Классификация видов детских творческих объединений в учреждении дополнительного образования детей. Современные проблемы науки и образования Типы детских объединений в дод

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам (творческих объединений) - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Основным способом организации детей в любом объединении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать в работе одной или нескольких групп.

Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету). Ведущими являются репродуктивные методы работы и приоритет активности педагога. 2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач. 3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом. 4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Клуб Детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач: - организация досуга детей; - развитие коммуникативных умений; - развитие навыков самоуправления и самостоятельности; - освоение содержания той или иной предметной области. Отличительные признаки: 1. 1.Наличие органов детского самоуправления. 2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба. 3. Символика и атрибутика. 4. Наличие Устава или Положения о клубе5. «Ступени роста» для членов клуба. 6. Особые условия приема в клуб. 6. Особые условия приема в клуб. 7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба (звенья, бригады, экипажи, советы и т. д.) Студия Детское объединение, чья деятельность связана с определенным видом искусства. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д.



Студия Отличительные признаки: 1.Основная цель – развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка. 2.Углубленное изучение содержания образования. В основе – доминирующий предмет, вокруг которого выстраиваются «смежные», сопряженные с ним. 3.Сочетание экспериментальных и практических пед. задач и форм работы. 4.Система деятельности по демонстрации детских практических достижений. 5. Специальные условия набора детей в студию. 6.Высокое качество творческого «продукта» детей. 6.Высокое качество творческого «продукта» детей. 7. Наличие ступеней обучения, завершенных по содержанию и времени. 8.Наличие общественного органа студии по оценке качества творческих достижений (худ. совет).

Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы. Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально- инструментальный ансамбль.

Театр Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.

Мастерская Форма детского образовательного объединения, имеющая принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства и ориентированная на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий. Мастерская предполагает состав учеников, занимающихся у одного художника-педагога, развивающих в своем искусстве его творческие методы. Главной особенностью педагогических технологий считается не сообщение и усвоение информации, а передача способов работы, результат овладения которыми дает детям «творческие умения, формирующие личность.

Школа Форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.

Школа Отличительные признаки: 1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач. 2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х). 3.Наличие пед. коллектива. 4.Ступенчато-преемственный характер обучения. 5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов. 6.Четкие условия набора и обучения в школе 7.Вручение сертификата по окончании школы. 8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Методы и формы взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями: родительские собрания, конференции, дни открытых дверей, концерты, соревнования, открытые уроки, вечера вопросов и ответов и др.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

Методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

Методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

Методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

Метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

В Типовом положении об
образовательном учреждении
дополнительного образования детей
предлагаются следующие формы
детских объединений по интересам
(творческих объединений) - клуб,
студия, ансамбль, группа, секция,
кружок, театр и др.
Основным способом организации детей
в любом объединении является их
включение в учебные группы и
совместное обучение по единой
образовательной программе в течение
определенного времени. Каждый
ребенок может участвовать в работе
одной или нескольких групп.

Учебная группа

Группа - это формальное объединение.
Подобно тому, как в школе объектами
управления являются классы, так и в
учреждении
дополнительного
образования
объектами
управления
являются - группы или относительно
устойчивые объединения детей и педагога
на основе единой цели (декларируемой и
закрепленной
в
образовательной
программе),
сходных
интересов,
потребности в общении и совместной
деятельности.

Учебные группы могут быть разных видов:

Однопрофильные;
Двухпрофильные;
Комплексные (многопрофильные);
Переменного состава;
Сквозные;
Совместных занятий детей и родителей;
Учебно-исследовательские.

Однопрофильные группы

Учащиеся в таких группах обучаются одному
виду деятельности. Занятие ведет один
педагог.
Например, группа первого (второго, третьего) года
обучения объединения «Вязание крючком».

Учащиеся обучаются одновременно двум видам
деятельности, причем второй является
дополнением к основному.
Занятия в таких группах могут проводить:
А) два педагога, каждый по своему направлению
деятельности;
Б) один педагог, являющийся специалистом по
двум видам деятельности.
При первом варианте необходима совместная
разработка учебных программ и планов,
составление расписания занятий,
взаимопосещение занятий, анализ результатов
совместной работы.

Двухпрофильные учебные группы

Цель создания таких групп – приобретение
учащимися дополнительных знаний и умений,
необходимых для совершенствования по
основному виду деятельности.
При организации занятий могут быть варианты:
А) занятия проводятся 2 раза в неделю, чередуясь
по каждому виду деятельности;
Б) 2 раза в неделю проводится комбинированное
занятие: 1-ая часть – по одному виду
деятельности, после перерыва – по другому.
Например, объединения «Астрономия и вычислительная
техника», «Моделирование одежды и вычислительная
техника», «Техническое моделирование и дизайн»,
«Шахматы и общефизическая подготовка».

Комплексные учебные группы

Учащиеся обучаются одновременно трем и
более видам деятельности. Занятия
проводят несколько педагогов, поэтому
необходимо совестное программирование
и подведение итогов образовательного
процесса.
Комплексные группы могут быть
однопрофильными. Например, по
изобразительному искусству: живопись, графика,
роспись по ткани, скульптура. Или
многопрофильными. Например,
предшкольное образование: развитие речи,
математика, движение под музыку, декоративноприкладное творчество и т.д.

Комплексные учебные группы

Работа комплексной учебной группы может
быть организована следующим образом:
А) занятия проводятся 3 раза в неделю,
каждое – по одному из видов деятельности;
Б) 2 раза в неделю проводятся комплексные
занятия: 1-ая часть – по одному виду
деятельности; 2-ая часть – по второму; 3-ья
часть – по третьему. Перерыв между
частями 10-15 минут.

10. Учебные группы переменного состава

Организуются не на весь учебный год, а на более
короткие сроки: учебную четверть, на один
месяц, на неделю.
Цель создания таких групп – осуществление
начальной подготовки учащихся, приобретения
ими первоначальных знаний и умений по какомулибо виду деятельности; проведение массового
обучения школьников каким-либо навыкам;
организация полезного и познавательного досуга.
Например, творческие группы на период школьных каникул
(осенних, зимних, весенних), группы летних
оздоровительных лагерей, группы на базе детского
отделения больницы и т.д.

11. Сквозные учебные группы

В них наряду с основным составом учащихся
проходят обучение воспитанники других
коллективов учреждения.
Цель создания таких групп – способствование
более глубокому и прочному овладению
знаниями и умениями по основному виду
деятельности.
Занятия в таких группах могут проводиться
как в разовом порядке, так и с
определенной периодичностью (1-2 раза в
месяц).
Например, группы ДПИ посещают занятия групп по
ИЗО; учащиеся туристического объединения –
занятия по экологии.

12. Группы совместных занятий детей и родителей

Родители принимают участие в работе учебных
групп без включения в списочный состав,
по согласованию с педагогом.
Цель создания групп – укрепление семьи,
формирование общих интересов детей и
родителей, организация семейного досуга;
развитие детей, требующих повышенного
внимания, индивидуальной помощи родителей
в обучении.
Например, объединения «Моделирование
одежды», «Вязание», «Спортивная семья»,
«Туристическая семья», «Русский фольклор»,
«Комнатное цветоводство», «Кулинария и
эстетика быта».

13. Учебно-исследовательские группы

Могут создаваться на основе договора с
учебными и научно-исследовательскими
институтами, предприятиями, творческими
организациями. Учащиеся выполняют
поисковые, исследовательские, опытные
и экспериментальные работы. Деятельность
таких групп осуществляется под руководством
научных руководителей (консультантов). В
составе групп – средние и старшие
подростки, юноши.
Цель создания таких групп – углубленное
изучение различных областей науки, техники,
искусства, физической культуры; привлечения
детей к изобретательской деятельности;
профессионального самоопределения учащихся.

14. Формы (виды) детских объединений в УДОд

Форма - установленная совокупность свойств, черт,
показателей, внешних отличительных признаков, порядок
их расположения в целом; сложившаяся система,
обладающая специфическими свойствами; установленный
образец чего-либо.
Для форм детских объединений характерно:
1) определение обязательных признаков объединений, по
которым они отличаются одно от другого;
2)
выделение
сущностных
признаков
форм
образовательных
объединений,
что
будет
способствовать
упорядочению
процессов
формотворчества в учреждении.

15. Формы (виды) детских объединений в УДОд

Основания дифференциации различных форм:
уровень и приоритет задач;
количество предметов, профилей; степень их
интегративности;
приоритет направлений деятельности;
особенности организации образовательного
процесса: принципы набора и комплектования
коллектива,
постоянность
контингента
(условия
приема в течение года), наличие ступеней обучения,
структура
объединения,
наличие
органа
самоуправления;
система учета и контроля знаний, умений, навыков;
уровень образовательных результатов;
обеспечение образовательного процесса:
нормативное,
программное, кадровое, методическое и т. д.

16. Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

1.
Общие положения
Полное название объединения, его статус.
Его назначение.
Цели и задачи деятельности.

17. Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

2. Организационные основы деятельности
Правила приема в объединение.
Сроки и этапы обучения.
Количество учебных часов в неделю (основных и
дополнительных), других форм учебной работы.
Требования к форме, оснащению ребенка на
занятии.
Правила для воспитанников, родителей.
Вопросы материального (финансового)
обеспечения деятельности.
Правила выдачи сертификата по окончании
обучения.

18. Примерное положение о детском объединении дополнительного образования

3. Организация учебно-воспитательного процесса
Учебная деятельность:
- содержание учебной работы;
- Основные формы обучения;
- Формы и сроки итоговых занятий.
Воспитательная деятельность:
- основные подходы к содержанию (чему отдается
приоритет);
- Основные формы массовых воспитательноразвивающих мероприятий.

19. Основные формы детских объединений

20. Основные формы детских объединений

Кружок
Клуб
Студия
Ансамбль
Театр
Мастерская
Школа
Лаборатория
Класс
Секция
Оркестр

21. Кружок

Исторически кружок возник как
самостоятельное объединение людей, а
затем - как форма внеурочной или
внешкольной работы.
Кружок - одна из самых наиболее
распространенных, традиционных, базовых
форм добровольного объединения детей в
учреждении дополнительного образования.

22. Палеонтологический кружок, 1949 г.

23. Авиационный кружок, 1970-80 г.

24. Кружок рукоделия и домоводства в Московском дворце пионеров и школьников, 1978 г.

25. Кружок «Познавательная роботехника» , 2014 г.

26. Кружок

является наиболее распространенной,
традиционной, базовой формой добровольного
объединения
детей
в
учреждении
дополнительного образования.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач,
направленных на формирование знаний, умений
и
навыков
по
конкретному
профилю
деятельности (учебному предмету). Ведущими
являются репродуктивные методы работы и
приоритет активности педагога.
2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это
не означает отсутствия воспитательных задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним
педагогом.
4. Результатами работы кружка чаще всего
являются знания, умения, навыки детей по
предмету,
соответствующие
программным
требованиям педагога.

27. Клуб

Детское объединение, решающее целый комплекс
педагогических задач:
- организация досуга детей;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие навыков самоуправления и самостоятельности;
- освоение содержания той или иной предметной области.

28. Клуб

Отличительные признаки:
1.Наличие органов детского самоуправления.
2. Творческие взаимосвязи в коллективе клуба.
3. Символика и атрибутика.
4. Наличие Устава или Положения о клубе.
5. «Ступени роста» для членов клуба.
6. Особые условия приема в клуб.
7. Разновозрастные объединения детей в составе клуба
(звенья, бригады, экипажи, советы и т. д.)

29. Клуб

1.
2.
3.
4.
5.
клубов
Образовательные, досуговые.
Предметные, профильные,
многопрофильные.
Возрастные, разновозрастные.
Временные, постоянно действующие.
С постоянным и переменным составом
учащихся.

30. Студия

Детское объединение, чья деятельность
связана с определенным видом
искусства.
С латинского «студия» - «усердно
работаю, изучаю», а в переводе с
итальянского - «изучение, комната для
занятий».
Это может быть театр-студия, киностудия,
музыкально-хореографическая и т. д.

31. Студия

Отличительные признаки:
1.Основная цель – развитие художественных и
творческих способностей детей, выявление ранней
творческой одаренности, ее поддержка.
2.Углубленное изучение содержания образования.
В основе – доминирующий предмет, вокруг которого
выстраиваются «смежные», сопряженные с ним.
3.Сочетание экспериментальных и практических
пед. задач и форм работы.
4.Система деятельности по демонстрации детских
практических достижений.
5. Специальные условия набора детей в студию.
6.Высокое качество творческого «продукта» детей.
7. Наличие ступеней обучения, завершенных по
содержанию и времени.
8.Наличие общественного органа студии по оценке
качества творческих достижений (худ. совет).

32. Студия

Возможные подходы к классификации студий
1. Одно-предметные и полипредметные.
2.

подразделение УДО.

33. Ансамбль

(от французского слова «вместе») небольшая группа исполнителей отдельных
художественных произведений(музыкальных,
хореографических), выступающих совместно
как единый творческий исполнительский
коллектив.
Детское объединение, связанное исполнением
одного репертуара. В учебном процессе
сочетает групповые и индивидуальные формы
работы.
Например, ансамбль песни и танца, народных
инструментов, спортивного танца, вокальноинструментальный ансамбль.

34. Ансамбль

35. Театр

Творческий коллектив, где разделение
труда,
ролей,
видов
деятельности
определяется
индивидуальными
способностями и единым стремлением
добиться успеха в исполнении сложного
совместного художественного действия на
сцене. Театр - объединение, которое
может организовывать свою деятельность
в комплексе самых разнообразных форм,
видов
занятости,
методов
развития
творческого потенциала личности и его
актуализации.
Например, существует «Театр эстрадной
песни», «Фольклорный театр», «Театр
моды» и др.

36. Мастерская

Форма
детского
образовательного
объединения,
имеющая
принадлежность
содержания деятельности к определенному
виду
прикладного
творчества,
ремесла,
искусства и ориентированная на прикладные
умения
и
достижение
уровня мастерства в освоении определенного
вида деятельности, в освоении специальных
технологий.
Мастерская предполагает состав учеников,
занимающихся у одного художника-педагога,
развивающих
в
своем
искусстве
его
творческие методы.
Главной
особенностью
педагогических
технологий считается не сообщение и
усвоение информации, а передача способов
работы, результат овладения которыми дает
детям «творческие умения, формирующие
личность.

37. Мастерская

Отличительные признаки:
1. Преобладают практические задачи,
ориентация на достижение высокого
уровня мастерства в определенном
направлении.
2.
В основе обр. процесса –
изготовление чего-либо, формирование
и оттачивание прикладных умений,
овладение спец. технологиями.
3.
Наличие собственного
помещения.
4.
Система д-ти по
демонстрации детских практических
достижений.

38. Мастерская

Возможные подходы к классификации
мастерских
1. Конкретного педагога.
2. Профильные.
Например, гончарная мастерская, мастерская
хореографии, мастерская Аллы Духовой.

39. Школа

Форма образовательного объединения,
которая сочетает в себе изучение
нескольких взаимосвязанных предметов
или
углубленное
изучение
одного
профиля с устойчивой ступенчатой
системой обучения.

40. Школа

Отличительные признаки:
1.Комплексность, сложность, масштабность пед.
целей и задач.
2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х).
3.Наличие пед. коллектива.
4.Ступенчато-преемственный характер обучения.
5.Система пед. контроля, анализа и оценки
результатов.
6.Четкие условия набора и обучения в школе.
7.Вручение сертификата по окончании школы.
8. Наличие лицензии на право ведения
образовательной деятельности.

41. Школа

1.
2.
3.
4.
Возможные подходы к классификации школ
Профильные, непрофильные и
многопрофильные.
Образовательные, общей ориентации,
воспитательного характера, социальной
направленности.
Для одаренных детей, для детей с
ослабленным здоровьем.
Первичный коллектив и структурное
подразделение УДО.
Например, школа выживания, школа юного инспектора
дорожного движения
школа творческой ориентации, школа раннего развития

42. Лаборатория

Цель лаборатории - развитие умственных и
изобретательских способностей подростков в
области технического творчества.
Отличительные признаки:
1.Поисковый, изобретательский компонент,
опытно-экспериментальная работа учащихся.
2.В основе деятельности – конкретная область
научных знаний или проблема
межпредметного характера.
3.Максимальная самостоятельность детей,
педагог – консультант, помощник,
координатор исследования.
4. В составе – старшие подростки.

43. Лаборатория

Возможные подходы к классификации
лабораторий
1. Временные и постоянные.
2. Тематические, проблемные, проблемнотематические.

44. Класс

Группа учащихся (обычно одного возраста),
занимающихся под руководством
определенного педагога по одной
образовательной программе, или учебный
коллектив, изучающий определенный
предмет.
Например, класс вокала, рояля, балета, живописи,
композиции, экономический класс.

45. Секция

Детское объединений, имеющее спортивную
специализацию.
Например, шахматная секция, секция плавания,
художественной гимнастики.

46. Оркестр

Группа музыкантов, обучающихся совместному
исполнению музыкальных произведений на
различных инструментах.
Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей,
оркестр народных инструментов.

47. Варианты выбора формы детского объединения

1.
Инновационное проектирование: выбор
формы, а затем отбор содержания и
педагогических технологий в соответствии с
требованиями, предъявляемыми формой.
2.
Традиционное проектирование: поиск
необходимой формы на основе анализа
состояния образовательного процесса в д/о,
с учетом условий работы и возможностей
педагога.

Образовательная деятельность в системе ДОД осуществляется через различные объединения детей по интересам. Образовательное объединение учреждения дополнительного образования детей - это достаточно постоянно действующая форма, которая создается как минимум на один учебный год.

Детское объединение дополнительного образования - основное структурное звено (элемент) в системе дополнительного образования детей любого уровня: государственной, региональной, учреждения.

Детское творческое объединение - ключевое понятие для педагогики дополнительного образования детей. Характеризует сущность любой из устоявшихся ныне форм организации учебно-воспитательного процесса в УДОД. В социально - педагогическом плане - это объединение детей по поводу своего творческого самоопределения и развития{13}. При образовательных объединениях могут организовываться временные объединения детей, группы.

Учебная группа - основной способ организации деятельности детей в учреждении дополнительного образования

Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами. Учебная группа, в той или иной ее разновидности, является основным способом организации деятельности детей практически в любом виде детских объединений.

Понятие «группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к УДОД как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.

С одной стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в УДОД объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в УДОД, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своими интересами, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя педагога, о котором известно много хорошего.

Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распределение обязанностей, иерархию статусов и др. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии). Отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Следовательно, группа - это так же и неформальное сообщество детей и педагогов, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. Именно УДОД более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы ДОД.

При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании своей педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм.

Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных форм УДОД на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.

Не углубляясь в многогранность понятия «форма», отметим только то, что имеет принципиальное значение для понимания формы как объединения людей.
Форма - установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.
Но для повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения важно ответить на вопросы: какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между ними преемственность в структурной организации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?
Ответы на эти вопросы можно получить в процессе: определения обязательных признаков объединений, по которым они отличаются один от другого; выделения сущностных признаков форм дополнительного образования детей как образовательных объединений, что будет способствовать упорядочению процессов формотворчества в системном самоопределении учреждения.
Группа. Понятие « группа» - универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.
С одной стороны, группа - это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются - группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.
Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учрежде-
нию. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда - имя педагога, о котором известно много хорошего.
Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, - совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в.себя распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии).
Содержание совместной деятельности членов группы оказывает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (восприятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.
Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкиваются тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стабилизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая - на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие группы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одновременно, внешнего утверждения - от спонтанного объединения к подлинному сообществу равноправных, взаимозначи- мых партнеров (но и обратно!).
Следовательно, с другой стороны, группа - это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. В рамках государственных образовательных учреждений отношения неформальных детских объединений (с участием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреждения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.
Естественно, что процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.
В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение - это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое вйдение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.
Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор - форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.
Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных форм учреждения дополнительного образования детей на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.
Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора: Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.
Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре учреждений дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей
к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в данном учреждении.
Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.
Существуют различные подходы к определению отличительных черт той или иной формы объединения. Однако все подходы опираются на общие основания дифференциации: уровень и приоритет задач; количество предметов, профилей; степень их интегратив- ности; приоритет направлений деятельности; особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления; система учета и контроля знаний, умений, навыков; уровень образовательных результатов; обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т. д.
Кружок. Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования. Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
В организационной структуре учреждения дополнительного образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его

желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - от личных качеств и профессиональной квалификации пе- дагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Главные принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется
Л

клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по степени организованности (официальные и неформальные); по возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); по временному фактору (постоянные, временные).
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы, ценность мышления и т. д.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Студия - творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений.
Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия - место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д. Такие студии часто становятся самостоя-

тельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, изобразительного и пр.); основной целью деятельности таких студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.
Первый же смысл слова «студия» таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции.
С понятием студия находятся в тесном соотношении понятия театр и ансамбль.
Ансамбль (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив.
Театр - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Школа представляет собой такую форму образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.
I у-3084

Для школ характерны следующие отличительные признаки: наличие концепции, представленной в Уставе, Положении и образовательной программе; школы, как правило, решают комплексные и разноуровневые педагогические цели и задачи; при многообразии направлений деятельности приоритет отдается системно организованному обучению (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями, результатами обучения);
наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов; четко обозначенные условия набора и обучения; есть сертификат или итоговый документ об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство, права и пр.); образовательный процесс организуется и осуществляется педагогическим коллективом; наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана; устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги.
В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать: приоритет педагогических задач (профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.); степень выраженности профиля деятельности (профильные, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля); ориентация на особенности развития детей (одаренные дети, дети-инвалиды).
Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг.
Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу-производство» учеников, последователей.
В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:
принадлежность содержания деятельности к определен ному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач, ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий, демонстрационно-исполнительское выражение практиче ских результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
В образовательной программе учреждения мастерская может стать обозначением групп, а точнее - договорного сообщества или профессионального сообщества детей и педагога (нескольких педагогов), «выросших» до результатов профессионального мастерства и заключающих проектируемую последовательность образовательных ступеней.

Дадим краткую характеристику основных объединений учащихся в системе дополнительного образования детей.

Кружок

Кружок - одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре УДОРД кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому - либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Исторически кружок возник как самостоятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Во внешкольных учреждениях прошлых лет кружок был основной формой добровольного объединения детей. В системе современного дополнительного образования кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей.

Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на котором дети имеют возможность попробовать свои силы, проверить правильность выбора направления деятельности. Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени - от личных качеств педагога - руководителя.

Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно - практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятии - диалога равных партнеров.

Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.