Последний катаклизм: разбор стихотворения. Последний катаклизм: разбор стихотворения Когда пробьет последний час природы тютчев

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»

1. Когда пробьет последний час природы,

2. Состав частей разрушится земных

3. Все зримое опять покроют воды,

4. И божий лик изобразится в них.

Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»). Затем наступило, продолжающиеся по настоящее время царство Земли и жизни на ней. Далее спокойной жизни на Земле положит конец огонь («Пожары»). По всей видимости, Тютчев пришествием пожаров говорит о грядущей эре Антихриста (Дьявола, Сатаны).

Дым за дымом бездна дыма

Тяготеет над землей.

Но покроет и землю, и людей, и дьявольские пожары другая стихия - вода. О покрытии водой «всего зримого» Тютчев пишет стихотворение «Последний катаклизм».

Здесь, в отличие от «Пожаров», уже нет огромного количества твердых звуков, так как вода является более мягкой стихией, чем огонь. Но нельзя сказать, что в «Последнем катаклизме» этих твердых звуков нет совсем. Но это «последний час природы», то есть, по всей видимости, - конец света. Рушится «состав частей земных» и даже то, что уцелело после пожаров.

Но обращает на себя внимание слово «зримое» из третьей строчки. В Апокалипсисе погибает только все зримое. Значит, с точки зрения поэта, «последний катаклизм» не убьет бессмертную человеческую душу.

Очень важно то, что в последней строчке Тютчев говорит о «божьем лике». То есть после дьявольской эры наступит царство Бога. Бог окажется сильнее Дьявола, и Он водой покроет все ужасы Земли и огня. И, возможно, конец света не воспринимается Тютчевым как трагедия потому, что именно создатель мира (Бог) и уничтожает его. Возможно, Бог построит нечто более совершенное, чем сегодняшний мир.

Фёдор Иванович Тютчев

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Коллажи Pablo Genoves

«Последний катаклизм» — философская миниатюра, впервые опубликованная в альманахе «Денница» в 1831 году. В ней Тютчев обращается к легенде о Всемирном потопе, широко распространенной в мифологии разных народов. Среди христиан наиболее известна история, рассказанная в Книге Бытия. Согласно ей, потоп стал наказанием человечеству за нравственное падение. В живых Господь решил оставить только отличавшегося благочестием Ноя и членов его семейства. Бог заранее предупредил их о грядущем наводнении и повелел построить ковчег, на котором можно будет спастись во время катастрофы. Сооружение судна заняло 120 лет. Когда работа была завершена, Ной взошел на борт, взяв с собой животных. Сразу после этого на землю хлынула вода, продолжался потоп в течение сорока дней. Почти год понадобился на то, чтобы Ной смог сойти с ковчега на сушу. Как говорится в Книге Бытия, причалило судно к горе Арарат. Благодаря Бога за спасение, Ной принес жертву, после чего Господь благословил его и все, что есть на земле.

В стихотворении Тютчева говорится о повторении всемирного потопа: «…Все зримое опять покроют воды…». Поэт предчувствует катастрофу, вот только, по его мнению, она принесет земле не только разрушения. После наводнения мир вернется к началу времен, к своим божественным истокам. «Последний катаклизм» — не предсказание-страшилка конца света. Вода здесь выступает в качестве источника жизни, как следствие, вечного движения, что вообще характерно для творчества Тютчева. В значительной части его пейзажно-философских стихотворений встречается ее образ в том или ином виде - «Волна и дума», «Снежные горы», «Фонтан». Продолжать этот список можно еще очень долго. По мысли Тютчева, вода полностью поглотит землю, но из нее же впоследствии появится новая жизнь. Получается, в стихотворении показан процесс единый и двуликий одновременно. Максимальное разрушение становится началом максимального созидания. Земля должна ввергнуться в хаос, который, согласно древнегреческой мифологии, есть первичное состояние Вселенной.

По мнению ряда литературоведов, «Последний катаклизм» имеет социальный подтекст - потрясения социальные Тютчев сравнивает в нем с природными катастрофами. Утверждение это не лишено смысла. К революциям и переворотам Федор Иванович относился весьма скептически, что нашло отражение в его публицистических статьях. Политические взгляды поэт иногда высказывал и в стихотворениях. По мнению Тютчева, в современном ему мире существовали лишь две силы - консервативная Россия и революционная Европа. Федор Иванович считал, что под эгидой первой необходимо создать союз славяно-православных стран. В 1848 году поэт заступил на должность старшего цензора. В рамках своей деятельности он запретил к распространению на территории Российской империи манифест коммунистической партии, переведенный на русский. Если принимать во внимание политические взгляды Тютчева, то «Последний катаклизм» действительно может восприниматься как высказывание о социальных потрясениях, которые зачастую приводят к необратимым катастрофическим последствиям.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Размер выбран поэтом не случайно. Как писал Томашевский, в первые десятилетия XIX века пятистопный ямб стал широко использоваться в трагедиях. Тютчев возвышенный трагизм своего произведения подчеркивает и при помощи лексики: «пробьет последний час», «покроют воды», «состав частей разрушится земных». О том, что катастрофа приведет к рождению новой жизни, свидетельствует последняя строка. Для нее Федор Иванович выбирает положительно окрашенную лексику: «…И божий лик изобразится в них!».

Наверное, таких мало. Ибо одно из самых запоминающихся произведений Ф. И. Тютчева "Silentium". А между тем, в стихотворении "Последний катаклизм" заложен очень глубокий философский смысл. Хотите узнать - какой? В статье подробно рассказано.

Оно состоит из одного четверостишия. Что хотел донести Тютчев до читателя в таком коротком произведении? Почему оно было написано? Как отражает мировоззрение поэта?

Давайте искать ответы на эти вопросы. Они лежат на поверхности. Читайте статью и убедитесь сами.

Что представляет собой?

"Последний катаклизм" - это философская миниатюра. Она посвящена теме Всемирного потопа. Почему поэт обращается к этой библейской теме? Он предчувствует новую катастрофу. Но какую? Будет ли она повторением предыдущей? Может, да, а может, и нет.

Обратимся к Книге Бытия

Согласно ветхозаветной истории, Бог прогневался на людей. До такой степени, что решил уничтожить Свое же творение. Но был среди людского моря благочестивый человек по имени Ной. Его-то и предупредил Бог о грядущем потопе, велев построить судно. В этом судне можно было спастись от потопа.

Работа над строительством длилась много лет. Наконец ковчег был готов. Ной с семьей вошли на его борт, прихватив с собой и животных. Каждой твари по паре. Сразу после этого хлынул дождь.

Сорок дней и ночей шел ливень. И около года понадобилось Ною, чтобы выйти на сушу. Ковчег причалил к горе Арарат. Благочестивый Ной благодарил Бога за спасение. После чего Бог обещал, что никогда больше не повторится Всемирного потопа.

Тютчев о новой катастрофе

В стихотворении "Последний катаклизм" Федор Иванович говорит о грядущей катастрофе. Он предчувствует ее, как было сказано выше. Но в то же время Федор Иванович рассматривает новый потоп как источник жизни. Звучит довольно странно. Однако, по мнению Тютчева, после наводнения мир вернется к своим истокам. К началу времен. Вода поглотит все живое, но вместе с этим станет источником новой жизни. Максимальное разрушение становится максимальным созиданием. Земля ввергается в хаос, это ее начальное состояние.

Таким образом, "Последний катаклизм" - это не что-то пугающее. Не мрачное предсказание конца света, а отображение источника новой жизни, вечного движения.

С политической точки зрения

Федор Иванович не стеснялся своих политических взглядов. Иногда высказывал их в стихотворениях. Литературоведы считают, что стих Тютчева "Последний катаклизм" - это олицетворение социальных потрясений, ожидающих мир. К революциям и переворотам Федор Иванович относился довольно скептически. С его точки зрения существовало две силы: консерватор Россия и Европа-революционер.

Известно, что поэт был старшим цензором. Его деятельность позволяла запретить распространение манифеста коммунистической партии на территории Российской империи.

Учитывая политические взгляды поэта, вполне логично, что стих "Последний катаклизм" - это предупреждение о мировых социальных потрясениях. Они, как известно, приводят к катастрофическим последствиям зачастую.

Разочарование

Что еще может крыться в "Последнем катаклизме" Тютчева? Неудовлетворенность внешним миром, разочарование в нем. На момент написания стихотворения душевное состояние поэта могло оставлять желать лучшего. Это отобразилось в произведении.

Федор Иванович - известный поэт-философ. В его произведениях нет ничего лишнего. Каждое слово взвешенное и обдуманное.

Неизбежность катаклизма и невозможность человечества остановить его. Это один мотив. Второй же кроется в такой же неизбежности возрождения жизни. Погибнет старая жизнь, но возродится новая. Как гармонично сочетаются эти две, казалось бы, абсолютно несочетаемые вещи. В момент написания стихотворения поэту было душевно плохо. Это вполне возможно. Но он понимает, что эта агония души, ее "последний катаклизм" не вечен. Он пройдет, а на смену придет "белая жизненная полоса".

Возвращаясь к Богу

Последняя строка стихотворения: "И Божий лик изобразится в них". В ней заложен глубокий философский смысл. Все бытие, начиная от сотворения мира и до Второго пришествия, основано на Боге. Все происходит по Его воле. И ничего не совершается без Его ведома.

Божественный лик непостижим для людей в силу греховности. Но люди и Бог взаимосвязаны. Первым нельзя жить без веры. Вера - в Боге. И только после катастрофы истинный лик Божий отобразится в водной глади. Он воплощен в этой картине, присутствуя там.

Бог - это основной поэтический образ стихотворения. В этом стихотворении нет личного человеческого "я". Философия его подчеркивается обобщенным употреблением лексики.

Бог показан на водной глади. В стихотворении совмещены понятия несовместимые. Бог бесплотен, но здесь он обретает образ. Вода - это образ зеркала. В стихотворении скрыто сравнение вод с зеркалом.

Интонация стихотворения "Последний катаклизм" неспешная. Заставляет вдуматься в строки произведения.

Стиль написания

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Окончания как женские, так и мужские. Рифмы различные: перекрестные, открытые и закрытые. И это добавляет стихотворению ощущение неоднозначности. Создается впечатление, что здесь присутствуют два совершенно разных мира.

Резюмируем

"Последний катаклизм" написан в 1829 году. Это философское стихотворение, содержащее в себе то, что долгое время способны исследовать литературоведы. Незримый разум, мысли и мировидение Федора Ивановича Тютчева.

Заключение

В статье был сделан анализ стихотворения "Последний катаклизм". Кто-то увидит в стихотворении нечто близкое. Согласится мысленно с его автором. А кому-то этот стих чужд. И этот человек воскликнет: "Я не согласен!", - таким образом вступая в мысленный спор с поэтом. Для того и нужны философские стихотворения, чтобы каждый мог по-своему увидеть этот мир. Подобного рода стихи дают толчок к размышлениям. Они помогают высказывать свою точку зрения, не бояться вступать в спор и отстаивать собственную позицию. Помогают развиваться личности человека.

На этой странице читайте текст "Катаклизм" Федора Тютчева, написанный в 1849 году.

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!


Примечание:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 11. Л. 2 об.

Первая публикация - Денница. 1831. С. 89, стихотворение имеет заглавие - «Последний катаклизм». В другие прижизненные издания не входило, затем - РА. 1879. С. 128; ННС. С. 24; Изд. СПб., 1886. С. 67; Изд. 1900. С. 67.

Автограф на одном листе со стих. «Снежные горы»; заглавие отсутствует. Почерк ясный, особенность графики - прописные буквы в словах «Час», «Частей», «Земных», «Зримое», «Воды», «Божий»; выражена та же тенденция к мифологизации картины, что и в стих. «Снежные горы» (см. коммент. С. 325): сущностное в бытии графически выделено. Имеется список (РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 30 об.) среди других произведений с общим заголовком «Из стихотворений Тютчева, хранящихся у князя И.С. Гагарина»; список имеет название «Последний катаклизм», как в Деннице. Есть основание предполагать, что название принадлежит самому поэту.

Особенности тютчевского написания некоторых, особенно значимых для картины слов, не сохраняются ни в первом, ни в последующих изданиях. Текст в ННС, Изд. 1886 и Изд. 1900 совпадает, но в двух последних во второй строке - вариант 2-й строки: «Разрушится состав частей земных». Стихотворение печаталось везде без названия.

Датируется по контексту в автографе: так же, как и «Снежные горы», не позднее 1829 г.

В стихотворениях Тютчева о природе конца 1820-х г. «Последний катаклизм» стоит, по существу, рядом с «Видением». Если в таких лирических шедеврах, как «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Утро в горах» и (в основном) - «Снежные горы», «Полдень», показан благодатный, нежащий, светлый, дневной космос (в древнегреческом смысле слова), то «Последний катаклизм» и «Видение» рисуют «некий час» бытия («колесницы мирозданья»), тревожащий душу. В «Последнем катаклизме» - предчувствие, даже ясновидение, бедствия планеты; дальнейшее развитие этой темы - в «Безумии» с образом бедствий земли и безумных попыток их оптимистического истолкования. Однако «Последний катаклизм» резко отличается от всех других стихотворений с образом хаоса утверждением победы Божественного Первоначала над хаотическим распадом.