Какое изменение в богослужении было сделано по инициативе патриарха Никона и стало одной из причин раскола Православной церкви.

№7. Из курса лекций В.О. Ключевского.

«...Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона и продолжается досе­ле. Раскольники считают себя такими же православными христианами, ка­кими считаем себя и мы... Если старообрядцы не расходятся с нами в дог­матах, в основаниях вероучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного об­щества оказалась за оградой русской господствующей церкви...»

С1. Когда произошёл церковный раскол? Кто был инициатором ре­форм?

С2. Кто был главным противником реформирования церкви? Как от­носился к церковным реформам царь?

СЗ. Что не устраивало противников в реформировании церкви? На­зовите не менее трёх положений.

№8. Из исторического документа.

«Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и вели­кий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малый и Белыя России са­модержец. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича... мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича... И крест ему, го­сударю, целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие...

Того же года мая в 15-й день на Московском государстве было смяте­ние. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль в 11 -м часу с знаменами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афанасий Кирил­ловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты

вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями...»

С1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой

Город был местом действия?

С2. Кто был участником выступления? В чём была основная причина волнений? Кто стал жертвой выступления? Укажите не менее трёх положений.

СЗ. Представители какого боярского семейства организовали это вы­ступление? Кто стал официально царствовать в результате опи­санных событий? Кто стал фактическим правителем? Назовите не менее трёх положений.



№9.С7 . В отечественной науке существует суждение, что причиной избрания на русский престол Михаила Романова было то, что бояре, которые играли главную роль на Земском соборе 1613г., считали, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен».

Какое другое суждение о причинах избрания на русский престол Михаила Романова вам известно? Какое из них вы считаете более убедительным? Назовите не менее трех фактов. Положений суждений. Которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения.

О причинах выбора на русский престол Михаила Романова:

Аргументы:

-для боярства

- для казачества

- для крестьянства, посадских людей

№10.С6. Назовите основные явления и процессы социально-экономического развития России в 17 веке.

Новые явления в экономике:

Социальное развитие:

№11.С5. Сравните две формы землевладения- вотчину и поместье. Укажите, что было общим (не менее двух общих черт), а –что различным (не менее трех различий)

Общие:

Различия:

№12.С6. В середине 17 века под руководством патриарха Никона были проведены реформы в РПЦ.

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

Предложения, отличные от позиций Никона:

Последствия:

№13.С5. Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.

Общие характеристики:

Различия:

№14.С4. Назовите не менее трех реформ РПЦ в середине 17 века и не менее трех последствий преобразований проведенных патриархом Никоном.

Три цели реформ РПЦ:

Два последствия преобразований:



№15.С4. Назовите не менее четырех черт государственно-политического раз­вития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о пе­реходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений «Соборного уложения» 1649 г.

№16.С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

Изменения в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения:

Положения, характеризующие значение Соборного Уложения:

Тема №6. Россия в XVIII в.

Какое изменение в богослужении было сделано по инициативе патриарха Никона и стало одной из причин раскола Православной церкви?

1) креститься не двумя, а тремя перстами

2) не носить нательные кресты

3) не использовать греческий язык в богослужении

    Какова одна из причин начала Смуты?

1) проникновение в Россию идей европейской Реформации

2) малоземелье помещиков

3) недовольство народа денежной реформой Бориса Годунова

4) пресечение законной царской династии

    Какие положения содержатся в «Соборном уложении»?

A) бессрочный сыск беглых крестьян

Б) пятнадцатилетний сыск беглых крестьян

B) обязательность гражданской или военной службы для всех дворян и бояр

Г) запрет посадским людям покидать свои города

Д) ликвидация «белых слобод» в городах

Е) передача монастырских земель государству

    Каковы итоги Крымских походов В. Голицына?

1) русские войска разбили войска крымского хана и заняли Бахчиса­рай

2) русские войска в сражении на р. Ингул потерпели поражение от войск крымского хана

3) русские войска не смогли пробиться в Крым и с потерями вернулись назад

4) Россия захватила Азов и сделала крымского хана своим данни­ком

    Соотнесите имена царей и даты их правления:

ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ

1) Борис Федорович Годунов

А) 1606-1610 гг.

2) Алексей Михайлович

Б) 1598-1605 гг.

3) Василий IV Иванович Шуйский

В) 1605-1607 гг.

4) Михаил Федорович

Г) 1613-1645 гг.

Д) 1645-1682 гг.

    В каком году Россия была провозглашена империей?

    Когда русские войска взяли Азов?

    Какие даты имеют отношение к Северной войне?

1) 1707, 1710, 1723

2) 1700, 1709,1720 3)1712,1714,1719 4)1701,1705,1725

    Какое событие произошло в 1711 г.?

1) создание Синода

2) Персидский поход

3) Прутский поход

4) учреждение Академии наук

    В какие годы было совершено «Великое посольство» Петра I?

1) 1695-1696 гг. 2)1697-1698 гг.

3) 1699-1700 гг.

4) 1722-1723 гг.

    Какой город был важнейшим русским торговым центром на юге?

1) Архангельск

4) Астрахань

    Какое официальное название России было принято при Петре I?

1) Государство Российское

2) Российское царство

3) Российская империя

4) Российская Федерация

    Прочитайте отрывок из исторического документа и определите год описанного в нем события:

«Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и великий князь Федор Алексеевич все Великия и Малыя и Белыя России само­держец. Того же часу избрали на Московское государство царем брата его, государева меньшова царевича и великого князя Петра Алексееви­ча... мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. И крест ему государю целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие и т.д.

Того же году мая в 15 день на Московском государстве было смяте­ние. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль во 11 часу с знаменами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афонасий Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хоромов, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бо­яр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на зем­лю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями...»

    Какая крепость была основана Петром I на побережье Азовского моря?

2) Таганрог

    Как назывался первый в России музей?

1) адмиралтейство

2) кают-компания

3) департамент

4) Кунсткамера

    Какую часть вооруженных сил составили бывшие «потешные» полки Петра I?

1) сухопутную армию

2) личную охрану царя

3) гвардию

    Какие функции осуществлял Сенат при Петре I?

1) высший судебный орган

2) управление церковными делами

3) высший орган по делам законодательства и государственного управ­ления

4) политический и уголовный сыск

    Каково было главное положение Указа Петра I о единонаследии?

1) вся земля помещиков передавалась только одному наследнику, ос­тальным же предписывалось служить

2) только старший сын дворянина мог получить наследство

3) дворяне не имели права передавать землю по наследству без разре­шения царя

4) получить в наследство землю дворянин мог только, если он нахо­дился на военной или гражданской службе

    О взятии русскими войсками какой крепости писал так Петр I:

«Правда, что зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила»?

1) Нарва 2) Нотебург

3) Кронштадт 4) Выборг

    Какие события относятся к периоду правления Петра I?

A) ликвидация приказов

Б) разделение страны на губернии

B) основание Академии художеств Г) секуляризация церковных земель

Д) появление первого придворного театра Е) введение гражданского шрифта

1)АБЕ 2) ABE 3)БГД 4) ВГД

    С какой реформой Петра I связан термин «рекрут»?

1) административной

2) военной

3) церковной

4)государственной

    Центром развития какой промышленности в первой четверти XVIII в. был район Урала?

1) полотняной

2) кожевенной

3) суконной

4) металлургической

    Соотнесите имена и сферы деятельности:

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) Ф. Прокопович

А) Дипломатия

2) В. Беринг

Б) Церковь

3) Ф. Лефорт

В) Морские экспедиции

4) П. Шафиров

Г) Военное дело

Д) Образование

    Соотнесите термны и определения:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1) Ассамблея

А) Орган центрального управ­ления государства

2) Коллегия

Б) Форма организации про­мышленного производства

3) Губерния

В) Территориально-админист­ративная единица

4)Гильдия

Г) Собрание-бал знати

Д) Объединение купцов

    Какое событие произошло в 1762 г.?

1) началась Семилетняя война

2) издана Жалованная грамота дворянству

3) проведена реформа Сената

4) произошел переворот, возведший на престол Екатерину II

    Каковы даты правления Елизаветы Петровны?

1) 1725-1727 гг. 2)1740-1762 гг.

3) 1741-1761гг.

4) 1762-1796 гг.

    Когда начались заседания Уложенной комиссии?

    Какое событие произошло в 1755 г.?

1) был основан Московский университет

2) была основана Академия наук

3) начался поход русских войск против Крымского ханства

4) был основан город Севастополь

    С чем связано имя Ф.И. Шубина?

1) скульптура

2) литература

3) живопись

4) предпринимательство

    Кто из русских военачальников прославился во время русско-турец­кой войны 1768-1774 гг.?

1) П.А. Румянцев

2) Ф.Ф. Ушаков

3) Б.Х. Миних

4) Б.П. Шереметьев

    С именем какого монарха связана отмена внутренних пошлин?

1) Анна Иоанновна 2) Петр III

3) Елизавета Петровна 4) Павел I

    Какое сословие не платило подати?

1) государственные крестьяне 2) купцы

3)дворяне 4) мещане

    Какое мероприятие относится ко времени правления Петра III?

1) указ о вольности дворянства

2) объявление свободы предпринимательства

3) создание Кабинета министров

4) восстановление полномочий Правительствующего Сената и деятель­ности коллегий

    Что такое барщина?

1) денежные или натуральные выплаты крестьян в пользу барина

2) работа крестьян на барском поле

3) промышленные предприятия, основанное в барских имениях

4) передача государством частным лицам права сбора налогов или про­дажи каких-либо товаров за определенную плату

    Какие последствия для России имела Семилетняя война?

1) Россия получила выход в Балтийское море

2) Россия заключила выгодный для нее мирный договор с Австрией и Францией

3) Россия получила район Кенигсберга

4) Россия вернула все завоеванные территории Пруссии и перешла на сторону бывшего противника

    Какие положения характеризуют кризис крепостнической системы во второй половине XVIII в.?

A) резкое падение промышленного производства Б) увеличение барщины и оброка

B) низкая покупательная способность крестьян Г) обезземеливание крестьян

Д) разрушение натурального характера помещичьего и крестьянского

хозяйства Е) поражение России в войнах с Турцией

1)БВД 2)АБЕ

3)ВГД 4)АГЕ

    С чьим именем связаны события, описанные иностранным послом:

«...Офицеры гвардии и другие, находившиеся в большом числе, и в присутствии царицы начали кричать, что они не хотят, чтобы кто-ни­будь предписывал законы их государыне, которая должна быть такою же самодержавною, как и ее предшественники. Шум дошел до того, что царица была принуждена пригрозить им; но они все упали к ее но­гам и сказали: «Мы верные подданные вашего величества, верно служили вашим предшественникам и пожертвуем нашу жизнь на службу вашему величеству, но не можем терпеть тирании над вами. Прикажи­те нам, ваше величество, и мы повергнем к вашим ногам головы тира­нов». Тогда царица приказала им, чтоб они повиновались генерал-лей­тенанту и подполковнику гвардии Салтыкову, который во главе их и провозгласил царицу самодержавной государыней. Призванное дво­рянство сделало то же. Так всеобщий голос провозгласил царицу та­кою же самодержавною, какими были ее предшественники. Это было страшным ударом для Верховного Совета, который хотел управлять по своей фантазии, почему он старался не допускать никого до царицы, ни говорить с ней, ни делать какого-нибудь внушения».

1) Екатерина I

2) Анна Иоанновна

3) Анна Леопольдовна

4) Елизавета Петровна

    Какая черта характерна для политики Павла I?

1) расширение вольностей и прав дворянства

2) войны с Турцией за выход к Черному морю

3) ограничение дворянских прав и вольностей

4) расширение прав дворянства, освобождение его от гражданской и военной службы

    Какое явление не относится к политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II?

1) секуляризация церковных земель

2) попытка создания единого свода законов

3) развитие образования

4) закрепощение крестьян на Украине

    Превращение дворянства в привилегированное сословие произошло в царствование

1)Петра I 2)Елизаветы Петровны 3)Екатерины II 4)ПавлаI

    С культурой XVIII в. связано имя:

1)Симона Ушакова 2)Симеона Полоцкого

3)Василия Баженова 4)Ивана Крамского

    Министерства взамен Коллегий были учреждены в России в

1)конце XVIIIв. 2)начале XIXв.

3)середине XIXв. 4) середине XVIII в.

    Указ о ";вольных (свободных) хлебопашцах"; был принят в

1) 1803 г. 2) 1881 г 3) 1906 г. 4) 1837 г.

    В 1821-1822 г. сформировалась организация:

1)«Северное общество» 2)«Союз спасения»

3) «Земля и воля» 4) «Союз благоденствия»

    Промышленный переворот в России начался:

1)до отмены крепостного права, позже чем в Англии

2)во время отмены крепостного права, в то же время, что и во Франции

3) в годы отмены временнообязанного состояния крестьян, раньше, чем во Франции

4) в годы проведения столыпинской аграрной реформы, в то же время, что и в Германии

    Какое событие произошло раньше других?

    вступление русских войск в Париж

    осада Плевны

    подавление русскими войсками революции в Венгрии

    сражение при Аустерлице

    Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. завершились

    завоеванием Россией выхода к Черному морю

    потерей Россией Причерноморья

    потерей Россией Крыма и Кубани

    вхождением в состав России Правобережной Украины и Белоруссии

    Кто подписал Манифест о вольности дворянства?

1)Елизавета Петровна 2)Петр III

3) Екатерина II 4) Павел I

    Бунтовщиком «хуже Пугачева» Екатерина II назвала:

1)М.В.Ломоносова; 2)М.Ю.Лермонтова;

3) Н.М. Карамзина; 4) А.Н. Радищева.

    ";Русская Правда"; Пестеля содержала требование...

    ограничения самодержавной власти конституцией

    личного освобождения крестьян за большой выкуп

    поддержки восставших гвардейских полков со стороны городских низов и крестьянства

    передачи власти Временному революционному правительству, обладающему диктаторскими полномочиями

    Укажите правильное соответствие...

а) Аксаков и Самарин 1) общество Петрашевского

б) Погодин и Шевырев 2) западники

в) Грановский и Герцен 3) московские славянофилы

г) Достоевский и Белинский 4) кружок Веневитинова

Варианты ответа

    Где происходило сражение, о котором говорится в отрывке из очерков Ф.Н. Глинки?

«Еще левее расположены дивизии Десекса и Кампана, 1 -го корпуса маршала Даву. Эти дивизии схватились с войсками князя Багратиона. Они опираются на 3-й корпус Нея... Какая картина! Реданты Семеновские на минуту захвачены французами. Кутузов тотчас велит поставить новую боковую батарею в 25 пушек.»

    под Бородино

    под Лейпцигом

    у Березины

    под Малоярославцем

    Кто был членом «Негласного комитета»?

1)Андрей Желябов 2)Михаил Муравьев

3) Кондратий Рылеев 4) Павел Строганов

    Секуляризация - это:

    политика оказания экономической помощи предпринимателям

    активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь

    политика государства, направленная на поддержку отечественного производителя

    обращение государством церковной собственности в государственную

    Документ, представленный Екатериной II Уложенной комиссии, назывался:

1) «Наказ» 2) Устав

3) Уложение 4) Жалованная грамота

    Монастырские крестьяне после секуляризации в 1764 г. церковных земель стали называться:

1) крепостными 2)удельными

3) государственными 4) черносошными

    Как назывались крестьяне, о которых министр финансов писал в начале XIX в.:

";Они занимаются всякого рода торгами во всем государстве, выступают... по доверенности дворян в частные и казенные подряды, поставки и откупа, содержат заводы и фабрики, трак­тиры и постоялые дворы, имеют речные суда и производят рукоделья и ремесла наемными людьми";…

1)временнообязанными 2)посессионными

3)капиталистыми 4)приписными

    Одна из обязанностей крепостных крестьян по отношению к помещику в первой половине XIX в. проявлялась:

1)в уплате оброка 2)в отработках

3)в уплате подушной подати 4)в рекрутской повинности

    Военными поселениями в первой четверти XIX в. называли:

    казачьи станицы, жители которых охраняли границы

    гарнизоны русских войск в Царстве Польском

    крепости, построенные А.П. Ермоловым на Кавказе для защиты от горцев

    деревни, жители которых выполняли сельскохозяйственные работы и несли военную службу

    Екатерина II созвала Уложенную комиссию для того, чтобы:

    составить новый свод законов

    упразднить Сенат

    ввести крепостное право на Украине

    провести секуляризацию церковных земель

    Причины неудач рационализации помещичьего хозяйства по европейским образцам коренятся в:

    крепостном праве

    отсутствии у помещиков необходимых знаний

    крестьянской войне под руководством Е. Пугачева

    политике протекционизма, проводимой государством

    Следствием распространения крестьянского отходничества в города во второй половине XVIII в. стал(о):

    усиление крепостного гнета

    расслоение деревни на богатых и бедных

    рост капиталистических мануфактур

    сокращение площади обрабатываемых земель

    Что было одной из причин начала Пугачевского бунта?

    введение рекрутской повинности

    запрещение продавать крестьян без земли

    ликвидация казачьих вольностей

    предоставление иностранным купцам права беспошлинной торговли на Волге


  1. что такие соревнования обогащают знания, способствуют стабилизации...
  2. Региональный центр технологического развития маркетинговый региональный центр

    Автореферат диссертации

    Причем они не знают, что такое сон. Уставшая пчела замирает... . Бортническая практика убеждала, что такое близкоемногоэтажное расположение жилищ не... формой от бортничества к колодному пчеловодству, так сказать, домашнему бортничеству . Между прочим...

  3. Вильям Васильевич Похлёбкин ИСТОРИЯ ВОДКИ

    Обзор

    Его производственную базу, дополняя древнее бортничество пасечничеством, поскольку папский престол рассматривал... от производства и торговли. А это значит, что такие удобные для монопольного производства и налогообложения...

её источником было соборное избрание; но она выступала под покровом политической фикции наследственного преемства по родству. Таким обра­ зом, власть нового царя составлялась из двух параллельных двусмыслиц: по происхождению она была наследственно-избирательной, по составу - ограниченно-самодержавной».

С1. Как, по мнению Ключевского, изменился состав земских собо­ров? Назовите не менее двух положений.

СЗ. С чем связаны перемены в роли земских соборов? Приведите не менее трёх причин.

№5. Из исторического источника.

«В лето 7156-года, 20 июля , в 16 день, государь царь и великий князь..., всея Руси самодержец,... советовался с отцом своим и богомольцем, свя­ тейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, ... и со всем освящённым Собором, и говорил со своими государевыми бо­ ярами, и с окольничими, и с думными людьми, а пристойны ли те статьи к государственным и к земским делам. И те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей российских, и отца его государева, блаженной памяти великого государя, царя и велнкаго князя Михаила Фёдоровича всея Руси, указы и боярские приговоры на всякие государственные и на земские дела собрать, и те государские указы и бо­ярские приговоры со старыми судебниками исправить... Чтобы Москов­ ского государства всяких чинов людей, от большего и до меньшего чину, суд н расправа была во всяких делах всем ровна... И указал государь то всё в Уложенье написать на список и закрепить тот список... и всякие де­ ла делать по тому Уложению.

С Польским, Литовским, Немецким и с иными окрестными государ­ ствами у государя царя н великого князя... всея Руси вечный мир... А... война начнётся, или в которое время изволит государь кому своему госу­ дареву недругу мстить недружбу, и укажет послать на них своих государе­ вых бояр и воевод , а с ними всяких чинов ратных людей, и для той службы велит государь своим государевым ратным людям всего Московского го­ сударства дать своё государево жалованье, и на то государево жалованье ратным людям деньги собирать со всего Московского государства, а побор положить смотря по службе.

Да и боярам и воеводам без государева указу ратных людей с госуда­ревой службы не роспущати, и посулов и поминков не иметь... А будет кто на бояр и на воевод... начнёт бить челом государю ложно, затеяв напрасно, а сыщется про то допряма, и тем за боярское и за воеводское бесчестие и за ложное их челобитье чинить жестокое же наказание, что государь ука­жет...»

С1. Определите название и год принятия документа. О каком само­держце в нём идёт речь?

С2. Используя знания по истории, укажите не менее трёх результа­тов, которые были закреплены изданием данного документа.

СЗ. Используя текст документа и знания по истории, назовите не менее трёх целей, которые ставились при составлении указанного документа. Чьи интересы он защищал?

6. Из книги «Описание путешествия в Московию» секретаря

голштинского посольства Адама Олеария.

«Уже с малых лет внушают они [русские] своим детям, чтобы они гово­рили о его царском величестве как о Боге и почитали его столь же высоко; поэтому они часто говорят: «Про то знают Бог да великий князь»... Что­бы выказать глубокое смирение своё и своё чувство долга, они говорят, что всё, чем они владеют, принадлежит не столько им, сколько Богу и велико­му князю...

Царь заботится о своем величин и следит за правами величества, как делают это другие монархи и государи. А именно: он не подчинен законам и может, по мысли своей и по желанию, издавать и устанавливать законы и приказы...

Великий князь не только назначает и смещает начальство, но даже го­нит их вон и казнит их, когда захочет...

Во всех провинциях и городах он назначает своих воевод, наместников и управляющих, которые с канцеляристами, дьяками или писцами должны производить суд и расправу...

Один лишь великий князь имеет право объявлять войну иноземным на­циям и вести ее по своему усмотрению...

Великий князь также раздает титулы и саны, производя тех, кто имеют заслуги перед ним и перед страною, или кто вообще считаются достойными его милости, в князей...

У царя производится своя чеканка монеты в стране...»

С1. К какому веку относится данное описание характера правления

в России? Определите характер политического строя России на основании приведенного свидетельства.

С2. Используя текст документа, назовите не менее трёх полномочий царя.

СЗ. На каких нравственных основах, по мнению автора, строилось

воспитание детей? Приведите не менее трёх положений.

№7. Из курса лекций.

«...Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона и продолжается досе­ле. Раскольники считают себя такими же православными христианами, ка­кими считаем себя и мы... Если старообрядцы не расходятся с нами в дог­матах, в основаниях вероучения , то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного об­щества оказалась за оградой русской господствующей церкви...»

С1. Когда произошёл церковный раскол? Кто был инициатором ре­форм?

С2. Кто был главным противником реформирования церкви? Как от­носился к церковным реформам царь?

СЗ. Что не устраивало противников в реформировании церкви? На­зовите не менее трёх положений.

№8. Из исторического документа.

«Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и вели­кий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малый и Белыя России са­модержец. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева Меньшова царевича и великого князя Петра Алексеевича... мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича... И крест ему, го­сударю, целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие...

Того же года мая в 15-й день на Московском государстве было смяте­ние. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль в 11 - м часу с знаменами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афанасий Кирил­ловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты

вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями...»

С1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой

город был местом действия?

С2. Кто был участником выступления? В чём была основная причина волнений? Кто стал жертвой выступления? Укажите не менее трёх положений.

СЗ. Представители какого боярского семейства организовали это вы­ступление? Кто стал официально царствовать в результате опи­ санных событий? Кто стал фактическим правителем? Назовите не менее трёх положений.

№9.С7 . В отечественной науке существует суждение, что причиной избрания на русский престол Михаила Романова было то, что бояре, которые играли главную роль на Земском соборе 1613г., считали, что «Михаил молод, разумом еще не дошел и будет нам удобен».

Какое другое суждение о причинах избрания на русский престол Михаила Романова вам известно? Какое из них вы считаете более убедительным? Назовите не менее трех фактов. Положений суждений. Которые могут служить аргументами избранной вами точки зрения.

О причинах выбора на русский престол Михаила Романова:

Аргументы:

-для боярства

- для казачества

- для крестьянства, посадских людей

№10.С6. Назовите основные явления и процессы социально-экономического развития России в 17 веке.

Новые явления в экономике:

Социальное развитие:

№11.С5. Сравните две формы землевладения - вотчину и поместье. Укажите, что было общим (не менее двух общих черт), а –что различным (не менее трех различий)

Общие:

Различия:

№12.С6. В середине 17 века под руководством патриарха Никона были проведены реформы в РПЦ.

Какие предложения о проведении преобразований, отличные от позиции патриарха Никона, были высказаны в тот период? Назовите два предложения. Какие последствия имели церковные преобразования Никона? Приведите не менее трех последствий.

Предложения, отличные от позиций Никона:

Последствия:

№13.С5. Сравните позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума по вопросу о целях и содержании церковных реформ сер. 17 века. Что было в них общим, а что – различным.

Общие характеристики:

Различия:

№14.С4. Назовите не менее трех реформ РПЦ в середине 17 века и не менее трех последствий преобразований проведенных патриархом Никоном.

Три цели реформ РПЦ:

Два последствия преобразований:

№15.С4. Назовите не менее четырех черт государственно-политического раз­вития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о пе­реходе к абсолютной монархии. Приведите не менее трех положений «Соборного уложения» 1649 г.

№16.С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

Изменения в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения:

Положения, характеризующие значение Соборного Уложения:

Тема №6. Россия в XVIII в.

Практикум№1. Россия при Петре1.

№1.. Из записок.

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был со­вершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть... Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер на­ших предков... Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он по­чти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у по­следних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средства­ми...».

С1. О каком правителе идёт речь? В какие годы он находился у вла­ сти?

С2. Какие качества личности правителя отмечены в тексте докумен­та? Укажите не менее двух положительных и не менее двух от­рицательных качеств.

СЗ. Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении бесценного, само­бытного характера предков? Приведите не менее трёх положений.

№ 2. Из работы.

«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутрен­нему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца... Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык - всё было искажено, изуродовано, изувечено...»

Из сочинения СМ. Соловьёва.

«Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачи­вать на Запад... Само сближение было делом народным, и [он] явился во­ждём в этом деле... Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое по­ложение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невеже­ства, в каком она находилась до сей поры...»

№3. Из исторического труда.

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвеще­нию и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»...».

С1. О каком правителе идёт речь в источниках? В чём суть позиции

С2. На основании текста документа раскройте отношение СМ. Со­ ловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений. СЗ. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трёх положений.

№ 4. Из исторического источника.

«„.1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и куп­ленных вотчин и поместий, также и дворов и лавок не продавать и не за­кладывать, но обращаться оным в род таким образом.

2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обое­го полуда награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, кол ико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наслед­ником будет... То же разумеется и о дочерях».

С1. Как называется документ, отрывок из которого приведён? Когда

и кем он был принят? /

С2. Приведите не менее трёх положений, раскрывающих суть доку­ мента.

СЗ. Кто из русских монархов отменил этот закон? Какие законы, при­ нятые в то же время, тесным образом примыкали к указанному документу? Назовите не менее двух законов.

№5.С5. Ниже приведены две точки зрения на преобразования эпохи Петра I :

1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшест­вующим развитием России в XVII в.

2. Все новации России в XVIII в. связаны только с именем Петра I . В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

№6.С5. Сравните систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром 1. Что было в них общим, а что - различным.

В качестве общих характеристик, системы управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведенных Петром 1, могут быть названы:

Различия:

№7.С4. Раскройте основные итоги преобразовательной деятельности Петра 1.

Итоги внешнеполитической деятельности Петра 1.:

Итоги внутренней политики в экономике:

В политической системе:

В социальных отношениях:

В сфере культуры и быта:

Вывод:

ПРАКТИКУМ №2. Эпоха дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм Екатерины2.

№1. Сб. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер, Сенат и высшие са­новники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине.

Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? При­ведите не менее двух положений.

2. Из исторического источника,

«... Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию россий­ского народа мы... обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежден­ный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2)Миру не заключать.

3)Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4)В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5)У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6)Вотчины и деревни не жаловать.

7)В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Вер­ховного тайного совета не производить.

8)Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных сво­их подданных в неотменной своей милости содержать.

А буде чего по сему обещанию не исполню н не додержу, то лишена буду короны российской».

С1. К какому веку относится этот документ? Кем он был первона­ чально подписан? Укажите его название.

С2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Ука­ жите не менее двух целей.

СЗ. Используя знания курса истории, объясните, почему данные обе­ щания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.

№ 3. Из работы историка.

«...Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение «верховников» ограничить самодержа­вие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия - она насту­пила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимуще­ственно выходцами из аристократии, причем представителями двух фами­лий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали ин­тересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их пре­амбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализа­ции которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязатель­ство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удов­летворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не

изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретно­ го монарха в пользу конкретных фамилий.

С1. С каким периодом российской истории связаны описанные в до­кументе факты? Кем были составлены кондиции и кому было предложено их подписать?

СЗ. Используя текст документа и знание курса истории, ответьте, какова была главная цель кондиций и почему её не удалось реа­лизовать. Укажите не менее трех причин.

№ 4. Из донесения первого испанского посла в России де Лирня.

«...Офицеры гвардии и другие, находившиеся в большом числе, и в присутствии царицы начали кричать, что они не хотят, чтобы кто-нибудь предписывал законы их государыне, которая должна быть такой же са­ модержавною, как и её предшественники. Шум дошел до того, что царица была принуждена пригрозить им; но они все упали к ногам её и сказали: «Мы верные подданные вашего величества, верно служили вашим пред­шественникам и пожертвуем нашу жизнь на службу вашему величеству, но не можем терпеть тирании над вами. Прикажите нам, ваше величество , и мы повергнем к вашим ногам головы тиранов». Тогда царица приказа­ ла им, чтоб они повиновались генерал-лейтенанту и подполковнику гвар­дии Салтыкову, который во главе их провозгласил царицу самодержавною государыней. Призванное дворянство сделало то же. Так всеобщий голос провозгласил царицу такой же самодержавною, какими были её предше­ственники. Это было страшным ударом для Верховного совета, который хотел управлять по своей фантазии, почему он старался не допускать ни­кого к царице, ни говорить с ней, ни делать какого-нибудь внушения ».

С1. В какие годы происходили описанные события? О какой царице

и каком историческом событии идёт речь?

С2. В чём заключалась суть возникшего конфликта? Каков был глав­ный итог описанного события?

СЗ. Почему гвардия и служилое дворянство не поддержали состав­ленный документ и выступили против его подписания импера­трицей? Назовите не менее трёх причин.

№5. Из труда историка.

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правле­нием Петра I , Великого, и завершился деятельностью Екатерины II , также именуемой Великой. По словам, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль - при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской дер­ жавой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарскими похода­ ми, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

С1. О каком столетии идёт речь в документе? Что имел в виду ис­торик, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?

С2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития.

СЗ. Привлекая знания из курса истории и текст документа, объяс­ните, в чем состояла преемственность царствований Петра 1 и s Екатерины II . Назовите не менее трёх примеров преемственно­сти царствований.

№ 6. Из работы историка.

«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и политического курса, веренице бескон­ трольных временщиков и отсутствию у власти четкой программы. Это бы­ло время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших дол­говременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо се­ рьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных пре­ образований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам...

Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный ха­рактер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные меропри­ятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разоритель­ ным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское го­сударство становилось богаче, а жизнь подданных - зажиточнее».

С1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Ка­ковы были обстоятельства воцарения Екатерины ( I ?

С2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Ека­терины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими подтверждает свою оценку.

СЗ. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные заслуги Екатерины II . Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле политики «просвещённого аб­ солютизма >.

№7. Из сочинения современного историка.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки мно­гопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала- таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...

Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способ­ ности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

Императрица вошла в историю России как выдающийся государ­ственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осу­ ществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей - максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» госу­ дарства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.

Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия осно­вой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

С1. О каком хронологическом периоде а истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период?

С2. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, ка­кие реформы были проведены Екатериной II . Назовите не менее четырёх реформ.

СЗ. Как оценивает автор эпоху Екатерины II ? Какие качества её лич­ ности помогли, по мнению современников и историков, совер­ шить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? Приведите не менее четырёх положений.

№ 8. Из пугачёвского манифеста от 01.01.01 года.

«Жалуем сим именным указом... всех, находившихся прежде в кре­ стьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно ка­заками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных по­датей..., повелеваем сим... указом: кои прежде были дворяне в своих поме­ стьях и вотчинах - оных противников нашей власти и возмутителей импе­ рии и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего хри­стианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых против­ников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь...»

С1. В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачёва? Кто был правителем в этот пе­ риод?

С2. Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачёва? Как

в документе предлагалось решить судьбу дворянства?

СЗ. Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в Пугачёв? Назовите не менее трёх поло­жений.

№ 9. Из закона о порядке наследовании престола (5 апреля 1797 г.).

«Мы, Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его, Мария, великая княгиня... по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, который по любви к отечеству избира­ ем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына

нашего большего, Александра, а по нем всё его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына...

В 1618г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей (по которому королевич Владислав отказывался от претензий на русский престол, но к Польше отходили смоленские, черниговские и новгород-северские земли)

3. Последствия:

Россия сумела отстоять свою независимость

Россия вышла из Смуты крайне истощенной, с большими территориальными и людскими потерями

Для преодоления последствий Смуты, хозяйственной разрухи были приняты меры по усилению крепостничества и самодержавия

C3 № 2096. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«Со второго десятилетия... века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия... Государственная территория... постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.

Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически... На его место во главе общества становится новый класс, дворянство...

Среди... непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю... Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоединяется и промышленная ее разработка; рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве промышленность обрабатывающая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны».

Используя текст документа и знания истории, укажите какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?


Пояснение.

Может быть указано, что:

Названные историком изменения во всех сферах жизни России подготовили почву для реформ Петра I

Было принято «Соборное Уложение» (1649) царя Алексея Михайловича

C3 № 2099. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работ современных историков.

«...Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его времени. Тишайший царь хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси, но он же, видя успехи западных стран, стремился перенять их достижения и укоренить их в Московии. Россия балансировала между отеческой стариной и европейскими новшествами. Алексей Михайлович не провёл реформ, ломающих "московское благочестие", во имя европеизации, как позже сделал его своенравный и решительный сын Петр Великий. Потомки и историки по-разному оценивали правление Алексея Михайловича: одни негодовали на "слабого Алексея", другие видели в том истинную мудрость правителя».

«...С уходом второго Романова завершалась огромная эпоха. Кончалась Московская Русь - начиналась Россия Нового времени. И хотя между Петровскими реформами и смертью Алексея Михайловича осталось ещё место для нескольких лет царствования Федора и регентства царевны Софьи, в массовом сознании выстроилась именно такая последовательность: царь Алексей - император Петр I. Подобная последовательность не точна хронологически, но она верна по существу».

В чём, по мнению историков, состояло главное отличие правления царя Алексея Михайловича от правления его сына - Петра Великого? Укажите не менее трёх положений.

Пояснение.

Может быть указано, что:

Политика Петра I была последовательна, решительна, в то время как политика Алексея Михайловича - противоречива и двойственна

Петр I провел европеизацию, сломал «московское благочестие», а царь Алексей Михайлович стремился его сохранить

Царь Алексей Михайлович - лицо эпохи Московской Руси, император Петр Великий - лицо России Нового времени

C3 № 2105. Из документа XVIII в.

«Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь <…>. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева меньшого царевича и великого князя Петра Алексеевича... мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича… И крест ему, государю, целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие…

Того же года мая в 15-й день на Московском государстве было смятение. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль в 11-м часу с знамёнами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город крича-ли, будто Иван и Афанасий Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями…»

Используя текст документа и знания по истории, ответьте, кто стал жертвой мятежа? Какие серьёзные изменения произошли в структурах Верховной власти под влиянием произошедших событий? Кто реально стал править страной после урегулирования вопросов о власти?

Пояснение.

Может быть указано, что

Жертвой мятежа стали некоторые из рода Нарышкиных, связанные с ним представители власти и стрелецкие начальники;

Сводные братья (по отцу) Пётр и Иван Алексеевичи были провозглашены царями;

Править страной в качестве регентши стала царевна Софья Алексеевна

C3 № 2108. Из документа XVIII в.

«…1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.

2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследии и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследниках будет… То же разумеется и о дочерях».

Кто из русских монархов отменил этот указ? Используя знания по истории, укажите, какие законы, принятые в первой четверти XVIII в., определяли обязанности дворянства в интересах государства?

Пояснение.

1. Может быть указано, что данный указ отменила императрица Анна Иоанновна;

2. Могут быть названы следующие законы:

Запрет на производство в офицеры дворян, не прошедших службу в гвардейских полках в качестве рядовых;

Запрет жениться дворянским «недорослям», не овладевшим азами математики;

Запрет на покупку имений тем дворянам, кто нигде не служит

C3 № 2111. Из исторического источника.

«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли... того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, ко и крайнем и всевозможном распространении православные нашел веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни о себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

Используя знания по истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины:

Идея ограничения самодержавия не была поддержана многими дворянами

Дворянство составило свои проекты политического устройства, где содержались требования сохранения самодержавной формы правления и ликвидации Верховного тайного совета

Анна Иоанновна разорвала «кондиции» и объявила себя самодержавной правительницей

C3 № 2114. Из труда историка В.Н. Балязина

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С.Пушкина, в этом веке Россия «вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А.В.Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

Привлекая знания по курсу истории и текст документа, объясните, в чем состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II?

Пояснение.

Могут быть названы следующие положения:

Пётр I добился получения Россией выхода в Балтийское море, Екатерина II – в Чёрное

Пётр I создал Сенат, Екатерина II упрочила его положение;

При Петре I Россия стала великой европейской державой, при Екатерине II ещё более вырос её международный авторитет;

Пётр I ликвидировал патриаршество, Екатерина II провела секуляризацию церковных земель;

Все кардинальные преобразования, проведённые в XVIII в., связаны с именем Петра I и Екатерины II

C3 № 2119. Из «Манифеста», написанного С. П. Трубецким.

«В Манифесте Сената объявляется:

Уничтожение бывшего Правления. Учреждение временного (правления) до установления постоянного, (выбранного представителями сословий) ... Равенство всех сословий перед Законом...

Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и поэтому дворянин, купец, мещанин, крестьянин - все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу... Приобретать всякого рода собственность, как-то земля, дома в деревнях и городах... Сложение (отмена) подушных податей и недоимок по оным... Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями».

Назовите событие, в связи с которым был написан «Манифест», указав дату (число, месяц, год) и место этого события. Кто вместе с С. П. Трубецким принимал участие в этом событии? (Указать не менее 2-х фамилий соратников С. П. Трубецкого).

Чем закончилось событие, в связи с которым С. П. Трубецкой написал «Манифест»?

Пояснение.

Могут быть приведены следующие положения:

Выступление декабристов было разгромлено

Пять декабристов подверглись смертной казни

Другие высланы в Сибирь или лишённые офицерских званий отправлены в действующую армию служить в качестве рядовых

C3 № 2126. Из официального документа XIX в.:

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются...

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...

20. Указанные в... статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте, обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность».

Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны.

Пояснение.

Война, поражение России в которой способствовало осознанию Александром II необходимости проведения этой реформы, - Крымская война

Даты войны - 1853-1856 гг.

C3 № 2129. Из сочинения историка.

«В тяжёлую и скорбную годину император … вступил на прародительский трон…

Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово…. В высочайшем манифесте говорилось (о роли) самодержавной власти, которую (необходимо) «утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».

…Сведущих лиц из числа земцев (пригласили) на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

Государь… горячо любил всё своё родное: русскую речь, песню, одежду…

Твёрдое управление императора… повысило благосостояние русского народа. …Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов…

Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое, и с нею все считались.

Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами… По его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога – соединил европейскую Россию с дальним востоком…»

Какое отношение к внутренней и внешней политике названного императора выразил автор? Приведите одно положение. Приведите не менее трёх объяснений автором такого отношения.

Пояснение.

Приведено объяснение такого отношения:

Проведение мероприятий, направленных на решение крестьянского вопроса (на повышение благосостояния народа)

Любовь императора к явлениям русской, народной культуры

Строительство железных дорог

Стремление императора отказаться от военного разрешения международных противоречий

C3 № 2132. Из официальных указов.

«В Бозе почивший Родитель Наш Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и установляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам, имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность.

По наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян-собственников, а временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. ...Дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры.

Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных... повелеваем: ...остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян... перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года».

«Обращая внимание на положение бывших помещичьих крестьян... и желая явить и им знак нашей монаршей о них заботы, мы повелеваем:

Понизить выкупные платежи бывших помещичьих крестьян».

На основании содержания текста приведите причины, обусловившие решение названного вами императора утвердить данные указы. Укажите не менее трех приведенных в тексте причин.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие названные в тексте причины, обусловившие решение Александра III утвердить приведенные указы:

Положения Крестьянской реформы 1861 г. предусматривали прекращение временнообязанного состояния крестьян и перевод крестьян на обязательный выкуп земли

Ходатайства дворян некоторых губерний о переводе временно-обязанных крестьян на выкуп

Забота о благосостоянии крестьянского сословия

C3 № 2258. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из челобитной.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до

решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в

те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

Пояснение.

В ответе должно быть указаны:

C3 № 2284. Из мемуаров.

«Губернатор, видя мою решимость ехать, сказал мне: "Подумайте же, какие условия Вы должны будете подписать". – "Я их подпишу, не читая". – "Я должен велеть обыскать все Ваши вещи, Вам запрещено иметь малейшие ценности". С этими словами он ушёл и прислал ко мне целую ватагу чиновников […] тогда мне предъявили к подписи пресловутую подписку, причём они мне сказали, чтобы я сохранила с неё копию, дабы хорошенько её запомнить. Когда они вышли, мой человек, прочитавший её, сказал мне со слезами на глазах: "Княгиня, что Вы сделали, прочтите же, что они от Вас требуют!" – "Мне всё равно, уложимся скорее и поедем".

Вот эта подписка: "Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь, делается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе как женою ссыльнокаторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить всё, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже начальство не в состоянии будет защищать её от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого… презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущую равную с ним участь, себе подобною; оскорбления сии могут быть даже насильственные.

Закоренелым злодеям не страшны наказания […] Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне […] Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления. Отъездом в Нерчинский край уничтожается право на крепостных людей, с ними прибывших"».

Какие общественные и психологические факторы поддерживали решимость женщин, подобных автору мемуаров, в их действиях? Укажите не менее двух факторов.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие факторы:

1) представление о нерушимости брака;

2) моральная поддержка просвещённого дворянства;

3) осознание угрозы жизни мужей, создававшейся тяжёлыми условиями ссылки и административным произволом властей.

Могут быть указаны другие факторы

C3 № 2287. Прочитайте отрывок из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих "сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?

Пояснение.

В ответе должно быть указаны:

1) крестьяне уходили из поместий провинциальных дворян во владения «сильных людей» (московской знати и церковных землевладельцев);

2) крупные землевладельцы предоставляли беглецам различные льготы;

3) последствие: в 1649 г. был введён бессрочный сыск беглых крестьян (по «Соборному Уложению»).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

C3 № 2339. На основе текста и знаний по истории укажите итог войны для России. Каковы были причины такого исхода войны? Приведите не менее трёх причин.

Показать текст

Пояснение.

1) итог, например:

Россия потерпела поражение;

2) причины. например:

Военно-техническая отсталость России;

В ходе войны ощущалась нехватка боеприпасов ввиду удаленности театра военных действий от развитых промышленных районов;

Плохое снабжение армии ввиду плохих дорог.

Итогои могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины.

C3 № 2376. Как характеризуется князь в документе? Каков итог его правления? Назовите 2 любые причины такого итога правления.

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Оценка князя в документе противоречивая:

Был набожен, построил много церквей, помогол нищим, доблестный воин;

Совершал разорительный походы по Руси (в Киев, Новгород).

2. Причины. например:

Заговор против князя, в котором участвовали и члены семьи;;

Неготовность общества к введенным им служебно-подданическим отношениям;

Произвол княжеской власти;

Неразборчивое отношение к своим слугам;

Нежелание следовать обычаям княжеского правления.

Итоги могут быть сформулированы иначе. Могут быть указаны другие причины.

C3 № 2416. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. ... Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. ...

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь...

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. ...И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. ...

А уже с 16 апреля того же года начал свою деятельность
Иркутский губернский военный комиссариат. В «Служебном
формуляре» военкомата только один перерыв — с июля
1918 по январь 1920 года — время недолгой «директории»
колчаковцев и интервентов. Итого — 85 лет на службе Отечеству.

Василий Филиппович Дыгай — полковник в отставке, бывший
начальник третьего отделения областного военкомата, —
без преувеличения, живая страница в истории этого учреждения.

И не только. Я, например, нечасто встречал ветеранов
Великой Отечественной, начавших фронтовой путь на западных
границах страны, а закончивших на Дальнем Востоке, имеющих
24 боевые награды, первая из которых — знаменитая
медаль «За отвагу»; уцелевших и продолживших служить
еще 26 «полных календарей» на не самых теплых местах…
Кстати, это и о военкоматах тоже.

— Ошибаются те, кто думает, что на этой работе сидят
только «канцеляристы» и протирают штаны, — говорит
Василий Филиппович. — Военкомат — это мобилизационный
резерв армии, пружина, приводящая в действие спусковой
механизм. Ослабнет пружина, и грош цена бойкам и ударникам.
Вы думаете, случайно сказано, что войну встречают кадровики,
а заканчивают резервисты?

Спасибо тем военкомам, что нас подготовили перед войной.
Недели не проходило, чтобы в школах не проводились
соревнования по сдаче норм ГТО («Готов к труду и обороне»),
походы на 15-20 километров с полной выкладкой, сборы
в военизированных лагерях, зачеты по программе «Ворошиловский
стрелок».

Зато как пригодилось… Хотите историю? Это перед
началом Ясско-Кишиневской операции случилось. Я тогда
был помощником начальника штаба батальона по разведке и получил
задание добыть полезного «языка». До этого все не везло:
то своих людей потеряем, то какого-нибудь «обозника»
возьмем бестолкового.

А тут ребята приметили одно пулеметное гнездо у немцев
в 100-150 метрах от наших траншей и решили — брать
будем днем. Основная ставка — на их педантичность. Фашисты
даже на фронте по распорядку воевали. Завтрак, обед,
ужин — для них дело святое. Отобрали мы троих крепких
парней и утром, когда все немцы-пулеметчики отвлеклись
на кофе с галетами, кинули их «на стометровку»… Солнце
немцам в глаза, плюс фактор неожиданности, да еще скорость.
Короче, закидали гнездо гранатами, схватили «языка»
починовней и ходу назад. Думаю, догадайся я тогда секундомер
пустить, рекорд «стометровок» давно бы от другого отсчета
вели… Вот тебе и ГТО, вот тебе и работа с призывниками.

— А вы сами думали, что когда-либо придется в военкомате
служить? Как это вообще получилось?

— В общем-то, когда нашу 110 гвардейскую стрелковую
Александринско-Хинганскую дважды Краснознаменную, орденов
Суворова и Александра Невского дивизию перебросили в
1945 году из-под Мукдена в Иркутск, такой мысли не было.
А вот с 1948 года я уже, в принципе, занимался почти
военкоматской работой — служил в штабе округа старшим
помощником начальника организационно-мобилизационного
отдела. В 1953 году проводилась большая реформа в армии
и был упразднен Восточно-Сибирский округ со штабом
в Иркутске, и вот тут я уже попал служить в облвоенкомат.
Тогда многих офицеров-фронтовиков направили в эту систему.
Во-первых, чтобы не потерять офицерский состав, а во-вторых,
чтобы укрепить и сами военкоматы. За время войны и
после нее они зачастую комплектовались кадрами, не имеющими
соответствующего образования, специалистами тыла, что
в условиях «похолодания» было, мягко скажем, недальновидно.

— И что, теперь фронтовики начали учить военкоматы
бегать «стометровку»?

— Да еще как… Раньше ведь условия работы не чета
нынешним были — ни телексов, ни мобильников, ни компьютеров.
Транспорта и того не хватало. Сам областной военкомат
помещался в одноэтажном деревянном здании напротив завода
имени Куйбышева. И работали в нем… 60 человек — 36
офицеров и 24 служащих, как говорят, из гражданского
населения. А объемы работ? Нынешним военкомам даже представить
трудно, что такое ежегодно призывать на действительную
службу 10 тысяч новобранцев да еще обеспечивать обязательную
переподготовку 500 офицеров и более 2 тысяч солдат и
сержантов запаса… Сейчас об этой форме работы почти
забыли, а не мешало бы вспомнить — как и о «жареном
петухе», который клюет не ко времени, и о том, что «народ,
не желающий кормить свою армию, будет кормить чужую…»
Впрочем, это другое.

Так вот о стометровках. Чтобы уж совсем не брать послевоенное
время — сами понимаете, еще закон инерции мог срабатывать,
— приведу пример 1969 года. Четверть века после войны,
комплекс сверхдержавы, и вроде бы начало «одышки».
И приказ командующего округом — в течение 48 часов
развернуть по области из числа резервистов дивизию,
укомплектованную по штатам военного времени. Для военкоматов
этот срок всегда снижается вдвое… Так вот уже через
24 часа военком Тулунского района подполковник Иван
Артеменко собрал и отправил на сборный пункт 600 человек
солдат и сержантов, 100 офицеров и более 200 автомашин.
Подполковник Иосиф Бочевер из Нижнеудинска — более
1000 человек и 300 единиц автотехники. И так по всем
районным военкоматам. А как иначе? У нас практика была:
дали вводную тому или иному району собрать в нужное
время столько-то резервистов, и если 10-15 процентов не собралось
— брак в работе военкоматов. Да… фронтовая была закалка.

К нынешней практике работы военкоматов Василий Филиппович
относится с пониманием — сложное время, другие задачи,
и все-таки есть одно «но», которое не одобряет: мало
человечности в отношении к людям. Что уж говорить о
призывниках, резервистах, если даже своих ветеранов
военкомат вспоминает все реже и реже. Последнее поздравление
получил от коллег Василий Филиппович… к 80-летию военкомата.
Может, теперь и к 85-летию вспомнят? А вот из института
«Востсибгипрошахт», где проработал всего пять лет начальником
гражданской обороны, регулярно получает и поздравления,
и материальную помощь… Даже президент России и министр
обороны каждый год не забывают поздравить с Днем Победы.

— Вот это главное, чего хочу пожелать коллегам в день
юбилея военкомата: помнить о людях. Помнить о результатах
работы — «стометровки» еще не закончились. Хорошо бы всем
нам быть в полной форме…