Из опыта работы учителя технологии мальчики. Обобщение педагогического опыта учителя технологии

Технологии.

Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно - воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по формированию полдожительного отношения к труду является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности.

2.Личностно- - ориентированные технологии.

информации;

Копируемость;

Транспортабельность.

Позволяет в полном объёме выполнять требования образовательных стандартов учебной программы. За последние годы приобретены новые станки, верстаки, современные инструменты. Работать в мастерских, как учителю, так и учащимся комфортно, удобно, безопасно. Задача, стоящая передо мной сегодня - это сохранить и преумножить достигнутое, чтобы ещё долгие годы оборудование, установленное в мастерских, служило на благо обучения и воспитания молодого поколения.

Определение выпускников:


Для изучения динамики показателей качества обученности учащихся ежегодно провожу диагностику общеучебного уровня умений и навыков учащихся. Были отслежены следующие уровни трудовой подготовки:

Ориентировка в задании;

Анализ образца;

Определение вида древесины;

Усвоение плана работы;

Снятие размеров;

Построение чертежа;

Разметка;

Самоконтроль;

Отчёт о работе;

Анализ ошибок;

Умение сравнивать;

Умение обобщать.

Перспективы.

4. Использование на уроках заданий - тестов.

Итог результата работы.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»

Учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело):
Аксёнов Владимир Васильевич.

Тема педагогического опыта: «Трудовое обучение, как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду».

Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.
Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми вспомогательной школы. Основная задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
В условиях рыночной экономики с ее жесткими требованиями к обще трудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Цель педагогической деятельности – формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.

Цель индивидуальной педагогической деятельности - подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного производства.

Эта цель достигается решением ряда задач:

Коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

Вырабатывать у учащихся специальные трудовые навыки;

Воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;

Формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);

Подготовка к производительному труду, которая позволяет учащимся, окончившим школу работать на производстве;

Активно способствовать духовному росту и эстетическому развитию учащихся, развивать творческие способности.

Коррекционно-развивающие задачи:

    корригировать внимание;

    коррекция и развитие связной устной речи;

    коррекция и развитие психических процессов (память, внимание, мышление);

    коррекция и развитие зрительных восприятий;

    коррекция и развитие тактильного восприятия;

    коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

    коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся, эмоционально-волевой сферы;

    развивать словарный запас и развивать практические умения пользоваться им.

Воспитательные задачи:

    воспитывать интерес к учебе, предмету;

    воспитывать умение работать в парах, в команде;

    воспитывать самостоятельность;

    воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д.)

Этапы реализации:

Диагностико-прогнастический;

Организационно-практический;

Коррекционно-обобщающий.

Технологии.

Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно – воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по формированию полдожительного отношения к труду является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности.

Для формирования положительного отношения к труду использую:

1.Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающиие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей, они нормализуют психическое и физическое состояние учащегося, направлены на коррекцию моторного развития, мышечного тонуса.

2.Личностно- – ориентированные технологии.

Освоение учащимися полученными знаниями в соответствии с их возможностями и потребностями. Представление свободы выбора ряда элементов в процессе обучения. Формирование адекватной самооценки учащихся.

3. Информационные технологии.

ИКТ позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям учащихся с нарушением интеллекта, различному уровню сложности содержания обучения.

Преимущество использования электронного способа работы с информацией:

Последовательность и системность информации;

Тезисность и информативность;

Лёгкость возврата к предыдущей информации;

Возможность дополнения или исправления

информации;

Копируемость;

Транспортабельность.

При проектировании урока использую системный подход, который рассматривает каждый объект, как целое, имеющее определенную структуру и состоящее из определенного числа взаимосвязанных компонентов:

    характеристика темы

    система целей (триединая дидактическая цель), включающая образовательный аспект, воспитательный аспект, развивающий аспект, коррекционный аспект.

    тип урока

    структура урока

    формы познавательной деятельности

    методы и средства обучения

    система контроля.

Методы, формы и средства обучения проектирую таким образом, чтобы они были адекватными тем целям, для достижения которых они были применены. Применяемые формы познавательной деятельности – групповая и индивидуальная. Метод обучения – объяснительно-иллюстративный. Средства обучения – наглядные (опорные карты, таблицы, изделия), раздаточный
материал.

Системный подход позволяет рассматривать конкретный урок в системе других уроков по каждой теме. Урок проектирую как систему моделей: изучение нового материала, формирование умений и навыков, закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

В системном аспекте контроль рассматриваю как внешний контроль (контроль учителя), взаимоконтроль, самоконтроль. При оценивании практических работ учитываю технико-экономические требования - качество выполненной работы, затраты времени, соблюдение технологий, соблюдение правил безопасности труда и санитарно-гигиенических требований. При взаимоконтроле и самоконтроле разработал специальный раздаточный материал (памятки учащимся) в соответствии с критериями оценивания учащихся.

Кабинет столярного дела , в котором я работаю, соответствует нормам СанПиНа. В кабинете рабочие места оснащены верстаками, которые соответствуют росту учащихся.
Для проведения уроков по столярному делу имеются все необходимые инструменты и материалы, установлены деревообрабатывающие станки.

Для более эффективного усвоения учебного материала имеются образцы поделок и оформлены стенды с таблицами.

На стенде с поделками представлены работы учащихся.

В столярной мастерской имеются инструкции по охране труда при работе с ручным инструментом; при работе на сверлильном, токарном, фуговально-пильном, заточном, лобзиковым, ленточно-пильном станках. Выполняются санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 5-9 классов. Оформлены плакаты по технике безопасности при работе ручными столярными инструментами, правила поведения в учебной мастерской. Есть медицинская аптечка, порошковый огнетушитель, ящик с песком, план эвакуации при возникновении пожара. Режим проветривания и освещенности кабинета соблюдается, вентиляция в мастерской находится в рабочем состоянии.

Материально-техническая база столярной мастерской позволяет в полном объёме выполнять требования образовательных стандартов учебной программы. За последние годы приобретены новые станки, верстаки, современные инструменты. Работать в мастерских, как учителю, так и учащимся комфортно, удобно, безопасно. Задача, стоящая передо мной сегодня – это сохранить и преумножить достигнутое, чтобы ещё долгие годы оборудование, установленное в мастерских, служило на благо обучения и воспитания молодого поколения.

Умение анализировать педагогическую деятельность.

Аналитическую деятельность направляю на анализ:

    состояния всей учебно-воспитательной деятельности;

    учебных занятий и воспитательных мероприятий;

    итогов учебно-воспитательного процесса;

    качества знаний учащихся;

    отношения учащихся к учебному предмету;

    обще учебный уровень умений и навыков по трудовому обучению;

    итогов индивидуальной работы с учащимися;

    учебных занятий и воспитательных мероприятий коллег.


Результативность образовательной деятельности.

Реализация разработанных мною учебных, использование педагогических технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика уроков, научный подход и доступность в изложении изучаемого материала, придание урокам практической направленности, применение системы коррекционно-развивающих упражнений, применение разработанных и оформленных мною материалов для итоговой аттестации позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов учащихся.

Определение выпускников:

Большинство выпускников успешно продолжают учебную деятельность в технических лицеях, трудовую деятельность в строительных компаниях.

Формирование ключевых компетентностей обучающихся:
Для изучения динамики показателей качества обученности учащихся ежегодно провожу диагностику общеучебного уровня умений и навыков учащихся. Были отслежены следующие уровни трудовой подготовки:

Усвоение теоретического материала;

Ориентировка в задании;

Анализ образца;

Определение вида древесины;

Усвоение плана работы;

Снятие размеров;

Построение чертежа;

Разметка;

Работа инструментами и материалами;

Самоконтроль;

Отчёт о работе;

Анализ ошибок;

Умение сравнивать;

Умение обобщать.

Перспективы.

    Продолжить работу над формированием у учащихся положительного отношения к труду в урочной и внеурочной деятельности как эффективного средства развития личности ребенка.

    Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:

Научить и отработать навыки изготовления несложных изделий;

Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;

Учить ориентироваться в проблемных ситуациях;

Развивать творческие способности;

Развивать умение анализировать, сравнивать (память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук);

Воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.

На занятиях использовать разнообразные методы:

Репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам);

Репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов), способов выполнения поделки;

Творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанной на изученной технологии).

3. Презентации по разделам программы.

4. Использование на уроках заданий – тестов.

Итог результата работы.

Результатом моей работы является то, что учащиеся могут самостоятельно изготовить несложные изделия, могут самостоятельно описать план поэтапного изготовления изделия с мельчайшими подробностями технологии изготовления данного изделия, а также выполнять трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования инструментов и приспособлений.



У учащихся появилась уверенность в своих знаниях, умениях и наработанных навыках при выполнении предлагаемых заданий. А это значит, что адаптация в социальной среде этих детей пройдет успешно.

Литература, используемая в работе.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; В 2 сб. /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.2. – 304 с.

    Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.

    Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.

    Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.

    Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.

    Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.

    • М.: Просвещение, 1969.

    Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989.

    Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.

    Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс Москва. Вентана-Граф, 2010г.

    Самородский П.С., Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

    Самородский П.С. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

    Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 8 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

    Технология. Под ред. В.Д.Симоненко. 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Вентана-Граф, 2011г.

    А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело 10 и 11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида, Москва. Владос, 2011г.

    Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1984г.

    Б.А.Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1993г.

    Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988г.

    И.А. Карабанов Справочник по трудовому обучению. Пособие для учащихся 5-7 классов. Москва, Просвещение, 1992г.

    Г.И. Кулебакин Столярное дело. Москва, Стройиздат, 1987г.

    Д.А. Скурихин Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 9 класс. Москва, Владос, 2010г.

Описание системы работы (инновационного опыта) Ирины Витальевны Агибаловой, учителя технологии МБОУ СОШ №5 г.Ливны

"Успешный ученик - успешное будущее страны"
Представляю данный материал для распространения опыта работы, как учителя технологии. Здесь представлена система и результаты моей работы.

«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь
и любить тех, кому преподаешь»
В.О. Ключевский

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Моя система работы включает уроки технологии, воспитательную деятельность классного руководителя и педагога – организатора. Все это позволяет успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы. Свою педагогическую деятельность осуществляю на осознании того, что необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, согласовывая с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.
Я считаю важным придать обучению практическую направленность, создать условия для развития у детей конструктивно-технологических способностей, самовыражения и самоутверждения, стремления овладеть новыми трудовыми навыками.
Исходя из целей и задач современного образования, цель моей педагогической деятельности - вырастить успешного ученика.
Как вырастить успешного ученика? Только подведя его к ситуации успеха! Моя задача - научить детей видеть и творить красоту, развить творческие качества личности, привить чувство прекрасного, инициативного отношения к делу и понимания необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека.
Стремительное развитие современной техники, возрастающие требования к профессиональным качествам, в условиях которых человеку на протяжении жизни приходится неоднократно переучиваться. В этой ситуации перед педагогом возникает задача не только научить чему-то, а формировать умение самим учиться.
Неудовлетворенность традиционными учебниками, стремительное развитие цифровых технологий и самой науки информатики заставляет учителя отдавать предпочтения творческой деятельности, не по шаблону, быть более мобильным, динамичным, креативным и воспитывать детей такими же.
Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:
создание психологического комфорта;
ориентация на личность ученика;
предоставление благоприятных условий (технические, информационные, научно-методические и др.);
внедрение инновационных процессов на уроках технологии;
взаимодействие с родительской общественностью;
модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе и в воспитательной работе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Проблемное обучение - создаю в учебной деятельности проблемные ситуаций и организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Дифференцированное обучение - использую возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуя желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в области моего предмета. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения - работая по данной методике, имею возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении - этот метод дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр – при использовании этого метода происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)- здесь реализуется идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок.
Информационно-коммуникационные технологии – создание совместно с учащимися мультимедиа-презентаций, видеороликов, использование мультимедиа оборудования на уроках, использование интегрированных курсов, использование компьютерных программ для создания схем, выкроек, узоров, а так же 3D моделирования объектов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Использование этих педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех, воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.
Например, в разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук. Варианты могут быть разными, в зависимости от способностей и уровня подготовки ребенка: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный.
Для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Стремиться к успеху!
Самым простым способом выявления творческих способностей учащихся является обычное наблюдение. В школе регулярно организовываются тематические выставки и конкурсы, в которых принимают участие все школьники, в том числе и младшие классы.
У всех детей уже в раннем возрасте проявляются первые признаки одарённости - они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Благодаря систематической работе с использованием прогрессивных методов выявляются дети с яркими творческими способностями. А для того, что бы эти способности развивать и совершенствовать, я предлагаю учащимся групповые формы работы, даю различного рода творческие задания, вовлекаю в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Мои уроки отличаются разнообразием и направлены на индивидуальность ученика.
Современные материально-техническая база компьютеризации образовательного процесса даёт мне возможность расширить диапазон индивидуального образования. Это общение по электронной почте, через скайп и социальные сети.
Существует множество компьютерных программ, которые облегчают работу на уроке и в то же время делают ее более продуктивной и интересной - программа для составления схем вышивки крестиком и подбора цвета нити «Крестик» (эта программа преобразует любой рисунок или фотографию в подробную схему вышивки); программа для планирования и моделирования в 3D объеме помещения и ландашфта (использую их при изучении темы «Интерьер жилого дома»). Активно применяю программу PatternsCAD для создания выкроек по индивидуальным размерам.
Повысить мотивацию к творчеству помогает проектная деятельность. В тематике проектов, выполненных учащимися, отражаются не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности школьников. Они носят исследовательский, познавательный, обучающий характер. Любой из них конкурентноспособный и заслуживает рассмотрения. Проекты могут быть индивидуальными и коллективными
Эти проекты я использую на уроках и во внеклассной работе для проведения школьных праздников. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, коммуникативности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:
коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи.
личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции.
социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других.
литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты.
математические: расчёт затрат, сочетание формы, объёма пространства и времени.
художественные: разработка дизайна изделий.
манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями.
технологические: наглядно-образная память; абстрактно-образное мышление
Одним из условий развития успешности является вовлечение учащихся в олимпиадную, фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, ориентированную на свободный выбор, творчество, представляющую безграничные возможности для самореализации.
Мои ученики с удовольствием принимают участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.
«Участие учащихся в творческих конкурсах»
1 Творческий конкурс агитбригад по профориентации
Номинация « Лучшая реклама профессии» 2012 3 место
2 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Белых Юлия 2012 Участие
3 Городской конкурс детского творчества «Рождественнское чудо», Богрянцева Марианна 2013 Участие
4 Конкурс декоративно-прикладного творчества «Предупреждение пожаров и их безопасность» - Дорогавцева Татьяна 2013 Участие
5 Областной конкурс детского творчества «Полицейский Дядя Степа» - Теряева Светлана 2013 Участие
6 «Многообразие вековых традиций» регионального этапа Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» - Агибалова Анна 2014 Диплом УОО г. Ливны за 3место
7 Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества – Богрянцева Марианна 2014 Участие

Два года подряд мои ученицы занимают призовые места на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
«Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
1 2013 Коротких Маргарита (10 класс) «Платье для особого случая» 3 место
2 2014 Селина Дарья (9 класс) «Теплый сувенир» 3 место

Особое внимание на своих уроках уделяю профориентационной работе. С 5 класса происходит выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений учащихся. В старших классах выявляется потребность в самодиагностике и диагностике способностей и профессиональных склонностей, обучение соответствующим приемам.
С 2014 года в школе реализуется проект «Профстарт». Проект представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс психолого-педагогических мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения социально дезадаптированных учащихся.
Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с структурными подразделениями и организациями города, профессиональными учебными заведениями.
На базе Ливенского филиала «Госуниверситет-УНПК» образован попечительский совет, который курирует глава города Леонид Фаустов. Его цель - объединить усилия школы, ВУЗа и промышленных предприятий для эффективной профориентационной работы с выпускниками школ и повышения престижа рабочих специальностей, востребованных на заводах нашего города. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в профориентационных мероприятиях, организованных попечительским советом – это круглые столы, молодежные акции и движения.
Положительной динамике реализации проекта «ПРОФстарт» способствует участие школы в работе муниципальной программы «Молодежь города Ливны Орловской области на 2014-2018 годы», разработанной отделом по делам молодежи администрации города Ливны.
Школа тесно сотрудничает с Центром занятости населения, промышленными предприятиями и частными предпринимателями города, которые помогают учащимся более подробно познакомиться с различными видами трудовой деятельности, а так же предлагают возможность получения практических навыков в освоении той или иной профессии.
Еще одно направление деятельности, которое требует особого подхода к обучению - инклюзивная практика. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья требуют личностно-гуманных условий для их развития, обучения и воспитания.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип активного включения в образовательный процесс
всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет эффективна, только если она поддержана родителями, понятна им и соответствует потребностям семьи.
Моя задача – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
На занятиях с такими детьми я чаще, чем обычно создаю ситуацию успеха, использую дифференцированные задания, даю свободу творчеству и воображению ребенка. Уроки технологии для таких детей – уроки радости, успеха.
Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентноспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог – ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике.
В процессе педагогической деятельности невозможно стоять на месте. Для того, что бы идти в ногу с современными стандартами образования учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень. И я стремлюсь к этому – прохожу курсы повышения квалификации, участвую в профессиональных конкурсах, обобщаю опыт работы на уровне школы и города. Ежегодно участвую в муниципальных педагогических чтениях «Качественное образование – будущее России»

Участие в профессиональных конкурсах
1 Муниципальный этапа конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013 1 место
2 Областной этап конкурса игровых программ и организаторов игры «Созвездие игры» 2013г 2 место
3 Областной этап открытого Всероссийского конкурса «Семейный альбом» 2012 Диплом победителя
4 Конкурсный отбор педагогических работников образовательных учреждения для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование 2012 Участник
5 Конкурс среди образовательных учреждений Орловской области «Школа года» - 2013 Участник состава команды
6 Муниципальный конкурс среди молодых учителей «Самый перспективный молодой педагог» 2014 Победитель

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
- III Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России» по теме «Школа-мастерская успеха» (30.05.2011г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»(9.01.2012г.);
- Научно–практическая конференция. Тема выступления «Всестороннее развитие ребенка средствами ритмических движений на занятиях внеурочной деятельности» (26.04.2012г).
- Городской семинар «Реализация ФГОС НОО», организованный на базе МБОУ СОШ №5 г. Ливны - открытое занятие по ритмике на тему «Весеннее настроение» (2012г).
- IV Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления - «Жизнь школьная – моя судьба» (2013г).
- Заседании городского МО учителей технологии на базе МБОУ СОШ №5 г.Ливны - открытый урок в 7 классе «Дизайн интерьера» (2013 г.)
- Педагогический совет МБОУ СОШ №5 г. Ливны по теме « процесс адаптации пятиклассников» (8.11.2013)
- В рамках предметной недели естественно-математических дисциплин в МБОУ СОШ №5 г. Ливны – открытый урок технологии в 11 классе «Работа над проектом «Моя будущая профессия» (март 2014)
- V Муниципальные педагогические чтения «Качественное образование – будущее России». Тема выступления « Метод проектов на уроках технологии» (2014г).
Более подробно познакомиться с моей педагогической деятельностью можно на моем персональном сайте и на сайте школы
Бесталанных детей не бывает. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.
Вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и я к этому стремлюсь. На выходе из школы мои выпускники должны представлять собой:
-успешных людей;
-профессионально-определившихся;
-коммуникативно-грамотных;
-владеющих информационными технологиями;
-обладающих навыками исследовательской деятельности;
-причастных к русской и мировой культуре;
-социально адаптированных;
-осознающих свое «я» и свое место в мире;
-креативных;
-самостоятельно и критически мыслящих;
-способных работать в команде;
- обладающих высокой степенью толерантности;
- патриотов.

Умение многое (и хорошо!) делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно…»
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

МБОУ «АГЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

п.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

СУВОРОВСКОГО РАЙОНА

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Ивлевой Елены Ивановны

2015 г.

Базовая модель

Обобщенного педагогического опыта

учителя технологии

Ивлевой Е.И.

Тема опыта

Использование индивидуального творческого потенциала на уроках технологии

Идея опыта

Развитие инновационной творческой деятельности учащихся, познавательного интереса к предмету «Технология» через решение прикладных учебных задач

Содержание

ИПМ 1.

ИПМ 2.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА…………………

ИПМ 3.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА………

3.1.

Новизна опыта………………………………………………

3.2.

Трудоемкость опыта………………………………………...

3.3.

Актуальность и перспективность………………………….

3.4.

Теоретическая база опыта …………………………………

3.5.

Область применения………………………………………..

3.6.

Адресная направленность………………………................

ИПМ 4.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА………………………………......

4.1.

Сущность творческого развития…………………………...

4.2.

Место образовательной области «Технология» в системе учебных предметов…………………………………………

4.3.

Методы и приемы, стимулирующие развитие творческих способностей………………………………………………..

ИПМ 5.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ…………………………………….

5.1.

Положительное отношение учащихся к предмету………..

5.2.

Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах учащихся………………………………………..

5.3.

Профессиональный и личностный рост учителя…………

5.4.

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях………………………………………..

ИПМ 6.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ИПМ № 1. Общие сведения об авторе

Ивлева

Елена Ивановна

Образование – высшее педагогическое. ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого.

Специальность по диплому: учитель технологии и предпринимательства.

Занимаемая должность – учитель технологии.

Трудовой стаж: 29лет

Педагогический стаж : 26лет

Стаж работы в МБОУ «Агеевская СОШ №3» п. Центральный, Суворовский район, Тульская область: 4 года

Квалификационная категория – установлена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Приказ министерства образования и культуры Тульской области от 26.12.12 г., № 1019.

Преподаваемый предмет : технология

Награждения: Почетная грамота комитета по образованию МО «Суворовский район», Почетная грамота департамента образования Тульской области.

ИПМ № 2. Условия формирования опыта

Опыт сложился в МБОУ «Агеевская средняя общеобразовательная школа №3» п. Центральный.

На формирование опыта повлияло:

    Посещение курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Педагог новой школы. Слагаемые успеха» в ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРОТО»

    Знакомство с опытом работы учителей МБОУ «СОШ №5» г. Суворова, МБОУ «СОШ №2» г. Суворова, МБОУ «Гимназия»

    Совместная работа с учителями школы по направлениям: «интегрированное обучение», «проблемное обучение», «развивающее обучение», «индивидуальный подход в сочетании с коллективной деятельностью», «дифференцированный подход в обучении», в реализации воспитательной работы в школе по теме: «Создание условий для развития и формирования личности учащегося».

    Изучение передового педагогического опыта по данной проблеме в журнале «Школа и производство», в «Учительской газете», в приложении к газете «Первое сентября» и в других периодических печатных изданиях.

    Активное участие в школьных, районных семинарах учителей по обобщаемой тематике, в заседаниях педагогических советов, методических объединений, на заседаниях РМО учителей технологии.

    Использование новых технологий в условиях школы: кабинет технологии, оснащенный современными швейными машинами и др. оборудованием, хорошо оборудованный компьютерный класс, средства ТСО, дидактические и наглядные пособия по технологии.

    Мой педагогический поиск новых, более результативных форм и методов работы с детьми, анализ учебно-воспитательного процесса, заставивший задуматься, как повысить интерес учащихся к предмету, добиться активности и творческого подхода к процессу обучения.

ИПМ № 3. Теоретическая интерпретация опыта

3.1. Новизна опыта состоит:

    развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

    активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

    совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

    формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;

    демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Результаты использования опыта должны отражать:

    осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

    овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

    овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

    формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

    развитие умений применять технологии представления,

преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

    формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

3.2. Трудоемкость опыта:

    опыт требует особых затрат времени при подготовке к урокам технологии;

    много времени и сил тратится на подбор заданий для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока;

    много времени уходит на отработку практических навыков в выполнении тех или иных приёмов, так как учащиеся самостоятельно не может закрепить их.

3.3. Актуальность и перспективность опыта:

    необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями и умениями для практической деятельности в современных условиях.

    совершенствование творческой деятельности школьников, развитие индивидуальных склонностей и возможностей.

    приоритетное в преподавании технологии развитие личности средствами обучения и воспитания, обеспечение условий для ее самоопределения и самореализации.

3.4. Теоретическая база опыта:

    Метод учебного проекта в образовательном учреждении Н. Ю.Пахомовой

    Проектная деятельность учащихся под редакцией Морозова Л.Н.

    статьи ученых-методистов: Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Зотова Ю.Б. «Организация современного урока», Заславская О.В. «Компетентностный подход в общем среднем образовании и проблемы подготовки педагога к его осуществлению»

    Не совсем обычный урок Кульневич С.В.

    Культура современного урока Бабуровой И.В.

3.5. Область применения:

Опыт может быть использован учителями технологии и других дисциплин в средней школе с 5 по 11 классы, в классах с любым уровнем подготовки.

3.6. Адресная направленность:

Опыт полезен учителям технологии, а также учителям смежных дисциплин, классным руководителям, руководителям кружков, объединений, клубов, в которых ведется творческая работа.

Мой опыт позволяет решить следующие противоречия:

ИПМ № 4. Технология опыта

Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников.

Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:

    организация созидательной деятельности учащихся;

    создание на уроке оптимальных условий для развития творческих способностей каждого школьника.

Для решения этих задач необходимо выяснить, что влияет на развитие творческих способностей школьников, какие необходимо создать условия для этого, какие выбрать оптимальные методы и средства обучения.

4. 1. Сущность творческого развития

Сущность творчества по-разному рассматривалась в разные исторические эпохи.

В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.

В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

Проблема творчества рассматривалась и многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находится в бессознательном, а, следовательно, развивать бессознательное тоже невозможно. Уже в теории творчества философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том, как надо развивать творческое начало в человеке не затрагивается.

Рассмотрим, как понимается проблема творчества в современной науке.

Наиболее основательно проблемой развития творческих способностей занимались такие видные психологи и педагоги, как Теплов Б.М., Пономарев Я.А., Выготский Л.С., и многие другие. Была создана такая наука, как психология творчества.

Данная наука разделяет процесс творчества на составляющие: стадия труда, бессознательной работы и вдохновения. Кроме того, известный психолог Выготский Л.С. утверждает, что личность ребенка, а значит и его способности формируются в ведущей на данном этапе развития деятельности. Из психологии известно, что основной ведущей деятельностью школьника является учебная.

Психологи определили следующие психические предпосылки творческого труда: знания, развитые умственные способности, гибкость и беглость мышления, радость творения и труда, понимание проблемы и удовлетворение от её решения, эмоциональная стабильность, терпение, духовное мировоззрение.

Среди особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность. Конечный продукт творчества может быть, как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

Особенности мотивации усматривались в том, что творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе. Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.

Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение , т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

Л. С. Выгодский писал: «Первая форма связи и воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труду, как и всякому другому виду творческой деятельности, надо учиться. Давно уже установлено, что успешность обучения зависит от степени сложности знаний, умений и навыков, составляющих содержание специальности, от методов и приемов обучения, наконец, от индивидуальных качеств обучающегося, или, иначе, от его психологических особенностей.

Особенно важным в обучении школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Г. Нойнер, В. Калвейт, Х.Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.

Терский В. Н. – друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надёжным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание, которое оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой и вместе с тем актуальной во все времена.

4.2. Место образовательной области «Технология» в системе учебных предметов

Немалую роль в развитии творческих способностей отводится образовательной области «Технология», которая является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя учащимся возможность применить на практике знания основ наук.

Каждое направление предмета «Технология. Обслуживающий труд»: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование» подразумевает применение творческих способностей учащихся, развитие познавательных интересов, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, творческие или проектные работы.

Образовательная область «Технология» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

    определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

    творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

    приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

    умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

    использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

    владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

    оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Таким образом, развитие творческих способностей соответствует современным целям, и задачам образования.

4.3. Методы и приемы, стимулирующие развитие творческих способностей

По опыту работы могу сказать, что успешно стимулируют творческую работу учащихся на уроке следующие приемы:

На своих уроках стараюсь создавать проблемные ситуации , в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся находить решения и предлагать несколько вариантов. Работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.. В данном случае проявляется творчество самого учителя.

Уроки решения проблемных ситуаций успешно проводятся по таким темам как: «Оформление салфеток в технике «батик»» (8 класс), «Значение кисломолочных продуктов в питании человека» (6класс), «Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи» (8класс) и др.

Занимательный материал подбираю в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, вилворда, головоломки, ребуса - они хороши при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях.

Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин.

В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. Занимательность присутствует и теме «Кружево», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальных, заочных экскурсий в различные музеи, которые проходят с помощью выполненной мной или ученицей как творческий проект презентацией, либо используя ресурсы Интернета.

В роли приема, входящего в методы развития творческой активности, выступают занимательные аналогии, например, при изучении силуэтов одежды учащиеся находят связь между названием силуэта и геометрической фигурой, при изучении стилей по ассоциациям пытаются определить основные черты того или иного стиля в одежде и разрабатывают свои эскизы одежды.

Педагогически оправдано и я соглашусь с тем, что создание для школьника ситуации успеха – субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности является одним из стимулов для творчества. Технологически это обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей, проявить свое творчество.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».

4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Дети, которые аккуратно и качественно выполняют задание, а также у которых эмоциональный положительный настрой сохраняется на протяжении всего урока более расположены к творчеству.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков немало важную роль играет яркость, эмоциональность речи учителя и я стремлюсь к этому. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Примером служат нестандартные уроки, конкурсы, путешествия. Например, зачетная игра по «Кулинарии» в 6 классе «Съехались на конкурс повара».

Метод проектов является тем средством, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Меня привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. Учащиеся выполняют проекты на различные темы. Изделия часто выставляются на выставке в школе, лучшие – на районной выставке детского творчества. Стимулирует творческую деятельность учащихся участие в интернет-конкурсах разного уровня, особенно, когда они получают дипломы победителей.

В своей работе я практикую не только перечисленные выше приемы, но и многие другие, которые помогают мне работать над развитием творческих способностей учащихся.

Не малое значение в развитие творческих способностей детей имеют внеклассные мероприятия, различные выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. Работы учащихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках технологии, изобразительного искусства, истории, культуры края так и для организационно-развлекательных школьных мероприятий.

Считаю, что еще одной неотъемлемой составной является связь с родителями. Родители должны видеть результаты труда своего ребенка. В школе к родительским собраниям организовываю выставки детского творчества, демонстрирую слайды с фотографиями работ учащихся.

Таким образом, все выше сказанное, повышают познавательную и творческую активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

ИПМ № 5. Результативность

Результатом моей работы является:


Творчество детей проявляется в работах, которые ежегодно выставляются сначала в школе, а затем лучшие работы участвуют в районной выставке детского творчества, в интернет-конкурсах разного уровня.

К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки: картины и сувениры. Я стараюсь научить детей всему тому, что умею делать сама. В основном вся подготовка к выставкам осуществляется во внеурочное время. Дети приходят на больших переменах, чтобы получить очередную консультацию, после уроков, в группе продленного дня.

Учащиеся вместе со мной участвуют в оформлении кабинета, в оформлении школы к мероприятиям.

Проведенные исследования показали, что учащиеся, которые более продолжительное время занимаются развитием творческих способностей становятся более целенаправленными, дисциплинированными и заинтересованными в результатах своей деятельности.

Учитывая все это, моя работа направлена на творческий поиск новых методов и приёмов, для активизации учебной и внеучебной деятельности, расширение кругозора, развитие практических навыков учащихся.

5.1. Положительное отношение учащихся к предмету

Творческий характер деятельности усиливает мотивацию обучения. Проанализировав результаты, можно прийти к следующим выводам - за 2011-2012уч.год, 2012-2013 уч. год и 2013-2014 уч.год наблюдается устойчивое повышение уровня мотивации к предмету «Технология».

5.2. Результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах учащихся

2012-2013 уч.год.

Телина Мария (10 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

Корнеева Вера (10 класс) – 3 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

2013- 2014 уч.год

Телина Мария (11 класс) – 1 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

Щепелева Ольга (11 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии

2014-2015 уч.год

Аликина Анна (5 класс) – победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

ЧернышоваАнастасия (5 класс) – Номинация: «Декоративное творчество»

Козырева Татьяна - (6 класс) – победитель 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» . Номинация: «Декоративное творчество»

Швецова Александра (6 класс) – победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Кондаревич Анжелика (7класс) – 3 место - муниципальная предметная олимпиада, победитель 1 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» , номинация: «Декоративное творчество»

Бочарова Алина II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия», победитель 1 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Древина Анжелика (7 класс) – победитель 1 степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине»

Захарова Юлия (7 класс) – победитель 2 степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине», победитель 1 степени II

Кочерга Алина (7 класс) – победитель 3степени Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине», победитель 1 степени II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия»

Суржикова Мария (7 класс) – победитель 1 степени II Международного конкурса детского творчества «Детская фантазия»

Андреева Юлия (8 класс) – победитель 3 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Гусева Татьяна (8 класс) – 2 место – муниципальная предметная олимпиада, победитель 1 степени Международного конкурса детских творческих работ «Академии одаренности»

Жукова Татьяна (8 класс) – победитель 2 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Мурашова Ирина (8 класс) – 3 место – муниципальная предметная олимпиада по технологии, победитель 1степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок»

Худашова Фатима (8класс) – победитель 2 степени Международного конкурса детских творческих работ «Академии одаренности»

5.3. Профессиональный и личностный рост учителя

Диплом за подготовку победителей 1 и 2 степени Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинация: «Декоративное творчество»

Диплом за подготовку победителей Всероссийского конкурса «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине» в номинации « Технология»

Сертификат за подготовку победителей 1 и 2 степени Международного конкурса детских творческих работ в номинации «Дизайн» интернет-сайта «Академии одаренности»

Лауреат Всероссийского конкурса «Вопросита». Блиц-олимпиада: «Педагогические технологии»

Диплом победителя 2 степени Международного творческого конкурса «Серебро Рождества»

Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса учителей с международным участием. Номинация «Мое внеклассное мероприятие»

Диплом победителя 1 степени Международного творческого конкурса «Педагогический альманах»

Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок»

Свидетельство о подготовке победителей 1, 2 и 3 степени Международной дистанционной олимпиады по технологии проекта «Инфоурок».

5.4. Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, в методических и предметных неделях

Декабрь 2010г. Выступление на методическом объединении по теме «Применение информационных технологий на уроках».

Октябрь 2010 - Выступление на педсовете то теме: «Способы преодоления неуспеваемости и организация работы учителей по данной проблеме».

С 2011 года - руководство школьным методическим объединением учителей общетехнических дисциплин.

Декабрь 2011г. - выступление на ШМО

Из опыта работы учителя технологии

Пусть ум и руки наши

Родят лишь чудеса,

И мир прекрасней станет

От мудрости творца!

Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качественного образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников образовательных учреждений нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.

Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, электротехники, общих основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения. При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность).

Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.

На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Под методом проектов в курсе «Технология» понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества проведенного исследования и созданного продукта, определение реального спроса на него на рынке товаров и услуг.

Метод проектов позволяет формировать у школьников такие качества, как бережливость, расчетливость, деловитость, коммуникабельность и др. Упор при применении метода проектов делается на активное обучение детей через проектирование и изготовление изделий или оказание услуг, которые нужны кому-либо в реальной жизни. Роль учителя – создать такие условия, при которых это будет возможно.

Идея внедрения проектной технологии позволяет пройти путь познания вместе с детьми.

На уроках технологии то, что открывают ученики или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой – суть в том, что они открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их в качестве готовых от учителя или из учебников.

Реализация проектной деятельности мы начинаем с разработки проекта освоения большой темы или раздела программы по учебному курсу. Я готовлю предварительный план раскрытия темы, учащиеся вносят свои коррективы. Затем они распределяются по микрогруппам, договариваются о формах подведения итогов. Творческий характер деятельности усиливает мотивацию участия. Проектная технология позволяет решить ряд задач, а именно, выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.

С чего начинаем работу по данной технологии?

    Индивидуальная работа – первый шаг в творческой работе. Главное условие – чтобы ученики поняли, что от них требуется. Потребуются время и терпение!

    Начинать нужно с примера проекта-образца, который показываю ученикам.

    Выслушав мнение учащихся сначала о своей работе, а потом о работе других учащихся, оцениваю вклад каждого. Отдельные учащиеся, получив одобрение, будут обсуждать, делать предложения, как организовать работу, что нужно для этого сделать, как использовать виды деятельности, умения.

    Воплощение проекта необычным, неожиданным способом откроет возможности и для «слабых» учащихся. Ученики всегда поддержат интересные идеи.

    Трудоемкость внедрения проектной технологии заключается в обновлении обеспечения учебно-методическим комплексом.

Сложной, но, пожалуй, самой интересной является моя организация работы по выработке идей при проектировании изделий для удовлетворения потребности конкретного человека или группы людей. Например, определена потребность: маме нужна салфетка, в этом случае можно осуществлять разработку идей по изготовлению какой-то определенной салфетки.

В организации технологического обучения использование проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности повышает положительную мотивацию обучения, делает образовательный процесс осмысленным и интересным.

Логическим продолжением уроков является и работа детского объединения «Подарок своими руками». Занятия в объединении предоставляют большие возможности для способных и увлеченных детей. В нем учитываются основные направления современного технологического образования школьников: целенаправленное формирование и развитие творческой личности, организация созидательной деятельности школьников, мотивация и стимулирование деятельности, контроль и самооценка деятельности, воспитывается чувство бережливости и экономии, так как в процессе изготовления изделий могут быть использованы старые вещи.

Искусство вышивки, шитьё из лоскутков – искусство, имеющее давнюю историю и богатые традиции по всему миру. Лоскутные изделия – покрывала, одеяла, подушки – до сих пор можно встретить в разных уголках России. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.

Искусство создавать из кусочков ткани одежду, красивые вещи, украшающие жилище, возникло на Руси с появлением ситца. Народные мастерицы с любовью, тщательно подбирая кусочки ткани, создавали неожиданные, яркие по цвету композиции, которые поражают и сегодня не только мастерством исполнения, но и удивительным художественным вкусом, присущим народным творцам. Вышивка имеет большое значение в оформлении одежды и изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, мы сможем обновить свою одежду, сделать её нарядной, украсить и создать полезные вещи – салфетку, панно, фартук, наволочку на подушку, сувенир для подарка своим близким и друзьям.

Мой опыт работы показал, что учащиеся, изучая различные приёмы лоскутного шитья, вышивки и аппликации, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи и постепенно переходили к более сложным работам.

Учащиеся изучают основные законы композиции и цветоведения, знакомятся с традиционными орнаментами разных народов, осваивают основные приёмы работы на швейной машине и вручную; сначала работают по готовым образцам, копируя их, а затем приступают к разработке индивидуального проекта и выполняют изделие, используя ранее изученные способы соединения лоскутков и вышивки. Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их творческую изобретательность. При создании рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали. И самое удивительное то, что учащиеся, не умеющие рисовать, составляют композицию из фрагментов, взятых их детских книжек. Они чисто интуитивно подбирают ткань по цвету и структуре и в результате получают неповторимое декоративное панно. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал. Чему же способствует внедрение проектной технологии? Опыт доказывает, что данное внедрение способствует:

    повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации;

    развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);

    развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

По 3-х летнему опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:

    создание ситуации занимательности, ситуации успеха;

    создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.

Я целенаправленно работаю по формированию структуры умственной деятельности, акцентируя внимание на:

    использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;

    доказательность суждений;

владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.

Как показывает опыт, в развитии познавательной сферы учащихся важную роль

играет интеграция уроков технологии с другими предметами. При использовании межпредметных связей на уроках и внеклассных мероприятиях мы способствуем усвоению технологических, экономических, экологических, предпринимательских знаний. История названия тех или иных понятий, деятельность изобретателей, история моды – вот неполный перечень вопросов, которыми интересуются ученики. А хорошее знание литературы, русского языка, математики позволит грамотно и точно рассчитать формулы при построении чертежей основы изделий, искусство рисовать поможет при создании новых моделей. Использование национально-регионального компонента в «Технологии» позволяет мне на уроках использовать традиции бурятского народа в разработке проектов по изготовлению текстильных и кулинарных изделий.

В своей работе опираюсь на здоровьесберегающие технологии. При выполнении практических работ (а они занимают большую часть рабочего времени урока) использую музыкальный ряд и физкультминутки. Это позволяет снять психологическое напряжение учащихся.

Применение проектных технологий в обучении предмета позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.

В процессе преподавания предмета по традиционной методике внимание было сосредоточено на усвоении основных знаний и умений, а воспитание разносторонней личности и развитие творческих способностей школьников зачастую осуществлялось спонтанно. Здесь же в основном преобладал авторитарный стиль общения учителя с учениками.

Проектное обучение обладает рядом преимуществ в отличие от традиционного.

Во-первых, организация процесса обучения ориентирована на развитие личности учащегося. Во-вторых, овладение мыслительными процессами определяется как сравнение (при выборе ткани для изготовления изделия учитываются технологические, эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования), классификация (разновидности ручных стежков и строчек), обобщение (направления моды, стили и силуэты одежды). В-третьих, появляется интерес к творчеству, усиливается мотивация личностного роста, появляется стремление изменить себя в лучшую сторону. В-четвертых, изменяется роль учителя. Я выступаю как организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

При применении методов проектов учащимся предлагаю практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений- исследований, дизайн-анализов), для того, чтобы они могли развивать свои способности и пополнять полученные знания. При этом я предоставляю учащимся возможность что-то делать, быть активным в проектировании и изготовлении изделий, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их. Здесь же мы используем полученные ранее знания и умения для решения практических задач.

В своей работе я часто использую основные формы организации учебного процесса, способствующие развитию творческих способностей учащихся: организация выставок, демонстраций, мастер-класс; проведение тематических конкурсов, освоение компьютерного моделирования.