Президентская программа. Кто поедет за рубеж? Экспертная помощь с поступлением на магистерские программы в лучшие мировые университеты и бизнес-школы Госпрограмма для обучения за рубежом

Обучение в магистратуре за рубежом – это всегда большое вложение вашего времени и денег. Поэтому многим хочется узнать, можно ли уменьшить эти расходы (при этом, конечно, сохраняя качество образования). Но часто студенты, которым в принципе интересна возможность обучения в зарубежной магистратуре, плохо представляют себе финансовую сторону обучения и иногда даже отказываются от своей мечты, потому что думают, что учиться за границей очень дорого. (Есть и обратное заблуждение – что всегда можно найти и легко получить стипендию, полностью покрывающую и обучение, и проживание. Истина, как это часто бывает, где-то посередине.)

Существует 3 основных возможности финансировать свою магистерскую учебу за рубежом: поступить на (условно-)бесплатную программу, оплатить учебу самостоятельно или получить стипендию/грант. И в этой статье мы подробно расскажем о каждой из этих опций.

Пишем ниже только про магистерские программы на английском языке (не путать с бакалавриатом!)

  1. (Условно-)бесплатные магистерские программы

Бесплатными считаются программы, в которых предусмотрена небольшая плата за обучение или студенческий взнос, который может давать вам определенные льготы (например, во многих землях Германии студенческий билет является также и проездным). Бесплатное обучение возможно потому, что программы проводятся в государственных университетах и субсидируются правительством. Бесплатными они являются как для местных, так и для иностранных студентов.

Такие программы есть в государственных вузах Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии, Италии и Испании (при этом в частных университетах этих стран обучение платное). За пределами Европы условно-бесплатные программы на английском можно найти в Индии, Тайване и Аргентине.

Важная особенность: взнос для обучения может очень варьироваться в зависимости от страны и вуза. К примеру, в Германии в государственных вузах взнос обычно составляет 300-500 евро/год, когда как в Швейцарии это около 5000-6000 франков/год (или 4600-5500 евро).

Расходы на проживание (жилье, питание, транспорт, учебные материалы и т.п.) студент оплачивает самостоятельно. Поэтому если у вас не очень большой бюджет на обучение, нужно обратить внимание не только на стоимость программы (взнос), но и на страну/город, в котором вы планируете учиться. К примеру, если говорить о Германии, то проживание в Мюнхене или Берлине будет на порядок выше по стоимости, чем в любом другом небольшом городе.

Поступающих часто интересует, можно ли совмещать учебу с работой? Во многих странах это официально разрешается делать, но для студентов-иностранцев существует ограничение (например, в Германии это 120 полных дней или 240 полудней в году). Однако обучение на магистерской программе часто весьма интенсивное и не всегда получится совместить его с работой.

  1. Финансирование за счет стипендии/гранта

Здесь есть 2 основные возможности – стипендии, выделяемые государственными фондами или частными/общественными организациями, и стипендии самих университетов.

Первые часто относятся к программам одной страны – например, DAAD для учебы в Германии, Chevening для Великобритании, Fullbright для США, Visby для Швеции и др. Про основные стипендиальные программы мы рассказывали . Возможно также получить финансирование и от своей страны – например, для студентов из России есть программа «Глобальное образование», по которой можно выиграть грант на обучение в зарубежном вузе при условии возвращения и работы в России сроком не менее 3 лет. В Казахстане есть похожая программа «Болашак».

Конкурс на такие стипендии всегда довольно большой, а дедлайны часто раньше, чем для самих магистерских программ. Поэтому рекомендуем всегда иметь «план Б» — альтернативные возможности финансирования своей учебы, если выиграть стипендию не получится. Лучше продумать несколько вариантов, чем делать все ставки только на один.

Многие университеты предлагают свои стипендиальные программы, которые полностью или частично покрывают обучение. По нашему опыту, конкурс на них обычно чуть меньше, поэтому это отличная возможность для тех студентов, которые ищут способы финансирования своей учебы. Найти такие программы можно на сайте университетов (обычно в разделе Financing your studies, Tuition fees and funding и т.п.) либо написав напрямую координатору заинтересовавшей вас программы.

Стипендиальные программы полного финансирования (т.е. покрывающие расходы на обучение и проживание) для иностранных студентов встречаются достаточно редко, в качестве примера можно привести программу Fulbright (USA) и Chevening (UK). На такие программы всегда огромный конкурс, и, по нашему опыту, у них также есть некоторые негласные критерии. Поэтому, если у вас достаточно сильный профайл, вы можете подать заявку, но это не должен быть ваш основной план финансирования.

  1. Магистерские программы, которые вы оплачиваете самостоятельно

В большинстве стран образование является полностью платным (как для местных, так и для иностранных студентов). Это программы в Великобритании, Ирландии, Швеции, Дании, Голландии, США, Канаде, Австралии, Азии, а также программы в частных вузах/бизнес-школах. Стоимость обучения может значительно варьироваться, в том числе в пределах одной страны – например, от $5.000 (в Community colleges) до $50-70.000/год (в лучших бизнес-школах или университетах) для США.

Надеемся, эта статья помогла вам разобраться с вопросами финансирования магистерского обучения за рубежом. Если у вас остались вопросы – задавайте в комментариях!

С 2014 по 2017 гг. финансовую помощь Правительства России в рамках программы "Глобальное образование" получают россияне , поступившие в ведущие вузы мира на программы магистратуры и аспирантуры.

Основные пункты программы "Глобальное образование" финансирования студентов:

1 . Для того чтобы получить финансирование студент должен иметь на руках письмо о зачислении одного из вузов, указанных в программы "Глобальное образование" на утверждённую специализацию на 2017-18 академический год.

2 . Финансирование получат студенты, поступившие на очные программы магистратуры, аспирантуры и ординатуры продолжительностью не менее года .

3 . Финансирование покроет не только стоимость учёбы, но и проезд, проживание во время учёбы , учебные материалы, медицинскую страховку и т.д.

4 . Объём финансирования: до 2"763"600 рублей на 1 год обучения.

5 . Финансирование не распространяется на студентов программ обмена и программ двойных дипломов с участием российских вузов.

6 . Отбор участников будет осуществляться на конкурсной основе.

7 . По завершении учёбы, участник программы должен вернуться в Россию и в течение 3-х месяцев устроиться на работу в российской компании по профилю полученного образования и проработать не менее 3-х лет . В течение этих 3-х лет участник может менять работодателя, но не более 2-х раз.

8 . Российские компании для трудоустройства выпускников программы должны отвечать следующим критериям:

А. регистрация на территории Российской Федерации;

Б. осуществлять деятельность не менее 3 лет;

В. не находится в процессе ликвидации, банкротства;

Г. относится к одной из следующих категорий:

  • научная организация;
  • ведущий классический университет Российской Федерации, федеральный университет или национальный исследовательский университет;
  • организация, отобранная по результатам конкурса, предусмотренного постановлением Правительства РФ "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства";
  • резидент технопарка в сфере высоких технологий;
  • организация, утвержденной наблюдательным советом Программы.

9 . Предполагается, что участники программы будут работать не только в университетах и организациях Москвы и Центрального региона, но также и в регионах регионы Дальнего Востока и Восточной Сибири. Не более 25% участников программы должны получить работу в организациях Москвы и Санкт-Петербурга , 75% - должны найти работу в других регионах РФ.

10 . Если участник программы не закончит курс или не выполнит обязательства по трудоустройству, он должен будет выплатить полную сумму, полученной поддержки + штраф в двукратном размере полученной суммы.

11 . Чтобы подать заявку на получение гранта после получения письма о зачислении в вуз студент должен зарегистрироваться в электронной очереди на официальном сайте программы .

Список вузов, одобренных программой "Глобальное образование", для учёбы в которых россияне смогут получить грант Правительства РФ

Участники программы могут обучаться в утверждённых 288 университетах из 32 стран мира. Наибольшее число вузов, одобренных Программой – в странах лидерах международного высшего образования: США, Великобритании, Германии и Канаде. Все вузы, для учёбы в которых можно получить грант Правительства РФ здесь: США, Великобритания, Германия, Канада, Нидерланды, Франция, Австралия, Швеция, Япония, Швейцария, Бельгия, Китай, Корея, Италия, Гонконг, Норвегия, Израиль, Дания, Новая Зеландия, Бразилия, Австрия, Испания, Сингапур, Тайвань, ЮАР, Финляндия, Ирландия.

Двадцатиоднолетняя Татьяна Эрлих училась по программе международного бакалавра (International Baccalaureate IB) в московской гимназии № 45 им. Л. И. Мильграма. Она окончила школу с международным дипломом, с которым можно поступать в европейские учебные заведения. Эрлих выбрала специальность «биомедицинские науки» в колледже при Свободном университете Амстердама и уехала учиться в Голландию. Год назад встал вопрос, где взять 24 000 евро на университет (15 000 евро в год стоит обучение, остальное нужно на проживание). В Голландии граждане могут учиться на врача бесплатно, иностранцы должны платить. У семьи Эрлих не было денег, но родители услышали по телевизору о российской государственной грантовой программе «Глобальное образование». Она дала их дочери шанс продолжить обучение за границей.

За границу за казенный счет

Министерство образования и Агентство стратегических инициатив (АСИ) объявили о запуске программы в начале 2014 г. Реализацией программы и приемом документов занимается бизнес-школа «Сколково». Эта программа рассчитана на выпускников российских вузов, которые хотят учиться за рубежом в магистратуре, аспирантуре или ординатуре. Они независимо от того, какая у них специальность значится в дипломе, смогут повысить свою квалификацию по пяти специальностям: «образование» (менеджмент вуза, педагогика), «медицина», «инженерия», «наука», «социальная сфера» (специалист по экономике труда или госуправлению, менеджер в сфере культуры). Студенты могут получить грант на сумму 1,38 млн руб. на обучение в одном из 227 вузов 27 стран. После получения диплома выпускник должен вернуться на родину и в течение 3–6 месяцев устроиться работать в российскую компанию из утвержденного списка. Требования по отработке жесткие– три года. Те, кто не сделает этого, будут вынуждены заплатить штраф в два раза больше, чем сумма гранта.

Коварный English

За год действия программы, несмотря на привлекательные условия для студентов, образовался недобор заявок. С осени 2014 г. учиться за границу уехало всего 45 человек, говорит директор Центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» Денис Конанчук. Программа предусматривает четыре очереди подачи заявок на обучение в год, и в начале июня завершился прием на вторую очередь 2015 г. По данным Конанчука, заявки подали 210 человек, предложения о зачислении в зарубежные вузы есть у 70 из них, остальные кандидаты еще сдают экзамены. Около 40% из них отсеются на первом этапе, потому что многие кандидаты поступили в зарубежные вузы по специальностям, не входящим в список «Глобального образования». В марте Минобразования пыталось спасти ситуацию с недобором. Оно попросило руководство вузов составить списки студентов выпускных курсов, молодых ученых или сотрудников, готовых принять участие в программе. От каждого вуза Минобразования требовало не менее 15 кандидатов. Куратор программы – директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков объяснял причины непопулярности программы ее слабой известностью.

Но причина еще и в том, что многие боятся провалиться при поступлении в зарубежный вуз. Ведь поступающий сам должен вовремя подать документы в иностранный вуз и сдать экзамены. И только после того, как его зачислят в вуз, он может подать заявку на грант в «Сколково», поясняет Конанчук. По словам участника программы 29-летнего студента Нью-Йоркского университета Филиппа Каца, ему потребовался год интенсивной подготовки, чтобы поступить в магистратуру Нью-Йоркского университета по направлению «Городская информатика». При этом у него есть диплом Казанского университета по специальности «архитектура», он преподавал в Институте дизайна и урбанистики ИТМО в Санкт-Петербурге. А Денис Конанчук говорит, что студенты успешно сдают профильные экзамены, но часто проваливают финальный экзамен на знание английского.

Работодатель дремлет

Чиновники Минобразования составили список работодателей для выпускников «Глобального образования» из 538 предприятий, вузов и НИИ. По словам Конанчука, Минобразования включило в него вузы, Минпромторг – крупные промышленные корпорации. Список научных институтов подготовило Федеральное агентство научных организаций.

Предполагается, что выпускник выберет из списка место работы, соответствующее профилю его обучения, а потом отправит резюме либо передаст его в «Сколково». Если он не сможет определиться самостоятельно, говорит Конанчук, то ему помогут рекрутинговые агентства. Менять место работы можно два раза, снова выбирая компанию из списка.

Сколько денег

4 миллиарда рублей на два года выделено на программу «Глобальное образование» в расчете на 1500 участников

В списке есть гиганты ТЭКа, оборонные и машиностроительные заводы, НИИ, IT-компании и др. Как выяснили «Ведомости», многие компании из списка либо вообще не знают о программе, либо знают, что включены в список, но не имеют никаких конкретных планов в отношении выпускников. Представитель Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Рыбак сказал, что пока у корпорации нет четкого представления о том, каким образом и куда они будут нанимать выпускников. В центре судоремонта «Звездочка» удивились тому, что их режимный завод есть в списке. По словам представителя завода Надежды Щербиной, по соображениям безопасности они не могут брать на работу тех, кто приехал из-за границы.

По словам представителя пресс-службы UC Rusal Леонида Богомолова, компания готова принять на работу всех выпускников с профильным горно-металлургическим образованием в региональные отделения. Но пока заявок от кандидатов они не получали. Кстати, в UC Rusal четвертый год реализуется собственная программа по подготовке кадров в вузах России с гарантированным трудоустройством. По данным Богомолова, в сентябре учиться начнут 70 будущих сотрудников Rusal. Пресс-секретарь Томского института физики прочности и материаловедения Евгений Ковалевский сказал, что они готовы нанять около 10 ученых. Руководитель направления по подбору персонала и развитию бренда ОАО «Сибур» Юлия Попова сообщила, что «Сибуру» нужны специалисты на производство, в исследовательские центры и управляющие компании. Но при приеме на работу все кандидаты независимо от того, какие у них дипломы, пройдут конкурсный отбор по единым правилам, говорит Попова.

Компании охотно примут на работу иностранных выпускников на дефицитные специальности (а это, по данным HeadHunter, прежде всего медицинские и фармацевтические специальности, а также менеджмент вузов), но вряд ли будут переплачивать тем выпускникам, на чьи специальности они могут нанять местных специалистов, говорят эксперты рынка труда.

Дефицитные специалисты

А вот IT-компании заинтересованы в иностранных выпускниках. По словам директора образовательных программ Parallels Виктора Никитина, сейчас в компании есть три вакансии для таких специалистов. Parallels даже отправляет на учебу через «Глобальное образование» своих сотрудников, двое уже отучились. По словам Конанчука, это не противоречит правилам программы. А компания СКБ «Контур» также готова нанимать сотрудников, прошедших обучение в сфере разработки. По словам HR-директора СКБ «Контур» Светланы Скользковой, в российских вузах их не готовят. Им нужны специалисты по тестированию программ, разработчики интерфейсов. По данным представителя PR-службы СКБ «Контур» Ольги Татарчук, в компании сейчас около 30 незакрытых вакансий для разработчиков. Ежемесячно они нанимают по 7–10 специалистов, расширяя штат на 70 человек в год. По словам Татарчук, кадры, которые выучились за рубежом, могут рассчитывать на зарплату выше среднего уровня, впрочем, как и выпускники российских вузов.

Полезна программа и ученым, которые занимались научными исследованиями в вузах на постоянной основе. Так, аспирант Королевского технологического института Стокгольма Елена Мухина пишет диссертацию на грант от «Глобального образования». Она занималась разработками в Российском университете нефти и газа им. Губкина, а после защиты в Швеции вернется обратно. До отъезда Мухиной платили 10 000 руб. в месяц, однако после возвращения она не ждет большой прибавки к зарплате. Она больше рассчитывает на иностранный бэкграунд, за счет которого ей будет легче получать гранты на исследовательскую работу.

За более высокими зарплатами кадры устремятся в первую очередь в Москву. Но по условиям программы только 10% выпускников получат работу в столице. «Здесь работает правило: кто первый пришел, тот и получит», – говорит Конанчук, соглашаясь с тем, что квота закончится быстро.

Специальные места

Создатели программы сейчас рассматривают возможность сокращения числа участников с 1500 до 750 человек. При этом сумма финансирования – 4 млрд руб. – сохранится, а студенты смогут получать гранты в 2 раза больше. Из-за ослабления курса рубля грант в долларовом выражении обесценился. Например, Филиппу Кацу не хватило размера гранта для полной оплаты обучения, он ждет увеличения гранта.

Эксперты и сами студенты видят недостаток программы в том, что выпускники лишены возможности пройти стажировку в стране обучения. По словам одного из студентов «Глобального образования», ему предлагают остаться на два года, но он вынужден отказаться, потому что по правилам программы обязан вернуться на родину. По его мнению, отказ от зарубежной стажировки лишит выпускников возможности получить ценный практический опыт и влиться в зарубежные научные и предпринимательские круги.

По словам проректора РАНХиГС Сергея Мясоедова, выпускники с иностранными дипломами должны возвращаться не просто на предприятие или в лабораторию, а на определенную высокую позицию. «Иначе люди из Гарвардов попадут в полусоветскую систему управления, где станут перекладывать бумажки», – уверен Мясоедов. Либо они будут стремиться уехать при первой возможности. Татьяна Эрлих после возвращения на родину хочет работать в медицинской лаборатории НИИ педиатрии. Ей интересно увидеть российскую специфическую медицинскую практику изнутри – возможно, улучшить ее. Она понимает зарплатный уровень, но уверена, что «обезопасила себя своим международным дипломом врача», ей ничто не помешает найти работу в другой стране после трех лет отработки на родине.

Гранты на образование за рубежом от Правительства России - до 13,8 млн руб!

"ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" — это государственная программа финансирования обучения граждан Российской Федерации, поступивших в ведущие зарубежные университеты. Программа направлена на сохранение и приумножение научных, педагогических, медицинских и инженерных кадров, управленческих кадров в социальной сфере, а также на поддержку трудоустройства россиян, которые получили образования мирового класса.

Официальный сайт программы: http://educationglobal.ru/

Отправить

Грантом называют финансовую помощь отдельным людям или организациям выдают на определенный срок, фиксированную сумму и под определенные цели. Обычно, таким образом спонсируется проведение какого-либо научного или профессионального исследования. Гранты выдают заинтересованные в результатах работы организации или государство. По программе «Глобальное образование» грант предусматривает полное покрытие расходов на обучение, проживание, питание, учебные материалы и страховку. Но есть и условие - студент, отучившийся по гранту, будет обязан 3 года проработать в компании России.

Наша организация в формате консультаций поможет ответить на все возникшие вопросы, связанные с понятием «гранты за рубежом ». По данной программе студент может поступать в магистратуру, аспирантуру или ординатуру.

5 приоритетных направлений:

  • Наука
  • Образование
  • Инженерия
  • Медицина
  • Управление в социальной сфере

доступны для обучения в 288 ВУЗах 32 государств.

Общая сумма гранта составляет 2 763 600 рублей за год, то есть, примерно, по 14 миллионов рублей для одного студента.

Участник программы обязан быть гражданином РФ. Чтобы получить грант за рубежом студенту придется предоставить подтверждение о зачислении в иностранный университет, который входит в число партнеров программы. После окончания ВУЗа участник должен быть готов отработать в российской компании не меньше 3 лет.

Участие в программе, по которой можно получить гранты за рубежом, гарантирует обучение в университете высочайшего класса, а после окончания ВУЗа - трудоустройство в российской ведущей компании.

Список вузов и специальностей

Предлагаем Вашему вниманию часть списка университетов и специальностей, которые охватывает программа «Глобальное образование». Полный список доступен на официальном сайте.

Австралия

  • Мельбурнский университет (University of Melbourne)
  • Сиднейский университет (University of Sydney)
  • Университет Нового Южного Уэльса (University of New South Wales)

Австрия

  • Венский университет (Universität Wien) (University of Vienna)

Великобритания

  • Кембриджский университет (University of Cambridge)
  • Манчестерский университет (University of Manchester)
  • Оксфордский университет (University of Oxford)
  • Ноттингемский университет (University of Nottingham)
  • Лондонский королевский колледж - Лондонский университет (King"s College London - University of London)
  • Университет Саутгемптона (University of Southampton)
  • Университетский колледж в Лондоне (University College London)
  • Эдинбургский университет (University of Edinburgh)

Германия

  • Дрезденский технический университет (Technische Universität Dresden) (Dresden University of Technology)
  • Мюнхенский технический университет (Technische Universität München) (Technical University of Munich)
  • Мюнхенский университет имени Людвига - Максимилиана (Ludwig - Maximilians - Universität München) (Ludwig - Maximilians - University of Munich)
  • Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена (RWTH Aachen) (RWTH Aachen University)
  • Технологический институт Карлсруэ (Karlsruher Institut für Technologie) (Karlsruhe Institute of Technology)

Ирландия

  • Тринити-колледж в Дублине (Trinity College Dublin)

Испания

  • Барселонский университет (Universitat de Barcelona) (University of Barcelona)

Италия

  • Болонский университет (Universita di Bologna) (The University of Bologna)
  • Миланский политехнический институт (Politecnico di Milano) (Polytechnic Institute of Milan)

Канада

  • Альбертский университет (University of Alberta)
  • Монреальский университет (University of Montreal)
  • Университет Британской Колумбии (The University of British Columbia)
  • Университет Торонто (University of Toronto)

Новая Зеландия

  • Оклендский университет (The University of Auckland)
  • Вашингтонский университет (University of Washington)
  • Гарвардский университет (Harvard University)
  • Йельский университет (Yale University)
  • Калифорнийский университет в Беркли (University of California, Berkeley)
  • Колумбийский университет (Columbia University)
  • Массачусетский технологический университет (Massachusetts Institute of Technology)
  • Пенсильванский университет (University of Pennsylvania)
  • Принстонский университет (Princeton University)
  • Стэнфордский университет (Stanford University)

Швейцария

  • Швейцарский федеральный технологический институт в Лозанне (École Polytechnique Fédérale de Lausanne) (Swiss Federal Institute of Technology of Lausanne)
  • Швейцарский федеральный технологический институт Цюриха (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich) (Swiss Federal Institute of Technology Zurich)

Китай

  • Научно-технический университет Китая (中国科学技术大学) (University of Science and Technology of China)
  • Нанкинский университет (南京大學) (Nanjing University)
  • Пекинский университет (北京大学) (Peking University)
  • Университет Цинхуа (清华大学) (Tsinghua University)
  • Университет Фудань (復旦大學) (Fudan University)
  • Университет Гонконга (香港大學) (The University of Hong Kong)

Во всех этих университетах предлагается одинаковый набор приоритетных специальностей:

  • компьютерные и информационные науки
  • информатика и вычислительная техника
  • информационная безопасность
  • химические технологии
  • техника и технологии строительства
  • архитектура
  • электроника, радиотехника и системы связи
  • электро- и теплоэнергетика
  • машиностроение
  • техника и технологии наземного транспорта
  • авиационная и ракетно-космическая техника
  • аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
  • техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
  • науки о здоровье и профилактическая медицина
  • медицина
  • биологические науки
  • физико-технические науки и технологии
  • математика и механика
  • промышленная экология и биотехнологии
  • техносферная безопасность
  • прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
  • образование и педагогические науки
  • экономика и управление

Задать вопрос нашему эксперту

Отправить

Если вы интересуетесь новостями образования, то вы наверняка уже слышали о президентской программе «Глобальное образование», которая должена улучшить экономическую конкурентоспособность России за счет обучения за рубежом молодых специалистов.

Государство потратит 4,5 миллиарда рублей на образование в Англии, США, Австралии, Сингапуре, Голландии, Новой Зеландии, Австрии, Германии, Канады, Италии и многие других странах.

Окончательное утверждение положений программы на государственном уровне произойдет только в середине весны, однако уже сейчас инициатива проекта активно обсуждается в интернете и СМИ, как экспертами, так и российскими студентами и их родителями.

Что такое «Глобальное образование»?

«Глобальное образование» - это проект государственного финансирования российских студентов, поступивших в заграничные вузы. В списке иностранных университетов-партнеров программы будет числиться более 200 учебных заведений. При этом каждый российский студент, ставший участником программы, получит от государства РФ сумму до 1,5 млн. руб. на полную оплату всего курса обучения, проживания за рубежом, питание и прочие нужды.

Студент, в свою очередь, будет обязан вернуться на родину после окончания вуза и отработать минимально три года в одной из российских компаний, список которых будет также включать крупнейшие передовые предприятия и госкорпорации.

Таким образом, за период предполагаемого действия программы, с 2014 по 2016 год, государство РФ планирует привлечь порядка 3000 молодых российских специалистов, получивших высшее образование в лучших вузах мира, на работу в отечественные компании. Проект предполагает развитие экономики и конкурентоспособности России за счет увеличения числа высокообразованных кадров в составе передовых предприятий.

Кто может стать участником президентской программы?

Участником проекта «Глобальное образование» может стать гражданин РФ, уже имеющий минимально степень бакалавра и желающий продолжить свое образование за рубежом. Для участия в программе необходимо будет не только пройти регистрацию на официальном сайте «Глобального образования», но и самостоятельно поступить в магистратуру, докторантуру или ординатуру иностранного вуза-партнера программы.

На сегодня утверждено четыре профильных направления в образовании, студенты которых будут иметь самые высокие шансы на участие в программе, а именно: инженерия и сфера высоких технологий, медицина, наука и педагогика, а также управление в социальной сфере.

Какие иностранные университеты участвуют в программе?

На данный момент, полный список мировых вузов-партнеров проекта «Глобальное образование» находится в окончательно стадии формирования. Уже известно, что перечень учебных заведений точно будет включать такие университеты, как Массачусетский технологический университет, Калифорнийский технологический институт, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Австралийский национальный университет, Кембриджский университет и Оксфордский университет, Оклендский университет, Национальный университет Сингапура, Гарвардский университет и другие лучшие университеты мира.

Зачем стремиться к участию в программе «Глобальное образование»?

В первую очередь, участие в программе - это отличная возможность для российского студента получить первоклассное образование в одном из лучших вузов мира совершенно бесплатно! Таким образом, даже малообеспеченный, но амбициозный и стремящийся к знаниям, студент сможет позволить себе жить и учиться практически в любой стране мира.

Бесспорно, немаловажным плюсом программы является гарантированное трудоустройство после окончания учебы. В наше время, когда многие молодые специалисты с трудом находят для себя подходящую работу, участники программы могут рассчитывать на рабочее место, соответствующее профилю образования, в крупной компании, а также на достойную заработную плату.

Согласно оценкам экспертов, руководители многих государственных и частных предприятий готовы установить высокий уровень зарплаты для перспективных молодых работников с высшим образованием, полученным в престижном иностранном вузе.

Подводные камни. Есть ли они?

Не смотря на оптимистичный взгляд большинства экспертов и российских студентов (потенциальных участников программы), существуют и опасения, связанные с проектом «Глобальное образование». Во-первых, на данный момент все рабочие места, предполагаемые программой, находятся в таких регионах России, как Сибирь, Дальний Восток и т.д. Иными словами, не стоит рассчитывать на получение работы в крупной московской компании после окончания учебы в рамках программы.

Во-вторых, максимальная сумма государственных инвестиций в учебу и проживание студента-участника проекта равна 1,5 млн. руб., что по оценочным исследованиям не может покрыть всех расходов иностранного абитуриента, учащегося, например, в Гарварде.

Многие студенты также отмечают несоответствие между очень жесткими критериями отбора участников программы и сравнительно «туманной» перспективой, которая ожидает выпускников после возвращения с учебы. Кроме того, популярность программы многими ставится под вопрос, ведь далеко не все выпускники зарубежных вузов сегодня хотят вернуться на Родину, тем более - в регионы.

Потенциальным участникам программы действительно стоит серьезно задуматься над этим вопросом, ведь студент-участник, не вернувшийся в Россию после учебы или нарушивший контракт иным образом, будет обязан вернуть все, потраченные на него, государственные средства, а также выплатить штраф, вдвое превышающий размер этих средств.

Объективный вывод:

Учитывая все «за» и «против», можно сказать, что «Глобальное образование» - это перспективный «проект надежды» для многих, но далеко не для всех. Поэтому, прежде чем принять решение, стоит ли подавать заявку на участие в программе именно вам, постарайтесь честно ответить на вопрос: «Хочу ли я получить бесплатное образование в хорошем иностранном университете, чтобы впоследствии вернуться жить и работать на благо своей родной страны?».

Если вы ответите на этот вопрос утвердительно, то, без сомнений, проект «Глобальное образование» может стать вашим путем к успеху и будущей самореализации в профессиональной сфере.