Презентация "Новое время - торжество Европы" (4 класс) по окружающему миру – проект, доклад. Презентация "Новое время - торжество Европы" (4 класс) по окружающему миру – проект, доклад Почему новое время назвали торжеством европы

Слайд 1

Урок окружающего мира

Новое время − торжество Европы

Слайд 2

Ответы на вопросы игры «Верно ли это?» 1. + 2. + 3. - 4. + 5. - 6. + 7. - 8. +

Нормы оценивания: «5» – без ошибок «4» – 1-2 ошибки «3» – 3-4 ошибки

Слайд 3

Почему Новое время назвали новым?

Версии: права Анюта; прав Илюша; оба правы.

Слайд 4

Слайд 5

Исследовательская работа на тему «Технические достижения эпохи Нового времени»

Горюнова А., Чупов Д., Медведев И., Габулов Р., Шпартенко С., Сердюков Н., Макарова В., Зелюк Д., Караваева Н., Новикова М., Богданова Д., Масакова А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением английского языка» г. Сосновый Бор

Слайд 6

Цель работы: Изучение технических достижений эпохи Нового времени

Задачи работы: Изучить технические достижения эпохи. Установить, кто является авторами этих изобретений. Выявить, какую пользу принесло изобретение человечеству. Сформировать представление об этих изобретениях у ребят класса на уроке.

Слайд 7

Фотография

Уильям Генри Талбот

Жозеф Нисефор Ньепс

Луи Жак Манде Дагер

Слайд 8

После создания американским изобретателем Робертом Фултоном первого колёсного парового судна «Клермонт» (1807) паруса стали вытеснять паровой машиной. При многих недостатках пароходы обладали существенным преимуществом: скорость их движения не зависела от направления и силы ветра. Медленно, но верно пароходы вытесняли парусники. По объёму грузоперевозок парусники уступили первенство пароходам в начале 90-х гг. ХIХ в.

Слайд 10

Самолёт. Авиация (от латинского-« птица ») появилась в начале ХХ в. Сначала на самолёты- летательные аппараты тяжелее воздуха- смотрели как на любопытную диковинку; они были скорее модным увлечением, чем обычным средством передвижения. Первый успешный полет на моторном самолёте совершили американцы в 1903 году. Их летательный аппарат пролетел 37 метров за 12 секунд.

Слайд 11

Слайд 12

ИВАН ФЁДОРОВ

В России первую типографию основал в 1563 году Иван Фёдоров. В 1564 году он вместе со своим соратником Петром Мстиславцем выпустили первую русскую печатную книгу.

Слайд 13

ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК

Как и другие изобретения, книгопечатание возникло не на пустом месте. Первым, кто объединил все эти устройства в одно стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг. Это был печатный станок!

Слайд 14

Морзе Самюэль Финли Бриз (1791-1872)

Морзе Самюэль Финли Бриз - американский художник и изобретатель. В 1837году изобрёл электро-механический телеграфный аппарат. В 1838 году разработал неравномерный код, в котором каждая буква или знак представлены комбинацией коротких (точек) и длинных (тире) электрических сигналов, световых вспышек или звуков.

Слайд 15

Аппарат Морзе в ряду различных систем телеграфов наиболее известный и до последнего времени был самый распространённый. Хотя прибор этот задуман Самуэлем Морзе, и первые удачные результаты с ним получены уже в 1837 г., но только в 1844 г. он был усовершенствован (Альфредом Вайлем) настолько, что мог быть применён к делу.

Телеграф.

Слайд 16

Азбука Морзе.

Самый известный сигал в мире – сигнал о спасении- SOS. Он обозначается так: …---…

Слайд 17

Слайд 18

Изобретатель телефона Александр Грейам Белл (1847-1922) по своей основной специальности был филологом. Он родился в шотландском городе Эдинбурге. 70-е годы XIX века – время бурного развития телеграфа. Камертон - технический прибор, источник звука, служащий эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении.

Слайд 19

Патент на изобретение телефона Александер Белл получил 7 марта 1876г. В 1877г. компания «Вестерн юнион» начала выпуск телефонов, без разрешения Белла. В конце 1879г. «Вестерн юнион» заключила соглашение с Беллом. Создана фирма «Белл компания». На полученные деньги Белл основал в Вашингтоне Институт имени А.Вольты.

Слайд 20

Телескоп

Галилей сделал свой первый телескоп таким образом, что одна линза выпуклая и одна вогнутая. Потом Галилей начал шлифовать стёкла и экспериментировать с ними.Но, даже достигнув успехов в шлифовании, он получал лишь одно пригодное стекло на шестьдесят негодных.

Слайд 21

Через месяц после первого успеха Галилей сделал подзорную трубу с десятикратным увеличением. Постоянно совершенствуя свою трубу и улучшая её линзы, Галилей добился 30- кратного увеличения. Теперь стали возможны астрономические наблюдения.

Слайд 22

Электролампочка

Её создал Томас Эдисон (1847 -1931)

Слайд 23

Слайд 24

А.В.Левенгук

Антоний Ван Левенгук родился 24 октября 1623 года в голландском городе Делфте. Нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовив линзы с 150-300-кратным увеличением, впервые наблюдал и зарисовал (публикации с 1673) ряд простейших, бактерии, эритроциты и их движение в капиллярах.

Слайд 25

Микроскоп

МИКРОСКОП – оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом. Микроскопы бывают простые и сложные. Простой микроскоп – это одна система линз. Простым микроскопом можно считать обычную лупу. Сложный микроскоп (который часто называют просто микроскопом) представляет собой комбинацию двух простых.

Слайд 26

Джеймс Несмит (1808-1890) создал в 1839г. необычайно мощный паровой молот, совершивший настоящий переворот в металлургическом производстве.

В 1841 г. паровой молот системы Несмита был построен во Франции и применён на заводах акционерного общества «Шнейдер и К°» в Крёзо.

В 1842 г. Дж. Несмит создал паровой молот на своем заводе в Манчестере. С этих пор паровые молоты стали быстро внедряться на предприятиях многих стран мира.

Слайд 27

25 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона(1781-1848) вёз по узкоколейке 30 тонн груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 км в час.

В 1823г.Стефенсон основал первый паровозостроительный завод.

В 1825г. начала действовать первая железная дорога от Стоктана до Дарлингтона, а в 1830г. - железнодорожная линия общего пользования между промышленными центрами Ливерпулем и Манчестером.

Слайд 28

Воздушный шар

Воздушный шар построили и впервые запустили в небо братья Монгольфье – Жозер (1740 – 1810) и Жак (1745 – 1799). Сначала братья решили наполнять шар водяным паром, но он оказался слишком тяжёлым. Тогда Монгольфье стали использовать дым, образующийся при горении шерсти и соломы.

Слайд 29

Слайд 32

Презентация (слайды №5-№31) подготовлена группой учащихся 4 «Б» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением английского языка» г.Сосновый Бор, Ленинградской области под руководством учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением английского языка» г.Сосновый Бор, Ленинградской области Кузьмик С.В. (слайды №1-№4, №32-34)

Слайд 33

Использованы электронные ресурсы:

Портрет Жозефа Нисефора Ньепса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/137/56137805_Joseph_Nic_233phore_Ni_233pce.jpg Фотопортрет Уильяма Генри Талбота [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/ph08856.jpg Портрет Луи Жака Манде Дагера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prophotos.ru/data/articles/0000/3102/13867/thumb_400.jpg Первое колёсное паровое судно «Клермонт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veneportaal.ee/mg/02/11021103.JPG Первый самолёт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aerospaceweb.org/question/history/top10/wright-flyer.jpg Первый самолёт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading-lib.org/illustrations/82/82117-i010-001-244026306.jpg Первая машина в мире (1885 год, авторы Готлиб Даймлер, Карл Бенц) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cache.zr.ru/wpfiles/uploads/2007/06/82625.jpg Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.vmurmanske.ru/serverdata/events_info/2084/imgFull.jpg Печатный станок ИоганнаГутенберга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/42273/200px-printing_machine_of_johanes_gutenbrg1.jpg Фотопортрет Морзе Самуэля Финли Бриза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://img-fotki.yandex.ru/get/5605/e675xa.9d/0_57da6_93f36995_XL Азбука Морзе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uploadimages.org.ua/uploads/posts/2011-02/1297172182_18dd8bcc5055c880a1984225677.jpg Телефон Александра Грэма Белла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://si.wsj.net/public/resources/images/PJ-AX490_PHONEs_G_20101013192523.jpg Фотопортрет Александра Грэма Белла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data2.collectionscanada.gc.ca/ap/c/c008355.jpg

Слайд 34

Портрет Галилея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cc/Galileo.arp.300pix.jpg Подзорная труба Галилея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://readmas.ru/wp-content/filesall/teleskop-400x610.jpg Фотопортрет Томаса Эдисона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blogs-images.forbes.com/glennllopis/files/2011/03/300px-Thomas_Alva_Edison_k.jpg Фонограф Эдисона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abel.hive.no/trumpet/arban/edison/Edison_Phonograph.jpg Портрет А.В.Левенгука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vanin.21306s09.edusite.ru/images/p12_levenguk.jpg Микроскоп А.В.Левенгука [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/67/Compound_Microscope_1876.JPG Паровой молот системы Несмита [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/shuhardin_tehnika/images/08_clip_image014.jpg Первый паровой локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/pictures/17/01/255211951.jpg Портрет братьев Монгольфье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://webdiscover.ru/uploads/comments/x_1311601690.jpg Воздушный шар братьев Монгольфье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s46.radikal.ru/i112/1104/f9/f1c0f4745b10.jpg Первый запуск пилотируемого воздушного шара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru/paris1783.jpg Современный воздушный шар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dream-wall.ru/upload/dreams/Vozdushnyiy_shar.jpg

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема. Новое время – торжество Европы.

Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи: дать представление об эпохе Нового времени,

научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, учить

находить в современной жизни явления, открытия, достижения,

сохранившиеся с эпохи Нового времени;

развивать умения работать с различной информацией, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать, обобщать, классифицировать, работать в команде;

развивать речь, память и пространственное воображение;

создавать условия для развития интереса к учению, в целом, к истории, физике, химии и географии, в частности, в целях преемственности со средним звеном;

создавать условия для снятия психофизического напряжения.

Оборудование: а) для учащихся: учебник «Окружающий мир. Человек и человечество» А.А. Вахрушев; таблицы для составления опорного конспекта по теме; карточки - бланки ответов для ответов на вопросы игры.

б) для учителя: презентация Microsoft Office Power Point «Технические достижения эпохи Нового времени»; карточка с изображением парусного корабля.

План урока.

I. Постановка проблемы: почему Новое время назвали новым?

II. Версии детей, актуализация знаний.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Возникновение западной цивилизации.

2. Защита исследовательской работы «Технические достижения эпохи

Нового времени».

IV. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.

Домашнее задание.

Итоги урока.

Рефлексия.

Ход урока.

I. Орг.момент.

-Ребята, сегодня у нас на уроке окружающего мира гости – учителя нашей школы. Повернитесь к ним лицом, поздоровайтесь, посмотрите, какие они доброжелательные. Давайте мысленно пожелаем им отдохнуть на нашем уроке.

-Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

(Последние две строчки повторяем все вместе.)

II. Сообщение темы урока.

- «На свете нет ничего лучше путешествий», так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн.

-Мы продолжаем путешествие по страницам истории человечества.

III. Актуализация знаний.

1. Игра «Верно ли это?»

-Для того чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо

привести в систему наши знания об изученных исторических эпохах.

-Предлагаю провести это в виде игры «Верно ли это?». На своих партах

вы видите листы с нумерацией от одного до восьми. Если вы соглашаетесь с моим утверждением-ставите знак «+», не согласны-знак «-».

1. История первобытного мира – самая длинная в истории человечества. (+)

2. Первобытный мир называют «детством человечества». (+)

3. Первобытная мораль: нельзя делать зла всем людям, независимо от того, представителями какого рода и племени они являются. (-)

4. Древний мир – эпоха рождения первых цивилизаций.(+)

5. В Древней Греции в 74 году до новой эры произошло восстание рабов под

предводительством Спартака.(-)

6.Средние века называют временем рыцарей и замков. (+)

7. В Средние века большинство людей жили в городах. (-)

8. В Средние века главным признаком, по которому человек делил людей на своих и чужих, являлась вера.(+)

-Обменяйтесь своими листами с соседом по парте, проверьте его работу

оценок.

Слайд №1.

-Поднимите руку те, кто получил оценку «5», «4». Молодцы. Всем, кто пока не заработал такие оценки, рекомендую на досуге ещё раз внимательно прочитать материал учебника по темам №10 – 12.

IV. Постановка проблемы.

-О каких периодах истории шла речь?

-Посмотрите на «Ленту времени» на с.46 учебника.

-Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»?

(1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2. Недостаточно знакомое, мало известное.)

Работа с учебником.

-А вот как рассуждали на эту тему герои нашего учебника Анюта и Илюша.

-Откройте учебник на с.68. Диалог читают…

-Какое противоречие вы заметили в их разговоре?

-Какой возникает вопрос?

Слайд №2.

Почему Новое время назвали новым?

-Эту проблему мы с вами будем решать на уроке.

-Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?

Слайд №2 (по щелчку)

Версии:

    права Анюта;

    прав Илюша;

    оба правы.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Возникновение западной цивилизации. Новое время – эпоха великих технических достижений.

-Давайте проверим наши предположения. В этом нам поможет учебник.

-Рассмотрите рисунки на с.69 «Технические достижения эпохи Нового

времени». Об этих и других изобретениях расскажут ребята, которые

провели исследование по этой теме.

-По ходу их выступлений вы можете фиксировать самую важную

информацию на своих листах в таблице. Этот опорный конспект поможет

вам лучше подготовиться к следующему уроку по теме «Новое время».

Слайд №3.

Название изобретения

(Выступление ребят по защите исследовательской работы)

-Какие открытия были сделаны? (Дети перечисляют: фотография, пароход, самолёт, автомобиль, печатный станок, телеграф, телескоп, электролампочка, фонограф, микроскоп, паровоз, воздушный шар)

-Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? (Дети высказывают свои предположения. Если кто-то заболел, можно быстрее об этом сообщить врачу и быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше возможностей общаться, узнавать новое, полезное. Человечество стало сильнее. Жить стало проще и удобнее.)

-Проверку предположения проверим при помощи учебника, на с.68-69 познакомимся с фрагментом статьи «Новое общество, новые порядки». (Читает 1 абзац текста один ученик вслух.)

-Какое название получило новое общество, возникшее на месте средневековой Европы? (Западный мир.)

-Прочитайте самостоятельно следующий абзац текста, подумайте, что ещё мы не знаем об эпохе Нового времени? (Изменились представления людей о природе. Учёные доказали, что Земля имеет форму шара, вращается вокруг Солнца.)

-Итак, мы выяснили, что Новое время – это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей.

Физкультминутка.

(Выполняют танцевальные движения под музыку, повторяя за солистами.)

2. Новое время – эпоха великих географических открытий.

-Как изменилось количество людей в Европе? (Дети высказывают свои предположения. Возросло.)

-Обращаемся к учебнику. Читаем следующие 2 предложения.

-Какой бы вы предложили выход из этой ситуации, если бы жили в эпоху Нового времени? (Дети высказывают свои предположения.)

-В Википедии – онлайн – энциклопедии – Новое время называют эпохой великих географических открытий.

-Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдёт речь в стихотворении:

Незадачливый моряк

Плыл на запад, но никак

Он земли не достигал,

Компас свой не раз ругал.

Плыл он в Индию упорно,

Избежав постов проворных,

Злата, серебра достать,

Никому не отдавать.

Всё ж приплыл он наконец,

В земли, где народ- творец

Он индейцами назвал,

Только в точку не попал.

-Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию?

-В чём заключалось его открытие? (Дети высказывают свои предположения.)

-Что об этом рассказывает наш учебник? Прочитайте. (Читают 2 следующих предложения.)

-Более подробно о Колумбе и его путешествии можно узнать из книг, которые есть в нашей школьной библиотеке. (Демонстрирую книги.)

-Как вы думаете, что сделали предприимчивые европейцы? (Дети высказывают свои предположения.)

-Совершенно верно, «Спустя некоторое время Америка была заселена европейцами» -написано в нашем учебнике.

-И не только Америка. Какие ещё части света постигла та же участь?

-Найдите ответ в учебнике, прочитав оставшиеся предложения.

-Рассмотрите карту на с.70 учебника.

-Какие государства были образованы на территории Америки? (Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина.)

-Так какой выход нашли европейцы, чтобы решить проблему нехватки земли? (Найти и заселить новые земли.)

(Вывешиваю на доску карточку с изображением парусного корабля – символа расселения европейцев по планете. Демонстрирую изображение «Титаника» и репродукции картины Айвазовского.)

-Таким образом, можно сделать вывод, что Новое время – это эпоха великих географических открытий, которые позволили европейцам расширить границы западной цивилизации за счёт расселения по планете.

-Предлагаю вернуться к нашим версиям. Кто оказался прав? (Илюша, потому что он считал, что в эту эпоху было придумано много новых вещей.)

Слайд №2 (по щелчку)

Версии:

    права Анюта;

    прав Илюша;

    оба правы.

-Кто оказался прав? (Илюша, потому что он считал, что в эту эпоху было придумано много новых вещей.)

-Как бы вы дополнили его определение? (Новое время – это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)

VI. Применение нового знания.

-Проверяем, насколько хорошо вы запомнили услышанное на уроке. Обращаемся к рабочей тетради. Выполняем задание 1 необходимого уровня на с.46 самостоятельно. Сигнализируем о выполнении вставанием.

-Озвучьте получившийся текст.

-Следующее задание программного уровня выполните, работая в парах. Если работа готова, поднимите руку.

-Какими достижениями Нового времени мы пользуемся сейчас? Прочитайте.

VII. Домашнее задание.

-Дома вы продолжите работу над заданиями по теме. Предлагаю задания на выбор: №1 (максимальный уровень), где пригодится ваш конспект,№2 (программный уровень), № 3 (необходимый и программный уровень).

VIII. Итог урока.

-Эпохи сменяют друг друга: за Первобытным миром следует Древний мир, за ним – Средневековье, а потом и наступает Новое время.

-Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? (Это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)

-Интересные сведения об этой эпохе вы можете почерпнуть из «Энциклопедического словарика школьника», который находится в классной библиотеке.

-Не возникло ли желание жить в таком обществе?

IX. Рефлексия.

-Подумайте, как о том, как прошёл сегодняшний урок, был ли он полезен вам, всё ли было понятно, интересно. Постарайтесь отразить свои эмоции на заготовке лица человечка.

-Покажите, что вы чувствуете. (Демонстрируют рисунки.)

Спасибо за урок.

Приложение

Фамилия, имя _____________

    ____

    ____

    ____

    ____

    ____

    ____

    ____

    ____

Отметка ________

Название изобретения

Понятие “Новая история” появилось в Европейской науке в ХV – ХVI в.в., в эпоху Возрождения (Ренессанса). Гуманисты того времени стали подразделять историю на 3 эпохи: древнюю, среднюю и новую. Наступление “Новой эпохи” они связывали с развитием светской, т.е. не церковной идеологии, науки и культуры, с борьбой за освобождение человека и общества от диктата католической церкви, с возрождением культа античности.

В западноевропейской исторической науке деление истории на древнюю (до падения в 476 г. Западной Римской империи), средневековую (до падения в 1453 г. Византийской империи – Второго Рима) и новую (современную) является традиционным и сохраняется до нашего времени. Новое время неразрывно связывается с утверждением “буржуазным индустриальным прогрессом”.

В последнее время многие историки склоняются к мнению, что нельзя искуственно отрывать от буржуазной цивилизации такие явления, как великие географические открытия, реформация и гуманизм, научная революция, которые дали толчок к зарождению буржуазии. Поэтому целесообразней границей средневековья и нового времени считать конец ХV - начало ХVI в.: ранее новое время, когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов жизни.

Эпоха первоначального накопления капитала, зарождение и развитие мануфактурного производства знаменовали наступление нового времени. Европа становится центром прогрессивного развития человечества, формирования новых политических институтов, очагом новой идеологии и культуры.

Таким образом, Новое время – это эпоха, заложившая основы современной цивилизации, в которой мы сейчас живем.

Решительный разрыв со средневековьем и господствующими феодальными порядками знаменовали буржуазные революции в Голандии (конец ХVI века) и в Англии (середина ХVII в), прервавшие эти страны со временем в передовые европейские державы.

Переход от феодализма к капитализму занимает значительную историческую эпоху, которую можно назвать переходной, на протяжении ХVII-ХVIII столетий закладывались предпосылки трансформации традиционной средневековой (аграрной) цивилизации в индустриальную эру.

Определить границу отделяющую одну эпоху от другой трудно. Для многих историков границей средневековья и Нового времени является английская буржуазная революция 1640 г., во время которой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путь для развития капитализма. Но закат средневековья начался гораздо раньше – с ХV в. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. ХV в. стал переломной эпохой в отношениях с другими цивилизациями. Долгое время аграрный Запад жил относительно замкнуто, связи с Востоком и Россией ограничивались в основном торговлей.

В ХV веке ситуация полностью изменилась: Европа начала стремительно развиваться. Расцвет торговли вызывал острую необходимость в драгоценных камнях. Купцов и путешественников манили рассказы о несметных богатствах и чудесах Востока. Европейские мореплаватели к этому времени уже накопили достаточно большой опыт в навигации, поэтому длительные и трудные экспедиции стали вполне возможны. Географические открытия раздвинули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира. Торговые пути теперь пролегли через океаны, связывал между собой континенты. Так, благодаря Великим географическим открытиям были созданы основы для формирования глобальной цивилизации.

В ХV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. Эту эпоху историки называют этапом перехода к новому времени или ранним новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации. Кардинальные изменения охватили все области западноевропейской цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Торговля связала теперь целые континенты. Сместились торговые центры: Средиземное море стало терять прежнее значение, уступая место Голландии, а позже – Англии. Новые рынки сбыта дали мощной импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном счете – складыванию капиталистических отношений.

Приток золота вызывал революцию цен. Усложнилась финансовая система и банковское дело. В ХV в. возникают первые торговые биржи (Венеция, Флоренция), а в ХVIII в. почти каждый торговый город имел свою биржу. В ХVI в. для них стали строить специальные здания: в Лондоне – в 1554 г., в Гамбурге – в 1558 г., в Париже – в 1563 г., гда совершались торговые и денежные сделки. Уже с ХVI в. в Европе существовали не только частные, но и государственные банки, возникшие сначала в Генуе и Барселоне. В Х VII в. создаются Амстердамский и Английский госбанки.

Госбанки давали крупные кредиты купцам, промышленникам, предпринимателям, другим государствам под высокий процент. В начале ХVII в. возникают акционерные компании в Англии и Нидерландах. Все это способствовало и благоприятствовало в дальнейшем буржуазному прогрессу.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Разрушению ортодоксально-религиозных идей и объединению Европы на основе общечеловеческих ценностей, на почве гуманизма. Она стала переходным периодом от Средневековья к Новому времени не только в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В это время были завершены выдающееся научные открытия в астрономии, в том числе гелиоцентрическая система мира Н. Коперника, развитая...

Высокий процент. В начале ХVII в. возникают акционерные компании в Англии и Нидерландах. Все это способствовало и благоприятствовало в дальнейшем буржуазному прогрессу. 2. Условия для появления капитализма в Европе. Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других странах были возможности для появления капитализма, например, в Китае и особенно в Японии. И...

Англичанам политическая организация - Общество защиты буддизма, ставившая перед собой, прежде всего культурно-просветительские задачи. Более радикальные цели и требования в то время еще не выдвигались. 4. Культура Бирмы в Новое время Период Нового времени отмечен подъемом в развитии культуры народов Бирмы, основавшейся в первую очередь на буддистской религиозной традиции. В XV в. ...

Масс обоих тел и, как оказалось, достигает заметного значения только тогда, когда взаимодействующие тела (или хотя бы одно из них) обладают достаточно большой массой. Черные дыры: время остановилось. Черные дыры - это порождение гигантских сил тяготения. Они возникают, когда в ходе сильного сжатия большей массы материи возрастающее гравитационное поле ее становится...

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

  • Сформировать у учеников первичные представления об эпохе Нового времени (временной промежуток, развитие техники, особенности устройства общества, изменение морали); учить находить в современной жизни явления, достижения и открытия, сохранившиеся с эпохи Нового времени; учить работать с картой.
  • Развивать мышление, внимание, умение слушать ответы своих товарищей, развивать аналитические умения и навыки, навыки самостоятельной работы.
  • Вырабатывать (воспитывать) у детей моральные качества (учить объяснять, согласен или нет с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Нового времени).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разминка (повторение).

(Во время разминки ученики стоят около своих мест, у каждого ученика в руках три карточки с буквами А Б В)

(Учитель читает вопрос и предлагает три варианта ответа на него. Каждый ученик поднимает карточку с той буквой, которая, по его мнению, соответствует правильному ответу.)

1. Древний мир – это время появления:

А) Первых людей
Б) Первых цивилизаций
В) Первых деревень

2. Египетское государство возникло на берегу реки:

А) Евфрат
Б) Ганг
В) Нил

3. Средние века – это время:

А) Между Первобытным миром и Древним миром
Б) Между Древним миром и Новым временем
В) Между Первобытным миром и Новым временем

4. В Средневековых государствах большинство населения жило:

А) В городах
Б) В пещерах
В) В деревнях

5. Это слово первоначально означало «всадник»:

А) Варвар
Б) Трубадур
В) Рыцарь

6. В каком году рыцари-крестоносцы отбили у арабов священный город Иерусалим:

А) 999 год
Б) 1099 год
В) 1199 год

3. Проверка домашнего задания.

(у каждого ученика на парте лежит карточка с вопросами; даётся несколько минут, чтобы ответить на вопросы; после чего учитель собирает карточки для проверки)

Вопросы для проверки домашнего задания:

  1. Перечислите цивилизации Древнего мира.
  2. Почему эпоха Средних веков получила такое название?
  3. На какие ветви разделилось христианство в Средние века?
  4. Перечислите достижения эпохи Средневековья.

4. Тема урока (новая тема).

– Наше «путешествие» по эпохам Всемирной истории продолжается. Откройте учебник (А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Человек и человечество») на странице 46. Посмотрите на «ленту времени». Как называется следующая «остановка»? (эпоха, которую учёные назвали Новым временем) Сколько веков охватывает данная эпоха? Перечислите эти века.

– Открываем страницу 68 и прочитаем тему нашего урока. (Новое время – торжество Европы) Ребята, как вы понимаете слово «торжество»?

Торжество – большое празднество по случаю какого-либо события.
Торжество – чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.
Торжество – победа, полный успех кого или чего-нибудь.

– Какое значение слова подходит к теме урока? Как вы думаете, почему Новое время назвали «новым»?

– Прочитайте диалог героев учебника и сформулируйте ответ.

– Рассмотрим карту на странице 70–71 учебника. Как изменились по сравнению со Средневековьем границы цивилизованных стран в Новое время? (расширились и охватили все материки) Определите с помощью карты и условных обозначений, какие земли были заселены выходцами из Европы? (в Средние века Европа занимала маленькую территорию. В эпоху Нового времени европейцы заселили Австралию, Северную и Южную Америку, юг Африки, покорили страны Востока и Африки) Так почему же в названии темы урока появилось выражение «торжество Европы»?

Выборочное чтение (проверка понимания детьми прочитанного):

– Где проживало большинство граждан?
– Как стали называть новое общество?
– Что доказали учёные в Новое время?
– Что дало европейцам изобретение новых лекарств от страшных болезней?
– Чем знаменит 1492 год? (учитель вывешивает на доску иллюстрацию)
– Какие государства подчинили себе многие земли и народы?

5. Физкультурная пауза.

6. Тема урока (продолжение).

– Рассмотрите рисунки «Технические достижения в эпоху Нового времени» на странице 69. назовите особо значимые изобретения.

(Учитель может показать дополнительные иллюстрации с изображением первого телефона, первой электролампочки, первых самолётов и паровозов)

(Данный урок предполагает, что будут небольшие по объёму и продолжительности выступления заранее подготовленных учеников с сообщениями об изобретении телефона, лампочки, фотографии, самолёта и др.)

– Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? (возможности человека расширились, стало проще и удобнее жить)

– По мере того, как жители западного мира осваивали далёкие земли, изменялось и отношение людей друг к другу. На странице 73 при помощи рисунка вспомните старые порядки Средневековья. (общество делилось на группы с разными правами и обязанностями, судьба человека зависела от того, в какой семье он родился, в государстве всё зависело от воли государя) Сравните с той формой организации общества, которая сформировалась в Европе.

– Сейчас прочитаем часть параграфа под названием «Все люди – братья!» (стр.72–73).

– Существовали два способа перехода от старых порядков к новым.

Революция – переворот в жизни общества, который приводит к уничтожению отжившего общественного и политического строя и передаёт власть в руки передового класса.

Преобразование – изменение чего-либо в иную, лучшую сторону.

7. Домашнее задание.

– Новое время интересно не только своими техническими достижениями, революциями и преобразованиями, но и архитектурными символами. На стр.70–71 рассмотрите их изображения. Найти сведения об Эйфелевой башне, Биг-Бене, Московском Кремле, Тадж-Махале. Прочитать параграф учебника.

8. Самостоятельная работа в тетради.

(Рабочая тетрадь к учебнику)
стр.46–47 №1, страница 48 №2.
(Фронтальная проверка)

9. Итог урока.

– Назовите эпоху, следующую за Средневековьем.
– Почему Новое время назвали «новым»?
– Какими достижениями эпохи Нового времени мы пользуемся по сей день?

Конспект урока окружающего мира,

проведённого в 4 «1» классе школы №93

учителем Чибитько Алексеем Сергеевичем

Тема: “НОВОЕ ВРЕМЯ – ТОРЖЕСТВО ЕВРОПЫ”

Тип урока: Введение нового знания

Программа: «Школа 2100»

Учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Окружающий мир. 4-й класс В 2-х ч. Ч. 2. 4-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2012. – 128 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель: Разобраться, почему же Новое время назвали новым?

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать навык чтения.

Формировать целостность картины мира.

Продолжить знакомство с географической картой мира.

Дать представление об эпохе Нового времени,

Научить отличать эпоху Нового времени от других эпох

Находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

Развивающие:

Развивать умения работать с различной информацией, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать её.

Развивать речь, память, мышления, воображения у учащихся.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к литературе.

Воспитывать интерес к окружающей среде

Воспитывать доброжелательное отношение к людям

Оборудование урока :

    Для учителя: Учебник, презентация.

    Для учеников: Учебник, пенал, карты.

План урока

25 МИНУТ

Река времени

5 мин

Географические открытия

10 мин

Физкульт. минутка

1 мин

Машиностроение и создание техники

10 мин

VI .

Подведение итогов урока

4 мин

VII.

Домашняя работа

2 мин

VIII.

Орг. Момент

1 мин

Ход урока

I. Орг. момент.

У: Здравствуйте, ребята, меня зовут Алексей Сергеевич. Сегодня я буду вести у вас Окружающий мир. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, пенал и тетради. Садимся (по колонкам).

1. Проверка домашнего задания.

У: На дом вам было задано написать небольшое сочинение, что же нового было в Средние века.

И так, кто желает выйти к доске и рассказать нам. Но, не просто прочитать, а доказать свои суждения или материал, почему вы так считаете, или откуда знаете.

Д: (читает)

У: Что нового ты узнал?

Д:…

У: Как ты думаешь, для людей того времени это было новшество? Почему?

Д:….

2. Сообщение темы урока.

У: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами слова – словосочетания. Прочитайте их.

Д: Рыцарь, католическая Европа, Икона, письменность, средневековая Индия.

У: В каком веке происходит создание или появление этих словосочетаний, предметов?

Д: Средний век

У: Почему?

Д:….

У: В каждом государстве происходила своя Революция. Кто-то открывал новые способы излечения страшных болезней, как в Индии. Или кто-то начал создавать письменность, как у нас на Руси.

Кто нам скажет, а что же такое всё-таки революция?

Д:…

У: Да, революция - это коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

Но человечество не останавливалась на достигнутом. С каждым годом люди открывали для себя что-то новое. Что для нас сейчас давно уже не интересно, но для них это было новшество.

Наступил 15 век, и человечество большим рывком добилось многого. И этот век уже назвали “Новое время”.

Давайте откроем страницу 118 и узнаем, какой вопрос нам ставят авторы учебника. Прочитай.

Д: Почему Новое время назвали новым?

У: Сегодня нам с вами нужно разобраться, почему же историки назвали этот век Новым временем.

Для этого мы с вами будем работать сегодня парами. Выполнять работу, совещаясь друг с другом.

3. Изучения нового материала.

У: Ребята, прежде чем мы начнём знакомство с Новым временем. Кто даст свои предположения, почему его так назвали?

Д: Создание нового оборудования, открытие нового материка.

У: Запомните свои предположения, в конце урока мы посмотрим, правы ли вы или нет.

Открываем учебник на странице 68, прочитай нашу тему урока.

Д: Новое время – торжество Европы

У: Ребята, как вы понимаете слово «торжество»?

Д:…

У: Посмотрите на слайд и прочитайте про себя, что же такое торжество.

Д:

Торжество – большое празднество по случаю какого-либо события.
Торжество – чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.
Торжество – победа, полный успех кого или чего-нибудь.

Д:….

У: Попробуем в течении урока найти ответ в учебнике.

Открываем учебник на странице 68. Прочитаем диалог героев учебника про себя. Кто прочитает, сядет ровно.

У: Прочитай всему классу.

Д:…

У: Как вы думаете, кто прав в этой ситуации Илюша или Анюты? Почему?

Д:….

У: Почему Анюта неправильно объяснила эпоху?

Д:…

У: Что мы для себя можем из этого текста выделить? Почему назвали этот век историки “Новым временем”?

Д: В это время человечество пошло вперед, и начали создавать технику, телефон, паровозы.

У: Открываем страницу 46. Смотрим на “реку времени”. Какие эпохи вы уже изучили?

Д: Первобытный мир, Древний мир, Средние века.

У: Какая эпоха идёт после Средних веков?

Д: Новое время.

У: Кто нам скажет с какой по какой век продолжается эпоха нового времени?

Д: С 15 по (начало) 20 века.

У: Новое время назвали 6 веков, с 15 по 20 век. Посмотрите на экран, у меня изображена “Река времени” Нового времени.

Мы с вами отправляемся в путешествие по Новому времени.

И начнём мы с Великих географических открытий.

У: Ребята, кто нам скажет, всегда ли люди знали, что земля круглая?

Д: Нет

У: Я вам даю первое задание. Работаете в парах. На столах у вас лежит чистый лист А4, в парах вы должны нарисовать, как по вашему мнению люди представляли Землю в Средние века. Подумайте, почему вы так решили, вы должны будите защитить свой рисунок. Даю 3 минуты.

Д: (рисуют)

У: Время кончилось. (Вызываю три пары) Расскажите о своём рисунке, почему вы думаете, что так они представляли Землю?

Д: (рассказывают)

У: Ребята, теперь поменяйтесь своими рисунками (пара меняется с парой) и оцените их.

Д: (оценивают)

У: Доказательство Фернандо Магеллана в Новое время подтвердило, что Земля круглая.
В 1519 году пять кораблей отплывают из Севильи, чтобы обогнуть земной шар. Фернандо Магеллан был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Но путешествие окончилось удачно - было доказано, что Земля – круглая.

(Показываю на карте его маршрут следования)

У: Задание. Найдите у себя на столах такую карту, как у меня на слайде. И подпишите название только тех материков, возле которых проплыл Магеллан. Даю 2 минуты.

Д: (выполняют)

У: И так, какая пара назовёт, от какого материка Магеллан начал своё путешествие?

Д: Европа

У: Следующий материк, возле которого он проплыл, это?

Д: Африка, Австралия, Юж. Америка.

У: Поднимите руку, кто справился с заданием, кто подписал все материки.

Д: (поднимает руку)

У: Откроем учебник на странице 70-71. Посмотрите карту. И так же откройте страницу 62-63, посмотрите там тоже карта, которую вы уже изучали. Скажите, чем же отличается карта Средних веков и карта Нового времени?

Д: Открыты новые материки, также они получили свои названия. Стало больше народов и больше завоёванных земель Европой.

У: Начало нового времени в географии послужило началом продолжения пути Европейцами от Европы до Индии.

За очень короткий период (конец - начало ) европейские мореплаватели обогнули , проложили морской путь в , открыли новый континент - и совершили кругосветное плавание.

У: Задание Теперь найдите у себя карту нашей Земли, и карандашом проложите маршрут от Европы до Индии. Подумайте, по какому маршруту проплыли мореплаватели, чтобы открыть Индию. Напоминаю, что начали они маршрут с Европы. Напоминаю, что маршрут кораблей, на карте изображается пунктиром .(на доске)

Д: (выполняют)

У: Проверяем. Поднимите руку у кого совпало? Почему вы так решили, что мореплаватели поплывут этим путём?

Д: (отвечают)

У: Посмотрим на карту в учебнике (70-71) Подумайте, как же изменились границы цивилизаций? Они стали расширяться?

Д: Да, границы стали больше.

У: Почему?

Д: Начали завоёвывать новые земли.

У: Назовите земли, которые заселены выходцами из Европы. Посмотрите, эти люди изображены, как человек с лопатой.

Д: (говорят)

У: Почему же они так заселены, почему они не остались в Европе?

Д: В Европе стало тесно.

У: Посмотрите на слайд. Найдите такую карту у себя. Это карта географические знания португальцев на рубеже XV и XVI. Задание Посмотрите, подпишите, каких материков нет на карте, что же португальцы ещё не знали?

Д: (выполняют)

У: И так, по одному материку говорите нам, чего не хватает на карте.

Д: Руси, Австралии, Китая, Японии, часть Америки.

У: А какие же материки они уже открыли для себя?

Д: Африка, Европа…

У: Почему, что тебе подсказало?

Д:….

___________________________________________________________________

Физкультминутка

.(положите голову на руки и представьте, что-то)

____________________________________________________________________

У: Теперь отгадайте загадку, о ком идёт речь?

Незадачливый моряк

Плыл на запад, но никак

Он земли не достигал,

Компас свой не раз ругал.

Плыл он в Индию упорно,

Избежав постов проворных,

Злата, серебра достать,

Никому не отдавать.

Всё ж приплыл он наконец,

В земли, где народ - творец

Он индейцами назвал,

Только в точку не попал.

Д: Христофор Колумб

У: Кто знает, чем знаменит этот человек?

Д: Он открыл Америку.

У: Примечательно, что именно открытие Америки () принято считать символическим окончанием Средних веков и началом Нового времени.

У: Задание

У меня есть такая энциклопедия про великих путешественников, где есть небольшая история про Колумба.

Прочитай нам первый абзац.

Д: (читает)

У: Прочитай второй абзац.

Д: (читает)

У: Ребята, так хотел Колумб открыть Америку?

Д: Нет

У: А, что хотел Колумб открыть?

Д: Путь к Индии

У: А для чего, как вы думаете нужна была Индия Колумбу?

Д: Для открытия новой местности, наложения поставок нового продовольствия, для расширения кругозора, мира.

Эти путешествия стали бы невозможны без главных предметов: изобретение и создание , способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что первое из этих изобретений сделано задолго до наступления Нового времени.

Так, компас был изобретён в ещё в

У: Теперь мы с вами узнаем, как в Новое время совершенствовалась техника, и создавались новые производства.

И так, посмотрите, у кого-то на столах есть маленькие карточки с номерами, а на обороте, текст.

На экране первый номер, у какой пары первый номер?

Прочитайте нам, что у вас за новое открытие было совершено в Новое время? О чём сейчас вы будете рассказывать?

Д : Книгопечатный станок

  • Одной из самых важных инноваций того времени оказалось . Изобретателем книгопечатания считается . Приблизительно в он построил свой .

У: Что у вас за приспособление?

Д : Швейная машина

    В 16 веке первая швейная машинка появилась в эпоху промышленных перемен 1850-ых годов, и это было чудом, что машинка могла выполнить такую тяжелую работу.

(Паровоз)

    Паровоз, который был изобретен Ричардом Эвансом и Оливером в 1803 году.

(Велосипед)

    Велосипед - В 1816 году Барон Карл фон Драйс из Германии, изобрел модель с велосипеда с рулем, закрепленным к переднему колесу. Свое изобретение он назвал "Драйзайн". Оно состояло из двух колес одинакового размера, а водитель сидел между двумя колесами, но на этой модели не было педалей, и двигаться надо было вперед с помощью ног, передвигая велосипед вперед.

(Самолёт)

    Самолёт был создан во Франции в 1843 году. Но из-за нехватки мощности первый полёт на самолёте человек совершил в 1904 году.

Это фотография первого самолёта в России.

(Лампа накаливания)

    В бельгиец изобретает угольную лампу накаливания

(Телефон)

    Самый первый телефон в мире был изобретен в 1875 году в Бостоне. Двое ученых Александр Белл и Томас Уостон.

У: Подумайте, как много всего люди создали в Новое время, как вы думаете, а как воспринял это общество, сразу начала пользоваться такой новой приспособлением или какая-то опаска была? Почему?

Д: …

У: Эпоха Нового времени не прошла спокойно. В это время было очень много войн за землю, за расширение своих границ.

Знаменитая революция того времени была Великая Французская революция, под управлением Наполеона Бонапарта. У этой революции был девиз - Свобода, равенство, братство.

У: Прочитайте текст в учебнике на странице 72. (Все люди братья!)

Д: (читают)

У: В каком году началась Великая Французская революция?

Д: 1789 году.

У: Что же говорили борцы за новые порядки во Франции? Какой был лозунг?

Д: Все люди – братья, вне зависимости от происхождения, места проживания и веры.

У: Как вы понимаете этот лозунг?

Д: Любой человек не смотря, какой он национальности, может жить, работать, учиться в любой стране.

(ЕСЛИ УСПЕЕМ)

У: Открываем рабочие тетради на станице …… Задание № ….
Вам нужно продолжить предложения, то есть вписать недостающие слова.

У : Страница …. Номер 2.

(На доске подсказка 1.Колумб открыл Америку 1492 2. Вторая мировая война 1939 – 1945 3. Великая Французская революция 1789)

Вам нудно найти в каком веке это происходило, и вписать в тетради в прямоугольник римской цифрой этот век.

И так же подчеркнуть какой событие произошло в эпоху нового времени.

4. Подведение итогов.

Устная проверка на знание текста.

У: Чем Эпоха Нового времени отличается от Первобытного мира, Древнего мира и Средних веков?

Д: Созданием техники, открытия материков.

У: Какой техники, какой материк и кто открыл?

Д:…

У: Мы с вами узнали много о эпохи Нового времени. Теперь попытайте объяснить, сделать вывод своими словами, что же такое эпоха Нового времени.

Д: Эпоха великих технических достижений, которые используются человечеством и в настоящее время.

У: Посмотрите в учебник на странице 73, там написан вывод. Прочитай нам его

Д: (читает)

У: Сошлись наши выводы? если нет, то что мы не сказали?

Д: Да\Нет.

5. Домашняя работа.

Творческое задание

На следующий урок вам нужно придумать и нарисовать эмблему Нового времени.

    Оценка

За отличную работу на уроке, я оцениваю, как отлично следующих учеников. (имена) Они отвечали на вопросы и внимательно выполняли задания.

7. Орг. конец

У: На этом наш урок закончен. Вы очень хорошо работали: старательно, дружно. Готовимся к следующему уроку.
До свидания!