Самоподготовка в коррекционной школе. Организация самоподготовки в коррекционной школе-интернате VIII вида

Методика проведения самоподготовки в специальной

(Коррекционной) школе 8 вида.

    Цель и задачи самоподготовки в школе 8 вида.

    Условия эффективности самоподготовки в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

    Структура и методика организации самоподготовки.

Цели и задачи самоподготовки в школе 8 вида.

Цели самоподготовки : Иерархия целей работы воспитателя на самоподготовке в специальной (коррекционной) школе 8 вида должна быть следующей:

Формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности.

Создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе.

Почему закрепление знаний, умений, навыков оказалось на втором месте? Ведь самоподготовка предназначена именно для выполнения детьми домашних заданий. Это верно, однако в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы 8 вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план .

В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей умение выполнить работу самостоятельно считается показателем качества коррекционной работы . Самостоятельность деятельности обеспечивают общедеятельностные (общеучебные, общетрудовые) умения, к которым относят:

    Умение проанализировать условия задачи и определить способ ее решения (или установить, что способ неизвестен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);

    Умение планировать свою деятельность;

    Умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Общедеятельностные умения, обеспечивают человеку возможность уверенно и успешно действовать не только в «штатных» бытовых и профессиональных ситуациях, где можно обойтись автоматизмами, но и при столкновении с посильными для выполнения, но относительно новыми задачами.

Однако вряд ли правильно определять цель самоподготовки как формирование полноценных общедеятельностных умений. Известно, что даже в более доступном для умственно отсталых школьников трудовой деятельности «почти все затруднения у учащихся возникают при столкновении с задачами, для решения которых необходимо произвести умственные действия: ориентироваться в задании, планировать его выполнение, вести контроль, устанавливать и устранять помехи, которые могут привести к браку в работе и т.п.» (Г.М.Дульнев, 1968). Возможности же формирования соответствующих умений в познавательной деятельности, на общеобразовательных предметах, объективно крайне низки. Кроме того, на уроках формированию общеучебных умений часто не уделяется достаточно внимания. Это связано как с тем, что многие педагоги не верят в то, что у умственно отсталых школьников можно сформировать общедеятельностные умения (хотя все специальные методики ориентирую учителя на это), так и отсутствием четких методических рекомендаций по организации данной работы на уроках (особенно ее места в системе работы по теме, разделу, предмету в целом).

Если на уроках умения организовывать деятельность самостоятельно не формируются (или формируются недостаточно), можно ли ожидать, что дети смогут самостоятельно выполнять домашнее задание? Конечно нет. Поэтому в практике работы школ самоподготовка нередко превращается в дополнительный урок под руководством воспитателя. Но это означает, что коррекционная направленность самоподготовки не реализуется.

На самоподготовке мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаем своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание, (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец « не находится» или не «вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы 8 вида будет решать успешно.

Задачи самоподготовки: Конкретизируем задачи самоподготовки, учитывая все сказанное. Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

Умение пользоваться дневником.

Умение ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий).

Обращаться к педагогу за помощью при затруднениях.

Планировать свою деятельность.

Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.

Самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, готовность прийти на помощь товарищу, умение работать, не мешая другим, дисциплинированность, организованность, внимательность и т.д.

Условия эффективности самоподготовки в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность:

    Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

    Соблюдение охранительного педагогического режима.

    Правильная дозировка домашних заданий.

    Дифференцированный подход при определении домашнего задания.

Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя .

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя – обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя (не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

Соблюдение охранительного педагогического режима.

    Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия. Непринужденные разговоры.

Учебный статус самоподготовки и воспитательного занятия – разный. Если самоподготовка – это учебный режимный момент. Требующий от детей максимальной сосредоточенности внимания и умственных сил, то занятие в современной методике воспитательной работы рассматривается как организация досуга детей. Если после самоподготовки воспитатель не может организовать детей на занятии, нужно проанализировать режим школы либо пересмотреть нагрузку на самоподготовке (если дети часто бывают невнимательны из-за усталости), либо методику поведения занятия (если они отвлекаются просто из-за того, что им неинтересно). В некоторых случаях такие вопросы решаются на уровне организации воспитательной работы школы в целом.

    Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку.

    В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших – десятиминутный перерыв.

    Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей.

В первом классе в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком на самоподготовку они – вместе со всей школой – должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры.

Во втором полугодии первого класса самоподготовка длиться 30-40 минут.

Во втором-четвертом классах – до часу.

В старших классах – до полутора часов.

Правильная дозировка домашних заданий .

При определении домашнего задания учитель руководствуется следующими правилами:

На дом задается только то, что объяснено, хорошо понятно учениками и может быть выполнено ими самостоятельно, без посторонней помощи.

Объем задания составляет треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке.

Нужно учитывать, что в младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика), задание по чтению дается каждый день.

Сложнее обстоит дело в старших классах. Хотя завуч составляет расписание таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более трех-четырех учебных предметов в день, желательно, чтобы учителя, особенно русского языка и математики, знали расписание класса и согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Задания должны быть разнообразными, особенно по устным предметам. Нельзя, например, на каждом уроке давать задание «прочитать и пересказать». Домашняя работа должна включать работу с текстом и рисунками учебника (чтение, ответы на вопросы, выборочные задания, заполнение таблиц, пересказ и др.), практические задания, подготовку индивидуальных сообщений.

Учитель истории, географии, естествознания должен знать требования программы по чтению (какую работу с текстом, какой вид пересказа можно задавать).

Дифференцированный подход.

В школе 8 вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не иолько по объему, но и по сложности.

    Как правило, это означает, что дети второй и третьей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В. Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разобранному и успешно выполненному на уроке.

    Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему.

    Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения.

    Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и написать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен со всем заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 30-40 минут в начальных классах и 60-80 минут в старших.

Структура и методика организации самоподготовки .

Организационный момент

Дидактическая игра

Работа с дневником

Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми.

а/Ориентировка в домашнем задании

б/Выполнение задания

в/самопроверка

Проверка готовности детей к уроку воспитателем

Итог самоподготовки.

До начала самоподготовки.

До начала самоподготовки воспитатель контролирует следующие моменты: санитарное состояние класса; готовность справочных пособий (словарей, памяток); готовность рабочих мест детей,

Учебные принадлежности, книги, дневники, тетради должны готовиться детьми до начала самоподготовки; желательно, чтобы в классе было сменное поручение (дежурного по самоподготовки).

Наличие книг, занимательного материала для закончивших самоподготовку рань остальных.

Организационный момент.

Цель этого этапа – настроить детей на работу. Об успешном проведении организационного момента воспитатель судит по внимательности детей и их готовности к работе. Если все дети сосредоточенно смотрят на воспитателя и готовы его слушать, можно начинать самоподготовку. Чем короче «оргмомент», тем выше мастерство педагога.

Дидактическая игра.

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов. Игру можно проводить как по письменным предметам (тогда она должна быть связана с закрепляемой темой), так и по чтению (на развитие техники чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память.

В старших классах проведение дидактических игр на самоподготовке не обязательно (хотя и не запрещено).

Этап работы с дневниками .

Этот этап предполагает обучение детей следующим действиям:

    Находить домашнее задание по дневнику;

    Определять рациональную последовательность выполнения заданий;

    Планировать распределение времени на самоподготовке.

Нахождение задания по дневнику .

    Дневники ведутся в школе 8 вида с третьего класса. В первом и втором классах дети находят задание по закладке.

    После введения дневников в течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задание.

    Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен найти по нему задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя также должен быть недоступен для детей.

    Поскольку домашнее задание в школе 8 вида дается дифференцированно и, как правило, содержит несколько инструкций, записать их все в дневник нереально. Поэтому с первого класса нужно приучать детей аккуратно отмечать детали задания карандашом в учебнике.

Определение последовательности выполнения заданий.

    В первом классе на этапе нахождения домашнего задания воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимания нужно больше». Периодически воспитатель возвращается к этому правилу, но теперь спрашивает детей, в какой последовательности они собираются делать домашнюю работу. В остальное время воспитатель следит (наблюдает) за тем, чтобы дети начинали работу с письменного предмета, напоминая правило лишь тем, кто его не соблюдает.

    Нельзя говорить детям, что «чтение легче, чем математика и русского языка». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для некоторых детей чтение.- самый трудный предмет.

Для закрепления проводятся специальные игры.

    «В гости» приходят Незнайка и Буратино, которые после нахождения домашних заданий предлагают детям свою последовательность работы:

- Давайте, ребята, сначала сделаем чтение, оно ведь полегче, потом – математику, а в конце проведем физминутку.

2. Детей просят объяснить малышам, лесным ученикам и т.п. от лица завуча, врача, родителей, в каком порядке нужно делать домашнее задание.

* В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Планирование распределения времени.

Более сложная задача – формирование у детей умения распределять время между несколькими заданиями и укладываться в отведенное на самоподготовку время.

    В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать не отвлекаясь.

    На этапе работы с дневником воспитатель говорит детям, сколько времени они могут затратить на каждый предмет, чтобы успеть выполнить все задания вовремя.

Младших школьников нужно учить «чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

    Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.

    Использование «символических часов». На большом картонном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени.

    Использование картинного «плана самоподготовки», (например, работа с дневником – картинка дневника, дидактическая игра – рисунок мяча и т.д.). Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми. План вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком (стрелкой, контурным рисунком будильника и т.п.), на каком этапе находится дети и сколько еще работы осталось.

Самостоятельное выполнение задания детьми .

    Цель этого этапа – приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

    Главное требование на этом этапе – сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

    Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

    Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания.

    Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно.

Например, во втором классе воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание («алгоритм ориентировки в задании»). В течение нескольких занятий он фронтально закрепляет эти правила. Как только по крайней мере половина детей эти правила (алгоритм) усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма необходимо лишь в начале учебного года и четверти.

    Этап самостоятельного выполнения детьми домашнего задания включает три подэтапа для каждого предмета.

Ориентировка в домашнем задании.

Выполнение задания.

Самопроверка.

Ориентировка в домашнем задании .

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму: Прочитать задание (приучаем начинать выполнение любого письменного упражнения с чтения задания и его повторения).

Повторить правило (ребенок должен определить или вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).

Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).

Записать первые строчки (слова) упражнения.

Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется во втором классе, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

Выполнение заданий детьми .

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основных обязанности:

    Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя (в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).

    Помощь детям при затруднениях .

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

3/посмотреть аналогичное задание в классной работе.

Только, если эти виды помощи не помогли, воспитатель указывает на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, разобрав аналогичный пример.

Самопроверка.

Цели этого этапа – добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

Проверка готовности детей к уроку воспитателем.

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления у детей привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка – это «забота воспитателя»), затрудняет формирование привычек самопроверки (так как дети знают, что будет фронтальная проверка, и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель также теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать, как они выполнили задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самоподготовки .

    При подведении итога самоподготовки воспитатель оценивает (естественно, качество) прежде всего самостоятельность детей.

    Акцент делается на успехах.

    Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка; как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.).

    Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь товарищам.

Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умения читать текст и пересказывать.
Закреплять навык безошибочного списывания букв, слогов, слов, предложений.
Закреплять умение решать примеры.

Коррекционно- развивающие: Корректировать внимание, память, операции мышления. Развивать умение слушать. Понимать сказанное.

Воспитательные: Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, ответственность. Корректировать внимание, память, операции мышления.
Наглядный материал и оборудование: кукла Маша, компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, учебники по чтению, по русскому языку и математике.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент
Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас в классе. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке. Желаю всем вам успехов.

II. Постановка задач, повторение правил работы во время самоподготовки
1. Вы все видели мультфильм «Маша и медведь»?
Сегодня мы будем помогать Маше стать умнее, учить ее вместе с медведем читать и пересказывать, правильно писать, делить слова на слоги и решать примеры.
И так вы готовы?
2. Проверка наличия на столах школьных принадлежностей:
Молодцы, как всегда приготовили всё необходимое для проведения занятия.

3.Маша спрашивает: Интересно, а что вы сейчас будете делать?
Дети: Выполнять домашние задания.
– Ребята, давайте Машу научим правилам работы на занятиях.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

4.Повторяем правила самоподготовки: Правило «3-х «Я» (Я сам выполняю. Я сам проверяю. Я сам себя оцениваю.) Маша:
– Какой сегодня день недели?– Сколько у вас было уроков?– По каким предметам задали домашнее задание?– Как надо работать, чтобы выполнить все задания?
III. Математика 1. Проверка порядка на партах
2. Разминка
Воспитатель: Ребята, наша гостья Маша для вас подготовила «Весёлые задачки». Я вам сейчас их зачитаю, а вы ответ сосчитайте.
У мышки два ушка.
Сколько ушей у двух мышей?

На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?)

На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?

Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?

Воспитатель: Какое домашнее задание сегодня по математике? (Учебник стр.28, №13).
4. Разбор задания.
Воспитатель: Какое число, получается, от сложения первого и второго слагаемых?
Дети отвечают.
5. Самостоятельная работа
Индивидуальная помощь по необходимости.6. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше- выше
IV Русский язык
1. Разминка
Воспитатель: Делим слова на слоги и запишем в таблицу. Парта, урок, мяч, сорока, сад, ворона.
1слог 2слога 3 слога

2. Повторение правил.
Как переносятся слова с одной строчки на другую?
Можно ли оставить одну букву на строчке или переносить?
3.Разбор упражнения.
4.Текущий инструктаж по положению тетрадей при письме, посадке.

5. Самостоятельная работа
Индивидуальная помощь по необходимости.
На полях тетради поставьте себе ожидаемую оценку за выполненную работу.

4. Физкультминутка для рук
Пришла пора для физкультминутки,
К письму мы приготовим руки

Этот пальчик- бабушка.
Этот пальчик-дедушка.
Этот пальчик-мама.
Этот пальчик-папа.
Этот пальчик- я.
Вот и вся моя семья
V Чтение
1.Разминка
Начинаем с речевой разминки.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.

Воспитатель: Какое домашнее задание сегодня по чтению? (Учебник стр.22).
2.Работа с рассказом.
Чтение с воспитателем.
Жужжащее чтение.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы.

VI. Самоанализ
Воспитатель: Маша хотела бы знать, как вы оцениваете свою работу на занятии.
VII. Подведение итога работы
Воспитатель: Как вы оценили своё выполнение домашнего задания? Почему?
Всё ли успели сделать?

Маша благодарит вас и говорит вам «Спасибо»


Приложенные файлы

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида №13»

Самоподготовка

6 класс

Составила: Ефименко И.В

Воспитатель

Юрга 2015

Самоподготовка в 6 классе.

Задачи:

Развивающая:

трудолюбие, аккуратность, интерес к учению

Коррекционно - развивающая цель: развивать слуховое и зрительное внимание, память при вычислении; развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания.

Ход самоподготовки

I.Организационный момент

Прозвенел звонок на самоподготовку.

Всем, всем добрый день

Прочь с дороги злая лень

Не мешай учиться

Не мешай трудиться!!!

Ребята, поприветствуйте гостей кивком головы и подарите им доброжелательную улыбку.

Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Ребята, а скажите, вам тепло? (Да)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончилась самоподготовка? (Нет!)

Только началась самоподготовка? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значить можно всем садиться.

Посмотрите в дневники, по каким предметам нам необходимо подготовить задания на завтра? А вот с какого предмета мы начнем нашу самоподготовку, вы узнаете, если отгадаете загадку:

(слайд 2)

Урок интересный, на нем мы считаем,

Все вместе примеры, задачи решаем,

Циркуль, все точно – без всякой романтики.

Ну, что за урок? То урок….

Да, правильно начнем с математики. (слайд 3)

Для того чтобы нам настроиться на выполнение домашнего задания по математике , проведем небольшую разминку. (слайд4)

  1. Одно яйцо вариться 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?

(столько же)

2) Прошло три дня после воскресенья, какой наступил день? (четверг)

3) Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)

Ребята, а кто скажет, какую тему вы изучаете на уроке? (слайд 5)

А, кто назовет компоненты при умножении?

Теперь внимание на доску, посчитаем немного устно, даны числа (слайд6)

145, 1268,3746,122,5478,9922

Назовите четные числа

Назовите нечетные числа

На какое число делятся четные числа?

Повторим таблицу умножения, следующим образом:

*** 4

Решите цепочки примеров:

*7 -13 \5 *7

55 \5 *8

Следующее задание мы будем выполнять разделившись на две группы, следует соединить стрелочками правильные ответы с примерами:

4*5= 36 5*6 = 56

3*7= 34 7*8= 31

6*8= 21 6*9= 24

9*4= 20 4*6= 54

Даны ответы табличного умножения (слайд 7)

3,6,9,12,15,18,21,23,24,27,30

Ребята, это ответы таблицы умножения на какое число? (На 3)

А, какая допущена ошибка? (23 – ответ не табличного умножения)

Проверка домашнего задания.

Физкультминутка. (элект.вариант)

Русский язык

Силен, могуч, красив, велик!

Прекрасен, русский наш язык

Таких, как он не видел свет

Ему сравненья даже нет!

Ребята, а что знакомое мы услышали в этом стихотворении. О чем говорится в этом стихотворении? (О русском языке)

Мы приступаем к выполнению домашнего задания по русскому языку (слайд 8) и начнем со словарной работы:

Работа в группах

1) даны каждой группе карточки со словарными словами, на карточках нужно вставить безударную гласную. Выполнив это задание в группах, один участник от каждой группы выполняет это задание на доске.

Карточка с заданием:

Д…быча, б…гатство, м…даль, женщ…на, к…мандир, …кеан, д…ректор, …нтенна.

Ребята, а кто назовет тему, которую вы изучаете на уроке русского языка?

(слайд 9)

Ребята из предложенных словарных слов, вам нужно составить словосочетание – существительное и прилагательное. Дальше я показываю карточки с заданием, а вы должны просклонять данное словосочетание согласно задания на карточке.

А теперь дежурные объявят какое упражнение задано для выполнения.

Выполнение домашнего задания.

Проверка выполненного домашнего задания.

Чтение.

- Для того чтобы узнать к какому предмету мы переходим дальше, следует прочитать данное слово. – ечтнеи (слайд10). Мы начинаем выполнять домашнее задание по чтению.

Дежурные скажите, что задано по чтению, но прежде чем начать читать, сделаем небольшую разминку для глаз.

Физминутка для глаз.

Теперь сделаем речевую разминку, вспомним скороговорку с которой мы работаем, проговорим сначала медленно, четко выговаривая слова, затем с ускорением (слайд 11)

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Приступаем к чтению рассказа « Кот в сапогах», сначала жужжащим чтением и во время чтения определяем сколько героев в этом рассказе. Дальше продолжаем читать по ролям. Работа по вопросам.

Подведение итогов самоподготовки.(слайд14-15)

Самоанализ самоподготовки.

Цель самоподготовки: привитие воспитанникам навыков самообразовательной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.

Задачи:

Образовательная: создание условий для отработки навыков и умений при устных и письменных вычислениях; развитие умений и навыков использовать теоретические знания на практике при умножении на однозначное число столбиком.

Развивающая: развивать интерес к учёбе, через дополнительные, коррекционные задания, психические процессы (внимание, мышление, речь); двигательную активность (через различные физпаузы) с целью повышения уровня работоспособности; познавательную активность; расширять кругозор детей.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, активность дисциплинированность, ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к учению, доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей деятельности.

Коррекционно - развивающая цель: развивать слуховое и зрительное внимание, развивать логическое мышление, память при вычислении; развивать умение комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении задания.

Во время проведения самоподготовки мною использовались следующие методы обучения:

по способу подачи материала:

Словесный (рассказ, беседа, объяснение);

Наглядный (показ, демонстрация);

Практический (выполнение работ с применением полученных знаний);

по характеру деятельности обучающихся\воспитанников:

Групповая;

Индивидуальная;

Были использованы разнообразные приемы вовлечения детей в активную деятельность:

Коллективные формы деятельности с целью формирования опыта общения и работы в группе;

Наглядные пособия и вспомогательные материалы для развития всех чувств ребенка;

Игры – задания для развития фантазии, творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи, пополнение словарного запаса.

На этапе мотивационно – целевом создала положительный психологический настрой через слова, произнесенные в оргмоменте, активизировала внимание детей, учащиеся позитивно настроились на самоподготовку.

Все практические задания были направлены на выполнение цели и задач самоподготовки и построены с учетом возрастных особенностей детей среднего школьного возраста. Дети не испытывали трудностей при беседах, активно отвечали на мои вопросы. Не было затруднений при выполнении практических заданий. Давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на самоподготовке. Использовала различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка. Для снятия напряжения и усталости были предложены физминутки для глаз и на движение, смена видов деятельности.

По моему мнению, все ребята были активными, им было интересно на занятии. Считаю, что ребятам больше всего понравилось выполнять задания при устном счете, разминка для глаз. Из – за индивидуальных особенностей личности ребенка – медлительности, Петрова Николая, Матюхиной Леры, Вищенко Вани ребята не совсем укладывались по времени, при выполнении домашнего задания.

Использовала ИКТ, личностно- ориентированный подход (дети оценили себя самостоятельно), индивидуальный и дифференцированный подход

(индивидуальные задания), здоровье – сберегающие технологии.

Воспитатель И.В Ефименко


Работа воспитателя по проведению самоподготовки

Воспитатель А.А. Иванова

В условиях школы – интерната время, отведенное на самоподготовку, должно использоваться не только для усвоения обучающимися, воспитанниками знаний, но и для приобретения навыков самообразовательной работы.

Определяя основные цели, задачи при проведении этого решительного момента воспитатель должен постоянно помнить об основной своей функции – научить ребят работать самостоятельно.

Воспитателю надо помнить о соблюдении санитарно – гигиенических требований при проведении самоподготовки. Нельзя забывать о проветривании помещения, влажной уборке перед началом занятий. Предшествовать самоподготовке должна прогулка, активный отдых. За 15 – 20 минут до начала самоподготовки воспитатель должен перевести ребят на более спокойный вид деятельности. Продолжительность самоподготовки установлено уставом школы – интерната. Начальные классы делают домашнюю работу 45 мин., старшие – 1,5 часа.

Общие требования к самоподготовке

1. Начинать самоподготовку в точно назначенное время.

2. К началу работы подготовить рабочее место и сосредоточиться.

3. Домашнее задание выполнять как можно более самостоятельно.

4. Что задано? Каждый узнает в дневнике или в тетради.

5. Забыл правила, найди в учебнике и повтори.

6. Начинать самоподготовку в принятом порядке, например с заданий по русскому языку, математике, чтению.

7. Делать уроки с опрятным внешним видом, чистыми руками.

8. Не подсказывай, а помогай.

9. Поднимать руку.

10. Домашнее задание делать самостоятельно, не мешая друг другу.

Эффективность самоподготовки во многом зависит от тесной взаимосвязи воспитателя с учителями. Практика показывает, что необходимы постоянные беседы, взаимопосещение как уроков, так и самоподготовки.

Цели воспитания при посещении уроков:

1. Работа учителя по привитию навыков самостоятельности.

2. Формы ведения опроса.

3. Требования к ответам обучающихся.

4. Проверка домашнего задания.

5. Методика заданий на дом.

6. Требования к ведению тетрадей.

7. Индивидуальная работа с обучающимися.

8. Работа с книгой.

Одновременно воспитатель определяет уровень знаний и умений отдельных ребят, их психологические особенности, интерес к предмету. Посещая уроки, надо обязательно определить эффективность предыдущей самоподготовки, сделать выводы, выяснить причины неудачных ответов воспитанников.

Самоподготовка – органическая часть учебного процесса. Она включает в себя целую систему самостоятельных упражнений с целью усвоения и углубления материала, формирование навыков самостоятельной работы. Так, самостоятельной деятельности может предшествовать небольшая фронтальная работа (как первый этап самоподготовки) повторение (материала, знание которого необходимо для самостоятельного выполнения задания). Например, при подготовке русскому языку проводится предварительная работа.

1. Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.

2. Если нужно, еще раз найди и прочитай правило, приведи соответствующие примеры к нему.

3. Выполняя упражнения нужно все время сверяться с правилом.

4. Проверь работу (используй учебник, таблицу, словарь)

При выполнении математики повторить таблицу умножения.

Правила списывания.

1. Прочти предложение

2. Прочти каждое слово по слогам

3. Запомни, как пишутся эти слова

4. Напиши предложение по памяти

5. Проверь написанное предложение по книге

При подготовке домашних уроков:

1. Припомни, что узнал на уроке.

2. Прочти задание по учебнику. Непонятно – прочти вторично.

3. Выдели основные части, главные мысли текста.

4. Составь план прочитанного.

5. Расскажи по плану

6. Исправь замечания и ошибки.

При подготовке чтения:

1. Прочитай текст, заметь слова, выражения, при чтении которых допущены ошибки

2. Поработай над этими словами (прочитай текст несколько раз)

3. Выясни значение всех непонятных слов из словаря, у взрослых

4. Прочитай текст повторно, перескажи.

О правильном выполнении письменных и устных заданий надо напоминать, тренировать ребят, постоянно контролировать их.

Какую тему изучали на уроке?

Кто вспомнит правило?

Откройте учебники, прочтите еще раз правило, приведите примеры.

Это подготовительный этап, где воспитатель убеждается, посильно ли детям выполнение домашнего задания. Основная часть самоподготовки – самостоятельная работа обучающихся. Если во время предварительной работы с обучающимися воспитатель выполняет функцию инструктирования, то на втором этаже ведет наблюдение за работой обучающихся. В это время оказывает индивидуальную помощь, но так, чтобы не мешать основной массе, не отвлекать от работы. В помощи нуждаются дети со слабой памятью, расторможение. Требования к ним не должны быть слишком строгими. Таким учащимся надо прежде всего помочь в воспитании чувства ответственности в процессе индивидуальной работы. Они должны видеть в воспитателе разумного помощника в их труде. Учение для большинства умственно отсталых детей – один из самых трудных видов деятельности. Это обстоятельство нередко порождает у них нежелание заниматься учебным трудом или стремление всячески облегчить его, прибегая к помощи взрослых или (своих товарищей). При организации самоподготовки воспитателю очень важно знать, каковы возможности каждого ребенка.

Одного ребенка надо заставить думать и сделать самому все задания, другой нуждается лишь в незначительной помощи, а третий не может обойтись без того, чтобы все этапы выполнение или домашнего задания были проведены под руководством воспитателя. Вообще во время подготовки домашних заданий воспитатель работает не фронтально со всем классом, а индивидуально. Известно, что детям требуется различное время для выполнения заданий. Воспитатель следит за тем, чтобы учащиеся не тратили времени бесполезно, а закончив одну работу, приступали к следующей. Выполняющую работу он просматривает и, если в ней есть ошибки, возвращает ученику для доработки. Но так можно поступить лишь тогда, когда воспитатель уверен, что данный ребенок с исправлением ошибок справиться сам. В большинстве случаев ученику следует показать, где надо искать ошибки, а отдельным ребятам прямо указывать на них. И помочь исправить, но не механически, а путем повторного правильного действия. Воспитателю надо так построить свою работу, чтобы в процессе ее выполнения предотвратить предполагаемые ошибки. По мере изучения учащихся воспитатель изучает группу детей, у которых можно ежедневно не проверять выполненную работу. Это должно стать одним из факторов воспитательного характера, когда классу объявляется о том, что за добросовестное выполнение заданий такие-то дети на определенный период освобождаются от проверки. Такое доверие, как правило, стимулирует ребенка на успехи. Но на длительное время оставлять без контроля и руководства умственно отсталых детей нельзя. (Дети на доверии).

При проверке умственных предметов (географии, биологии, чтении). Воспитатель может задавать отдельные вопросы по содержанию рассказываемого и другими учениками класса. Их можно попросить уточнить отдельные моменты ответа, сделать вывод, прокомментировать ответ товарища. Это даст возможность воспитателю быть в курсе того, как подготовились к ответу другие ученики. Во всех классах вспомогательной школы ежедневно на самоподготовке надо отводить определенное время для чтения вслух, а также учить детей читать про себя. Чаще надо заставлять вслух читать тех детей, у которых этот навык еще недостаточно сформировался.

У нас часто дается общее задание классу. Для одних оно может быть легким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые тренируют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задано на дом, так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаков, то необходим дифференцированных подход в подборе заданий. Выполнение таких заданий помогает далеко и осознанно усвоить материал. Дифференцирование задания готовятся заранее: записаны на доске, таблице, карточках. Их следует разделить на два вида:

· Обязательные задания. Они посильны для выполнения каждому ученику.

· Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились и у них есть время для повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.

Для детей, которые овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение таких же заданий, заниженное требование. Лучше этих ребят освободить от обязательного домашнего задания и дать им задание повышенной трудности. Поскольку дифференцированные домашние задания до сих пор встречаются в наших школах достаточно редко, эта проблема остается актуальной. Индивидуальные домашние задания должны получать хорошо успевающие, потому что такие задания способствуют углублению знаний. Индивидуальные задания позволяют испытать чувство успеха и тем детям, которые успевают слабо. Такое задание дает возможность проявить себя, свои сильные стороны. Домашнее задание будет дифференцированием, если каждый учащийся работает в соответствии со своими способностями и возможностями.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковыми способностями.

Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимо разъяснение.

Во время выполнения домашнего задания важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы надо давать ученикам со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Воспитатель заранее предупреждает «Слушайте внимательно, я проверю, как вы запомнили правила». «Саша, расскажи, что сейчас будешь делать и как, а Валера внимательно послушает и скажет нам, правильно ли Саша сказал, и что можно добавить к его ответу». Этих детей надо привлекать к подведению итогов, заранее предупредив, что нужно быть особенно внимательными.

Малоактивных, застенчивых детей нужно чаще спрашивать: «Ты понял?» Как лучше дополнить ответ Саши? Что ты будешь делать? С чего начнешь? В вопросах, задаваемых таким детям, должен учитываться имеющихся у них опыт, надо удостовериться, что ребенок сумеет на него ответить: «Вова, будешь отвечать после Юры, будь внимателен подумай. Иногда целесообразно задавать вопрос, аналогичный тому, который был задан предыдущему ученику.

Обучающимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной – практическая работа на доске. Отдельным детям дается разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Слабым детям не редко дается облегченное задание, сильным – задание на перенос знаний и умений измененную или новую ситуацию.

Таким образом, дифференцированный подход осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности. Задания разной трудности полезны, они помогают подтянуться учащимся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса к учебе у детей являются дидактические игры, которые способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, появлению познавательного интереса к учебным предметам. Наиболее распространенными являются игра – соревнование, головоломки: загадки, ребусы, кроссворды, игры в рифму и т.д. Они развивают у детей восприятие внимания, память, мышление. Их надо применять на самоподготовке, если остается свободное время от уроков.

И последний этап самоподготовки, заключительный – подведение итогов. На последним этапе воспитатель анализирует работу класса в целом и отдельных ребят, определяет старательных и тех, кто помог товарищам.

Поощрение хороших работ. Воспитатель вызывает у детей стремление и в другой раз заслужить похвалу, признание полезности своей работы.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, мы формируем умения и навыки, необходимые для выполнения домашнего задания.