Централизованное тестирование по. Правила ЦТ: что нужно знать абитуриенту? Использование калькуляторов во время тестов

Централизованное тестирование нередко путают с единым государственным экзаменом. И это не удивительно - у них много общего.

Идея проведения Централизованного тестирования (ЦТ) возникла около десяти лет назад. Тестирование было задумано как альтернатива традиционным вступительным испытаниям. По сути, это первая попытка внедрить в российскую образовательную систему универсальную схему, позволяющую с одними и теми же баллами поступать в несколько вузов одновременно.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был разработан специалистами Федерального центра тестирования позднее. За основу были взяты методики и наработки ЦТ.

Если идея ЕГЭ развивается и "обкатывается" на государственном уровне (госэкзамен - "детище" Министерства образования РФ - в 2009 г. станет обязательным для всех выпускников средней школы), то участие в централизованном тестировании является добровольным как для абитуриентов, так и для вузов.

Каждый вуз оставляет за собой право выбора - приравнивать набранные на ЦТ баллы к результатам вступительных или нет. Администрация вуза может вводить свои ограничения: принимать результаты централизованного тестирования только по определенным предметам или засчитывать баллы после того, как вы пройдете собеседование и т.п.

Кто за что отвечает

Тестирование проводят вузы и школы - партнеры Федерального центра тестирования (ФЦТ). Результаты проверяются в Центре. "Разрешительным документом" для проведения тестирования является договор, который учебное заведение заключает с ФЦТ. Этот документ должен быть датирован текущим годом и подписан с одной стороны - директором Центра, с другой - ректором конкретного вуза. При этом Центр отвечает за качество тестов, проверку и информационную безопасность материала, а вуз предоставляет площадку для проведения тестирования и следит за корректным ходом экзамена.

Не просто бумажка

Каждый школьник, прошедший централизованное тестирование, получает сертификат. В нем указано количество набранных баллов и верно выполненных заданий; рейтинг среди других участников ЦТ. Это дает возможность абитуриенту оценить свои силы еще до начала вступительных испытаний.

Все сертификаты имеют единый формат, независимо от того, где проводилось тестирование.

Сколько стоит ЦТ

Федеральный центр тестирования существует как независимая хозрасчетная структура. Хотя она курируется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, но напрямую не зависит от госструктур и, соответственно, ими не финансируется. Поэтому участие в централизованном тестировании для абитуриентов платное. Центр ежегодно определяет приблизительную стоимость одного экзамена. В 2006 г. она составила от 150 до 450 руб. Окончательную сумму устанавливает вуз, который проводит тестирование.

Существует три вида централизованного тестирования:
итоговое - для выпускников 9-х классов
итоговое - для 11-классников
тестирование абитуриентов (результаты засчитываются вузами во время вступительных экзаменов).
Два последних различаются по сложности и не заменяют друг друга.

Граница на замке

Централизованное тестирование проводится одновременно во всех регионах - от Калининградской области до Камчатки. Это одна из гарантий его "прозрачности". На экзамен по каждому предмету отводится один день - если, предположим, в Москве 14 апреля проходит тестирование по русскому языку, то можно со стопроцентной уверенностью сказать, что в этот же день тестирование по этому предмету пройдет в Екатеринбурге, Магадане, Астрахани и т.д. Чтобы не было возможности списать или подтасовать результаты, принимаются различные меры обеспечения информационной безопасности.

В Интернете постоянно появляются объявления, авторы которых предлагают "готовые ответы ЦТ на текущий год со 100 %-ной гарантией". Мы неоднократно приобретали подобные "гарантированные ответы" через третьих лиц, и ни разу не встретили ничего даже близкого к реальным вариантам. На нашем официальном сайте rustest.ru мы постоянно публикуем черный список фирм, которые предлагают подобный "товар". На самом деле подтасовать ответы, заранее вычислить правильные варианты крайне сложно. Во-первых, базы вопросов (тестов) и ключей к ним хранятся в разных местах и совмещаются через специальные перекодировки уже непосредственно во время проверки. Во-вторых, все варианты формируются по принципу спонтанности: до последнего момента мы сами не знаем, какой вариант куда пойдет. Помимо этого, к месту проведения тесты доставляются в специальных опечатанных пакетах - "secure pack". Мы очень скрупулезно следим за соблюдением необходимых правил на всех этапах тестирования. Тщательно отслеживаем статистику результатов ЦТ. Если при обработке тестов выясняется, что ответы одной аудитории совпадают, то результаты подвергаются сомнению. В этом случае может быть назначено повторное тестирование. Оно проводится бесплатно для участников. Сертификат выдается на основании достоверного результата.

МГИМО, Щепка, Бауманский...

Централизованное тестирование и единый государственный экзамен - тестовый способ проверки знаний. Централизованное тестирование, в отличие от ЕГЭ, включает всего два блока вопросов разного уровня сложности. В едином государственном экзамене таких блоков - три. При этом многие специалисты оценивают вопросы централизованного тестирования как более сложные по сравнению с заданиями ЕГЭ.

С каждым годом ЕГЭ занимает все более устойчивые позиции, а количество вузов, участвующих в централизованном тестировании, сокращается. Вместе с тем централизованное тестирование дает хороший шанс поступить во многие российские вузы. Так, в 2005 г. в централизованном тестировании участвовало около 500 российских вузов, из них 33 московских. Всего по сертификатам ЦТ было зачислено 85250 абитуриентов, из них 364 - в Московский государственный университет путей сообщения, 1186 - в Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, трое - в Московский государственный институт международных отношений и один - даже в Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина.

Результаты тестирования ежегодно обрабатываются Госкомстатом России. Всю информацию о количестве участников, проценте абитуриентов, зачисленных в вузы по результатам тестирования, можно посмотреть на сайте ФЦТ.

Небезоблачное будущее

Единый госэкзамен со временем вытеснит централизованное тестирование как форму поступления в вузы, но скоропостижная кончина ему не грозит.

Ольга Решетникова, заместитель директора ФЦТ:

Мы не боимся исчезнуть с повсеместным введением ЕГЭ. Централизованное тестирование представляет собой хорошо отлаженный механизм тренинга и способ самостоятельной проверки знаний. Это независимая оценка, которая показывает объективный уровень знаний школьников, безотносительно симпатий или антипатий учителей. Для того чтобы успешно пройти ЕГЭ, лучше потренироваться заранее - при ответе на вопросы тестов важны не только знания, но и умение грамотно заполнять саму форму, правильно распределять время.

Информация к размышлению

Прежде чем принять решение об участии в централизованном тестировании, стоит взвесить все "за" и "против". Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • работает ли выбранный вуз по схеме ЦТ? Наилучший вариант - поступать в несколько вузов, готовых принять сертификат или его дубликат
  • проводит ли вуз тестирование самостоятельно или рассматривает результаты, полученные вне его стен? (в первом случае, доверия к сертификату ЦТ будет больше)
  • готовы ли вы платить?
  • сможете ли вы в середине апреля показать достаточно высокий "финишный" результат?
  • и, наконец, сумеете ли вы, отправив сертификат в вуз, спокойно дожидаться объявления проходного балла, не изводя себя мыслью "а сегодня я бы точно написал лучше"?

Централизованное тестирование дает возможность
Абитуриенту
Получить независимую оценку уровня своей подготовки. Тестирование проходит в середине апреля. Низкий балл - не повод для расстройства: еще есть время наверстать упущенное и устранить пробелы в знаниях.
Заранее оценить свои шансы на поступление. Хороший помощник в этом - рейтинговая шкала.
Не тратить нервы во время вступительных летних испытаний. Список вузов, принимающих сертификат централизованного тестирования, большой. Достаточно разослать его по разным вузам, которые принимают результаты, и ждать ответа.
Подать сертификат ЦТ одновременно в несколько вузов.
Потренироваться в заполнении тестовых материалов (правда, за деньги).
Вузу
Больше всего выигрывают партнеры ФЦТ, устраивающие тестирование на своей базе. Часть денег за проведение централизованного тестирования отчисляется вузу, учебные заведения получают возможность отобрать лучших абитуриентов. Для вузов-участников централизованного тестирования такой процесс абсолютно "прозрачен": поступающие выполняют тестовые задания непосредственно в стенах будущей Альма-матер, под присмотром преподавателей. Администрация вуза полностью контролирует процесс - в этом состоит еще одно существенное отличие централизованного тестирования от ЕГЭ. Вузовские преподаватели не всегда склонны доверять результатам единого госэкзамена, ссылаясь на то, что где-нибудь на периферии школьные учителя могут посодействовать в правильном выполнении заданий.

Централизованное тестирование -- форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего профессионального и профессионально-технического образования Беларуси и России.

По результатам тестирования участники получают сертификаты установленного образца с указанием количества набранных баллов. В России баллы затем переводятся приемной комиссией ВУЗа в шкалу оценок. При переводе учитывается средний балл, набранный всеми участниками тестирования, поступающими в данный вуз. В Беларуси общий балл формируется на основе суммирования баллов, полученных в ходе тестирования (максимальная оценка за тест 100 баллов) по всем сданным предметам, и среднего балла аттестата, умноженного на десять (в Беларуси используется десятибалльная система оценки знаний). Отставание России от мирового уровня в области тестирования весьма значительно, но в последние годы предпринимаются попытки созидать определенную культуру тестирования. Первым шагом в этом направлении со стороны федерального органа управления образования стало открытие в 1990 году лаборатории централизованного тестирования учащейся молодёжи при Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

Централизованное тестирование в России проводится с 1995 года на коммерческой основе. К участию в централизованном тестировании допускаются лица, имеющие общее среднее образование и учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ. Но тем не менее, участвовать потенциально может любой

Тестирование проводится один раз в год по утверждённому расписанию. Обычно тестирование проводится в апреле, поэтому его часто называют апрельским тестированием. Разница в форматах показана в таблице. Кроме этого, ЕГЭ развивался фактически из тестирования.

В 2006 году более 200 тыс. человек подали свои сертификаты в приемные комиссии вузов, а свыше 73 тыс. человек поступили в вузы с помощью централизованного тестирования.

Таблица 1 Сравнение системы ЦТ и ЕГЭ в России

основание

автоматизированная проверка бланков или компьютерное тестирование (последнее в таблице не приведено)

автоматизированная проверка бланков A,B; ручная- C.

количество предметов

Территория

Территория вуза. Абитуриент имеет право выбирать площадку, но сдача платная.

Может быть как территория школы, так и территория вуза или большое помещение. Выбор площадки затруднителен.

вопросов

часть А 40 с одним вариантом из 5, часть B -- 6 вопросов

часть А 40 с одним вариантом из 4, Б, также C

Исправления

часть А до 6, часть B -- до 2 вопросов (указывается в поле ниже номер вопроса и исправленный вариант)

часть А до 10, Б -- до 2 вопросов, C- не допускается

Попытки сдачи

Существует возможность сдать обычный и тест повышенной сложности (по некоторым предметам), то есть дважды. Как абитуриент имеет право показывать или нет, так и вуз принимать или нет.

Одна попытка, результат обязателен как для абитуриента, так и для вуза. Возможна (и обязательна) пересдача только одной оценки, неудовлетворительной для школы.

Школьный экзамен

Не является школьным выпускным экзаменом. По решению участника и желания школы может быть засчитано как экзамен по выбору, но не сочинение и математику.

Является выпускным экзаменом

Центр тестирования осуществляет:

организацию и финансирование разработки тестов для централизованного тестирования, их апробации и экспертизы;

  • 2. ведение банка тестовых заданий
  • 3. методическое и организационное руководство проведением тестирования регионах России;
  • 4. автоматизированную обработку результатов тестирования;
  • 5. ведение банка статистического анализа результатов тестирования.

Суть централизованного тестирования состоит в том, что в один день в разных городах России тестирование выпускников школ по каждой дисциплине проводится по тестам, которые формируются из единого банка тестовых заданий. Такое тестирование предлагается школьникам как дополнительное платное образовательная услуга (независимая, объективная оценка знаний), использование которой носит сугубо добровольный характер.

Для развития системы тестирования в России на базе имеющегося потенциала Центра тестирования необходимо:

  • 1. доработать и утвердить концепцию централизованного тестирования;
  • 2. разработать и утвердить единую шкалу учебных достижений;
  • 3. разработать и внедрить нормативные ведомственные акты, указывающие правовую поддержку каждому этапу развития централизованного тестирования;
  • 4. сформировать организационно-правовые условия, создающие устойчивый мотивационный комплекс для использования объективной информации об уровне знаний учащихся для всех категорий пользователей: от самих учащихся и их родителей до руководителей образовательных учреждений (школы, вузы) и до руководителей региональных и федерального органов управления образования;
  • 5. ввести результаты централизованного тестирования в государственную систему отчетности по образованию и систему оценки качества образования;
  • 6. выделить средства из бюджетов региональных и федерального органов управления образования для частичной компенсации затрат Центра тестирования на подготовку информации по образовательной статистике.

Таким образом, централизованное тестирование в России -- форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего профессионального и профессионально-технического образования.

Каким бы ни был Ваш результат на централизованном тестировании – это будет в первую очередь Ваша заслуга или Ваш провал. Конечно, всегда можно найти себе оправдание, что Вам не повезло с учителями, репетиторами и так далее. Возможно, так оно и есть. Но постарайтесь быть честным с самим собой – главное зависело от Вас. И именно от Вас зависит, как Вы теперь настроитесь на тесты.

Подготовка к тестам

Голова во время экзамена должна быть ясной. Поэтому Вы должны:

  • Высыпаться на протяжении нескольких недель, и особенно в день перед тестированием;
  • Гулять на свежем воздухе;
  • Поменьше сидеть у телевизора и компьютера;
  • Не заниматься учёбой «круглосуточно»;
  • В день перед ЦТ не стоит решать что-то конкретное, повторите формулы и закончите с учебой часикам к трем дня, потом прогуляйтесь на свежем воздухе и лягте пораньше спать.

Алкоголь на выпускном вечере лучше исключить или его количество должно быть минимальным. После среднего опьянения мозг восстанавливается 4-5 дней, после хорошей пьянки – неделю, поэтому «вспышки разума» на тестировании будут маловероятны. В лучшем случае Вы решите стандартные задачи. Окончание учебного года лучше отметить после тестов. Вот тогда оторвитесь по полной! Если уж совсем невтерпёж, то хорошо отпразднуйте «последний звонок».

Ограничьте также время загула на выпускном вечере. Не стоит менять биологический ритм жизни. На его восстановление также уйдёт несколько дней.

Прохождение централизованного тестирования

1. Начало тестирования

Будьте готовы к тому, что само тестирование начнётся не в одиннадцать часов, а только после того как все абитуриенты в данной аудитории оформят бланки, а так как в аудитории всегда найдутся «не очень сообразительные» абитуриенты, которым несколько раз придётся объяснять, как оформляется и заполняется бланк, то до начала самого тестирования вы проведете в аудитории довольно продолжительное время. Успокойтесь, закройте глаза и расскажите себе то единственное стихотворение, которое Вы знаете, или про себя напойте любимую песню. Не психуйте, а отдыхайте. Ведь до вскрытия конвертов с заданиями, и до того как вы эти задания получите, заветные три часа отсчитываться не начнут. Кстати, не вздумайте опоздать по этой причине. Вход в аудитории прекращается в 11 часов. Приезжать на тесты лучше всего за минут сорок, например, на случай если окажется, что Вы забыли паспорт, Вам успеют его подвезти, или на случай если Вам придется долго искать свою аудиторию.

Войдя в аудиторию, проверьте пригодность вашего места для трёхчасового экзамена, на подготовку к которому Вы потратили столько сил и времени, а родители средств. Вам должно быть удобно сидеть, если нет – позовите преподавателей и попросите их помочь. До начала тестирования обязательно сходите в туалет.

Во-первых, поход в туалет во время тестирование приведёт к потере времени. На самом тестировании лучше обойтись и вовсе без таких походов. Во-вторых, вы будете знать, где находится туалет, и не потратите много времени на поиски в случае если он Вам всё же понадобится.

Успокойтесь в начале тестирования. Получив условия, не бросайтесь на них сломя голову. Не спешите. В начале теста прочитайте все, что будет написано в тесте, в том числе и вводный текст от составителей, учитывайте то, о чем Вы там прочитаете. На тесте по физике также внимательно изучите таблицу постоянных величин. Именно там могут быть указаны данные, необходимые для решения некоторых задач, например, заряд и масса электрона или протона.

Не выглядывайте сразу сложные задачи с мыслью «Я как раз не знаю, как такое решать!». Найдите те задания, которые вы точно решите, сделайте это и похвалите себя.

2. Отношение к «быстрым» абитуриентам и время Вашей работы на тесте

Не обращайте внимания на других абитуриентов. Вы сами за себя, они тоже. Через 5 минут после начала теста некоторые абитуриенты начнут сдавать бланки и уходить из аудитории, а через 40 минут в аудитории останется 10-15 процентов абитуриентов, и Вы должны быть в их числе. Не пугайтесь. Не думайте, что те, кто ушёл, всё сделали, т.к. были лучше Вас готовы или имели ответы к тестам. Они сделают 0-5 первых примеров и сыграют в «морской бой» с оставшимися заданиями. Они Вам не конкуренты, они просто пришли испытать удачу.

Перед тестом посмотрите футбольный матч английской премьер-лиги или хоккейный матч НХЛ. Обратите внимание, что проигрывающая команда сражается до последней секунды, даже в безнадёжной ситуации. Вы, также как и они, должны бороться все 180 минут.

3. Что брать, а чего не брать

Не забудьте взять с собой питьевую негазированную воду в небольшой прозрачной пластмассовой бутылке (0,5 л). Снимите заранее с бутылки этикетки, так как организаторы могут посчитать, что на них написаны шпаргалки. В аудитории всегда есть питьевая вода и одноразовая посуда, но их может и не хватить. Организаторы тестирования могут отказать вам в проносе воды в аудиторию или попросят поставить её на общий стол. Не обижайтесь на это, а выполните их требования. Шоколадки брать не нужно, скорее всего Вам не дадут ими воспользоваться.

Ни в коем случае не кладите в карман мобильный телефон, даже в отключенном состоянии. Из аудитории выгоняют даже в момент, когда абитуриент одной рукой сдаёт бланк, а второй рукой рефлекторно лезет за телефоном. Кроме того, даже выключенный телефон может подавать сигналы (например сработает будильник) – а это конец.

На тест по математике не берите калькулятор, ни на какие тесты не берите шпаргалки. Случайно опустите руку в карман, и… Вы уже за дверью. Никто не будет Вам делать замечания и грозить пальцем, просто заберут бланк, не вступая в переговоры.

Помните, что на тест по математике нельзя брать линейку, циркуль, карандаш. В качестве линейки можно использовать паспорт. К слову: не вздумайте писать карандашом шпаргалки в паспорте, или делать там любые другие пометки, паспорта могут перелистать и проверить.

Для теста по физике подготовьте два калькулятора – один инженерный (но с одной строкой на мониторе), второй простой (но тоже с корнем квадратным). За «неправильный» калькулятор с теста не выгоняют, а внятного пояснения, какой из калькуляторов подходит, до сих пор нет. Начните использовать инженерный калькулятор, если преподаватель сделает Вам замечание, спрячете его и возьмёте второй. Кстати, потренируйтесь считать на калькуляторе, так как в последнее время Вы для расчётов пользуетесь телефонами.

4. Ситуация с черновиками, выходом в туалет и поведение в конфликтных ситуациях

Если Вам не хватит черновиков, обратитесь к преподавателю в аудитории.

В очень редких случаях Вас могут послать, сказав, что бумаги больше нет. Не психуйте в этом случае, но и не идите туда, куда Вас пошлют. Спокойно попросите протокол проведения экзамена для того, чтобы сделать там запись. Вас могут послать второй раз. Тогда потребуйте пригласить председателя экзаменационной комиссии. Бумага для черновиков волшебным образом найдётся.

В туалет выпустить Вас обязаны (под контролем). Если Вам это действительно нужно, то не ведитесь на предложение закончить работу и только после этого идти в туалет. Терпеть и хорошо решать затруднительно. В случае возникновения конфликта действуйте по алгоритму, описанному выше.

Кстати, по такому же алгоритму ведите себя в случае возникновения других конфликтных ситуаций. В любом случае помните, что вся система ЦТ создана для Вас, Вы ее главные действующие лица, у Вас есть права (например, Вас не имеют права отвлекать от написания теста). Помните, что за редчайшим исключением преподаватели в аудитории - вполне дружелюбные по отношению к Вам люди, не настроенные на создание Вам каких-либо проблем. Соблюдайте правила написания теста – и никто не станет Вам мешать.

Помните, что конфликт проще предупредить, чем нейтрализовать. Если вы будете спокойно решать тест, не отвлекая других абитуриентов и преподавателей и не досаждая им, то ни один преподаватель не станет создавать конфликтную ситуацию. Ведите себя спокойно и уверенно.

5. Решение теста

Решайте задачи по порядку, пропуская самые сложные.

  • ОЧЕНЬ ВАЖНО! Никогда не начинайте решение теста с части В. Если у Вас сходу не получится решить часть В, то Вы, потратив много времени, расстроившись в спешке даже часть А потом не решите.

Решая тест, не забывайте:

  1. В физике и математике в части А правильный только один из вариантов ответа, в части В ответом должно быть целое число. В бланк ответов в части В размерность ответа писать НЕ нужно. Писать нужно только само число;
  2. При этом в физике, возможно, ответ в части А придется округлять, так чтобы он соответствовал вариантам ответа, а в части В – до целого (не пугайтесь этого, но и не злоупотребляйте, округлять можно только конечный ответ, а в промежуточных расчетах избегайте округлений, округляйте по правилам округления, а не «просто до меньшего»);
  3. Помните про ОДЗ – иначе у Вас будет много лишних «корней»;
  4. Не допускайте других глупых ошибок из «справочника» приведенного в конце документа;
  5. В физике не забывайте переводить все величины в систему СИ;
  6. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Помните, что в тестах по математике, а особенно по физике, каждое слово, окончание и союз, и даже знаки препинания в условии задачи имеют порой определяющее значение и самым непосредственным образом влияют на решение. Очень внимательно читайте задачу, вспоминая значение каждого слова.
  7. Решив задачу, ещё раз уточните вопрос к ней, и ответьте именно на него. Внимательно читайте вопрос задачи;
  8. Будьте внимательны и не спешите, спокойно вспоминайте именно то, что нужно для решения данной конкретной задачи, а не применяйте бездумно первое вспомнившееся действие, свойство или формулу. Если Вы это сделаете, Вы убедите себя, что Ваше неправильное решение было «правильным», и скорее всего уже не сможете освободиться от этого заблуждения даже при проверке;
  9. Если в ходе решения задачи по математике Вы выходите на очень большие расчеты (например, перемножение или деление некрасивых четырехзначных чисел, вроде 4157), то, скорее всего, Вы неправильно либо не рационально решаете задачу, и очень рискуете ошибиться (хотя аккуратно выполненное не рациональное решение, тоже может привести к правильному ответу). Зачастую в тестах очень хорошо подобраны числа. Попробуйте отложить задачу минут на 20. Когда вернетесь к ней снова, постарайтесь внимательно подумать над ней заново, и придумать хоть немного другой метод решения;
  10. Не спешите. В части А даже если Вам покажется, что задача достаточно проста чтобы потратить на неё в сумме 5 секунд – НЕ ТОРОПИТЕСЬ – уделите даже самым простым заданиям в части А должное количество времени. Две минуты вдумчивого осмысления простых задач вместо 5 секунд Вам, тем не менее, позволят успеть сделать все, что Вы сможете сделать, и при этом не допустить очень глупых и обидных ошибок.
  11. Помните, что в математике и физике не существует понятий: «наверное», «может быть», «мне кажется» и т.д. Здесь есть только «правильно» и «неправильно». Это означает, что если в какой-то момент Вам покажется, что какое-то решение выглядит «некрасиво», то это не значит, что задачу нужно отбросить и поднять себе нервы, Вы просто должны проверить математическую или физическую справедливость данного решения, посмотреть может где-то что-то сокращалось, или в ответе нужно указать не то, что Вы ищите, а может просто нужно аккуратно довести решение до конца.
  12. Аналогично Вы никогда не должны ничего писать по соображениям: «… а получалось так красиво» или «ну так ведь проще …», Вы должны писать только математическую и физическую правду.
  13. При решении теста в черновике стоит писать побольше промежуточных действий. Это, во-первых, меньше утомит Ваш мозг, т.к. Вы не будете держать большое количество действий в уме. Во-вторых, упростит проверку. А главное Вы не потратите на это лишнего времени, скорее сэкономите его. Часто приходится видеть, как ученик в уме, запинаясь, ошибаясь и по десять раз переделывая и перепроверяя себя (всё это в уме) делает каких-то пару действий дольше, чем тот который их прописывает в тетрадке.
  14. Решая некоторую задачу думайте именно о ней, и о правильности того, что Вы пишите в данный момент. Но не переживайте о том, что быть может что-то было не решено и пока отложено, и о том, что впереди могут быть всякие там неведомые сложные задачи.

И ещё. В тесте по математике, задания идут в порядке возрастания сложности, только согласно субъективному представлению авторов теста, для Вас же лично может так оказаться, что самыми сложными задачами будут не самые последние из предложенных. А в тесте по физике сложность задач и вовсе не определяется их порядковым номером. Самые сложные задачи могут находиться в начале или середине части В.

Таким образом: Если задача не решается, пропустите её, и идите дальше, вернётесь к этой задаче потом. Однако злоупотреблять этой мерой тоже не стоит, не нужно прыгать по всему тесту, в попытках найти самую подходящую задачу для решения прямо сейчас, пропускайте задачи, если действительно не можете их пока решить, или если чувствуете, что потратите на нее много времени.

Работу с тестом нужно организовать в несколько прочтений:

  1. Первое беглое ознакомление с тестом: смотрим какие темы, в каком объеме представлены, какая сложность задач. Это нужно для того, чтобы правильно спланировать свое время, и не дергаться при решении задач на предмет того, что будет дальше, исключить суматоху при решении теста.
  2. Решаем задачи строго по порядку, начиная с части А, пропуская только то, что оказывается слишком уж сложным.
  3. Решаем то, что можем из пропущенного.
  4. Проверяем.

При решении задач, думайте не о том, что Вам в задаче что-то неизвестно, а о том, как найти неизвестные величины. Если Вы не видите ход решения задачи, делайте незначительные преобразования, ищите «ненужные» на первый взгляд величины. В математических задачах попробуйте проанализировать ОДЗ, или вид предлагаемых функций, возможно, такой анализ позволит ограничить поиск решения настолько, что его можно будет провести устно, подбором, без полноценного решения. Если Вы не знаете, как выглядит некоторая функция, а это важно для решения, нарисуйте ее тупо по точкам. В геометрии нарисуйте рисунок очень аккуратно и точно, и просто измерьте искомую величину. В физике попробуйте из предлагаемых в задаче величин составить величину с размерностью ответа и так далее.

В общем, делайте что-нибудь, даже если Вам кажется, что это тупо и бесполезно, даже если Вам кажется, что Вы ничего не знаете. Боритесь, сдаться Вы всегда успеете. Только не сидите сложа руки тупо глядя на пример, и не отвлекайтесь на всякие тяжелые мысли, не переживайте свои переживания о том, что у Вас что-то не получается. Пока есть время – действуйте. Главное, чтобы то, что Вы делаете в таких задачах, было справедливо с точки зрения физики и математики. Писать лишь бы что, конечно не стоит. Вот еще несколько технических советов:

  • Если у Вас несколько раз в части В встречается один и тот же ответ, или много раз подряд в части А получается ответ с одним и тем же номером, не вздумайте рассматривать это как признак неправильности решения, такое случается.
  • В части В несколько задач обычно достаточно просты, такие задачи вполне могут решаться с применением одной или двух формул или преобразований, и не содержать особой хитрости. Они не обязательно будут первыми в части В. Если у Вас при решении задачи из части В получается простое решение, и Вы уверены в своих знаниях, не стоит рассматривать простоту решения как признак его неправильности.

Не спешите сдавать работу, если у вас осталось время – проверьте еще раз решения. При проверке учитывайте:

  • Даже если в части А вы получили один из тех ответов, которые даны среди вариантов ответа, он необязательно верный, типичные ошибки составители тестов учитывают, и предлагают варианты ответа с расчетом на эти ошибки.
  • Проверку стоит начинать с проверки правильности переноса чисел и выражений из условия задачи себе на лист и в дальнейшие расчеты (Проверка «Дано»).
  • Проверять стоит, также и то, под каким номером стоит тот ответ, который Вы получили, и к какому заданию он относится.
  • Хороший способ проверки своего решения на наличие глупых ошибок (вроде: 2 + 2 = 8) это решение задачи заново на чистом листе, не подглядывая в изначальное решение. При этом, если принципиально Вы уже знаете решение, то проделать его заново, займет у Вас немногим больше времени, чем внимательно просмотреть свое первое решение. Но читая собственный текст трудно заметить ошибку, а вот решая задачу второй раз, Вы вряд ли снова допустите такую же глупую ошибку в том же месте.

Сделайте для себя на черновике таблицу с ответами, заполняйте ее по мере решения задач, а потом просто перенесите ответы в бланк. Так вы уменьшите риск неверно записать ответы в бланк. Начните заполнять бланк не позже, чем за 30 минут до окончания теста – в спешке можно сделать самые глупые и обидные ошибки, записать свои правильные ответы под неправильными номерами. Кроме того, учтите, что многие председатели экзаменационных комиссий не дадут Вам ни одной лишней секунды. Бланк ответов могут вырвать прямо из рук в тот момент когда Вам остается потратить 20 секунд на то, чтобы перенести ответы части В в бланк. Это наверное самое страшное фиаско на ЦТ, имея ответы не успеть их занести в бланк, но Вы не поверите, таких людей тысячи каждый год. Не будьте в их числе – заполните бланк заранее. Если время останется, то «добейте» самые сложные задачи и сразу же внесите ответы на эти задачи в бланк.

Не пытайтесь посмотреть, сколько и как нарешали другие, верьте в себя и занимайтесь только собой и своим решением. Даже если Вам покажется, что есть возможность списать – не вздумайте этого делать – скорее всего, Вас выгонят, в лучшем случае, Вы спишите ошибку.

Кроме того, на ЦТ настолько бескомпромиссно и быстро удаляют абитуриентов с экзамена за списывание, что сам процесс списывания (для тех кто всё же пытается этим заниматься) отнимает столько психологических сил и времени, что в итоге эти попытки дают только отрицательный результат, у ученика не остается больше сил и времени для решения оставшихся задач.

  • Вместо того чтобы пытаться списывать, выучите Вы необходимые формулы и методы, придите на ЦТ с осознанием своей силы и правоты, сядьте и напишите всё честно, спокойно, без нервов и внимательно читая условия. Ваш результат в этом случае будет наибольшим.

На тесте ни с кем из абитуриентов не разговаривайте, разговаривать можно только с представителями экзаменационной комиссии. За переговоры между абитуриентами выгоняют всех участников диалога, независимо от того, кто его начал, и кто кому пытался помочь. Выгоняют легко, быстро и без предупреждений. Не отвечайте на чужие вопросы, это будет очень глупый конец Вашей вступительной кампании (помочь ближнему ценой своего благополучия это конечно достойно, но только не в этот раз, особенно учитывая, что ближнего тоже выгонят). И не спрашивайте никого ни о чем, не подвергайте риску себя и окружающих, кроме того Вам вряд ли смогут помочь другие абитуриенты, скорее всего они Вас только запутают.

Если какой-нибудь другой абитуриент будет очень настойчиво пытаться завязать с Вами беседу, то ни в коем случае не отвечайте ему, не нужно ему объяснять, что разговаривать нельзя и просить от Вас отвязаться. За такие разговоры тоже выгоняют. Как хотите, но не реагируйте.

6. Ситуация с «неправильной» задачей

В очень и очень редких случаях условие задачи может быть плохо напечатано или может быть два одинаковых ответа. Также условие задачи может быть некорректным. Не заводитесь по этому поводу, не лезьте с вопросами к преподавателю. Эту ситуацию как-нибудь разрулят без Вас. Пропустите эту задачу, вернётесь к ней позже, когда всё станет на свои места.

Если же в аудитории никто, кроме Вас, не заметил проблемы, то первое, что вы должны сделать, это: еще раз очень внимательно подумать над этой задачей, чаще всего оказывается, что это не задача была плоха, а абитуриент ее неправильно понял, вообще не понял или побоялся решать.

  • Например, Вы правильно решаете задачу, и вдруг!... Иррациональные корни или просто «плохой» дискриминант повергли Вас в шок, Вы бьётесь в истерике и уже не помните, что в задаче могли спросить количество или сумму корней, которые представляют собой вполне «красивое» число.

Если Вам по-прежнему будет казаться, что задача плоха, то второе, что вы должны сделать, это: обратиться к преподавателю, только тогда, когда Вы решите основную часть теста. Преподавателем в аудитории на тест по математике или физике назначается филолог, историк и т.п. Ответить на Ваш вопрос по предмету он не имеет права, да и не сможет. Поэтому, на всякий случай, зафиксируйте проблему в протоколе о проведении экзамена. Если Вы вдруг окажетесь правы, то Вам зачтут решение этой задачи. Но, подчеркнем ещё раз, не переживайте по этому поводу. Одна задача не окажет существенного влияния на результат тестирования. А вот неадекватная реакция на эту проблему может помешать Вам решить остальные задачи.

Кроме того, если одна из задач окажется совсем-совсем неправильной в части самого условия, то ее зачтут как верно решенную всем абитуриентам в том числе и Вам, и поэтому она будет цениться в 0 баллов. Таким образом, при правильном решении всех остальных задач из теста, абитуриент по прежнему сможет набрать 100 баллов. Короче получится так, будто этой задачи и не было, а было всего 29 задач.

Также, в последнее время очень редко, но все же случается, что в некоторых задачах как части А так и части В есть два разных правильных ответа. Это небольшая ошибка составителей теста, так не должно быть. При этом если уж такое происходит, то абитуриентам засчитывается любой из правильных ответов как правильный. Но если Вы впишите оба ответа, то они будут засчитаны как неверный ответ. Поэтому, если Вы внезапно получаете, в какой-либо задаче два разных ответа и уверены, что оба они правильные, то в ответ в бланке пишите один из них. Но еще раз, такое бывает очень и очень редко, обычно если Вы получаете два ответа, то один из них нужно выкинуть по каким-нибудь объективным причинам (например, один из них не подходит по ОДЗ или, в физике, ответ не может соответствовать действительности, типа отрицательной массы).

7. Информация для разгильдяев и бездельников

В каждом тесте есть с десяток очень простых задач. Вы тоже можете их решить. Просто поверьте в себя, упритесь и любым способом решите их. Не отчаивайтесь если после первого прочтения задачи Вы не поняли сразу же как она решается. Не спешите, выпишите дано, нарисуйте рисунок, сделайте пару преобразований, в конце концов решите задачу не рационально, например, подбором, методом исключения ответов или графически. Еще раз повторимся, в каждом тесте есть много задач, которые можно решить не обладая особыми знаниями, а только лишь базовыми понятиями и минимальной логикой.

Более того, если предел Ваших мечтаний это 40 баллов на ЦТ, то Вам обязательно нужно найти для себя эти 10-15 самых простых и понятных задач, сконцентрироваться, и усердно решать именно их, решать хоть все три часа. При этом об остальных задачах даже не думайте.

Но, как Вы понимаете хоть какой-нибудь ответ нужно дать на все задания, как в части А так и в части В. При «угадывании» ответа на остальные (сложные на Ваш взгляд) задачи, которые Вы так и не стали решать, стоит учитывать следующее: если уж у Вас совсем нет никаких соображений по задаче, то сочинительство всяких глупых логических доводов приведет Вас почти наверняка к неправильному ответу, поэтому если уж Вы все-таки капитулируете перед какой-либо из задач, то чтобы не уменьшать вероятность угадать ответ:

  1. Забудьте обо всех своих предыдущих размышлениях насчет этой задачи и просто гадайте, т.е. совершенно случайным образом выбирайте любое число от 1 до 5 в части А. Про часть В далее.
  2. При угадывании не учитывайте сколько раз, какой ответ уже встречался, сколько раз он шел подряд, просто угадывайте. Бывало такое, что даже в части В три раза попадался один и тот же ответ, два из этих ответов причем шли подряд.
  3. В части В ставьте в ответ любое число от –15 до 15 кроме ноля. Учитывайте при этом физический или математический смысл той величины, о которой спрашивают в задаче. Например, количество корней или масса не может быть отрицательной, следовательно, в таких случаях выбирайте число от 1 до 15.

8. ЦТ бояться уже поздно…

Напоследок, хотелось бы пожелать Вам монументального спокойствия на ЦТ, ведь оно Вам там очень пригодится и поможет написать этот экзамен на максимальный из возможных баллов. К слову сказать, Вам уже и нет никаких причин бояться ЦТ, дело в том что:

  • ЦТ это всего лишь конечный пункт Вашей вступительной кампании, которая длилась целый год или даже годы. И если уж переживать о Вашем поступлении, то нужно было переживать о каждом пропущенном занятии, о каждой не сделанной домашке. А если вы тогда не переживали, то сейчас у Вас есть ровно столько же причин переживать. ЦТ это всего лишь один (к радости еще и последний по данному предмету) день Вашего процесса поступления. На что Вы подготовились за 11 лет школы и пары лет подготовки к ЦТ, на то Вы и напишите, не сомневайтесь Вы получите свой заслуженный балл, ни больше и ни меньше. Но…
  • Вторая причина не волноваться, это то, что волнение это фактически единственное что может изменить тот балл на который Вы наработали за предыдущие годы, но изменить этот балл волнение может, конечно, только в меньшую сторону.
  • В конце концов, ЦТ хорошо тем, что Вы в любом случае получите какой-то балл, и сможете отнести Ваш сертификат куда-то. Да, может это будет меньше чем Вы надеялись, но получив сертификат Вы примите решение, что делать дальше, а пока надо просто написать ЦТ, успокоившись и сконцентрировавшись. Написать так как Вы это можете в лучшем виде. Таким образом, на ЦТ нет того давящего факта, типа написал хорошо – поступил, написал плохо – не поступил. Нет, пока Вы просто получаете какой-то балл, поступление будет потом.

9. Заключительные замечания и пожелания

Если тест сложный, не паникуйте, в нем обязательно найдутся простые задачи. Кроме того, он одинаково сложен для всех. Просто средний балл будет низким, и проходные баллы в ВУЗы тоже будут ниже. Главное, чтобы Вы написали тест относительно лучше других.

Ниже можно посмотреть PDF версию этого документа с таблицей самых распространенных ошибок на ЦТ по физике и математике . Изучите эту таблицу очень внимательно, и постарайтесь не допускать подобных глупых ошибок, чтобы потом не было мучительно обидно.

Централизованное тестирование (ЦТ) стартует в Беларуси с 12 июня и продлится до 2 июля. Первым абитуриенты сдадут тестирование по белорусскому языку, последним — по всемирной истории.

Как и любой другой экзамен, ЦТ имеет свои правила и запреты. Что нужно знать абитуриенту перед тем, как идти писать тестирование — в специальной памятке Sputnik.

Во сколько надо приходить?

Само централизованное тестирование начинается в 11:00, однако в пункт проведения необходимо прийти заранее, обязательно — до 10:30. Если вы замешкаетесь и зайдете в помещение уже после вскрытия конверта с заданиями, вас к экзамену не допустят.

Конечно, очень важно не перепутать корпуса университета, в котором вы сдаете ЦТ — лучше перепроверьте на сайтах вузов. Например, такую возможность предоставили в БГУ.

Как заполнять бланк ЦТ?

При заполнении бланка ответов на ЦТ помните: считывать их будет компьютер, и ему не объяснишь, перепутали ли вы что-то или сделали ошибку.

Важно, чтобы ответы вы заносили только в специальные поля: по букве (цифре) на одну клеточку. Пустые клетки заполнять не надо. Записывать все надо так же, как в образце наверху бланка — печатными знаками.

Заполнять область регистрации нужно на том же языке, на котором подано заявление на регистрацию. Подпись внизу листа не должна выходить за пределы специальной рамки.

Помните и то, что заштриховывать свои неправильные ответы или замазывать чем-то нельзя — на бланке указан способ отмены на такой случай.

Подробнее о нюансах заполнения бланков вам расскажут в пункте проведения ЦТ прямо перед испытанием, там же организаторы могут и ответить на вопросы.

Как себя вести в аудитории?

Нельзя ходить по аудитории, кричать через зал вопросы организаторам — лучше поднимите руку, и к вам подойдут. Если вам нужно в туалет, то сходить туда вы сможете только с одним из организаторов, дабы лишить вас возможности списывать.

Родители могут прийти поддержать?

Вход в пункты проведения ЦТ в дни проведения испытания открыт только для тех, кто зарегистрирован на испытание. Ваши родственники или друзья вас могут проводить только до входа в здание, дальше — нельзя.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) сдают все выпускники школ России. Наше централизованное тестирование было создано именно по его примеру. Но всё же между ними есть отличия. , мы расскажем о разнице между ЕГЭ и ЦТ.

Предметы

Белорусские школьники могут выбрать только 4 предмета из 11. Для российских выпускников ЕГЭ по русскому языку и математике обязательно, а остальные предметы сдаются по желанию в неограниченном количестве. Кроме основных предметов россияне могут ещё писать русскую литературу и информатику. Спецификации и демоварианты есть на .

ЕГЭ — одновременно и школьный выпускной экзамен, и вступительное испытание в университет. ЦТ — экзамен только для поступления в университет

Уровни тестов по математике

Составители ЕГЭ предлагают сдавать математику на базовом и профильном уровне. Если абитуриент собирается поступать на специальность, где математика главный предмет, он должен осилить профильный тест. Все остальные сдают математику на базовом уровне. Этот тест простой, и выпускники могут пользоваться справочными материалами. В ЦТ профильных уровней нет.

Структура теста

Централизованное тестирование состоит из части А (открытые вопросы) и Б (закрытые вопросы). Единый государственный экзамен также состоит из двух частей. Но первая часть содержит одновременно вопросы закрытого и открытого типа, где нужно указать цифру или записать краткий ответ. А во второй части нужно дать развёрнутый ответ. По русскому языку и литературе пишется сочинение. В тестах по математике, информатике, химии, биологии, географии и физике расписывается решение задач. В ЕГЭ по истории и обществознании абитуриенты подробно отвечают на вопросы. Вторая часть в тестах по иностранным языкам — это проверка говорения. Она сдаётся по желанию. Во время ответа ведётся аудио- и видеозапись.


Время выполнения тестов

Так как структура ЕГЭ другая, даётся больше. Экзамен по русскому языку, химии и биологии пишется 210 минут. На профильный уровень математики, а также на литературу, обществознание, физику, информатику, историю даётся по 235 минут. Базовую математику, письменную часть иностранного языка и географию школьники выполняют 180 минут, а на устную часть иностранного языка отводится 15 минут.


А вот белорусский регламент на написание ЦТ

Бланк ответов

В отличие от одностраничного , . Первый — часть регистрации. Второй предназначен для ответов 1-й части, третья и последующие страницы представляют собой листы в клеточку для ответов 2-й части теста.


Правила проведения и баллов на ЕГЭ и ЦТ схожи

Место проведения и разрешённые предметы

ЕГЭ проводится на базе общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, а не высших учебных заведений, как в Беларуси. Абитуриент сдаёт экзамен не в своей школе. С собой нужно брать ручку, паспорт, а при необходимости — перекус и лекарства. На математику можно приносить линейку, на физику — линейку и непрограммируемый калькулятор, а на географию — линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

До недавнего времени белорусские выпускники, которые собирались поступать в российский вуз, ездили писать ЕГЭ в Россию. В скором времени , что сэкономит время и деньги многих абитуриентов. Кстати, поступить в вузы России можно . И, к слову, Министерство науки и высшего образования России планирует для иностранных студентов.

Пересдача и резервные дни

Для абитуриентов российских вузов предусмотрено восемь резервных дней. Сдать ЕГЭ в дополнительный день имеют право школьники, которые не смогли прийти по уважительной причине и те, кто в основной день не набрал пороговый балл по русскому языку или математике. Пройти ЦТ в по причине недобора баллов нельзя.

Но систему образования Беларуси ожидают изменения. Министр образования Игорь Карпенко высказался с идеей объединить школьные выпускные испытания с ЦТ в . Предполагается, что он по форме проведения будет похож на ЕГЭ. Поэтому что белорусских абитуриентов ожидает впереди, неизвестно. Но вступительная кампания 2020 года пройдёт, как и раньше.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях