Итальянские войны и ренессанс в военном искусстве. Продвижение технологического уровня Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха

August 25th, 2016

Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.

Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.

Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.

Заблуждения и вопросы о броне.


Броня для рыцарского поединка, конец XVI века

1. Броню носили лишь рыцари.

Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно - и с течением времени всё сильнее - поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.

Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считались низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были - часто по закону и декретам - покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие - копьё, пика, лук или арбалет.



Индийская кольчуга XVII века

В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.

В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.

2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах.

В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319-1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412-1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа.

Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.

Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.

Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век

Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.

На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее - императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых момент, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.

Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем - от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.

Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366-1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.

В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.

5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов.

Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.

Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.

6. Как люди в доспехах ходили в туалет?

Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала.

Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.

Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.

Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».


Колдстримская гвардия

Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.

8. Кольчуга - «chain mail» или «mail»?


Немецкая кольчуга XV века

Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» - это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.

Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?

Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.

В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.

В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет - это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).

Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже - императором) Фердинандом I (1503-1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.

10. Детали брони — опора для копья и гульфик.

Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.

Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным.

Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.

История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века.

На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.

11. Носили ли викинги рога на шлемах?

Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина - образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.

Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).

Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия.

В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.


Немецкая пищаль конца XIV века

Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше.

Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.

Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515-47), или Генрих VIII, король Англии (1509-47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.


Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век

Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503-1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди - 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.

14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.

Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей - правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.

Заблуждения и вопросы по режущему оружию.

Меч, начало XV века

Кинжал, XVI век

Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч - прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.

В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем - иногда даже и благородным - по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.

Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей - шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.

Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости - словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.

Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.

Наоборот, Мастер Игры может продвинуть псевдоисторический фундамент игры на несколько сотен лет и установить свою кампанию в сеттинге стиля эпохи Возрождения (Ренессанса). Выполнение этого позволило бы ему включить оружие и возможно еще несколько частиц снаряжения из немного более поздних периодов истории. Часы, монгольфьеры, печатные машины, и даже грубые паровые двигатели могут быть доступными. Самым важным для ИП, однако, было бы новое оружие (см. Таблицу 5-4: Оружие эпохи Возрождения), которое детализировано ниже.

Огнестрельное оружие Эпохи Возрождения : Огнестрельное оружие нужно рассматривать, как другое стрелковое оружие. Владение экзотическим оружием (огнестрельное оружие) даёт существу владение всем огнестрельным оружием; в противном случае штраф –4 применяется ко всем броскам атаки.

Порох : В то время как порох горит (1 унция сгорает за 1 раунд и освещает, как солнцежезл ), или даже взрывается при правильных условиях, он в основном используется, чтобы вытолкнуть пулю из ствола пистолета или ружья, или служит для зарядки бомб (см. ниже). Чтобы выстрелить пулей, нужна унция пороха. Порох продаётся в маленьких бочонках (вместимость 15-фунтов, общая масса 20 фунтов, 250 золотых каждый) и в водостойких рогах-пороховницах (вместимость и общая масса 2 фунта, 35 золотых за полный рог пороха). Если порох промокает, он не может использоваться для выстрела.

Пули : Эти большие, круглые, свинцовые снаряды продаются в мешочках по 10 штук за 3 золотых. Мешок пуль весит 2 фунта.

Пистолет : Это огнестрельное оружие содержит единственный заряд и требует стандартного действия для перезарядки.

Мушкет : мушкет содержит единственный заряд и требует стандартного действия для перезарядки.

Взрывчатые боеприпасы Эпохи Возрождения, как оружие : Эти взрывчатые вещества не требуют никакой квалификации, чтобы использоваться. Попадание в цель таким оружием требует успешной дальней атаки касания, нацеленной на площадь. Прямое попадание взрывчатым оружием означает, что оружие поразило существо, на которое было нацелено, и все в пределах радиуса взрыва, включая то существо, получают обозначенное повреждение.

Если снаряд промахивается, он всё ещё приземляется где-нибудь. Брось 1d8, чтобы определить неверное направление броска, с «1» указывающей на направление обратно к метателю, а при «2–8» отсчитывай по часовой стрелке вокруг целевой клетки. (См. диаграмму на стр. 158 Руководства Игрока ). Затем, отсчитай 1 клетку от целевой клетки за каждые два приращения диапазона атаки.

Ручная граната (бомба) : Эта круглая пороховая граната должна быть зажжена прежде, чем будет брошена. Поджигание гранаты является действием движения. Граната причиняет 2d6 очков огненного повреждения. Любой, оказавшийся в пределах радиуса взрыва, может сделать спасбросок реакции с КТ 15, чтобы получить только половину повреждения.


Дымовая граната (бомба) : Эта цилиндрическая граната должна быть зажжена прежде, чем будет брошена. Поджигание её является действием движения. Через два раунда после того, как она подожжена, этот неразрушительный взрывчатый снаряд испускает облако дыма (как заклинание облако тумана ) в радиусе 20 футов. Умеренный ветер (11+ миль в час) рассеивает дым за 4 раунда; сильный ветер (21+ миль в час) рассеивает туман за 1 раунд.

Таблица 5-4: Оружие эпохи Возрождения

Таня Яценко
Музыкальные «почемучки» для старших дошкольников. Эпоха Возрождения

Эпоха: Возрождение

Время: с XV-XVII век

Особенности:

Музыка становится более доступной, светской, музыкантов становится больше.

Музыка разделилась на 3 жанра: вокальные произведения, виртуозные пьесы с импровизациями, танцевальные произведения.

Музыкальные достижения эпохи:

Музыкантов, которые сочиняли музыку, стали называть композиторами.

В XV веке был изобретен станок, на котором можно было печатать ноты.

Появились сборники нот для домашнего музицирования.

На музыкальных инструментах стали играть не только мужчины, но и женщины. Любимым женским инструментом стала лютня.

Появляется полифония.

Появился новый жанр светской музыки – мадригал.

Открылись музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах.

Имена эпохи:

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

Орландо Лассо

Клаудио Монтеверди

Джезуальдо ди Веноза

Странности эпохи:

Главным городом итальянского возрождения был Рим. Но ни один знаменитый художник, скульптор, композитор или музыкант Ренессанса не родился в этом городе.

Если кавалер эпохи Ренессанса снимал шляпу перед дамой левой рукой – это значило, что он приветствует даму от всего сердца.

Новые струнные смычковые инструменты итальянцы прозвали виолами, что в переводе означает «фиалка». Виолы делали из ценных пород деревьев, украшали золотом и перламутром. Поэтому на этих инструментах могли играть только очень богатые люди.

Художники эпохи Возрождения часто изображали ангелов с музыкальными инструментами в руках. Так они подчеркивали божественное происхождение музыки.

Самая высокая похвала для всех произведений искусств эпохи Возрождения была «божественный». «Божественной» считали музыку итальянского люниста и композитора XVI века – Франческо да Милано. Между прочим, песня «Город золотой», знакомая многим взрослым, была создана именно на мелодию этого композитора.

В эпоху Возрождения во Франции появился … шансон. «Шансон» в переводе с французского языка означает «песня». Ренесансный шансон – это светская песня, которую исполняли несколько голосов (многоголосная песня).

Почему в эпоху Возрождения дорого платили за уроки учителям танцев?

Потому что в моду вошли балы, а на балах надо было хорошо танцевать. Учителя танцев обучали своих подопечных не только движениям, но и придворному этикету, декламации (красиво говорить) и даже помогали с выбором фасона платья, чтобы кавалер или дама эффектно смотрелись на балу. Учителей танцев часто называли «преподаватель изящных манер».

Почему самым популярным песенным жанром был мадригал?

Потому что в эпоху Возрождения людей очень волновали их чувства и любовные переживания. Многие поэты Ренессанса сочиняли лирические стихи любовного характере. Говорят, о любви проще спеть, чем прочитать стих. Поэтому и появились песни о любви, о чувствах, о переживаниях – мадригалы. Мадригал считали серьезным, утонченным жанром светской музыки.

Почему и как появилась полифония?

Потому что церковная музыка продолжала развиваться, усложняться. В эпоху Средневековья в храмах исполняли 3-х и 4-хголосные произведения. Но в этих песнях и органумах главным был один голос. Слово «полифония» произошло от греческих слов «полис» - «многочисленный» и «фоне» - «звук», «голос». Полифония – это музыкальное произведение, в котором несколько голосов и все они равные – главные.

Почему в эпоху Возрождения появились первые музыкальные ансамбли?

Потому что стали печатать нотные сборники разных произведений и песен - музыка стала более доступной. Появились не только композиторы, профессиональные певчие и музыканты, но и музыканты-любители. Музыканты-любители виртуозно играть не умели, но им нравилось исполнять музыку не по одиночке, а вдвоем (дуэтом, втроем (трио) или вчетвером (квартетом) – так музыкальные произведения звучали более эффектно.

Словарь

Виртуоз – талантливый музыкант, который отлично играет на музыкальном инструменте самые сложные произведения.

Виртуозные пьесы – эффектные произведения, которые обычно исполняются в быстром темпе.

Полифония – звучание двух и более голосов или мелодических линий.

Мадригал – любовная, лирическая песня, которая исполняется на родном (материнском) языке.

Месса – музыкальная часть католического или протестантского богослужения в исполнении хора и органа. Мессы могут исполняться не только в церквях, но и на концертах.

Магнификат – хвалебная песнь на текст слов девы Марии из Евангелия.

Регент – дирижер церковного хора.

Кантор – певчий католической церкви.

Капельмейстер – управляющий хором или оркестром или и тем и другим (дирижер).

Инквизиция – институт Римско-католической церкви, который разыскивал и наказывал врагов церкви.

Светская музыка – музыка для Света – обыденная, мирская, а не духовная (церковная).

Публикации по теме:

Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Современные же статистические данные говорят о том, что.

Цель:продолжение знакомства со своей малой Родиной, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного к творчеству П. П. Бажова.

Картотека физкультминуток для старших дошкольников Картотека физкультминуток для старших дошкольниковБегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга:.

Ежегодно на дорогах города нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.

Массленица для старших дошкольников Дети выходят на улицу. Ведущий: Здравствуйте друзья! Выходите на улицу – Весну встречать! Славный денёк отмечать. Ребята, а какой праздник.

Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе» Данная методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей ДОУ. Дошкольное детство-важнейший период в становлении личности.

В Неаполь, туда и обратно

В конце XV века во Франции завершается процесс объединения земель, складывается единое государство. Французская монархия обратила внимание на богатые, но слабые земли Италии, открывавшие простор для экспансии. Король Франции Карл VIII решил воспользоваться противоречиями между неаполитанским королем, Папой и миланским герцогом и предъявил права на Неаполь.

Политическая карта Италии в 1490-х гг. (wikipedia.org)

В 1494 году французская армия с отрядами швейцарских наемников, ландскнехтов (наемников из германских земель) и артиллерией вихрем прошла по территории Италии, подавляя сопротивление. Мощные стены средневековых городов легко разрушались артиллерией. В стене крепости Монте-Сан-Джованни, которая некогда выдержала семилетнюю осаду, за 8 часов обстрела проделана брешь. Карл вступил в Неаполь, но соседи с тревогой следили за успехами короля.

В 1495 году Папа, Испания, Венеция, Империя и бывший союзник французского короля герцог миланский создали Священную лигу против Франции. Карл оставляет часть сил в Неаполе и пробивается во Францию. Вскоре испанцы очистили Неаполь и крепости от французов, но приемник Карла Людовик XII уже планировал следующий раунд. На этот раз целью стал Милан. Едва Людовик достиг цели, разразилась новая война, а за ней еще одна.

Валуа против Габсбургов, ландскнехты против швейцарцев или мушкетер против рыцаря?

В 1519 году испанский король Карл I стал императором Священной Римской империи. Он объединил под своей властью огромную державу, «над которой никогда не заходит солнце». Однако Милан и Бургундия еще не были ее частью. В 1521 году началась четырехлетняя война за обладание северной Италией. Союзником французов стала Венеция, а император объединился с Папой. В ноябре 1521 года испанцы заняли Милан, а затем дважды разбили французов при Бикокке и на реке Сезия. Однако в 1524 году французский король Франциск вторгся в Италию, отбил Милан и начал осаду Павии. Испанский командующий Фернандо д’Авалос двинулся на выручку.


Карта европейских владений империи Карла V. (wikipedia.org)

Французов было около 25 тыс. человек, в том числе около тысячи жандармов (рыцарей) при поддержке 50 орудий. Столько же было имперских войск, но в кавалерии и артиллерии они решительно уступали французам, еще 10 тыс. человек были блокированы в Павии. Испанцы сумели незаметно обойти французов, внезапно атаковали их ночью на 24 февраля 1525 года и разбили по частям.

При Павии испанцы использовали, кроме уже известных тогда ружей-аркебуз, фитильные мушкеты — оружие более тяжелое (около 9 кг), но способное пробивать самый толстый доспех на большой дистанции. Стрелять без дополнительной помощи было невозможно, поэтому использовалась специальная сошка, служившая опорой для ружья. Мушкет стал приговором для тяжелой рыцарской конницы. Разгром французов при Павии был полным. Потери испанцев едва ли превысили тысячу человек, а французы потеряли от 10 до 12 тысяч. Был пленен и сам король. Это стало прологом заключения мира в Мадриде в 1526 году. Карл V получил Милан и Бургундию. Но стоило Карлу освободить Франциска, как тот объявил договор недействительным, и разгорелась новая война, но это уже совсем другая история.


Битва при Павии. Гобелен работы Бернарда ван Орлея (1628−1631). (wikipedia.org)

«О военном искусстве» эпохи Возрождения

В эпоху Итальянских войн тактика Средних веков сменяется новым боевым порядком. Порядок этот еще не совершенен, и пройдут десятилетия, прежде чем он расчленится, вытянется по фронту и, в конце концов, превратится в линейную тактику XVIII века.

В это время в войсках массово распространилось огнестрельное оружие — аркебузы, пистоли (по одной из версий, назывались они так потому, что калибр был равен диаметру одноименной монеты). В 1521 году был изобретен фитильный мушкет — оружие, позволявшее пробивать любой доспех с дистанции дальнего ружейного выстрела. На смену лучникам и арбалетчикам пришли аркебузиры и мушкетеры. А наемники, составлявшие костяк армий того времени, сохранят свое значение до Великой французской революции.


Испанские солдаты периода Итальянских войн. (wikipedia.org)

В это время артиллерия становится полноправным родом войск. Французская артиллерия рушила стены средневековых итальянских городов, проделывая в них бреши за несколько часов. В это же время артиллерия начинает играть все большую роль на поле боя. Из-за усовершенствований французских, а затем испанских оружейников стало возможным передвигать артиллерию на поле боя, размещая ее в промежутках между пехотой и на возвышенностях.


Курто — пушка, ставшая прообразом современных гаубиц. (wikipedia.org)

Итальянские войны — это эпоха заката рыцарства, когда кавалерия уступает первенство пехоте. После Павии стало ясно, что прежняя организация кавалерии не отвечает реалиям времени. Роты жандармов превратились в школу для дворян и перестали играть решающую роль на поле боя. Им на смену пришли кавалеристы с пиками, пистолями или в кирасах. И все эти важные изменения напрямую связаны с эпохой Итальянских войн.

Итальянские войны начались с династического спора, характерного для Средних веков. Но под маской традиционных порядков скрывались новые войны — межгосударственные. Конфликт за обладание Италией затянулся на 60 лет и окончился уверенной победой Габсбургов. Для Италии эти войны закрепили ее раздробленность и зависимость от более сильных государств, на столетия отодвинув Италию на периферию. Искусство Возрождения оказалось растоптано сапогами ландскнехтов. Погром Рима, учиненный имперскими наемниками в 1527 году, сравнивали с вандальским нашествием в 455 году. С другой стороны, в итальянских походах европейцы знакомились с культурой Возрождения, распространяя ее у себя дома. В области военного искусства Итальянские войны трудно переоценить. Многие особенности военного дела, влияние которых будет ощущаться еще столетия и даже дойдет до наших дней, развились в первой половине XVI века и прошли «боевое крещение» на полях Италии.

Огнестрельное оружие было изобретено в начале XIV в. После этого прошло немало времени, прежде чем оно стало широко применяться, но, так или иначе, это изобретение полностью изменило способ ведения войн. средневековья постепенно ушли в прошлое. Рыцарские доспехи не могли защитить от пуль, поэтому рыцари уже не подходили к врагу на близкое расстояние, чтобы пустить в ход свои мечи и копья. А стены замков, в свою очередь, не могли противостоять пушечным ядрам.

Примерно с начала XIV в. в пехоте стали использоваться большие, в рост стрелка, луки, которые были очень эффективны в бою против конных рыцарей. Они стреляли на немалое расстояние и с большой точностью попадания. Взятие замков и укрепленных городов было нелегким делом, но когда в XV в. при осаде начали использоваться пушки, даже самые толстые стены не могли против них устоять.

Доспехи и вооружение стоили дорого. Когда крестьяне поднимали восстание против феодалов, как это нередко случалось в XV - XVI вв., у них было мало надежды выстоять против хорошо вооруженных рыцарей. На этом рисунке немецкий рыцарь наносит удар копьем крестьянину-мятежнику. Первые ружья были не очень удобны в бою, потому что на их перезарядку уходило много времени и точность попадания была невелика. Поэтому рядом со стрелками ставили солдат, вооруженных пиками, которые прикрывали их во время перезарядки ружей.

Затем было изобретено ружье под названием мушкет. Оно стреляло более метко, но было слишком тяжелым для того, чтобы держать его в руках. Поэтому мушкетерам приходилось во время стрельбы ставить ружье на специальную подпорку. Стрельба из пистолетов была более меткой, но менее дальней, чем из ружья. Из пистолетов обычно стреляли кавалеристы, которые, подскакав к врагу, разряжали пистолеты, а затем отъезжали на безопасное расстояние, чтобы их перезарядить. К концу XVII в. на вооружении у пехоты появились штыки, которые прикреплялись к дулу ружья. Теперь на близком расстоянии стрелки могли защитить себя сами.

Вместо того чтобы полагаться на военную поддержку своих вассалов и их ополчений или использовать наемников, короли стали создавать свои собственные регулярные армии. Эти армии были гораздо лучше обучены и дисциплинированны, чем те войска феодалов в прошлом. Военачальникам теперь приходилось серьезно изучать военную науку, чтобы научиться планировать боевые действия и военные походы.

Способы ведения войны на море тоже изменились. Англичане и голландцы научились строить более легкие и маневренные корабли. Благодаря таким кораблям английский флот смог разгромить Испанскую армаду. На каждом борту военного корабля устанавливались пушки. Противники старались стрелять друг в друга бортовыми залпами, то есть всеми орудиями борта сразу, чтобы увеличить вероятность попадания. Из-за болезней, плохого питания и суровых наказаний корабельная жизнь матросов была очень тяжелой. Правительствам часто приходилось пользоваться отрядами вербовщиков, которые похищали людей и насильно доставляли на корабль.