Где может работать физик. Профессия физик: кем работать и куда поступать

В своей книге профессор Левин рассказывает о самых странных, необычных, интересных гранях физики, о чудесах, которые творятся каждый день вокруг нас - например, о том, почему ударяет молния. О какой бы теме из физики он не говорил, неизменно одно - ему всегда удается совмещать образование и развлечение. После прочтения его книги вы станете по-другому смотреть на окружающий мир: глазами физика».

  • Митио Каку «Физика невозможного»

    Известный физик Митио Каку исследует кажущиеся сегодня неправдоподобными технологии, явления или приборы с точки зрения возможности их воплощения в будущем. Рассказывая о нашем ближайшем будущем, физик доступным языком говорит о том, как устроена Вселенная. Из книги вы узнаете, что уже в XXI веке, возможно, будут реализованы силовые поля, невидимость, чтение мыслей, связь с внеземными цивилизациями и даже телепортация и межзвездные путешествия.

  • Брайан Клегг «Физика за 30 секунд»

    «Физика за 30 секунд» охватывает грандиозные идеи и концепции, стоящие в основе жизни, как мы её знаем. От электромагнитных волн, обеспечивающих мгновенную связь между противоположными краями света, до гравитации, которая позволяет нам твердо стоять на ногах. Книга содержит множество полезных графиков и кратких биографий ученых, изменивших представление о научном знании навсегда.

  • Брайан Кокс, Джефф Форшоу «Почему E=mc²? И почему это должно нас волновать»

    В этой книге два профессора физики раскрывают реальный смысл, стоящий за каждым символом в легендарном уравнении Эйнштейна и делают это с позиций современной науки. Если вы хотите понять теорию относительности и разобраться с самым известным в мире уравнением - это книга для вас. Она о том, как и из чего на самом деле соткан наш мир.

  • Ричард Мюллер «Сейчас. Физика времени»

    Сегодня мы знаем, что такое замедление времени и что существует даже обратное его течение. Тем не менее, современный физики ничего не добились в объяснении самого удивительного свойства времени - его течения и значения слова «сейчас. Автор книги - профессор физики в Беркли - ищет ответы на вопросы: "А можно ли повернуть "сейчас" по времени назад?" и "Почему это "сейчас" так для нас важно?» и делится своими рассуждениями с читателями.

  • Физик-ядерщик -- специалист, эксплуатирующий и контролирующий работу оборудования АЭС, ядерных и термоядерных установок различного назначения. Профессия требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает осуществление контроля, поиск ошибок, выявление и устранение их причин. Специалист осуществляет деятельность как в помещении (пункте управления, рабочем кабинете, лаборатории), так и вне помещения. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью технических средств связи.

    Что должен знать физик-ядерщик?

    · ядерная физика;

    · устройство и технология атомных реакторов;

    · практика контроля за работой оборудования, его диагностике;

    · практическая отработка специальных нормативов.

    Доминирующие виды деятельности профессии физик-атомщик:

    · обслуживание реакторных залов, снятие показаний приборов, расположенных на реакторах;

    · на основе полученных данных вынесение заключения о состоянии атомного реактора;

    · в случае необходимости запуск и перезагрузка атомного реактора.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности физика-атомщика:

    Способности

    Личностные качества, интересы и склонности

    · аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее);

    · склонность к рациональному, логическому анализу;

    · математические способности;

    · аналитические способности;

    · хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);

    · высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени).

    · склонность к научно-исследовательской деятельности;

    · самоорганизованность;

    · любознательность;

    · ответственность;

    · самостоятельность;

    · эмоциональная устойчивость;

    · склонность к анализу;

    · стремление к преодолению ошибок;

    · умение хранить тайну;

    · развитая интуиция (умение делать правильные выводы из недостаточных данных).

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    · неразвитость аналитического мышления и математических способностей;

    · неорганизованность, неумение сконцентрироваться на решаемой задаче;

    · нерациональность, неосторожность, неосмотрительность;

    · эмоциональная неустойчивость;

    · неумение хранить тайну.

    Области применения профессиональных знаний:

    · наукоемкие производства (атомные электростанции);

    · лаборатории при научно-исследовательских институтах и академиях наук;

    · образовательные учреждения (ВУЗы).

    Кто не рискует, тому не быть физиком

    Обсуждение радиационно-медицинских и радиационно-экологических вопросов, производство делящихся материалов, испытания ядерного оружия, аварии на атомных подводных лодках и захоронения радиоактивных отходов (не говоря уже о добыче урановых руд) связаны с гибелью людей и ущербом, наносимым природе.

    Как известно, физики-ядерщики работают с радиактивными веществами, период полураспада которых, иногда превышает миллионы лет (например, период полураспада плутония-239 составляет 24 тыс. лет, а урана-235 710 млн. лет). Профессию по праву можно назвать рискованной. На плечах физиков лежит огромная ответственность, не только за себя или страну, но и за целый мир.

    «Реакторы не ошибаются. Ошибаются люди.»

    В ядерной энергетике не может быть ошибок, иначе последствия будут ужасными. Прежде всего, это неблагоприятное воздействие на организм человека.

    Лучевая болезнь -- заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений характеризующаяся симптомокомплексом, зависящим от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника радиоактивных веществ, распределения дозы во времени и теле человека.

    У человека лучевая болезнь может быть обусловлена внешним облучением и внутренним -- при попадании радиоактивных веществ в организм с вдыхаемым воздухом, через желудочно-кишечный тракт или через кожу и слизистые оболочки, а также в результате инъекции.

    Общие клинические проявления лучевой болезни зависят, главным образом, от полученной суммарной дозы радиации. Дозы до 1 Гр (100 рад) вызывают относительно лёгкие изменения, которые могут рассматриваться как состояние предболезни. Дозы свыше 1 Гр вызывают костно-мозговую или кишечную формы лучевой болезни различной степени тяжести, которые зависят главным образом от поражения органов кроветворения. Дозы однократного облучения свыше 10 Гр считаются абсолютно смертельными.

    Как вывести радиацию из организма? Этот вопрос, безусловно, волнует многих. К сожалению, особо эффективных и быстрых способов вывода радионуклидов из организма человека не существет.

    Последствия облучения включают в себя:

    · склеротические процессы;

    · лучевую катаракту;

    · радиоканцерогенез;

    · сокращение продолжительности жизни;

    · нарушение обмена веществ;

    · инфекционные заболевания;

    · злокачественные опухоли;

    · лейкоз;

    · мутации;

    · нервно-психические расстройства;

    · судороги, потеря сознания;

    · расстройства слуха;

    · расстройства речи;

    · изменения в половой системе, бесплодие;

    · вестибулярные расстройства;

    · тремор рук.

    Самое страшное то, что болезнь передается по наследству, это значит, что у человека, страдающего лучевой болезнью, последующие поколения, тоже будут больны. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.

    физик ядерщик цепной реакция

    Быть или не быть?

    На сегодняшний день выпускающихся из ВУЗов молодых физиков, что называется, «расхватывают с руками». В первую очередь, востребованы специалисты, занимающиеся исследованием проблем на стыке нескольких наук. Например, деятельность физика-ядерщика, озабоченного получением энергии из новых, более экономичных источников, считается «профессией будущего». С другой стороны, инженеры-энергетики все так же необходимы на любом производстве. Каждый специалист выбирает для себя карьерные перспективы. Одной из наиболее простых считается работа в строительно-монтажных организациях. Совершенно иной уровень квалификации требуется на проектных и пусконаладочных предприятиях. Для тех же, кого не привлекает труд на производстве, свои двери открывают научно-исследовательские институты, каждый год являющие миру интересные новинки. Профессия предусматривает карьерный рост и в данный момент акутуальна, вследствие развития ядерной энергетики.

    Конечно, самый простой ответ такой: в физике и математике открыто и изучено далеко не все. Вы, наверное, и сами это понимаете: раз люди этим так серьёзно занимаются, значит, есть чем заниматься. Хотя кажется: книг, учебников, толстых справочников по физике существует такое огромное количество, что вообще непонятно, что еще осталось-то?!

    Чтобы ответить подробнее, давайте сначала отделим, грубо говоря, «науку» от «инженерии». Наука - это принципиальные идеи и их аккуратная разработка. Инженерия - это приложение уже разработанных идей к многочисленным конкретным случаям. Наука - вещь трудная, новые идеи рождаются по крупицам. Применение уже разработанных идей к конкретным случаям - дело менее трудоемкое, и при желании (а также при наличии хорошего образования, хорошей экспериментальной установки и т. п.) можно проводить огромное число исследований и выдавать огромное число исследовательских статей. Каждая такая работа даст какой-то факт, заслуживающий упоминания в справочниках или книгах. Но, как правило, научную картину такие конкретные факты не изменяют.

    Так что подавляющее большинство книг - это сборники различных конкретных фактов, а настоящие идеи, как правило, повторяются из книги в книгу без изменения.

    Я вовсе не хочу сказать, что «научная инженерия» недостойна настоящего ученого. Часто рутинная работа приводит к накоплению опыта, появлению интуиции, за которой может последовать рождение совсем новой идеи. Но хороший ученый, хоть он и занимается рутинными вещами, всегда должен видеть ту самую большую научную цель, ради которой он производит все эти скучные расчеты или измерения.

    Наука - это попытки ответить на очень трудные вопросы , которые люди, наблюдая за природой, задают себе. Можно даже сказать так: наука - это область человеческой деятельности, в которой приходится разбираться с самыми-самыми трудными вопросами , какие только существуют.

    Но поскольку эти вопросы очень трудные, решить их так просто не получится. Большинство из этих очень трудных вопросов пока вообще непонятно, как решать. И перед учеными часто стоят такие задачи, когда просто непонятно, как приступать к вопросу, что надо делать. Именно поэтому приходится разбивать большую неподъемную задачу на множество мелких шажков (причем зачастую никто не гарантирует, что эти шажки вообще в правильном направлении). Эти мелкие шажки и исследует подавляющее большинство ученых. И лишь иногда, когда шажков становится очень много, удается вдруг найти ответ, хотя бы приближенный, на какой-то очень трудный вопрос.

    Этих очень-очень трудных вопросов на самом деле не так много. Например, есть такой вопрос: как ведёт себя в целом система с большим числом взаимодействующих объектов?

    Так вот, даже если само взаимодействие между частицами довольно простое, задача для всей системы в целом оказывается (пока что) неподъёмной. Сейчас вообще даже неизвестно, можно ли в принципе решить эту задачу. Если бы её удалось решить, в физике наступил бы переворот: сразу бы решились конкретные, но сложные задачи механики, теории конденсированных сред (жидкостей и твёрдых тел), ядерной физики, физики плазмы, и т. д. Но до этого пока далеко, и вместо универсального ответа приходится разрабатывать приближённые или частные подходы. Однако все эти работы нацелены на разгадку очень-очень трудного вопроса.

    Другой очень-очень трудный вопрос: почему мир именно такой, каков он есть? Этот вопрос можно разбить на мириады более мелких вопросов. Почему вода имеет такую важную роль в организации жизни? Почему есть разные агрегатные состояния у веществ? Почему светят звёзды? Почему во Вселенной так мало антивещества? Почему в нашем мире, в котором всё постоянно куда-то движется, есть хоть что-то стабильное? Почему наше пространство трёхмерно, а не 5-мерно, не 26-мерно и т. д.? Почему мы в повседневной жизни видим только однобокое проявление материи - в виде частиц, а её волновые свойства (которые проявляются только в микромире) для нас незаметны? И так далее.

    Именно на такие, грамотно сформулированные, вопросы стремятся ответить учёные. Как теоретически, так и экспериментально. Именно для этого строят ускорители и сталкивают на них частицы, изучают далекие галактики во всевозможных видах излучения, пытаются сжимать вещество давлением в миллионы атмосфер или охлаждать его до температур в миллиарды раз меньше комнатной. Именно для этого придумывают новые теоретические методы решения задач, решают сложные уравнения, привлекают в физику совершенно диковинные математические объекты, никогда не использовавшиеся ранее.

    Аналогичные очень-очень трудные вопросы есть и в математике. Современная математика - это вовсе не наука о том, «как считать без ошибок». Математика - это наука об абстрактных структурах, и числа - это только одна из множества интереснейших структур, которыми занимаются математики. Эти структуры - новый, невидимый простому человеку мир, со своими законами, со своими удивительными свойствами. Важно понимать, что этот мир не выдуман. Этот мир объективен, его законы универсальны, он не зависит от того, кто именно на него смотрит. И вопросы об устройстве этого мира - тоже очень трудные. А всяческие уравнения и числа - это как бы «математическая инженерия», приложение этих структур к каким-то конкретным нуждам.

    Показать комментарии (36)

    Свернуть комментарии (36)

      В заметке относительно математики сказано:

      "Эти структуры - новый, невидимый простому человеку мир, со своими законами, со своими удивительными свойствами. Важно понимать, что этот мир не выдуман. Этот мир объективен, его законы универсальны, он не зависит от того, кто именно на него смотрит."

      Является выдумкой человек, которого придумал художник? Да.
      А после того, как он его нарисовал? Со всеми непротиворечивыми атрибутами в виде двух глаз, ушей, одного носа и т.п., которого видит теперь не только он, но и окружающие.

      Если художник знаменит - критики начинают обсуждать картину, внутренний мир нарисованного человека, отчего беспокойны его глаза... Искуствоведы защищают диссертации, и не только по картине с изображением человека, но и по абстрактной живописи, которая изображает нечто, не имеющее непосредственное отношения к реальности.

      Так и чистая математика. Выдумываем правила, изучаем, что из них может следовать, спорим до хрипоты, и, если вдруг из нагромождения формул получаем что-то лаконичное - радуемся как дети. Какое отношение это имеет к окружающему миру и имеет ли вообще - какая разница?

      К счастью, мир устроен достаточно просто. Поэтому математики, перебирая все, с чем могут справиться, заполняют нишу анализа своими разработками, некоторые из которых время от времени востребуются для количественного описания природы вещей, теми, кто изучает окружающий мир, например, физиками.
      Если бы ни это, врядли общество платило математикам зарплату за удовольствие изучать то, что выдумано ими и "невидимо простому человеку".

      Что касается физики, опять же физические теории есть не сам мир, а его модели, тоже своего рода выдумки, и, несмотря на непротиворечивость, в этом смысле они не "объективны". Они меняются с течением времени, и мы понимаем, что, чем более старые модели, тем меньшую точность можно от них требовать. Но в физических моделях - главный критерий не эстетическое удовольствие автора и его друзей, а эксперимент, соответствие окружающему миру.

      Ответить

    А на мой взгляд, правильный ответ такой: дети, это мы просто перед вами выпендриваемся в школах, чтоб вы думали, что мы всё знаем и умные, а вы -- тупые. А на самом деле, мы очень многого не знаем, как и вы! :)

    Ответить

    Ответить

    Не на миллиарды градусов, а в миллиарды раз. Комнатная 300 Кельвинов, если эту температуру понизить, то получится 300 наноКельвинов, или -273,1499997 градусов Цельсия. Можно и в триллион, тогда получится 300 пикоКельвинов, или -273,1499997 градусов Цельсия.

    Ответить

    Физики и математики мечтают создать искусственный разум, залезть ему на плечи и свесить ноги. Потому и работают, не покладая рук, развивая науку. А вообще фундаментальная физика для маньяков. То ли дело математика: делай, что хочешь, главное логично, пописывай статейки, короче, чушкуй сколько хочешь. А физика - тысячи моделей построишь, да ещё развив параллельно саму математику, а результат на практике провалился, и так снова и снова пока не отыщещь ответ, подтверждённый практикой. В математике тоже пока получишь хоть малейший результат годы проходят, но физика это ж просто мазохизм, самоистязание. Из-за сложности науки физики постепенно сходят с ума. И я заключаю, что физики - психи, если, конечно, они серьёзно относятся к своему делу. Профессиональный кретинизм, конечно, присущ каждой профессии, но вы послушайте физиков о размерностях, времени и т. п. и сами во всём убедитесь, если обратите внимание, что они это всё говорят серьёзно. Уверенно говорить чепуху - отличительная черта безумия. А математику можно изучать, что угодно, главное, это должно быть новое, и делать это без логических ошибок. Скорость по своему усмотрению, если преподаёшь, то по чуть-чуть и всю жизнь одно и тоже, если в институте, то можно вообще раз в неделю приходить, ну ещё за зарплатой. Почти всё время гуляешь, можно подработать, если хочешь. А физика это для пахарей.

    Ответить

    • Если б не пахари не сидеть бы нам с вами в наших теплых квартирах перед компами...
      Интересно те кто за зарплатой в институт ходят много для науки делают или может только для себя стараются...

      Ответить

      Да. В физике прошел такой естественный отбор через теорию Эйнштейна.Сумееш притвориться понимающим непонятную теорию Эйнштейна - значит свой и иди в физики, получай регалии, и даже в шарашке - стакан сметаны. Энштейна не понимаешь - не пустим в физику, а если ты уже физик, то не умничай, иначе голодным оставим, пока не научишся уважать приоритеты секты.
      Физика стала дорогой наукой, так как теоретическое понимание в ней осталось на уровне 19-го века и все успехи достигнуты на постановке бесчисленных дорогих экспериментов, то есть путем бесчисленных тыканий.
      Математика это всего лишь инструмент и в ней нет волевого начала, но инструмент хороший для подсчетов и сравнений, предпологает то, что ты уже знаешь что подсчитать. Горе тому, кто закладывает в модели мира математические абстракции - он получит не реальный мир, а виртуальный.

      Ответить

    Человек может быть или физиком, или психом. Что нибудь одно, сочетать не получится. Вот псих-математик - это совсем другое дело: когда возможен не просто отрицательный результат, а результат вообще без результата, то сходить с ума можно вполне незаметно, ни кто внимания не обратит и поганой метлой не погонит. Тем более, когда любой результат - это результат без результата. Так и то они не все психи. И даже философы и те не все психи.

    Ответить

    Математика - это инструмент, расширяющий возможности нашего интеллекта. (Подобно велосипеду, расширяющему возможности нашего опорнодвигательного аппарата.)
    Математика - ужасно неудобный инструмент, поскольку в процессе её эволюционного развития исторически сложилось множество неудобств. Например: производная и интеграл - две взаимно обратные операции, и, следовало бы ожидать, что этот факт будет отражён в форме записи операций интегрирования и дифференцирования. Но, увы - эти две операции имеют записи совершенно непохожие друг на друга. И это только кажется мелочью.
    В математике, да и в науке в целом, много жаргона, который мало кому понятен. Почему?
    Математика находится в глубоком кризисе, а поскольку она в основе всех наук - этот кризис распространился на всю науку в целом.
    Кризис в математике вызван отсутствием возможности записать решение многих уравнений в виде конечного ряда функций, свойства которых изучены. Так, простая задача - задача трех тел, не может иметь решение в виде конечного ряда функций, которые мы изучили. Нам не хватает функций! Вот в чём проблема.
    В середине прошлого века наметился прорыв, когда был изобретены методы качественного анализа уравнений. К сожалению и тут учёные быстро зашли в тупик.
    Методы качественного анализа основываются на построении фазовых портретов динамических моделей. Это такие рисунки, где координатами являются (в общем случае) независимые между собой параметры(степени свободы), такие, как координата, скорость, ускорение, и т.п.
    Проблема возникла тогда, когда этих параметров стало больше трёх. Наше воображение просто отказывается представить себе объекты размерности больше чем три. Т.е., для моделей с большем (чем три) числом со степеней свободы наглядность этих картинок пропадает, а вместе с ней - пропадает и эффективность качественных методов.
    Так вот, кризис в науке, спровоцированный кризисом в математике, привел к тому, что теоретическая (в меньшей степени - прикладная) наука остановилась. И чтоб создать видимость движения мои бывшие коллеги изобретают жаргонные(мало кому понятные) словечки, жонглируя которыми в своих статьях создают видимость движения.
    Это - сугубо личное моё мнение.

    PS Выход из этого кризиса есть. Если будет интререс - расскажу какой.

    Ответить

    То, что физика и математика - изучены: есть большое, очень большое преувеличение. Сегодня ученые не знают ответа на такой поистине детский вопрос: "Почему дует ветер?" И на многие другие вопросы. Это не преувеличение. Сегодня учёные уверены в том, что на Луне нет воды. (В то время как на Луне, кроме воды, почти ничего нет: толщина слоя воды, покрывающего Луну измеряется сотнями километров.) Учёные ещё не открыли континенты на Марсе, и не видели гейзеры по их берегам.
    И вообще: "Мало кто знает, как много надо знать, чтобы знать: как мало мы знаем!"
    Есть ещё очень, очень много вопросов, на которые учёные ещё не знают ответов. Вот некоторые из них:
    1. И сегодня животные живут и умирают, но костей их мы не видим. Почему же кости динозавров сохранились? И уж совсем не понятно - почему кости эти радиоактивны? Неужели на Земле уже существовала развитая цивилизация (цивилизация гениальных динозавров?!), постигшая секреты распада ядер атомов и создавшая ядерное оружие, и которое впоследствии уничтожило своих не слишком предусмотрительных родителей? Не потому ли так дружно, в одночасье вымерли динозавры, и не потому ли так кучно лежат их кости, что была война, и мы находим массовые захоронения убитых? (Спешу сообщить, что - нет, войны не было. Все было не так, и инопланетяне тут тоже не причем.)
    2. Откуда у Земли столь громадный спутник, каковым является Луна. Луна не могла сформироваться на орбите вокруг Земли из земных колец. Материалу для этого явно не хватило бы. Может быть, она действительно является осколком Земли?
    3. Откуда взялись на поверхности Земли радиоактивные вещества с малым периодом полураспада? На Земле нет источников их образования (за исключением радиоактивного изотопа углерода, который постоянно образуется в атмосфере под воздействием жесткого солнечного излучения). Можно уверенно утверждать: эти радиоактивные элементы, как и многое другое, на поверхности Земли появилось относительно недавно, может быть несколько десятков миллионов лет назад. Не раньше! Но: как и откуда они появились?
    4. Откуда взялись на поверхности Земли тяжелые металлы, ведь миллиарды лет назад, когда Земля формировалась, её поверхность была жидкой, а потому: все, что тяжелее силикатов (гранита) должно было утонуть, и сегодня должно было находиться в ядре нашей планеты.
    Последний вопрос особенно интересен. Если ты будешь знать ответ на него, ты сможешь ответить на другой вопрос: "Где всё это богатство нужно искать?" Ты сможешь простроить карту месторождений полезных ископаемых, которые ещё неоткрыты. Ты станешь самым богатым человеком на планете. (Вторым, после меня.)

    Ответить

    • " (В то время как на Луне, кроме воды, почти ничего нет: толщина слоя воды, покрывающего Луну измеряется сотнями километров.) " Ложь. Воды там нет. Есть водород и кислород, но и то не отдельным слоем. А воды нет.

      Ответить

      "Учёные ещё не открыли континенты на Марсе, и не видели гейзеры по их берегам." На Марсе нет океана, соответственно нет и континентов и берегов. И гейзеры там не бьют. И вот как раз это учёные давно УВИДЕЛИ.

      Ответить

      "И уж совсем не понятно - почему кости эти радиоактивны? Неужели на Земле уже существовала развитая цивилизация (цивилизация гениальных динозавров?!), " Они МЕНЕЕ радиоактивны, чем ты. И цивилизация здесь не при чём. Радиоактивный углерод постоянно синтезируется в атмосфере под действием космических лучей, усваивается оттуда растениями, поедается травоядными, попадает в их ткани, потом съедается хищниками, попадает в их ткани, снова съедается хищниками, попадает в их ткани и так до вершины трофической пирамиды. Но мёртвые то кости ни кого не едят, а радиоактивный углерод в них распадается, его становится меньше, радиоактивность понижается. Поэтому кости динозавров во много миллиардов раз менее радиоактивны, чем ты.

      Ответить

      "4. Откуда взялись на поверхности Земли тяжелые металлы, ведь миллиарды лет назад, когда Земля формировалась, её поверхность была жидкой, а потому: все, что тяжелее силикатов (гранита) должно было утонуть, и сегодня должно было находиться в ядре нашей планеты." Мелкие частицы даже в кипящем чае не тонут. Тем более в океане, в котором бушует супершторм.

      Ответить

      На самом деле Высшая математика начинается с языка эпсилон-дельта (грубо, конечно). Так вот, в статье отсутствует описание, что такое (высшая) математика вообще и пример какой-то неразрешённой проблемы. Тут можно было привести и пример Великой теоремы Ферма (доказанной чуть более 10 лет назад) и гипотезу Гольдбаха (очень наглядно формулируется) . Гипотезу Римана тоже можно было упомянуть, но для этого нужно как минимум писать отдельную статью (есть потрясающая научно-популярная книга).

      Ответить

      " (причем зачастую никто не гарантирует, что эти шажки вообще в правильном направлении). " Представьте себе, что Вы - планетограф, пред Вами стоит задача изучить планету. А находитесь Вы на планете, не то что карты которой ни кто не составлял, её вообще увидели то недавно. Вас заинтересовала гора на горизонте, вы пошли куда попало и вместо горы набрели на огромное озеро. Можно ли сказать, что Ваши шаги вели не туда? Нет. Они вели именно туда, потому что озеро тоже не нанесено ни на одну карту. Не принципиально, найдёт ли физик-экспериментатор отклонение от стандартной модели, или подтвердит его отсутствие, новую информацию он добудет всё равно. И на его результатах будет или построена новая теория, или расширена применимость старой. Не принципиально, построит ли теоретик единую теорию поля, или предскажет новую частицу, его труд нов всё равно. Некоторые вообще неожиданные следствия из известных законов находят и вообще скорей изобретатели, чем учёные. Но и их труд тоже нужен для познания вселенной.

      Ответить

      Вы не правильно понимаете разницу между наукой и инженерией. Наука - это добывание новой информации, которая не может быть получена из уже имеющейся. Инженерия и изобретательство - это получение новой информации о технике из существующей информации об устройстве мира. Физик-экспериментатор не проектирует прибор, а проводит исследования с помощью этого прибора. Да, его труд не имеет ничего общего с созданием новых идей. Но зато он занимается проверкой того, "работают" ли чужие идеи в ранее не изученных условиях. А инженер может спроектировать только сам прибор, но не занимается исследованиями с помощью этого прибора. Хотя вполне может быть даже умнее экспериментатора, если только он не тот же самый физик-экспериментатор в другой ипостаси. Но он этим не занимается. Например, тот, кто измерял температуру свинца в жидком гелии, ни каких новых теорий не выдвинул. Он лишь установил, что жидком гелии сопротивление свинца меняется совсем не так, как следовало из идей других физиков. От этого он не учёный? Да нет, вполне учёный. Инженер же спроектировал омметр, но сам сопротивление свинца в жидком гелии не измерял.

      Ответить

      Есть хороший мультик про то, почему у льва грива. Там парикмахер долго стриг льва, а потом сказал: "Не готово. Что ж такого? Стрижка только началась". Так вот, изучение физики сотни лет только начиналось и сейчас наконец только началось.

      Ответить

      Написать комментарий

    О природе главенствующее место, несомненно, принадлежит физике. Нас окружают физические тела, вокруг нас происходят и мы сами являемся частью этого бесконечного процесса. Многогранность этой области знаний трудно переоценить, как и трудно указать пределы её распространения. Практически вся живая и неживая материя может быть объяснена её законами, и это удивительно. Но, пожалуй, наибольшее число загадок и открытий таит в себе ядерная физика.

    История появления и специфика профессии

    Кто же такой физик-ядерщик, что представляет собой эта профессия? Чтобы ответить на такие вопросы, следует возвратиться в прошлое, на рубеж 19-го и 20-го веков, когда был открыт атом, и учёные определили Сама же ядерная, или атомная физика - одна из областей этой науки, предметом изучения которой являются атом, его структура и свойства, радиоактивные распады и многое другое. Первый своего рода физик-ядерщик, хотя такого термина тогда ещё не было, - французский учёный А. Беккерель. Именно он, продолжая опыты великого Рентгена, открыл радиоактивность как физическое явление. Другие знаменитые физики и математики - семейная пара Кюри - продолжили исследования, получив полоний и радий. Неоценимую лепту в изучение этого явления внёс Резерфорд, определив на многие годы вперёд магистральные пути физической науки.

    Начало, как говорится, было положено. И первая половина 20-го века прошла под знаменем изучения свойств атома, атомной энергии, её разрушительных и созидательных сил. Атомное ядро, протон и нейтрон как его главные составляющие привлекли пристальное внимание не только физиков, но и химиков, биологов, математиков, медиков, техников, что способствовало появлению новых научных отраслей и дисциплин, смежных с основной. А ядерная физика постепенно преобразуется в самостоятельное направление, состоящее из таких разделов, как:

    В конечном итоге, для того, чтобы изучать, как воздействует радиация на окружающую среду и человека, как контролировать что делать с ядерными отходами, как правильно и безопасно эксплуатировать и разного рода термоядерные установки, и была «создана» профессия физик-ядерщик.

    Задача специалистов - выявлять ошибки и устранять их первопричины. Профессия требует от него основательных, прочных знаний и отличной теоретической и практической подготовки. К сферам компетенции относятся, кроме фундаментальных понятий, знание устройства реакторов, технологии их функционирования, умение диагностировать, работать со специальными приборами и многое другое. Именно физик-ядерщик делает заключение о том, насколько работоспособен и экологически безопасен. Он принимает решение запускать ректор или останавливать, оставить работать в прежнем темпе или перезагружать.

    Сфера применения

    Профессия ядерного физика востребована, прежде всего, в таких наукоёмких производствах, как работа АЭС, в научно-исследовательских и экспериментальных лабораториях, вузах и т.д.

    Физику можно разделить на теоретическую, экспериментальную и прикладную. Каждая, в свою очередь, делится на несколько направлений: ядерная физика, микро- и наноэлектроника, материаловедение, энергетика, авиакосмические технологии, нанотехнологии и пр. Студенты выбирают одно из них и, если получится, после выпуска работают по специальности. А если нет, то наш список дополнительных вариантов им поможет.

    Учитель физики, преподаватель

    Самый очевидный вариант: не удалось найти работу по специальности, на которую учились несколько лет, можно пойти . Для того чтобы устроиться в школу, могут потребовать диплом о педагогическом образовании. Но что касается физики, здесь важнее быть практиком, знать законы и их действие, уметь решать задачи, разбирать формулы, демонстрировать опыты.

    Преподавать в вузе можно и без аспирантуры. Но построить карьеру без кандидатской степени практически нереально. Для большинства должностей требуется именно наличие учёной степени.

    Сотрудник лаборатории

    Научные лаборатории есть в вузах, научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро при огромных заводах военно-промышленного комплекса. Сюда стоит идти тем, кто хочет посвятить себя науке и технике, так как именно в подобных учреждениях создают новое и инновационное, исследуют, пробуют, внедряют и развивают. Сотрудники – частые гости тематических конференций. Перспектива – вырасти до заведующего лабораторией, руководителя центра.

    Автор научно-популярных текстов

    Лучшими авторами в узких тематиках становятся практики. Перед физиком, который умеет складывать слова в предложения, а предложения в тексты, открывается простор для подработки или основного заработка – от внештатного сотрудничества автором раздела тематического сайта до написания пособий типа «Физика - детям» и составления сборника задач, от статей в ВАКовские журналы до редактора научно-популярного издания.

    Менеджер по продвижению проектов / автор-составитель заявок на гранты / консультант

    В последнее время Правительство РФ в лице Минобрнауки России выделяет невероятное количество грантов для поддержки научных школ, молодых учёных и исследователей. Счёт идет на сотни тысяч рублей в год для студента или аспиранта и миллионы для сотрудников с учёной степенью кандидата или доктора наук. Но чтобы получить подобный грант, нужно его обосновать. А это сделать уже не так-то просто. Нужно составить подробную заявку, в которой необходимо перечислить конечные результаты предполагаемых исследований, требуемое оборудование и материальные затраты на всех этапах проекта, список исполнителей и обоснованный задел по тематике выделяемого гранта.

    Конкурентноспособная заявка пишется как минимум месяц. Но грамотный составитель может одновременно работать над несколькими проектами грантов. С каждого полученного гранта автор заявки может получить примерно 10-15% от его суммы. В переводе на рубли это 100-150 тысяч от миллионного гранта.

    Организатор и ведущий научного шоу

    В последние годы стали популярны шоу экспериментов и физических явлений. При наличии деловой хватки и организаторских способностей можно самому открыть подобную компанию и привлечь к работе однокурсников. Или устроиться в те, что уже известны в вашем городе.

    Дети на такие шоу реагируют восторженно. А удивить их опытному физику несложно. «Радужные» очки, искусственный снег, невидимые чернила… Подобные эксперименты может провести любой первокурсник физтеха. Минимум реквизита, белый халат, эффектные очки, яркий парик для создания образа – и Профессор готов удивлять детей.

    В зависимости от города и количества детей подобные шоу оплачиваются от 5 тысяч рублей и выше.

    Экскурсовод в научных или экспериментальных музеях

    Политехнический музей в Москве, Экспериментариумы, Эйнштейниумы, научно-технические экспозиции, лектории… Люди переходят на новый уровень развития. Нам недостаточно смотреть на картины и кости мамонта. Мы хотим узнавать новое, обучаться, постигать и расширять горизонты своего сознания. Поэтому так популярны подобные заведения. А кто, как не эксперт в научной теме, лучше всех расскажет, как устроен материальный мир?

    Консультант в научно-популярных передачах и кинематографии


    Сериалы вроде «Теории большого взрыва» могут обеспечить вас работой на несколько лет

    Объяснить, расшифровать и показать на примере, разобрать поэтапно, пересказать «простыми» словами, увидеть и ликвидировать ошибки – этим занимаются консультанты и эксперты. Где подобные услуги могут понадобиться? На телевидении и киностудиях, в редакциях научных изданий, авторам видеороликов и текстов для сайтов и пр. Или же можно создать собственный сайт на научную тему – аналог политехнического музея.

    Мнение эксперта

    Канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой материаловедения и физики металлов Воронежского государственного технического университета

    Студент-физик с 1-го курса изучает тайны материи, законы физики и причинно-следственный эффект любого опыта. Его учат самостоятельно осмысливать, предлагать и ставить физический эксперимент по известным законам и методикам. Если результаты эксперимента не соответствуют физическим канонам, он ищет причину отрицательного эффекта и пытается разобраться в том, что он сделал не так, используя литературные источники «великих предков» и информационно-коммуникационные ресурсы. Поняв причину, он повторяет эксперимент. Обычно результат дает положительный эффект. Но если нет, он глубже проникает в тайны законов, физических формул и уравнений, учитывает свои промахи и вводит внешние факторы. Делает эксперимент снова, пытаясь добиться положительного результата.

    Физик может выполнять то, что написано в его технологической карте. Но это может делать любой человек, имеющий определенные знания и навыки. Но если внезапно происходит отклонение от техпроцесса, появляется брак, вся партия дорогостоящей продукции может быть загублена и предприятие понесет огромные убытки перед заказчиком, то исправить ситуацию сможет человек, который разбирается в процессах.

    Если возникла проблема и нужно срочно её решить, поможет физик, который найдет корень этой проблемы и в кратчайшие сроки её устранит либо предложит решение по устранению. Потому что его так учили с первого курса.

    При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!