Сценарий мероприятия детские поэты о природе. Сценарий конкурса чтецов «Дыхание природы в поэзии строках

Охранять природу-значит охранять Родину

Есть одна планета сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

О какой планете говорится в стихотворении?

Чем наша планета отличается от других?

На нашей планете есть место, где живём только мы, назовите его. Город Борисоглебск . Это наша Родина. Многие здесь родились, К. Паустовский, замечательный наш писатель сказал «Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».

2.Песня «Здесь идут грибные дождики»

3.Монтаж (А.Прокофьев)

1.Возле речки в тумане

Чуть звенят тополя

Может этим и манит

Человека земля?

2. Иль берёзкой кудрявой

Нескупой на слова?

Или явором-

Явор всем лесам голова!

3.Иль плясуньей калиной

Что серёжкой трясёт?

Или первой травинкой,

Пробивающей лёд?

4.Чтож, Земля привлекает

Или этим, иль тем

В суть вопроса вникая,

Я так думаю всем.

5.И рябины кустами

И лужком заливным

И грибными дождями,

И дождём не грибным.

6. Первой звонкой капелью

И росой на устах

Соловьиною трелью

В соловьиных кустах

7.И родными местами-

Где ты жил, где ты был.

И цветами, цветами-

Чуть о них не забыл!

8. Манят волею реки

И раздольем поля.

Не обманет вовеки

Человека земля

4.Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушайте, о чём пишет нам поэт С.Викулов.

Услышу ль сосен шум в последний час

Журчанье струй средь камешек у брода

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна,по имени Природа

У ней для всех хватает доброты

И мы живём, запечатлев на веки

В душе её прекрасные черты:

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у природы есть-

Вода, земля и воздух-

Три её основы.

Какая бы не грянула беда-

Всё возродится снова.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем, что это «если» значит.

О человек!

Природа мать ни рек и ни морей

От глаз своих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых озёр…

Цени её доверие, природы

Не обмани её

И в тёмный лес входи

Как в храм, под мраморные своды.

2. Основная часть.

1. Викторина о лесе, его растениях и обитателях.

А ведь лесу человек обязан многим.

Чем же именно дорог нам лес?

Лес-наше богатство!

Лес-воздух для лёгких, влага и тень!

Лес-дом для зверей и птиц!

Лес-кладовая с орехами, ягодами, грибами.

Лес-зелёный наряд нашей планеты!

Пожар в лесу

Ведущий. Поэту Глебу Грабовскому пришлось назвать своё стихотворение «Мёртвый лес».

Пожар отклокотал.

И умер, умер лес, отзеленел.

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

медведь ушёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял как братская могила

Безрукий безволосый лес.

что ни пихта-иссякла сила.

И что не лиственница-крест.

Я уходил из этой жути.

С большой тревогой за людей.

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек. Злодей! Злодей!

Почему стихотворение получило такое название?

Что вызывает лесные пожары?

О реках

Ребята поговорим о реках нашего края. Какие реки протекают в нашем городе? Они небольшие, но полны жизни. Послушайте стихотворение Г.Ладонщикова.

Река живёт.

Смотришь на реку

Кажется в ней нет ни малявок ни окуней.

Только бежит голубая вода

Петляя по лугу не зная куда.

Но если поглубже в неё заглянуть.

С маской и трубкой тихонько нырнуть,

Сразу увидишь, что это не так.

Вот под корягою прячется рак.

Налим под колоду забрался,

А это огромная щука плывёт как ракета;

У кручи подмытой на дне хрящеватом

Ходят лещи, шириною с лопату.

В затоне лини копошатся в грязи

На солнце сверкают боками язи,

Стайка плотвы шевелит камышами,

Мелькают густёрки, уклейки, ерши.

Вместе

Река ведь не просто течёт и течёт

Она интересною жизнью живёт.

Но не все, к сожалению, по настоящему любят и берегут природные сокровища-леса, поля, реки и живых её обитателей.

С. Викулов

Послушай!

Речушка вдоль околицы текла негромкая,

Но мы любили,дети, её.

Она ведь первою была для нас.

А значит лучшею на свете.

Теперь в ней всякий хлам,

И ржавь. И слизь,

И хвощ болотный вылез,

Как будто люди целью задались

Убить её и своего добились.

Ведущий.В мире всё взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса и его обитателей.

Знаете ли вы что:

1.Каждая сова уничтожает за один только год1000 грызунов. Если учесть, что

Каждая мышь может съесть около1 килограмма зерна, то значит, сова спасает в год1 тонну хлеба.

2.У кукушки необыкновенный аппетит. За 1 час она может съесть100 гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка появилось огромное количество насекомых-вредителей, она расправится с ними за несколько дней.

3.Летучие мыши приносят огромную пользу. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров.Летучая мышь весит всего7-8 граммов, но за час ночной охоты она поправляется на грамм и может съесть 160-170 комаров.

4.краствый цветок –ландыш. У него нежный запах. Свежие цветы настаивают и получают капли. Из стеблей добывают масла для духов. Но « ягоды» ландыша ядовиты. Ландыш живёт 21 год, а цветёт только2-3 раза.Его надо беречь.

Красная книга

Ведущие: Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплёта у неё – красный. Это цвет опасности, тревоги, предупреждения. Он как сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!». В этой книге перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Спасение их невозможно без особых мер: запрета охоты, охрана заповедников. Первая красная книга была создана в 1948 году.

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько не брать у неё всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили. Истребили туров, морских коров. Некоторые находятся на грани исчезновения: зубры, бобры, выхухоли, ландыши, жук-олень.

(Заповедники)

Песня «Раненая птица».

3.Заключение

Ведущие: И в заключении нашего экологического праздника мы делаем вывод о том, что в мире все важны и нужны.

Про всех на свете (Б. Заходер)

Все-все, все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников-злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки плохие делишки!

И если мы с кем то не очень дружны-

Мы всё таки очень друг-другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все, все на свете

На свете нужны!

И это все люди(дети)

Запомнить должны!

Ведущие: Природа-наше богатство. И беречь его для последующих поколений- наш долг и задача. Вдумайтесь в содержание призыва к вам М.М. Пришвина. « Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В леса, степях, горах живут разные ценные животные-будем охранять наши леса, степи и горы. Рыбе-вода, птице воздух, зверю лес, степи, А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину.

Песня о Родине.

ЦЕЛИ: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

ЗАДАЧИ:

познакомить с новыми произведениями русских поэтов, компози торов о родной природе;

закреплять ранее полученные знания;

воспитывать у детей чувство прекрасного, создать положительный эмоциональный настрой;

совершенствовать выразительность чтения стихов, движений;

развивать творческие способности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Муз. записи с произведениями русских композиторов; видеокассета

«Рапсодия моря»; атрибуты цветов; презентация по теме;

выставка детских рисунков.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

рассказ воспитателя; прослушивание аудио и видео кассет; просмотр

слайдов презентации; выступление учителя на аккордеоне; чтение

стихов детьми и взрослыми; творческое задание; наглядность;

поощрение.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

разучивание стихов и песен; рисование по произведениям

В.П.Астафьева; повторение программных стихов о природе,

Коллективный выход в Театр Оперы и Балета (балет «Щелкунчик»).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВЕД. (показ слайда №2 презентации)

"Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”. Этими словами великого русского писателя К.Паустовского я хочу начать наше занятие. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Правильно, мы будем говорить о нашей русской природе. Но не просто о природе, а о том, как природа отражается в зеркале музыки и поэзии, о том, как можно с помощью поэтического слова и музыки выразить свои впечатления от встречи с природой.

Природа-музыка! Тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поет

Весь мир про жизнь, которою он дышит,

И тот блажен, кто слушает и слышит.

О, сколько он узнает и поймет,

Разведав путь в звучащий мир гармоний,

Непонятых поэм, неведомых симфоний! (Алексей Жемчужников)

(показ слайда №3 презентации)

Наши русские композиторы сочинили множество произведений о природе.

Все мы любим и знает творчество П.И Чайковского, его «Времена года».

Давайте послушаем одну из пьес и постараемся представить себе, как тройка резвых лошадей мчится по заснеженным русским просторам.

«На тройке» из цикла Времена года П.И.Чайковского.

ВЕД. (показ слайда №4 презентации)

Певец природы писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность.

Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком!

А поэт Ф.И.Тютчев писал, что природа -

"не слепок, не бездушный лик,

в ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык."

Стихи о природе, о музыке: (читают дети)

1. «Музыка» О. Гаджикасимов

Без музыки не проживу и дня.

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

2. «Береги свою планету» Яков Аким.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

3. « Здравствуй, лес» С. Погореловский.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмною, грозою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же знаешь мы – свои!

ВЕД.

Ребята! А ведь различные загадки, потешки, поговорки о природе - это

тоже поэтическое творчество русского народа. Давайте вспомним загадки о природе.

Дети загадывают друг другу загадки (вед. отмечает лучшие)

ВЕД. (показ слайда № 5 презентации)

А мы и потешку можем спеть, родившуюся в народе, который видел в

шуюсяась видел в природе и объект для шуток.ой о веселых птичках поетсярая. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 природе и объект для шуток.

Рус. нар. потешка «Скок, поскок..» (инсценировка)

ВЕД. (показ слайда № 6 презентации)

Ребята! Все вы не раз слушали чудесную музыку вальсов. Многие вальсы были написаны композиторами под впечатлением красоты природы. Это знаменитые вальсы: Березка, Осенний сон, На сопках Маньчжурии, это Вальс цветов из балета Щелкунчик Чайковского, это множество вальсов Штрауса - Сказки Венского леса, На прекрасном голубом Дунае и много-много других. Сегодня мы с радостью встречаем нашу гостью, которая сыграет нам на аккордеоне вальс.

Вальс И.Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» (играет учитель)

ВЕД.

А сейчас немного поговорим о цветах. Нет на Земле ничего прекраснее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Подарить цветы – значит, выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.

Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным. Цветы – эти хрупкие прекрасные творения природы всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Прелестные наследники природы

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят. (Альберт Камю)

Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт душой

Дети читают стихи о цветах:

(слайды № 7, 8)

Вед. Я прочитаю для вас прекрасное стихотворение народного поэта

Дагестана Расула Гамзатова.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою,

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Стихотворение «Одуванчик» С.Красикова читает ученик. (слайд №9)

Разливает белый сад

Знойный, душный запах.

Одуванчики стоят

В облачных папахах.

Тихо клонятся к ногам.

Слабый ветер дунет –

И осыплет на луга

Белый пух июня.

Стихотворение «Ландыш» Е.Благининой читает ученик (слайд № 10)

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья по ветру парят,

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Пусть дуют ветры прокалённые,

И дождик хлещет на цветок,

Но лес зелёными ладонями

Прикрыл дрожащий огонёк.

ВЕД. (слайды № 11, 12)

Все цветы прекрасны, ведь их создала сама природа, а композитор

П.И.Чайковский сочинил великолепный Вальс цветов для своего балета

«Щелкунчик». Я знаю, что многие из вас видели этот балет и слушали

этот вальс. Я предлагаю вам на некоторое время представить себя в виде

прекрасных цветов и под музыку Чайковского самим придумать

красивый танец.

Творческий Вальс цветов (в руках различные цветы)

ВЕД. проводит мини викторину:

(отрывки из стихов и муз. произведений о природе; кто больше назовет стихов, муз произведений, загадок и песен о природе)

ВЕД.

Неразлучны 3 сестры: природа, музыка, поэзия. Когда мы видим

прекрасные картины зеленого леса, синего моря, голубого неба, изящных птиц и животных, яркие явления природы - у нас невольно возникают в голове поэтические образы и сердце наполняется звуками музыки. Сейчас мы посмотрим отрывки из видеофильма «Рапсодия океана», где картинки природы сопровождаются музыкой знаменитых композиторов.

Рапсодия океана (видеоряд)

(слайд № 13-рефлексия)

Наша гостиная скоро закроется, занятие подходит к концу. Я хочу спросить вас: что вам понравилось больше всего? Какое у вас настроение? Что не получилось на сегодняшнем занятии? Чье выступление было самым удачным? Хотелось бы вам еще больше услышать о природе, о музыке?

Итог занятия:

Наше занятие заканчивается. Сейчас мы погасим свечи. Я хочу поблагодарить всех детей, всех взрослых, которые помогли сделать его интересным. На стенде вы можете посмотреть наши рисунки, которые сделаны по мотивам произведений русских писателей и поэтов о природе.

(слайд № 14)

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

Цель: воспитание любви к Родине и родной природе

Задачи:

способствовать раскрытию творческого потенциала школьников, стимулированию их читательской деятельности через ознакомление с художественными произведениями патриотической тематики;

воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

выявлять и поощрять талантливых исполнителей литературных произведений.

Возраст участников : обучающиеся 5-11 классов.

Разлив широты, доброты,

Источник отваги народа,

Премудрости и красоты.

В. Боков

Звучит музыкальная композиция «Осенние листья». Исполнитель - ученик 11Г класса.

Ведущий 1. Доброе утро! Мы приветствуем всех любителей русской поэзии на секции «Искусство звучащего слова».

Наш праздник поэзии открыл ученик 11Г класса, лауреат музыкальных конкурсов; в его исполнении прозвучала музыкальная композиция Жозефа Косма «Осенние листья».

Ведущий 2. У Константина Паустовского есть такие слова: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что одной жизни мало, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей российской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране».

Ведущий 1.

Россия! Твой гений - природа,

Разлив широты, доброты,

Источник отваги народа,

Премудрости и красоты.

Ведущий 2.

Природа - неисчерпаемый источник поэтического вдохновения. В этом нас бесконечно убеждают художники слова ХХ века, которые в своих произведениях признаются ей в любви и создают яркие, запоминающиеся образы.

Ведущий 1.

Сегодняшний конкурс чтецов «Родная природа в поэзии ХХ века» в номинации «Исполнение поэзии» в трех возрастных категориях: 5-6 классы ; 7-8 классы и 9-11 классы будет оценивать жюри в составе:

Ведущий 2:

Заведующая библиотекой лицея

Ведущий 1.

Педагог дополнительного образования, руководитель пресс-центра лицея.

Ведущий 2.

Ученица 10Б класса, неоднократный победитель городских и региональных конкурсов мастеров художественного слова.

Ведущий 1.

Только по-настоящему тонкий и чуткий человек способен любить природу, умеет восхищаться ею. Произведения о природе оставляют в нас ощущение волшебства, восторга и неповторимого очарования.

Наш конкурс открывает ученик 5В класса. Стихотворение В.Ф. Бокова «Поклон».

Ведущий 2.

Русская природа многих людей исцеляла своей мягкостью, добротой, красотой. Она умеет и околдовывать, и очаровывать, и пьянить, и дурманить. Именно она делает людей поэтами, философами, мечтателями…

Приглашаем следующего участника - ученика 6Б класса. Стихотворение Александра Яшина «Только на родине».

Ведущий 1.

Сергей Есенин - это один из самых знаменитых певцов русской природы. «Чувство Родины - основное в моем творчестве»,- говорил поэт. Этим светлым чувством проникнуто все его творчество. Рязанская земля, где «мужики косили, где сеяли свой хлеб», была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаются в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуют тощие тополя…

Выступает ученица 5А класса. Сергей Есенин «Сосна и река» .

Ведущий 2.

Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру, отчетливо ощутить неразрывную связь с окружающим миром.

Выступает ученица 6В класса со стихотворением Игоря Северянина «Роза».

Ведущий 1.

Приглашаем следующего участника ученицу 5Бкласса. Иван Бунин Стихотворение «Змея».

Ведущий 2:

«Весна на поэтическом языке есть утро года,» - писал А. Н. Афанасьев. Вместе с весенним обновлением природы происходит обновление в душе человека, появляется надежда на счастье.

Выступает ученица 6В класса. Николай Заболоцкий «Поэма весны»

Ведущий 1.

Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Пришвин, Левитан, Паустовский ждали осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Осень - это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летнего, но мягкий, ласкающий, не греющий; летающие блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающие к югу…

Наш конкурс продолжает ученик 6В класса, стихотворение Булата Окуджавы «Осень ранняя».

Ведущий 2:

Приглашаем следующего участника - ученицу 5Бкласса. Стихотворение Людмилы Осокиной « В сосновой кроне заблудился солнца луч... »

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученика 6В класса. Николай Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок»

Ведущий 2.

Завершает выступление учащихся 5-6 классов - ученица 6Вкласса со стихотворением

Ведущий 1.

Николай Рубцов - поэт всечеловеческой широкой лирической темы, и его поэзия, его высокое ощущение мира - это не только все краски русской природы, русской деревни, это мир неохватных радостей и печалей, огромных переживаний, и в нём кипит жажда настоящей смелости, дерзаний, русской вольности.

Выступает ученица 8Б класса. Николай Рубцов «По мокрым скверам проходит осень»

Ведущий 2.

Приглашаем следующего участника - ученицу 7А класса. Николай Рубцов «Березы».

Ведущий 1.

Стихотворение Ольги Фокиной «Северная Двина».

Ведущий 2.

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из особенностей есенинской лирики.

Выступает ученица 8А класса. Сергей Есенин «Пропавший месяц».

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученицу 8Вкласса. Галина Курзаева «Танец снежинок».

Ведущий 2:

Весной душа подобна птице, свободно парящей в лазурном небе. Созерцание природы пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу. Обновление и возрождение природы весной вызывает у него желание слиться с весенним днем, раствориться в нем.

Выступает Станулевич Даниил. 8Б класс Борис Пастернак «Весна».

Ведущий 1:

Продолжает конкурс ученица 8В класса. В ее исполнении прозвучит стихотворение северодвинского поэта Олега Евгеньевича Раменского «Вечер».

Ведущий 2:

Стихи о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится и именно таким.

Приглашаем следующего участника - ученицу10В класса. В.Ф. Боков «Поклон».

Ведущий 1:

Борис Пастернак - лирический живописец. В постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к солнцу сокрыта главная

тема его поэтического творчества.

Известно, что почти четверть века он прожил в Переделкине на

писательской даче. Все ручьи, овраги, старые деревья этого чудесного места

вошли в его пейзажные зарисовки.

Выступает ученица 10А класса. Борис Пастернак «Липовая аллея».

Ведущий 2:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет, - писал А. Блок. - Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».

Продолжает конкурс ученица 9В класса. Иван Бунин «Три ночи»

Ведущий 1:

Приглашаем следующего участника - ученицу 10Бкласса. Стихотворение

Ведущий 2:

Продолжает наш конкурс ученик 9В класса. Стихотворение Николая Рубцова «Доволен я буквально всем…»

Ведущий 1:

Общение с природой пробуждает в человеке стремление к высоким чувствам, к идеалу; вызывает состояние радости, внутренней просветленности, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром, ведет к глубокому осознанию бесконечности жизни.

Выступает ученица 10В класса. Б. Ахмадулина «Плохая весна».

Ведущий 2:

Учёный наблюдает природные явления и открывает всемирные законы; техник ставит их на службу людям. А поэт... поэт находит в природе созвучия своим переживаниям, воплощает их в неповторимые образы.

Ведущий 1:

О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах - они всегда думали и помнили о главном. Это главное - любовь к родине, бережное отношение к русскому слову и вера в великое будущее русского народа.

Ведущий 2:

Наш праздник художественного слова подходит к концу. Мы выражаем благодарность всем участникам и педагогам, которые подготовили конкурсантов. Вели сегодняшний конкурс ученики 11Г класса.

Ведущий 1:

А пока жюри подводит итоги, для вас звучит музыкальная композиция Энио Морриконе «Одинокий пастух» в исполнении ученика 11Г класса.

Звучит музыкальная композиция «Одинокий пастух». Исполнитель - ученик 11Г класса.

Ведущий 2:

Слово предоставляется жюри .

Награждение победителей конкурса чтецов. Вручение дипломов призерам и победителям.

Сценарий мероприятия на тему: «От экологии планеты к экологии души» (День Знаний в школе).

Литературная станция.

Цель: экологическое воспитание подрастающего поколения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал, музыкальное сопровождение.

Действующие лица: Сова, Лесовичок, Шапокляк.

Сова встречает учеников, рассаживает (под звуки леса).

Ой, смотрите, ребята, Лесовичок сидит. Какой-то он грустный, наверное, что-то случилось. Давайте спросим у него.

Лесовичок, ты почему такой смурной?

Лесовичок : Как можно веселиться, если такое в лесу творится. Весь лес захламили. Обитатели леса жалуются. Вот письма пишут, помощи просят и защиты (читает письма).

    Кувшинка:

    Здравствуй, Лесовичок.

Прошу вас очень-очень: помогите!

Так относиться к нам нельзя.

Всё дно реки забито хламом,

Мелеет речка день ото дня.

Срывают нас и дарят мамам.

Мне страшно: защити меня!

    Я птица ласточка, узнали?

Ребята крылья мне сломали,

В гнездо мне камни набросали,

Потом как трусы убежали.

А лебеди – друзья мои,

Просили передать,

Что озеро их славное

Стало погибать.

Там плавают бутылки,

Пакеты там кругом,

Птицам очень плохо,

Засорили дом!

И таких писем очень много.

А вот ёще, посмотрите, что творят люди на земле. Смотрят видеоролик «Кем стали люди на Земле».

Стар я стал, не справляюсь со своими обязанностями. А тут вот всё ходют и ходют. Вот и эта дамочка наповадилась сюда ходить. Зверей обижает. Вчера бельчат обидела.

(появляется Шапокляк, напевает свою песенку «Кто людям помогает»).

Шапокляк: Они первые начали в меня шишки кидать. Я им ещё покажу.

Лесовичок: А ты, Совушка, зачем школьников сюда привела, они ведь безобразничать начнут.

Сова: Что ты?! Это я тебе помощников привела. Детки они хорошие, учатся хорошо, знают как себя вести в лесу.

Лесовичок : И книги читают?

Сова : И книги читают?

(Шапокляк смеётся).

Лесовичок: А мы сейчас проверим. Правила вежливости знаете?

1 задание. Из указанных предложений выбрать те, которые содержат правила вежливости.

Правила вежливости.

Много зелени – ешё вырастет!

(Шапокляк вмешивается, мешает ученикам, Сова делает замечания).

Лесовичок: Вижу, знаете вы правила вежливости.

Сова: Старичок-лесовичок, а ребята приготовили тебе подарки.

Лесовичок: Подарки – это хорошо.

(Дети читают стихи на тему «От экологии планеты к экологии души»). Дом.задание.

Лесовичок : Молодцы, радуете старика. Видно, вам не безразлична судьба матушки-Земли.

Шапокляк: Не спеши, дед, радоваться. Дай-ка я их проверю. Загадки мои пусть угадают.

2 задание. Загадки. Легенды о растениях.

4. Существует легенда, что когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии один из месяцев назван так же, как и это растение. (Вереск. Месяц Верасень)

Сова: Молодцы, ребятушки, не подвели меня. А сейчас давайте еще порадуем Лесовичка, расскажем ему сказки.

(Дети инсценируют сказки).

Лесовичок: Действительно, порадовали старика. Помощники из вас будут хорошие. Давайте и я с вами поиграю.

3 задание. Первая группа: Собирают пазлы, отвечая правильно на вопросы.

Вторая группа: «Экологическое лото» (собирают пословицы).

Зима без снегу –

Май холодный –

Каково лето,

Холоден сентябрь,

Матушка весна –

Вода с гор потекла –

Вешний день весь год…

Зима лето пугает,

Лето без хлеба

А май с цветами

Год хлебородный

Таково и сено

Да сыт

Всем красна

Весну принесла

Кормит

Да все равно тает

Третья группа: Сочиняют четверостишия.

(уважаем, охраняем, недаром, санитаром; защищаем, обещаем, сохраним, не дадим; эту, планету, цветут, уют; реки, сорняки, дружно, нужно).

Четвертая группа: «Предсказания» (по данному началу продолжить примету).

    Дым столбом... (к морозу).

    Длинные сосульки... (к затяжной весне).

    Комары начинают сильно кусать – к…(дождю).

    Кошка весь день, свернувшись в клубок, прикрыв нос – спит... (к морозу).

    Если рябина уродилась рясна, то зима будет …(суровая).

    Воробьи зимой расчирикались – к…(оттепели).

    Начинает цвести черёмуха – жди…(похолодания или ненастья).

    Некоторые цветы днём закрывают свои бутоны или сильнее благоухают – к…(ненастью).

    Ласточки летают низко – к…(дождю).

    Чайки сидят на воде – к…(хорошей погоде), а если ходят по берегу – к…(непогоде, ветру).

    Летом к ночи на траве роса, на небе много звёзд – назавтра день будет…(ясный).

Пятая группа: Чьи это строки?

1. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

2. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

3. Унылая пора!

Очей очарованье!

4. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

5. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

6. Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком.

И журавли печально пролетая,

Уж не жалею больше ни о ком.

Не обгорят рябиновые кисти,

Так я роняю грустные слова.

(Шапокляк снова старается им помешать, Лесовичок и Сова радуются).

Сова: Ну что, Лесовичок, хороших я тебе помощников привела?

Лесовичок: Молодец, Совушка, спасибо тебе. Теперь мы точно сумеем лес наш в порядок привести (читает стихотворение).

«Давайте сохраним».

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа- мать терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним на стрежнях осетра,

Касатку в небесах, в таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все навек объединимся,

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н. Старшинов).

Спасибо, ребята. Ждём вас в гости. (Обращается к Шапокляк)

Шапокляк : А меня будете ждать? Я тоже хочу с вами подружиться.

Тетушка Сова и Лесовичок: Конечно, приходи. Друзьям мы всегда рады!

Подведение итогов. Рефлексия.

Приложения. 1. Видео «Кем стали люди на планете Земля» (ютуб)

2. Карточки с пазлами.

Приложение.

Чьи это строки?

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса..

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин

Кисти ярко-красные волнующих рябин.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком.

И журавли печально пролетая,

Уж не жалею больше ни о ком.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Правила вежливости.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.

Много зелени – ешё вырастет!

3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

4. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

5. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Уважаем

охраняем

недаром

санитаром.

защищаем

обещаем

сохраним

не дадим.

эту

планету

цветут

уют.

реки

сорняки

дружно

нужно.

К плохой погоде:

- все цветы на лугу сильно пахнут (благоухают цветы сирени, жасмина, жел­той акации);

- ласточки летают над самой землей, кричат кулики;

- куры купаются в пыли, воробьи на­хохлились;

- возле цветов желтой акации кружит­ся много насекомых;

- крот нагребает высокие холмики;

- одуванчик складывает свой пушис­тый зонтик.

К хорошей погоде:

- рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;

- комары-толкунчики толкутся роем или столбом;

- поздно вечером сильно трещат куз­нечики;

- божья коровка, взятая на руку, быс­тро слетает;

- соловей поет всю ночь;

- птицы весело поют;

- раскрыты цветки кувшинки;

- оживленно воркуют голуби;

- паук усиленно плетет свою паутину.


Давайте посмеемся.

Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

Почему корова ложится? (Т.к. не умеет садиться)

Под каким деревом сидит заяц в дождь? (Под мокрым)

Может ли дрозд отморозить себе хвост? (Нет. Он зимует на юге)

Может ли барсук залезть за шишкою на сук (Нет)

Может ли кулик прикусить себе язык? (Нет у него языка)

Может ли тюлень пролежать на боку весь день? (Да, и не только он)

Может ли синица на крыше поселиться? (Да)

Может ли пчела ужалить осла? (Да, и не только его)

Может ли медведь танцевать и петь? (Да)

Зачем зайцу большие уши? (Чтобы лучше слышать).

Зачем страус голову в песок прячет? (От страха).

Какая птица оживляет настенные часы? (Кукушка)

Какой секретарь употребляет в пищу змей? (Птица - секретарь)

Экологическое лото”

Зима без снегу –

Март с водой, апрель с травой,

Май холодный –

Каково лето,

Холоден сентябрь,

Матушка весна –

Вода с гор потекла –

Вешний день весь год…

Зима лето пугает,

Лето без хлеба

А май с цветами

Год хлебородный

Таково и сено

Да сыт

Всем красна

Весну принесла

Кормит

Да все равно тает

Ответьте на вопросы:

    Из какого дерева изготавливают лыжи?
    Ответ: Береза

    У каких деревьев осенью листья красные?
    Ответ: У клена, рябины.

    Какие дрова самые жаркие?
    Ответ: Дубовые, березовые.

    Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок?
    Ответ: Клен

    Какое дерево чаще всего высаживают в городах?
    Ответ: Липу

    У какого дерева семена снабжены "парашютами"?
    Ответ: У тополя

    Какое дерево на Земле имеет самый толстый ствол?
    Ответ: Баобаб, растущий в Африке, имеет ствол толщиной 9 м. За его стволом может спрятаться городской автобус. А секвойя может быть и еще толще - до 12 м.

    Какое дерево на Земле самое высокое?
    Ответ: Секвойя, что растет в Америке, имеет высоту 112 м; австралийский эквалипт достигает такой же высоты. С кроны этих деревьев можно заглянуть на крышу 30-этажного дома.

    Цветы какого дерева называют "светофором"?
    Ответ: Цветы лепестков конского каштана служат своеобразным светофором для пчел и бабочек. Желтый цвет приглашает за нектаром, красный предупреждает, что цветок скоро завянет.

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья, иван-чай).

2. Комнатное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (Алоэ).

3. Назовите водное растение, листья которого в диаметре достигают двух метров. Его красивые крупные цветки, напоминающие белую кувшинку, живут около полутора суток. (Виктория-регия. Растет на реке Амазонке).

4. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).
5. По каким цветам можно определять погоду? (Если одуванчики закрыли цветы, то будет дождь; если клевер закрыл свои цветочки и к земле клонится, то будет дождь).

Легенды о растениях.

1. Название этого красивого крупного цветка переводится как «меч». По легенде он вырос на месте гибели двух друзей – гладиаторов (гладиолус).

2. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, так как уколола пальчик шипами этого цветка (шиповник).

3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов (пион).

4. По легенде, когда-то из цветов этого растения готовили волшебный напиток. Это растение расцветает в сентябре. В Беларусии даже месяц назван так же, как и это растение (Вереск. Месяц верасень).

5. Римляне добавляют цветы этого растения в так называемый «весенний напиток», а в Германии в честь его был праздник – День весны (фиалка).

6. Легенда гласит, что этот цветок ночью беседует со звёздами, не случайно и его название переводится как «звезда» (астра).

7. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов (ромашки).

8. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши (василёк).

9. По русской легенде, в этот цветок превратился юноша Иван. Можно только добавить, что из листьев данного растения готовят так называемый «капорский чай» (иван-чай).

Час поэзии(внеклассное мероприятие).

Образ природы в поэзии.

показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую силу природы в русской поэзии;

помочь учащимся почувствовать музыку природы, увидеть природу в многообразии;

воспитание эстетических и гражданских чувств через метапредметную связь.

Средства обучения:

Презентация на тему « Времена года» в сопровождении музыки П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Октябрь».

А. Вивальди «Зима», «Весна», «Лето».

Романс на стихи С.Есенина и Н. Заболоцкого.

2. Картины: «Осень» И. Шишкина;

«Рябинка» И. Грабаря;

«Иней» И. Шишкина;

«Февральская лазурь» И. Грабаря;

«Первая зелень» Остроухова;

«Сенокос» А. Пластова;

«У мельницы» Киселева;

«Летом» А. Пластова;

«Заросший пруд» В. Поленова и др..

Фотографии с изображением природы.

На стенах картины, репродукции, рисунки детей.

Час поэзии начинается.

Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов».

Ведущий 1. Природа…. Прикройте на минуту глаза... Каждый из вас представит любимый уголок родного края, на каждого нахлынут самые приятные воспоминания, каждый вспомнит любимые строчки стихотворений о природе.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой – я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубов, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой – люблю, сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Ведущий 2. Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Ведущий 1 . Красота природы, смена времен года, а каждое из них- осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан и многие другие. (Рукой показать на картины и их портреты

Ведущий 2 . (Пауза) Величава золотая осень! Чист и прозрачен воздух.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист

И как ковер устлал дорогу.

Ведущий 2. Очень точно передал осеннее настроение Петр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» из цикла «Времена года». Отрывок из этого произведения предлагаем вам сейчас прослушать.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Ведущий 1. (Подойти показать эти картины.) Глядя на картины « Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря, невольно вспоминаешь стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Читает..

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий 2. Полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства восхищения щедрой красотой осени, любови и глубокой привязанности к родным местам, таким для нас знакомым, привычным и близким, слайды об осенней природе.

Ведущий 1. Певец природы писатель М. М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке.

Звучит песня. Есенин « Отговорила роща..» в исполнении….

Ведущий 1. Хороша наша русская зима! (Пауза) Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Стихи о зиме читает..

Ведущий 2. Красота морозного зимнего утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в произведении Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ведущий 1. (Подойти показать картину Шишкина «Иней»или Попова «Первый снег»)

Ведущий 2. Всмотритесь внимательнее в картины Шишкина «На севере диком…», Никиреева «Иней» и другие, на которых изображена природа зимой и прослушайте произведение Вивальди «Зима». И вы увидите и услышите, как удивительно похожи эти произведения. Как усиливает музыка впечатление, полученное глядя на картины.

Звучит музыка Вивальди «Зима».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Ведущий 2. Вот и наступила весна! (Пауза) Весна – время пробуждения природы. Отзвенела последняя капель, почернел снег, появился первый подснежник. (Пауза) Это пробуждение очень точно можно услышать в произведении Вивальди «Весна» из его цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года», «Весна».

Ведущий 1. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик март: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым, но постепенно почернел снег на косогорах, посветлел лес. Весна властно будит природу. Воздух наполняется чудесным ароматом.Чтение стихов о весне…

Ведущий 2. Весна – время пробуждения природы, бурного ее цветения.

Посмотрите

сайды об этом времени года.

Ведущий 1 . Светлые облака плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве. Зазеленели луга.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Ведущий 1. Вот и лето! (Пауза) Лето! (Пауза) Самая прекрасная пора.

Ведущий 2. Самые длинные каникулы! (Пауза) Самые яркие краски. (Пауза) Самые громкие звуки.

Ведущий 1. Всю прелесть летних дней можно услышать в произведении Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года», «Лето».

Ведущий 2 . Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели.Стихи о лете….

Ведущий 1. Летнее раздолье, бурная жизнь природы, разноцветье цветов и трав, ясные солнечные дни, зеркало рек, озер, прудов, белоснежные ромашки, кувшинки – вот тема пейзажей, посвященных этой прекрасной поре года. Среди них картины А. Пластова «Сенокос», Киселева «У мельницы» и многие другие.

Ведущий 2 Настоящий гимн природе поет в своих стихах Н. Заболоцкий.

Женщина у него – часть природы, загадка, которую невозможно разгадать. Послушайте стихотворение « Очарована, околдована..», исполняется романс

Ведущий 1. Учащиеся нашей школы сами пишут стихи о природе и родине… Чтение стихов.

Час поэзии хочется закончить трепетным стихотворением о нашей родине России

Березовый сок .

Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

То плачут березы, то плачут березы.

Как часто, пьянея от светлого дня,

Я брел наугад по весенним протокам,

И Родина щедро поила меня

Священную память, храня обо всем,

Мы помним холмы и проселки родные,

Мы трудную службу сегодня несем

Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны

И ветви берез, что над заводью гнутся?

Сюда мы с тобой непременно должны

Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком

И так же, как в детстве, меня напои

Березовым соком, березовым соком.