юриста в размере 20 млн руб., а также духовника подследственного священника Владимира Щербакова. Адвокаты также ходатайствовали о приобщении к делу загранпаспорта юриста, который отказался принять следователь. Тот в ответ сказал, что поскольку фигурант проходит по делу о мошенничестве с использованием поддельного паспорта, то, «если его не арестовать, он сумеет изготовить другой документ и скрыться за границей».

Защита настаивала на мере пресечения, не связанной с арестом. Об этом просил и сам замдекана. По его словам, он стал «жертвой ситуации»: с госпожой Васильевой он действительно общался, но ни о каких мошеннических действиях с ней не договаривался и никаких указаний не давал. «Не перечеркивайте мою жизнь»,- попросил он суд.

В итоге, взвесив доводы сторон, судья Дмитрий Гордеев решил ходатайство следователя удовлетворить и арестовал Владимира Степанова-Егиянца на два месяца.