Диагностика звуковой культуры. Обследование звуковой культуры речи

Пособие разработано в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду». В нем рассматриваются основные задачи, содержание и методика работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, раскрыты особенности усвоения ими звуковой стороны речи на разных возрастных этапах.

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов.

От издательства

Настоящее пособие предназначено педагогам детских дошкольных учреждений для работы по воспитанию звуковой культуры речи детей.

Его задача состоит в том, чтобы познакомить воспитателя с особенностями усвоения детьми звуковой стороны речи на разных возрастных этапах (от рождения до семи лет), основными задачами, содержанием и методикой работы. Пособие имеет важное значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением и письмом.

В книге приведены примеры занятий, где показано, как можно построить работу с детьми в той или иной возрастной группе. В них представлены упражнения на выработку правильного звукопроизношения, четкой дикции, навыков использования интонационных средств выразительности, развитие голосового аппарата, речевого слуха и др. В процессе речевых игр дети учатся отчетливо произносить гласные и согласные звуки, выделять из общего речевого потока слова с определенным звуком, произносить фразы в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко) и т. д.

В пособии представлен материал для обследования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. С его помощью воспитатель может установить недостатки звукопроизношения, проверить степень сформированности фонематического восприятия. Четко организованная работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду возможна лишь в том случае, если педагог хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность и корректировать ее в зависимости от степени овладения дошкольниками материалом.

Лариса Норова
Конспект проведения диагностики состояния звуковой стороны речи детей средней группы

План проведения диагностики состояния звуковой стороны речи ребенка___

средняя возрастная группа

Цель диагностики : определить состояние звукопроизношения ребенка (произношения свистящих –с-з-ц; шипящих ж, ш, щ, ч) .

Произношение в различных условиях : изолированно, в слогах, в начале, середине, конце и во фразовой речи .

Наглядность : предметные картинки на свистящие, шипящие, в начале, середине, конце слова, речевой материал.

I. План диагностики

звук

С, повторяй за мной.

2) Повторять за мной слоги –са, -со, -су, -се.

3) Предлагаю ребенку назвать нарисованный предмет Слон, ноСки, ананаС

звуки –с- и повторять за мной

Слоны умны,

Слоны смирны,

Слоны спокойны

И сильны.

1) Предлагаю ребенку поиграть в картинки. Сначала прошу произнести звук

З, повторяй за мной.

2) Повторять за мной слоги –за, -зо, -зу, -зе.

3) Предлагаю ребенку назвать нарисованный предмет Заяц, гаЗель, арбуЗы

4) Предлагаю послушать стихотворение на звуки –с- и повторять за мной

За забором зайка скачет,

В лапках букву З, он прячет,

Зайка, зайка, выходи,

Деткам букву З верни

1) Предлагаю ребенку поиграть в картинки. Сначала прошу произнести звук

Ц, повторяй за мной.

2) Повторять за мной слоги –ца, -ци, -цу, -цы.

3) Предлагаю ребенку назвать нарисованный предмет Цветок, ножниЦы, переЦ

4) Предлагаю послушать стихотворение на звуки –ц- и повторять за мной Цыплёночек на цыпочках

Цветочки целовал.

Цыплёночек на цыпочках -

Цып-цып, он очень мал.

1) Предлагаю ребенку поиграть в картинки. Сначала прошу произнести звук

Ж, повторяй за мной.

2) Повторять за мной слоги –жа, -жи, -жу, -же.

3) Предлагаю ребенку назвать нарисованный предмет Жук, доЖдь, морЖи

4) Предлагаю послушать стихотворение на звуки –ж- и повторять за мной Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет

1) Предлагаю ребенку поиграть в картинки. Сначала прошу произнести звук

Ш, повторяй за мной.

2) Повторять за мной слоги –ша, -ши, -шу.

3) Предлагаю ребенку назвать нарисованный предмет Шапка, виШня, мыШь

4) Предлагаю послушать стихотворение на звуки –ш- и повторять за мной Школьник в школу собирался,

Потеплее одевался :

Шубу, шапку, шарф надел -

Шёл до школы и вспотел.

1) Предлагаю ребенку поиграть в картинки. Сначала прошу произнести звук

Щ, повторяй за мной.

2) Повторять за мной слоги –ща, -щи, -щу.

3) Предлагаю ребенку назвать нарисованный предмет Щетка, яЩик, плаЩ.

4) Предлагаю послушать стихотворение на звуки –щ- и повторять за мной Наварила щука щей,

Угощала двух лещей.

1) Предлагаю ребенку поиграть в картинки. Сначала прошу произнести звук

Ч, повторяй за мной.

2) Повторять за мной слоги –ча, -чи, -чу.

3) Предлагаю ребенку назвать нарисованный предмет Часы, руЧка, враЧ

4) Предлагаю послушать стихотворение на звуки –ч- и повторять за мной

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

II. Поблагодарить ребенка за игру

III. Составление диагностической карты и характеристики речи ребенка (форма 1, 2)

Публикации по теме:

«Звук [Щ]». Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе Образовательная область: Речевое развитие Области интеграции: Социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое.

Конспект индивидуального занятия по формированию фонетической стороны речи детей. Автоматизация звука [Ш] в связной речи Конспект индивидуального занятия по формированию фонетической стороны речи детей. Тема «Автоматизация звука Ш в связной речи» Цель: формирование.

Конспект НОД по звуковой культуре речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе Конспект НОД по звуковой культуре речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе. «Приключения Муравьишки». Цель:.

Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе «Необыкновенное путешествие в зоопарк» Асоцкая Наталья Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе на тему «Необыкновенное путешествие в зоопарк». Тема: Звук «З».

Конспект проведения физкультурного праздника для детей средней группы «Зимние забавы» Конспект физкультурного праздника для детей средней группы «Зимние забавы». Цель: воспитывать интерес к зимним спортивным упражнениям,.

Конспект занятия НОД по развитию звуковой стороны речи в средней возрастной группе МДОУ Центр развития ребёнка – детский сад №35 «Фантастика» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней возрастной.

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе для детей с ОНР «Доктор Айболит спешит на помощь» Тема. Доктор Айболит спешит на помощь. Цель. Дифференциация звуков Т-Т" в слогах, словах, предложениях, тексте. Задачи Образовательные:.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №41 «Сказка»

Проект «Воспитание звуковой культуры речи

детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)»

Составитель: учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Селифанова Татьяна Николаевна

г. Воскресенск

2014г.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Хотя на данном возрастном этапе у детей значительно улучшается произношение, артикуляционный аппарат становится подвижнее, однако, речь дошкольников еще несовершенна.

У детей средней группы (от 4 до 5 лет) уже более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение:

1.исчезает смягченное произношение согласных звуков;

2.многие звуки произносятся более правильно и четко;

3.исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками «т, д»;

4.исчезает замена шипящих звуков свистящими звуками;

5.шипящие звуки могут произноситься еще недостаточно чисто;

6.не у всех детей еще имеются звуки «Л, Р».

Но в практике мы наблюдаем не совсем такую идеальную картину.

Проанализировав результаты диагностики, проведенной в сентябре 2014 года, необходимо, прежде всего, отметить неоднородность показателей. При выполнении заданий наблюдались большие индивидуальные различия. Некоторые дети четырехлетнего возраста испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или у них не сформирован фонематический слух. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность речи.

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием всех сторон речи (обогащением словаря, формированием связной речи и грамматического строя и т. д.). В то же время работа по требует особого подхода, специальных приемов и должна быть выделена в специальные занятия или как часть занятий по развитию речи.

Занятия являются основной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи. Они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Однако для успешного формирования у детей звуковой культуры речи нельзя ограничиваться только специальными занятиями. Поэтому, планируя различные занятия по родному языку (например, разучивание стихотворения, работа с картинками и т. д.), надо включать в их программное содержание отдельные разделы воспитания звуковой культуры речи (формирование выразительности речи, развитие речевого дыхания и т. д.).

Работу по звуковой культуре речи вне занятий можно организовать на утренней речевой зарядке. Она должна проводиться со всеми детьми. Причем ее можно сочетать с утренней гимнастикой или проводить отдельно перед завтраком. На речевой зарядке детям дают упражнения в игровой форме, направленные на выработку точных, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, на развитие речевого дыхания и голоса.

С детьми, которые не усвоили программный материал по звуковой культуре речи или плохо усваивают его на занятиях, необходимо проводить дополнительную работу (вне основных занятий). Занятия организуются как индивидуальные, так и групповые (например, объединяются в одну группу дети, которые не усвоили какой-либо звук). Такие индивидуальные и групповые занятия можно проводить на прогулке, в часы игр, во время утреннего приема детей и перед уходом их домой.
На дополнительных занятиях даются различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.
Работа вне занятий предупреждает и устраняет несовершенства речи у отдельных детей, выравнивает группу и дает возможность успешно проводить последующие фронтальные занятия по звуковой культуре речи.

Задача педагогов: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей возрастные трудности, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением, письмом.

Направление: творческое.

Сроки реализации: 1 год.

Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта:

    развивать артикуляционный аппарат;

    формировать, развивать, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков: свистящих, шипящих и сонорных (р, л);

    развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

    развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса, слуховое внимание, речевой слух;

    совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Способы оценки:

    диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

    наблюдения;

    анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

На подготовительном этапе подобраны и систематизированы игры и игровые упражнения, проведена консультация "Значение артикуляционной гимнастики в активизации движений органов артикуляционного аппарата".

Деятельностный этап включает консультацию "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ, использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми следующие игры и игровые упражнения (представлены в таблице).

На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом педагогическом совете.

Критерии отслеживания результатов:

    дети правильно произносят гласные и согласные звуки;

    дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

    дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

    дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.

Вашему вниманию предлагается планирование совместной деятельности по формированию правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста (от 4 до 5 лет):

    артикуляционные упражнения,

    игры и игровые упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, фонематического и речевого слуха, силы голоса и интонационной выразительности речи.

Игры и игровые упражнения рекомендуется проводить 1 раз в неделю или ежедневно по 1-2заданиия; можно проводить как часть занятия по развитию речи, а можно в свободное от занятий время. Дидактический материал, представленный в планировании можно менять по усмотрению воспитателя.

Использована следующая литература:

    Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного произношения;

    Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.

    Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста.

Перспективное планирование совместной деятельности

по формированию правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет).

Месяц

Неделя

Звук

Содержание

Артикуляционные упражнения

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, силы голоса, слухового внимания, речевого, фонематического слуха

Сентябрь

1-4

Обследование звукопроизношения детей. Составление таблицы.

Октябрь

1

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

1.Д/и «Узнай цветок по запаху» на развитие физиологического дыхания.

2.Д/и «Успокой куклу» на развитие силы голоса.

3.Д/и «Приятный запах» на развитие фразовой речи на плавном выдохе.

4.Д/и «Где позвонили?» на развитие слухового внимания.

2

Артикуляционные упражнения: «Окошко», «Заборчик», «Улыбочка», «Трубочка».

1.Д/и «Чей пароход лучше гудит?» на развитие физиологического дыхания.

2.Д/и «Эхо», «Вьюга» на развитие силы голоса.

3.Д/и «Соседи» на развитие фразовой речи на плавном выдохе.

4.Д/и «Скажи, что ты слышишь?» на развитие слухового внимания.

5.Д/и «Улиточка» на развитие речевого слуха.

3

Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Иголочка», «Чашечка».

2.Д/и «Гудок» на развитие силы голоса.

3.Д/и «Обгони» на развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений.

4.Д/и «Тихо - громко» на развитие слухового внимания.

5.Д/и «Угадай, кто это?» на развитие речевого слуха.

4

Артикуляционные упражнения: «Часики», «Горка», «Качели», «Маляр»

1.Д/и «Капитаны» на чередование длительного плавного и сильного выдоха.

2.Д/и «Кто кого?» на развитие силы голоса и речевого дыхания.

3.Д/и «Волшебное зеркало» на развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

4.Д/и «Кто что услышит?» на развитие слухового внимания.

5.Д/и «Лягушка» на развитие речевого слуха.

Ноябрь

Декабрь

1

«С»

1.Д/и «Насос» на развитие физиологического дыхания.

2.Д/и «Дует ветер» на развитие силы голоса.

3.Д/и «Дождик, дождик» на развитие речевого дыхания.

4.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.

5.Д/и «Улови шепот» на развитие речевого слуха.

2

«С - Сь»

1.Д/и «Что мы видели – не скажем, а что делали - покажем» на развитие физиологического развитие дыхания.

2.Д/и «Узнай по интонации» на развитие силы голоса.

3.Д/и « Лиса» на автоматизацию звуков в тексте.

4.Д/и «Кто больше назовет слов со звуком «С» на автоматизацию звука, активизацию словаря.

5.Д/и «Горшочек» на развитие речевого слуха, координации движений рук.

3

«С - Сь»

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Загони мяч в ворота», «Лепешка», «Горка».

1. Д/и «Насос» на развитие физиологического дыхания.

2. Д/и « Ванька, встань-ка» на развитие речевого слуха, автоматизацию звуков в тексте.

3.Д/и «Кто больше?» на развитие фонематического слуха нахождение звука в названиях предметов.

4.Заучивание наизусть: « Полосатые осы летают возле носа»; «Сетку я сплела сама для усатого сома» на развитие речевого слуха, памяти.

4

1

«С - Сь»

«З-Зь»

Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Лепешка», «Накажи свой язычок, «Горка».

Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Лепешка», «Накажи свой язычок, «Горка».

1.Д/и «Буря в тазике» на развитие физиологического дыхания.

2.Д/и «Мяч» на автоматизацию звуков в словах и тексте.

3.Д/и «Повар» на развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений.

4.Д/и «Повтори за мной»: Са-са-са-летит оса; сы-сы-сы- у сома длинные усы; сята-сята-сята – у гусыни есть гусята.

5.Заучивание наизусть: «Спит спокойно сытый слон,

Стоя спать умеет он».

1.Д/и «Песенка стрекозы» на развитие речевого дыхания, ритмичной и выразительной речи.

2.Д/и «Тихо - громко» на развитие слухового внимания.

3.Д/и «Пильщики», «Вьюга» на автоматизацию звука.

4.Д/и «Принеси игрушки» на развитие речевого слуха, ориентации в пространстве.

5.Д/и «Повторяй, не зевай»: За-за-за вот коза; за-са-за-летит стрекоза.

6.Заучивание наизусть: Зоя - зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Резиновую Зину купили в магазине;

У забора коза вытаращила глаза.

2

«З-Зь»

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Загони мяч в ворота», «Лепешка», «Горка».

1.Д/и «Чья снежинка выше улетит?» на развитие дыхания.

2.Д/и «Далеко – близко летит оса» на развитие силы голоса («З»).

3.Д/и «Где звук в слове?» на развитие фонематического слуха.

4.Д/и «Цветы и пчелки» на автоматизацию звука.

5. Заучивание наизусть: «В сад залезли козы.

Потоптали розы копытами козы».

3

«С-З»

Артикуляционные упражнения: «Почистим зубки», «Загони мяч в ворота», «Лепешка», «Горка».

1. Д/и «Коза рогатая» на автоматизацию звука.

2. Д/и « Кто внимательней: свисток-звонок» на дифференциацию звуков.

3.Д/и «Стайка (салочки)» на развитие речевого дыхания, ритмичной и выразительной речи.

4. Д/и «Повторяй, не зевай»: Ос-ос-ос – сильный мороз.

Оза-оза-оза – не боимся мы мороза.

5.Заучивание наизусть: Сильный мороз хватает за нос.

Не боюсь тебя, мороз,

Растираю снегом нос!

Январь

2

«Ц»

Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Лепешка», «Накажи свой язычок, «Горка».

1.Д/и «Ветер и птицы» на развитие слухового внимания и координации движений.

2.Д/и «Что кому?» на автоматизацию звука в словах.

3.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.

4. Д/и «Повторяй, не зевай»:Ец-ец-ец – зиме конец; ца-ца-ца – вот овца; ница-ница – сидит на дереве синица.

5.Заучивание наизусть: «Танцуй, моя куколка, танцуй веселей,

Танцуй веселей, каблуков не жалей.

Танцуй без забот, а туфельки новые

Папа сошьет».

3

«Ш»

Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка».

1.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.

2.Д/и «Тишина», «Лес шумит» на развитие речевого дыхания, автоматизацию звука.

3.Д/и «Запомни, повтори»: слоги или слова со звуком «Ш».

4.Д/и «Тише, тише, Маша пишет» на автоматизацию звука.

5.Хоровое проговаривание: ша-ша-ша – молочная лапша; ши-ши-ши – купили мне карандаши; шок-шок – это Петя-петушок.

4

«Ш»

Артикуляционные упражнения: «Вкусное варенье», «Фокус», «Шар лопнул».

1.Д/и «Пузырь» на развитие длительного плавного выдоха.

2.Д/и «Где звук в слове?» на развитие фонематического слуха.

3.Д/и «Маленькие ножки бежали по дорожке» на автоматизацию звука в связном тексте.

4.Д/и «Подбери слова».

5. Д/и «Повторяй, не зевай»: Шапка да шубка – вот вам и Мишутка.

Шла с базара кошка, у кошки лукошко.

Пыхтит, как пышка наш пухлый Мишка.

Февраль

1

«Ж»

1.Д/и «Мухи в паутине» на автоматизацию звука.

2.Д/и «Повтори»: жа-жа-жа-поймали мы ежа; жи-жи-жи – в лесу живут ужи; жок-жок-жок – подарили мне флажок.

3.Д/и «Кто внимательнее?» на определение звука в словах (по картинкам).

4.Подвижная игра «Жуки».

5.Заучивание наизусть: Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

2

«Ж»

Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус».

1.Д/и «Пчелы» на автоматизацию звука.

2.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха (есть – нет звук в слове).

3.Д/и «Повторяй, не зевай»: Ежу на ужин паук нужен; Я жук, я жук, я тут живу; У ежа – ежата, у ужа – ужата.

4.Подвижная игра «Пирожок» на автоматизацию звука в предложениях.

5.Заучивание наизусть: «Только выпадет снежок,

Побежим мы на лужок.

Будем мы играть в снежки.

Строить крепость, лепить пирожки».

3

« Ж»

Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус».

1.Д/и « Топни (Ж)» на развитие речевого слуха.

2.Д/и «Кто больше придумает слов?» на развитие фонематического слуха.

3. Д/и «Повторяй, не зевай»: жок-жок-жок – вот лужок;

4.Подвижная игра « Пчелы собирают мед» на развитие фонема тического слуха.

5.Заучивание наизусть: Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот. .

4

«Ж»

Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус».

1.Д/и « Пчелы и медвежата» на развитие физиологического дыхания.

2.Д/и «Придумай фразу» на развитие речевого дыхания, фразовой речи.

3.Д/и «Подарки для Жени» на развитие фонематического слуха.

4. Заучивание наизусть: Мой бумажный журавленок,

В синем небе не шали,

Чтоб тебя, мой журавленок,

Не прогнали журавли.

Март

1

«Ч»

1.Д/и «Поезд» на развитие физиологического дыхания.

2.Д/и «Определи место игрушки» на развитие речевого дыхания.

3.Д/и «Повторяй, не зевай»: чок-чок-чок – вот идет бычок; чок-чок-чок – плетет паутину паучок; чка-чка-чка – это удочка моя.

4.Подвижная игра «Колечко» на автоматизацию звука во фразах.

5.Заучивание наизусть: Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Пить с печеньем, с калачом, и пирог испечем!

2

«Ч»

Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье».

1.Д/и «Воробушки» на автоматизацию звука в звукоподражании.

2.Д/и «Чудесный сундучок» на развитие речевого слуха: Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок (достать картинку и четко произнести ее название).

3.Д/и «Угостим кукол чаем» на развитие фразовой речи.

4.Заучивание наизусть (продолжение): И, сверкая под лучами,

Засмеялся родничок,

Быстро прыгнул с камня в чайник –

Дал водички на чаек!

3

«Щ»

Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье».

1.Д/и «Кто самый наблюдательный?» на развитие физиологическо-го дыхания.

2.Д/и «Узнай звук в слове» на развитие фонематического слуха.

3.Д/и «Повторяй, не зевай»:ащ-ащ-ащ – в дождь мы носим плащ;

Ущ-ущ-ущ – зеленый плющ; щи-щи-щи – в реке живут лещи.

4.Д/и «Разведчики» на автоматизацию звука в словах и фразах.

5.Заучивание наизусть: Глазищи, усищи, хвостище, когтищи,

А моется всех чище,

Кто это? Кот – котище!

4

«Щ»

Артикуляционные упражнения: «Качели», «Шар лопнул», «Чашечка», «Вкусное варенье».

1.Д/и «Найди место звука в слове» на развитие фонематического слуха.

2.Д/и «Разведчики» (повторение) на автоматизацию звука в словах и фразах.

3.Д/и «Запомни, повтори» на развитие речевого слуха.

4.Заучивание наизусть:

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

А у щетки половой палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли пища.

Апрель

1

«Л-Ль»

Артикуляционные упражнения: «Накажи свой язычок», «Вкусное варенье», «Качели».

1.Д/и «Самолет гудит» или «Пароход» на развитие физиологичес-кого дыхания.

2.Д/и «Поиграем на балалайках» на автоматизацию звука в слогах.

3.Д/и « Доскажи ты в слове слог» на развитие чувства ритма.

4.Д/и «Повторяй, не зевай»: Метил в лукошко. Попал в окошко.

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

2

«Л-Ль»

Артикуляционные упражнения: «Индюк», «Качели», «Пароход».

1.Д/и «Помнишь ли ты эти стихи» на автоматизацию звуков в словах и фразах.

2.Д/и «Пила» с сопровождением словами: Запилила пила,

отпилила кусок, наскочила на сучок,

лопнула и стала, начинай сначала.

3.Заучивание наизусть: см.п.2.

3

«Л-Ль»

1.Д/и «Лошадки» на автоматизацию звука в тексте.

3. Д/и «Повторяй, не зевай»:ла-ла-ла – вот пчела; ел-ел-ел – дятел на дерево сел; ло-ло-ло – у белочки дупло.

4.Заучивание наизусть: Ну и лошадка – шерстка гладка.

Чисто умыта с головы до копыта.

Овса поела и снова – за дело.

4

«Л-Ль»

Артикуляционные упражнения: «Накажи свой язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход».

1.Д/и «Что я видел» на развитие зрительной памяти.

2.Д/и «Ответь на вопросы» на автоматизацию звуков в словах и фразах.

3.Д/и «Поймай рыбку» на развитие фонематического слуха.

4.Заучивание наизусть: Белочка-умелочка хлопочет у дупла.

На зиму хозяюшка запасов припасла.

Май

2

«Р-Рь»

Артикуляционные упражнения: «Кто дальше загонит мяч?», «Вкусное варенье», «Индюк».

1.Д/и «Лошадка» на постановку звука «Р».

2.Д/и «Красный - белый» на развитие фонематического слуха.

3.Д/и «Повторяй, не зевай»:ра-ра – раки-забияки; ор-ор-ор – ядовитый мухомор; рока-рока-рока – на суку сидит сорока.

4.Заучивание наизусть: Все бобры добры для своих бобрят.

На горе, на горке герой наш Егорка.

3

«Р-Рь»

1.Д/ «Буря» или «Игра на балалайках» на постановку звука.

2.Д/и «Воробушки и автомобиль» на автоматизацию звуков в звукоподражаниях.

3.Д/и «Кто больше подберет слов» на автоматизацию в слогах и словах.

4.Д/и «Запомни, повтори» на развитие зрительной памяти.

5.Заучивание наизусть: Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

4

«Р-Рь»

Артикуляционные упражнения: «Пощелкать кончиком языка», «Чьи зубы чище?», «Маляр», «Барабанщики»

1.Д/и «Вороны» на автоматизацию звука в звукоподражаниях.

2.Д/и «Повторяй, не зевай»: ар-ар-ар – летит комар; рад-рад-рад – виноград; рова-рова-рова – вот корова.

3.Д/и «Помнишь ли ты эти стихи?» автоматизация звуков в словах.

4.Заучивание наизусть: Рано, рано мы встаем,

Громко сторожа зовем:

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку. - М.: Академия, 2002.

2. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. - М.: Академия, 2000

3. Арушанова А.Г. Истоки диалога.// Дошкольное воспитание. 2004, - № 11.

4. Безрогов В. Г. Мир детской речи.//Педагогика. 2005, - № 1.

5. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. - М.: Издательство Мир книги, 2008.

6. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2 - е издание. - М.: Мозайка - Синтез, 2005.

7. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи психолого - педагогические основы развития речи.- М., 2002.

8. Сохин Ф.А. Психолого - педагогические основы развития речи дошкольников - М.,2005.

9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2001.

10. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно - методическое пособие. 2 - е издание. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2009.

11. Алексеева М. М. Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 3 - е издание. - М.: Академия, 2000.

12. Сластёнин В. А. Исаев И. Ф. Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002.

13. Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М., 2000.

14. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002.

15. Быстров А. Л. Быстрова Е. С. Язык и речи. Развивающие игры - Харьков: Торсинг плюс, 2006.

16. Болотина Л. Р. Микляева Н. В. Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. - М.: Айрис пресс, 2006.

17. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2 - е издание. - М.: Мозайка - Синтез, 2005.

18. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: Директ - Медиа, 2008.

19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2006.

20. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников. - М., 2009.

Диагностика уровня развития звуковой культуры речи у детей 5 - 6 лет.

Для выявления уровня развития слухового восприятия детям предлагалась игра «Отгадай, что звучит?».

Цель игры: определить умение ребенка дифференцировать звучащие игрушки. Оборудование: деревянный молоточек и дудочку; металлический колокольчик и свисток; резиновый цыпленок-пищалка и погремушка, предметные картинки с изображениями данных игрушек, ширма. Процедура обследования: воспитатель показывает ребенку две игрушки, называет их, объясняет, как можно издавать звуки с помощью этих игрушек, и предлагает ребенку поиграть с ними. Затем воспитатель закрывает игрушки маленькой ширмой и производит за ней звук с помощью игрушек. Ребенок узнает и называет игрушки, при отсутствии речи ребенок должен показать, какая игрушка звучала. Для этого можно использовать предметные картинки с изображениями данных игрушек, предварительно проведя работу по соотнесению каждой игрушки с ее изображением на предметной картинке. Оценивание производится в баллах:

4 -- дифференцирует все звучащие предметы;

3 -- допускает неточности при дифференциации звучащих предметов;

2 -- дифференцирует звучащие предметы по уточнению взрослого;

1 -- не дифференцирует звучащие предметы.

Для выявления уровня состояния артикуляционной моторики детям предлагалось выполнить игровое упражнение «Зарядка для язычка».

Цель: исследовать состояние артикуляционной моторики. Процедура обследования: проводится с использованием игрового персонажа, при выполнении по подражанию воспитателю следующих упражнений: Улыбнись Мишке (широкая улыбка), чтобы подружиться;

Покажи Мишке, какой у слоника хоботок (вытянуть губы вперед);

Преврати язычок в лопатку (показать широкий язык);

Мишка боится пчел, у них есть жало, покажи «жало» (показать узкий язык); Мишка любит качаться на качелях, давай покажем Мишке, как умеет качаться наш язычок (положить язык сначала на верхнюю, потом на нижнюю губу);

Научи Мишку тикать, как часики (подвигать языком влево-вправо); Покатаем Мишку на лошадке (пощелкать языком);

Покажи Мишке, как зевает лев, когда устал (широко открыть рот и зевнуть). Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.

4-- все движения доступны, объем движения полный;

3-- замедленное и напряженное выполнение движений;

2 -- длительный поиск позы, неполный объем движения;

1- не выполняет движений.

Для выявления уровня состояния фонематического слуха предлагалось 2 задания. Игра «Покажи, что назову».

Цель: проверить способность ребенка дифференцировать на слух оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. Наглядный материал: пары предметных картинок кот-кит, бак-мак, миска-киска. Процедура обследования: Ребенку показывают пару картинок и предлагают показать тот предмет, который назвали.

Игра «Когда придет собачка?»

Цель игры: проверить способность ребенка к фонематическому анализу. Наглядный материал: предметные картинки (дом, рак, носки, рыбка, корзина, тапки), игровой персонаж Собачка. Процедура обследования: Ребенку предлагается с опорой на картинки показать собачку, как только он услышит в слове ее «рычание» -- звук [р]. Для этого произносится слово и показывается соответствующая картинка, а ребенок поднимает или не поднимает собачку.

Выполнение задания оценивается в баллах:

4-- все задания выполнены верно;

3-- допускается ошибка, но исправляется самостоятельно;

2-- допускаются ошибки, исправляются после повторного воспроизведения; 1- часть задания недоступна.

Для выявления уровня состояния звукопроизношения предлагалось 2 задания. Игра «Послушай и повтори».

Цель: проверить состояние произношения звуков детьми в звукосочетаниях. Наглядный материал: предметные картинки. Процедура обследования: Ребенок должен повторить вслед за воспитателем: как девочка укачивает куклу (А-а-а); как гудит поезд (У-у-у); как кричит ослик (И-и-и); как сердится щенок (О-о-о); как кричат дети в лесу (Ау); как плачет малыш (Уа); как мяукает кошка (мяу); как мычит корова (му); как лает собака (ав); как пищит цыпленок (пи-пи-пи); как кудахчет курица (Ко-ко-ко); как кричат гуси (Га-га-га).

Игра «Назови, что покажу».

Цель: проверить произношение звуков детьми в словах. Наглядный материал: предметные картинки, игровой персонаж Собака. Процедура обследования: Ребенку показывают картинки, Собачка просит его называть предметы (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит.

Оценивание выполнения этих заданий в баллах:

4-- ребенок произносит все звуки;

3-- не произносит сложные звуки: сонорные, или шипящие;

2-- не произносит ни сонорные, ни шипящие.

1 -- не произносит сложные звуки: сонорные, шипящие и свистящие.

Для выявления уровня общего звучания речи у детей предлагалось задание «Расскажи Мишке …».

Цель: определить уровни сформированности у детей таких качеств, как: сила голоса, темп, дикция и интонационная выразительность речи. Процедура обследования: Обследование проводится с использованием игрового персонажа. Ребенку предлагается рассказать: потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо, при этом обращается внимание на дикцию и интонационную выразительность.

Выполнения заданий оценивается в баллах:

4-- ребенок произносит текст отчетливо;

3-- нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;

2-- речь невнятная, смазанная, возможны нарушения темпа, силы голоса.

1- разборчивость нарушена, речь малопонятная для окружающих, имеет серьезные недостатки в произнесении текста.

№ 2. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

1 этап - узнавание неречевых звуков

Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.

Слушаем тишину

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне -- каждый раз вы услышите разные звуки.

Угадай, что звучало

Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Можно играть в эту игру с музыкальными инструментами: металлофоном, бубном, барабаном и так далее.

Несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер-сюрпризов наполните крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросить ребенка найти каждому контейнеру пару по звуку.

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса

Эти упражнения также тренируют слуховое восприятие ребенка.

Угадай, кто

По телефону или в записи голос звучит немного по-другому, чем в реальной жизни. Попросите ребенка угадать, кто звонит по телефону, или запишите голоса ваших близких на магнитофон или компьютер и попросите ребенка угадать, кто говорит.

Громко - тихо

Договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда вы будете говорить слова громко, и сжимать ручки в кулачки, когда вы будете произносить слова тихо. Можно взять другие действия. Потом можете поменяться ролями: ребенок говорит слова тихо и громко, а вы выполняете определенные действия.

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу

С этого этапа начинаются упражнения, направленные именно на развитие фонематического слуха.

Выбери нужное

Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:

· крыша - крыса;

· тачка - точка;

· удочка - уточка;

· коза - коса;

· ком - дом;

· лак - рак;

· ложки - рожки;

· мука - рука;

· тень - день;

Вы называете предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с несколькими детьми, можно добавить элемент соревновательности: кто быстрее накроет нужную картинку ладошкой.

Хлопни, когда верно

Вам понадобятся карточки с картинками (можно использовать карточки для предыдущей игры). Вы показываете ребенку картинку и называете предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда вы назовете правильный вариант.

Исправь ошибки

Попросите ребенка помочь навести порядок в буквах - исправить ошибки. Море веселья вам обеспечено. Примеры взяты из книги А.Х. Бубновой «Развитие речи».

· К нам в окно залетел Лук (правильно - жук).

· У дедушки на груди педаль (медаль)

· Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)

· На асфальт упала лень (тень)

· Из трубы идет дом (дым)

· В океане живет кит (кот)

· Спит на заборе кит (кот)

· Дедушка с пасеки принес лед (мед)

· Над чайником шар (пар)

· Любит кушать шубу соль (моль)

· Моряки зашли в торт (порт)

· У слона вместо носа робот (хобот)

· Наступил новый пень (день)

· В лесу течет печка (речка)

· Жучка доедает будку (булку)

· Орехи в дупло несет булка (белка)

· Папа в трамвае взял жилет (билет)

· На пальме растут бараны (бананы)

4 этап - различение слогов

Хлопаем слова

Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и отхлопывайте слоги: ма-ма, хлеб, мо-ло-ко и так далее. Побуждайте ребенка проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать слоги в слове.

Стоп-слоги

Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, »бу - бу - бу- му - бу-бу…».

5 этап - различение звуков

Создаем звуки

Расскажите ребенку о том, что слова состоят из звуков. Когда мы говорим, мы создаем звуки. Но звуки могут издавать не только люди, но и животные, и даже предметы. Изобразите жука («жжж») , тигра («ррр»), сильный ветер («ууу»), пулемет («ддд») и так далее. Придумайте, кто или что может издавать такие звуки: «ннн», «кккк», «иии» и так далее.

Ищем звук

Выберите букву. Называйте слова, у которых эта буква первая (в середине или последняя), вперемешку с другими словами. Пусть ребенок хлопает, когда услышит звук. Например, для буквы М: муха, молоко, масло; рама, домра, румба; дом, ком, лом и так далее.

6 этап - освоение элементарного звукового анализа

Звуковой анализ для дошкольника предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе.

Чей домик?

Расскажите ребенку историю о том, как звери (уж, сом, кот, лиса, волк, крот, кабан, мышка и так далее) заблудились. Попросите ребенка помочь отыскать зверям свои домики: сколько звуков в слове, столько окошек в домике. Если ребенок еще не пишет, запишите звуки в подходящие домики под его диктовку.

Непослушные звуки

Попросите ребенка отгадать слова, из которых сбежала буква. Например, буква М: _ыло, _уха, _олоко, _асло и так далее.

№ 3 Игры на развитие речевого дыхания.

"Птицеферма"

Игра проводилась с 3 - 4 детьми. Дети подражают звукам птиц: утки, гуся, цыпленка, петуха. В процессе подражания было задействовано их речевое дыхание.

«Капитаны».

Дети переправляют кораблик (пароход) с одной стороны таза на другой произнося звук " ф", при ровном ветре и звук " п " при порывистом ветре. Эта игра очень понравилась детям, так как проводилась с использованием настоящего "моря " (то есть таза с водой). В процессе проведения игры было задействовано речевое дыхание детей.

"Бабочка лети!"

Эта игра проводится с каждым ребенком индивидуально. Дети дуют на бабочек, определяя какая бабочка дальше взлетает.

Данная игра проводится в форме соревнования. Дети распределялись по парам. На столе располагались фигурки птичек. Каждый ребенок садится на против птичек и по сигналу, дети начинают дуть на фигурки, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит на другую сторону стола).

"Паровозик"

Дети подражают звуку гудящего паровоза. Воспроизводят звук "у" ходят по группе держась друг за друга изображая "паровозик".

Проводится со всей группой. Дети становятся тесным кругом и каждый "дует пузырь" в сложенные трубочкой кулачки. При каждом раздувании все делают шаг назад и выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят звук "ф - ф - ф", надувают пузырь. Затем ведущий "разрывает пузырь" дети со звуком " т - с - с - с - с " сбегаются к центру.

"Ветерок"

Дети дуют на султанчики, представляя, что это листочки шелестят на деревьях. Подражание "ветерку".

"Снежинки"

Детям предлагается дуть делая плавный и длительный выдох на кусочки рыхлой ваты, представляя, что это снежинки.

"Кляксография"

Дети делают кляксы на листах бумаги и раздувают их из трубочек.

№ 4. Развитие дикции.

Каждое занятие начинается с разминки языка и губ.

Упражнения для губ:

1. «Улыбочка» - из - за всех сил натягиваем губы в улыбке, не открывая рта.

2. «Заборчик» - из положения «Улыбочка» необходимо открыть рот, так чтобы показать все зубы, губы по прежнему натянуты.

3. «Трубочка» - тянетесь губами вперед как, как перед произнесением звука «у».

4. «Бублик» - откройте рот из положения «трубочка» и напрягите губы, как при произнесении звука «о».

5. «Рупор» - расширьте губы, то есть полностью откройте рот, как можно шире, как при произнесении звука «а».

Упражнения для языка.

1. «Лопатка» - высуньте язык, пытаясь коснуться подбородка.

2. «Горка» - откройте рот и упритесь языком в нижнюю часть зубов, чтобы он слегка приподнялся.

3. «Сладкая конфета» - не открывая рта, упираемся языком, то в левую щеку, то в правую.

5. «Иголочка» - высунуть язык и тянуться им вперед.

6. «Грибок» - необходимо упереться языком в верхнее нёбо, натягивая уздечку.

7. «Лошадка» - из положения «Грибок» заставьте кончик языка соскользнуть, ударив им по нижнему нёбу, получится цокающий звук, который издаёт лошадка.

Каждой группе упражнений уделяем 1- 2 минуты. Далее начинаем с самых простых и легких скороговорок. Вначале скороговорку произносим очень медленно и четко, разбивая на слоги. Нужно правильно выучить скороговорку. При этом надо обращать внимание на произношение всех звуков. Затем разобрать смысл всех слов и смысл самой скороговорки - как понимает её ребенок. Далее проговариваем скороговорку шепотом, но четко. Только после этого убыстряем темп.

Скороговорки:

1. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

2. Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек с позаранку.

3. Синичка, синичка - воробью сестричка.

4. Звенит звонок, звонок зовет и Зоя в класс к себе идет.

5. Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.

6. Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая.

7. Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

8. Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: « Попугай, попугай, попугай»!

9. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

11. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

12. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

13. Кощея щами не угощают.

14. Хищник в роще рыщет - хищник пищу ищет.

15. Щенок в чащу дощечку тащит.

16. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

17. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят храбры.

18. Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло уронила.

Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

19. Фаня в гостях у Вани, Ваня в гостях у Фани.

№ 5. Игры на развитие выразительности речи.

Игра «Пойми меня»

Дети, кроме одного, превращаются в добрых волшебников, которые выполняют желание лишь тогда, когда их убедят в том, что это необходимо сделать. Один ребенок выбирает себе роль (это может быть что угодно и кто угодно: рыбка, птичка, дом, дерево, литературный герой) и обращается к волшебнику с просьбой от имени выбранного существа. О чем и как просить, ребенок решает сам. Волшебники, выслушав просьбу, совещаются и либо дарят просителю волшебную палочку, либо отказываются выполнить его желание, потому что не верят. Игру можно провести несколько раз подряд со сменой просителя.

Игра «Нельзя не подчиниться!»

Детям предлагается бытовая, знакомая им ситуация, например: брат и сестра (братья и сестры) увлеклись игрой, разбросали игрушки, устали и не стали их убирать. Пришла мама и, увидев это безобразие, стала требовать от детей навести порядок. Мама повторяет требование несколько раз, меняя оттенок интонации от мягкой просьбы до жесткого приказа. Слова во фразе мамы остаются одними и теми же, меняется только интонационная окраска: «Пожалуйста, быстро уберите игрушки, наведите в комнате порядок!» Играющие дети должны каждый раз реагировать на изменение голоса мамы: как - они решают сами (т.е. так, как подсказывает им чувство правды).

Итак, в ходе игры мама четыре раза меняет интонацию:

1) мягко просит убрать игрушки;

2) настойчиво просит;

3) раздраженно приказывает;

4) приказывает очень строго. Ситуации можно предлагать самые разные.

Игра «Тишина»

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, например по джунглям Амазонки (выбор места зависит только от фантазии воспитателя). Нужно вести себя очень тихо, чтобы не привлечь внимание диких зверей, которые могут напасть (в других случаях: чтобы не вызвать снежную лавину, камнепад и т.п.). Разговаривать можно только шепотом, передавая команды начальника экспедиции - воспитателя. Выстроившись в цепочку, отряд начинает движение: он пробирается сквозь густой лес, останавливается, затаив дыхание, вновь начинает движение, переправляется через реку, спускается на канатах вниз с отвесной скалы и т.п. Каждый раз воспитатель шепотом, но очень четко дает следующему за ним ребенку команду, что должен сделать каждый участник. Ребенок, в свою очередь, передает приказ следующему за ним тоже шепотом, быстро, но четко. Команда должна быть услышана и понята. Выполняется команда только тогда, когда она дойдет по цепочке до замыкающего (за этим следит воспитатель и рукой подает сигнал для всех). Важно, чтобы дети все время двигались, что усложнит коммуникацию. Можно включить какие-либо шумовые эффекты. Воспитатель может импровизировать: так, видя, что дети медленно передают команду, объявить, что отряд не успел выполнить необходимые действия и теперь им придется еще труднее: кого-то утащил крокодил, кто-то попал в ловушку и т.п.

Игра «Перекричи водопад»

Воспитатель расставляет двух детей на значительном расстоянии друг от друга: они находятся по разные стороны водопада. Воспитатель знакомит первого участника с ситуацией. Например, первый участник - житель маленького селения, в котором нет никаких средств связи. Он прибежал на берег, чтобы докричаться до жителя другого селения, в котором живет врач. Переправа через реку займет очень много времени, а в поселке заболели люди, нужен врач. Он просит прислать врача. Чтобы сосед его услышал и понял, он должен очень громко и четко прокричать свою просьбу. Затем в ситуацию вводится второй участник, но ему не сообщается, о чем именно его будет просить сосед. Он передаст своему племени то, что услышит. Остальные дети изображают шум водопада. В каждом новом случае воспитатель изменяет ситуацию, чтобы никто из играющих заранее не знал, о чем его будут просить.

Игра «Произнеси по-разному»

Дети выучивают скороговорку, которую затем по указанию воспитателя или водящего ребенка произносят с определенной интонацией.

1. Удивление. Дети по очереди произносят скороговорку, а воспитатель дает им советы.

2. Досада.

3. Тревога.

6. Презрение.

7. Любопытство.

8. Сожаление.

В этой игре очень важно настроить детей: ребенок только тогда найдет верную интонацию, когда вспомнит из своего личного опыта ситуацию, в которой он испытывал аналогичные чувства. Если детям плохо понятны значения слов, обозначающих чувства, то необходимо разъяснить их, используя конкретные жизненные примеры. Советы воспитателя и должны помочь ребенку вспомнить, как он сожалел, как радовался, досадовал или даже гневался (сердился).

Алексеева М. М. Об осознании детьми фонетической стороны речи // Дошкольное воспитание. 2009. № 10.

Ушакова О. С.,Струнина Е. М. Методикаразвитияречидетейдошкольноговозраст: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.учреждений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -- 288 с.

Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. Сборник «Специальная школа». Выпуск 4(116). -- М.: Просвещение, 1965.

Яшина В. И., М. М. Алексеева -- педагог, организатор, исследователь речевого развития// Дошкольное воспитание. 2009. № 10.

Упражнения для верхних дыхательных путей

Весёлое лесное путешествие

Устали? Нужно отдыхать, Сесть и сладко позевать. (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P

1. Чьи зубы чище? Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание! 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Внимание! 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

3. Кто дальше загонит мяч? Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

5. Индюк. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

6. Барабанщики. Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп. Внимание! 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л

1. Наказать непослушный язычок. Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

3. Пароход гудит. Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход). Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

4. Индюк. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

5. Качели. Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. Лошадка. Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Лошадка едет тихо. Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука "л". Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. Дует ветерок. Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)

1. Наказать непослушный язычок. Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. Сделать язык широким. Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Внимание! 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Приклей конфетку. Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. Грибок. Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Внимание! 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

5. Кто дальше загонит мяч. Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. Вкусное варенье. Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание! 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. Гармошка. Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание! 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. Фокус. Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой

"Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").