Скороговорки на сонорные звуки р, рь. Практический материал.Скороговорки и трудноговорки для автоматизации звука Все скороговорки в мире не выговорить и не выскороговорить

Работать со скороговорками полезно не только для устранения дефектов речи и развития дикции, но и для повышения самооценки, уровня уверенности в себе и просто для удовольствия. Наша речь это то, что почти всегда на виду. Ведь большая часть нашей жизни проходит в постоянном общении. И от качества собственной речи зависит, как отношение к нам окружающих, так и наше внутреннее состояние.

А потому, независимо от того, является ли хорошо поставленная сценическая речь вашей профессией или нет, вам необходимо время от времени практиковаться в проговаривании скороговорок на «р». Педагог по сценической речи, Иван Диденко, даст вам несколько напутственных советов о том, как правильно работать со скороговорками. Это займёт 2 минуты. А затем в путь!

***
На дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова
Дрова вдоль двора, дрова поперёк двора
Дрова вверх двора, дрова вних двора
Дрова вглубь двора, дрова в ширь двора
Не вместит двор дров
Не вместит двор дров
Не вместит двор дров
Надо дрова выдворить
Выдворить, выдворить
На дровяной двор
На дровяной двор
На дровяной двор

***
Бобр добр до бобрят.

***
Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика»?
И сказал скороговор: «Нет» — вот его ответ.

***
Пекарь Петр пек пирог.

***
У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?

***
Перед коровой короб корок.

***
Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь,
позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

***
На карнавале короновали клонированного крокодила.

***
Три вороны на воротах.

***
На дворе дрова, за двором дрова,
дрова вширь двора. Не вместит двор дров,
надо дрова выдворить на дровяной двор.

***
В Каракалпакии каракалпак окаракалпачивал окаракалпачиванием каракалпаков.

***
Добры бобры идут в боры.

***
У Алекса был кларнет,
а у Даши были кораллы.
Алекс украл у Даши кораллы,
а Даша у Алекса украла кларнет.

***
На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.

***
Карл у Клары украл кораллы,
а Клара-краля подкралась к ларю,
да и украла у Карла кларнет.

***
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

***
У Кондрата куртка коротковата.

***
У редьки и репки корень крепкий.

***
Если бы Карл не крал у Клары кораллы, то Клара не крала б у Карла кларнет.

***
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***
Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***
Все скороговорки в мире не выговорить и не выскороговорить!

***
У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

***
На дворе – трава,
На траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!

***
Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А Карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары крали не крал кораллы,
То карлица краля Клара у карлика лекаря Карла, не крала бы кларнет.

***
Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

***
Сыворотка из-под простокваши.

***
Теоретизировали — теоретизировали и дотеоретизировались.

***
Архип осип, Осип охрип.
Осип осип, Архип охрип.

***
Наши покупки — крупы да крупки.

***
По двору, подворью –
В добром здоровье.

***
Лорд Карл украл у Клары три коралла,
Кораллы лорда Клара не крала!

***
Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***
Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

***
Королева кавалеру подарила каравеллу.

***
С другом дружи, а другому не груби.

***
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

***
Сыпь песочек в черненький черепочек.
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!

***
Проговори говорилки-приговаривалки.
Приговариваю к проговариванию говорилок-проговаривалок.

***
Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***
Три вороны на — воротах.
Три сороки – на пороге.

***
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***
Резанул резоном резво разнесенный резонанс.

***
Тридцать три трубача трубят тревогу.

***
Рим-пилигрим забрался на трактир и Рим-пилигрим обозлился на весь мир.

***
У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосеночком.

***
Хорош в дорожку пирог с горошком.

***
Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

***
Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

***
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

***
Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.

***
У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***
В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***
Во дворе — горка,
Под горой- норка.
В этой норке
Крот стережет корку.

***
Идут бобры во сыры боры.

***
Наш Абросим есть не просит.
А есть – не бросит.

***
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***
Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои!

***
Скажет друг дружке,
А дружка – подружке,
А подружка – борову,
А боров — всему городу.

***
У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

***
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

***
На дворе дрова топорами рубят.
Раз дрова, два дрова, три дрова.

US students are younger than UK junkers,

UK junkers are cuter than US students.

If US students weren’t younger than UK junkers,

Could UK junkers be cuter than US students?

Beige lingerie is more usual than azure bijou,

Azure bijou is less usual than beige lingerie.

If beige lingerie wasn’t more usual than azure bijou,

Would azure bijou be less usual than beige lingerie?

Ещё скороговорки...

Kate can calculate calories in a cup of coffee,

Carol can calculate calories in a cup of cacao.

Can Kate calculate calories in a cup of cacao?

Can Carol calculate calories in a cup of coffee?

Скороговорки на звук [l]

A lass lays lacy lingerie up in lime,

A laundress lays lawny lingerie up in lily,

A lady-help lays linen lingerie up in lilac.

What lingerie does a landlady lay up in lavender?

Ещё скороговорки...

Скороговорки на звук [m]

A merry miller mills millet at midday,

A morose miller mills millet at midnight.

If the merry miller didn’t mill millet at midday,

Would the morose miller mill millet at midnight?

Ещё скороговорки...

Ninety nice nestlings nestle in nine nests,

Nine nice nestlings nestle in ninety nests.

If ninety nice nestlings didn’t nestle in nine nests,

Would nine nice nestlings nestle in ninety nests?

A young banker is thinking of giving

A thanking banquet at Thanksgiving.

Is the young banker thinking of something

For drinking at the Thanksgiving banquet?

Paolo Piccolli prepared for his presentation’s party

A pair of plates of pizzas with potatoes and pepper

And a pair of plates of pasta with prawns.

Which pair of plates pleased people at Paоlo’s party?

Ray raises rams on Roy’s ranch,

Roy raises rams on Ray’s ranch.

If Ray didn’t raise rams on Roy’s ranch,

Would Roy raise rams on Ray’s ranch?

Cecil’s sisters send to Cecil’s sons in Seattle

Suitcases with sixty-six sweaters of “S” size.

If Cecil’s sons weren’t in Seattle,

Would Cecil’s sisters send them sixty-six sweaters?

Ещё скороговорки...

A shingly shore shelves to a shelly shelf,

A shelly shore shelves to a shingly shelf.

If the shingly shore didn’t shelve to the shelly shelf,

Would the shelly shore shelve to the shingly shelf?

Terry teaches Technology from two to ten,

Tilly teaches Tennis from ten to twelve.

Which teaching takes more time:

Terry’s Technology or Tilly’s Tennis?

Three thievish thieves thieve thirty things,

Thirty thievish thieves thieve three things.

If three thieves didn’t thieve thirty things,

Would thirty thieves thieve three things?

These brothers bathe with those brothers,

Those brothers bathe with these brothers.

If these brothers didn’t bathe with those brothers,

Would those brothers bathe with these brothers?

A very versed valuer valued the value

Of the vanished Venetian vase in Vatican.

Why did the very versed valuer value the value

Of the Venetian vase vanish from Vatican?

We wear woolen wear in winter,

While we wear waterproofs in wet weather

Why do we wear woolen wear in winter,

While we wear waterproofs in wet weather?

A zealous musician visits Museum of Music

To examine an exhibit possessed by Beatles.

If the exhibit wasn’t possessed by Beatles,

Would his examinations be so pleasant?

Ann has a hat in her handbag,

Dan has a cap in his backpack.

If Ann didn’t have the hat in her handbag,

Would Dan have the cap in his backpack?

Mark parks his car in a car park,

Bart parks his car in a dark park.

If Mark didn’t park his car in the car park,

Would Bart park his car in the dark park?

Ещё скороговорки...

Ten men mend seven hedges,

Seven men mend ten hedges.

If ten men didn’t mend seven hedges,

Would seven men mend ten hedges?

Fifteen teens eat fifteen sweets,

Sixteen teens eat sixteen sweets.

If fifteen teens didn’t eat fifteen sweets,

Would sixteen teens eat sixteen sweets?

German learners learn German words,

Turkish learners learn Turkish words.

If German learners didn’t learn German words,

Would Turkish learners learn Turkish words?

Rock concerts shock pop icons,

Pop concerts shock rock icons.

If rock concerts didn’t shock pop icons,

Would pop concerts shock rock icons?

All Paul’s daughters were born in Cork,

All Walt’s daughters were born in York.

Why were all Paul’s daughters born in Cork?

Why were all Walt’s daughters were born in York?

Ещё скороговорки...

Cooks look for cookbooks on bookstalls,

Bookmen look for good books in bookshops.

Could cooks look for cookbooks in bookshops?

Could bookmen look for good books on bookstalls?

Ruth views ruined Pluto’s statues,

Luke views ruined Neptune’s statues.

If Ruth didn’t view ruined Pluto’s statues,

Would Luke view ruined Neptune’s statues?

Ещё скороговорки...

A funny puppy runs in front of a pub,

A fluffy puppy runs in front of a club.

If the funny puppy didn’t run in front of the pub,

Would the fluffy puppy run in front of the club?

Canada is colder than Korea,

Korea is hotter than Canada.

If Canada wasn’t colder than Korea,

Would Korea be hotter than Canada?

Скороговорки на английском языке:

Скороговорки являются самым эффективным инструментом выработать правильное английское произношение. Кроме того, красивое произношение в английском языке подразумевает не только точное воспроизведение звуков, но и чёткий интонационный рисунок. Именно поэтому подавляющее большинство наших английских скороговорок состоят из двух частей, где 3-я и 4-я строчки повторяют слова 1-й и 2-й, но с вопросительной интонацией.
Зачастую студенты игнорируют правильное произношение английских звуков, которые, на первый взгляд, аналогичны русским, например таких как [b], [f], [g] и т.д. Между тем, неразличие в иностранной речи именно схожих звуков и даёт национальный акцент. Поэтому мы составили скороговорки абсолютно на все гласные и согласные звуки английского языка и настоятельно рекомендуем вам отработать, по меньшей мере, по одной на каждый из них.
Также настойчиво советуем вам использовать наши скороговорки в качестве фонетической зарядки на английском языке в начале каждого урока, и тому есть несколько причин. Во-первых скороговорка отлично настраивает артикуляционный аппарат на дальнейшее воспроизведение англоязычной речи. Во-вторых, сама нелепость содержания английской скороговорки поднимает настроение, а следовательно расслабляет мышцы, что способствует лучшему усвоению основного материала занятия.
Ниже приведены 3 метода отработки английских звуков скороговорками, которые, по мере возможности, способствуют развитию у студентов всех четырёх навыков: аудирование, чтение, письмо, ну и, конечно же, говорение.
I метод:
1. Выберите одну из 5 предложенных нами скороговорок для отработки определённого английского звука. При необоходимости, подготовьте её для презентации на доске.
2. В классе сначала представьте учащимся гласный или согласный английский звук, который вы планируете отработать. Для этого вы можете воспользоваться кратким описанием, которое мы приводим для каждого звука английского языка. Затем произнесите звук самостоятельно, далее попросите студентов сделать это хором, и наконец, по цепочке.
3. Прочитайте выбранную вами скороговорку на английском языке на тренируемый звук в быстром темпе.
4. Данный этап рекомендуется проводить в игровой форме. Для этого, попросите учащихся приготовиться, чтобы записать знакомые слова, содержащие отрабатываемый английский звук. Когда все будут готовы, вы зачитываете ту же английскую скороговорку на нужный звук в медленном темпе. После этого, игроки по очереди произносят по одному услышанному ими слову. Победителем игры становится участник, расслышавший наибольшее количество слов, включающих отрабатываемый английский звук.
5. Запишите или спроецируйте выбранную вами скороговорку на английском языке для отработки звука на доску и предложите студентам её перевести. Поскольку традиционно английские скороговорки содержат устаревшие и малоупотребляемые слова, для экономии вашего времени, мы приводим их здесь с переводом. Вам остаётся только выписать транскрипцию незнакомых слов.
6. Предложите учащимся переписать в свои тетради английскую скороговорку с переводом и транскрипцией незнакомых слов.
7. Произнесите первое слово скороговорки на тренируемый английский звук. Далее предложите студентам повторить его за вами хором, а затем по цепочке. Не забывайте поправлять ошибки. Проделайте эту же процедуру со всеми словами скороговорки, содержащими отрабатываемый английский звук.
8. По той же схеме прочитайте первую строчку скороговорки на английском языке: сначала вы, потом хором, затем по очереди.
9. Аналогично отработайте вторую строчку английской скороговорки.
10. Предложите студентам по цепочке прочитать две строчки скороговорки на английском языке вместе. На этом первое занятие работы с выбранной вами скороговоркой для отработки английского звука рекомендуется закончить.
11. Второе занятие начинается с того, что каждый учащийся по очереди читает первые две строчки той же английской скороговорки, выбранной вами для отработки того или иного звука.
12. Вы зачитываете 3-ю и 4-ю строчки скороговорки на английском языке. Далее предлагаете студентам повторить за вами английскую скороговорку хором, а затем по цепочке.
13. Каждый учащийся по очереди зачитывает всю скороговорку для отработки английского гласного или согласного звука. На всех этапах вы не забываете корректировать ошибки.
14. На третьем и последующих занятиях студенты повторяют всю скороговорку на английском языке целиком по цепочке. Здесь возникает резонный вопрос: сколько раз необходимо повторить английскую скороговорку для отработки определённого звука? Классическая методика рекомендует отработать скороговорку на английском языке столько раз, сколько она включает слов, содержащих тренируемый гласный или согласный звук.
15. В процессе многократного повторения, неизбежно наступит момент, когда у одних учащихся скороговорка на английском языке, что называется, будет "отскакивать от зубов", а другие ещё с трудом произносить слова. В этом случае, на каждом занятии ставьте перед преуспевшими студентами новую задачу, например, произнести английскую скороговорку быстро, нараспев, шёпотом, выкрикивая, с разным эмоциональным окрасом: грустно, весело, удивлённо, растерянно, настороженно и т.д.
16. В середине процесса повторения (примерно на 10-м занятии) запишите учащихся на диктофон, но именно единым потоком. Затем также дайте послушать всю запись целиком. Очень важно, чтобы каждый услышал себя на фоне одногруппников и сам нашёл свои ошибки.
17. Когда будет проведено необходимое количество повторений, предложите студентам написать скороговорку для отработки английского звука на память.
18. Заключительный этап работы со скороговоркой на английский звук рекомендуется также провести в игровой форме. Для этого, каждый учащийся по очереди произносит одно слово английской скороговорки на память. Ошибившийся участник выбывает из игры, а слово восстанавливает следующий за ним по кругу. Закончив читать скороговорку на английском языке один раз, студенты начинают её заново, и так до тех пор, пока в игре не останется один победитель.
II метод:

2. В классе сначала представьте студентам гласный или согласный звук английского языка, который вы планируете отработать. Для этого вы можете воспользоваться кратким описанием, которое мы приводим для всех английских звуков. Затем произнесите звук английского языка самостоятельно, далее попросите студентов сделать это хором, и наконец, по цепочке.
3. Произнесите все 5 скороговорок для отработки звука английского языка в быстром темпе.
4. В данном методе игровая форма презентации английских скороговорок будет ещё более уместна, потому что большее количество слов, которые необходимо услышать, сделают состязание азартнее. Для правильной организации игры, попросите участников приготовиться для записи услышанных слов, а сами в это время выпишите на доску их имена. После этого вы читаете первую скороговорку на английском языке в медленном темпе и предлагаете игрокам по очереди называть по одному слову. За каждое правильно расслышанное слово игрок получает 1 балл, который вы фиксируете на доске напротив его имени. Затем вы читаете вторую английскую скороговорку, а право первым назвать слово предоставляется игроку, на котором закончился предыдущий раунд и т.д. В финале заработанные очки суммируются и определяется победитель игры.
5. Спроецируйте английские скороговорки на доску или раздайте распечатки. Рекомендуется сначала сделать перевод всех 5 скороговорок для отработки английских звуков, а только потом коллективно выбрать одну наиболее понравившуюся. При необходимости можно проголосовать.
6. В случае презентации английских скороговорок на доске, попросите учащихся переписать выбранную ими в тетрадь с переводом и транскрипцией незнакомых слов. Если вы подготовили распечатки, то они остаются у студентов.
7. Дальнейшая работа с выбранной скороговоркой на английском языке проводится аналогично п.7-18 II метода.
III метод (для мини-групп):
1. Подготовьте все 5 предложенных нами скороговорок на отрабатываемый английский звук в форме презентации на доске или распечаток по количеству учащихся.
2. В классе сначала представьте студентам английский гласный или согласный звук, который вы планируете отработать. Для этого вы можете воспользоваться кратким описанием, которое мы приводим абсолютно для каждого звука в английском языке. Затем произнесите английский звук самостоятельно, далее попросите студентов сделать это хором, и наконец, по цепочке.
3. Произнесите все 5 скороговорок для отработки английского звука в быстром темпе.
4. В данном методе игровая форма презентации скороговорок на английском языке будет ещё более уместна, потому что большее количество слов, которые необходимо услышать, сделают состязание азартнее. Для правильной организации игры, попросите участников приготовиться для записи услышанных слов, а сами в это время выпишите на доску их имена. После этого вы читаете первую английскую скороговорку в медленном темпе и предлагаете игрокам по очереди называть по одному слову. За каждое правильно расслышанное слово игрок получает 1 балл, который вы фиксируете на доске напротив его имени. Затем вы читаете вторую скороговорку на английском языке, а право первым назвать слово предоставляется игроку, на котором закончился предыдущий раунд и т.д. В финале заработанные очки суммируются и определяется победитель игры.
5. Спроецируйте все 5 скороговорок для отработки английского звука на доску или раздайте распечатки. Предложите каждому учащемуся выбрать себе одну наиболее понравившуюся английскую скороговорку, но так чтобы все получили индивидуальную.
6. В качестве домашнего задания, предложите студентам самостоятельно сделать перевод своей скороговорки на английском языке и потренироваться в её произношении.
7. На втором занятии каждый учащийся представляет свою английскую скороговорку с переводом. Вы корректируете ошибки.
8. На третьем и последующих занятиях каждый студент по очереди читает свою скороговорку на английском языке на тренируемый звук. Поскольку количество слов на отрабатываемый английский звук в разных скороговорках может отличаться, то вам следует выбрать максимальное число повторов.
15. В процессе многократного повторения, неизбежно наступит момент, когда у одних учащихся английская скороговорка, что называется, будет "отскакивать от зубов", а другие ещё с трудом произносить слова. В этом случае, на каждом занятии ставьте перед преуспевшими студентами новую задачу, например, произнести скороговорку на английском языке быстро, нараспев, шёпотом, выкрикивая, с разным эмоциональным окрасом: грустно, весело, удивлённо, растерянно, настороженно и т.д.
16. В середине процесса повторения (примерно на 10-м занятии) запишите учащихся, произносящих английскую скороговорку, на диктофон, но именно единым потоком. Затем также дайте послушать всю запись целиком. Очень важно, чтобы каждый услышал себя на фоне одногруппников и сам нашёл свои ошибки.
17. На заключительном занятии предложите каждому студенту написать свою английскую скороговорку на память.

Произношение согласных звуков в английском языке:

Английские согласные звуки имеют следующие характерные отличительные черты по сравнению с согласными звуками русского языка:

1) "звонкость-глухость" не является основным различительным признаком английских согласных звуков, напротив, применительно к английскому согласному звуку, важно знать: является ли этот звук сильным или слабым, а не звонким или глухим. В русском языке глухие согласные звуки, как правило, слабые, а звонкие звуки - сильные, В английском языке, наоборот, звонкие звуки [b], [d], [g], [j], [l], [m], [n], [r], [v], [w], [z], [ ʒ ], [ð], [ŋ] и [ʤ ] - в большинстве случаев слабые, а глухие звуки [f], [h], [k], [p], [s], [t], [∫], [θ] и [ ʧ ] - сильные;

2) сильные глухие согласные звуки [k], [p] и [t] отличаются от соответствующих русских согласных звуков тем, что они произносятся с сильным придыханием - промежуток между одним из этих согласных звуков и следующим за ним гласным звуком заполняется порцией не из ротовой полости, как в случае с русскими звуками [к], [п] и [т], а непосредственно из лёгких;

3) отличительной чертой системы русских согласных звуков является наличие патализации (смягчения). За исключением всегда мягких звуков [ч] и [щ] и всегда твёрдых звуков [ц], [ш] и [ж] (не путать с двойным "долгим" мягким [жьжь], как в слове вожжи), остальные русские согласные звуки встречаются как в мягкой, так и в твёрдой разновидностях. Согласные звуки английского языка полностью лишены такой артикуляционной особенности, поэтому следует уделять особое внимание тому, чтобы английские согласные звуки не смягчались перед гласными звуками [е], [i] и ;

4) английские согласные звуки на конце слов не оглушаются, как русские звуки;

5) удвоенные английские согласные звуки читаются как один звук.

В современном английском языке 24 согласных звука. Особенности их произношения (артикуляции) ниже рассмотрены отдельно для каждого звука.

[b] - Произносится как ослабленный русский звук [б]. ɜ

[ ʧ ] - Произносится как русский звук [ч], но энергично и твёрдо, без какого бы то ни было смягчения. Для правильной артикуляции английского звука [ ʧ ] , второй элемент [∫] следует произносить так же твёрдо, как русский звук [ш].

[d] - Произносится как ослабленный русский звук [д]. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ:] и согласным звуком [j] не смягчается. Следует избегать призвука [ə ] перед сочетаниями со звуками [n] и [l], для чего образующейся между звуками [d] и [n] мгновенной паузе надлежит придавать носовую артикуляцию, а мгновенной паузе между звуками [d] и [l] соответственно боковую артикуляцию (по месту образования - между опущенными в одну сторону боковым краем языка и щекой).

[f] - Произносится как русский звук [ф], но энергичнее и без участия верхней губы. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

[g] - Произносится как ослабленный русский звук [г]. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

[ ʤ ] - Произносится так же, как звук [ ʧ ] , но с голосом, менее энергично и всегда со вторым мягким элементом [ ʒ ] .

[h] - Аналогов этому звуку в русском языке нет. Согласный звук [h] представляет собой простой выдох без участия языка и округления губ - как при дуновении на стекло с целью почистить его. Звук [h] не является шумным и ни в коем случае не должен напоминать русский звук [х].

[j] - Произносится как заметно ослабленный русский звук [й].

[ ʒ ] - Произносится как смягчённый русский звук [ж], но не настолько мягкий, как в слове вожжи. Отличается от звука [∫] только использованием голоса при его произнесении.

Произносится как русский звук [к], но энергичнее и с придыханием перед гласными звуками. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

[l] - В отличии от русского звука [л], английский звук [l] произносится с участием кончика языка, который касается тканей непосредственно за передними верхними зубами. Перед гласными звучит несколько мягче, но не так, как русский звук [ль]. В то же время, в положении не перед гласными звуками, английский звук [l] никогда не звучит так же твёрдо, как русский звук [л].

[m] - Произносится как ослабленный русский звук [м]. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

[n] - В отличии от русского звука [н], который произносится при помощи языка, упирающегося в передние верхние зубы, английский звук [n] произносится с участием кончика языка, который касается тканей за передними верхними зубами, но не самих зубов. Английский звучит менее энергично, чем русский звук [н]. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

[ŋ] - Аналогов этому звуку в русском языке нет. Упрощённо, английский звук [ŋ] представляет собой звук [g], если произнести его через нос при полностью опущенном мягком нёбе. Так же как и для звука [g], при произношении звука [ŋ] задняя часть языка смыкается с мягким нёбом, но последнее при артикуляции звука [ŋ] полностью опущено, и воздух проходит не через рот, а через нос. Кончик языка при произнесении звука [ŋ] обязательно должен находиться у нижних зубов, а передняя и средняя части языка не касаться нёба. Следует избегать призвука [g] после звука [ŋ] и не подменять звук [ŋ] звуком [n].

Произносится как русский звук [п], но энергичнее и с придыханием перед гласными звуками. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

[r] - Очень слабый согласный звук, лишь условно сравниваемый с русским звуком [р]. Произносится он с положением органов речи, как для русского звука [ж], но щель, образуемая между поднятым кончиком языка и передней частью твёрдого нёба, несколько шире, чем для звука [ж]. Кончик языка загнут назад и не должен вибрировать. Вибрируют при произнесении английского звука [r] только голосовые связки. Средняя и задняя части языка остаются плоскими. Во избежании замены английского звука [r] русским звуком [р], следует помнить о том, что при образовании английского звука [r], язык не ударяется ни о зубы, ни о верхние ткани полости рта, оставаясь неподвижным.

[s] - Напоминает русский звук [с], но произносится энергичнее. Язык, по сравнению с русским звуком [с], при произнесении английского звука [s] поднят кверху, и струя воздуха проходит между кончиком языка и тканями позади передних верхних зубов, а не между языком и самими зубами. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

[∫] - Произносится как смягчённый русский звук [ш], но не настолько мягкий, как звук [щ]. Положение кончика языка, как при произнесении английского звука [s], но щель, в которую пропускается воздух, более широкая, а органы речи напряжены меньше.

[t] - Напоминает русский звук [т], но произносится энергичнее и с придыханием перед гласными звуками. По сравнению с русским звуком [т], при произнесении английского звука [t], кончик языка приподнят к тканям, расположенным позади передних зубов. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается. Следует избегать призвука [ə ] перед сочетаниями со звуками [n] и [l], для чего образующийся между звуками [t] и [n] мгновенной паузе надлежит придавать носовую артикуляцию, а мгновенной паузе между звуками [t] и [l] соответственно боковую артикуляцию (по месту образования - между опущенными в одну сторону боковым краем языка и щекой).

[θ] - Аналогов этому звуку в русском языке нет. При произнесении сильного английского согласного звука [θ], язык лежит плоско во рту, и его кончик находится между передними верхними и нижними зубами. В образуемую таким способом щель между краем верхних зубов и кончиком языка, выдыхается воздух. Во избежании образования звука [f], зубы должны быть обнажены так, чтобы нижняя губа не касалась верхних зубов. Во избежание образования звука [s], кончик языка должен находиться между зубами, а сам язык оставаться плоским, особенно его передняя часть.

[ð] - Аналогов этому звуку в русском языке нет. Произносится так же, как звук [θ], но с голосом и менее энергично. Во избежании образования звука [v], зубы должны быть обнажены так, чтобы нижняя губа не касалась верхних зубов. Во избежании образования звука [z], кончик языка должен находиться между зубами, а сам язык оставаться плоским, особенно его передняя часть.

[v] - Произносится как ослабленный русский звук [в], но без участия верхней губы. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

[w] - Аналогов этому звуку в русском языке нет. Английский звук [w] получается мгновенным пропусканием струи воздуха через щель, образуемую сильно округлёнными и слегка выпяченными губами. Зубы не касаются нижней губы. Звук [w] произносится очень кратко и слабо, губы совершают движение, как при задувании свечи.

[z] - Произносится как ослабленный русский звук [з]. Отличается от русского звука [з] тем же, чем английский звук [s] от русского звука [с]. Перед гласными звуками [e], [i], , [ɜ :] и согласным звуком [j] не смягчается.

Произношение гласных звуков в английском языке:

Среди гласных звуков современного английского языка выделяют три основные группы: монофтонги (гласные, состоящие из одного звука), дифтонги (гласные, состоящие из двух звуков , которые произносятся в пределах одного слога) и трифтонги (гласные, состоящие из трёх звуков, произносимых в пределах одного слога). В современном английском языке 12 монофтонгов, 8 дифтонгов и 2 трифтонга.

Монофтонги.

Исторически английские монофтонги подразделяются на краткие (æ, е, I , ɒ, ʊ, Λ, ə) и долгие (a:, i:, ɜ:, ɔ:, u:). Долгота последних обозначается в транскрипции двоеточием после символа соответствующего гласного звука.

[æ] - Краткий гласный звук, произносится с ощутимым напряжением. Качественно противопоставляется звуку [e]. Во избежание ошибочного произношения русского звука [э] вместо звука [æ], язык следует располагать низко во рту, как при произнесении русского звука [а]. Нижняя челюсть должна быть заметно опущена. При этом основная масса языка должна оставаться в передней части рта, а его кончик должен быть прижат к нижним зубам.

Долгий гласный звук, произносится напряжённо. Своей протяжностью, характерной придавленностью корня языка во рту и низким тембром, английский напоминает звук, издаваемый при показе горла врачу. Для того, чтобы правильно произносить английский звук , не делая его похожим на русский звук [a], следует как можно дальше отводить корень языка назад и вниз.

[е] - Краткий гласный звук, произносится без напряжения. Английский звук [е] отчасти напоминает русский звук [э] в словах свет и эти , если его произносить очень кратко. Следует, однако, помнить о том, что согласные перед английским звуком [е] не смягчаются. При произнесении английского звука [е], средняя часть языка поднята к нёбу выше, чем при произнесении русского звука [э], а расстояние между челюстями уже.

[I ] - Краткий гласный звук, произносится без напряжения. Качественно (по месту и способу артикуляции) и количественно (по долготе) противопоставляется долгому звуку . Английский звук слегка напоминает безударный русский звук [и] в слове игра и ударный русский звук [и] после шипящих. Для правильной артикуляции звука , язык следует располагать во рту ниже, чем при произношении русского звука [и]. Согласные перед звуком не смягчаются, на что нужно обращать особое внимание. В то же время, английский звук не должен походить на русский звук [ы].

Долгий гласный звук, произносится напряжённо. Качественно и количественно противопоставляется краткому звуку [i]. Английский звук несколько напоминает русский звук [и] в слове ива , если произнести его напряжённо и протяжно. Согласные перед звуком не смягчаются. Помимо долготы, английский звук отличается неоднородностью звучания на всём протяжении . При произнесении звука язык движется в полости рта вперёд в вверх.

[ɜ:] - Долгий гласный звук, произносится напряжённо. Губы при произнесении звука [ɜ:] растянуты, зубы слегка обнажены. Согласные перед звуком [ɜ:] не смягчаются. Английский звук [ɜ:] не должен напоминать русские звуки [о] и [э]. Именно звук [ɜ:], как правило, произносится носителями английского языка при обдумывании ответа или подборе нужного слова.

[ɒ ] - Краткий гласный звук, произносится без напряжения. Английский звук [ɒ] отчасти похож на русский звук [о] в слове конь , если его произносить не округляя и не выпячивая губы. При произнесении звука [ɒ], необходимо максимально отодвинуть назад язык, как при произнесении звука , и, широко раскрывая рот, попытаться добиться минимального округления губ.

[ ɔ: ] - Долгий гласный звук, произносится напряжённо, при оттянутом назад языке и сильно округлённых губах. Следует избегать характерного для артикуляции русского звука [о] выпячивания губ, которое приводит к образованию несвойственного английскому звуку [ɔ: ] призвука [у].

[ʊ ] - Краткий гласный звук, произносится без напряжения. Качественно и количественно противопоставляется долгому звуку . Основное его отличие от русского звука [у] заключается в том, что при произнесении звука [ʊ], губы почти не округляются и не выпячиваются.

Долгий гласный звук, произносится напряжённо. Качественно и количественно противопоставляется краткому звуку [ʊ]. Помимо долготы, английский звук , как и звук , отличается неоднородностью звучания на всём протяжении. При произнесении звука , язык движется в полости рта назад и вверх. Губы в начальный момент заметно округлены и, по мере движения языка, округляются ещё сильнее. Во избежание замены английского звука русским звуком [у], при округлении губ, не следует их выпячивать.

[ Λ ] - Краткий гласный звук, произносится напряжённо. Положение языка во рту, как при молчании. Английский звук [Λ ] похож на русский звук [а], произносимый в первом предударном слоге после твёрдых согласных на месте русских букв а и о , как например в словах скала и кора . По сравнению с русским ударным звуком [а], при произнесении английского звука [Λ ], язык отодвинут назад, а задняя его часть приподнята. Чрезмерно отодвинутый назад языка приведёт к образованию звука, близкого к английскому звуку [Λ ], что будет являться грубой фонематической ошибкой, так как данные звуки нередко выполняют смыслоразличительную функцию.

[ ə] - Краткий нейтральный (образуемый языком в нейтральном положении) гласный звук, произносится без напряжения. Как и русский язык, английский язык характеризуется сильной качественной редукцией (ослабленным произношением гласных в безударных слогах). Так, звук, близкий английскому звуку [ ə] , можно встретить во втором предударном и в двух заударных слогах в русских словах на месте гласных букв о , а и е после твёрдых согласных, например: садовод, даром, целиком . Ошибка при артикуляции английского звука [ ə] возникает вследствие смешения парадигм редукции в английском и русском языках. Нейтральный гласный звук [ ə] в английском встречается преимущественно в первом предударном и первом заударном слогах. Носители русского языка в первом и втором предударных слогах и втором заударном нередко произносят гласные, по степени качественной редукции близкие к русским. Частой ошибкой является произношение в первом предударном слоге английских слов русского звука [э ] вместо звука [ ə] . Для устранения этой ошибки необходимо не смещать язык в переднюю часть рта, сохраняя его в нейтральном срединном положении.

Дифтонги

Это особые гласные звуки, произносимые без паузы в пределах одного слога. У английских дифтонгов основным, ударным элементом - ядром - всегда является первый из двух его составляющих. Второй элемент - скольжение или глайд - всегда безударный, произносится без напряжения. Интонационно все английские дифтонги - нисходящие, т.е. их произношение сопровождается понижением интонации к конечному элементу.

Сочетание сильного первого элемента [a] и ослабленного . Английский звук [a] - ядро дифтонга - отличается от русского [a] передим положением языка при его артикуляции. К тому же в начальной стадии звучания английского [a], язык располагается ниже. Глайд дифтонга не должен заменяться английским согласным [j] или русским [й].

Сочетание сильного первого элемента [a] и ослабленного второго [ʊ] . При произнесении ядра дифтонга - звука [a] - язык не настолько продвигается вперёд, как при произнесении ядра , и первый элемент во многом схож с русским [a]. В отличие от глайда [əʊ], второй элемент дифтонга звучит неясно. Следует помнить об этом и не превращать неясный глайд [ʊ] в самостоятельный гласный [ʊ] или , а также русский [у], который произносится с характерным выпячиванием губ, не свойственным гласным звукам английского языка в целом.

Сочетание сильного первого элемента [e] и ослабленного второго [ I ]. Следует избегать превращения глайда дифтонга [ I ] в английский согласный [j] или русский [й].

- Сочетание сильного первого элемента [e] и ослабленного второго [ə] . Рот при произнесении ядра дифтонга - звука [e] - раскрыт намного шире, чем при произнесении самостоятельного английского гласного [e], что делает похожим ядро дифтонга на русский [э] в слове этот (но не эти ).

[I ə ] - Сочетание сильного первого элемента и ослабленного второго [ə]. В открытом конечном положении (на конце слова), глайд [ə] может переходить в звук, близкий к английскому [Λ ].

[ɔI ] - Сочетание сильного первого элемента [ɔ] и ослабленного второго . Английский звук [ɔ] - ядро дифтонга [ɔI ] - представляет собой нечто среднее между английскими звуками [ɔ:] и [ɒ ]. Превращение глайда дифтонга в английский согласный [j] или русский [й] является ошибкой.

[ʊə] - Сочетание сильного первого элемента [ʊ] и ослабленного второго [ə].

[əʊ] - Сочетание сильного первого элемента [ə] и незначительно ослабленного второго [ʊ]. Ядро дифтонга [əʊ] - звук [ə] - произносится как английский [ɜ:], но с раскрытым шире, чем для [ɜ:], ртом и с округлёнными (но не выпяченными) губами. Дифтонг [əʊ] - единственный английский дифтонг, второй элемент которого произносится отчётливо, без заметного ослабления органов речи.

Трифтонги

Это сочетание дифтонгов и с безударным нейтральным неслоговым гласным [ ə] . Как и дифтонги, английские трифтонги имеют в своём составе ядро - сильный ударный элемент - и глайд или скольжение, которое включает в себя два безударных элемента.

- Сочетание дифтонга и нейтрального гласного [ə ]. Элемент [I] не должен превращаться в согласный [j].

Сочетание дифтонга и нейтрального гласного [ə]. Элемент [ʊ ] не должен превращаться в согласный [w].

У детей бывают трудности с произношением отдельных звуков. Среди них особенно выделяется звук «р». Множество родителей переживают за своих детей из-за этого «непослушного» звука! Чтобы вместо «рыба» ваш малыш с улыбкой не отвечал «селедка», нужно регулярно тренировать произношение. Помогут в этой работе скороговорки на «р». Если периодических их повторять, речь ребенка со временем исправится.

Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?

Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь - важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:

  • слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
  • беспрерывная «болтовня»;
  • недоразвитая дикция;
  • чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
  • громкий или тихий голос.

Почти все недостатки речи исправимы.

Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.

Игры для детей - естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.

Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы

Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.

  1. Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
  2. До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
  3. К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
  4. К пяти - Ш; Ж; Ч; Щ.
  5. А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».

Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.

Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:

  • упражняют артикуляцию звуков;
  • помогают освоить правильную речь;
  • исправляют ошибки;
  • устраняют косноязычие;
  • развивают слух и фонетическое запоминание.

Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.

Автоматизация скороговорки на «Р»

Перед тем, как проговаривать скороговорку на букву «Р», нужно запомнить правила.

  • Сначала ее лучше проговаривать медленно, усваивая комбинации звука и четко произнося каждый из них. Если вы учите скороговорку на «Р» с ребенком, этап обучения такой же. Каждое слово произносится отдельно: четко и медленно.
  • Не стоит ожидать, что малыш сразу повторит фразу. Не злитесь, если он говорит несколько иначе, чем требуется.
  • Занятие длится максимум десять минут.
  • А вот повторять занятие можно сколько угодно.
  • Кроме говорения скороговорки с «Р», ее напевают или нашептывают. Также полезно говорить с разным тембром голоса, скоростью, интонацией и так далее. Главное, чтобы каждый звук произносился четко. Это должно контролироваться.
  • Когда в четкости сомнений нет, проговаривают скороговорку с буквой «Р» как можно быстрее.
  • Перед заучиванием скороговорки на «Р», желательно провести логопедическую гимнастику для разогрева и укрепления органов артикуляции.

Что нужно делать перед тем, как заучивать скороговорки с буквой «Р»

Итак, приступим к практической части. Этот звук наверняка тревожил многих родителей. Если следовать рекомендациям логопеда, и уделять упражнениям со скороговорками на букву «Р» должное внимание, ребенок научится не только правильно выговаривать звук, но даже сможет зарычать, как львенок!

Занятие начинают с разминки - чистоговорки на «Р». Пример:

  • ру-ру-ру, скачет кенгуру;
  • ра-ра-ра, у лисы нора;
  • ры-ры-ры, летают комары;
  • ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
  • рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
  • ря-ря-ря, новый день календаря;
  • ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.

Закончив чистоговорки на «Р» с двумя буквами, слегка усложняют задачу:

  • арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
  • ары-ары-ары, как поют гитары;
  • уры-уры-уры, просят пшена куры;
  • оры-оры-оры, мы увидим горы.

Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше

После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:

Приготовила актриса

Тридцать три и три ириса.

Подарила все ириски

Грише, Мише и Бориске.

За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».

Морковку на терке растирает Артем.

Все бобрята - добрые ребята.

Протрубили в трубы трое трубачей.

Иришка - сестра Маришки.

Рыбы - в аквариуме, а кобры - в террариуме.

Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:

Ворота, Варвара, отвори,

У двора дрова поколи.

Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:

Украл у Клары Карл кораллы,

А Клара украла у Карла кларнет.

Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:

Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.

Когда достигнута автоматизация в проговаривании скороговорки на букву «Р», вне зависимости от сложности, вы заметите, что звук, произношение которого так тревожило недавно, уже говорится по-другому.

Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.

Скороговорки малышам нужно начинать проговаривать с раннего возраста – это и чёткое проговаривание всех букв, и весёлое развлечение. И наверное, самые важные скороговорки с буквой «р», ведь для многих детей эту буква бывает очень непросто поставить быстро. Лёгкие фразы помогут учиться весело и играючи, а сложные – закрепят полученные навыки.

Те, кто говорят скороговорки - скороговоры

Скороговорки на букву «р» для детей 5 лет

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
На горе Арарат растет крупный виноград.

У мыши в норке сыра корка.
Мария готовила пир на весь мир.
Лара играла на лире
Баран буян залез в бурьян.
Добрые бобры, Бодрые кобры.
Шустрая норка юркнула в норку.
Трое трубачей трубят в трубы.
Руки рыбака грязны от червяка.
Артем трет на терке морковь.
Брадобрей бритвой бреет бороды.
Все бобры добры к своим бобрятам.
Григорий - брат Георгия.
Кобры - в террариуме, а карпы - в аквариуме.
Рыбы в пруду - пруд пруди.
Тридцать три трубача трубят тревогу.
Трое трубачей трубили в трубы.
Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Сыворотка из-под простокваши.
Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
У бобра шапка добра.
Пойду в лес по рябую корову.
В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Три рака на горе кричали, спор выясняли.
Редиску в окрошку режет Серёжка.
Весь март кот поёт, второй кот вторит.
У упрямого Прокопа урожай большой укропа.
Короб корок корова съела.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Греби грибы грибник граблями.
Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

Посмотрите небольшое видео с малышом на проговаривание скороговорки на букву Р, и потом пусть он сам повторит её, глядя на картинки.

Говорун всё говорил, говорил, говорил, да приговаривал

Скороговорки на букву «р» для детей7 лет могут быть и короткие, и в две три строчки. Главное их отличие от скороговорок для младших детей – увеличение сложности в проговаривании.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре чуть не утонула.

Косарь Косьян косой косит косо.
Не скосит косарь Косьян покоса.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

Купили каракатице кружевное платьице,
Ходит каракатица хвастается платьицем.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Карп с приправами прогрелся на противне
И отправился на сковороду для прожарки.

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка
Стащили три тонких картонки в потёмках.

Белые бараны били в барабаны,
Без разбора били – лбы себе разбили.

Дает Катеринке картинки Каринка,
Картинки в корзинку кладет Катеринка.

Редька редко росла на грядке.
Грядка редко была в порядке.

Прытко рысь трусит за крыской.
Скрылась крыска, как ни рыскай!

Говорит Маргарита про регату ребятам:
«Регата, ребята, дороговата!»

Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.

Четыре черненьких чумазеньких
Чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж:
Чрезвычайно четко.

Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

Загадка:
«Несётся и стреляет ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться за этой тараторкой.» — что это?
(Сорока)

Я бродил один у горки, собирал скороговорки

Скороговорки на букву «р» для детей10 лет уже посложнее. Детям можно предложить даже полноценные небольшие стихи-скороговорки.

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ириса

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста

На корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и Тамарка

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.

Крошечные котики ели тортики.
Любят тортики крошечные котики.
Лапками котики крошили тортики.
Котики от тортиков наполнили животики.

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры,
Вытру выдрой ядра кедров,
Вытру гетрой выдре морду.
Ядра в вёдра –
Выдру в тундру!

Все скороговорки в мире не выговорить и не выскороговорить!

Сложные скороговорки с буквой «р» для детей.

Как известно, бобры добры.
Добротою бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», -
Рады Вера и Егор

Забрели в гору бобры, а бобры то злы, но и добры.
В горах деревья то росли. Да все остры как горы,
А бобры то в колпаках. Колпаки колпаковские. До причуда острые.
Да все бобры колпаками колпаковскими деревья в горах и повырубали.

Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

Пришёл Прокоп, кипел укроп,
Ушёл Прокоп, кипел укроп;
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
Проворонила ворона воронёнка.
Продавец продает сухие продукты:
Сухарики, сушки и сухофрукты.
Сухие баранки и крекеры есть.
Но всухомятку не нужно их есть.

Кар! - кричит ворона - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали?
Караул! Карман украли!

Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Пол двора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала со смехом соседке синица:
«Стать самой скрипучей сорока стремится!».

Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке

Картавость в речи не такой и страшный недостаток. Многие люди не выговаривают звук «ррр» и не стесняются этого. У некоторых речь звучит даже довольно мило. Но, конечно, если хочется исправить этот недостаток, выговорить правильно букву «р» есть целый ряд упражнений и скороговорок для картавых с буквой «р».

Разминка

Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры

Слова

Раб, розовый, рысь, руль, гора, перо, нарыв, кенгуру, работа, рыбак, рысак, руно, руда, фара, мера, пары, горы, папирус, карусель, Фарфор бутерброд, транспортер температура рассортировать, группировка, развернуть, растирание, администратор.

Скороговорки

В грозу от груза арбузов развалился кузов.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры.
Рододендроны из дендрария.
Рос в реке ершонок, рос, рос, стал ершом, а не вырос.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Рыбы в проруби - пруд пруди.
Привёз Пров Егорке во двор дров.
Раз – росинка-бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.
Разрезая взором узор на озере, развивает зрение дозор.
Рим-пилигрим забрался на трактир и Рим-пилигрим обозлился на весь мир.
Росла за горой, за пригорочком сосенка с подприсосеночком.
Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
Рыла свинья белорыла, тупорыла;полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Триста тридцать три трамплина трём спортсменам по нутру:
С трёх трамплинов три спортсмена начинают поутру.

Заговорил говорун и слегка заговорился

И немного скороговорок на букву «р» для взрослых. Мамам и папам тоже полезно потренироваться и попрактиковаться в проговаривании сложных скороговорок.

Говорил говорун говорунам: «говорил не говори говоруну, что говорун заговорил»,
У говоруна говорилка говоривалка.
Заговорил говорун и глотка говоруна слегка заговорилась,
И тут говорун говорит на последок: «хватит говорить говорун говорилкин».

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: «А скороговорка велика»?
И сказал скороговор: «Нет» — вот его ответ.

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.

У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла — кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

Жили-были курочка-пеструшечка и уточка-вострохвосточка.
Курочка-пеструшечка выпестрохвостила пестрохвостят,
а уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.
У курочки-пеструшечки — пестрохвостята,
а у уточки-вострохвосточки — вострохвостята.

Небольшой совет для родителей: не нужно сразу бежать к логопеду. Выберете время, отложите свои дела и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.

Для занятий дома можно использовать логопедические игры для буквы Р. Здесь и разминка для язычка и другие интересные упражнения.

Приятных вам занятий вместе с вашими детьми!

Р – Л


Боронила борона неборонованное поле.

Варвара варила, варила, да не выварила.

Галка кротка, да палка коротка.

Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

Кириллу на рынке купили крынку.

Король - орёл, орёл - король.

Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?

Купила бы я, накупила, да купило притупило.

Лара и Валя играют на рояле.

Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Орёл - на горе, перо - на орле.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.

Под потолком-полком полколпака гороху.

Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.

Корабль лавировал, лавировал, лавировал, лавировал, да не вылавировал.

Была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдёт к Лавру - Лавру про Фрола наврёт.

Короб корок корова съела.

Молчи, пора рожь толчи!

Не рад Ларя, что кисель кисел.

Погода размокропогодилась.

Пойду в лес по рябую корову.

Пришёл Панкрат с домкратом.

Баран-буян залез в бурьян.

Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.

В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Воробьи - под кровлю, а сова - на ловлю.

Выкроен,выкроен клин с приподклинком.

Грызёт белка орех, а ребятам - смех.

Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.

Из-под кислого молока, из-под простокваши.

Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.

Летели три вороны - черны,пёстроголовы.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Люди - с базара, Назар - на базар.

Мажет Клим телегу, едет в Крым по репу.

Морская волна сильна и вольна.

На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

На полице в коробице полтора каравая лежит.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Пётр пень пилил пилой, распилил весь пень пилой.

По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.

Под деревом тетерев тетерева встретил.

Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Прохор ехал в Харьков, а Захар - из Харькова.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Съел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Через рвы, через горбочкишли мы в лес по грибочки.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Два дровосека, два дроворуба,два дровокола.

Карп Карпыч

У Карпа Карпыча

Карпа купил.

Кашевар кашу варил, подваривал, да недоваривал.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: - Грабь!

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

Пилил Филипп поленья из лип, притупил пилу Филипп липовыми поленьями.

По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, нужно колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

Ты, молодец, скажи молодцу - пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец телёнка привяжет.

Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Шёл Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.

Белые бараны били в барабаны, без разбора били - лбы себе разбили.

В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.

Дали Клаше

каши с простоквашей;

ела Клаша

кашу с простоквашей.

Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.

Ест Федька кисель с редькой, ест редька с киселём Федьку.

Как у нас погода размокропогодилась: на дворе подворье всё поразмокло.

Клюёт курица крупку, курит турок трубку. Не клюй, кура, крупку, не кури, турок, трубку.

Летала гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.

На болоте, на лугу стоит миска творогу. Прилетели две тетери, поклевали - улетели.

Неделю Емеле прясть короб кудели, а Емелиной дочке - прясть одну ночку.

Отворяй, Варвара, ворота,

Коли не враг за воротами,

А врагу да недругу

От Варвариных ворот - поворот.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок, сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

У Ипата к пирогам борода с лопату, а увидел дубину - борода клином.

Два дровосека, два дроворуба, два дровоколадров накололи, двор переполнили.

Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло,да не оброни зерна горохова.

У Карпова двора укатана гора. Кто укатал? Карповы дети укатали, раскопали, перекопали.

Шла бабка из клети, просыпала крупку. - Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!

Два дровосека, два дровокола, два дроворубаговорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз - гора,

две горы, три горы.

Иван-болван

Кочерыжку ковал,

Да не выковал,

На базар выносил,

По три денежки просил,

Да не выпросил.

Летит гусь на Святую Русь.

Русь,не трусь,

Это не гусь,

А вор-воробей,

Вора бей -

Не робей!

Полине купили пенал, Петьке купили кепку. Полина покупкой довольна, Полина за покупку поблагодарила, Петька за покупку не поблагодарил.

Козёл-мукомол кому муку молол, а кому не молол.

От того, кому молол, получал пироги;

От того, кому не молол, получал тумаки!

Вот так Ермак: посеял мак. Расцвёл мак. Вот так Ермак: пожал мак, смолотил мак, продал мак - вот так Ермак!

На дворе - трава, на траве - дрова, за двором - дрова, под двором - дрова,дрова вдоль двора,дрова вширь двора. Надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.

Портной Пото играл в лото, и портниха Пото играла в лото. Но портной Пото не знал про то, что портниха Пото играет в лото.

Пошёл Ипат лопаты покупать. Купил Ипат пяток лопат. Пошёл через пруд, зацепился за прут. Упал Ипат, пропали пять лопат.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать да перевыколоколовать.

Три дровосека, три дроворуба, три дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, до порыостры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.

Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо. Прислонилась Люба к дубу, любо нам глядеть на Любу.

Шли семеро стариков, говорили старики про горох. Первый говорит:«Горох хорош!» Второй говорит: «Горох хорош!» Третий говорит: «Горох хорош!» Четвёртый говорит:«Горох хорош!» Пятый говорит:«Горох хорош!» Шестой говорит:«Горох хорош!» Седьмой говорит:«Горох хорош!»

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

На горе, на пригорке стояли двадцать два Егорки.Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка, четыре -Егорка, пять - Егорка, шесть - Егорка, семь - Егорка, восемь - Егорка, девять - Егорка, десять - Егорка, одиннадцать - Егорка, двенадцать - Егорка, тринадцать - Егорка, четырнадцать - Егорка, пятнадцать - Егорка, шестнадцать - Егорка, семнадцать - Егорка, восемнадцать - Егорка, девятнадцать - Егорка, двадцать - Егорка, двадцать один - Егорка, двадцать два - Егорка.