Китайско тибетская языковая семья народы. Значение китайско-тибетские языки в лингвистическом энциклопедическом словаре

Китайско-тибетские языки (сино-тибетские языки) - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных. Общее число говорящих свыше 1100 млн. чел.

В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различные по степени их внутренней расчленённости и по их месту на лингвистической карте мира, -- китайскую и тибето-бирманскую . Первую образует китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов. На нём говорит свыше 1050 млн. чел., в т. ч. около 700 млн. - на диалектах северной группы. Основной областью его распространения является КНР южнее Гоби и восточнее Тибета.

Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь. Народы, говорящие на этих языках, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного Китая и северо-восточной Индии. Важнейшие тибето-бирманские языки или группы близкородственных языков: бирманский (до 30 млн. говорящих) в Мьянме и (свыше 5,5 млн.) в Сычуани и Юньнани (КНР); тибетский (свыше 5 млн.) в Тибете, Цинхае, Сычуани (КНР), Кашмире (северная Индия), Непале, Бутане; каренские языки (свыше 3 млн.) в Мьянме у границы с Таиландом: хани (1,25 млн.) в Юньнани; манипури, или мейтхей (свыше 1 млн.); бодо, или качари (750 тыс.), и гаро (до 700 тыс.) в Индии; цзинпо, или качин (около 600 тыс.), в Мьянме и Юньнани; лису (до 600 тыс.) в Юньнани; таманг (около 550 тыс.), неварский (свыше 450 тыс.) и гурунг (около 450 тыс.) в Непале. К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. чел.) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык .

Китайско-тибетские языки - слоговые, изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации. Основной фонетической единицей является слог, причем границы слогов, как правило, являются одновременно границами морфем или слов. Звуки в составе слога располагаются в строго определённом порядке (обычно -- шумный согласный, сонант, промежуточный гласный, основной гласный, согласный; все элементы, кроме основного гласного, могут отсутствовать). Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога. Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6--8); в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный. Во многих языках имеется тон. В языках, история которых хорошо известна, можно наблюдать постепенное упрощение консонантизма и усложнение системы гласных и тонов.

Морфема, как правило, соответствует слогу; корень обычно неизменяем. Однако во многих языках эти принципы нарушаются. Так, в бирманском языке возможно чередование согласных в корне; в классическом тибетском существовали неслоговые префиксы и суффиксы, выражавшие, в частности, грамматические категории глагола. Преобладающим способом словообразования является сложение корней. Выделение слова часто представляет сложную проблему: трудно отличить сложное слово от словосочетания, аффикс от служебного слова. Прилагательные в китайско-тибетских языках по грамматическим признакам стоят ближе к глаголам, чем к именам; иногда их включают в состав категории глагола как «глаголы качества». Широко распространена конверсия.


В состав сино-тибетской семьи входит около 300 языков, что сразу ставит под сомнение возможность их исследования без предварительной классификации методами чисто лингвистическими. Эта задача до сих пор окончательно не решена, однако в проекте «Вавилонская башня » из состава этих языков выделено семь, для которых составлена этимологическая база данных в табличной форме. Такое представление родственных связей позволило составить графическую систему родства. Всего в базе данных включено 2775 корней для следующих языков: китайский, тибетский, бирманский, качинский, лушей, лепча и киранти. При этом 91 корень можно считать общим для всех этих языков, а 174 встречается только в одном из них. Все они были исключены из списка, который был использован для подсчета количества общих слов в парах языков. Эти данные приведены в таблице.

Таблица 1. Количество общих слов между сино-тибетскими языками


Язык китайский тибетский качинский бирман лушей киранти лепча
китайский 1704
тибетский 920 1393
качинский 716 548 1262
бирманский 736 621 595 1254
лушей 546 445 440 240 1036
киранти 296 270 234 242 231 454
лепча 264 253 222 106 209 94 425

В таблице по диагонали показано все количество слов каждого из языков, взятых к анализу. Сразу видно, что оно для языков киранти и лепча несоизмеримо мало по сравнению с другими языками. Причины этому могут быть разные. Возможно, эти языки недостаточно изучены, но может быть предки их носителей проживали на достаточно большом расстоянии от остальной группы сино-тибетцев в окружении иноязычного населения у утратили какую-то часть древней лексики. Возможны и другие причины, но так или иначе, эти два языка не вписываются в схему родства сино-тибетских языков, хотя, безусловно, они генетически с ними родственны. Графическая модель родства сино-тибетских языков подана ниже.


Как можно видеть, точки для каждого из языков расположены достаточно компактно, что свидетельствует и о корректности лексического материала и о адекватности представления системы родства. Предполагалось, что прародина сино-тибетцев находилась где-то в Центральной Азии или на Дальнем Востоке. Однако найти тут место на географической карте, на которое можно бы было наложить эту схему, не удалось. Судя по всему, такого места в этой части Азии нет вообще.


Конфигурация схемы напоминает схему родства ностратических языков , и может быть ей аналогична, если ареал какого-либо из языков (лепча или киранти) находился ниже (южнее) ареалов бирманского и качинского языков. Основания для такого предположения есть, поскольку исследования показали, что расположение мест поселения родственных народов в определенной мере соответствует расположению их прародин на момент формирования их языков.

В настоящее время носители языков лепча и киранти проживают ближе к бирманцам, чем к китайцам. Народ лепча является коренным народом штата Сикким в Индии, который расположен между Непалом и Бутаном. Народ киранти проживает в Непале. Все это недалеко от Бирмы, но и от Тибета тоже. Это дает основание предположить, что родство сино-тибетских языков с гипотетическим расположением языков лепса и киранти графически может быть отражено так, как это показано на схеме вверху. Если сравнить эту схему со схемой родства ностратических языков, то их сходство не вызывает возражений (см. рис. ниже).



Соответственно, мы имеем основания разместить прародину сино-тибетцев на тех же в районе трех озер Ван, Севан и Урмия (Резайе) в Передней Азии (см. карту ниже).



Таким образом, тибетский язык сформировался на Карском плоскогорье в долинах верхней Куры и Чороха. Китайский – в долине Аракса у озера Севан. Далее по течению Аракса была прародина народа Лушей. У озера Ван формировался бирманский язык, а у озера Урмия (Резайе) – качинский. Ареал в долине Большого Заба скорее всего заселяли не предки народов лепча или киранти, места поселений которых могли быть где-то в восточной части Малой Азии, если иметь в виду их современные места поселений и их отдаленное родство с остальными сино-тибетскими языками. Вопрос размещения прародин народов лепча и киранти, так же как и других народов сино-тибетской языковой семьи, еще следует выяснить

Идея о прародине сино-тибетцев в Западной Азии отнюдь не нова. Французский ученый Терьен де ла Куперье (Terrien de la Couperie, 1845-1894), автор книги "Ранняя история китайской цивилизации" нашел хорошо выраженное сходство между китайскими и ранними аккадскими иероглифами. Кроме того, он продемонстрировал лексические соответствия между китайским языком и вавилонским диалектом аккадского, которым пользовались халдеи. И другие признаки подобия, найденные им, позвляют говорить о соответствии цивилизаций Китая, Элама и Халдеи. Эти открытия лежат в основе его теории о эламском происхождении предков китайцев. Он нашел много топонимов, по которым можно проследить путь каких-то племен, пришедших из Западной Азии в долину Желтой реки. Ч.Дж. Болл (Charles James Ball, 1851 – 1924) развил и дополнил исследования де ла Куперье и попытался убедить научный мир о западном происхождении китайской системы письма и о связи между китайским и древним аккадским языками. Впоследствии появилось несколько теорий, которые определяли прародину китайцев в Вавилонию или даже в Египете. Однако другие ученые, например, Герберт А. Джайлс определял теорию де ла Куперье как нонсенс (Aylmer Charles , 1997, 25) и Э.Г. Паркер ничего не видел общего между китайской и аккадской или египетской формами письма (Williams E.T ., 1918, 208).

Э.T. Уильямс подробно рассматривал теорию о прародине китайцев в Центральной или Западной Азии наряду с двумя другими в своей статье "Истоки китайцев", опубликованной в "Американском журнале антропологии" в 1918 году. Он отметил, что трудно отделить факты, приведенные де ла Куперье, от его догадок, но он был уверен, что теория де ла Куперье "позволяет дать довольно удовлетворительное объяснение поразительному сходству между языком древнего Китая и шумеров и еще более поразительное сходство между идеографических символами этих двух народов" (Williams E.T ., 1918, 207).

Антропологические различия очевидно противоречат идее какой-либо связи между китайцами и вавилонянами, но Л.В. Кинг отметил косо посаженные глаза фигур в ранних шумерских рельефах.


Слева: Статуя знатного шумера. Лагаш. Около 2500 г. до н.э. .


Статуя знатного шумера, действительно, демонстрирует неколько суженные глаза мужчины. Это может быть остаточным признаком метисации европеоидов с монголоидами. То, что этот признак выражен довольно слабо, можно объяснить тем, что монголоиды оставили Шумер несколько тысячелетий назад.

Совершенно очевидно, что шумеры не были семитами и E.T. Уильямс, как и другие ученые, считал, что у них были некоторые туранские черты, и поэтому пришел к такому выводу:


Таким образом, мы имеем факты в пользу того, что различные китайские племена появляются там, где сейчас находится сейчас Китай, прийдя из какой-то области на северо-западе этой страны, и что шумеры появляются в долине Евфрата, прийдя из какого-то места на северо-востоке Вавилонии; что шумеры были очевидно туранской расы, и что их язык и их письмо поразительно похоже на древнее китайское и что значительные изменения в климате Центральной Азии гнали в разные периоды немалое число жителей, мигрировавших в различных направлениях. В целом не кажется невероятным то, что предки китайцев предки и предки шумеров, возможно, были родственны между собой и, возможно, мигрировали из соседних регионов, китайцы на восток, а шумеры на запад (Williams E.T ., 1918: 211).


В наше время ученые, сравнивая китайские и шумерские системы письма, более обращают внимание на их различия, чем на сходства, и теории о западноазиатском происхождении китайцев почти не имеет сторонников. Очевидно общее отношение к этой проблеме выразил Джон Дефренсис, американский синолог:


… Мне кажется, что, хотя некоторые из принципов, лежащих в основе китайской письменности, на самом деле похожи на лежащие в основе шумерского письма, по всей вероятности, причиной этого является не то, что они находились под влиянием одного или другого. Расстояния в пространстве и времени, в отличие от шумеро-египетской и финикийско-греческой ситуациях.., препятствуют такой гипотезе. Более разумное объяснение в том, что два народа независимо друг от друга придумали несколько аналогичных решений для нескольких подобных проблем (DeFrancis John. 1989).


Однако эти расстояния могут быть короче, если часть китайских предков осталась на своей прародине в Западной Азии после того, как большинство из них мигрировало на восток. Время пребывания китайско-тибетского населения на прародине следует отнести к верхнему палеолиту, потому что позже это место было заселено носителями ностратических языков, которые прибыли сюда с запада, оттесняя коренных жителей на восток и ассимилируя или уничтожая их остатки. Сино-тибетцы переселились в Центральную Азию, где они стали создатели местных мезолитических культур. К нынешним местам своего обитания они прибыли уже в неолите или принесли его с собой, так как ни в Китае, ни Бирме надежные следы мезолита не были найдены. Неолитическая культура Яншао в среднем течении реки Хуанхе существовала в V-II тыс. до н. э.



Справа:
Статуя бородатого жреца из Мохенджо-Даро .

Очевидно, люди монголоидной раси оставались в Центральной Азии до прихода сюда дравидийцев. Именно они могли быть создателями цивилизаций бронзового века, таких как Хараппская (центры – Ракхигархи, Мохенджо-Даро, Хараппа, Лотхал, Дхолавира в Пакистане и Индии) и Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (центры Гонур-депе, Намазга-Тепе и Алтын-Депе в Туркменистане). Хараппская цивилизация существовала примерно в 3300-1300 гг. до н.э., а Бактрийско-Маргианская, возникнув одновременно с Хараппской, прекратила свое существование на полтысячелетия раньше. Можно предполагать, что их упадок связан с прибытием в Центральную Азию индоарийских племен. Наличие монголоидных черт в скульптурных портретах, найденных при раскопках памятников этих цивилизаций может свидетельствовать, что люди монголоидной расы после миграции из Передней Азии нашли места для поселений в долине Инда и на берегах Мургаба, Амударьи и Сырдарьи. Очевидно под давлением индоариев они должны были мигрировать дальше на восток.



Женские скульптурные портреты из памятников Бактрийско-Маргианского археологического комплекса.
Фото из Википедии.


Сино-тибетцы принадлежат к желтой расе, к которой также относятся индейцы Америки, народы монгольской и тунгусо-маньчжурской групп. Поскольку языки этих последних не содержат явных признаков родства с сино-тибетскими, то есть они были сформированы очень далеко от поселений сино-тибетцев, мы должны предположить, что люди желтой расы населяли обширную территорию Азии во времена, когда человеческий язык проходил только начальный этап свеого формирования.


Мы придерживаемся гипотезы моноцентризма, согласно которой тип современного человека сформировался в Передней Азии и Средиземноморье как результат смешения разных представителей неандертальского типа. Типологическая неоднородность людей разных рас в позднем палеолите была меньшей, чем теперь. (Щокін Георгій , 2002, 77). Иначе говоря, разница между прототипами людей европеоидной и монголоидной рас была незначительна и проживали они в одинаковых природных условиях Передней Азии. После того, как монголоиды мигрировали по широким просторам Азии, их первоначальные фенотипические черты были развиты различным образом под влиянием природных условий разных мест обитания. В результате их отличие от людей белой расы возросло, но одновременно развились два отличных расовых типа, давших начало как современным монголоидам, так и американоидам.

План

Вступление

Общая информация

Классификация

Структурная характеристика сино-тибетских языков
Введение

СИНО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ, иначе называемые китайско-тибетскими, – языковая семья в Азии. Занимает второе место в мире по числу говорящих после индоевропейских языков. Сино-тибетские языки распространены прежде всего в КНР, на северо-востоке Индии, в Мьянме, Непале и Бутане, а также в Бангладеш, Лаосе и Таиланде; кроме того, десятки миллионов китайцев, сохраняющих свой язык, живут практически во всех странах Юго-Восточной Азии (на Сингапуре они составляют более 75% населения); значительная китайская диаспора распространена по всему миру.

Число языков, входящих в сино-тибетскую семью, оценивается по-разному, чаще всего примерно в 300. Неопределенность связана не только с традиционной проблемой разграничения языка и диалекта, но и с социолингвистической и культурно-исторической неоднородностью семьи. С одной стороны, в нее входит крупнейший в мире по числу говорящих на нем как на родном и имеющий многотысячелетнюю культурную традицию, письменность и литературу китайский язык, а также два других достаточно крупных старописьменных языка – бирманский и тибетский. С другой стороны, к сино-тибетской семье относится множество мелких и совершенно не изученных племенных языков.

В этом реферате раскрывается тема сино –тибетских языков, их общности, классификацию и роль китайского языка в ней.

Общая информация

Си́но-тибе́тские языки́ (раньше назывались также кита́йско-тибе́тскими ) - крупная языковая семья, распространённая в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Объединяет около 300 языков. Общее число говорящих на этих языках составляет не менее 1,2 млрд человек, таким образом, по числу носителей данная семья занимает второе место в мире после индоевропейской.

Тибетские языки - языковая группа сино-тибетской семьи, объединяющая взаимно неясные тибето-бирманские языки, на которых говорят преимущественно тибетцы, живущие на востоке Центральной Азии, граничащей с Южной Азией, включая Тибетское нагорье, север Индостана: Балтистан, Ладакх, Непал, Сикким и Бутан. Классическая письменная форма языка - крупнейший литературный язык региона, используемый в литературе буддизма.На тибетских языках говорят около 6 млн. человек. На лхаскском тибетском говорят около 150 тыс. изгнанников, живущих за пределами своих этнических земель, например, в Индии. На тибетском также говорят ряд этнических меньшинств в Тибете, которые жили веками в близости с тибетцами, но сохранив свой язык и культуру. Классический тибетский язык не тональный, но некоторые разновидности, такие как центральнотибетский и кхамский тибетский имеют развитый тон (Амдо и Ладакхи без тона). Морфология тибетского может быть описана в общем как агглютинирующая, хотя классический тибетский был изолирующим. Классификация Varying отличается. Некоторые группы кхам и амдо объединены как восточнотибетские (не путайте с восточнободскими, которые этнически не тибетские).

Классификация

В литературе представлено несколько классификаций сино-тибетских языков, значительно отличающихся друг от друга. Генеалогические связи внутри сино-тибетской семьи изучены недостаточно, что обусловлено рядом причин: дефицитом эмпирического материала, отсутствием у большинства сино-тибетских языков сколь-нибудь долгой письменной традиции и, следовательно, сведений об их состоянии в прошлом, а также структурными особенностями этих языков: неразвитостью морфологии и широким использованием тонов, до недавнего времени плохо фиксировавшихся в описаниях, – и все это на фоне значительного типологического сходства их фонологической структуры. Такое сочетание типологического сходства (которое сино-тибетские языки разделяют с рядом географически соседствующих языковых семей) с недостаточной разработанностью исторической реконструкции имело следствием неясность самих границ сино-тибетской языковой семьи. В ее состав довольно долго включали тайские языки (в состав которых входят, в частности, тайский и лаосский) и языки мяо-яо, признаваемые ныне самостоятельными языковыми семьями; дискуссионным остается вопрос о принадлежности к сино-тибетским языка бай, или миньцзя в китайской провинции Юньнань (ок. 900 тыс. говорящих из 1,6 млн. этнических бай; китайские заимствования в словаре этого языка доходят до 70%).

Первая получившая известность в европейской науке классификация сино-тибетских языков принадлежит норвежскому ученому С.Конову (1909), одному из авторов фундаментального многотомногоЛингвистического обзора Индии . Две других стандартных классификации принадлежат соответственно американским ученым Р.Шейферу и П.Бенедикту, под руководством которых в 1934–1940 в Калифорнийском университете в США осуществлялся проект по сравнительному изучению фонетики сино-тибетских языков. Результаты этого проекта были опубликованы: Введение в изучение сино-тибетских языков Р.Шейфера (в 5-ти частях) увидело свет в 1966–1974, а книга П. Бенедикта Сино-Тибетские языки. Конспект – в 1972. В конце 1970-х годов появились также классификационные схемы Г.Майера и Б.Майер, С.Е.Яхонтова; имеются и другие классификации.

Генетическая общность сино-тибетских языков в настоящее время общепризнана, хотя материальные (в облике морфем, имеющих общее происхождение) различия между ними велики. Глоттохронологический анализ показывает, что время их расхождения может достигать 10 тыс. лет (рядом исследователей эта цифра считается завышенной).

Во всех классификациях, начиная с коновской, выделяются и противопоставляются друг другу китайская ветвь, состоящая из китайского и дунганского языков и тибето-бирманская ветвь. (Китайский фактически представляет собой группу диалектов, разошедшихся настолько сильно, что если бы не сильная национальная идентичность китайцев, общность культуры и наличие в Китае наддиалектной письменной нормы и единой государственности, то их следовало бы считать самостоятельными языками; дунганский как раз и является тем единственным китайским диалектом, за которым признан статус языка.) К тибето-бирманской ветви, число говорящих на которой превосходит 60 млн. человек, относят все сино-тибетские языки за вычетом китайского и дунганского. Иногда наряду с этими двумя ветвями в составе сино-тибетской семьи выделяют как самостоятельную также каренскую ветвь (входящие в нее языки с общим числом говорящих несколько более 3 млн. распространены на юге Бирмы и в прилегающих районах Таиланда). У Бенедикта каренская группа объединяется с тибето-бирманской подветвью в противопоставленную китайской тибето-каренскую ветвь; у Шейфера т.н. «каренский раздел» входит в состав тибето-бирманской ветви наряду с тибетским, бирманским и разделом бара (бодо-гаро). Тибето-бирманские языки во всех классификациях имеют сложное внутреннее членение.

На промежуточных ярусах классификации расходятся настолько сильно, что сколь-нибудь определенные соответствия между ними не устанавливаются или не отличаются наглядностью. Можно лишь указать несколько генетических группировок, выделяемых более или менее однозначно, но по-разному (а иногда и под разными именами) встроенных в различные классификации. К их числу относятся следующие.

Лоло-бирманская группа – наиболее изученная группировка сино-тибетских языков, для которой имеются реконструкции праязыка (в частности, реконструкция Дж.Матисоффа). Языки этой группы распространены в основном в Бирме и на юге Китая, несколько языков – также в Лаосе, Таиланде и Вьетнаме. В лоло-бирманскую группу помимо бирманского входят такие относительно крупные языки, как хани в китайской провинции Юньнань и соседних странах (численность «официальной национальности» ок. 1,25 млн. человек; число говорящих на собственно хани меньше); близкородственный предыдущему язык акха (ок. 360 тыс. человек в том же районе); распространенные на стыке КНР, Бирмы и Таиланда языки лаху (имеет два сильно различающихся диалекта: диалект «черных лаху» – ок. 580 тыс., по данным 1981, и диалект «желтых лаху» – ок. 14,5 тыс.) и лису (численность которого оценивается примерно в 657 тыс.). Последние два языка, особенно лаху, хорошо описаны, и их материал в свое время сыграл важную роль в синтаксической типологии.

Группа бодо-гаро, в которую входит около десятка языков, распространенных на востоке Индии и в Бангладеш, в частности, собственно языки бодо (ок. 1 млн. говорящих) и гаро (до 700 тыс.) Для бодо-гаро имеется реконструкция фонетики праязыка, опубликованная в 1959 Р.Берлингом.

Группа куки-чин (около 40 языков), в основном в Индии и Бирме, в которую входят, среди прочих, языки мейтхей, или манипури (второе – по названию штата Манипур; мейтхей выполняет роль лингва франка и на нем говорит ок. 1,3 млн. человек практически во всех штатах на востоке Индии), лушей (не менее 517 тыс. человек на востоке Индии и отчасти в Бирме) и ронг, или лепча (ок. 65 тыс. в основном в Индии и Бутане; некоторые авторы выделяют лепча в отдельную группу).

Генетически распределены между этими двумя группами языки народов нага, живущих на северо-востоке Индии (штаты Нагаленд, Минипур, Мизорам, Ассам, союзная территория Аруначал-Прадеш и соседние районы Бирмы). Южные нага (около полутора десятков племен каждое со своим языком, крупнейшие – ангами, лхота, или лотха, сема, ренгма) говорят на языках, близких языкам куки-чин, а еще примерно столько же племен на севере этого района – на так называемых языках коньяк (крупнейшие – ао и собственно коньяк; применительно к нага «крупнейшие» означает численность порядка 100 тыс. человек). Языки куки-чин объединяются с языками южных нага в группу нага-куки(-чин), а языки бодо-гаро с языками коньяк – в группу коньяк-бодо-гаро. Последняя иногда объединяется с качинской группой, в которую фактически входит один качинский язык, или цзинпо (свыше 650 тыс. говорящих, в основном в Мьянме и отчасти в КНР) в барическую подветвь.

Наиболее противоречивы имеющиеся классификации языков северо-западной части тибето-бирманского ареала – условно говоря, тибето-гималайских, распространенных на севере Индии, в Непале, Бутане и КНР (в Тибете). Иногда их объединяют под названием «бодских» (Bodic – от самоназвания Тибета). Здесь выделяется тибетская группа, в которую входит ок. 30 языков, в том числе собственно тибетский с рядом близкородственных ему языков (по другим трактовкам – тибетских диалектов), носители которых официально включаются в «тибетскую национальность»; амдо (ок. 800 тыс. человек в различных автономных образованиях провинций Цинхай, Ганьсу и Сычуань; иногда этот язык рассматривают как тибетский диалект, сохранивший архаические черты); не слишком многочисленный, но хорошо известный в мире по причинам экстралингвистического характера шерпский язык (ок. 34 тыс. человек); язык ладакхи (ок. 100 тыс. человек в индийском штате Джамму и Кашмир) и др. В эту группу, естественно, включается и классический тибетский язык. Выделяются также группа гурунг (в Непале), в которую входят, среди прочих, довольно крупные языки гурунг (два сильно различающихся диалекта, ок. 180 тыс. человек) и таманг (четыре сильно различающихся диалекта, св. 900 тыс. человек: на таманг говорят гуркхи, известные своей службой в британской армии); несколько «гималайских» групп с довольно большим числом входящих в них языков, среди которых наиболее значительным является язык невари (св. 775 тыс. человек в Непале); а также ряд более мелких групп, состоящих порой из одного языка.

В различных классификациях выделяются также и другие группы; место некоторых языков в классификации, при уверенности в принадлежности их к числу сино-тибетских, остается неясным.

Помимо перечисленных живых языков хорошо известен также входивший в тибето-бирманскую ветвь тангутский язык, бывший официальным языком государства Си Ся (10–13 вв.), уничтоженного монгольскими завоевателями. Язык был реконструирован в результате дешифровки памятников, обнаруженных экспедицией П.К.Козлова в мертвом городе Хара-Хото в 1908–1909. В текстах 6–12 в. сохранился ныне мертвый язык пью в Мьянме.

Структурная характеристика сино-тибетских языков

Структурная характеристика сино-тибетских языков обычно отсчитывается от китайского, который представляет собой фактически эталонный слоговой изолирующий язык; знакомство с ним как раз и привело к формированию понятия изолирующего языка (см . ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ). Слог в языках такого типа является основной фонетической единицей, строение которой подчиняется строгим закономерностям: в начале слога следует шумный согласный, затем сонант, промежуточный и основной гласные и конечный согласный, причем все элементы, кроме основного согласного, факультативны. Число возможных конечных согласных меньше числа начальных, а в ряде языков вообще допускаются только открытые (оканчивающиеся на гласный) слоги. Во многих языках имеется несколько смыслоразличительных тонов (см . ПРОСОДИЯ ЯЗЫКОВАЯ).

Всегда ли и все ли сино-тибетские языки были устроены так – вопрос не вполне ясный. Данные тибетского языка, для которого с 7 в. имеется слоговая письменность, в принципе способная к точной передаче звукового состава слова, заставляют подозревать, что по крайней мере в этом языке на момент создания письменности структура слога была существенно более сложной. Если предположить, что все знаки тибетского письма использовались для обозначения звуков (аргументы в пользу такой точки зрения имеются, в частности – данные языка амдо), то приходится считать, что в тибетском имелись многочисленные структуры типа brgyad "девять" или bslabs "он изучал науки" (они получаются при транслитерации тибетских слов). Впоследствии начальные и конечный сочетания согласных сильно упростились, а репертуар гласных расширился и появились тоны. Типологически это похоже на то, что имело место в истории английского или французского языка, где тоже велика дистанция между орфографией и произношением, а гласных фонем имеется значительно больше, чем обозначающих их специальных букв. В некотором отношении (конкретный способ влияния плавных r и l на предшествующий гласный) в тибетском налицо даже материальное сходство с процессами, имевшими место в истории английского языка.

Морфема, а часто и слово в «идеальном» сино-тибетском языке обычно бывает равна слогу. Словоизменения (склонения, спряжения) нет, а для выражения синтаксических отношений используются служебные слова и порядок следования слов в составе словосочетания и предложения. Классы слов (части речи) выделяются исключительно на синтаксических основаниях; например, прилагательное – это слово, способное служить определением. При этом широко распространена конверсия: безо всяких изменений формы слово может менять свои синтаксические функции и тем самым относиться к разным частям речи. Служебные морфемы чаше бывают постпозитивными и могут оформлять не только слова, но и словосочетания.

Реально многие из сино-тибетских языков от этого эталона в той или иной степени отличаются, и в них наблюдаются элементы словоизменения (в классическом тибетском, например, в глаголе различалось несколько основ, для образования которых использовались неслоговые и поэтому заведомо входившие в состав слога-основы префиксы и суффиксы).

Синтаксис сино-тибетских языков достаточно разнообразен. Многим из них присуще построение предложения не в соответствии со структурой «подлежащее – сказуемое», а в соответствии со структурой «топик – комментарий» (или, в другой терминологии, «тема – рема»): слово, занимающее в предложении синтаксически выделенную первую позицию, может находится в совершенно различных смысловых (так называемых ролевых: производитель действия, адресат, претерпевающий и т.д.) отношениях к глаголу-сказуемому; важно, что это слово называет предмет речи и тем ограничивает сферу применимости того, что будет сказано дальше. В русском это конструкции с «именительным темы» типа Универмаг «Москва » я доеду ? (вместо нормативного Я доеду до универмага «Москва »?), являющиеся принадлежностью разговорной речи; в сино-тибетских языках (по крайней мере в некоторых из них: в китайском, лису, лаху – так называемые «языки с выдвижением топика») такие конструкции являются нормой.


Вывод

Кита́йский язы́к - язык или языковая ветвь сино-тибетской языковой семьи, состоящая из разновидностей, которые являются взаимопонятными в различной степени. Китайский язык является наиболее распространённым современным языком собщим числом говорящих

1,213 млрд человек.

Китайский язык является одной из двух ветвей сино-тибетской семьи языков. Первоначально он являлся языком основнойэтнической группы Китая - народа хань . В своей стандартной форме китайский является официальным языком КНР и Тайваня, а также одним из шести официальных и рабочих языков ООН.

Китайский язык представляет собой совокупность весьма сильно отличающихся между собой диалектов, и потому он рассматривается большинством языковедов как самостоятельная языковая ветвь, состоящая из отдельных, хотя и родственных между собой, языковых и/или диалектных групп.

История изучения сино-тибетских языков – это прежде всего история изучения китайского и тибетского языков. Китай относится к странам, создавшим национальную лингвистическую традицию, а Тибет наследовал лингвистической традиции Древней Индии, принесенной вместе с буддизмом. Что же касается типологического и сравнительно-исторического изучения сино-тибетских языков, то оно началось лишь в конце 19 в.; основные его этапы упомянуты в начале статьи. В России исследованиями в данной области занимались, в частности, С.А.Старостин и С.Е.Яхонтов.


Список Литературы

Пейрос И.И. Сино-тибетские и австро-тайские языки . – В кн.: Сравнительное изучение языков разных семей: задачи и перспективы. М., 1982
Старостин С.А. Гипотеза о генетических связях сино-тибетских языков с енисейскими и севернокавказскими языками . – В кн.: Лингвистическая реконструкция и история Востока. М., 1984
Яхонтов С.Е. Китайско-тибетские языки . – Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

(все остальные языки). Число носителей китайских языков превышает 1 млрд человек.

Согласно одной из дискуссионных теорий, предполагается, что сино-тибетские языки входят в гипотетическую сино-кавказскую макросемью .

Генетическая общность сино-тибетских языков

Учитывая большие типологические различия в синитической и тибето-бирманской ветвях, а также в подгруппах тибето-бирманских языков, представляют ли сино-тибетские языки генетическую общность, то есть происходят ли они из единого прото-сино-тибетского языка? Все современные ученые, профессионально занимающиеся сино-тибетскими языками, в своих работах (Benedict 1972, Hale 1982, van Driem 2001, Matisoff 2003, Thurgood 2003) единогласно подтверждают: сино-тибетские языки представляют собой генетическую общность . Многие сино-тибетские протоформы поддаются реконструкции. Общий лексический материал чрезвычайно богат и все больше уточняется благодаря исследованиям все большего количества языков (см. таблицу лексических соответствий). Помимо лексического материала, у этих языков есть много общих черт в фонологии и грамматике , подтверждающих их родство. Подробный обзор сравнительного материала (как лексического, так и фонологического) см. Matisoff 2003.

Ниже представлены общие фонологические, грамматические и лексические черты сино-тибетских языков.

Структура слога и фонемы

Прото-сино-тибетский язык был односложным языком. Реконструкция его слоговой структуры выглядит так:

Согласно Benedict 1972 и Matisoff 2003, набор согласных в прото-сино-тибетском языке – который в полном объеме использовался прежде всего для начальных согласных корня – состоял из следующих фонем:

/p, t, k; b, d, g; ts, dz; s, z, h; m, n, ŋ; l, r, w, y/.

В разных языковых группах в качестве начальных согласных корня слова эти фонемы имеют следующие звуковые соответствия:

Сино-тиб. Тиб . Качин . Бирм . Гаро Мизо
*p p(h) p(h), b p(h) p(h), b p(h)
*t t(h) t(h), d t(h) t(h), d t(h)
*k k(h) k(h), g k(h) k(h), g k(h)
*b b b, p(h) p b, p(h) b
*d d d, t(h) t d, t(h) d
*g g g, k(h) k g, k(h) k
*ts ts(h) ts, dz ts(h) s, ts(h) s
*dz dz dz, ts ts ts(h) f
*s s s s th th
*z z z s s f
*h h ø h ø h
*m m m m m m
*n n n n n n
ŋ ŋ ŋ ŋ ŋ
*l l l l r l
*r r r r r r
*w ø w w w w
*y y y y ts, ds z

Исключения в этих соответствиях, как правило, второстепенны, придыхание появляется лишь при определенных условиях и не является фонематически значимым. Данная таблица составлена по данным Benedict 1972, где для этих звуковых соответствий также приводятся лексические сравнения.

Сино-тибетская система гласных реконструируется как /a, o, u, i, e/. Гласные могут быть в середине или в конце слога, но не в начале. Следует заметить, что в протоязыке все гласные, кроме /а/, крайне редко можно встретить в конце слога. А окончания на /-Vw/ und /-Vy/ (где V - гласный), напротив, встречаются наиболее часто.

Морфология словообразования

По общему мнению исследователей протоязыка, классической синтаксической морфологии (а также системных морфологических изменений существительных и глаголов по таким категориям, как падеж , число , время , лицо , залог и др.) в нем не было. Прослеживаемую в современных тибето-бирманских языках синтаксическую морфологию существительных и глаголов следует понимать как нововведение, которым они обязаны местному влиянию соседних языков, а также языков-субстратов . В силу большого разнообразия подобных влияний могли формироваться совершенно разные морфологические типы.

Тем не менее, можно с уверенностью говорить об элементах словообразовательной морфологии , общих для многих сино-тибетских языков. Среди них следует выделить консонантные приставки и суффиксы , а также изменения в анлауте , меняющие значение глаголов и существительных. Существование общих словообразовательных аффиксов и чередования в анлауте , имеющие одинаковый или похожий семантический эффект почти во всех группах сино-тибетских языков, является убедительным признаком их генетической общности. (Примеры взяты из Benedict 1972, Matisoff 2003 и Thurgood 2003; в транскрипции слов из немецкоязычных источников вместо /j/ используется /y/.)

Приставка s-

Почти во всех сино-тибетских языках есть пары семантически связанных слов, которые в своем звучании отличаются друг от друга лишь звонкостью или глухостью начального согласного. Звонкий вариант, как правило, имеет переходное значение, а глухой – непереходное . Есть теория, согласно которой изменения в анлауте обусловлены существовавшей когда-то приставкой *h – неслоговым фарингальным переходным звуком (Edwin G. Pulleyblank 2000).

- 33.83 Кб

Общая характеристика семьи

Китайско-Тибетская (сино-тибетская) языковая семья - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных.

Общее число говорящих не менее 1,2 млрд. человек. Занимает второе место после Индо-Европейской языковой семьи. По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, принимавшейся большинством исследователей вначале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включавшую китайский язык и тайские языки, и западную (тибето-бирманские языки).

К восточной группе иногда относили также мяо-яо языки и каренские языки. Главным признаком, различавшим группы, был порядок слов: в восточных языках дополнение помещается после глагола, в западных - перед ним. В настоящее время известно, что тайские языки и мяо-яо не входят в китайско-тибетскую семью.

В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различные по степени их внутренней расчленённости и по их месту на лингвистической карте мира, - китайскую и тибето-бирманскую. Первую образует китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов. На нём говорит свыше 1050 млн. чел., в т. ч. около 700 млн. - на диалектах северной группы. К китайской ветви относится дунганский язык; разговорный язык дунган входит в состав северной группы китайских диалектов. Возможно, что к этой ветви принадлежит также язык бай, или миньцзя, однако это не доказано; обычно этот язык считают тибето-бирманским или вообще исключают из китайско-тибетской семьи. Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь.

Китайско-тибетские языки - сло говые, изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации. Основной фонетической единицей является слог, причём границы слогов, как правило, являются одновременно границами морфем или слов. Звуки в составе слога располагаются в строго определённом порядке (обычно - шумный согласный, сонант, промежуточный гласный, основной гласный, согласный; все элементы, кроме основного гласного, могут отсутствовать). Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога. Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6-8); в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный.

Письменности китайско- тибетских языков делятся на три основных типа: идеографические, фонетические письменности индийского происхождения и письменности, созданные сравнительно недавно на основе латинского или русского алфавитов. К первому типу относится китайская иероглифика (XIII-IVв. до н.э.) внешне похожее на неё тунгутское письмо, введённое в XI в. и забытое после гибели тунгутского государства, письмо наси, знаки которого напоминают стилизованные рисунки, и более простое по форме письмо и (скорее слоговое, чем идеографическое). Второй тип представлен, прежде всего, тибетским и бирманским алфавитами (первый существует с VII в., второй - с XI в.). Менее распространено письмо невари (известно с XII в.), ронг, или лепча (с конца XVII в.), и манипури. Слегка видоизменённый бирманский алфавит используется для записи нескольких каренских диалектов. Индийское происхождение имела, также письменность мёртвого языка пью в современной Мьянме (сохранились тексты VI-XII вв.). Общая особенность алфавитов этого типа состоит в том, что гласный «а» не имеет специального обозначения - согласная буква без знака гласного читается с гласным «а»; знаки остальных гласных могут занимать любое место по отношению к согласной букве - над ней, под ней и т. п.; в сочетаниях согласных вторая буква подписывается под первой и обычно упрощается. Письменности на латинской основе разработаны для ряда языков Китая и Мьянмы, в т. ч. для языка дунган (в пределах СССР), который пользуется письменностью на основе русского алфавита (с добавлением нескольких букв).

Ареалы распространения

К китайской группе Китайско-Тибетской языковой семьи относится китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов. Основной областью его распространения является КНР южнее Гоби и восточнее Тибета, но многочисленное китайское население есть и в других районах страны и за её пределами (Китайская Народная Республика, Тайвань, Сингапур, Филиппины, Малайзия, Индонезия, Восточный Тимор, Таиланд, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа, США, Россия, Индия).

Народы, говорящие на остальных языках Китайско-Тибетской семьи, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного Китая и северо-восточной Индии. Важнейшие тибето-бирманские языки или группы близкородственных языков: бирм анский (до 30 млн. говорящих) в Мьянме и (свыше 5,5 млн.) в Сычуани и Юньнани (КНР); тибетский (свыше 5 млн.) в Тибете, Цинхае, Сычуани (КНР), Кашмире (северная Индия), Непале, Бутане; каренские языки (свыше 3 млн.) в Мьянме у границы с Таиландом: хани (1,25 млн.) в Юньнани; манипури, или мейтхей (свыше 1 млн.); бодо, или качари (750 тыс.), и гаро (до 700 тыс.) в Индии; цзинпо, или качин (около 600 тыс.), в Мьянме и Юньнани; лису (до 600 тыс.) в Юньнани; таманг (около 550 тыс.), неварский (свыше 450 тыс.) и гурунг (около 450 тыс.) в Непале. К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. чел.) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык.

Схожесть культур у носителей языка и их обычаев

Если мы говорим о культуре и традициях народов говорящих на языках Сино-Тибетской языковой семьи, то мы говорим о таких народах, как китайцы, народность хуэй (дунгане), тибетцы, бирманцы, канаури, карены, невары. … Все эти народы близки не только в языковом, но и в культурном плане.

Большинство из этих народов объединяет Буддизм, за исключением Дунган (народность хуэй), они являются мусульманами-суннитами.

  • На жизнь бирманцев большое влияние оказывает буддизм. Каждый ребёнок обязательно должен хотя бы неделю провести в монастыре, а некоторые остаются там на всю жизнь. Монахи бреются наголо и носят жёлто-оранжевые накидки. Они не должны работать, а живут только подаянием.
  • У неварцев очевидно преобладание буддийского наследия и святынь в исторически неварских городах Патане (с его четырьмя ступами Ашоки) и Бхактапуре, тогда как Катманду являет смешанную картину. Считается, что поначалу неварцы были буддистами, но по причине индийского влияния и завоеваний в их среде возникли синкретические традиции.
  • У китайцев наиболее распространенные религиозные учения - буддизм(махаяна) и даосизм. Растущее меньшинство - христиане. Также исторически распространены конфуцианство и китайские народные верования.

Так же можно отметить сходство в архитектурном стиле – постройка домов, религиозных сооружений (пагод, храмов духам). Традиционный костюм ханьцев Китая – ханьфу схож с традиционной одеждой тибетцев, бирманцев и дунган – распашная куртка, застегивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая. Эти народы в основном оседлые земледельцы, или полуоседлые земледельцы-скотоводы. Тибетцы, дунгане, китайцы традиционно едят палочками.

Схожие праздники у этих народов в основном связаны с буддизмом: Табаун, Касхоун, Вазоу, Катхэйнбвэ.

Тенденции развития народов-носителей языка

Из всех народов Сино-Тибетской группы свое государство имеют китайцы (КНР) и бирманцы (Мьянма). Остальные народы компактно проживают в разных странах: Дунгане – в Казахстане, тибетцы – в КНР район Тибетского нагорья и на крайнем севере Индии, невары – в Непале, карены – Мьянме.

Не обязательно сино-тибетские народы связаны родством генетическим, иногда какой-либо этнос перенимает чужой язык, но исторические и территориальные связи между такими народами обязательны.

Сино-тибетские народы проживают в основном на территории Китая, где составляют большинство населения. Само название отражает их местоположение: Китай (сино - здесь - от латинского названия Китая) и Тибет. К сино-тибетским народам относится большинство населения Мьянмы и Бутана. Значительные группы населяют также Таиланд, Вьетнам, Лаос, Непал, Индию и др.

Список используемой литературы

  1. Илиуф Х.Ш., к.ф.н. статья «Дунгане»
  2. Р. Ф. Итс. Введение в этнографию, Ленинград - 1974.
  1. Козлов П. К. «Тибет и Далай-лама» Москва - 2004

  1. Огнева Е. Д. Тибетцы «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл» Москва, Наука, - 1989.

  1. В. А. Тишков «Народы и религии мира», Москва - 1998.

  1. Туччи, Джузеппе. «Религии Тибета». СПб - 2005.

  1. Языки и диалекты мира, проспект и словник, Москва – 1982
  2. Kady, J «History of Modern Burma» - 1958

Описание работы

Китайско-Тибетская (сино-тибетская) языковая семья - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных. Общее число говорящих не менее 1,2 млрд. человек. Занимает второе место после Индо-Европейской языковой семьи. По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, принимавшейся большинством исследователей вначале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включавшую китайский язык и тайские языки, и западную (тибето-бирманские языки).