Какими способами можно избавиться от внутреннего проговаривания. Артикуляция в скорочтении

Если вы добросовестно тренировались и можете читать без ущерба для понимания со скоростью около 500 слов в минуту, то готовы сделать следующий шаг в обучении скорочтению. Если вы еще не достигли скорости 500 слов в минуту, наверное, вам лучше устроить себе отдых, по крайней мере от этой книги, но не от тренировочных упражнений. Очень важно научиться читать с приемлемым уровнем понимания со скоростью около 500 слов в минуту или быстрее (хотя это и не означает, что вы должны быть в состоянии читать любые материалы в таком темпе), прежде чем пытаться дальше увеличивать скорость.

Убедитесь, что вы готовы двигаться дальше

Если вы регулярно занимались, но ваша скорость чтения все еще ниже 500 слов в минуту, то продолжайте выполнять тренировочные упражнения для прошлой недели на протяжении еще семи дней, прежде чем двигаться дальше. Также будет полезно потратить дополнительное время на обычное чтение с использованием руки, чтобы вы почувствовали себя комфортно при скорости 500 слов в минуту и выше. Некоторые люди могут находиться на этой стадии до нескольких недель, закрепляя достигнутые результаты и готовя себя к переходу на следующий уровень. Иногда я рекомендую студентам прервать обучение и тренироваться в чтении с использованием подчеркивающего движения руки примерно в течение полугода, после чего вернуться и продолжить курс. Обычно это относится к тем, для кого язык, на котором они учатся скорочтению, не родной, поскольку им не хватает словарного запаса. Также это может относиться и к тем, для кого язык родной, но кто сталкивается со значительными трудностями при чтении. Не старайтесь продолжить любой ценой, если на самом деле вы еще не готовы. Это не поможет вам научиться читать быстрее или эффективнее в более короткий срок. В действительности это даже может замедлить ваш прогресс.

«Обведение абзацев» - новое движение рукой

Прежде чем вы начнете практику визуального чтения с высокой скоростью, нужно будет научиться новому движению рукой. Это лишь видоизмененная версия того, что вы уже использовали, - кругового движения. Как вы зна­ете, первое, чего вам нужно добиться при работе с текстом, - это просто видеть все слова. Вы должны определить, что они написаны на родном языке или на любом другом, на котором вы читаете. Вероятно, вам будут бросаться в глаза имена собственные и слова, выделенные курсивом. Это было легко, когда вы использовали круговые движения рукой, а также сочетание подчеркивания и круговых движений. Однако на этот раз ваши глаза, скорее всего, уже знают, что делать, поэтому больше не нужно будет выполнять круговые движения, чтобы привлечь их внимание к правой стороне страницы.

Обведение абзацев выполняется при помощи указательного пальца, и это абсолютно то же самое, что вы делали раньше, только без круговых движений. Указательный палец подчеркивает первую строку абзаца, затем опускается вниз на три строки или более, а затем возвращается к левому полю страницы. Если абзац длинный, то вы повторяете то же самое несколько раз.

Важно, чтобы ваш палец опускался вниз по полю страницы на три строки или более. Ваши глаза привыкли возвращаться обратно к левой стороне страницы, и движение пальца вниз необходимо, чтобы удержать их на правой. По мере того как палец движется к левому полю, на что должно уходить около секунды, взгляд должен скользить по трем строкам текста и видеть в них все слова.

Самое сложное здесь - совершать два действия сразу: перемещать палец вниз по каждому из полей страницы, а не через строки, а также двигаться быстро, передвигая его слева направо, а потом обратно - справа налево, при этом на каждое такое перемещение должно уходить не более одной секунды. Вы уже знаете, почему необходимо тщательно следить за тем, чтобы палец перемещался вниз по полям страницы, а не сквозь строки текста, однако необходимость быстрого перемещения требует дополнительного объяснения.

Вставьте беруши во время тренировки

Помните историю о том, что слепой может извлечь больше информации, слыша те же самые звуки, что и вы? Один из способов научиться этому - проносить около месяца повязку на глазах. Именно это вам и нужно сделать, чтобы научиться визуальному чтению, только вместо повязки вам понадобятся беруши.

Разумеется, вам не нужно будет вставлять настоящие беруши, но ведь вы и не слышите реальных звуков. Вы лишь мысленно воспроизводите звучание слов. И чтобы научиться извлекать информацию из того, что вы видите, без «звукового сопровождения», вам нужно будет продвигаться вперед быстрее, чем вы можете мысленно проговаривать слова. Обычно это означает скорость чтения около 1700–1800 слов в минуту. Это вас пугает? Я говорю своим студентам, что им нужно достичь скорости как минимум 2000 слов в минуту, поскольку это красивое круглое число и его легко запомнить.

Как вы помните, хорошее линейное чтение можно выполнять на скорости от 500 слов в минуту до около 1200. При темпе 1200 слов в минуту не происходит внезапного прекращения линейного чтения и начала визуального, но чем быстрее вы продвигаетесь вперед, тем меньшее количество слов успеваете проговаривать про себя. На скорости приблизительно 1200 слов в минуту вы движетесь так быстро, что воспринимаете бо льшую часть слов только визуально. Но это недостаточно высокий темп для хорошей тренировки, так как вы все еще способны мысленно проговаривать слишком много слов и можете начать зависеть от них, пытаясь достичь хоть какого-то понимания прочитанного.

Я обнаружил, что студенты, которые обучились этим навыкам быстрее всех, добились этого за счет выполнения тренировочного чтения (с целью практики визуального чтения) со скоростью 2000 слов в минуту или быстрее. Это как прыгнуть в ледяную воду: легче сделать это сразу и быстро привыкнуть к холоду, чем заходить в воду постепенно. В последнем случае вы можете просто быстро замерзнуть и отказаться от этой затеи. То же самое происходит со студентами, которые тренируются со слишком низкой скоростью. Они не достигают достаточного уровня понимания ни при чтении старым способом, ни с помощью нового. Это их очень разочаровывает, поэтому обычно такие студенты не достигают больших успехов.

Два секрета успешных тренировок

Теперь вы знаете, как выбирать лучшие материалы для тренировки (см.), знакомы с необходимыми движениями руки и знаете, как достичь очень высокой скорости во время тренировки. Чтобы достичь высокой скорости, нужно всего лишь тратить не более секунды на просмотр текста с одного конца страницы до другого в любом направлении. Зная все это, вы готовы начать, и есть лишь еще два полезных принципа, о которых вам нужно помнить. Чтобы добиться успеха, во-первых, нужно тренироваться с достаточно высокой скоростью и как можно чаще, и, во-вторых, повторять несколько раз один и тот же материал. Это помогает развить понимание при высокой скорости чтения и избавиться от привычки возвращаться назад при низкой.

Упражнение № 26

Материалы: любая книга.

  1. Откройте книгу в начале любой главы.

    Потренируйте движение «обведение абзацев» на протяжении 10 страниц этой главы. Обязательно «подчеркивайте» первую строку каждого абзаца, затем отступайте на три строки вниз или более и таким образом продвигайтесь по тексту абзаца поочередно в обоих направлениях, пока не дойдете до его конца.

  2. Повторите работу с этим разделом, чтобы движение руки стало плавным (не допускайте рывков, следите за тем, чтобы ваш палец двигался по полям страницы строго вниз), и доведите его до автоматизма.

Верьте в себя

Вера в себя и готовность рискнуть - это самые важные аспекты обучения скорочтению. Один мой студент после нескольких коротких занятий смог повысить скорость чтения в десять раз. Когда он начинал обучение, его показатели были среднестатистическими, он тренировался ровно столько, сколько требовалось, и единственная разница между ним и другими студентами курса (кроме его гораздо более высокой скорости по окончании занятий) заключалась в его оптимистичном настрое и вере в себя. Очень важно знать, что такой фактор, как ваше отношение, может повлиять на результаты при развитии любых навыков.

Следующее упражнение, которое станет основной частью тренировочных упражнений для будущей недели, сочетает в себе все элементы, необходимые для успешной тренировки. Но вы должны убедиться, что используете подходящий материал и что ваша скорость достаточно высока.

Вы будете выполнять это упражнение, используя главу или раздел книги объемом не более десяти страниц. Желательно, чтобы она была довольно простой, по уровню соответствующей примерно седьмому классу школы. Первым шагом будет применение движения «стирание пыли», используя которое вы должны проработать всю главу или раздел, тратя не более трех секунд на страницу. Это послужит хорошей разминкой и подготовит вас к тренировке с действительно высокой скоростью. Вы должны просматривать текст главы и одновременно понимать, о чем она.

Когда вы продвигаетесь вперед так быстро, первое, что обычно замеча­ете, - это содержит текст диалоги или нет. Также сразу бросаются в глаза кавычки и красные строки. Кроме того, вы можете заметить, описательный текст или разъяснительный. Если материал представляет собой художественную литературу или биографию, то, вероятно, во время «стирания пыли» вы обратите внимание на имена собственные. Когда вы закончите, нужно остановиться и составить схему запоминания, в которую вы включите абсолютно все, что вам бросилось в глаза. Многие люди извлекают очень мало информации. Но это только начало.

После этого вы просто прорабатываете текст два или три раза с использованием движения «обведение абзацев», каждый раз делая паузу в конце текста и пытаясь вспомнить все, что сможете. Поначалу все, чего стоит ожидать, - это лишь разрозненные части и элементы текста и, возможно, смутное ощущение, что вы где-то на верном пути. Когда вы остановитесь, то, вероятно, с трудом сможете хоть что-нибудь вспомнить! Сможете ли вы смириться с таким низким уровнем понимания в течение примерно недели или несколько дольше? Если вы хотите усвоить этот навык, то у вас, скорее всего, нет другого выхода. Но когда вы научитесь, то поймете, оглядываясь назад, что это произошло очень быстро.

Упражнение № 27

Материалы: очень простая книга или та, которую вы уже читали; бумага; карандаш или ручка (или компьютер); устройство для контроля времени.

  1. Выберите главу или раздел в книге объемом около 10 страниц.

    Используя движение «стирание пыли», двигайтесь вниз по тексту, затрачивая 3–4 секунды на каждую страницу, перемещая всю кисть от одного поля к другому.

    В конце раздела остановитесь и (не заглядывая в текст!) составьте схему запоминания, нарисовав диагональную линию. Запишите все, что вы помните или думаете, что помните. Если вам так удобнее, запишите это в текстовом редакторе на компьютере.

  2. Вернувшись к началу раздела, выполните тренировочное чтение, используя движение «обведение абзацев». При этом вы не должны тратить более 1 секунды на движение руки как слева направо, так и справа налево.

    В конце раздела остановитесь и, не заглядывая в текст, дополните вашу схему запоминания любой информацией, какой сможете.

  3. Вновь выполните тренировочное чтение с самого начала раздела, используя движение «обведение абзацев».

    Определите, сколько времени у вас ушло на работу с разделом.

    Зафиксировав его, дополните вашу схему запоминания.

  4. Вычислите скорость «чтения» и внесите ее в отчет о прогрессе (сначала подсчитайте общее количество прочитанных слов):

    а) подсчитайте среднее количество слов в строке;

    б) подсчитайте общее количество строк на странице;

    в) умножьте а) на б), чтобы получить среднее количество слов на странице. Округлите полученный результат в меньшую сторону, например 277 до 270;

    г) умножьте среднее количество слов на странице в) на количество прочитанных страниц, например: 8,5 страницы × 270 = 2295.

    д) разделите общее количество прочитанных слов г) на количество потраченного времени, например: 2295: 1,5 мин. = 1530 слов/мин.

  5. По желанию: снова выполняйте тренировочное чтение всего раздела, после каждого прочтения делайте паузу и пытайтесь вспомнить текст. Повторяйте это до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно.

    ВНИМАНИЕ. Не перечитывайте текст привычным способом!

Теперь, когда вы постигли все тайны визуального чтения, вам необходимо поработать над пониманием. И для этого нужно как можно больше тренироваться. Скоро мы займемся методами улучшения понимания прочитанного. А объем практики, разумеется, зависит от вас. Удачи!

Чтобы завершить работу на сегодня, перейдите к.

  • 19.

По книгеМ.Зиганова "Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным"

Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом "подавлении артикуляции" , якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро.

Вторая часть утверждения о том, что чтение без проговаривания быстрее чтения с проговариванием, ни у кого не вызывает сомнения, если бы можно было осмысливать содержание текста, не подключая мышцы, отвечающие за говорение, то удалось бы прорабатывать текст быстрее.

Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ . Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально.

Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ . Ко всему прочему у сторонников полного подавления артикуляции даже нет экспериментальных доказательств того, что можно читать абсолютно без проговаривания и при этом полностью понимать и запоминать читаемое.

Книгу, которую Вы держите сейчас в руках, возможно будут читать и те, кто на различных курсах быстрого чтения пытался "подавлять артикуляцию полностью", затрачивая многие часы на выполнение упражнения, и в результате либо ухудшил качество понимания читаемых текстов, либо так и не добился "чтения без проговаривания". Для них все же придется привести некоторые аргументы.

Обычно во время чтения практически все слова проговариваются читателями. Одни из читателей произносят текст шепотом, другие проговаривают его про себя, но шевелят при этом губами. Большинство же читателей проговаривают текст про себя без внешней мимики.

При этом многие читатели уверены в том, что вовсе не проговаривают текст при чтении. И напрасно. Специальными приборами, различными способами доказывается наличие у читателей артикулирования, внутреннего проговаривания текста. Вовремя такого немого чтения мышцы гортани работают так же, как и при чтении вслух.

Проговаривание текста при чтении закладывается с детства, со школьной скамьи. При формировании и развитии внешней речи (говорения вслух) и при формировании мышления проговаривание читаемого текста необходимо, поэтому, в частности, в школе детей учат читать вслух.

И далее, вплоть до старших классов, учителя развивают выразительное чтение, чтение с интонацией. Это и понятно: выразительное чтение пробуждает эмоции, чувства. Затрагивая струны души, особенно при работе над художественной литературой и, в первую очередь, над поэзией, читатель усваивает материал на эмоциональном уровне.

Но давайте разберемся, какие физиологические процессы происходят во время чтения с проговариванием.

Обработка информации на этапе овладения навыками чтения происходит следующим образом: читатель видит текст, читает вслух, прослушивает себя, усваивает содержание. В результате вырабатывается психическая установка: понять текст можно только при его прослушивании, а для этого нужно его проговорить, произнося вслух или про себя. Эта установка приводит к тому, что в процесс чтения вовлекаются и зрительные органы, и речевые органы. Такое чтение с проговариванием можно условно описать режимом 1:

УВИДЕЛ - ПРОГОВОРИЛ - УСЛЫШАЛ - ПОНЯЛ

Конечно, здесь схема обработки информации значительно упрощена. Более глубокое, детальное знание этой области физиологии для овладения навыками рационального чтения не требуется.

Выработав привычку проговаривать текст во время чтения, читатель и при беззвучном чтении продолжает проговаривать все слова, даже не замечая этого: глаза, сигнал от зрительных органов прошел в мозг, мозг передал команду мышцам гортани и языка для проговаривания ("про себя") слова, мышцы гортани и языка сжимаясь и расслабляясь "проговорили" слово, сигнал от мышц гортани пошел в мозг, мозг проанализировал сигнал от мышц гортани и языка и отправил его на распознавание значения "услышанного" слова и понимает его.

А параллельно этому процессу протекает еще один: мозг, получив сигнал от зрительных органов, отправляет его на распознавание "увиденного" слова и понимает его. При этом скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-понятие" значительно превышает скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-мышцы-мозг-понимание".

В итоге скорость перемещения взгляда начинает зависеть от скорости "понимания". Так годами выработанная установка на чтение с проговариванием существенно тормозит процесс чтения.

Скорость чтения при этом не может превысить 800-1200 знаков в минуту (такова максимальная скорость чтения почти каждого человека, потому что в этом темпе проговаривается текст).

Взрослому читателю уже нет необходимости проговаривать все прочитываемые слова. Другой, более рациональный способ чтения, при котором мышцы гортани и языка, отвечающие за произношение, не принимают участия, может быть условно описан режимом 2:

УВИДЕЛ -ПОНЯЛ

При таком чтении в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения. Такой способ обработки информации нам известен: так мы воспринимаем любую зрительную информацию.

Перед Вами встает задача путем длительных тренировок научиться переходить при чтении из режима 1 в режим 2, т.е. в основном отказавшись от артикулирования при чтении, перейти к чтению понятиями, смысловыми блоками.

Не следует думать, что любые тексты нужно читать лишь только в режиме 2. Литература, которая нуждается в подробном анализе, в глубоком изучении, а также отдельные абзацы, некоторые фразы, словосочетания, несущие особую стилистическую и эмоциональную нагрузку, и даже отдельные необычные и (или) труднопроизносимые слова требуют прочтения с проговариванием "про себя", а иногда даже и с реальным проговариванием. Но, научившись работать в режиме 2, при необходимости Вы всегда сможете переходить к чтению в режиме 1.

Поменять устоявшиеся годами принципы работы с текстом будет нелегко. Ваш мозг не привык работать в режиме 2, поэтому, когда Вы будете приучать себя работать над книгой без проговаривания большинства слов, качество усвоения текста существенно снизится.

И только когда Вы добьетесь автоматизма в выполнении упражнений по оттеснению проговаривания и выработаете психическую установку на чтение без артикулирования, мозг постепенно привыкнет к работе в режиме 2,. и качество усвоения текстов вновь улучшится.

Но это время не будет упущено: пока будет идти процесс привыкания к чтению без проговаривания, Вы увеличите скорость чтения до 1200-1500 знаков в минуту. Так как скорость проговаривания слов не превышает 800-1200 зн./мин., Вы уже физически не сможете проговаривать текст полностью, и проговарива-ние преобразуется в частичное озвучивание, в озвучивание урывками. Чтение при этом будет сопровождаться "внутренним бурчанием".

Существует и еще один недостаток, который присущ чтению с проговариванием: во время артикулирования мозг, контролируя этот процесс, затрачивает много усилий на дополнительную работу, которую можно было бы и не проделывать. Мозг при этом перегружается.

Оттесняя проговаривание при чтении, Вы позволите активнее работать мозгу, активизируете образное восприятие читаемого, Ваше воображение начнет работать лучше в процессе чтения, Вы будете легче устанавливать связи между фактами. Следует отметить, что артикулирование полностью подавить нельзя, как ошибочно считают авторы некоторых публикаций по проблемам быстрого чтения, его можно только оттеснить.

При затруднениях в восприятии отдельных слов или при эмоциональном восприятии художественной литературы, а особенно поэзии, при чтении математических и др. формул и текстов на иностранных языках, при изучении иностранных слов артикулирование неизбежно, поэтому мы говорим об оттеснении артикулирования, а не о ликвидации привычки проговаривать текст.

Оттеснить проговаривание можно следующими способами:
- принудительно увеличивать скорость чтения до такой степени, чтобы Вы практически не успевали проговаривать текст;
- расширять поле восприятия так, чтобы Вы не успевали бы проговаривать все слова, схватываемые каждой фиксацией взгляда;
- создавать помехи проговариванию;
- сформировать психическую установку на безартикуляционное чтение.

Используя различные методы оттеснения проговаривания, постоянно помните о конечной цели: перевести "чтение словами", которые Вы привыкли полностью озвучивать, проговаривать, в "чтение понятиями", в "чтение эмоционально-образно-смысловыми блоками".

Ведь при чтении информационных текстов Вас интересуют, за редким исключением, не сами по себе слова, а их смысловое и (или) эмоциональное наполнение, которое выражается словами.

Следовательно, можно воспринимать информацию, бросая взгляд на слова или группы слов, передающие понятия, и узнавая их значения при помощи построения образов и понятий, представлений.

Скорочтение - это навык, который на удивление просто прокачивается. Вы можете улучшить скорость, используя специальный софт или посетив курсы для скорочтения. В этой статье мы рассказываем о 5 основных техниках скорочтения, которые вы сможете освоить сами!

Итак, вот они:

Прекратите проговаривать слова в голове

Кстати, у многих есть еще более ужасная привычка: проговаривать текст вслух при чтении. Это замедляет процесс чтения сильнее, чем проговаривание мыслей в голове. Субвокализация - привычка, присущая большинству людей. При чтении мы как бы «слышим» все слова мозгом. Попробуйте избавиться от этой привычки и скорость вашего чтения увеличится в разы! Всё, что нужно сделать - это отключить механизм проговаривания текста в вашей голове. Попробуйте во время чтения жевать жвачку, мычать себе под нос (проверила на себе, помогает!) или даже есть.

Избегайте «возвращений»

Когда мы читаем, мы склонны возвращаться глазами назад и останавливаться на слове, которое мы только что прочитали. Это нас значительно замедляет. К сожалению, единственный способ избавиться от этой привычки - признать, что вы это делаете и фиксировать, когда вы это делаете.

Следите за текстом

Одна из самых удивительных техник для скорочтения - «meta guiding» (слежение за текстом). Помните, как в школе, читая текст, вы водили пальцем/карандашом по нему или следили за ним движением головы? Так вот, эта история именно об этом. Оказывается, такой метод серьезно ускоряет процесс чтения. Не забывайте концентрироваться на каждом слове, если вы хотите запомнить поступающую информацию.

Скорочтение, на самом деле, показано не всем. Большинство людей способны обрабатывать огромное количество прочитанной информации на высокой скорости, но есть и те, кто не может. Если вы заинтересовались, дайте скорочтению шанс, но не расстраивайтесь, если не получится. Есть и другие варианты:

Пропускайте те участки (или даже главы), которые вам не нужны

Еще одна уловка, увеличивающая вашу скорость чтения, - пропускать не нужную информацию. Как однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур: «Человек владеет искусством чтения лишь наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст.»

Пропуск ненужного текста является одним из методов скорочтения, и, хотя это не лучший способ для школьников и студентов, но, к примеру, для ученых, заинтересованных только в определенных участках той или иной книги, метод отлично экономит время. Профессор Дэвид Дэвис поделился своей стратегией для эффективного скимминга:

1. Начните с введения или с предисловия. Внимательно прочтите их, чтобы понять, в чем главная фишка книги и где находится нужная для вас информация.

2. Прочитайте последнюю главу или заключение.

3. Пробегитесь по всем главам и прочитайте первый и последний параграфы.

Очевидно, что вы не будете так делать с каждой книгой. Мы и не советуем. Скимминг лучше всего применять к тем книгам, в прочтении которых вы заинтересованы не сильно или для беглого знакомства с книгой и выявления участков, которые вас больше всего интересуют для последующего подробного ознакомления с ними.

Слушайте аудиокниги, когда не можете читать

Когда вы куда-то едете, готовите еду или занимаетесь спортом и других случаях, когда вы не можете читать, слушайте аудиокниги. Это отличный способ эффективного использования времени.

Читайте одновременно несколько книг

В прошлом году Джеф Райан поставил сам себе планку в 366 книг, которые он должен был прочитать за год. Такая цель кажется невероятной, пока вы не узнаете, как её добился Райан:

Идея прочтения по одной книге в день от корки до корки быстро провалилась. Были у Джефа и такие дни, что он был загружен работой и воспитанием детей, и у него не было ни минуты свободного времени на чтение. В итоге он воспользовался методом параллельного чтения и в итоге сумел выполнить свой непростой челленж.

Конечно, Джеф совмещал эту тактику и с другими, которые мы здесь привели. Техника чтения нескольких книг одновременно подразумевает, что вы можете различать читаемый материал и он не сливается в голове в сплошную кашу. Если есть признаки такого поведения, адаптируйте метод под себя: читайте одновременно книги разных жанров и форматов (пример: комикс, роман и аудиокнига).

Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Совет кажется очевидным, но мы все-таки остановимся на этом пункте поподробнее. Итак, если вы прочли уже несколько глав, а удовольствия или пользы от прочтения не чувствуете, то просто перестаньте её читать. Подумайте, почему вы не наслаждаетесь чтением. Это просто неподходящая книга в неподходящее время? Если так, то просто отложите её до лучших времен. Вам кто-то порекомендовал книгу, а она вам не нравится? Верните её продавцу, передарите или отдайте библиотеке. Не тратьте ваше драгоценное время на книги, которые вам не нравятся.

Резюме

Окиньте взглядом книги, которые вы хотите прочитать. С помощью описанных выше методов вы осилите их за меньшее время. Установите себе график чтения и вперед!

Исследования проф. А. Н. Соколова убедительно показали, что повышение скорости чтения, которое достигается за счет подавления артикуляции, не только не снижает качество восприятия информации, но и способствует лучшему усвоению смысла благодаря преобладанию нагляднообразных представлений, т. е. работы мозга в новом обобщающем коде.

Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления артикуляции, их можно свести к трем группам.

1. Механическая, принудительная задержка артикуляции (например, в том, что язык зажимают между зубами, или удерживают в зубах какой-либо предмет, к примеру жевательную резинку, и т. п.). Недостаток этого метода для наших целей в том, что он в принципе позволяет затормаживать только периферическую часть речедвигательного анализатора, а центральная (мозговая) часть остается свободной. Поэтому полностью подавить артикуляцию при чтении по такому методу невозможно.

2. Метод речедвигательных и речеслуховых помех, заключается в принудительном произнесении постороннего текста вслух при одновременном чтении про себя. Действие этих помех в том случае уже распространяется не только на периферическую, но и на мозговую часть речедвигательного аппарата, что является несомненным преимуществом этого метода по сравнению с предыдущим. Однако использовать и его для полного подавления артикуляции нецелесообразно, так как фактически один вид артикуляции заменяется другим, и на это тратится много энергии. В самом деле, проговаривание постороннего материала при чтении основного текста про себя, хотя и исключает возможность проговаривания читаемого текста, вместе с тем полностью занимает речедвигательный анализатор посторонними действиями, тогда как его участие в основном процессе чтения могло бы в значительной степени способствовать повышению качества восприятия необходимой информации.

3. Метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан проф. Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. Суть метода в следующем. Читая про себя, испытуемый постукивает кистью руки специализированный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Один из задаваемых здесь ритмов включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя - во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.

Этот постоянно слышимый аритмический рисунок акустического воздействия должен разрушать привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т. е. стать помехой для любой артикуляции - и внешней и внутренней. Помеха здесь возникает в результате того, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают переменным, разноместным ударением. Такое аритмическое постукивание становится непреодолимой помехой внешней артикуляции. Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается. Глотка, язык, гортань, губы - все механизмы речи остаются свободными, и при выстукивании рукой специального ритма вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов, т. е. подавляет периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это происходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

Современная нейропсихология различает речь сенсорную - понимание того, что говорит партнер, и речь моторную, - произнесение звуков речи самим человеком. Конечно, обе эти формы речи очень тесно связаны между собой, но все же они различаются по механизмам реализации их основных функций. Важно для нас также и то, что сенсорная и моторная речь управляются разными отделами мозга.

Еще в 1861 г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин (рис. 11) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев - в правом.

В 1874 г. другой учёный Э. Вернике установил, что есть зона и сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь утрачиваются логические связи слов с предметами и действиями, которые эти слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Эту зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не буквально в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек пользуется этой картотекой. На рис. 11 показаны пути при произнесении слов нервных импульсов от речевых мышц и импульсов, идущих от уха. Этот рисунок показывает нам большое значение для нормальной работы мозга мышечных ощущений, возникающих при артикуляции. Как мы уже знаем, для быстрого чтения подавление артикуляции - обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство целенаправленного воздействия на зону Брока в процессе чтения с тем, чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для поддержания нормальной артикуляции. Как же добиться этого? Можно использовать аритмическое постукивание кистью руки. Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речью. Первоначальной формой общении первобытных людей были жесты, язык жестов - праксис - постепенно стал сочетаться с гортанными возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляцией. Речевое сопровождение праксиса длилось долго.


РИС. 11

Движения пальцев рук совершенствовались - из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. Одновременно с этим увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки (праксиса) в мозге человека. Развитие функций руки и речи шло параллельно и ими до сих пор управляет один нерв, так называемый нервус вагус (блуждающий нерв). Здесь уместно вспомнить известную мысль И. М. Сеченова о том, что “рука учит глаз”. Суть этой мысли в том, что рука как бы передает органу зрения гностический опыт осязания конкретных объектов внешнего мира. И. М. Сеченов блестяще показал, что естественной основой ритмики порядкового счета являются сигналы ритмических мышечных сокращений (получаемые, например, при ходьбе).

Выступая в роли своеобразного внутреннего метронома, такие сокращения не только подготавливают идею счета, но и входят в состав этого действия, как ритмоводитель.

О функциональной связи руки и глаза красноречиво говорит навык машинисток и линотипистов (наборщиков), которые умеют работать “слепым” методом. У них операции набора и перепечатки текста на больших скоростях не сопровождаются аналитическими действиями, касающимися смысла. Восприятие текста происходит блоками, и запечатлевается только стереотипный образ текста - его форма.

Известно также, что ребенок, осваивающий счет предметов, включает в этот процесс движения указательного пальца. При запрещении действовать рукой он не может сосчитать предметы, хотя и воспринимает их зрительно. Очевидно, что указательный жест несет безусловно важную функцию.

Указательный жест имеет как бы две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона жеста - направление пальца на объект - фактически выделяет последнее: внутренняя сторона как бы обращена к организму и “вводит” этот объект в систему Моего Я, например счета в форме сигналов к активному мышечному сокращению в приемлемом ритме организма. Все это в равной степени относится и к описательным жестам, и к имитирующим.

Когда взрослый человек считает предметы глазами, то в роли указательных жестов руки выступают указательные движения глаз. Внешняя Сторона этих движений состоит в направлении взора на очередной объект, например строку текста, внутренняя - в производстве дискретных мышечных сигналов. Такие сигналы формируются в результате скачков, устанавливающих взор на нужную строку, и “сообщают” в мозг о каждой следующей строке. Более подробно вы узнаете об этом в следующей главе.

Исследования, проведенные в последние годы в Ленинграде проф. М. М. Кольцовой, показали, что речевые области мозга у детей в раннем возрасте частично формируются и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев. Известно, что речь - это вторая сигнальная система, и она нам от рождения не дается. Если ребенка не учить говорить, он будет немым.

Проф. М. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6 - 7 месячного возраста. Благодаря этому ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, существует прямая и естественная связь между движением руки и произнесением слов.

Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено акад. И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Теперь можно привести примеры, показывающие три различных способа реализации коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный.

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. Он ушел. И вдруг вы вспомнили, что забыли сказать ему нечто важное. Нужно вернуть его. Как же можно это сделать, используя каждый из вышеназванных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фламастером плакатик: “Вернись, пожалуйста!”, вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на прощание помахать рукой, увидел вас, удивился странной форме обращения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто крикнете: “Вернись, пожалуйста!”


РИС. 12

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться. Язык жестов, мимика и пантомимика срабатывают, - приятель возвращается.

Итак, три разных способа передачи, а результат один - сообщение принято понято и реализовано. Разобранные примеры - прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы только принимаем сообщения, и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовывать: зрительном/слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать такой вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие движения безусловно возбуждают и определенные отделы коры головного мозга, посылая туда соответствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функции мозга можно судить по рис. 12. Здесь показан условный человечек, так называемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела. Обратите внимание, какая большая часть коры головного мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритм. . При выстукивании рукой ритма речедвигательный канал восприятия оказывается занят этой работой и пройти по нему встречным нервным импульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов на артикуляцию закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если ваше чтение не сопровождается звучной артикуляцией. Как только произносится вслух читаемое слово, сразу же ритм сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.


РИС. 13

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал и артикуляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без ее проговаривания.

Главное в освоении метода - правильно разучить и выстукивать ритм. Для разучивания ритма необходимо вначале внимательно прочитать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Необходимо помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом - непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как выучен ритм, для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 13) и использовать специальное географическое пособие.

Как показывает наш опыт, при настойчивом и аккуратном выполнении упражнений, приведенных в конце главы, практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в течение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному. Особенности выполнения этого упражнения будут рассмотрены в 9 главе (Урок пятый).