Белорусские татары: Ивье как маленький Стамбул. Белорусские татары и татарские корни виктора януковича

У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Польско литовские татары Современный ареал расселения и численность … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Татары Татарлар … Википедия

Содержание 1 Татары 1.1 Современные народы 1.2 Название других народов 1.3 … Википедия

Группа тюркоязычных народов (Т. Ср. Поволжья и Приуралья, астраханские, сибирские, крымские, литовские и др.), происхождение и формирование к рых протекали в разных ист. условиях. Впервые термин Т. в форме да да или та тань отмечается в кит.… … Советская историческая энциклопедия

ТАТАРЫ - народ родственный Туркам Османам, все магометане, пользуются несколькими тюркскими диалектами. Европейские Т., по большей части, потомки Половцев, смешавшихся с Монголами Золотой Орды; Казанские, Астраханские, Крымские и Литовские, всего свыше… … Казачий словарь-справочник

Русско польские войны Киевский поход Болеслава I – Русско литовские войны – Ливонская война – 1605–1618 – Смоленская война – 1654–67 – … Википедия

Русско литовские войны 1368 1372 1406 1408 1487 1494 1500 1503 1507 1508 1512 1522 1534 1537 1563 1582 Русско литовские войны войны русских княжеств против Великого княжества Литовского в XIII XVI веках, от образования Великого княжества… … Википедия

Или турецко татарские народы термин, синонимный сл. тюрки (см.). Происхождение и значение этого термина требует пояснения. Дело в том, что под словом татары или тартары еще до настоящего времени, особенно на Западе, обозначают совокупность… …

Начало борьбы между Литвой и Русью восходит к XIII в., когда литовские народы начали объединяться в одно государство. Литовский князь Миндовг вел продолжительную борьбу с князем Даниилом Романовичем Галицким. В XIV в., когда Русь, покоренная… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

У этого термина существуют и другие значения, см. Караимы. караимы, караи … Википедия

Книги

  • Последний день Москвы , Рогачев А.. Москва - столица нашей Родины! Эти слова знакомы каждому гражданину России со школьной скамьи. Но мало кто думал о том, какой ценой заплатил этот город за право назваться столицей России.…
  • Последний день Москвы , Рогачев Алексей Вячеславович. Москва - столица нашей Родины! Эти слова знакомы каждому гражданину России со школьной скамьи. Но мало кто думал о том, какой ценой заплатил этот город за право назваться столицей России.…

В татарской слободе города Ивье (ее еще называют Муровщизной) прошло мое детство. И хотя татары уже давно не селятся обособленно, но так получается, что большая их часть живет именно в этом районе. Который, впрочем, сейчас ничем не отличается от других уголков города. Сразу не скажешь, где живут татары, а где - белорусы. И если меня, почти здешнюю, высокий минарет местной мечети ничуть не удивляет, то у нашего фотографа такое соседство традиционных белорусских хат и мусульманского храма вызывает искреннее недоумение. Кстати, во времена СССР мечеть в Ивье была единственным работающим мусульманским храмом.

Ивье находится примерно на половине пути из Минска в Гродно . Если свернуть с трассы М6, то еще километров 6 - 8 - и мы на месте.

О том, что Ивье - город необычный, понять можно уже на въезде. Почти в каждом огороде - огромные теплицы, где в сезон местные жители выращивают помидоры. А начиная примерно с февраля - салат, лук, редиску. Еще лет 20 назад такие теплицы можно было увидеть только у татар, сейчас же и белорусы переняли премудрости огородного дела у своих мусульманских соседей.


Татары на белорусских землях появились чуть более 600 лет назад. Нет, они не пришли к нам с войной и потом остались. В 1397 году великий князь Витовт пригласил умелых татарских воинов охранять границы Великого княжества Литовского. И так хорошо они служили, что правители щедро наделяли их шляхетскими титулами и дарили землю. Татары же до сих пор в своих молитвах именуют князя, пригласившего их на свои земли, Витовтом сильным или Витовтом-заступником.

Со временем татары настолько сжились со своими соседями, что даже татарские фамилии стали звучать сначала на польский, а потом на белорусский лад: Абрамовичи, Адамовичи, Богдановичи, Вороновичи, Гембицкие, Ждановичи, Казакевичи, Радкевичи , Радлинские, Щуцкие, Якубовские, Ясинские… Да и внешне не всегда можно определить, что перед тобой представитель татарского народа - смешанные браки в Ивье не редкость. Вот стоит перед тобой такой типичный белорус. А он Мустафа!

И живет этот Мустафа в простом сельском доме. Быт, по большому счету, уже с XIX века ничем не отличался от быта белорусского селянина. В этом мы смогли убедиться, придя в гости к татарской семье Шабановичей.


НИКАХ, АЗАНИВАНИЕ ДЕТЕЙ - ПРИВЫЧНЫЕ ОБРЯДЫ

Якуб Мустафович Шабанович - один из старейшин местной общины, в свое время был и председателем местного колхоза, и трактористом, и рабочим, и вместе с отцом кожевничал.


Простой добротный деревянный дом, сени, обычная печка, привычный телевизор. «Красный угол» в комнате, где вместо христианских икон - изображенные на листах бумаги суры из Корана.

Имена у нас простые - Яков, Мустафа, Аминя, Айша, Алия, Ибрагим, - улыбается Якуб Мустафович и проводит нас по дому. Его жена Аминя Якубовна идет следом.

А как вы познакомились? - спрашиваю, рассматривая старые фотографии.

А мы не знакомились. Родители сговорились - и все.

Почему так? Приданое было большое? - удивляемся мы.

Ну, какое там приданое: одежду свою принесла - и все. После войны очень болела мама, надо было работать, а мы с братьями не справлялись.

Так вам выбрали помощницу?

И помощницу, и спутницу жизни. Так и привыкали друг к другу, обживались вместе уже.

А свадьбу как играли?

Дома. Родственники собрались. Простая деревенская свадьба.

Оказывается, татарская свадьба мало чем отличается от привычной белорусской. Однако вместо венчания главным религиозным обрядом становится никах - в переводе с арабского «договор». Этот обряд проводится в мечети: мулла наставляет молодых перед совместной жизнью, благословляет их и подписывает свидетельство о браке, которое сейчас уже не имеет юридической силы, но, как и венчание, очень важно для верующих людей.

Якуб Мустафович и Аминя Якубовна прожили вместе больше 50 лет, вырастив троих детей. Кроме воспитания своих собственных сыновей Якуб Мустафович участвовал в судьбе многих татарских детей в Ивье, ведь старейшины, которые знают молитвы на арабском, обязательно принимают участие в азанивании детей. Выглядит обряд достаточно просто: над младенцем читают определенные молитвы. Все действо происходит дома во время очередного будничного купания новорожденного. Иногда при азанивании ребенку дают второе имя, а община собирается на подарок, потому что в жизни маленького мусульманина наступает очень важный период.

Подрастая, татарские дети в Ивье ходят в обычные детские сады, вместе с другими учатся в обычной средней школе и в гимназии. Хотя еще до войны, как рассказывает Якуб Мустафович, в Ивье была отдельная мусульманская школа, где детей учили основам Корана и арабскому языку.

Может быть, из-за отсутствия специализированных учебных заведений, ивьевские татары практически не знают татарского языка. И только единицы хорошо знают более сложный арабский, на котором в основном издается духовная литература.

ТАТАРЫ СЛАВЯТСЯ СВОИМИ СЛАДОСТЯМИ, А ХИДЖАБ НОСИТЬ НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ

Один из таких знатоков - имам Ивьевской мечети Адам Радецкий, который стал недавно духовным лидером местной общины. Для имама служение в мечети - своеобразная общественная нагрузка, потому что денег за это он не получает.


Сейчас у нас идет священный месяц Рамадан, чрезвычайно важный период для каждого мусульманина, когда соблюдается строгий пост. Он отличается от похожего христианского поста тем, что есть и пить можно только после захода солнца. Конечно, летом очень сложно соблюдать все правила, но у нас в общине есть люди, которые полностью держат пост. Наш молитвенный день - это пятница, тогда обычно в мечети собирается порядка 50 - 60 человек, а когда проходят большие праздники, а это происходит раза три в год, то в мечети буквально негде яблоку упасть.


Скажите, а татарские женщины должны ходить в хиджабах?

Нет, у нас же не мусульманская страна. Кто как хочет, так и ходит. Есть несколько семей, которые придерживаются более строгих правил, там женщины ходят в платках и длинных юбках.

Праздники татары отмечают всей общиной. По традиции среди местных раздается мясо, а для самых старых, а значит, уважаемых людей, община подготавливает своеобразный сухой паек, в который входит крупа, сладости, в том числе и традиционные для татар.

Национальные татарские блюда готовят тут в большей степени на праздники - курбан-байрам, ураза-байрам, сабантуи. Тогда ивьевские татары готовят и традиционные открытые пироги, и мясные наваристые супы, и так называемый перекочевник - тесто раскатывается тонко-тонко и соединяется с мясной или сладкой начинкой. А в повседневной жизни готовят пельмени. Но не такие, какие мы привыкли видеть, а большие, похожие на манты, с говядиной или бараниной.

Моя татарская подруга с удовольствием рассказывает о том, что главные и самые яркие воспоминания у нее связаны именно с большими «посиделками» общины. Тогда она готова была отдать все, что угодно, за традиционный для татар десерт - гальму . Вкуснейшую гальму из своего детства помню и я. Хотя, на первый взгляд, рецепт прост - мука, мед и масло. Все это варится, остужается, затем нарезается ромбиками и раздается в общине и соседям.

А почему ты сама сейчас не делаешь эти сладости? - спрашиваю у подруги.

Не знаю, наверное, потому, что национальные традиции так и остались для нашего поколения где-то в детстве, - говорит она и мечтательно продолжает: - Я бы хотела съездить в Стамбул , где по-настоящему смешано много культур, Запад и Восток, посмотреть, как живут там вместе люди разных национальностей.

А мне подумалось - зачем куда -то ехать? Ведь белорусское Ивье - само по себе маленький Стамбул…

КСТАТИ

Столетия назад центрами татарской культуры на территории Великого княжества Литовского были Тракай и Ивье. Сейчас на территории бывшего ВКЛ живут около 25 тысяч татар. 10 тысяч раскиданы по Беларуси . Община в Ивье насчитывает около 800 человек.

Скорее всего, сегодня мало кто из жителей Минска сможет объяснить, где в городе район под названием «татарские огороды», хотя еще несколько десятков лет тому, по крайней мере, минчане со стажем сразу же указали бы на район Дворца спорта. И дальше вверх - на улицы Тимирязева, Амураторскую: там исторически, на протяжении нескольких веков, жили минские татары.

Минские татары возле мечети. 1918 год.

Кто же они и откуда - минские татары? А еще новогрудские, гродненские, ивьевские, несвижские, слонимские... Короче, белорусские. Как оказались в славянских краях? Причем настолько давно - более 600 лет назад, что неразрывно сроднились с белорусской землей, вросли в нее корнями. Но если попытаться заглянуть за самые дальние горизонты истории, что мы там увидим?

За горизонтами истории

История татар на белорусских землях в основных чертах хорошо известна. В середине XIX века историк–востоковед Антон Мухлинский отмечал, что татарское население ВКЛ образовалось из:

Мир. Татарка. 1920-е годы.

Оседлых наемников и союзных воинов татарских орд;

Улусов, которые были приведены Витовтом и Тохтамышем из совместного похода 1397 года;

Выходцев из Золотой Орды, которые, устав от междоусобиц, сами добровольно переселились на белорусские земли. Среди них оказались и пленные (но меньшинство): так, в 1362 году армия великого князя Ольгерда победила ордынское войско в битве на Синих Водах, и предположительно с того берет начало татарское население под Новогрудком и Крево. Возможно, какая–то часть татарского войска осела в Великом Княжестве и после битвы на Куликовом поле 1380 года.

Когда ослаб напор Большой Орды, на земли Великого Княжества направило свои силы Крымское ханство. В 90–х годах XV века и начале XVI его отряды доходили до южной Беларуси. Победы и поражения приходились на обе противостоящие стороны. В любом случае количество пленных татар на наших землях росло. Например, большой татарский поход во главе с царевичами Бити и Бурнашем, организованный летом 1506 года, закончился для татар полным поражением в битве под Клецком. Пленных тогда разобрали победители–магнаты. Считается, некоторые оказались в Минске, что положило начало татарской колонии в городе.

Белорусские татары на съезде в Вильно. 1918 год.

Минский адрес

В Минске пленников поселили на своих землях Януш Радзивилл Бородатый и князь Константин Острожский (двор Тарасовский). Эти татары, формально зависимые от феодалов, образовали свой анклав - так называемый Татарский конец. В 1586 году жители радзивилловской юридики получили документ, определявший их обязанности:

Уплата 6 грошей от застроенного участка в городе и огорода (в это время только одна татарская семья в Минске имела полевой надел, остальные владели огородами);

Доставка писем;

Работа в поле по приказу эконома.

Ивье. Татарское кладбище. 1916 год.

Ордаши. Сморгонский район. Татарское кладбище. 1916 год.

Главными занятиями минских татар стали извоз, кожевенное и портняжное ремесла. Дела шли неплохо, и уже в конце XVI века татары–землевладельцы имели в Минске собственные дома.

Выкупленные наиболее знатные пленники, а также присланные в Великое Княжество в 1506 году мурзы при поручительстве знакомых местных татар поступали на великокняжескую службу - белорусские татары отважно воевали на стороне своей новой родины, получая за это имения. Наиболее яркий пример - судьба Меликбаши из крымского рода Ширинов. После выкупа в 1506 году по поручительству татарского рода Асанчуковичей в 1508 году Меликбаша поступил на хозяйственную службу, за которую получил в 1520 году богатое имение Крошин в Новогрудском воеводстве. Позже сам Меликбаша вернулся в Крым, но его семья осталась в Беларуси.

Во второй половине XVI века татарское население ВКЛ пополнилось за счет новых групп мусульманских иммигрантов - беженцев из захваченных Иваном IV Казани и Астрахани (1552, 1556 годы), а также темрюкских татар, которые не захотели переходить в православие. Последняя большая группа мусульман, искавших пристанища на белорусских землях, - татары Буджакской орды, поднявшие в 1637 году бунт против крымского хана.

Мядельские татары в праздник возле мечети. 1930-е годы.

Не только обязанности, но и права

В Великом Княжестве татары имели многие привилегии: право заниматься военным ремеслом, право на землю, ограниченные шляхетские права и, что очень важно, право свободно исповедывать ислам, строить мечети. Сложнее оказалось сохранить язык. Но проблемы возникли не из–за каких–либо притеснений, а в силу достаточно объективных причин. Возможно, это произошло из–за того, что татарские переселенцы прибывали из разных местностей, происходили из разных орд, улусов, родов, пользовались разными диалектами. На новой родине, чтобы поддержать единство, они пользовались общим языком - тем, на котором говорило местное население. Так родилось уникальное духовно–культурное явление - китабы: книги, написанные на белорусском языке арабским письмом.

Когда белорусские земли оказались в составе Российской империи, местные татары не утратили своего привилегированного положения - как в социальном, так и имущественном отношении. Они также продолжали сохранять свою веру, обряды и обычаи.

Глубокое. Татары-кожевенники. 1930-е годы.

Когда статистика статистике рознь

Минск, Новогрудок, Клецк, Слоним, Мир, Мядель, Видзы, Докшицы, Глубокое, Ивье, Ловчицы - далеко не полный перечень мест, где компактно проживало татарское и вообще мусульманское население на территории Беларуси. Сколько всего? Точный ответ дать сложно, поскольку цифры, дошедшие до нас, сильно разнятся. Например, в исторических источниках можно прочесть, что в конце XVIII - начале XIX века мусульмане, в большинстве это были, конечно, местные татары, составляли небольшую часть городского населения - около 0,5 процента. Однако не следует забывать, что значительное количество татар проживало в местечках и деревнях. Статистические данные по ним нам неизвестны.

Татары из Гродненской губернии. Начало ХХ века.

Сохранились сведения на 1912 год относительно мусульман Витебской губернии. Так, на соответствующий запрос Департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел исправники Велижского, Витебского, Городокского, Двинского, Люцинского, Невельского, Полоцкого, Режицкого и Себежского уездов донесли, что мусульманского населения в соответствующих уездах нет. В Лепельском уезде отмечено 10, в Дриссенском - 8 татар. Наличие мусульман также указано в Витебске: на 1 января 1912 года там жили 15 турок - возможно, это военнопленные после войны 1877 - 1878 годов. И в Двинске - 22 татарина, 8 туркмен и 26 представителей «прочих народностей», также проходило службу в местном гарнизоне 208 татар, 23 башкира и 14 представителей «прочих народностей». В Полоцке - 11 мусульман из «прочих народностей». В то же время, согласно сведениям Витебского губернского статистического комитета, на 1 января 1912 года в Витебске проживал 61 мусульманин, в Двинске - 301, в Полоцком уезде - 10, в Двинском - 27... Всего в губернии насчитывался 421 мусульманин - 368 мужчин и 53 женщины. Резкое преобладание мужчин указывает на то, что это были военнослужащие из поволжских и азиатских областей империи, а не местное население. Таким образом, мы получаем несовпадение данных, предоставленных полицейской администрацией и статистическим ведомством.

Что касается других губерний, то в 1853 году в Гродненской губернии - 1.543 мусульманина, Минской - 1.500 (в Минске - 400); в 1897 году: в Минской губернии - 4.619 человек, в 1912 - 1915 годах - 5.364 человека.

Тем не менее мы сегодня судим не по цифрам, а по жизни белорусского народа. А в ней самое достойное место занимали и занимают белорусские татары - отважные защитники, талантливые ученые и творческие личности, прекрасные мастера. И конечно, огородники, опыт земледелия которых перенимали соседи, - это к вопросу о названии бывшей минской окраины, с чего начался рассказ. Подробнее о регионах поселения белорусских татар наша рубрика расскажет в одном из следующих выпусков.

Витовт, Великий князь Литовский

Один из самых могущественных правителей Восточной Европы, литовский великий князь Витовт был известен не только своими бесконечными войнами с крестоносцами и борьбой за королевский титул. Он вел активную политику на востоке и путем заключения выгодных дипломатических союзов стремился к максимальному расширению своих владений. Именно благодаря Витовту на территории средневековой Литвы появилась одна из самых необычных этнических групп - литовские татары.

Когда в конце XIV в. в соседней Золотой Орде началась очередная междоусобица, Витовт охотно предложил свою помощь татарскому хану Тохтамышу, лишенному престола в борьбе с более могущественным Тамерланом. В лице Тохтамыша Витовт приобретал для себя не только союзника, но и инструмент политической борьбы, при помощи которого он намеревался подчинить Золотую Орду своему влиянию. Тохтамыш попросил у Витовта своеобразного «политического убежища» и переселился на земли Литвы вместе со своим двором, многочисленными воинами и членами их семей.

Живший позднее турецкий историк Печеви писал: «Когда могущественный Тимур пришел в Дэшт и-Кыпчак (Половецкую степь. - прим.), то иные из них (татары) были полонены, иные сделались добычей меча; а несколько их племен бежало во владения ляхских в московских гяуров да в тех странах неверия и утвердились. Доныне их в Лехе существует шестьдесят селений, и в каждом селении по мечети».

Всего в Литве оказалось таким образом до 40 тысяч выходцев из Золотой Орды. Витовт распорядился разместить татарских переселенцев в окрестностях города Лида (теперь территория Беларуси) и наделить их землями.

Татары в Литве изначально рассматривались как профессиональные воины и привлекались для несения военной службы, за которую получали земельные пожалования. Витовт образовал из татарских поселений своеобразный оборонительный пояс в окрестностях замков в Тракае, Вильно, Ковно, Лиде, Крево, Новогрудке и Гродно (последние три находятся сейчас на территории Беларуси). Татарские поселения здесь имели ярко выраженный оборонительный и стратегический характер и защищали рубежи княжества от Тевтонского ордена. В свою очередь, литовские татары считали Витовта своим «белым ханом» и защитником.

Постепенно татарские переселенцы образовали особую группу в составе служилого сословия Литвы и несли военную службу наравне с литовской и русской шляхтой. В XV-XVI вв. значительную часть литовской конницы составляли именно татарские отряды.

Татары в Литве имели военную организацию, опиравшуюся на родоплеменную систему, заимствованную еще от ордынских времен, а также собственные социальные институты (гмины, приходы). Границы самоуправления этих структур определялись обычным правом и привилегиями великих князей, а позднее - польских королей. Представителями татарского населения были так называемые хорунжие, в функции которых входили военные, административные, судебные и финансовые вопросы. Как правило, они назначались пожизненно и с сохранением права наследования. Кроме того, значительная роль принадлежала местным имамам, которые помимо религиозных функций, выполняли также и судебные на основе законов шариата.

Стоит отметить, что литовские татары допускались к занятию административных должностей и участию в местных шляхетских сеймах только после принятия христианства. Однако такой переход не освобождал их от воинской повинности, хотя и давал все преимущества польско-литовской шляхты.

…и Польши

С ХVI в. татарские «осадники» начинают селиться в Польше, где они также привлекаются к военной службе. Местом наиболее компактного проживания татар стало Подляшье. В ХVII в. в составе польской армии действовало уже несколько конных татарских полков.

Ян Собеский под Веной

Литовские татары приняли участие практически во всех крупных военных конфликтах Речи Посполитой, в том числе в войнах со Швецией и Османской империей. Особенно благоволил татарам польский король Ян III Собеский, которому при непрерывных войнах с османами требовалась определенная поддержка и лояльность его подданных-мусульман. В знаменитой битве под Веной в 1683 г. татары сражались на стороне Польского государства.

В 1679 г. Ян Собеский предоставил татарам земли у Гродно (сейчас территория Беларуси) и Белостока и, кроме того, пожаловал новые поместья из королевских владений. Так, на границе современной Польши появились татарские села Бохоники, Крушиняны, Студзянка и Лужаны. Татарское население в этом регионе, особенно в селах Бохоники и Крушиняны, а также в Белостоке сохраняется и по сей день.

Наличие земельных владений, несение военной службы, а также взимание налогов наравне с польско-литовской шляхтой вело к тому, что богатые татары постепенно становились частью шляхетства Речи Посполитой. Польские короли не раз подтверждали своими привилегиями дворянские права литовских татар и связанные с ними преимущества.

В ХVШ веке татарские полки Речи Посполитой стали называться уланскими. Происхождение этого названия также имеет татарские исторические корни. В Золотой Орде улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чингисхана. Когда представители многих татарских княжеских родов обосновались в Литве и Польше, они сохранили за собой этот титул на многие века, и посвятив себя военной службе, дали это название своим хоругвям.

По мнению профессора Белостокского университета Али Мицкевича, «толерантность польских королей и последующих республиканских правительств помогли татарам сохранить их приверженность польскому государству наряду с отличиями в культуре и традициях».

Язык и традиции

Проживая на протяжении нескольких столетий в окружении славян, татары в Литве достаточно быстро ассимилировались с местными жителями, заключали смешанные браки, перенимали язык и культуру окружавшего их населения, все больше отличаясь от своих сородичей в Золотой Орде.

Тюркские диалекты, на которых говорили татарские переселенцы в конце XIV в., достаточно быстро сошли на нет. Как свидетельствовал татарский путешественник , посетивший Константинополь в 1558 г., некоторая часть его соплеменников уже «покинула свой родной язык и употребляет польский».

Основными языками для литовских татар стали старобелорусский (западно-русский, «простая мова») и польский, причем на них существовала специфичная литература, основанная на арабской графике.

Литовские татары создали свою уникальную книжную традицию, которая заключалась в составлении особых рукописных книг религиозного содержания - китабов. В них записывались предания о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, описания обрядов и ритуалов, основных обязанностей мусульман, нередко - легенды, нравоучительные рассказы, а иногда даже восточные авантюрные повести.

Историк Печеви писал : «Они пишут св. Коран, так как мы, арабскими буквами, но если хотят делать толкование оного, то производят сие на польском языке... Король их имеет к ним более доверия, нежели к неверным своего народа».

Если в XVI-XVII вв. доминирующим языком татарских текстов был старобелорусский, то на рубеже XVIII столетия с усилением процесса полонизации практически повсеместно стал использоваться польский. Именно благодаря литовским татарам впервые появился и польский перевод Корана.

Однако если в языковой сфере ассимиляция татарского населения проходила достаточно быстро, то их религиозные верования - ислам суннитского толка - сохранялись на протяжении столетий.

Как считает профессор политологии Мазурского университета Селим Хазбиевич, «татары в Польше выжили во многом благодаря тому, что сохранили свои религиозные традиции и тому, что были широко представлены на военной службе. Сохранению традиций служили и брачные связи внутри общины. Татары в Польше всегда имели сравнительно высокий социальный статус».

В Польско-литовском государстве татары первоначально не подвергались религиозным ограничениям. Уже с XIV в. появляются сведения о начале строительства первых татарских мечетей. В XVI в. мечети упоминаются в Вильно, Тракае, Прудзянах, Новогрудке, Гродно, Остроге и других городах. Первая мечеть в Минске появилась в 1599 г. В результате последующих войн и военных конфликтов значительная часть из них была разрушена.

В Российской империи

После падения Речи Посполитой и окончательного раздела польских земель в конце XVIII в. литовские татары вошли в состав Российской империи. Императрица Екатерина II 20 октября 1794 г. подтвердила им все существовавшие права и привилегии.

В 1795 г. подавленное экономическими трудностями мусульманское население отправило своих представителей к генерал-губернатору Михаилу Репнину с просьбой о формировании татарского полка в российской армии. Эта просьба была принята с большим удовлетворением, так как создание отдельной воинской части, состоящей из польско-литовских мусульман, являлось давней мечтой российского командования.

Российские власти также стремились использовать воинские навыки литовских татар. В 1797 г. по указу императора Павла I был образован Литовско-Татарский конный полк, из «уроженцев губерний, от Польши присоединенных». Это совпадало и с желаниями самих татар, так как в период упадка Речи Посполитой большинство татарских офицеров и солдат находились в отставке и остро нуждались в материальных средствах. Позднее полк отличился войне с Наполеоном и просуществовал до 1917 г.

Политика деполонизации, которую Российская империя проводила на территории Западного края в XIX в., практически не коснулась литовских татар. Более того, современники не раз отмечали их «образцовое поведение» и именно из этой среды часто назначались чины местной полиции. Перед началом Первой мировой войны в северо-западных губерниях Российской империи проживало более 10 тысяч литовских татар.

Наши дни

В Беларуси

Литовские татары сегодня

Татары - шестое по численности национальное меньшинство в Беларуси. В 1989 г. их насчитывалось 12500 человек, а в 1999 г. - 10 тысяч. Согласно последней переписи (2009 г.), татарами назвались 7316 человек. Примерно столько же, по статистике, в Беларуси армян и цыган. Однако при этом довольно велико - преимущественно среди городских жителей - количество людей, которые идентифицируют себя как белорусы, но упоминают, в том числе, и татарские корни.

Самые большие сообщества татар располагаются в Минске, в Клецком районе Минской области, а также в Гродненской области, в городках Слоним, Ивье и Новогрудок - там даже сохранились еще дореволюционные мечети. Всего же в Беларуси действует около десяти мечетей и исламских молитвенных домов, но далеко не все они используются именно татарами.

Белорусские татары никогда не отличались повышенной религиозностью и общественной активностью, жили достаточно тихо, а потому в жизни страны были практически незаметны. Сегодня белорусские татары довольно быстро ассимилируются. Если старшее поколение еще исповедует ислам и посещает мечеть, то их дети и внуки (в большинстве случаев - от смешанных браков) обычно называют себя уже белорусами и посещают костел либо православную церковь. Сами татары признают: «Если татарин женится на православной, то обычно дети растут под влиянием матери, то есть не в соответствии с татарскими традициями». Этот интенсивный процесс начался примерно полвека назад, до этого белорусские татары старались сохранять этническую идентичность.

При этом главная особенность ситуации - полное отсутствие межнациональных конфликтов с местным населением - белорусским и польским. Традиционно в тех деревнях, где сосредоточенно жили татары, они отмечали и православные празники, а белорусы не работали по мусульманским праздничным дням. При этом многие из татар, живших в Западной Беларуси, после Второй мировой получили право уехать в Польшу (там они считались одним из коренных народов) и воспользовались ею. Те, что остались, и сейчас поддерживают связи как с родственниками в Крыму, в Польше, так и в странах Западной Европы - преимущественно в Италии и Великобритании.

«Сегодня в Беларуси очень немногие татары выделяют себя именно как татары, по национальному признаку. И это в основном жители деревень, небольших городков. В больших городах татары себя уже не персонифицируют именно как татары, - говорит социолог Ольга Фурс, жительница Минска, которая признается, что кроме татарских у нее есть российские и белорусские корни. - Но при этом многие продолжают исповедовать ислам. То есть по этому фактору они сливаются с другими мусульманскими меньшинствами. Вообще же белорусские татары, которых я знаю, они либо, по большей части, вообще люди не религиозные, либо исповедуют очень умеренные направления ислама».

Общение с белорусскими татарами на бытовом уровне показывает: городские жители стараются обходить стороной любые религиозные вопросы. С одной стороны, они люди действительно не слишком религиозные. С другой - им совсем не хочется вызывать каких-либо ассоциаций с радикальным исламом.

Что же касается политических взглядов, то тут ситуация иная. Белорусские татары ощущают свое родство с крымскими татарами, а потому воспринимают Россию в лучшем случае настороженно, в худшем - враждебно. Такое отношение проявилось именно с 2014 г., с началом украинских событий.

В Беларуси действует несколько татарских организаций, самая заметная среди которых - Национально-культурное объединение белорусских татар «Зикр-уль-Китаб» («Память книги»).

«Наши кадры в основном татарские. Вообще для нас ориентиром считаются именно казанские мусульманские учебные заведения. Преподавание у нас ведется в соответствии с ханафитской традицией, учитываем также и белорусские особенности, - говорит муфтий Беларуси Али Воронович. - Польские, белорусские и литовские татары, как правило, все имеют родственные связи. Например, у меня очень много родственников в Литве среди литовских татар, есть родственники в Польше: одни и те же фамилии, одни и те же семьи и одна и та же история. … Языковой вопрос имеет как интегрирующую, так и дезинтегрирующую роль. И сейчас в минской татарской общине он, к сожалению, имеет дезинтегрирующую роль. Например, когда собираются казанские татары (татары последней волны эмиграции), разговаривают на своем языке, преподносят свою культуру на каких-то культурных мероприятиях, приходят наши старики, им это неинтересно, и они вообще чувствуют себя чужими. А когда собираются наши, уже те говорят: “Неужели это татарская культура?!”. И поэтому, пожалуй, есть какая-то граница, к сожалению. И она сложно преодолевается».

Сравнительно обособленное локальное соощество татар сохранилось в татарской слободе города Ивье. Ее местные жители называют Муровщизной. Примета татарского анклава (его население всего около 800 человек) - высокий минарет местной мечети. Во времена СССР мечеть в Ивье была единственным работающим мусульманским храмом. Однако сегодня быт белорусских татар в Ивье и в расположенном неподалеку Новогрудке практически ничем не отличается от быта живущих по соседству белорусов и поляков.

На протяжении уже более чем полвекового периода татарские дети в Ивье ходят в обычные детские сады, вместе с белорусами учатся в обычной средней школе. Хотя еще до войны в Ивье была отдельная мусульманская школа, где детей учили основам Корана и арабскому языку. Правда, тогда эта территория принадлежала Польше. После 1939 г., при СССР, отдельное обучение татар прекратилось.

Хотя белорусские татары исповедуют ислам, нигде татарские женщины в хиджабах не ходят. Только в Ивье и Новогрудке есть несколько татарских семей, которые придерживаются относительно строгих правил, и женщины ходят в платках и длинных юбках. А вот религиозные праздники татары, живущие в белорусской провинции, отмечают всей общиной. По традиции среди местных раздается мясо, а для самых старых - уважаемых - людей община готовит своеобразный продуктовый подарочный набор, в который входит крупа и сладости, в том числе традиционные. Отмечаемые праздники - Курбан-байрам, Ураза-байрам, сабантуи.

В Литве и Польше

В этих странах этнические татары представлены намного слабее, чем в Беларуси. По данным за 2002 г., в Польше проживало не более 500 татар. На северо-востоке Польши (то есть на этнически белорусских землях) сохранились две татарские деревни с мечетью и мусульманским кладбищем. В Польше также действует «Союз татар Речи Посполитой».

Мечеть, Каунас

В современной Литве насчитывается около двух тысяч татар, часть которых компактно проживает в Вильнюсском и Алитусском районах. В Литве действует «Союз общин татар Литвы», выпускается ежемесячник «Татары Литвы». Сохранились и действуют четыре мечети - в Каунасе, Немежисе, деревнях Сорок татар и Райжяй.

Между тем еще данные г. указывали, что в Литве живет около четырех тысяч татар, а в Польше - свыше пяти тысяч. Вероятно, такое расхождение в цифрах связано с тем, что очень многие польские татары полностью перешли на польский язык, многие взяли себе польские фамилии и приняли католичество. Иногда польского татарина можно отличить от поляка только по имени, так как фамилии уже у всех польские (Али Козакевич, Мустафа Конопацкий и т.д.). В 2004 г. впервые в истории послевоенной Польши татарин Томаш Мицкевич был назначен муфтием страны.



Дата: 21.03.2010
Источник: http://www.kr-alemi.com/

Как писал российский историк Сергей Соловьёв, "поскреби русского - под ним окажется татарин". Знает ли президент Украины Виктор Янукович о своём татарском происхождении? Корень фамилии Янукович - татарский. Глубинно по корням он происходит из татар, которые приняли христианство и оказались на территории Руси и Польши. Его корни в Беларуси, где литовские князья селили татар. Это видно даже по антропологическому типу Януковича...
Ещё до революции дед украинского президента уехал из небольшого селения Януки, находящегося на территории нынешнего Докшицкого района Витебской области, большая часть которой расположена в природно-ландшафтной зоне европейской тайги, тогда - бедно-земельной северо-восточной части Виленщины, и многие годы колесил в поисках заработков, пока не осел в Донбассе. Исторический регион Виленщины (с 1939 сама Вильня "подарена" Сталиным Литовской Республике и стала Вильнюсом), где родился дед Виктора Фёдоровича, с давних времён населена живущими рядом "литвинами" - католиками-белорусами и православными, караимами и татарами. Первыми мусульманами, появившимися здесь в XIV веке, были татары, воины хана Тохтамыша - выходцы из Причерноморья и с Крымского полуострова. Натерпевшись от междоусобиц в Золотой Орде, они, говоря языком современным, попросили политического убежища у литовского князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, определил их к себе на воинскую службу, выделил хорошие наделы на белорусских землях - на Виленщине и Минщине. В соответствии с договорённостью Витовта и хана Золотой Орды Тохтамыша в конце 1397 г. несколько тысяч татар с семьями поселились возле Вильно, Новогрудка, Лиды, Бреста и Минска. Татары своей новой родине служили верно, храбро сражались за Витовта и даже называли его своим ханом. В 1409 году к Витовту прибыл со своим отрядом сын Тохтамыша царевич Джелал-эд-Дин. Великий князь гостеприимно принял его и заключил союз о совместных действиях против тевтонского Ордена. Татары были временно расселены во владениях великого князя возле Гродно, то есть недалеко от границ с Орденом. Они принимали действенное участие в войне с Орденом в 1409-1411 годах, особенно в Грюнвальдской битве. На возвышенностях Грюнвальда вместе с белорусами, поляками и литовцами бились с крестоносцами и татарские воины. Немецкие хроники, чтобы объяснить причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом, называют очень большое количество татар на стороне Витовта - от 20 до 40 тысяч - и рассказывают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского хана Багардина (наверное, имеется в виду Джелал-эд-Дин).
Весь период правления Витовта характеризуется исследователями хорошими отношениями, заботой и интересом властей к татарам. Поэтому татарская эмиграция в Литву имела в тот период массовый характер. Причину этого явления объясняет сам великий князь в письме магистру ордена крестоносцев, что "на территории его государства появилось множество татар, которые в Литве ищут спокоя". Великий князь Витовт заложил фундамент татарского осадничества в своём государстве. Татары получали землю, причём в вечное пользование, правда, без права свободно распоряжаться ею. Взамен за землю они должны были (за собственный счёт) нести воинскую службу. Такая зависимость делала их вассалами великого литовского князя, поэтому их и называли "господскими татарами". Однако их фактическое положение не отличалось от местной шляхты. Князь Витовт гарантировал осадникам свободу вероисповедания и религиозную практику, а также дал право мужчинам татарам жениться на христианках, а детей от брака воспитывать в вере отцов. Процесс поселения татар в границах польско-литовского государства продолжался ещё и в XVI веке, но уже не был таким массовым. Кроме того, изменился этнический состав эмигрантов. В Речь Посполитую чаще всего прибывали представители именитых родов Крымского ханства вместе со своими сподвижниками. Здесь появляются представители и других народов Востока: черкесы, черемисы и даже турки-османы. С 1667 года Польско-Литовское государство воевало с Турцией. Татары, служившие в войске, назывались в это время "липки". В 1676 году татарские полки храбро обороняли польский лагерь в Журавне. Особенно отличились татарские хоругви Мустафы Сулькевича, Самуэля Кшечковского, Колумбека Босацкого, Яхьи Кробицкого. Соединение из татарских полков одержало убедительную победу над турецкими войсками под Веденом, на взгорьях Михаэлерберга (12 сентября 1676 года). А в битве под Парканами 7 октября 1676 года татарский ротмистр Самуэль (Исмаил) Кшечковский спас жизнь королю Польши Яну Собескому.
В первой половине XVIII века татарские полки Речи Посполитой стали называться уланскими. Происхождение этого названия имеет татарские исторические корни. В Золотой Орде улан был титулом, означающим принадлежность человека к роду Чингисхана. Когда судьба забросила в Литву и Польшу многих представителей татарских княжеских родов, они сохранили за собой этот титул на многие века, посвятив себя военной службе и дав это благородное название своим хоругвям. Военная слава татарских полков польской королевской армии привела к тому, что во многих армиях западноевропейских стран начали создавать лёгкую кавалерию по образцу татарских формирований. В XVIII столетии уланские части возникли во Франции, Австрии и Пруссии. Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман, крымских родов Девлет-Бердей и Девлет-Гирей, Ширин и Аргун. По мнению исследователей, на белорусской земле живут предки около полусотни знаменитых татарских родов: Александровичи из рода Искандер, Шабановичи из рода Шейбан, Барановские из рода Борын, Кондратовичи из рода Конград, Асановичи из рода Асан... Среди белорусских татар часто встречаются и такие, оформленные на местный манер, фамилии: Конопацкий, Якубовский, Базаревич, Саганович, Янукович. В средние века правители, наделяя татар землями, требовали как непременное условие принятие фамилии местного звучания. Многие белорусы имеют фамилии, которые образовались от татарских корней: Курош, Камай, Булгак, Бузук, Колдай, Довляш, Букатый, Колган, Кубеко, Кардаш, Солтан...
Достаточно часто встречаются в Беларуси топонимы татарского происхождения: Койданово, Татарка, Татарщина, Сорок Татар, Мамай, Орда, Агдемер, Болбасово, Татарск, Татариновичи, Татарья, Бабаевичи, Баево, Балаши, Баторин, Баштан, Галимцы, Карачино, Карачуны, Курманово, Мамойки, Мурзы, Тодулино, Чаусы, Чигири, Шайтарово. Постепенно численность исповедующих ислам на белорусских землях росла и к XVI веку достигла примерно двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на новых землях, что, сохранив язык и культуру они в общении перешли на белорусский язык - являвшийся основным языком великого княжества, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках. Веротерпимость, царившая здесь, позволяла татарам строить мечети на отведённых им землях, открывать мусульманские школы. Было возведено почти 400 мечетей.
Город Минск тогда назывался Tatarskaya Slabada (Татарская Слобода). Взаимоотношения белорусских татар и белорусов почти всегда были мирными. Белорусские татары никогда не проявляли попытки завоевать господствующее место в политическом и экономическом положении страны. Только в военном деле они стремились отличиться и получить командные должности. Вместе с белорусскими, польскими и литовскими патриотами татары боролись за освобождение Речи Посполитой от стран завоевателей. Генералы Чимбай Мурза Рудницкий, Юсуф Беляк, Якуб Ясинский, Матей Сулькевич, Александр Мильковский, Юсуф Базаревич, полковники Гасан Конопацкий и Мустафа Якубовский, много других воинов-татар за свои ратные дела завоевали гордость и уважение белорусского и польского общества. Гербы и геральдические знаки XVI-XIX вв. свидетельствуют, что на Беларуси было более 50 известных татарских семейств. Оседлая татарская аристократия превратилась в аристократов - владетелей имений, фольварков и небольших деревень. В монографии Станислава Дзядулевича "Herbarz rodzin tatarskich w Polsce" ("Гербовник родов татарских в Польше", Вильно, 1929) сведения о 600 с лишним татарских родах разделены на две части: "Татарские роды, до сих пор оставшиеся мусульманскими" и "Роды татарского происхождения, принявшие когда-то христианство разного толка". Причём зачастую одни и те же роды имели и имеют как мусульманскую, так и христианскую ветви, что не мешало им не забывать своё татарское происхождение, благодаря чему их предки и стали шляхтичами. Примерно то же самое происходило с русскими дворянами татарского происхождения, с той лишь разницей, что они не стремились афишировать свои татарские корни. Оно и понятно: в России татарам намертво приклеен ярлык "врага и завоевателя", "поганого бусурмана" и т.д. В Речи Посполитой этнические, то есть "свои" татары зачастую выступали в роли героев многочисленных войн с соседними державами, в том числе с Московией. Многие польско-литовские татары, например, до сих пор гордятся своими предками, принявшими деятельное участие в Грюнвальдской битве 1410 года.
Глинские - княжеский род Великого Княжества Литовского и Московского Великого княжества, пользовался собственным гербом, который происходит от татарской родовой тамги, и символизирует княжескую власть, перед ним скипетр направлен вниз, с расщеплённым верхом. Род имел татарские корни, генеалогические традиции связывают его с Мамаем, сын которого, Мансур-Кият, когда-то покинул сыновей Скидара и Лекса (в крещении Александр). Последний выехал в Великое Княжество Литовское, принял православие и получил от великого князя Витовта земли на границе с Золотой Ордой и города Полтаву и Глинск (современный город Золотоноша Черкасской области Украины). Первым в исторических источниках в 1398 году упоминается Иван Александрович Глинский, который был женат на дочке князя Данилы Острожского Анастасии. В 1537 году владелица Полтавы Аграфена Байбуза (в девичестве Глинская) завещала город своему зятю Михаилу Грибуновичу. В родовом гербе Грибуновичей изображались змея, пробитая стрелой, и три золотых гриба. Согласно родовому преданию один из предков Грибуновичей, татарский мурза, увидел при дворе литовского князя спрятавшуюся среди грибов готовую к нападению змею и поразил её метким выстрелом из лука. В XVI веке под давлением церкви многие татары принимали христианство. Именно в это время появились христианские фамилии с татарскими корнями. Можно предположить, что национальный белорусский герой Кастусь Калиновский и великолепный поэт Максим Богданович восходят своими корнями к татарам. Этим можно только гордиться.
В XVII веке, когда началось контрнаступление католической церкви на православие, под мощный пресс попали татары, мусульманская религия. Многие вынуждены были принимать христианство по православному или католическому образцу. Или вообще покидать ставшие родными земли. Если в XVI веке на территории Великого княжества Литовского проживало 200 тысяч татар, то спустя 100 лет их осталось 30 тысяч. В 1939 году в польской армии был восстановлен полк липковских татар со своей униформой и знамёнами. Этот полк стал одной из последних воинских частей, сражавшихся против нацистов и после падения Польши. К началу XX столетия на территории Беларуси действовало более 20 мечетей. Молитвенные дома действовали в Глубоком и Докшицах. Фамилия Янукович, как и следует из развития повествования, принадлежала к одному из родов литовских татар Янук, и её носителями были жители небольшого шляхетского застенка, а ныне - деревеньки Януки Докшицкого района. В 20-х годах XX столетия (за Польшей) в Януках было 36 дворов и более ста жителей. В перечне мужских татарских имён находится имя Янгильде - Пришла душа (в значении "ребёнок родился"). Диалектальные варианты: Янай, Яныш, Янук. В очерках истории татарских дворянских родов значится род князей Кудашёвых. "Кудашёвы - русские княжеские роды, происходящие от татарских мурз. В списке с переписных книг города Темникова 1710 г. переписи воеводы Тимофея Панова между значится: "мурза Абдюк - 52 года, Тимербулат - 42 года умре, Аделыпины дети; у Абдюка дети - Смаил 29 лет, Янук - 27, Аюкай - 21 год. По ревизской сказке 1795 г. по пятой ревизии, поданной Краснослободской округи деревни Булаевой, показано: в деревне Булаевой, выселившейся после 4 ревизии из деревни Чёрной, мурзы Янук 40 лет, Аюкай 34 лет, Абдюковы дети князь Кудашёвы. У Янука дети - Селим 8 лет, Сеит полугоду..."
В архивных данных о мечетях и имамах за 1907 год Вятско-Полянской волости Малмыжского уезда Вятской губернии значится имам Мухаммат Каримович Януков 1881 года рождения. Фамилия Янук встречается не только среди татар, но и у мусульман-абхазов.
Янук-Оглы Анифе Мустафов 1911 г.р.
Янук-Оглы Леонид Аршакович 1948 г.р.
Виктор Янукович не забывает о своём происхождении, и его тянет на землю предков - только за время своего премьерства он уже дважды побывал в Януках - в 2003 и 2006 годах. На сегодняшний день в Беларуси коренных татар, тех, чьи рода живут здесь по 500-600 лет, насчитывается более 12 тысяч. Создано татарское культурно-просветительное объединение "Аль-Китаб", которое издаёт ежеквартальник "Байрам". Примечательно, что члены этого объединения внимательно следят за судьбой крымскотатарского народа и поддерживают восстановление его прав на своей исторической Родине. Примером этому можно привести данное Обращение, адресованное к депутатам Верховного Совета Автономной Республики Крым:
В связи с принятием Конституции Крыма 1 ноября 1995 года без учёта скромных правовых требований коренного населения Крыма - крымских татар на их исторической родине - в Крыму, Белорусское Республиканское объединение татар-мусульман "Аль-Китаб" обращается к вам с просьбой: будьте благоразумными, пересмотрите принятую вами Конституцию, учтите правовые интересы многострадального крымскотатарского народа на территории их исторической Родины - в Крыму.
Эти элементарные требования изложены в заявлении фракции Курултая крымскотатарского народа в связи с принятием Конституции Автономной Республики Крым, в заявлении Симферопольской городской организации Народного Руха Украины и других демократических организаций Крыма. Мы просим вас - не разжигайте национальную вражду! Будьте справедливы к элементарным национальным требованиям всех народов, живущих на полуострове! Откажитесь от политики пагубного великодержавного шовинизма! Весь мир напоминает вам об этом. Ещё раз просим вас и призываем к благоразумию, к справедливости по отношению коренного народа Крыма - крымских татар, на земле которых вы живёте, создавая искусственное большинство со времени оккупации Крыма, и особенно со времени насильственной депортации крымскотатарского народа.
(Подписано Президиумом Белорусского Республиканского объединения татар-мусульман "Аль-Китаб").