Занятия по теме земля общий дом. Конспект занятия по экологии «Планета Земля

Конспект НОД «Планета Земля»

образовательная область «Познавательное развитие»

(подготовительная группа)

Программное содержание. Расширить представление детей о планете Земля, об экологических опасностях, угрожающих ей. Закрепить знания о материках, о полюсах Земного шара. Дать знания детям, как происходит смена дня и ночи на Земле. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание сохранять и преумножать природные богатства.

Развивающая среда. Макет космического корабля, самодельный глобус, лампа-Солнце, пластилиновые человечки, презентация «Планета Земля»

Методические приёмы. Сюрпризные моменты, беседа, рассказ, показ слайдов, игры, опыт.

Предшествующая работа. Изготовление с детьми модели Земли. Проведение бесед, разучивание стихов на экологические темы.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в зал.

Здравствуй солнце!

Здравствуй небо!

Здравствуй вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя.

Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки, и пусть в течение дня у всех будет хорошее настроение.

Дети становятся в круг

Воспитатель: Сегодня речь пойдёт о том, что вся планета общий дом. Где мы с рождения живём. Ещё о том пойдёт сегодня речь, что мы наш дом должны беречь.

Ребята, а как называется наша планета, на которой мы с вами живём? (Ответы детей - Земля).

А вам нравится наша планета, вы её любите? (ответы детей).

В солнечной системе существуют и другие планеты.

А какие планеты? (ответы детей, Юпитер, Сатурн, Марс….)

Возможна ли жизнь на других планетах?, Почему? (ответы детей).

Слайд 1 Солнечная система

Слайд 2 Звук НЛО

Воспитатель . Ребята, посмотрите какой- то необычный предмет (обращает внимание на макет космического корабля). Он не ваш? Что-то он мне напоминает. Не подскажете, на что похож? Тут есть какие-то кнопки (случайно нажимает на одну из кнопок, слышатся космические звуки, сигналы). Ой, что происходит, вам не страшно?

Слайд 3 . Корабль Инопланетян.

Голос с космического корабля . День вам добрый, маленькие обитатели планеты Земля. Мы ваши друзья! Дорогие жители планеты Земля, я и мои друзья с далёкой-предалёкой планеты очень хотим с вами подружиться. Но мы не знаем, какие вы: добрые или злые. Мы ещё мало знаем о вашей планете, хотя несколько раз бывали на ней и сделали много снимков из космоса. Расскажите, пожалуйста, почему ваша планета разноцветная? А для того, чтобы выйти со мной на связь, нажмите на красную кнопку.

Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами сделали самодельный глобус модель Земли. Какая же она наша Земля? Как она выглядит из космоса, когда на неё смотрят космонавты, летающие в ракете? Да, наша планета это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Слайд 4 с изображением Земли (вид из космоса).

А почему из космоса планета Земля выглядит разноцветной? Что же есть на нашей планете Земля? Прежде всего, на Земле есть два полюса. Давайте вспомним, как они называются? Сверху Земного шара – Северный, внизу – Южный. Что ещё есть на планете? Большая часть Земли покрыта водой это моря и океаны. Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – это суша.

Воспитатель . Дети, чего больше на нашей планете Земля: воды или суши? Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суши. Кто же живёт в морях и океанах? А на суше живёт кто-нибудь? Кто же? Конечно. Здесь обитает много растений, животных, и конечно живут люди.

Моря и океаны на глобусе раскрашены у нас голубым цветом. Ребята, но мы видим и другие цвета, например – белый. Что обозначает этот цвет? (Ответы детей) Эти участки Земли постоянно покрыты снегом.

А почему большая часть суши закрашена зелёным цветом? (Ответы детей.)

Слайд 5 «Планета Земля».

Воспитатель: Да, потому что везде, растёт много зелёных растений.

Воспитатель: Ребята, а что же обозначает желтый цвет на нашей планете Земля? (Ответы детей.)

Правильно, это пустыни, покрыты песком, нет воды, мало растений, там очень жарко круглый год. Вот почему наша планета разноцветная. Посмотрите, дети, какая она красивая.

Слайд 6 « Кому нужен воздух»

Звёздочка . Ваша планета Земля прекрасна! Но многое на ней для нас не понятно. Ведь на вашей планете много того, чего нет у нас. У вас есть воздух. Расскажите, зачем он вам нужен?

Воспитатель . Да, на Земле есть воздух. Зачем нужен воздух? Кому нужен воздух? Растениям, животным, человеку. (Опыт «Воздух».)

Воспитатель . Вот, Звёздочка, без воздуха мы не сможем прожить ни минуты. Что ещё тебе хочется узнать?

Слайд 7 «Пресная вода»

Звёздочка . На вашей планете есть пресная вода. Расскажите о ней.

Воспитатель . Дети, где находится пресная вода? (в реках, озёрах, роднике, в кране.) На Земле есть разные места: в пустынях мало воды, там трудно жить всем; в местах, где текут реки, пресной воды много, там всем жить легко; а в океанах и морях, хотя воды и много (показ на глобусе), но она не пригодна для питья. Как вы думаете почему? (Она солёная). Она не утолит жажду, ею невозможно напиться, ею нельзя полить и растения.

Эксперимент «Морская и пресная вода» (На двух подносах стоят одноразовые стаканчики с пресной и солёной водой.

Воспитатель . Ещё мы тебе расскажем Нашим Друзьям , что у нас есть свет, благодаря солнцу. Дети, подумайте, почему на Земле происходит смена дня и ночи, почему в любом месте нашей планеты наступает то тёмная ночь, то светлый день?

(Пока дети думают, педагог готовит глобус и лампу-Солнце. Затем предлагает им внимательно рассмотреть освещённый глобус – может быть кто-то из ребят догадается, где на глобусе сейчас день, а где ночь. Воспитатель даёт возможность высказаться детям, а потом обращает внимание на то, что одна часть глобуса освещена лампой-Солнцем на ней день, а другая сторона находится в тени в это время там ночь.)

Везде на Земле день сменяется ночью. Это происходит потому, что планета Земля вращается вокруг себя и поворачивается к Солнцу то одной стороной, то другой.

Физкультминутка «Мы сейчас все дружно встанем»

Мы сейчас все дружно встанем (Дети встают.)

И немножко отдохнем. (Потягиваются.)

Вправо, влево повернитесь,

(Повороты.)

Наклонитесь, поклонитесь!

(Наклоны.)

Руки вверх и руки вбок, (Движения руками.)

И на месте прыг да скок! (Прыжки на месте.)

А теперь бегом вприпрыжку, (Бег на месте.)

Молодцы вы, ребятишки!

Слайд 8 SOS

Звёздочка . Спасибо, мои маленькие друзья. Но в последнее время с Земли поступают сигналы о помощи, сигналы SOS. Мы сфотографировали эти объекты. Ими оказались растения и животные, реки, озёра и моря с их обитателями. Люди построили много заводов, фабрик.

Слайд 9 «Загрязнение планеты Земля»

Воздух загрязняется дымом, который выходит из труб в небо и газами от машин. Отходы заводов сливаются в реки, нефть из танкеров во время аварии проливается в воду морей и океанов. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Ваша планета Земля в опасности, она требует помощи.

Воспитатель: Но люди не могут обойтись без заводов и фабрик. А природу-то надо охранять, беречь. Поэтому люди придумали очистные сооружения, ставят фильтры на трубы заводов и фабрик. Но всё же этого, как мы видим, недостаточно, с нашей планеты продолжают поступать сигналы о помощи.

Слайд 10 «Планета в наших руках»

Звёздочка . Оказывается, сами люди губят свою планету. Вы ещё малы, но вы можете спасти свою планету. Подумайте, как это сделать. Мы из космоса будем наблюдать за вами. Желаю вам успеха. Спасибо за помощь. И помните берегите вашу прекрасную планету Земля!

Воспитатель . Ребята, Наши Друзья правы. Посмотрите на экран. Эта картинка означает то, что от нас, от людей, зависит будущее нашей планеты, то какой она будет через много-много лет. Как можно помочь, что можно сделать, чтобы планета Земля оставалась зелёно-голубой?

Дидактическая игра « Правила поведения в природе»

Слайд 11 «Будь природе другом»

Воспитатель: Мы и стихи о нашей планете знаем.

Слайд 12 Ребёнок с глобусом

1-й ребёнок . Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»

Слайд 13 Река

2-й ребёнок . Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас береги!»

Слайд 14 Олень

3-й ребёнок . Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги
«Ты береги нас, береги!»

Слайд 15 «Берегите Планету»

Воспитатель . Да, планету надо беречь и любить. Она нужна нам с вами, а мы нужны ей. Ведь планета Земля – наш общий дом.


Занятие по экологическому воспитанию «Наш общий дом-планета Земля».

Цель:Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать и любить свою Землю.

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей о планете Земля.

2.Расширять представление детей об охране природы.

3.Закрепить знание правил поведения в природе.

4.Воспитывать у детей чувство гордости за свою планету.

6.В игровой форме закрепить знания детей о животном, растительном мире.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, физкультура, социализация, здоровье, труд, художественное творчество.

Материал и оборудование :плакат с изображением земли, аудиозапись, карточки с изображением деревьев, птичка, буратино, семена цветов, контейнер для посадки, салфетки, проволока, смайлики.

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему: «Земля – наш общий дом», «Правила поведения в природе».

2.Целевые наблюдения на прогулке.

3.Знакомство детей с объектами живой, не живой природы.

Ход занятия.

Дети заходят в группу.

Давайте повернёмся друг к другу и подарим улыбку.

А теперь подарим улыбки гостям и поздороваемся с ними.

Воспитатель.

Сегодня речь мы поведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Где мы с рождения живём.

Ребята. Весной, в апреле, весь мир отмечает замечательный праздник – День Земли. Празднуют его все люди, которые любят свою планету – свой дом, родную природу.

Посмотрите, пожалуйста, (обращает внимание детей на плакат с изображением земли).

Что здесь изображено? Правильно Земля. Что есть на земле?

Ответы детей.

Ребята, а вы любите путешествовать? Я вам предлагаю отправиться в путешествие. И мы посетим с вами лес. Закрываем глаза и слушаем, изображаем полёт (звучит музыка самолета).

(Включается аудиозапись «пение птиц»)

Дети встают в круг.

Ребята, мы прилетели на лесную поляну.

Воспитатель. Дети, какое у вас настроение в лесу? Почему?

Ответы детей.

Проводится игра «Назови дерево».

Дети называют деревья.

Воспитатель. Каких птиц можно увидеть в лесу? (Ответы детей.)

Молодцы много птиц знаете.

Вот сейчас мы поиграем в игру «Птицы»

Если вы услышите название птицы – 1 раз хлопайте в ладоши, а если нет – топайте 1 раз. Будьте внимательны!

Воспитатель. Прилетели птицы: голуби, синицы, розы и орлы, совы и скворцы, конфеты и щипцы, соловьи и сковородки, воробьи, зубные щетки.

Молодцы справились.

Предложить детям сесть в кругу.

Смотрите к нам прилетели птички и они чем то напуганы.

Обращает внимание детей на птичек.

Как вы думаете, почему они напуганы? (Ответы и предположения детей.)

Воспитатель показывает картинку "Мальчик с рогаткой в лесу".

Воспитатель. Правильно ли ведёт себя мальчик? (Ответы и рассуждения детей.)

А вы знаете как себя надо вести в лесу.

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "правильно ", если плохо, то все вместе говорим "не правильно "!
1.На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой -
Мусор унесли с собой! (Правильно)
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать? (не правильно)
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста -
Не осталось ни цветка! (не правильно)
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой? (не правильно)
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! (Правильно)
6. Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут! (Правильно)
7.Муравьиный дом в глуши –
Ты его растормоши
Муравьишкам помоги,
В банку их ты собери. (не правильно)

Воспитатель. Молодцы, все правильно ответили.

Проводится Физкульт-разминка "Зверобика"

Воспитатель. Ребята на нашей полянке совсем нет цветов. Надо украсить её к празднику. Как мы можем её украсить? Надо посадить цветы. Посмотрите на полянке мы не одни, обращает внимание детей на Буратино. Кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: И правда Буратино, что же у него в руке? (Буратино держит деньги)

Я кажется, догадалась, Буратино хочет посадить деньги. Возможно ли это?

Дети отвечают и объясняют ответы.

Воспитатель: А что можно посадить в землю?

Дети предлагают ответы.

Воспитатель: Давайте научим Буратино сажать растения?

Птички передали нам семена цветов.

Сейчас мы их посадим.

Игра «Что в начале, что потом?»

Прикрепляем на доску схему последовательности посадки растения.

Дети называют последовательно,что вначале, что потом.

Подходим к столам с приготовленными горшочками с землёй и сажаем семена.

Воспитатель. Ну вот цветы посажены. И как раз к празднику они вырастут. Ребята мы забыли сделать подарки земле, ведь на праздники всегда дарят подарки. На аромат цветов которые вырастут прилетят бабочки?

Хотите сделать их сами?

Думаю Земля очень обрадуется такому подарку.

Сейчас мы с вами вернёмся домой и сделаем для земли подарки.

Дети закрывают глаза руками (звучит аудиозапись полёта).

Воспитатель. Вот мы и вернулись. Проходите за столы.

Звучит аудиозапись сопровождение . Дети готовят подарки, складывая салфетки приёмом «Гармошка» и перевязывают их проволокой. Прикрепляют их на доску к изображению земли.

Воспитатель хвалит детей за то, что они трудились сообща и сделали красивую композицию. Всем жителям нашей Земли будет уютно и хорошо жить здесь.

Заключительное слово воспитателя: Сегодня мы с вами говорили о том, что вся Земля - наш общий дом. Рядом с нами живут животные, растения, насекомые. И чтобы нам всем жилось хорошо на нашей планете, давайте будем её беречь. Если каждый будет выполнять правила поведения в природе, то наша Земля будет самой красивой планетой.

Дети берут "смайлики с улыбками" и выставляют их на доску. (Это означает, что детям понравилось занятие и у них хорошее настроение.)

Цель: дать детям представления о том, что планета – Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди).

Задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли

Сформировать у детей понятие «космическое пространство»

Ход занятия:

Педагог:

Наш дом родной, наш общий дом

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зеленый луг,

В лесу дремучем не пройдешь.

Воды в пустыне не найдешь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них название есть:

Леса, и горы и моря –

Все называется – Земля!

А если в космос ты взлетишь,

Ты из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой!

Любимую планету!

Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Как мы назовем модель земного шара? (Глобус!)

В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и что можно добраться до края Земли. Находились смельчаки, которые мечтали добраться до края Земли и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.

Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды моря или океана и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего кроме воды дальше уже нет. Но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие.

Прошло немало лет, и вот отважные мореплаватели под командованием португальца Фернандо Магеллана отправились в кругосветное путешествие. Их парусники, все время, двигаясь в одном направлении, обогнули Землю и через 3 долгих года возвратились домой с противоположной стороны. Их плавание доказало, что Земля – круглая.

А теперь давайте мы с вами попутешествуем.

Вот у нас здесь лежат небольшие мячи, возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставите туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будите аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь.

Вот так и наши путешественники убедились, что Земля – это шар. Что же тогда окружает Землю?

А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством.

Это пространство не пустое, оно заполнено космическими телами: звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, находясь на космодроме, только готовился к полету. Земля казалась ему громадной, необъятной.

Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Чтобы помочь ей, надо учиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Хотите стать юными экологами.

Я вам сейчас покажу два места в нашей стране, которые надо спасать.

Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое, глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают, как его спасти.

Дома поговорите с родителями о нашем городе. Спросите: в опасности наш город или нет? Что ему угрожает? Завтра скажите, надо ли ставить рядом с названием нашего города знак SOS.

"Земля - наш общий дом"

Конспект занятия в старшей логопедической группе

Программное содержание: воспитывать у детей любовь к природе, желание заботиться о ней, закрепить представления детей о том, что Земля - наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы, развивать у детей умение наблюдать, анализировать, развивать связную речь.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, чтение стихов, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, знакомство с моделями существенных признаков птиц, животных, насекомых, заучивание стихотворений, песни Л.Абелян "Про меня и муравья", коллективная аппликация "На лесной поляне".

Материал к занятию: панно с изображением земного шара, выставка книг о природе, иллюстрации об охране природы, аудиозаписи звуков природы, модели, шапочки насекомых, птиц, животных.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

"Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар"

Земля.

В народе говорят: "Никого не родила, а все матушкой зовут". Наша Земля - это горы, реки, леса, моря, люди, животные. Земля- это наш общий большой дом, в котором человек хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

2. Воспитатель: Ребята, Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле.

Дети читают стихотворение Б.Заходера:

Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников - злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки!

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

3. Воспитатель: А теперь проведем веселую викторину.

"В лесу, у пня, суета, беготня;

Народ рабочий весь день хлопочет.

Кто они, откуда, чьи льются черные ручьи?

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке"

Кто это?

Муравьи.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о муравьях?

Дети отвечают.

Муравьи поедают вредных гусениц. Муравейники разорять нельзя.

Дети исполняют песню "Про меня и муравья".

Воспитатель: Ребята, помните, что многие насекомые опыляют растения и повышают этим урожай, уничтожают вредителей леса. Все цветные бабочки полезны. Не ловите их, пожалуйста. А какую пользу приносят божьи коровки?

Правильно, они уничтожают тлей.

4. (Звучит аудиозапись пения птиц)

Воспитатель: Невозможно представить нашу жизнь без птиц. Много разных птиц живет рядом с нами, в лесах, на полянах и лугах.

Ребята, какую пользу птицы приносят?

Дети отвечают: Птицы приносят огромную пользу. Одни вредных насекомых уничтожают, другие - семена сорняков поедают, третьи - мышей и полевок ловят.

Воспитатель: А как они поют, радуя нас! Птиц надо беречь, охранять, а зимой - подкармливать.

Дети читают стихотворение А.Яшина:

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

5. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

"Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем"

Правильно, это лес.

6. Физкультминутка.

Представьте себе, что мы с вами в лесу. Посмотрите направо! Посмотрите налево! Оглянитесь вокруг! Как хорош лес! Посмотрите вверх на одно дерево, на другое. Сколько здесь птиц, сколько гнезд на деревьях! Присядьте, загляните под куст. Что случилось? Там сидит птенчик, он выпал из гнезда. Возьмите его. Осторожно! Посадите на дерево как можно выше. Выше, выше! Поднимитесь на носочки, смелей, тяните руки! Молодцы! Вы помогли птичке!

7. Воспитатель: "Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены".

Ребята, в лесу ведите себя, как в гостях. Помните, что лес - это дом для птиц и животных.

8. А теперь поиграем в игру "Кто знает, пусть продолжает".

Воспитатель называет обобщающее слово, а дети- слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые - это...

Птицы - это...

Дикие животные - это...

Рыбы - это...

9. Звучит аудиозапись музыки Чичкова "Скерцо", дети в шапочках насекомых, птиц, животных. Дети танцуют и изображают животных.

Воспитатель: Ребята, помните, что мы в ответе за наш общий дом - Землю.

Дети читают стихи.

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля - дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Все: Такая планета нужна нам с вами!

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Земля – наш общий дом»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

2. Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.

3. Закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже – вода, свет, воздух.

4. Воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе.

Материал: мяч, символы (человека, животных, рыб, птиц, насекомых, растений), карта Земли, глобус, стихи, загадки, символы (солнце, воздух, вода),

карусель с ленточками, карточки из альбома «Береги живое» (1 и 2 часть).

Словарная работа : глобус, планета Земля, заповедник, суша, живая – неживая природа.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций из альбома «Береги живое», дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.

Ход занятия:

Ребята! Я предлагаю вам отправиться в мир природы.

Как вы думаете, что такое мир природы? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения).

Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

А сейчас мы с вами поиграем. Для этого надо встать в круг. Игра называется «Живая и неживая природа». Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы.

У каждого человека есть свой дом, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом (выкладываю на доске символы).

Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (земля). Вывешиваю карту Земли.

Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша? (да)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет.

Какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий и др.), но жизни на этих планетах нет, потому что нет воздуха и воды.

Земля – это общий чудесный дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём,

Природою родной земли

Зовётся этот дом».

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно вами подскажут загадки:

«Ну – ка, кто из вас ответит?

Не огонь, а больно жжёт,

Не пекарь, а печёт?» (солнце)

Вывешиваю символы.

Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (нет)

Почему? (ответы детей)

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и всё же

Без него прожить не можем» (воздух)

А без воздуха можем мы прожить? (нет)

Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут).

Почему на картинке ничего не изображено? (потому что воздух – невидимый). Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.

Следующая загадка:

«Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я...?» (вода)

Правильно. Вода для всех сегодня такая обычная и привычная.

Сможем мы прожить без воды? (нет)

Почему? (ответы детей)

Без воды невозможно существование всего живого:

«Повсюду, где бежит вода,

Цветёт земля, цветёт страна…»

Вот что даёт природа всему живому для жизни: это воздух, солнце, вода. Раз ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух, я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Карусель» с ленточками. Под музыку и стихи, дети, взявшись за ленточки, вращают карусель. Карусель останавливается на станциях «Дикие животные», «Ядовитые грибы и растения», «Лекарственные растения» и др., где дети называют, что относиться к каждой группе.

Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.

Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев и т.д.?

Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

А всегда ли человек помогает природе?

Может ли он губить природу? Как? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух и т.д.)

Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек, не учитывая законы природы, наносил огромный вред животному и растительному миру.

Но человек умеет исправлять свои ошибки, и в нашей стране создали заповедники.

Что такое заповедник? Это место, где травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, птицы, рыбы охраняются государством. Место, где природа имеет право жить по своим законам. Это островки спасения природы от человека. Это наше богатство, которым каждый может гордиться.

Что запрещается делать в заповеднике? (рвать цветы, ягоды, ловить рыбу, охотиться на животных)

А что разрешается делать? (дышать свежим воздухом, приходить на экскурсию, знакомиться и любоваться красотой и богатством заповедных мест, ходить по тропинкам)

Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

«Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек»

В тебя мы верим – не солги,

ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу Вас, сберегу!»

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Человеком – Великаном.

А сейчас я вам раздам карточки и мы вспомним правила поведения в природе.

Как надо правильно себя вести во время отдыха на речке, в лесу, на лугу (дети выходят с карточками и рассказывают по ним правила).

А ещё, ребята, мы с вами знаем много пословиц о природе, давайте их назовём.

Сегодня, ребята, я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы».

Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Почему? Что будете для этого делать?

Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия?

Какие будут ваши действия или как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки (ответы детей).

Молодцы! Спасибо за занятие!

Использованная литература:

1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т. «Программа воспитания

и обучения в детском саду» - М.: Просвещение.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология» - Учитель, 2008.

4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Минск: Асар, 1996.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

6. Николаева С.Н. «Юный эколог».