Что делать если боишься школы. Ребенок боится идти в школу

Кто вообще больше боится школы, родители или дети? Как относиться к детским страхам и что сделать, чтобы ребенок почувствовал себя увереннее и спокойнее? Вот несколько психологических приемов и книги, которые помогут детям преодолеть дидаскалейнофобию.

Да-да, это настоящее название настоящей фобии! Таким словом называется страх детей перед школой. Конечно, фобия в полном смысле этого слова, особенно такая экзотическая, встречается довольно редко. Но неприятное чувство при мысли о том, что «скоро в школу», знакомо многим - и детям, и их родителям. Пока одни школьники с нетерпением ждут «Дня знаний», чтобы увидеться со своими приятелями и погрузиться в насыщенную школьную жизнь, другие тоскуют и боятся.

Иногда причина страха - переход в новый статус (первоклассника или ученика средней школы) или в новое учебное заведение. Воспоминание о неприятных школьных историях, обидах, насмешках, о предвзятом преподавателе и, тем более, о буллинге тоже может отравить первые дни сентября. Тяжело идти в школу тем, кто много проболел в прошлом году и чувствует себя неуверенно. Или, наоборот, родители так замучили летом ребенка дополнительными занятиями, что никакой жажды знаний к сентябрю уже не осталось. А некоторые дети за лето, увы, не успели забыть ощущения постоянного стресса, невыносимых нагрузок и усталости, которые у них связаны с учебой в школе.

Что делать, чтобы ребенок меньше переживал из-за школы?

Вот что советуют психологи:

  1. Первоклассников лучше заранее познакомить с первой учительницей и со школьным зданием, особенно, если они не ходили в детский сад. Постарайтесь подробно рассказать им, зачем нужна школа, как будет проходить их день, что изменится, а что останется прежним, кто будет провожать в школу и встречать после уроков, когда они смогут гулять, играть и общаться с родителями.
  2. Если ребенок боится встречи с одноклассниками или учителями, нужно приложить усилия, чтобы выяснить, кто и что его расстраивает. Поговорите с родителями одноклассников, с классным руководителем и школьным психологом, позовите друзей вашего ребенка в гости или сходите с ними в кино, чтобы понаблюдать за их общением. Пусть ребенок почувствует ваше неравнодушие и вашу защиту: если ему плохо, станьте его адвокатом в сложной ситуации, покажите ему, что он всегда может на вас положиться.
  3. Для тех детей, которым тяжело дается учеба, можно заранее придумать приятные занятия, где они будут получать удовольствие от процесса и где будут чувствовать себя успешными. Это могут быть танцы, спорт или творческие кружки.
  4. Родителям важно не волноваться самим, чтобы не передать свою тревогу детям. Спокойное отношение мамы и папы к учебе и особенно к успехам ребенка покажет ему, что родители всегда будут на его стороне, объяснят, защитят, помогут. Дайте ребенку понять, что школа - только часть жизни, и мир не рухнет от плохих оценок или от замечания за плохое поведение.
  5. Наконец, если вы чувствуете, что ребенок близок к панике и никакие успокаивающие мероприятия на него не действуют, имеет смысл проконсультироваться с психологом. Родителям не всегда легко распознать глубокие причины детского страха, которые понятны специалисту. Вполне может быть, что одна или несколько консультаций сделают жизнь всей семьи спокойнее и радостнее.
  6. Есть и еще один очевидный способ снизить тревогу. Помогите ребенку поверить в то, что он готов к школьной жизни, что его интеллектуальных ресурсов хватит, чтобы справиться с учебой. Для этого тренируйте в игровой форме устный счет, пробуйте прочитать вслух пару абзацев детской книжки на скорость, почаще играйте в слова, выучите несколько стихотворений, скороговорок и загадок, которые нравятся ребенку.

Что читать?

Чтобы у вас под рукой всегда были интересные и разнообразные задания, мы подготовили подборку книг издательства Clever из коллекции “К школе готов!” . В ней есть тренажеры для обучения чтению и множество веселых заданий с наклейками для разного возраста. Есть викторина отличника для тех, кто идет в первый или второй класс, и сборник олимпиадных задачек по математике. Книги отлично подойдут для будущих первоклашек и школьников младших классов.

Авторский курс подготовки к чтению Ирины Мальцевой (4-6 лет). Здесь есть опыт известного педагога, игровая форма подачи, подробные пошаговые инструкции для родителей. Дети не только быстро выучатся читать, но и расширят свои представления о мире.

— новая обучающая книжка серии «Суперзнатоки». Маленькую книжечку можно брать с собой в дорогу, чтобы не скучать. Детям предлагается раскрасить сложные предметы по образцу, разгадать секретный код и узнать имена животных. Так можно в игре освоить всю программу старшей группы детского сада и почувствовать себя настоящим супергероем, готовым сразиться с неведомыми трудностями первого школьного года.

Длительность сеанса 1 час 14 минут.

Мальчик, 8 лет, Россия (чтение провели по скайпу).

В. У неё есть страх ходить в школу, оставаться там одному без мамы или бабушки. Перед школой у него рвота, не может кушать. Такое было, когда он был в первом классе. Его мама некоторое время сидела с ним в школе. С чем это связано? Что это такое?

О. Несмотря на то, что он общительный, находит контакт со сверстниками и взрослыми, но так же быстро он входит с ними в конфликт. На данный момент у него нет друзей, с которыми бы он постоянно общался, он со всеми ссорится, то же касается и взрослых. Ему очень сложно соблюдать правила, он всё время пытается их изменить и подстроить под себя, что ведёт к конфликтам. Им сложно управлять. На уроках учитель очень много внимания уделяет именно ему. В классе постоянный хаос, начинает ломаться учебный процесс. Стас постоянно требует к себе внимание. Конфликты возникают как раз по этой причине. Делать уроки ему очень сложно, он начинает нервничать, ему нужно делать постоянные паузы и перерывы. Любые правила вызывают в нём внутренний протест. У него нет друзей, с детьми он ссорится, конфликтует. Его постоянно ругают, пытаются поставить в рамки, он постоянно конфликтует с учителями. Он в постоянном возбуждении и конфликте со всеми. Когда кто-то из близких рядом, бремя пристального внимания к себе не такое тяжёлое, оно перекладывается на плечи близких.

В. Он боится, что его не заберут со школы, что у бабушки или мамы поменяются планы. Вдруг по магазинам пойдут, или где-либо произойдёт какой-то случай, и некому будет его забрать.

О. Есть дети, с которыми он постоянно общается без конфликтов?

В. Есть у него пару друзей.

О. Как часто он получает замечания от учительницы, которая сейчас ведет несколько уроков? Учитель постоянно за ним следит, постоянно корректирует, делает замечания. Надо у Стаса спросить. Их двое, но постоянно один.

В. Как выглядит этот учитель?

О. Ей от 35 до 40 лет, стройная, невысокая. Не блондинка и не брюнетка, тёмно-русая, шатенка.

В. Это та, что сейчас в новой школе?

О. Первая учительница, первый отпечаток.

В. Да, похожа.

О. Ребёнок ещё не может осознать это, всё это подсознательно. Первый опыт, новый этап, новый уровень, переходный период, первый шаг к ответственности и самостоятельности. Был конфликт, неудачный опыт, есть страх. Это всё на уровне подсознания. Всё пережили, он через это прошёл, но остался укол, заноза. Первый класс, первые шаги, первое восприятие, первый опыт не очень приятный для обеих сторон был. И школа воспринимается негативно, есть страх повторить и совершить ошибку. Ребёнок это может даже сам не осознавать. Новый этап и правила, которым он обязан подчиняться. Он свободно рос, не было запретов. Он свободный по своей натуре ребёнок. Есть дети послушные, а есть свободные. У него свободы было когда-то много, а теперь нет. Это психологическая проблема, нужна психокоррекция. Его нужно выводить из этой ситуации. Работать нужно не только со Стасом, но и с мамой, бабушкой. Нужна работа детского психолога, который бы помогал Стасу снять его колоссальное напряжение. Школа вызывает в нём состояние стресса. Все физические проявления, когда ему плохо, не может есть, спазматические явления, это говорит о том, что он слишком сильно напряжён. В школу он идёт крайне неохотно. И сам процесс для него проблематичный, и он начинает его в своём воображении доводить до совершенства, дорисовывать максимально отрицательное отношение. Он там не хочет оставаться, ещё не придя туда, он уже хочет обратно. И его пугает мысль, что вдруг что-то случится, и там придётся задержаться дольше. Проблема была основана на конфликте, учитель не сдержался, повёл себя некорректно по отношению к нему, не педагогично, потому что он много требовал к себе внимание. Весь учебный процесс начинал шататься, что выводило её из равновесия. Нужно снимать негатив, который он получил. Он пережил его как ребёнок, не осознал, но в подсознании это отпечаталось. Ситуация стандартная, её пугаться не нужно. На протяжении 3-6 месяцев рекомендовалось бы откорректировать его поведение и отношение к определённым ситуациям. Нужно вытащить из него этот негатив через рисунки, описание, ассоциации. Можно попытаться сделать это тебе, но нужен непосредственный физический контакт, поскольку это имеет более сильное воздействие. Ситуация поправима, и пока она не обросла дальше проблемами, как снежный ком, её нужно исправлять. Любая такая заноза начинает обрастать и разрастаться. И пока ситуация не выходит из-под контроля, пока она поддаётся коррекции, нужна небольшая коррекция, изменить его отношение, изменить программу. Нужно поводить его к детскому психологу. Ему нужна усидчивость и учиться сосредотачиваться на процессе, через игры и через задания. Лучше это делать постороннему человеку, потому что ребёнок его воспринимает иначе, он более сосредоточен и вовлечён в разговор. Когда это близкий, рамки стёрты, когда посторонний человек, рамки ограничены, тем более, когда он опытный и знающий. Поэтому нужен специалист. Ситуация поправима, некритична. Стерев негатив, изменив к нему отношение, можно совершенно легко избавиться от проблем. Это связано с физическим и эмоциональным состоянием. Не будет рвотных позывов, не будет страха перед школой. Паниковать не надо.

В. Новая учительница ему подходит?

О. Да. Она постарше, опытней, хороший педагог, иной закалки, чем прежняя. Но дело не в педагогах, проблема в самом ребёнке. Какая бы школа ни была, всегда его будут окружать разные люди. Взрослее, педагогов будет больше. Претензий со стороны каждого тоже будет больше. Каждый учитель – определённая энергетика, определённый характер и даже стиль. Важно научиться быстрой адаптации к ситуациям, правильному их восприятию. Он находится в начале долгого пути учебного процесса, поэтому важны правильные корректировки.

В. Какие корректировки нужно сделать бабушке и маме, что им нужно понять?

О. Больше настойчивости и требовательности к нему, между ним и бабушкой и мамой стёрты рамки. Он зачастую диктует условия, хотя он ещё ребёнок. У них иногда даже меняются позиции, говорит, что делать маме, бабушке. Ребёнок должен чувствовать рамки, что можно, а что нет, и начатое доводить до конца неукоснительно. Но не срываться, говорить требовательным и спокойным тоном, не поддаваясь на провокации. Это требует большого терпения. Любой процесс будет растягиваться намного дольше. Но всё, что он сейчас должен делать, он должен делать. Это осознание должно прийти через правильное отношение к нему со стороны близких. Должен быть распорядок дня, который должен соблюдаться всегда. Во сколько ложиться, во сколько вставать, должно оставаться время на игры и на уроки. Всё должно быть продумано. Должны быть правила, и их нужно устанавливать. Он свободный ребёнок, живёт на уровне «хочу – не хочу». Дети в таком возрасте несознательны, он не может просчитать правильность или неправильность своих действий, он неосознан в отличие от взрослых. Взрослые понимают, дети – нет, поэтому их нужно постоянно корректировать. Ограничивать их нельзя, но должна быть требовательность, он должен понимать, что каждый поступок имеет за собой последствия. Если что-то нарушается, то последствия необратимы. Самостоятельность заключается в том, что ребёнок должен осознавать свою зону ответственности. Даже когда он не получает ожидаемого результата, нельзя категорично говорить нет. Нужно подбирать правильные слова. Не могу сейчас, но тогда-то. Нельзя лишать ребёнка надежды. Должны быть мягкие некатегоричные подходы, объяснять, почему сейчас нельзя, а потом можно будет. Тогда с ребёнком будет легче договариваться. Нужен непосредственный личный контакт со специалистом.

В. Как правильно можно Стаса настраивать? Какие настройки должен выдать психолог, что должны говорить мама или бабушка?

О. Нужно незаметно для него вытащить проблему наружу, в чём она в конечном итоге заключается. Это психологическая проблема, неправильное восприятие. Это основано на конфликте. Описать или нарисовать, что он чувствует, может быть даже проговорить. Во что и в какой форме выливается проблема. Почему он боится, что его не заберут, а если не заберут, как он это видит, что будет дальше. Нужно довести это до конца. Задавать вопросы, и давать ему возможность самому ответить. В процессе построения разговора опытный специалист будет выводить его на то, что он сам выведет и озвучит не только саму проблему, но и её решение. Ребёнку всегда нужно давать возможность самому найти ответ, подумать. Это первый шаг к осознанным поступкам. Если ты делаешь, то должен знать для чего, зачем и почему, чем может это закончится. А что дальше, как ты считаешь? Если по каким-то причинам мама задержалась и не забрала тебя вовремя, что тебя пугает в школе? Он озвучивает, чего он боится. Как ты считаешь сам, как можно выйти из этой ситуации, что можно сделать? Такими наводящими вопросами он сам справится с внутренней проблемой. Я понял и я решил. Я понял, и теперь не боюсь. Мы боимся того, чего не знаем, даже взрослые люди. Страх перед неизвестностью. Само посещение школы для него стресс и страх, пусть он этого не осознаёт, но это есть. Это нужно вытащить наружу, проговорить. Подвести его к тому, чтобы он сам сказал, что в этом случае нужно делать и как поступать.

В. Он справится с этой проблемой?

О. Это задача не только его, но и его близких. Им всем вместе придётся справляться с этим. И это будет полезным для всех. Влиться в коллектив и взаимодействовать с другими людьми у него получится. От природы он контактный и общительный. С этим проблем не будет. Это новый этап в его жизни, он сложный. Школа – это стресс для ребёнка. Всё иначе, всё по-другому, когда с него постоянно что-то требуют. Мы все очень разные. Есть сложившиеся стереотипы, но по сути мы все разные, реагируем на всё по-разному. Поэтому не надо пугаться, когда говорят, что мой ребёнок не такой как все. Нет одинакового подхода в восприятии. Кому-то проще, кому-то легче, все мы разные. При желании и правильном подходе любую проблему можно решить. Ему важно правильно воспринимать всё, что с ним происходит вокруг, и правильно на это реагировать. Учиться себя контролировать, анализировать, делать выводы. Всё это вполне возможно и реально. Нужно только приложить усилие. В дальнейшем придётся дорабатывать, что когда-то было недоработано. В воспитании детей это особо остро чувствуется. Это испытание, нелёгкая задача, требующая усилий, терпения, мудрости и знаний. Не только мы учим детей, но и дети учат нас. В какой-то степени они для нас тоже учителя. Глядя на них, мы меняемся, они заставляют нас меняться, видеть дальше, шире и глубже. Это общая проблема, с которой вполне реально справиться, она не такая серьёзная и глубокая, не настолько сложная, её реально решить.

В. Он учится хорошо. Может быть, Вера в чём-то виновата, что с ним так происходит?

О. Любые страхи передаются близким. А дети особенно чувствуют страхи своих родителей и близких. Мать и ребёнок энергетически связаны, находятся в одном поле. Чем больше будет переживать мама, тем больше на это будет реагировать ребёнок. Страхи основаны на незнании. Чем больше будет понимания сути процесса, тем меньше будет страхов. Иногда нужно по-философски относиться к проблемам, которые не удаётся в данный момент решить. Нужно порассуждать, успокоиться, запланировать решать проблемы. Должно быть спокойное и ровное отношение к ней. Чем меньше будет страхов у мамы и бабушки, тем спокойней будет Стасу. Поменьше озвучивать свои проблемы и страхи. Нельзя ребёнка полностью отгораживать от проблем. Их можно озвучивать, но в доступной для ребёнка форме, чтобы он понимал, что сейчас пока не всё хорошо, поэтому надо действовать так-то и так. Но всё слышать и видеть ребёнок не должен. Если мама в чём-то не уверена, если мама в себе сомневается, то ощущение защиты пропадает. Ребёнок должен чувствовать уверенность, доброту, любовь и сильную добрую маму, которая знает и умеет всё. Он так должен воспринимать родителей. Он должен уважать маму и бабушку, потому что они старше, они близкие, они больше знают. Это нужно в него закладывать.

В. Есть на нём порча или сглаз?

О. Было и есть много зависти. Не на него направлено, но поскольку в его поле это действует, на нём тоже отражается. На нём конкретно не видно, но на близких есть сглаз и зависть.

В. На ком конкретно?

О. На бабушке.

В. От кого?

О. Широкий круг людей. Обиды со стороны близкого окружения, родственников. Что чем больше помогаешь, тем больше требуют, сто раз помог, один раз отказал, и всё, резкий негатив. Такое отношение к бабушке. От людей, с которыми когда-то приходилось работать и сотрудничать, тоже есть негатив. Взаимное недоверие было. Не столько на маме, сколько на бабушке.

В. Как-то снять это можно?

О. Все мы находимся в определённой среде, мы в ней погружены, нам приходится взаимодействовать. Происходит постоянный неизбежный энергообмен со знакомыми и даже незнакомыми людьми, это как мусор. Как мы чистим физическое тело, нужно чистить и более тонкую и незримую суть. Нужно делать усилия, чтобы собственная биологическая защита была плотной и большой. Полноценный отдых, достаточное количество воды в организме. Нужно избегать обезвоживания клеток. В современных условиях и экологии, огромное количество электронных приборов, это всё сильно разрушает. Нужно свою биологическую оболочку постоянно корректировать. Должно быть достаточное количество кислорода, соответственное дыхание, чтобы кислород доставлялся клеткам, физическая активность 2 часа 2 раза в неделю. Дарить добро тем людям, которые в этом нуждаются, помогать. Все поступки и эмоции должны быть основаны на любви и благодарности, их нужно проецировать. Таким образом снимается программа от негатива. Контрастный холодный и горячий душ, заземление, молитвы и походы в церковь оздоравливает и очищает не только тело, но и душу. Есть люди, способные воздействовать на энергетические поля, выравнивать и корректировать их. Но без личных усилий всё будет приходить к тому, с чего начали. Должна быть обязательна своя работа.

В. Не может быть эта зависть и сглаз от двоюродной сестры мамы?

О. Может. Самое сильное воздействие от людей, от которых такого не ждёшь, от них негатив имеет большую поражающую силу. Из-за того, что есть энергетическое родство.

В. В прошлом чтении сказали, что в 20-23 года у Стаса будут проблемы. Какого характера будут проблемы у него?

О. Новый этап самостоятельности. Он всегда будет стремиться к независимости, быстро стать самостоятельным, вырваться из-под опеки. Первые шаги к независимости. Будет попытка взять больше, чем сможет унести. Будут проблемы с учёбой, которая будет прерываться в связи с тем, что он что-то будет менять. Будет проблема становления, он попытается организовать свой бизнес. Он учится, потом бросает учёбу, начинает что-то затевать. Проблемы становления. Не слушает никого, делает то, что считает нужным. Не всё гладко получается. Будет перерыв в учёбе, потом он опять будет учиться. Связано с учёбой и становлением. Попытка проявить себя, стать независимым.

В. Последствий никаких не будет для семьи, для него самого? Отделается психологическим срывом, или будет что-то серьёзное?

О. Всё будет зависеть от адекватности близких, насколько они ему дадут возможности что-то делать самому. Всё должно быть адекватным. Родители опытные, умные и знающие. Можно не просто отойти в сторону, а занять позицию наблюдателя. «Я тебе, как родитель, дал всё, что мог дать. Ты хочешь самостоятельности. Каждый имеет право на ошибки, пройти свой путь. Раз ребёнок решает быть самостоятельным, то, пожалуйста, будь самостоятельным, и сам решай свои задачи по мере возможности. Я могу этим помочь, но больше извини, но на это только можешь и рассчитывать. Потому что в случае неудачи потонешь не только сам, но и нам потопишь. Учись на своих ошибках, вот и пробуй».

В. Какую ему лучше профессию выбрать?

О. Торгово-денежные отношения, маркетинг, менеджмент. Его развивать надо в области экономики.

В. Как у него сложится семейная жизнь?

О. Дети у него будут. В отношении брака он будет очень осторожничать, и не будет торопиться с этим. Сначала будут свободные отношения, как гражданский брак, а потом уже официальный. Всё будет постепенно и долго. Все уже близкие ему будут говорить, что пора принимать решение, подгонять его. Не один, но в то же время не женится он долго. Будет просчитывать, осторожничать. Женится он один раз, но думать будет очень долго. В личной жизни у него всё будет ровно.

В. Дети от него будут?

В. Доживёт ли бабушка до правнуков?

О. При правильном настрое можно очень долго прожить и увидеть своих правнуков. К этому надо стремиться.

В. Как ей правильно настроиться?

О. Здоровый образ жизни, здоровые мысли, позитив. Чем меньше привязок, тем свободней. Чем свободней, тем легче. Чем легче, тем правильней. Если есть материальные потери, к ним нужно ровно и спокойно относится. Это всё решаемо. Решать проблемы нужно по мере их поступления. В случае проблем, составить план А, В, С. подстраховаться, стратегически всё просчитать, и спокойно жить и наслаждаться каждой минутой этой жизни. Благодарить Вселенную и Бога за всё, что имеет и за все людей, которых любит. Такой настрой самый правильный и здоровый. Он даёт уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Чем меньше будет раскачиваться внутренний маятник, тем длиннее жизненный путь. На самом деле это не сложно. Это, кажется, что страшно что-то терять. На самом деле самое страшное – это потеря людей, которых мы любим. Всё остальное – это решаемые проблемы. Нужно понимать, для чего живешь, с какими мыслями. Своими мыслями мы создаем не только свою реальность, но и бытие своих близких. Чем чище и спокойней и позитивней будет внутренний настрой у всех, тем качественней будет жизнь.

В. Как лучше жить бабушке с мамой и Стасом или раздельно?

О. Три поколения под одной крышей. Нужно чувствовать собственные ощущения. Раньше во всех странах и религиях было распространено, что под одной крышей живут несколько поколений, учатся друг у друга, передают опыт. Это проще и легче. Но времена меняются, меняются обстоятельства. В каких-то ситуациях это удобно, в каких-то – нет. Однозначно сказать, как лучше, сложно. Должно быть комфортно всем, кто находится под одной крышей. Не должно быть чувство дискомфорта, что я мешаю, мне мешают. Правильней было бы жить раздельно, но недалеко.

В. Сколько у Стаса будет детей?

В. Мальчики или девочки?

О. Дети будут разнополые, будут и мальчик, и девочка. Первой будет девочка, а потом будет мальчик.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter .

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Мне 20 лет, я недавно стал работать в коррекционной школе. Поначалу все было хорошо, но позже ученики старших классов стали искать мои слабые места и давить на них. После этого у меня большой стресс, и уже пропала любовь к детям. И каждое утро я со страхом иду вновь на работу. Подскажите, что мне делать?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Уважаемый Павел, Вы избрали для себя очень нужную и непростую специальность - педагога, да еще и в коррекционной школе. Помоги Вам Бог! Да, бывает, что приходящие на практику студенты педагогических вузов, впервые встав перед классом у доски, вдруг понимают, что не могут вести урок, что им мешает неуверенность, страх, который они не в силах преодолеть, что у них нет сил справиться с классом, иными словами, что они выбрали не ту специальность и не понимали, что такое она представляет собой не в теории, а на практике. Это вопрос больше не к священнику, а к педагогам с опытом - что они посоветуют делать. Я знаю такой: попробовать преодолеть свой страх, а если не получается - людям советуют сменить специальность, потому что бывает так, что не может человек быть учителем. Это совершенно нормально. Так что взвесьте все как следует и прикиньте. Если же страх Ваш не настолько силен, что Вы не можете учительствовать, а просто Вы в ситуации, которую нужно преодолеть, я бы посоветовал Вам поговорить с педагогами со стажем - как они начинали свою работу, какие проблемы встречали и как из них выходили. Дети всегда пробуют слабые места учителя, тренера, вожатого в лагере... Им важно уважительно, но четко и твердо показать, за какую черту они не могут заходить. Четко озвучить или написать даже правила поведения и штрафы за их нарушение. В общем, максимально четко и ясно обозначить границы. Но это с обычными детьми. Как быть в коррекционной школе, повторюсь, Вам подскажут старшие коррекционные педагоги.

Молитесь, ходите в храм регулярно, исповедуйтесь и причащайтесь, это поможет Вам обрести нужную душевную крепость и силу.

Со своими страхами попробуйте понять и сами, что именно Вас тревожит, или разобрать с опытным психологом, это может быть полезно не только для работы, но и для жизни.

В качестве рекомендации могу вам посоветовать обратиться за помощью в Центр кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва).
Старейший Центр кризисной психологии, созданный по благословению Патриарха Алексия II находится рядом с метро «Семеновская». Здесь служат высокопрофессиональные православные психологи, которые помогли уже тысячам людей.Помощь оказывается взрослым и детям, членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам.

Если у Вас тяжелое материальное положение, то это ни в коем случае не должно Вас останавливать в получении психологической помощи в Центре. Пожертвования центру определяются только вашими возможностями и благодарностью. Оказание помощи в Центре никак не связано с суммой пожертвования (или его полного отсутствия) .

Нынешние программы для учебных заведений бесперебойно обновляются и видоизменяются. Материал непрост и школьники могут попросту его не воспринимать. Довольно часто случается так, что ребенок слушает начитанную информацию, а вот понять ее не в силах, поэтому разбирать пройденный в школе материал приходится уже дома. Если в начальных классах еще можно понять о чем идет речь, то в старших - это уже непросто. Таким образом, ребенок начинает бояться учебного заведения, поскольку домашнее задание не выполнено, учителя ставят двойки, а родители отчитывают за них. Психика подростка не выносит такого стресса и появляется боязнь школы, от которой нужно избавляться в срочном порядке.

Страх школы может возникнуть вследствие неспособности ребенка освоить учебный материал

Что такое боязнь школы

Боязнь ходить в школу называется дидаскалейнофобия, она характерна только школьникам и появляется исключительно в момент занятий. По существу понятие дидаскалейнофобии дословно расшифровывается, как «боязнь школы». Формально такая фобия не сразу может заявить о себе в полном объеме. Часто родители воспринимают нежелание ходить на учебу, как лень, желание погулять или же заняться чем-нибудь иным, только не учебным процессом. Но именно в эти моменты не нужно отворачиваться от проблемы, необходимо со всей ответственностью отнестись к ней и отыскать реальную причину прогулов уроков. Особенно сильно это проявляется в начальной школе, т.к. ребенок еще полностью не приспособился к обучению и требованиям, а большие нагрузки без семейной поддержки могут привести к появлению фобии

Ошибка родителей состоит в том, что они считают фобию проявлением сразу во всех сферах жизни ребенка, а боязнь появляется именно в конкретном случае. Если устранить раздражитель, то и боязнь проходит сама собой. Пренебрегать такие проявления у подростка нельзя. Чем длительнее не уделяется время и внимание к проблеме, тем более сильно она врастает в сознание. Позже она может перерасти в сильнейшую озлобленность, которая связана с паническим состоянием и депрессивностью.

Признаки и симптомы наличия фобии

Самое полное и точное описание боязни школы описал Херсов. Он считал, что проблемы начинаются с сомнительных жалоб на учебное заведение или же с ее принудительного посещения. Позже это перерастает в полный отказ идти в школу, не принимая во внимание уговоры со стороны родителей. Чем ближе время идти в учебное заведение, тем сильнее меняется поведение и настроение ребенка. Многие дети говорят, что у них есть желание посещать школу, но в необходимый момент у них ничего не выходит из-за панических атак.

Родителям следует забить тревогу при появлении такого рода симптомов:

  • припадки асфиксии;
  • прерывающееся дыхание;
  • слишком частый пульс и сердечный ритм;
  • сильное потовыделение;
  • озноб и содрогание;
  • ребенок становится бледнее, появляется упадок сил, который может привести к потере сознания.

Кроме вышеперечисленного, у подростка может появиться подташнивание, головокружение и кишечные колики.

Удивительно, что при наличии данной болезни может возникнуть появление боязни перед припадками самой боязни у ребенка. К тому же чем старше ребенок, тем сильнее могут быть такие проявления.

Дети могут в такие минуты метаться по помещению, его поведение будет паническим или же он длительное время находится без движения. Такие признаки сложно приурочить к капризам и следует уделить им должное внимание.

Асфиксия — один из признаков фобии

Причины проявления боязни

Глупо думать, что проявления страха перед походом в школу могут появляться вследствие одной стрессовой ситуации, которая произошла в учебном заведении. В большинстве случаев, это затянувшийся процесс, где школьник подвергается постоянному влиянию негативных факторов, которые сразу не устранить:

  • издевательства от одноклассников, которые педагоги игнорируют;
  • жестокость по отношению к ребенку;
  • насмешки;
  • бесконечные угрозы от старшеклассников;
  • большая занятость и сильные нагрузки (физические и умственные);
  • психологические упреки с боку преподавателей.

Существуют нестандартные симптомы дидаскалейнофобии. Случается так, что фобия наступает, когда школьник испытывает панику, думая, что с родителями может случиться неприятность, в момент его отсутствия. Может быть, что ссоры среди родных и неурядицы настолько западают в голове у школьника, что в школе он не может от них освободиться, стремясь за родственников разрешить их сложности, поэтому не желает посещать учебное заведение. При любых обстоятельствах, школа - это главный период социализации школьника, поэтому страх школы необходимо преодолевать.

Загруженность в школе может быть одной из причин расстройства

Как преодолеть страх перед походом в школу

Чаще всего школьник не имеет возможности до конца понять, как именно проявляется дидаскалейнофобия, как ее побороть и навсегда устранить, что же в самом деле мешает ему посещать учебное заведение. Исходя из этого, помощь профессионала необходима. В этих случаях следует обратиться за помощью к профессионалам в этой сфере. Первым делом, это детские психологи, которые могут постепенно определить все причины такого поведения у ребенка. Психолог может объяснить, каким образом избавиться от давления со стороны одноклассников или препятствовать им. Обучит и изменит взгляды на мир школьника, чтобы он смог взглянуть на проблему с иной стороны и устранить ее самостоятельно. Если ребенок сильно боится за родителей, то профессионал сможет объяснить ему, как поступать, когда родных нет рядом.

Комплексно с работой психолога, школьнику назначают определенные антидепрессанты, лечебную физическую культуру или же иные упражнения, которые отвлекут ребенка от проблемы. Физкультура сможет помочь ребенку преодолеть неуверенность в собственных силах.

Если натиск исходит со стороны семьи, то важно провести беседы с родственниками. Близкие люди обязаны пересмотреть свое отношение к собственному чаду и постараться решить проблему, не вмешивая ребенка в нее.

Большинство родителей, когда слышат от специалистов, что их ребенок боится школы, выдыхают с облегчением - проблема не настолько серьезна. Только это начало сложного психологического заболевания, которое может перерасти во что-то большее. Если вовремя не заняться устранением этой беды, то ребенок и вовсе не пожелает посещать школу, вплоть до суицидальных наклонностей или побега из дома. Это произойдет не сразу, но доводить до этого не стоит. Любой испуг можно искоренить, отыскав его и устранив. Дидаскалейнофобия не исключение, если вы прибегнете к помощи высококвалифицированного специалиста в данной области. Именно он сможет дать нужные советы:

Перевести ребенка на обучение в домашних условиях. Это необходимо и важно, поскольку ребенок должен обладать необходимыми знаниями.

Не ругать его за некоторые слабости - возмущение родных людей только усугубит ситуацию. Только при помощи терпения и участливости можно справиться с психологическими проблемами школьника.

Ребенка необходимо поддерживать, даже если он получил плохую оценку. Нужно продемонстрировать, что ничего в этом страшного нет, все можно исправить путем лучшей подготовки пройденного материала.

Небольшая памятка родителям! Чтобы данная фобия была устранена, родителям стоит начать с себя, только родные люди помогут школьнику устранить боязнь. В кругу семьи должна быть благоприятная атмосфера, доверие и взаимопонимание.

Близкие люди обязаны проявить внимание и терпение, не предъявлять ребенку обвинения во всех его неудачах. Победив страхи постоянно быть виновным перед родителями, у дитя появится уверенность в опоре и защите. В школе он будет находить общий язык с теми детьми, которые будут принимать его таким, какой он есть, а всем своим неприятелям научится оказывать сопротивление. Ему будет интересно ходить на учебу. Важно донести до ребенка, что для всех он не будет идеальным, а это означает, что не всегда следует прислушиваться к всеобщему мнению.

Если же вы обратили внимание на то, что поведение ребенка схоже с вышеописанными симптомами, то примите необходимые меры, задумайтесь о микроклимате в семье. Следует провести анализ собственного поведения, поскольку довольно часто дети копируют поведение своих близких. Исходя из этого, нужно подавать пример детям исходя из собственного поведения, и это поможет им добиться небывалых высот и преодолеть массу сложностей. Необходимо много общаться с ребенком, узнавать о его проблемах и не давать ему замкнуться в себе.

В жизни каждого малыша наступает момент, когда он подрастает и из вчерашнего детсадовца превращается в первоклассника. Казалось бы, вроде и мама с папой к школе готовили, и в детском саду воспитательница старалась научить всему, что должен знать ученик первого класса, а вот чувство страха перед школой все равно есть.

Иной раз дети сами не могут объяснить, чем оно вызвано, ведь и друзья будут учиться вместе с ним, и на подготовительные курсы он ходил, с учительницей познакомился. Но чувство боязни не исчезает. Некоторые малыши способны даже устроить истерику перед походом в школу или прицепиться к маминой руке и не отпускать ее, когда она, проводив свое дитя в школу, пойдет по направлению к выходу из здания.

Школа пугает неизвестностью…

Родителям не стоит переживать из-за подобных сцен. Это абсолютно нормальное явление. Ведь первый год учебы в школе считается самым трудным для учеников. Это переломный момент в жизни ребенка. Ведь вместе с появлением школы привычная жизнь ребенка кардинально изменяется. Увеличивается нагрузка, завязываются новые отношения, на смену ежедневным играм приходят учебные занятия. Для малыша все это сильный стресс. Ему необходимо определенное время для того, чтобы адаптироваться в новых условиях.

Давайте выясним, что именно может пугать вашего ребенка

Во-первых, это возросшая нагрузка. При этом не только физическая, но и психоэмоциональная. Еще вчера малыш играл в игры с друзьями, а сегодня уже должен получать знания и ежедневно подтверждать их своими ответами на оценку. Много учебных дисциплин — это большая сложность для ребенка, ведь каждый предмет учит чему-то другому и требует выполнять определенные обязанности по занятиям. Порой даже ученики с высоким уровнем интеллекта теряются и испытывают беспокойство.

Во-вторых, когда ребенок идет в школу, он осознает, что его ответственность увеличивается. Теперь нельзя просто «выйти из игры». К нему предъявляются особые требования, которые необходимо выполнять. Также в его жизни появляется такое понятие, как «школьный режим». И его тоже придется соблюдать. Нельзя выбирать, на какие уроки ходить, а на какие нет.

Разрешите ему приглашать в гости одноклассников. Это поможет ребенку не терять положения в обществе, и таким образом он не будет лишен общения со сверстниками. Помимо этого, дети могут помочь вашему ребенку не отставать от изучения нового материала. Учеба в команде – это отличный способ для усвоения новой темы.

Помните, что вы всегда можете поддержать ребенка, предложив школе свои услуги. Например, став членом родительского комитета или участвуя с классом в походе, который запланирован на выходной день. Присутствие мамы приободрит малыша, и он станет вести себя более свободно.

В крайнем случае, всегда можно поговорить с классным руководителем и рассказать о проблеме страха перед школой. Педагог обязательно выслушает и поможет. Если действовать с учителем сообща, адаптация ребенка будет происходить легче и быстрее.