Проект «Трудный звук, ты наш друг. Проект «Трудный звук, будь детям друг! Проект трудный звук ты мой друг

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук «Л».

Тема «Путешествие по стране звука Л»

Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.

Задачи: закрепить правильное произношение звука «Л»;

повысить интерес родителей к коррекционному процессу; развивать мыслительные и творческие способности ребенка; развивать фонематический слух, мелкую моторику; формировать положительную мотивацию к занятию;

Используемые технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология;

Тип проекта: индивидуальный, практико-ориентированный, исследовательско-творческий.

Срок реализации: в течение всего периода коррекции звука.

Участники проекта: ребенок, учитель-логопед, родители.

Предполагаемый результат проекта: правильное и осознанное произношение обучающимся звука «Л» во всех словах, предложениях;

Предварительная работа: формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для

правильного произнесения звука Л; отработка упражнений мелкой моторики; постановка звука Л;

Последующая работа: Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, связной речи.

Оборудование: Игровой панно, с островами логопедических заданий; таз с водой.

Описание проекта

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Орг.момент

Скажи, какой звук мы учимся правильно произносить? Звуку чего мы подражали?

Звук «Л».

Я подражал сигналу корабля. А корабль сделали из бумаги вместе с вами. Но бумажный корабль намок и не мог плыть долго. Дома попросил папу сделать деревянный корабль, я тоже помогал ему. Потом мы испытали его в ванной, набрав много воды. Мой корабль не тонул и я понял, что дерево в воде не тонет, а бумага тонет.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с тобой будем путешествовать на корабле, который вы сделали вместе с твоим папой и будем продолжать красиво произносить звук «Л». Капитаном корабля будешь ты. Капитан должен быть сильным, ловким, четко, внятно давать команды. И язычок у нас должен быть сильным.

Выполнение артикуляционной

гимнастики

Упражнение для губ «Улыбка» Упражнения для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Барабан», «Грибок»

Выполнение упражнений

Закрепление изолированного произношения звука

Давай покажем, как подает сигнал твой корабль?

И так, поплыли! В море впереди виден остров.

Произносит звук Л-Л-Л.

Автоматизация звука «Л» в слогах.

Причалим к острову. Это оказывается поющий остров. Все жители этого острова предлагают тебе спеть с ними. Настроение у тебя бодрое, на море спокойно, плывем дальше.

Проговаривает слоговые ряды:

Автоматизация звука «Л» в словах

Впереди еще остров. Подадим сигнал и причалим. Какой-то загадочный остров. Наверно жители этого острова хотят загадать тебе загадки.

Игра «Необычные загадки» Ты не зевай зевалкой, Кивалкой не кивай, А лучше размышлялкой, Загадки разгадай. Загадки-шутки с предметными картинками: глаза, лошадка, молоток, молния, ладошка, пчела, плащ.

Смотрелки, плакалки, моргалки, щурилки, подмигивалки - глаза; -Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цокалка - лошадка; -Забивалка, ударялка, стучалка - молоток;

Хваталки, гладилки, шлёпалки, сжималки, держалки - ладошки; -Леталка, жужжалка, жалилка, опылялка - пчела; -Надевалка, согревалка, непромокалка - плащ; -Сверкалка, вспыхивалка, пугалка, грозилка - молния.

Ребенок подает сигнал Л-Л-Л Отгадывает загадки

Развитие фонематического слуха, восприятия

Плывем дальше, впереди еще остров. Подаем сигнал и причаливаем. Что нас ожидает на этом острове? Жители этого острова разговаривают необычно, давай угадаем, какие слова они нам хотели сказать на своем языке. -УА-ЛУЖА -АА - ПАЛКА -OA-ЛОДКА -АЫ - ЛАСТЫ -УOA –ФУТБОЛКА

ИОА- ИГОЛКА

АОА- САМОСВАЛ

А теперь научим играть жителей в игру «В каком домике спрятался звук?» Называешь картинки и определяешь, где находится звук (начало, середина, конец)

Угадывает слова с помощью картинок.

Соединяет картинки со схемами слов.

Физминутка

Развитие мимики и эмоции.

«Остров отдыха»

Игра на развитие внимания и

координацию движений «Ухо, нос,

плечо, колено» (взрослый

намеренно путает инструкцию с

движением)

Речевая разминка с мячом «Скажи наоборот»

    Фея добрая, а баба яга...(злая). -Пьеро печальный, а Буратино...(веселый).

    Папа Карло пожилой, а Буратино... (молодой).

Друг умный, а враг...(глупый).

Ребенок выполняет, стараясь не путать движения и инструкцию взрослого.

Автоматизация звука –Л - в предложениях.

Впереди видим остров, причаливаем к острову «Смеха».

Жители этого острова решили посмешить нас и придумали забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

На луне небо.

Мама сделала свеклу из салата.

Холодильник в колбасе.

На платке голова.

Калач съел Славу.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке.

Логопед зачитывает ребенку неверное предложение, ребенок на слух старается исправить ошибку. В случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на нее, исправить ошибку

Итог занятия Рефлексия.

    Наше путешествие на таком замечательном корабле на сегодня подошло к концу.

    Тебе понравилось путешествовать?

    Как ты думаешь, как ты сегодня работал на занятии-путешествии?

    Какое задание жителей островов тебе понравилась больше всего?

Но наше путешествие не заканчивается. Мы продолжим «Путешествие в страну звука Л» на следующем занятии.

    Спасибо за занятие

Конспект составила и провела учитель-логопед

Соколова Людмила Александровна.

Вид проекта
Срок реализации : В течение всего периода автоматизации звука.

Актуальность: Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействиелогопед-ребенок -родители повышает уровень освоения программы.

Цель проекта:

Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Задачи:
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;


Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Ожидаемый результат: повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука.

Содержание работы :
Работа с детьми

Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука) оформление игр: «Звук услышь », «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».

Работа с семьей
Консультация для родителей: «Нарушение звукопроизношения и его причины».

Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома».


Использование тетради в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.

Оформление игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».

Презентация проекта :
Создание игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинки» и их практическое использование при выполнении домашних упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Трудный звук»

Учитель-логопед: Каткова Людмила Игоревна

Место проведения: логопункт МДОУ «Детский сад №41 «Солнышко»

Вид проекта : Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.
Срок реализации : В течение всего периода автоматизации звука.

Актуальность: Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействиелогопед-ребенок -родители повышает уровень освоения программы.

Цель проекта:

Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Задачи:
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков;
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;

Сделать процесс автоматизации продуктивным и интересным;
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Ожидаемый результат: повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука .

Содержание работы :
Работа с детьми
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»;
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи мультипликационного героя правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»;
Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука) оформление игр: «Звук услышь », «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».


Работа с семьей
Консультация для родителей: «Нарушение звукопроизношения и его причины».

Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома».

Совместное с ребенком ведение индивидуальной тетради «Трудный звук».
Использование тетради в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.

Оформление игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».


Презентация проекта :
Создание игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинки» и их практическое использование при выполнении домашних упражнений.



Данное практическое пособие станет для вас бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения. Занимательный игровой материал сделает ваши занятия увлекательными, веселыми, высокоэффективными. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову. Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребенка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции. Лексический материал, задействованный в пособии, оптимален по объему и звуковому составу и в то же время позволяет подготовить...

Читать полностью

Уважаемые логопеды, воспитатели, учителя, родители!
Данное практическое пособие станет для вас бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения. Занимательный игровой материал сделает ваши занятия увлекательными, веселыми, высокоэффективными. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову. Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребенка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции. Лексический материал, задействованный в пособии, оптимален по объему и звуковому составу и в то же время позволяет подготовить детей к восприятию таких понятий, как многозначность слова, омонимия, паронимия и антонимия. С помощью представленной системы комплексных игр и развивающих упражнений воспитатели и родители, не имеющие специальной подготовки, могут овладеть приемами коррекции произношения. Используя все пять пособий комплекта "Трудный звук, ты наш друг!", вы сможете проводить различные игры на дифференциацию оппозиционных звуков. Универсальность иллюстративного материала пособий значительно расширит ваши возможности и повысит эффективность корригирующего воздействия.

Скрыть

Цель проекта: Повысить мотивацию к овладению правильным звукопроизношением, помочь детям усвоить артикуляционный и акустический образ звука, необходимый для правильного звукопроизношения, а также повысить возможности полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

Речевое развитие.

  • Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память.
  • Исследовать и осмыслить ребенком положение органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
  • Закрепить осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
  • Уточнить артикуляционный и акустический образ изучаемых звуков, необходимый для правильного звукопроизношения. Закреплять понятие “звук”.
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  • Повысить интерес родителей и компетентность воспитателей к коррекционному процессу.
  • Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению.

Гипотеза:

  • Мы будем правильно говорить все звуки, если научимся различать и слышать их в речи, а так же выучим артикуляционную гимнастику.
  • Краткое содержание проекта:

Работа с детьми

  • Знакомство с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”.
  • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.
  • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”.
  • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”.

Работа с семьей

  • Консультация для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;
  • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета “Трудные звуки”
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

  • Консультация “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”

Ожидаемые результаты (продукт проекта)

Практический результат проекта

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
  • Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, ознакомление с артикуляционной гимнастикой, Изготовление игр для изучения и различения звуков и использование их детьми в свободной деятельности. Овладение детьми правильным произношением звуков и в дальнейшем обеспечить контроль со стороны родителей и воспитателей за правильным звукопроизношением.
  • Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
  • Презентация индивидуальных буклетов “Трудные звуки”, их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
  • Праздник правильной речи.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Проблема

Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить и дифференцировать отсутствующие звуки.

Актуальность

Что мы знаем о звуках речи?

Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки родного языка. Обычно этот процесс происходит по подражанию, однако иногда требуются специальные занятия, для того чтобы овладеть правильным произношением звуков. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, поэтому нам необходимо организовать работу по овладению правильным звукопроизношением.

Что хотим узнать?

В беседе выяснилось: все дети хотят научиться хорошо говорить. Однако им пока трудно произносить “непослушные” звуки. В этом нам может помочь артикуляционная гимнастика и “Сказка о веселом язычке”. Кроме того необходимо научиться “слышать” и различать эти звуки между собой. Здесь можно использовать различные игры и упражнения, которые необходимо подобрать.

Что нужно сделать, для того, чтобы...

Чтобы научиться хорошо говорить, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда в этом могут помочь воспитатели, родители и друзья.

Чтобы запомнить правильное произношение трудных звуков, можно сделать разные игры, подобрать сказки о “Веселом язычке”, картинки для успешного овладения трудными звуками “Веселый звуковичок”, речевое лото.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? В ходе непосредственной образовательной деятельности Максим рассказывая о птицах, не произносил звук “Р”, Игорь удивился и сказал: “Это очень просто, нужно подуть на язык” В ходе беседы выяснилось, что Игорь научился правильно говорить этот звук дома и в детском саду. Я решила поддержать этот разговор и стала задавать вопросы детям:

Какие еще звуки “трудные”?

Кто хочет научиться правильно говорить?

Для чего это нужно?

Как этому можно научиться быстро?

Что же мы должны будем делать, чтобы научиться говорить четко и красиво?

Дети предложили некоторые варианты решения: Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, играть в игры: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Выбор формы продукта:

  • Какие игры можно сделать, для того, чтобы научиться различать звуки?
  • С кем и где мы будем с ними играть?
  • Всё, что мы узнаем о звуках, куда можем поместить?

Определение темы проекта и названия продукта:

В ходе беседы определились с названием “Царство звуков”, с перечнем игр для различения звуков в самостоятельной речи.

Постановка цели проекта:

Цель: научиться красиво и правильно говорить все звуки.

  • Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения.
  • Развивать познавательные способности, речевую активность.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что-то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

Сбор и изучение информации:

Учителю-логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;

Совместно с ребенком вести индивидуальный буклет “Трудные звуки”.

Использовать буклет в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Деятельность детей на данном этапе:

Дети активно участвуют в разучивании артикуляционной гимнастики, помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении игр на развитие фонематического восприятия.

Деятельность педагога:

  • Консультация учителя-логопеда для воспитателей: “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” (на все звуки)
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

3. Практический

В ходе практической части проекта дети знакомятся с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”

Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.

Использовать при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”

Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”

В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями изготовить игры для ознакомления со звуками: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Принять участие в празднике “Правильной речи”.

Деятельность педагога:

Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

Деятельность детей:

Формировать знания об артикуляционных укладах “трудных звуков”, умение слышать их, различать и выделять, а так же правильно произносить эти звуки.

4. Презентационный

На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.

Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.

5. Контрольный

Дети принимали активное участие: демонстрировали умения правильно произносить “трудные” звуки, различали схожие по артикуляционным и акустическим признакам звуки.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать звуки и овладевать звуковым анализом и синтезом под руководством педагогов.

Значение проекта

Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате работы над данным проектом, дети стали лучше произносить звуки, научились слышать, выделять, различать сходные между собой звуки.

№ п/п Деятельность участников проекта. Сроки Участники
1 Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

сентябрь Дети, логопед
2 Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

сентябрь Дети, логопед
3 Привлечение родителей к сбору информации о звуках. Изготовление буклета “Сказка о Веселом язычке”. сентябрь Логопед
5 Практический этап.

Разработка планирования занятий по постановке правильного звукопроизношения для детей средней и старшей групп ДОУ

15.09.14. Бондаренко Т.И.
6 Консультации для педагогов и родителей: “Нарушение звукопроизношения. Их причины и виды” 10.10.14. Логопед, воспитатели
7 Чтение стихотворений детям И. Лопухина “Песенка про звуки”, “Мы со звуком Ш играем”, “Мы со звуками играем”, “Буква Р” А.Барто, “Беда Олесика” Н.Тимчак; “Почему?” П.Высоцкий В течение года Логопед, воспитатели
8 Слушание диска Т.А. Ткаченко “Персональные упражнения” в течение года, по мере изучения. Дети, родители
9 Составление описательных рассказов о звуках. октябрь дети
10 Знакомство с органами артикуляции, рассматривание и изготовление профилей звуков. ноябрь дети
11 Подбор картин на заданный звук. С различным положением звука: начало, середина, конец слова. октябрь. дети
12 Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. еженедельно дети
13 Изготовление буклетов “Трудный звук” По мере постановки звуков Дети, логопед
14 Раскрашивание картинок на изучаемый звук. По мере изучения букв воспитатели
15 Запоминание характеристики звука и его артикуляции. По мере изучения звука Дети под руководством взрослых
16 Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. В НОД, в играх. Логопед, воспитател
17 Изготовление игр на формирование фонематического восприятия: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”. В течение года Дети, логопед, родители
18 Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровые приемы анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др. В течение года Дети, логопед
19 Презентационный этап.

Презентация проекта: “Праздник правильной речи”

Участие родителей в презентации проекта.

ноябрь Родители, педагоги, дети

Исследовательский проект «Трудный звук [Р]»

Выполнил ученик 3 «а» класса Үзек Кежик МБОУ СОШ №3 г. Чадан

Руководитель: учитель-логопед: Сат Чойганмаа Кан-ооловна

Чадан 2015 уч. год


Актуальность

  • Не все дети умеют правильно произносить звук [р] в речи. Звук [р] такой трудный потому и я сам не умел проговаривать.

Объект исследования

  • Звук [р]

Предмет исследования

  • Органы артикуляции

Цель:

  • Научиться правильно произносить звук «Р»

Задачи:

  • Выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Методы

  • Наблюдение.
  • Консультация.
  • Выполнение артикуляционных упражнений.

Гипотеза

  • Если я научусь проговаривать звук [р], то буду говорить правильно и красиво. Недаром говорят, что, что красивую речь приятно слушать.

Этапы:

Ι . Подготовительный этап .

а) выполнение артикуляционных упражнений.

б) игры для развития силы выдоха.

в) игры для развития слуха.

ΙΙ.Формирование правильной речи .

а)устранение неправильного произношения.

б) выговаривание звука[р] в слогах и словах, предложениях.




«Лошадка»

Учит прижимать спинку языка к небу и, отпуская её, цокать.


«Грибок»

Учит прижимать спинку языка к небу, некоторое время удерживая его в этом положении.


« Гармошка»

Учит прижимать спинку языка к нёбу и растягивать при этом подъязычную связку.


Игра для развития слуха

«Красный-желтый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.


Игра «Кто больше слов придумает»

Цель: активизация словаря, автоматизация звука [р]


Упражнения для выработки воздушной струи

« Воздушные шары»

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.


Упражнение «Буря в стакане»

В трубку я сегодня дую

И устраиваю бурю.


Логопедические рифмовки

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -Выпил бык воды...

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -У ореха есть... (ядро).

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -Эскалатор есть в...

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -У Мальвины друг - ...


Ка…андаш


Давайте ребята, отгадывать загадки.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься-укусит.

В душный день на небе вдруг

Барабаны громко бьют.

Один вход, три выхода.


Прочитай и запомни пословицы

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

Вывод :

В результате регулярных выполнений артикуляционных упражнений я научился выговаривать звук[р]. И моё произношение стало четким и красивым. И выяснил

при произношении звука [р] положение губ в улыбке. Рот приоткрыт, кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами. Струя воздуха сильная, она заставляет кончик языка дрожать.


Литература

1.Автоматизация звука [р] О.В Епифанова

2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.