Классный час "Человек отражается в своих поступках". Классный час «Как научиться управлять собой

Цель : учить прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны; развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения; активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

Эпиграф : «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». И. Гете.

Ход мероприятия.
1. Вступительное слово преподавателя.
Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно, ведь в жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели, вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

– А вы сами задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми - будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?
– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли?
«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

1. Продолжи фразу, исходя из привычного вам поведения.
Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
Когда от меня требуют послушания, я …
Когда меня просят не грубить, я …
Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …

Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
Учитель информатики поставил вам оценку, а вы с ней не согласны, как ты поступишь в этом случае?
– А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого чело-века, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

2. Разрешение ситуаций – работа в 3 группах, выберите наиболее свойственный вам ва-риант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях. Как вы поступите (прокомментируйте свой выбор), выслушайте каждого. Как необходимо поступить, прокомментируйте.

Ситуация №1.
Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.
Какой вариант поведения вы выберете?
А. Предложу посмотреть передачу вместе с братом
Б. Сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом
В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить
Г. Пойду погуляю с братом
Д. Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять

Ситуация №2.
Классный руководитель, т. е. я – объявляю ребятам, что мы планировали поехать всем классом на горнолыжку, но билетов в кассе на весь класс не оказалось. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кто не поедет. Сделайте это сами. И я предлагаю вам самим решить кому не поехать.
А. Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно
Б. Предложу решить голосованием
В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой
Г. Подниму руку, что не пойду
Д. Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных

Ситуация №3.
Вика взяла у Антона без разрешения линейку. На требования вернуть свою вещь, девочка не реагирует. Ваши действия.
А. Сделать вид, что ничего не происходит
Б. Отнять линейку силой у Вики и вернуть Антону
В. Взять ещё вещь Антона и вместе с Викой дразнить Антона
Г. Пристыдить и попытаться убедить Вику вернуть линейку
Д. Обратиться за помощью к взрослым.

3. Тренинг : отрицательный поступок и достойное поведение. Приглашается по два человека – первый вытягивает задание ситуацию, а второй находит быстрое и правильное решение для разрешения ситуации.

1. Эй, малой, подними бумажку!
2. Слышь, малой, дай пять рублей, на пирожок не хватает.
3. На, спрячь рюкзак, пусть Толик поищет, поприкалываемся на математике!
4. Сегодня с шестого урока все смываемся, усёк?
5. У тебя есть телефон? Дай посмотреть. Хорошая труба. Будет моя!!!
6. Чё ты тут встал? Я первый это место занял!
7. Домашнее сочинение написал? Дай скатать.

– Как вы можете оценить поступки ребят? В чём проявляется достойное поведение?
– Может ли кто-то из вас признаться в своих отрицательных поступках? Что вы хотели бы изменить в своём поведении?
– Поступок – отец привычки. Воспитание поведения начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

– Согласны ли вы выбирать достойное поведение, следить за своими поступками, работать над собой? Тогда давайте растить все доброе и достойное – и кто со мной согласен, тот пусть поможет расцвести цветку на доске.
Заключительное слово педагога : «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». ()

Цели и задачи

— учить детей управлять своими эмоциями.

Оборудование

Набор пиктограмм «Настроение человека».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель . Рассмотрите пиктограммы. Что они обозначают? (Настроение человека) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Мы будем учиться управлять своими эмоциями. Для чего нужно уметь управлять своими эмоциями? (Ответы детей.)

Психологические этюды на выражение эмоций

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Педагог читает стихотворение, а дети изображают эмоцию удивления.

ПРИЗНАНИЕ

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

Он всех в один несчастный день

Чуть не довел до слез,

Его зовут — стоит, как пень,

Как будто в землю врос.

— Смотри, не пей воды сырой! —

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай,

Поди пойми,

Что стало с парнем

Лет восьми?

— Придешь обедать к трем часам, —

Ему сказала мать.

Он пробурчал: — Я знаю сам...

А сам явился в пять.

— Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

— Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

А. Барто

Вопросы для обсуждения:

— Вы согласны с Андрюшей?

— Какую реакцию вызвало поведение мальчика?

— В чем может проявляться взрослость?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Учитель.

И ты совершаешь

Веселое чудо —

Пол засверкал,

Просияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

— Да это как в сказке...

Волшебник ты мой!

С. Погореловский

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, кто получает удовольствие? (Имама, и сын.) Почему?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАДАНИЯ И ПЕЧАЛИ

Учитель.

Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша — водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стеклами не хвастай».

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

— Нет, — говорит он, — никогда

Очков я не надену!

С. Маршак

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему Саше больно и обидно?

Правильно ли поступают ребята?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ

Учитель.

Если бьет дрянной драчун

Слабого мальчишку,

Я такого не хочу

Даже вставить в книжку!

В. Маяковский

Вопросы для обсуждения:

— В каких ситуациях мы испытываем отвращение и презрение?

— Всегда ли нужно показывать эти эмоции?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА

Учитель.

Однажды на лужайке

Подрались два козла.

Подрались для забавы,

Не то чтобы со зла.

Один из них тихонько

Приятеля лягнул,

Другой из них легонько

Приятеля боднул.

Один лягнул приятеля

Немножко посильней,

Другой боднул приятеля

Немножко побольней.

Один разгорячился,

Лягнул, что было сил!

Другой его рогами

Под брюхо подцепил!

В. Лифшиц

Вопросы для обсуждения:

— Какие эмоции испытывают герои этого стихотворения? (Гнев, злобу)

— К чему может привести гнев?

— Для чего надо уметь управлять этой эмоцией?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ СТРАХА

Меня пугал так сильно Страх

В потемках у ворот,

Что я в испуге крикнул «Ах!»

Совсем наоборот.

Я крикнул «Ха!» — и мигом Страх

Забился под забор...

Он струсил сам! И слово «Ах!»

Я позабыл с тех пор!

Г. Семенов

Вопросы для обсуждения:

— В какую эмоцию переходит эмоция страха?

— Как вы преодолеваете страхи?

ЭТЮД НА ВЫРАЖЕНИЕ ВИНЫ

Учитель.

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините,

Я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините,

Я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе,

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

А. Антонов

Вопросы для обсуждения:

— А как вы считаете, вежлив Витя или нет?

— Как Витя выражал эмоцию вины?

— Как вы думаете, ему верили?

Подведение итогов

Учитель . Для чего человеку надо уметь управлять своими эмоциями?

Дети приходят к выводу, что неумение сдерживаться, подверженность гневу и страху мешают человеку наладить отношения с окружающими, добиться успеха в жизни, быть уверенным в себе, счастливым.

Классный час

« Поведение при конфликте?»

1 .Зашли – при входе берём Сердечки (желтые и зеленые)

Желтый – внутренний Зеленый – внешний (напротив друг друга)

2 . «Круг»

Внешний круг (зеленый) Шаг вправо – поздоровайтесь!

Шаг вправо – улыбнитесь!

3. «ПРИТЧА»

Сели на места по группам (по цвету и номеру)

Прежде, чем вы узнаете тему нашего классного часа послушайте притчу

«Отец и сын»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек.

У него не было друзей,так как он всё время со всеми ссорился.Пришёл юноша к отцу и сказал: «Отец,почему со мной никто не дружит?»

Старик дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева и обидит кого-нибудь, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Ау кого из вас в последнее время было много конфликтов? Кто кого обидел? (Забить гвозди –гвоздь вынули, а след остался )

Вывод : Да, действительно, все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

В совместной деятельности присутствует мнение как минимум двух сторон и мнений, которые не всегда совпадают.

Как вы считаете, к чему может привести несовпадение мнений?

(предположения участников)

Вы правы, речь идет о конфликте.

Актуальна ли эта тема для нашего класса?

Сегодня мы постараемся понять, что такое «конфликт» и вы получите возможность научиться вести себя в конфликтной ситуации.

4 . «Работа с ПОНЯТИЕМ «КОНФЛИКТ»» по группам

Разделимся на творческие группы и поработаем с понятиями,

близкими термину «Конфликт»

1 группа

2 группа

объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком

Подберите синонимы к слову “конфликтовать”.

3 группа

Объяснит, что мы называем « конфликтной ситуацией »

ЗАДАНИЕ

1 группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком ”?

2 группа подберёт синоним к слову “ конфликтовать”.

3 группа объяснит, что мы называем « конфликтной ситуацией »

Вывод: Конфликт это столкновение интересов , которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми .

И, как в любом столкновении, в конфликте нет победителей. Плохо, как правило, бывает всем.

5. «СТРАТЕГИИ»

Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология .

Теперь я вам расскажу о стратегиях разрешения конфликтов.

С тратегия - это ваше поведения , для достижения своих целей .

Их всего 4:

Приспособление

Избегание

Сотрудничество

Соперничество

6. «РАБОТА С КАРТОЧКАМИ В ГРУППАХ»

У конфликта всегда как минимум две стороны. Разрешение этого конфликта зависит от того, готовы ли конфликтующие пойти навстречу друг другу. Мы будем выходить выход из конфликтной ситуации, используя одну из стратегий.

Предлагаю поиграть в игру “ Контакты и конфликты” .

Решение ситуаций .

Ситуация 1. Надя долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной работе не готовилась. Во время контрольной работы у Нади и Наташи один вариант. Наташа просит Надю дать возможность списать её решение. Наде обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо контрольную написать. Как правильно поступить Наде?

1)Дать списать.

2) Сказать, что сама не решила(хотя Надя задачу решила).

3)Сказать, чтобы думала сама.

4)Подсказать ход решения, но само решение не давать.

Ситуация 1. (обсуждение 2 мин.) Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
1) будете плакать; 2) пожалуетесь учителю; 3) ударите его; 4) сделаете ему замечание; 5) можно своё мнение .

Ситуация 3. Перед сном ты долго играешь в компьютерные игры. Это так тебя захватывает, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями . Что делать?

Все вы вели себя по-разному.

7 . «ПРИЧИНЫ»

Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех похожие

Назовите причины конфликтов: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. На доске

Причины

Несовпадение целей, желаний.

Неуважение к другим

Неумение общаться

Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред?

В чем же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

8 . «ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

Конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Прочитайте правила предупреждения конфликтов. (слайд 7)

Правила предупреждения конфликтов:

    Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

    В споре будь сдержан и тактичен.

    Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

    Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

9 .СУНДУК « ПОДАРОК - ПОЖЕЛАНИЕ »

Здесь, в сундучке « С частья », для каждого из вас есть небольшой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе.

(Каждый находит листок, на оборотной стороне которого написано пожелание.

Пожелания

Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

В споре умей выслушивать собеседника до конца

Уважай чувства других людей

Любую проблему можно решить.

Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

Не сердись, улыбнись.

Начни свой день с улыбки.

Будь уверен в себе.

Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь

Будь обаятелен и добр.

Извинись, если ты не прав.

Не забывай выражать свою благодарность.

Выполняй свои обещания.

Уметь ставить себя на место другого, посочувствовать, договариться.

Не критикуй постоянно других

Внимательно выслушивай мнение других людей

Научись уступать друг другу, не всегда настаивают на своем.

В споре будь сдержан и тактичен

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

10. Рефлексия

В начале нашего общения мы стояли в кругу. Предлагаю и завершить наше общение в теперь уже дружеском кругу.

Встать в 2 круга: внешний и внутренний. Лицом друг к другу.

Внешний круг (зеленый)

Всем хочется стать чуточку лучше. Это знает каждый по себе

Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Шаг вправо – поблагодарите друг друга за общение!

Шаг вправо – комплимент!

Шаг вправо – обнимитесь!

Итоги.

Учитель : Ребята, давайте подведем итог занятия.

Вспомним, какие з адачи ставили:

1. Узнать, что такое конфликт?

2 .Как вести себя в конфликтной ситуации. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора)

Учитель : Как вы думаете помогут вам новые знания избегать конфликтов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помните - человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии.

А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

Закончить наше общение хочется словами Максима Горького :

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

Тема классного часа: Учитесь управлять собой (Инсценировка)

Цель: способствовать реализации невостребованных резервов организма подростков, улучшению их здоровья.

Действующие лица:

Вася, ученик 10 класса.

Позитивное отношение к жизни.

Разумный образ жизни.

Вася (лежа на диване). Надоела вся эта жизнь. Одно и то же: в школе - учителя зудят, дома - родители пристают, в тусовке - одни и те же тупые разговоры. Мрак и беспросветность, настроение на нуле. Делать ничего не хочу, лежал бы целыми днями на диване и плевал в потолок. (Включает телевизор.)

Телевизор (бодрым голосом диктора). Друзья! Как прекрасно осознавать, что ты живешь, и уж только поэтому испытывать счастье! Мы обладаем бесценными дарами: мозгом - чтобы мыслить, мечтать, глазами - чтобы видеть прекрасную природу, красивые лица, слухом - чтобы слышать музыку, пение птиц, шелест травы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от жизни, и вопрос только в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, радоваться.

Вася (выключая телевизор). Опять чушь какую-то по ящику несут. Слушать противно. Вот был бы человек самонастраивающейся системой, как компьютеры будущего, половина проблем бы решилась. А то, чтобы уйти от депрессухи, сколько сейчас ребят на наркотики подсело! Чему радоваться-то, все противно, все болит. Посплю-ка я лучше, пока предки с работы не пришли.

Отворачивается к стенке и засыпает.

Внутренний голос № 2. А главное - он и не пытается выйти из замкнутого круга, ведь никто его этому не учил. Надо бы ему помочь, ведь он совсем юный и пока еще полон сил. Давай позовем две Главные Опоры в жизни. Они, как видения, явятся во сне к Васе и все растолкуют.

Появляются Главные Опоры: Позитивное отношение к жизни и Разумный образ жизни.

Мой юный друг! Пойми, ведь ты не живешь, а безрадостно функционируешь и в суете не замечаешь, как летят дни, месяцы, годы. Вместо того чтобы с юмором относиться к своим неприятностям, ты тягостно их переживаешь, копишь недовольства и обиды, отчего страдаешь прежде всего сам. А ведь неурядицы, жизненные противоречия - это норма жизни, они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят. «Юмор - соль жизни, - говорил Карел Чапек, - кто лучше просолен, дольше выдержит». Главная мудрость состоит в том, чтобы радоваться каждому мгновению. Эта мудрость приходит не сразу, но к ней необходимо стремиться, тогда уныние тебя никогда не настигнет. Давай попробуем посмотреть, сможешь ли ты найти радость в такой ситуации: раннее утро, понедельник, звенит будильник, пора вставать и идти в школу.

Вася (во сне). Разве этому можно радоваться? А впрочем... Почему бы не попробовать стать другим, вот народ-то удивится. Надо будет начать почаще улыбаться и поменьше строить из себя крутого. В конце концов в этом есть какой-то азарт!

Позитивное отношение к жизни . Вполне правильное решение. Смотри, не забудь про него, когда проснешься.

Позитивное отношение к жизни . Кроме мысленного самовнушения, есть и иной способ самозащиты от отрицательных эмоций - мышечная разрядка с помощью физических упражнений. У предков человека после сильных эмоций всегда следовала интенсивная физическая нагрузка: они защищались, нападали или убегали. У современного человека подавляемый гнев направляется внутрь организма, оказывая избыточное воздействие на внутренние органы, поэтому любые переживания сложных ситуаций связаны с ухудшением самочувствия.

Вася (во сне). Это значит, на уроке после конфликта с учителем надо поднять руку и сказать: «Мария Ивановна, отпустите меня в тренажерную, мне нужна мышечная разрядка?» Да она меня сразу же к директору отправит, а сама за валидолом полезет, хотя ей тоже бы следовало в тренажерную отправиться!

Позитивное отношение к жизни. Вася, во-первых, я надеюсь, что ты пе забыл про свои намерения прекратить лезть на рожон, а во-вторых, если вдруг и случится такая оказия, то это не значит, что надо куда-то бежать: вполне достаточно попеременно начать сокращать, к примеру, икроножные мышцы. А кстати, человек сжимает и разжимает кулаки именно в конфликтной ситуации, подсознательно снимая этим напряжение.

Разумный образ жизни . Буду надеяться, что тебя удалось немного убедить в том, что относиться к жизни надо радостно. Жизнь - это величайшая ценность во всех своих проявлениях, а полноценная жизнь немыслима без здоровья. Сократ говорил о том, что тело человека не болеет отдельно и независимо от его души, значит, физическое и психическое здоровье человека тесно взаимосвязаны. Каждый человек может научиться сознательно влиять на свое здоровье, своевременно и постоянно восстанавливать физические, психические и духовные жизненные силы.

Вася (во сне). Ну, сейчас опять пойдут разговоры про здоровый образ жизни. Нам про это на каждом уроке биологии рассказывают, только мы все равно ничего не слушаем. Взрослые говорят одно, а сами пьют, курят, едят что попало, смотрят ночами напролет всякую муть по телевизору.

Разумный образ жизни . Каждый из нас имеет свободу выбора, и чем человек больше знает, тем он более свободен в своем выборе, тем он более сознательно это делает. Я хочу, чтобы ты, к примеру, знал, что, по подсчетам ученых, кроме ночного сна, человек должен посвящать своему здоровью и отдыху ежесуточно около трех часов. Большую часть этого времени следует отводить на физические нагрузки, разумное питание, закаливание, бывать на природе.

Вася (во сне). А где взять время и силы? И так от усталости еле ноги передвигаешь, а тут еще дополнительно три часа напрягаться! Я даже постель не застилаю, чтобы прийти из школы и рухнуть на койку.

Разумный образ жизни . Весь фокус состоит в том, что чем меньше ты двигаешься, тем быстрее ты устаешь от малейшего напряжения. Попробуй завтра встать на полчаса раньше, размяться с гантелями под любую музыку, принять душ, выходя из дома, забыть про лифт и не ехать в переполненном автобусе, а идти пешком. Уверяю, что ты явишься на занятия не вялым и расслабленным, как всегда, а достаточно бодрым, и сможешь эффективно воспринимать объяснения учителя.

Вася (во сне). Ладно уж, если начинать новую жизнь, то во всем. В конце концов, бросить это я всегда успею. А вообще я слышал, что есть и другие способы разгрузки, кроме этих, общеизвестных.

Разумный образ жизни. Действительно, они есть. Один из них - мышечное расслабление, с помощью которого можно добиться совершенствования своей психики и тела. Расслабляя мышцы, ты даешь полноценный отдых всему организму, избавляешься от разных болей, устраняешь многие психические комплексы. Вспомни напряженные лица людей в транспорте - наморщенные лбы, плотно сжатые рты, и научись «разморщиниваться»: слегка разомкни зубы и губы, улыбнись глазами - совсем другое лицо! Помнится, ты переживал, что человек - не самонастраивающаяся система, так вот на мышечном расслаблении построена древнеиндийская система гимнастических упражнений - йога, освоив которую, можно научиться приемам саморегуляции и сделать шаг вперед в своем психофизическом совершенствовании.

Вася (во сне). Да, я знаю, что йогой можно достичь забойных результатов. У нас в компании был парень, который этой гимнастикой так увлекся, что у него все в жизни наладилось: и отношения с родителями, и в школе, и учиться стал значительно лучше. Я вообще доверяю древним рецептам оздоровления больше, чем этому современному здоровому образу жизни.

Разумный образ жизни . Должен тебе сказать, что здоровому образу жизни учили еще древние мыслители. Великий Гиппократ говорил об умеренности в еде, бесполезности чрезмерно длительного сна и вредности недосыпания, о благотворном влиянии физических нагрузок, в том числе прогулок на свежем воздухе. Он имел все основания давать советы о том, как сохранить здоровье и удлинить свою жизнь, поскольку сам прожил 92 года при средней продолжительности жизни в то время 25-35 лет.

Вася (во сне). Смотри-ка, действительно все, как у нас. А вот как ты можешь объяснить такую историю? Однажды в очередной раз я со всеми поссорился и мне было очень плохо. В гот день я проходил мимо театра, мне предложили лишний билет, и я его купил. Спектакль был очень трогательный, и у меня во время действия пошли по всему телу мурашки и даже слезы выступили, хотя ничего трагического и страшного на сцене не было. От этого переживания вдруг пришло ощущение радости жизни, я понял, что все будет хорошо.

Разумный образ жизни . Молодец, ты точно описал состояние, которое в психологии называется катарсис. Оно определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведений искусств, природы. Это отличный способ освободиться, вытеснить тяжелые, иногда мучительные переживания положительными, достичь состояния внутреннего облегчения. Создавая себе условия для чувственной эстетической разрядки, можно регулировать свое самочувствие.

Вася (во сне). Катарсис - это конечно, классно, это бывает нужно. Понимаешь, не только я, но и многие мои приятели живут в постоянном напряжении, состоянии тревоги, как бы все время ожидаем неприятностей, даже если к тому нет никаких причин.

Разумный образ жизни. Прежде чем впадать в уныние по поводу предстоящей неприятности, сделай следующее:

1. Осмысли и максимально проясни для себя предстоящую ситуацию.

2. Сняв тревожный фактор неопределенности, проиграй в лицах свою роль.

3. Проанализировав другие подобные ситуации, прими решение о том, с чем тебе по силам справиться сейчас.

4. Представь, как ты будешь себя вести в случае краха.

5. Нельзя недооценивать ситуацию, но ни к чему и излишняя ее драматизация. В любом случае надо всегда помнить, что большинство событий ничтожны по сравнению с твоей возможностью жить, любить, с возможностью все изменить и начать сначала.

Позитивное отношение к жизни и Разумный образ жизни (хором). Прощай, Вася. Мы будем рады навестить тебя снова. Помни, что полноценная жизнь любого человека основана на законе единства физического и психического здоровья. Организуй себя во благо долгой, полноценной и желанной жизни, помни о душе и теле, не давай им лениться.

Вася (просыпаясь). Ведь приснится же такая глупость. А впрочем, глупость ли? Что если со мной произошло такое же самое прозрение, как и с Менделеевым, когда он во сне увидел таблицу? Надо будет рассказать своим. Ну их, засмеют ведь...

А что если все это испробовать на себе? Вроде я все запомнил, голова ясная, как никогда. Решено: в конце концов я ничего от этого не потеряю, а может, наоборот, приобрету.

Классный час «Как научиться управлять собой. Моральные качества. Поступки в повседневной жизни .»

Цели: Познакомить учащихся с понятием моральный поступок;

учить быть вежливым, воспитанным, отвечать за свои поступки, объективно оценивать свое поведение, управлять своими действиями;

развивать умение анализировать свои поступки, контролировать свои действия, делать выводы;

воспитывать духовно богатую, высокоморальную личность, гражданина, моральные качества характера и поведения, желание отстаивать справедливость, честность.

Ход мероприятия

1.Организация класса. Приветствие.

2.Определение целей и задач классного часа.

Сегодня на классном часе мы поговорим о том, что помогает человеку чувствовать себя комфортно в обществе . Вспомним о золотом правиле морали. О том, какое поведение достойно уважения и как жить, руководствуясь правилами общественного общежития.

Тема нашего классного часа зашифрована на доске:

чинаусять акк ойобс авляупрть- как научиться собой управлять.

А теперь давайте поиграем в игру «Микрофон». (Детям предлагается ответить на вопросы)

Чем отличается коллектив от группы людей?

Какими достижениями может гордиться наш коллектив?

От урока я ожидаю…

На уроке я хочу узнать…

3. Работа над содержанием мероприятия.

Учитель:


-Мы все хотим жить среди воспитанных людей, и сами хотим быть воспитанными. Давайте вместе попробуем перечистить качества, которые присущи воспитанному человеку:

(работа в группах)

воспитанный

вежливый


тактичный

деликатный

корректный

внимательный

приветливый

любезный


милосердный

обходительный

сочувствующий

уважительный

Учитель:


-Перечислив все качества, которые отличают воспитанного человека, давайте вспомним и золотое правило морали. А прежде скажите, что такое мораль? (Ответы детей. Словарная работа над словом мораль.)

Мораль- это самая ценная моральная истина, которую создало человечество за время своего существования. Правило морали называют нормой норм: мы должны требовать от себя того, чего требуем от других. Эта норма- образец отношений между людьми, и этот образец имеет обязательный характер. (Дети объясняют смысл этого правила)

Совершая определенный поступок, сравнивайте себя с другими людьми. Задумайтесь, чего вы в той или иной ситуации ожидали бы от других. И поступайте так! Я предлагаю нам вместе составить «Моральный кодекс класса». (Дети объясняют значение этого слова)

На карточках написаны правила.

(Дети дополняют их недостающими словами, работая в парах.)

Работа по таблице на доске.

Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо. Агрессивность-признак слабости.

Все в классе равны независимо от материального положения, национальности, пола, расы и убеждений.

Каждый имеет право на имя, должен обращаться к другим только по имени.

Никто не должен чувствовать себя униженным и оскорбленным. Никому нельзя придумывать оскорбительные клички и прозвища.

Все должны уважать право на собственность и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать, не прятать, не портить и не выкидывать их. Также уважения требует и школьная собственность.

Никто не должен бояться выражать свою точку зрения по любому вопросу и быть осмеянным.Инакомыслие не является преступлением.

Будь личностью, которая отвечает за свои поступки и слова. Не обманывай, всегда говори правду. Не хвастайся, особенно тем, что не является твоей собственной заслугой.

Не говори за глаза о человеке . Скажи однокласснику все прямо, а не на ухо подруге или другу.

Дорожи честью класса, гимназии, старайся ее отстоять и приумножить.

Уважай мнение старших, умей их выслушать и понять.

(Эти правила вывешиваются в классном уголке)

4.Физкультминутка.

5.Продолжение работы над темой классного часа.

Учитель:


Я хочу перечислить качества двух людей. Вы попробуйте дать им характеристику.

1.Нервный,несдержанный,агрессивный,эгоистичный,мелочный,бездушный,ворчливый,хмурый,безжалостный,злой.(Конфликтный человек)

2.Спокойный,выдержанный,умный,внимательный,великодушный,сердечный,искренний, милосердный, вежливый, человечный.(Бесконфликтный человек)

Каким человеком хотите вырасти вы?

Как не стать конфликтным? (Дети пантомимой показывают: не горячиться, не заводиться, держать себя в руках.)

Помните, что сдержанность- самый лучший стиль поведения.Угадайте, что помогает развязать любые сложные узелки проблем в отношениях? (Загадка о доброте)

6.Итог мероприятия.

Учитель:


-Давайте попробуем развязать узелки человеческих отношений. (На веревочках узелки с советами)

1.Спорьте, но не ссорьтесь.

2.Обговаривайте, но не оговаривайте.

3.Искорените фразы «Ты всегда…»

4.Забудь, что было вчера, не накапливай злость до последней капли.

5. Остынь. Набери воздух, сосчитай до 10, не дыши, а потом

6.Умей поставить себя на место другого.

7.Утверждай не собственное - Я, а справедливость.

8.В несчастье ищи не истину, а согласие.

9.Меньше выясняй отношения, больше создавай.

10.Будьте всегда взаимовежливы.

Мы развязали все узелки. Я надеюсь, что отношения в нашем классе станут еще более крепкими, дружескими, уважительными. И никакие сложные ситуации и проблемы не завяжут новые узелки в наших отношениях.

Помните, что человек начинается с добра. А настоящий человек- это человек добрый, мудрый, искренний, щедрый, светлый, который умеет любить и сочувствовать, защитить и приголубить, уважить и посоветовать. Это человек с добрым сердцем и светлой душой.

В каждом из нас много хорошего , доброго. Старайтесь и дальше беречь и приумножать эти добрые поступки. Чтобы ваше лицо было всегда радостным от того, что вы сделали добро. Пусть на вашем лице никогда не исчезает улыбка!

В году 365 дней.

В каждом дне-24 часа.

В часе-60 минут.

Значит в году 525600 минут. Как много времени у нас для добрых дел! (Дети поют песню «Дорогой добра»)


Данный классный час был проведен в 3 классе. Сейчас эти дети учатся в уже 4 классе.

Одной из главных задач, стоящей перед классным руководителем, является формирование классного коллектива, как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников и воспитание в детях моральных качеств характера и поведения. Поэтому данный классный час являлся тематическим и входил в систему классных часов , проведенных в начальной школе.

Форма проведения данного классного часа выбиралась классным коллективом под руководством учителя. Дети принимали активное участие в его подготовке и проведении. Результатом стала выработка всеми учащимися «Морального кодекса класса». Дети приняли правила поведения в