Пунктуационная ошибка допущена в предложении разнообразная живность. Пунктуационные нормы русского литературного языка

Тест по русскому языку Предложения с обращением. Простые и сложные предложения. Предложения с прямой речью. Диалог 5 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Укажите предложение с обращением:

1) Прекрасные дни летели, как мгновения.
2) Друзья проводили вместе много времени.
3) Друзья мои, прекрасен наш союз!
4) Ветер гудел в проводах.

А2. Укажите сложное предложение

1) Наступили холода, и бабушка топила печь.
2) Холод, мороз и отсутствие корма привели к гибели птиц.
3) На тёмном небе мелькали и дрожали звёздочки.
4) На берёзах распустились первые листочки, как первые вестники весны.

А3.

1) При солнышке тепло а при матери добро.
2) Ямщик закричал Будет метель!
3) Делу время потехе час.
4) Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

А4. В каком предложении допущена ошибка при оформлении прямой речи?

1) Каштанка подумала: «Какие странные соседи!»
2) «Лево руля!» — приказал капитан.
3) «Талант! Талант!» — говорил хозяин.
4) Хозяин сказал — «Пора нам, Тётка, делом заняться».

А5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Пришло тепло, и стали распускаться деревья.
2) Снег укрыл деревья и дома.
3) «Стой!» — грянул голос громовой.
4) Брат спасибо тебе за всё.

(1) Здравствуй, Оля! Какое нам задали упражнение по русскому языку?
(2) — Привет! Нам ничего не задавали, потому что был диктант.
(3) — Ну спасибо. Пока.

B1. Напишите номер предложения, в котором допущены ошибки в оформлении диалога. С какого знака препинания должны начинаться реплики в диалоге?

В2. Выпишите обращение.

C1.

2 вариант

A1. Укажите предложение с обращением

1) Люблю тебя, Петра творенье.
2) Люблю самое прекрасное время года — весну.
3) Тучи надвигались быстро, как ураган.
4) с веток, с листьев, с крыш капали мельчайшие капельки дождя.

А2. Укажите простое предложение

1) Каштанка бегала взад и вперёд, а между тем наступал вечер.
2) В небе сиял месяц, и его свет заливал всю округу.
3) На улицах зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
4) На середине реки показывался и исчезал из виду маленький чeлнок.

А3. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены)

1) Любишь кататься люби и саночки возить.
2) Цыплят по осени считают.
3) Он нагнулся к ней и спросил Псина ты откуда
4) Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.

А4. В каком предложении допущена ошибка в оформлении прямой речи?

1) «Тётка, на место!» — крикнул ей хозяин.
2) «Вы, Тётушка, посидите», — сказал ей хозяин.
3) Незнакомец погладил гуся по шее и сказал — «Молодец, Иван Иваныч!»
4) «Бедный Иван Иваныч!» — говорил хозяин.

А5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Звёзды меркнут, и гаснут.
2) Пошли, Оля, в театр.
3) Солнце поднялось высоко, и роса на траве испарилась.
4) «Пойдем скорее!» — позвал отец.

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

— Мама, скоро поедем?
— Думаю, скоро. Потерпи немного.

B1. Прочитайте отрывок из рассказа А. Чехова «Степь». Как называется разговор двух или более лиц?

В2. Выпишите обращение.

C1. Составьте диалог на любую тему. Как вы его оформите?

Ответы на тест по русскому языку Предложения с обращением. Простые и сложные предложения. Предложения с прямой речью. Диалог 5 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-4
А5-4
В1. 1; с тире
В2. Оля
2 вариант
А1-1
А2-4
А3-3
А4-3
А5-1
В1. диалог
В2. мама

1) Везде, где бы ни бывал, он скучал о доме, оттого что именно дом являлся главным в его жизни.

2) Денег не осталось – я пошел на государственную службу.

3) Только теперь я заметил в нашем дворе душисто цветут лимоны и апельсины, а море благоухает лучше всех ароматов в мире.

4) В обмен на шерсть, скот, ячмень они получали кедровое дерево, полудрагоценные камни, перламутр, золото

5) Мне кажется почему-то, что если я поропщу и пожалуюсь, то мне станет легче.

43. Пунктуационная ошибка допущена в предложении…

1) Мне было безразлично, что солнце нестерпимо яркое.

2) Красота это королева, которая правит очень недолго.

3) Юмор есть дело спонтанное, связанное с индивидуальностью.

4) Я понял, что для авиации самое главное иметь мужественное сердце.

5) Сейчас часовому собачий нюх да кошачьи глаза нужны.

44. Пунктуационная ошибка допущена в предложении…

1) В трудные дни он работал с нами, рук не покладая.

2) Бедный гость принужден был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене.

3) Они шли молча, поглядывая на воронки от снарядов.

4) Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя.

5) Теперь вихри, кружась и увлекая с земли пыль, поднимались под самое небо.

45. Чужая речь неправильно оформлена в предложении…

1) Виктор все понял и сказал: «Хорошо, я согласен».

2) «Скорей, скорей в город за лекарем!» - кричал Владимир.

3) «Войди, батюшка, - отвечал инвалид, - в наши дома».

4) У всех присутствующих на устах был один и тот же вопрос «Неужели это правда?»

4) «Да разве мы будем просто так жить? – с блестящими глазами говорил Володя. – Мы будем бороться, правда, Толя?»

46. Педагогическим термином является…

1) образовательная среда 2) речевая среда 3) окружающая среда 4) жизненная среда

5) черная среда

47. Правильным эквивалентом к слову «катаклизм» является …

1) истина 2) авария 3) арест 4) катастрофа 5) истребление народов

48. Лексическое значение слова указано неверно…

1) Карьера – успешное продвижение вперед, в области общественной, служебной, научной и других видах деятельности.

2) Позер – человек, заботящийся о внешнем эффекте своего поведения и своих речей.

3) Пропедевтика – подготовительные занятия, введение в науку.

4) Диалог – речь действующего лица, обращенная к себе или к зрителям.

5) Визави – напротив, друг против друга.

49. Нормы сочетаемости слов не нарушены в словосочетании…

1) вопреки усилий репетиторов 2) капитаном своему кораблю 3) по истечению срока

4) говорить о возможности использования резервов 5) беспокоиться за него

50 . Пословица «Цыплят по осени…» заканчивается словом…

1) выводят 2) наблюдают 3) продают 4) считают 5) ждут

51. Разговорно-обиходный стиль богат…

1) общественно-политической лексикой 2) терминами 3) фразеологизмами

4) интернационализмами 5) канцеляризмами

52. «Золотым» словом общения является…

1) извинение 2) комплимент 3) приветствие 4) соболезнование 5)прощание

53. Через дефис пишется слово…

1) (Ближне) восточный 2) (Газо) снабжение 3) (Автомобильно) тракторный

4) (Взаимо) обусловленный 5) (Жаро) понижающий

54.О кротком, безобидном человеке говорят…

1) бесструнная балалайка 2) ни рыба ни мясо 3) седьмая вода на киселе

4) казанская сирота 5) воды не замутит

55. Запятая перед КАК ставится в предложении…

1) Вывоз капитала может осуществляться …. как в предпринимательской форме, так и в виде ссудного капитала.

2) Культура исследуется целым рядом наук … как социальное явление.

3) Вот звук дождя … как будто домбры звук.

4) Изнурёнков бегал по комнате, и печати на мебели тряслись … как серьги у танцующей цыганки.

5) Судьба России … как крупнейшей державы не может не волновать политиков разных стран.

56. Запятая не ставится в предложении…

1) Отвернувшись он стал смотреть на воду.

2) Паровоз пыхтя втаскивал второй эшелон.

3) Он закрыл глаза и сидел не двигаясь.

4) Он шел не смотря по сторонам.

5) Корабль содрогаясь всем корпусом опасно кренится набок.

57. Грамматическая ошибка отсутствует в предложении…

1) Группа студентов-первокурсников занимается в спортзале.

2) Собака Кинг пропала два дня назад.

3) Прошло четыре дня, обусловленные контрактом.

4) Абсолютное большинство хорошо подготовлены к сдаче экзамена.

5) В Москву было свезено девяносто тысяч пудов колокольной меди.

58. Неправильно поставлено ударение в слове…

1) соболЕзнование 2) еретИк 3) тОсты 4) слИвовый 5) кОрысть

59. Согласный перед буквой -Е- произносится твердо в слове…

60. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании…

1) надеть на палец наперсток 2) оказать внимание 3) терпение исчерпано 4) обосновать свою позицию 5) большой уровень образования

Сегодня я чу…ствую себя так как(будто) бы гора свалилась с моих плеч. Счастье было так неожида…о. Но (не)стыдно ли радоваться смерти бедной тетки только потому что она оставила наследство дающее мне возможность бросить службу и вполне отдат…ся моему любимому занятию. Теперь я свободен я художник.

Мне захотелось уйти (куда)нибудь подальше от людей и от Петербурга я взял краски и отправился на взморье. Вода небо сверкающий (в)дали на солнце город синие леса ок…ймляющие берега залива верхушки мачт на кроншта…ском рейде десятки пролетавших мимо меня пароходов и к…раблей все показалось мне в новом свете.

Все это мое все это я могу схватить и бросить на полотно и поставить перед изумле…ою силою иску…тва толпою. Правда (не)слсдовало бы продавать шкуру еще (не)убитого медведя ведь пока я еще (не)бог знает какой великий художник…

Лодка быстро разрезала гладь воды. Лодочник рослый здоровый и красивый парень в красной рубахе (без) устали работал веслами то нагибаясь вперед то откидываясь назад. Солнце закатывалось и так эф…ектно играло на его заг…релом лице что мне захотелось набросать его.

Перестань грести посиди минутку смирно я тебя напишу сказал я. Он бросил весла. Ты сядь так буд(то) весла заносишь.

Он взялся за весла взмахнул ими как птица крыльями и так и замер в прекрасной позе. Я быстро набросал карандашом контур. С каким (то) особе…ым радос…ным чу…ством я смешивал краски.

Лодочник скоро начал уставать его удалое выражение лица сменилось скучным он стал з…вать складки рубахи совсем пропали. Конечно я не стал читать ему лекции о начении… искус…тва а только сказал что за эти картины платят хорошие деньги. Лодочник был соверше…о удовлетворен и больше (не)разговаривал. Этюд вышел прекрасный очень красивы эти г…рячие тона осв…ще…ого заходящим со…нцем кумача и я возвратился домой соверше…о счастливым.

(По В. Гаршину)

1) Прыщ смотрел на это благополучие и радовался, да и нельзя было не радоваться ему: амбары его ломились от приношений, делаемых в натуре; сундуки не вмещали серебра и золота, а ассигнации просто валялись на полу.

2) Так прошел еще год, в течение которого у глуповцев всякого добра явилось не вдвое или втрое, а вчетверо, но с развитием свободы нарождался и исконный враг ее.

3) Так бывает всегда, но глуповцы употребили эту «новоявленную у них способность» не для того, чтобы упрочить свое благополучие, а для того чтоб оное подорвать.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Отыграв первый тайм,

1) …он закончился со счётом 1:1.

2) …футболисты отправились в раздевалку.

3) …зрители были разочарованы.

4) …народу на стадионе поубавилось.

19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) часовые пояса
2) с пятьюстами метрами
3) отряд партизанов
4) лучше меня

20. Лексическое значение слова указано НЕВЕРНО в примере

1) Анонс - объявление у кассы театра, цирка о том, что все билеты проданы.

2) Милитарист- защитник правопорядка, ведущий борьбу с преступностью.

3) Обсерватория-отверстие в оборонительных сооружениях для
ведения огня и наблюдения.

4) Ветхий - старый, потрепанный, дряхлый.

Вариант 4

1. Основатель современного звукового аналитико-синтетического метода –

1) Л.Н. Толстой;

2) Д.И. Тихомиров;

3) К.Д. Ушинский.

Слушание и говорение; чтение и письмо - это

1) виды речевой деятельности;

2) виды речи;

3) виды мышления.

Скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого, называется

1) правильностью;

2) беглостью;

3) сознательностью.

Произведение в прозе или в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера -- это

1) эпическое стихотворение;

3) сказка.

Учебник по русскому языку «Родное слово», реализующий наиболее

Гибкую методику преподавания грамматики, создан

1) К.Д. Ушинским;

2) Н.Ф. Бунаковым;

3) Д.И. Тихомировым.

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков --

1) дар слова;

2) фонематический слух;

3) орфографическая зоркость;

4) языковое чутье.

Орфограмма – это

1) правило правописания;

2) написание, требующее проверки;

3) объяснение написания;

4) подбор однокоренных слов.

8. Творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности школьника --

1) изложение;

2) сочинение;

3) словесное рисование.

9. Тип речи (текста), в котором нет событий, сюжета, изображаются картины природы, отдельные явления, предметы, портреты, –

1) рассуждение;

2) повествование;

3) описание.

Употребление слова в несвойственном ему значении относится к ошибкам

1) синтаксическим;

2) морфологическим;

Лексическим.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЛИЛИЯ все согласные звуки мягкие.

2) В слове ВЪЕЗД количество букв и звуков совпадает.

3) В слове ОЧЕРЕДЬ мягкость согласного [т, ] на письме обозначена буквой ь (мягкий знак)

4) В слове ТЁРКА произносится звук [й, ]

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЖИЛИЩЕ все согласные мягкие.

2) В слове ПРОСЬБА четвертый звук - [з, ]

3) В слове ВСКАЧЬ все согласные звуки глухие.

4) В слове МЕДВЕДЬ букв больше, чем звуков.

На какие группы делятся согласные звуки?

1) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

2) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

3) ударные и безударные,

4) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

5) прописные и строчные.

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

3) возьми,

15. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

1) вороб…и

2) п…едестал

3) ин…екция

4) бул…он

Речевые ошибки допущены в предложении

1) Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.

2) Слушая меня, она всегда ложила руки на стол, как прилежная ученица.

3) Нам предстоит познакомиться с пятьюстами двадцатью новыми книгами, выпущенными столичными издательствами.

4) Стыдно было смотреть, как консервативно настроенные депутаты захлапывают речь Андрея Дмитриевича Сахарова.

Инструкция для учеников Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 3 частей А,В,С. Первая часть А состоит из тестовых заданий.

Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на.

Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса. Задания типа В не содержат ответов. Ответ запишите словами или номер предложения.

Задание С - это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5-6 предложений. Горные дороги и тропы были занесены глубоким снегом.

  • Командир полка первым въехал в Орел;
  • В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
  • Задание С - это творческая работа;
  • Запишите свои рассуждения в виде небольшого сочинения 5-6 предложений.

Однажды в горах Памира группу конников застал сильный ураган. Как только ураган стих они двинулись в путь. Конники вынуждены были переждать непогоду. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст? А, Б, В,Г 2.

  1. Горные дороги и тропы были занесены глубоким снегом. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
  2. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
  3. Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. Командир полка первым въехал в Орел.
  4. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно? Инструкция для учеников Перед вами контрольная работа по русскому языку.
  5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Застал сильный ураган 3.

А, В,Б, Г 3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

Конники - имя существительное 2. Занесены - краткое прилагательное контрольная работа в формате гиа русский язык. Однажды - наречие 4.

Двинулись - глагол А4. Укажите верную характеристику предложения А. Повествовательное, простое, нераспространенное 3. Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными членами предложения 4. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Б?

Группу конников застал 2. Застал сильный ураган 3. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть краткие причастия? В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е? В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква? В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?

В каком слове на месте пропуска пишется контрольная работа в формате гиа русский язык В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно? Книги не сложены, не тронутый снег, не выспавшийся утром ребенок 2.

Не тронутый снег, не доумевающий взгляд, еще не оконченный путь 3.

  1. Повествовательное, простое, нераспространенное 3. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
  2. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм 1. Какое высказывание противоречит точке зрения автора текста?
  3. Горные дороги и тропы были занесены глубоким снегом.
  4. Задание С - это творческая работа. В степи 1 расположенной по соседству с пустынными песками 2 в полдень 3 находилось большое стадо овец 4 улегшихся на отдых.
  5. При помощи какого способа образовано слово покрытый? В степи 1 расположенной по соседству с пустынными песками 2 в полдень 3 находилось большое стадо овец 4 улегшихся на отдых.

Не выполненная вовремя работа, окна не вымыты, не прочитанная, а просмотренная книга 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? В степи 1 расположенной по соседству с пустынными песками 2 в полдень 3 находилось большое стадо овец 4 улегшихся на отдых. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка? Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. Контрольная работа в формате гиа русский язык звуков смешивались в длинный скачущий гул.

Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке. Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе А15.

  • В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
  • Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса;
  • При помощи какого способа образовано слово покрытый?

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом. Мы разместились в доме, который был построен лесником.

Промежуточная аттестация

Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги. Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.

  • Только один из четырех ответов является правильным;
  • В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера. Прочитайте текст и выполните задания А16-А18, В1-В6 1 Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. Какое высказывание противоречит точке зрения автора текста? Измученные, но счастливые пехотинцы шли, как на параде, четко отбивая контрольная работа в формате гиа русский язык.

Все предлагали помощь бойцам. Какая-то женщина была омрачена горем. Командир полка первым въехал в Орел.

2) Деревья, цветы, дрова, сложенные перед сараем,_ всё было мокро от дождя.

3) Закон управляет людьми, разум_ законом.

4) Гений_ есть, в сущности, дар огромного терпения.

1) Сумрак стал гуще_ и свежее запахло травою.

2) Старая_ давно не чищенная мебель производила угнетающее впечатление.

3) Был он сын сельского дьякона, учился в семинарии_ и ездил домой редко.

4) Был он_ хотя и хорош собой, но худ и от застенчивости очень неловок.

1) В это милое утро были так прелестны: и девичье личико, и солнце, и тени.

2) Коршуны бросились врассыпную, но сейчас же вернулись, и снова принялись кружить и падать.

3) Морозило, и за снежными полями тускло просвечивала сквозь тучи жёлтая заря.

4) А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектеры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица.

1) В его глазах маленьких и зорких светилась затаённая грусть.

2) Поддерживал его только агроном Николай Иванович.

3) Всегда сдержанный и элегантный он казался образцом выдержки и самообладания.

4) Стружки кремового цвета красиво загибаясь падали на пол.

1) Она развернула книгу и ещё раз оправив складки платья, принялась за чтение.

2) Вверху, над вершинами дубов, уже собирались облака с округляющимися краями.

3) Профессорша, маленькая женщина похожая на гитару, склоняла его головку к его плечу.

4) К столовой примыкала большая комната, вся наполненная пальмами в кадках и озарённая солнечным светом.

1) Я мечтала увидеть во сне своего суженого, мне снились_ однако_ обычные сны.

2) По правде сказать_ этот свет сбивал меня с толку.

3) Всё в природе успокаивается, затихает и _ как бы_ засыпает.

4) Форточки были плотно закрыты, и_ казалось, что нечем дышать.

1) Я был как малое дитя: не мог, а может быть, и не хотел понимать происходящее.

2) И величественная прелесть бора, как драгоценная оправа, украшала наша любовь.

3) Он запомнился мне как прекрасный рассказчик.

4) И это как бы ни хотелось отмахнуться находится в теснейшей связи с отвратительным сеансом.

1) Он увидел, что по выгону идёт молодой барин из Залесского и бросился ему навстречу.

2) Пока великий комбинатор рассуждал о том под каким предлогом удобнее всего проникнуть в домик и сдружиться с его обитателями, дверь отворилась.

3) Мне вздумалось завернуть под навес и посмотреть есть ли у наших лошадей корм.

4) Он молчал, оттого что не в силах был вымолвить слова.

1) Слуги торжественно вносили_ посуду, шкатулки с украшениями и прочие дары.

2) Я был скромен_ меня обвиняли в лукавстве, поэтому я стал скрытен.

3) Скоро его шаги затихли_ должно быть, он вышел в сад.

1) Когда он уходит и я вижу, как в окне мелькает серая шляпа, мне хочется окликнуть его.

2) Театр отнимает у государства тысячи молодых и здоровых людей, которые если бы не посвятили себя искусству, могли бы быть хорошими врачами, учителями, офицерами.

3) Так как мне было решительно всё равно, куда идти и что делать, я тотчас же согласился.

1) Один писатель пошутил, что «обложка – самая увлекательная часть моих книг».

2) «Что вам угодно?» спросил актёр басом.

2) Выносливость осла познаётся на неровной дороге, верность друга_ в житейских невзгодах.

3) Ни годы, ни разлука, ни превратности житейские_ не в силах заставить меня забыть те дни.

2. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Утреннее солнце мягко пригрело землю_ и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней.

2) Он пробежал по лестнице, отпёр номер _ и при свечке торопливо и нервно разорвал телеграмму.

3) В осенние сумерки_ на морском побережье северо-восточный ветер гнул дугою голые тополя.

4) В белой снежной пыли тонули завод_ и церковь, и крестьянские избы.

3. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Резкий крик птицы, треск сучьев под ногами дикой козы, хриплый хохот кукушки и сумеречное уханье филина - гулко отдавались в лесах.

2) Утро было праздничное, жаркое, светлое, и радостно трезвонили над зелёными горами колокола.

3) На даче жили: жена архитектора, младший сын и прислуга.

4) Он свернул толстую папиросу из чёрного крепкого табаку и молча и сосредоточенно курил.

4. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) Слегка прищуренные глаза его весело блестели на смуглом лице.

2) Подошёл ещё один гость статистик Борис.

3) Он надел чистую рубашку, умылся и причесал русые волосы подстриженные в скобку.

4) Немного отодвинувшись от стола он держал стакан чаю в руках.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Рощин подошёл незаметно сзади и облокотясь о гранит, глядел сверху на Катю.

2) Наталья Борисовна снова почувствовала себя хорошо и спокойно, раскланиваясь со знакомыми и садясь на скамейку под свой любимый дуб.

3) Иногда она переговаривалась с дачницами, расположившимися под другими дубами и опять опускала глаза на книгу.

4) Внизу, в широкой долине, тёмным бархатом синели и округлялись вершины лесов.

6. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) В учреждениях появились пружинные диваны, раздвижные кожаные кресла, горки для посуды, наконец_ голубые японские вазы.

2) Память и размышление_ возможно_ и составляют опыт.

3) Он_ вроде бы_ человек неплохой, но разговаривать с ним как-то неуютно.

4) Опыт увеличивает нашу мудрость, однако_ не уменьшает нашей глупости.

7. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Я обязан сказать вам это, как человек прямой и честный.

2) Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица.

3) Не успел Бендер закончить своей тирады как прямо на него выскочили два человека с чёрными мольбертами и этюдниками.

4) Хлеб сделался как камень.

8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Я не знал, познакомят ли меня с семьями вице-губернатора и председателя суда.

2) Вдруг дед с радостью вспомнил, что есть ещё одно дело и полез за махоркой.

3) Везде, где бы ни бывал, он скучал о доме, оттого что именно дом являлся главным в его жизни.

4) Он плохо понимал зачем его послали вперёд и велели ехать рысью, но он подчинился.

9. Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложении

1) Денег не осталось_ я пошёл на государственную службу.

2) Только теперь я заметил_ в нашем дворе душисто цветут лимоны и апельсины, а море благоухает лучше всех ароматов в мире.

3) В обмен на шерсть, скот, ячмень они получали _ кедровое дерево, полудрагоценные камни, перламутр, золото.

10. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) С нежностью я вспоминаю эти вечерние часы, когда солнце садится за горы и в воздухе ещё разлит золотистый свет.

2) Мне кажется почему-то, что если я поропщу и пожалуюсь, то мне станет легче.

3) Я не согласился помочь ему, оттого, что сам был весьма и весьма занят.

11. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) Эразм Роттердамский, разговевшись в великий пост, заметил, что «моя душа - убеждённая католичка, но желудок, увы, протестант».

2) По мнению Ларошфуко, «величайшее чудо любви состоит в том, что она излечивает от кокетства».

3) «Милый мой метр-д"отель!», - говорила Ольга Ивановна, всплёскивая руками от восторга.

1) Прыщ смотрел на это благополучие и радовался, да и нельзя было не радоваться ему: амбары его ломились от приношений, делаемых в натуре; сундуки не вмещали серебра и золота, ассигнации просто валялись на полу.

2) Так прошёл ещё год, в течение которого у глуповцев всякого добра явилось не вдвое или втрое, а вчетверо, но с развитием свободы нарождался и исконный враг её анализ.

3) Так бывает всегда, но глуповцы употребили эту «новоявленную у них способность» не для того, чтобы упрочить своё благополучие, а для того чтоб оное подорвать.

Пунктуационные нормы

Тест по русскому языку № 3

В каждом задании может быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного вами задания.

1. Тире на месте пропуска ставится в предложении

1) Мне было безразлично, что солнце _ нестерпимо яркое.

2) Красота _ это королева, которая правит очень недолго.

3) Юмор _ есть дело спонтанное, связанное с индивидуальностью.

4) Я понял, что для авиации самое главное _ иметь мужественное сердце.

2. Запятая на месте пропуска ставится в предложении

1) Дождь стучал по крыше, трепал листья во дворе и в саду _ и душа полнилась каким-то странным щемящим чувством.

2) Что-то странное _ и манящее, и несущее, и чудесное слышится в слове «дорога»!

3) Сейчас часовому собачий нюх _ да кошачьи глаза нужны.

4) Слышалось ей, как мать _ не то плачет, не то поёт в тёмной дымной избе старинные песни.

3. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Правый берег возвышается почти отвесною стеной и щетинится лесною чащей.

2) Море, порт, город, гора – всё превратилось в глухую, порывистую от ветра тьму.

3) Днём к доктору приходили разные люди: и директор, и отдыхающие, и соседи и постоянно отвлекали от дела.

4) Странная тишина стояла всюду и пустынно было в бесконечных переходах и крутых галереях.

4. Второстепенный член необходимо обособить в предложении

1) Зной полный тяжёлого смолистого аромата неподвижно стоял под навесами сосен.

2) Дождь лил однообразно шумя по траве и деревьям.

3) К утру вышел и напоминающий старого цыгана военный доктор.

4) Приказчик маленький тщедушный человек неопределённого возраста производил странное впечатление.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Очнувшись и открыв глаза, я увидал себя в тихом и светлом царстве ночи.

2) Он присел к столу и поставив локоть на колено, стал пощипывать кончики своих жидких белесоватых усов.

3) Остап углубился в карту пробега, вырванную им из автомобильного журнала и возвестил приближение города Лучанска.

4) Солнечный жар и блеск уже сменился неярким светом молодого месяца, который образовывая около себя светящийся полукруг, начинал опускаться.

6. Запятая на месте пропусков ставится в предложении

1) Но тут _ вдруг _ та самая утренняя волна ожидания и возбуждения толкнула её.

2) Быть может _ это доктор Борменталь свистнул червонцы?

3) Кстати _ бывает только то, что остроумно.

4) Словом _ я решительно не находил, что ему ответить.

7. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Он был как выпад на рапире.

2) Прозрачно-бледный, как весной, струится снег недавней стужи.

3) Кто-то отпускал на свободу мастера как сам он только что отпустил своего героя.

4) Я был приглашён как учитель для хозяйкиного восьмилетнего сына.

8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Теперь мать говорила, что ужинать нечего и рано укладывала спать.

2) Деревенская общественность была извещена о том, что кто-то проедет, но не знала точно кто это будет.

3) Ей слышалось как в тёмной дымной избе не то плачут, не то поют старинные песни.

4) Отчаяннее всех улепётывала что было мочи маленькая белоголовая девочка в одной рубашонке.

9. Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложении

1) Она зажмурилась от яркого дневного света и рассмеялась от удовольствия _ ден был изумительно хорош!

2) Пощадишь врага _ погубишь общее дело и себя.

3) В кабинете стояли _ коричневые бархатные кресла, книжный шкаф и большой письменный стол.

10. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Кате нравиться править лошадью, и ей приятно, что погода хороша и я сижу рядом с нею.

2) Очень возможно, что когда я умру, его назначат на моё место.

3) Мы проходим двором, где земля и воздух пропитаны угольной пылью и добираемся до здания шахты.

11. Чужая речь неправильно оформлена в предложении

1) Польский юморист Ежи Лец писал, «Тот, кто не разбирается ни в чём, может взяться за что угодно».

2) «Посмотрите на него: не правда ли, в нём что-то есть?» - говорила она своим друзьям.

3) Авраам Линкольн утверждал: «Книги напоминают человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы».

12. Пунктуационная ошибка допущена в предложении

1) Перед глазами зрителя восстаёт чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение, и давшего клятву привести его в исполнение.

2) Идиоты опасны даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним.

3) Обыкновенно против идиотов принимаются известные меры, чтоб они не всё опрокидывали, что встречается на их пути.