Презентация "Предшкольная подготовка детей. Преемственность дошкольного и начального образования"

Чтобы малыш-первоклассник легко привык к школе, сохранил в период адаптации физическое и психическое здоровье, необходима качественная предшкольная подготовка.

Есть разные виды организаций, которые готовят детей к школьному обучению:

  • детский сад – в подготовительных к школе группах;
  • школа – в предшкольных классах;
  • центры детского развития – на специальных занятиях.

Казалось бы, подобное разнообразие форм подготовки к школе должно приносить только удовлетворение и родителям, и педагогам. Но у такой вариативности есть и свои подводные камни. Подготовка малышей к школе в этих учреждениях разная: в дошкольных – доминируют «детсадовские», в школе – «учебные» методы. Центры детского развития выбирают собственные модели обучения.

Детсадовская подготовка к школе

Плюсы:

  • Последняя группа детского сада направлена исключительно на подготовку ребенка к школе ;
  • Обучение и воспитание в садике подчинено программам, зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет;
  • Методы обучения и воспитания одобрены педагогами и психологами, которые являются ведущими специалистами страны в этом вопросе.

Минусы:

  • Детский сад ограничен периодизацией развития, согласно которой возраст детей, посещающих подготовительную группу , должен быть от 6 до 7 лет. В реальности, многие родители принимают решение начать обучение ребенка в школе с 6 лет. Следовательно, предшкольная подготовка у таких детей начинается на один учебный год раньше, а программа подготовительной группы на этот возраст не рассчитана.

Школьная подготовка

Плюсы:

  • Направлена на требования, которые школа предъявляет к будущему ученику;
  • В год перед школой ребенок входит в ее жизнь постепенно, знакомится с учителем, программой, по которой ему предстоит учиться.

Минусы:

  • Система плохо вписывается в возрастные нормы развития ребенка, где главный вид деятельности старшего дошкольника – игровая деятельность ;
  • Школы, которые предлагают формой подготовки предшкольные классы, не могут обеспечить детям развитие социальных и коммуникативных навыков общения с другими детьми, что является важной частью школьной готовности .

Новые федеральные государственные стандарты

Решить проблему конфликта интересов детского сада и школы призван принятый в 2013 году федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Теперь модель выпускника детского сада четко регламентирована. Программа предшкольной подготовки вне зависимости от места ее реализации – в детском саду или на курсах в школе, должна «подвести» ребенка к стандарту выпускника, оговоренному образовательным стандартом.

ФГОС основан на возрастных особенностях ребенка

Важным итоговым достижением дошкольного возраста становится не набор умений, знаний и навыков, а личностные показатели детей.

Игра – ведущий вид деятельности

Инновационные формы подготовки детей в школе предполагают, что основным методом обучения детей на занятиях станет игра, так как она является природной необходимостью дошкольника. Также ценными видами деятельности являются двигательная, познавательная, исследовательская, продуктивная и коммуникативная.

Современные формы взаимодействия педагога с детьми

Структура занятия по предшкольной подготовке по ФГОС изменена так, что учебная деятельность в обучении дошкольников теперь минимальна. В статусе повышена игра, исследовательская и проектная деятельность , объединение разных видов деятельности в одно занятие.

По новому стандарту, привычное занятие или урок отменяется. Вместо этого педагоги организовывают специальную деятельность, в которой дети активно себя реализуют – взаимодействуют, общаются, незаметно для себя накапливают знания, формируют умения и навыки.

Для организации деятельности педагоги используют технологические карты для класса предшкольной подготовки, заменившие привычные конспекты занятий и уроков.

Знания дети получают через поисковую деятельность, а не в готовом виде – так они усваиваются лучше. Малыши учатся устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытов, наблюдений, экспериментирования .

Принцип психологической комфортности

Работа по подготовке старших дошкольников к школе по ФГОС ведется с соблюдением современных, но проверенных временем дидактических принципов. Педагогами организуется образовательная среда, которая обеспечивает отсутствие стресса в последующем учебном процессе. Дети имеют возможность развиваться в индивидуальном темпе.

Новые стандарты предшкольной подготовки гарантируют будущему первокласснику:

  • интеллектуальное и личностное развитие;
  • формирование творческого мышления , познавательного интереса;
  • сохранение физического и психического здоровья.

Эти условия являются инновационными для подготовки детей к школе.

Адаптация детей в рамках функционирования курсов предшкольной подготовки

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ТЕМПОВСКАЯ ООШ
«Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
  • Что такое предшкольное образование
  • «Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
  • От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка.
  • Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.
  • Актуальность проблемы
  • Аргументы против
  • несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению
  • ухудшение здоровья детей
  • преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей
  • Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % - “среднезрелыми”, а 32,2 % - незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.
  • Аргументы
  • В возрасте пяти лет дети получают «определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».
Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
  • Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности.
  • Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
  • Это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).
  • Предшкольное образование
  • социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
  • педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
  • ЦЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Понятие «Готовность к школе»:
  • Понятие «Готовность к школе»:
  • предпосылки учебных умений;
  • новые социальные роли ученика;
  • познавательные интересы будущего школьника;
  • умственные операции (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.
  • Особенности предшкольного образования
  • Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми.
  • А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же - в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре).
  • Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития:
  • 1 линия – формирование произвольного поведения;
  • 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами);
  • 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации;
  • 4 линия – мотивационная готовность».
  • Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».
  • Чему и как учить детей предшкольного возраста.
  • ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе;
  • ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников;
  • ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника;
  • НЕОБХОДИМО:
под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
  • Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе.
  • под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
  • Физическая готовность
  • это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
  • активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;
  • умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия;
  • руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе;
  • это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);
  • Личностная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);
  • выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
Группа здоровья
  • Группа здоровья
  • соответствие антропометрических показателям возрастной норме
  • 2. Проявление эмоциональных состояний в движении:
  • свобода,
  • непринуждённость движений,
  • плечи расставлены,
  • корпус прямой,
  • походка естественная, упругая,
  • естественность и разнообразие а позах, их сменяемость;
  • взгляд прямой, открытый, заинтересованный;
  • мимика живая, выразительная, спокойная.
  • 3. Развитие движений:
  • перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку;
  • сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);
  • бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой);
  • подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее 10-20 раз);
  • прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).
  • 4. Социальное развитие:
  • Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми;
  • Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам);
  • Чувствует настроение близких и сверстников.
  • Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
  • Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм.
  • Имеет представление о себе и своих возможностях.
  • 5. Развитие речи и речевого общения:
  • Правильно произносит все звуки родного языка.
  • Умеет выделить звуки в слове.
  • Говорит простыми распространёнными предложениями.
  • Правильно строит сложные предложения.
  • Составляет связный рассказ по сюжетной картинке.
  • Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью.
  • Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).
  • 6. Познавательное развитие:
  • Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране.
  • Знаком с культурой быта;
  • Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи.
  • Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы.
  • Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.).
  • Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.
  • 6. Познавательное развитие.
  • Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации).
  • Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре.
  • Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности.
  • Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира.
  • Осуществляет деятельность по образцам и по правилам.
  • Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.
  • 7. Эстетическое развитие:
  • Знаком с литературными произведениями
  • Может сочинить сказку.
  • Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности;
  • самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации;
  • уверенно владеет техническими навыками и умениями;
  • Эмоционально воспринимает музыку
  • Компетентности:
  • социальная,
  • коммуникативная
  • интеллектуальная
  • физическая.
  • Черты характера:
  • эмоциональность
  • креативность
  • произвольность
  • инициативность
  • самостоятельность
  • ответственность
  • самооценка
  • свобода поведения
  • рефлексивность
  • Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста
  • Умение управлять своими эмоциями;
  • Проявление способности к учебным действиям;
  • умение принять учебную задачу
  • Адекватное отношение к самому себе.
  • кризис 7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ г. РОСТОВА-НА-ДОНУ сайт

Слайд 2

Что такое предшкольное образование

«Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».

Слайд 3

От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. Актуальность проблемы

Слайд 4

Аргументы против

несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % - “среднезрелыми”, а 32,2 % - незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.

Слайд 5

Аргументы ЗА В возрасте пяти лет дети получают «определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».

Слайд 6

Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности.

Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Слайд 8

социальная цель- обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; педагогическая цель- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. ЦЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 9

ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

Слайд 10

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Слайд 11

Особенности предшкольного образования

Понятие «Готовность к школе»: предпосылки учебных умений; новые социальные роли ученика; познавательные интересы будущего школьника; умственные операции (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.

Слайд 12

Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми. А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же - в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре). Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития: 1 линия – формирование произвольного поведения; 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами); 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации; 4 линия – мотивационная готовность». Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения». Наука о готовности к дошкольному образованию

Слайд 13

Чему и как учить детей предшкольного возраста.

ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе; ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников; ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника; НЕОБХОДИМО:

Слайд 14

Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе.

под школьной зрелостью подразумеваетсяуровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.

Слайд 15

Физическая готовность это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Слайд 16

Личностная готовность

активность, инициативность, самостоятельность, ответственность; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия; руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе; это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);

Слайд 17

Интеллектуальная готовность

Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)

Слайд 18

возникновениедецентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Слайд 19

Психологический портрет выпускника ДОУ

  • Слайд 20

    1. Здоровье и физическое развитие

    Группа здоровья соответствие антропометрических показателям возрастной норме

    Слайд 21

    2. Проявление эмоциональных состояний в движении: свобода, непринуждённость движений, плечи расставлены, корпус прямой, походка естественная, упругая, естественность и разнообразие а позах, их сменяемость; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная, спокойная.

    Слайд 22

    3. Развитие движений: перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку; сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой); бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой); подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее 10-20 раз); прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).

    Слайд 23

    4. Социальное развитие: Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми; Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам); Чувствует настроение близких и сверстников. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм. Имеет представление о себе и своих возможностях.

    Слайд 24

    5. Развитие речи и речевого общения: Правильно произносит все звуки родного языка. Умеет выделить звуки в слове. Говорит простыми распространёнными предложениями. Правильно строит сложные предложения. Составляет связный рассказ по сюжетной картинке. Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью. Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).

    Слайд 25

    6. Познавательное развитие: Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране. Знаком с культурой быта; Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи. Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.). Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.

    Слайд 26

    6. Познавательное развитие. Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации). Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре. Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности. Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира. Осуществляет деятельность по образцам и по правилам. Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.

    Слайд 27

    7. Эстетическое развитие: Знаком с литературными произведениями Может сочинить сказку. Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности; самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации; уверенно владеет техническими навыками и умениями; Эмоционально воспринимает музыку

    Слайд 28

    Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста

    Компетентности: социальная, коммуникативная интеллектуальная физическая. Черты характера: эмоциональность креативность произвольность инициативность самостоятельность ответственность самооценка свобода поведения рефлексивность

    Слайд 29

    Умение управлять своими эмоциями; Проявление способности к учебным действиям; умение принять учебную задачу Адекватное отношение к самому себе. кризис 7 лет

    Посмотреть все слайды

    Многие родители думают, что предшкольная подготовка детей нужна для того, чтобы научить их читать и считать. На самом деле более важно подготовить ребенка с психологической стороны и поднять общий уровень его развития.

    Часто детки, достигшие школьного возраста, оказываются совсем не готовыми ходить в школу – они не приучены к дисциплине и труду, не могут долго сидеть на одном месте, не «слышат» учителя, рассеяны и невнимательны. Учеба для них чревата психологическими трудностями, а потому интерес к этому занятию может быстро пропасть, и тогда ребенок разлюбит школу на долгие годы. Это может привести к снижению успеваемости и проблемам с поведением не только в первом классе, но и в последующих, поэтому родители должны уделять внимание предшкольной подготовке своего ребенка для предотвращения проблем в будущем в том числе.

    Планомерная подготовка ребенка к школе направлена на решение следующих задач:

    Приобретение необходимых для первоклассника знаний для облегчения восприятия информации в школе.

    Позитивное восприятие учителя и одноклассников, навыки нахождения в коллективе.

    Привыкание к дисциплине и труду.

    Предшкольная подготовка очень помогает маленькому человеку освоиться в непривычной обстановке и перенести период адаптации в коллективе максимально спокойно, без психологических потрясения. Ведь на самом деле не важно, как будет считать ваш ребенок, а более значимым является то, как он привыкнет к процессу учебы.

    Программа Подготовка к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» предназначена для развития математических представлений дошкольников. Она не только познакомит детей с количеством и счетом, измерениям и сравнениям величин, но и научит детей слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.

    Программа Подготовка к школе «По дороге к Азбуке» - это развитие устной речи детей и подготовка к обучению грамоте в начальной школе. Ваш ребенок будет учиться говорить и слушать, а логопедические упражнения помогут предупредить его ошибки в чтение и письме.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю.

    В день 3 урока: обучение грамоте, графическое письмо, математика - по 30 минут. В силу физиологических особенностей данного возраста происходит частая смена деятельности.

    Что необходимо иметь в портфеле : пенал (ластик, 2 карандаша простых, набор цветных карандашей из 12 цветов, 1 ручка), учебники (нужно обернуть, подписать). Тетради 1 в клеточку, 1 в косую линию.

    Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

    Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

    1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

    Умение выделять заданный звук в потоке речи;

    Умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

    Владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

    2. Умение членить слова на слоги.

    3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

    4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

    5. Умение составлять рассказы по серии картинок по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

    6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

    7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

    Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

    1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

    2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

    3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

    4. Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

    5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

    6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.

    7. Умение соотносить цифру и число предметов.

    8 Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

    9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

    10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

    11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

    Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

    1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

    2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

    3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

    4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

    5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

    Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

    1.социально-психологическая готовность к школе:

    -Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

    Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

    Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

    2.Развитие школьно-значимых психологических функций:

    Развитие мелких мышц руки(рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет

    карандашом, ножницами).

    Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).

    Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

    Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

    Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

    Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

    Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

    Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

    1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

    2. Есть ли у ребенка друзья?

    3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

    4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

    5. есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

    Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

    Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной(атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

    Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

    Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

    Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

    График работы предшкольной подготовки на 2015 -2016 учебный год.

    I группа

    Преподаватель: Серова Ирина Евгеньевна

    II группа

    Преподаватель: Романенко Лариса Михайловна

    Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

    Преподаватель: Гончарова Надежда Викторовна

    Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

    Преподаватель: Григорьева Ольга Викторовна

    Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

    СКОРО

    ШКОЛУ.

    1 ДЕНЬ.

    ЗАНЯТИЕ 1.

    1. ВСТУПЛЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО ШКОЛЬНЫМИ ПРАВИЛАМИ.

    В этом доме чудеса:

    Много парт, звонок- оса,

    Прозвенел и тишина,

    Начинать урок пора.

    Что это? / ШКОЛА/

    Вы все сегодня стали учениками школы «АБВГДейка». У нас хотя и маленькая, но уже школа. В каждой школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?

      Ответить хочешь, не шуми,

    А только руку подними.

      Ответить хочешь - надо встать,

    Когда же сесть позволят- сядь.

      Парта- это не кровать и на ней нельзя лежать.

      Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

    2 ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ВОЗЬМЁМ НЕ ВОЗЬМЁМ».

    Я буду называть разные предметы, а вы будете хлопать в ладоши, если это школьные принадлежности.

    МЯЧ, КНИГА, ИГРУШКА, РУЧКА, АЛЬБОМ, КОРОБКА, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, РЕЗИНКА, ЖЕВАЧКА, ПОРТФЕЛЬ, ОТКРЫТКА, НОЖНИЦЫ…

    3. ИГРА С МЯЧОМ «ВОПРОС – ОТВЕТ»

    Учитель задаёт вопрос и кидает ребёнку мяч, ребёнок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.

      Как нужно в школе обращаться к учительнице?

      Если тебе нужно о чём- то спросить учительницу, как ты поступишь?

      Если тебе во время урока нужно выйти в туалет, то что нужно сказать?

      Как ты узнаешь, что пора идти на урок?

      Для чего нужна перемена?

      Как в школе называется комната, где учатся дети?

      Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

      Где пишет учитель, когда объясняет задание?

      Какие в школе отметки хорошие, а какие плохие?

      Что такое каникулы?

    4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАБОТА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА».

      Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка помогут догадаться слова «Тянут, потянут - вытянуть не могут».

      Давайте вспомним эту сказку. Какие там были герои?

      А хотите проинсценировать эту сказку?

    А) ВЫБОРЫ ДЕДА:

    Сначала нам нужно выбрать деда. Кто хочет быть дедом?

    Дед всё умел: и землю копать, и репку сажать, и урожай охранять. А ещё он знал все овощи.

    Назовите овощи, кто назовёт последний овощ - будет дедом.

    Б) ВЫБОРЫ БАБКИ:

    Кто хочет стать бабкой?

    Кто вас встретит у порога

    И научит вас писать,

    Прочитает книжек много

    И поставит всем вам «5» (учитель)

    Кто угадает загадку, тот станет бабкой.

    В) ВЫБОРЫ ВНУЧКИ:

    Конкурс улыбок. Мы досчитаем до трёх, после чего вы улыбнётесь широко, от всей души. У кого будет самая красивая улыбка, тот будет внучкой.


    Г) ВЫБОРЫ ЖУЧКИ:

    Жучка охраняет дом и должна хорошо рычать, кто лучше всех порычит, тот будет Жучкой.

    Д) ВЫБОРЫ КОШКИ:

    Вопрос простой для малышей, кого боится кот? (СОБАК).

    Е) ВЫБОРЫ МЫШКИ:

    Описать мышку. Какая она? Кто назовёт последнее слово, тот и будет мышкой.

    5) ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ:

    6) ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

    Если я говорю:

    ДЕД - вы «рубите дрова»,

    БАБКА – вы «вяжете»

    ВНУЧКА – «подпрыгиваете»

    КОШКА – «умываетесь»

    ЖУЧКА – «машите хвостиком»

    МЫШКА - «пищите»

    7 МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕРОЕВ СКАЗКИ:

    Давайте попробуем изобразить героев сказки с помощью схем и рассказать сказку по схеме

    РЕПКА

    ДЕД

    БАБКА

    ВНУЧКА

    ЖУЧКА

    КОШКА

    МЫШКА

    8 ПОСТАНОВКА РУКИ:

    Сейчас мы отправимся в гости к бабке и деду, но пройти к ним непросто. Открываем тетрадки со словами:

    Я тетрадь свою открою,

    И наклонно положу.

    Я от вас, друзья не скрою,

    Карандашик так держу.

    Сяду прямо не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    Для того, чтобы наши пальчики слушались, нужно сделать для них массаж.

    МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ:

      Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

      Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

      Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

      Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

      А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

    9) ЗНАКОМСТО С ПОНЯТИЯМИ «ЛИСТ», «СТРАНИЦА», «КЛЕТКА».

    Посередине листа надо нарисовать дорожку, по которой мы пойдём. Дорожка должна быть прямая.

    Покажите верхний правый угол, верхний левый угол

    Покажите нижний правый, нижний левый угол.

    Нарисуйте репку в правом верхнем углу.

    Нарисуйте бабку в правом нижнем углу.

    Нарисуйте деда в нижнем левом углу.

    Нарисуйте мышку в левом верхнем углу.

    10 ПЕРЕМЕНА. ИГРА «КОТ НА КРЫШЕ»

    (автоматизация звука Ш-Ш-Ш)

    «Кот» сидит на стуле, остальные дети – «мышки» тихонько подходят к коту и, грозя, друг - другу пальцем, говорят в полголоса:

    Тише, тише, тише мыши!

    Кот сидит на нашей крыше.

    Мышка, мышка, берегись,

    И коту не попадись!

    Кот просыпается, говорит «МЯУ», вскакивает и гонится за мышами.

    МАТЕМАТИКА:

    1. РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ «РЕПКА». ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

    Давайте посчитаем, героев сказки «Репка». Сколько их? (7)

    Кто стоит первым? (дед)

    Кто стоит между бабкой и Жучкой? (внучка)

    Кто стоит перед мышкой? (кошка)

    Кто стоит за внучкой? (Жучка).

    Положите на наборное полотно столько кружочков, сколько у нас героев в сказке.

    Мышка убежала. Сколько героев осталось? (6)

    На сколько героев стало меньше?

    А потом за мышкой убежала кошка. Сколько осталось героев? (5)

    2 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

    Запомните, кто за кем стоит: бабка, Жучка, внучка, дед, мышка, кошка.

    Закройте глаза. В это время учитель меняет героев сказки местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторяется несколько раз.

    3 РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ.

    У кошки три котёнка,

    Они мяучат громко.

    В лукошко мы глядим.

    Куда пропал один?

    Вдруг видим из-за лавки

    Его выносит кошка

    Он первым встал на ножки

    И вылез из лукошка.

    А сколько котят ещё не умеют ходить? (2)

    Кот Васька – рыболов,

    Притащил большой улов:

    Пять огромных окуней,

    На 3 меньше карасей.

    Какой же у кота улов?

    Кто ответить мне готов? (7)

    Надоело нашей внучке

    Тогда стала наша внучка

    Одна на дереве сидит,

    Ещё одна в окно глядит,

    Три сидят на крыше,

    Чтобы всё услышать.

    Так скажите, сколько птиц

    Насчитала внучка? (5)

    ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

    Хорошо мы потрудились,

    Рисовали и резвились,

    Но прощаться нам пора,

    До свиданья, детвора.

    ДЕНЬ 2.

    1. УГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

    (на наборное полотно ставятся картинки- отгадки)

    Ростом мал, да удал

    От меня ускакал. (МЯЧ)

    Дробь отбивает, шагать помогает. (БАРАБАН)

    Рядом разные подружки,

    Но похожи друг на дружку.

    Все сидят они друг в дружке,

    А всего одна игрушка. (МАТРЁШКА)

    Пляшет крошка, а всего одна ножка. (ЮЛА)

    Вот упрямый человек!

    Не заставишь лечь вовек.

    Вам такой встречается?

    Она совсем не хочет спать,

    Положу, встаёт опять. (НЕВАЛЯШКА)

    Как можно одним словом назвать все поставленные на наборное полотно предметы? (ИГРУШКИ)

    Зачем человеку нужны игрушки?

    Расскажите о своих любимых игрушках.

    2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. ИГРА С КАРТИНКАМИ – ОТГАДКАМИ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

    3. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

    Наша Маша рано встала,

    Кукол всех пересчитала:

    Две матрёшки - на окошке,

    Две Танюшки – на подушке,

    Две Иринки – на перинке.

    А Петрушка в колпаке-

    На дубовом сундучке-

    А сколько кукол у Маши? (7)

    4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

    Картинки с животными выставляются по мере их названия: ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ, КОРОВА, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ.

    Про какое животное можно сказать:

      Серый, хищный, жадный…. (ВОЛК)

      Большой, косолапый…. (МЕДВЕДЬ)

      Рыжая, хитрая, ловкая… (ЛИСА)

      Добрая, рябая, пёстрая… (КУРИЦА)

      Косой, слабый, трусливый… (ЗАЯЦ)

      Быстрый, сохатый… (ЛОСЬ)

    Какое животное стоит первым? (ВОЛК)

    Какое животное стоит между лисой и зайцем? (КУРИЦА)

    Какое животное третье по счёту? (ЛИСА)

    Какое животное справа от зайца? (ЛОСЬ)

    Какое животное слева от лося? (ЗАЯЦ)

    Какое животное лишнее? Почему? (КУРИЦА - домашняя птица)

    5. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ДИКИЕ – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    Я буду называть животных, если это домашнее животное - хлопайте, если дикое - топайте.

    ОВЦА, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ЛИСА, КОРОВА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ, ВОЛК, СОБАКА, СВИНЬЯ.

    6. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ: СЛОВО, ЗВУК, БУКВА.

    Давайте произнесём слово «ЛИСА». Сколько звуков мы произнесли? (4)

    Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в слове «ЛИСА».

    А теперь произнесите слово «ВОЛК». Сколько звуков вы произнесли? Нарисуйте столько треугольников, сколько звуков в слове?

    А как на письме показать звуки? (Буквами)

    Кто знает буквы? Составить слова ЛИСА, ВОЛК из разрезной азбуки.

    7 . ИГРА «ЗАЯЧЬИ ПРЫЖКИ» (дети рисуют дорожку зайчика)

    Обозначьте зайчика точкой.

    Зайчик прыгнул на 2 клеточки вправо,

    Прыгнул на 3 клеточки вниз,

    На 5 клеточек вправо,

    На 1 клеточку вверх

    На 3 клеточки влево,

    На 2 клеточки вверх.

    8. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» (автоматизация звуков 3-С в тексте)

    Дети встают в круг, держась за руки, внутри круга водящий- лиса.

    Серый зайка прыгает возле старых сосен,

    Страшно в лапы лисоньке, лисоньке попасть.

    Зайки уши навострите, вправо, влево поглядите,

    Не идёт ли кто?

    Дети кричат «Лиса». Лиса догоняет зайцев.

    МАТЕМАТИКА:


    1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ,

    2.НАЗВАТЬ ПРЕДЫДУЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЧИСЛА,

    3 РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ШТРИХОВКИ.

    Обвести кружок. Заштриховать его спиралькой.

    Обвести квадрат. Заштриховать его сверху вниз.

    Обвести треугольник. Заштриховать его слева направо.

    Обвести прямоугольник. Заштриховать его наклонными линиями сверху вниз.

    4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ФИГУРКА - ДВИЖЕНИЕ»

    Руки в сторону

    прыгнуть.

    присесть

    хлопнуть

    маршировать

    5. ПОСТРОИТЬ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ ДОМИК, ЁЛОЧКУ, ЗАШТРИХОВАТЬ.

    ЗАНЯТИЕ 3.

    1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

    Отгадайте загадки, найдите картинки- отгадки.

    Окраской сероватая,

    Походкой мешковатая,

    Повадкой вороватая

    Крикунья хрипловатая. (ВОРОНА)

    Непоседа пёстрая.

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая. (СОРОКА)

    Каждый год я к вам лечу,

    Зимовать у вас хочу,

    И ещё красней зимой

    Ярко-красный галстук мой (СНЕГИРЬ)

    Видали вы его не раз,

    Он скачет в двух шагах от нас.

    Чик- чирик - не робей

    Я бывалый …. (ВОРОБЕЙ)

    Хоть я не молоток-

    По дереву стучу.

    В нём каждый уголок

    Обследовать хочу.

    Хожу я в шапке красной

    И акробат прекрасный. (ДЯТЕЛ)

    Как можно назвать, одним словом все эти предметы? (ПТИЦЫ)

    Опишите каждую птицу.

    Что особенного есть во внешности каждой птицы?

    Чем похожи все эти птицы? (зимующие)

    Многие птицы остаются у нас зимовать. Зима бывает очень суровой.

    Как мы можем помочь птичкам зимой?

    2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА:

    Поставьте карточки с птицами так, чтобы первым стоял воробей.

    Между воробьём и сорокой поставьте ворону.

    Последним поставьте снегиря.

    Четвёртым по счёту поставьте дятла.

    3. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

    «Если нравится тебе, то делай так»

    А ну-ка, похлопай, как я (2 хлопка)

    Так хлопают только у нас! (2 хлопка)

    А ну-ка, потопай, как я (2 притопа)

    А ну-ка, все вместе, все враз-

    Так топают только у нас! (2 притопа)

    А ну-ка, помяукай, как я (мяу- мяу)

    А ну-ка, помяукай, как я (мяу-мяу)

    А ну-ка, все вместе, все враз-

    Так мяукают только у нас! (мяу- мяу)

    А ну-ка, погавкай, как я (гав-гав)

    А ну-ка, все вместе, все враз-

    Так гавкают только у нас! (гав-гав)

    А ну-ка, похрюкай, как я (хрю-хрю)

    А ну-ка, все вместе, все враз-

    Так хрюкают только у нас! (хрю-хрю)

    4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:

    «Что изменилось»

    Дети рассматривают картинки с птицами, затем закрывают глаза. Учитель меняет картинки местами. Дети угадывают, что изменилось.

    МАТЕМАТИКА.

    1. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

    (Работа с индивидуальными наборами)

    • Положите столько квадратиков, сколько птиц на картинках. Сколько положили квадратиков? (6)

      Ниже положите 5 треугольников. Чего больше? Чего меньше? На сколько больше? На сколько меньше.

      Как сделать, чтобы квадратиков и треугольников стало поровну?

    2. КОНСТРУИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.

    У каждой птички свой домик. Давайте построим домик для скворца- скворечник.

    Какие нам для этого потребуются фигуры? (треугольник, прямоугольник, круг)

    Заштриховать полученный скворечник.

    3. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПЛОСКОСТИ.

      Обвести одну клеточку и закрасить её чёрным цветом.

      Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клетки вправо четыре клеточки, а пятую закрасьте красным карандашом.

      Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз 2 клетки, а третью закрасьте синим карандашом

      Возьмите зелёный карандаш. Клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от неё закрасьте зелёным цветом.

      Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток, а шестую закрасьте жёлтым карандашом.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСИ».

    Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

    Гуси, гуси!

    Га-га-га!

    Есть хотите?

    Да-да-да!

    Серый волк под горой не пускает нас домой!

    4.ИГРА НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. ВАРИАТИВНОСТЬ.

    Цыплёнок, утёнок и гусёнок пошли гулять. Как по-разному они могли встать. Есть 6 вариантов, давайте их найдём.

    Ц – У - Г

    Ц – Г – У

    У - Ц- Г

    У – Г - Ц

    Г – У - Ц

    Г - Ц – У

    Детёнышам пора домой, найдите их мам.

    УТЁНОК ГУСЫНЯ

    ЦЫПЛЁНОК КУРИЦА

    ГУСЁНОК ИНДЮШКА

    ИНДЮШОНОК УТКА

    5. ТЕСТ КЕРНА – ИРАЗЕКА

      Нарисовать фигуру человека.

      Скопировать с трафарета фразу: Ей дан чай или он ел суп.

      Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

    4 ЗАНЯТИЕ.

    1. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВЕ И ИХ КОДИРОВАНИЕ.

    Стоит в саду кудряшка-

    Белая рубашка

    Сердечко золотое,

    Что это такое? (РОМАШКА)

    Что такое ромашка? (цветок)

    Какие ещё цветы вы знаете?

    Положите столько кружочков, сколько звуков в слове «ромашка» (7)

    2. ПОСТАНОВКА РУКИ. ПОСТРОЕНИЕ РОМАШКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.

    Какие геометрические фигуры нам нужны, чтобы построить ромашку?

    Заштрихуйте ромашку.

    На ромашке расположите буквы. Какие буквы вы знаете?

    Какие это буквы? Почему?

    А, О, Ы, И, У.

    В середине ромашки спряталась ещё одна буква. Угадайте, что это за буква:

    На этой букве, как на лесенке

    Сижу и распеваю песенки. (Н)

    Как её произносят?

    3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, ИГРА «ЦЕПОЧКА»

    Придумайте слова. Которые начинаются на букву «Н».

    4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:

    Если я показываю:

    А - хлопайте,

    О - приседайте

    6 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРУСЕЛИ».

    Автоматизация звука «ш»

    Карусели, карусели

    Мы с тобой на лодку сели,

    Сели и поехали (имитируют греблю и произносят звук «ш»)

    Карусели, карусели

    Мы с тобой на лошадь сели,

    Сели и поехали (имитируют всадников, и в такт щёлкают языком)

    Карусели, карусели

    Мы с тобой в машину сели,

    Сели и поехали (крутят баранку и произносят звук «ж»)

    Карусели, карусели

    Мы с тобой на поезд сели,

    Сели и поехали (строятся паровозиком и произносят «чух-чух»)

    Карусели, карусели

    В самолёт с тобой мы сели сели,

    Сели и поехали (раскидывают руки- крылья и произносят «ш»)

    МАТЕМАТИКА:

    1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ

    2. ИГРА С МЯЧОМ «ПОСЛЕДУЮЩИЕ И ПРЕДЫДУЩИЕ ЧИСЛА».

    3.РАБОТА НА НАБОРНОМ ПОЛОТНЕ.

    Счёт предметов.

    Сравнение предметов

    Уравнивание предметов.

    (цветы- бабочки, зайцы- морковки)

    Посчитайте, сколько бабочек прилетело на цветочки.

    Положите столько кружков, сколько у нас бабочек (5)

    Сколько кружков нужно убрать, чтобы их осталось 3? (2)

    4. РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ:

    Ёжик по лесу пошёл

    На обед грибы нашёл.

    Один под берёзой,

    Два - под осиной.

    Сколько грибов в плетёной корзине? (3)

    На полянке у дубка

    Крот увидел два грибка.

    Он нашёл ещё один.

    Кто ответить нам готов,

    Сколько крот нашёл грибов? (3)

    В класс вошла Аринка,

    А за ней Маринка,

    А потом вошёл Игнат.

    Сколько в класс вошло ребят? (3)

    На плетень взлетел петух,

    Повстречал там ещё двух.

    Сколько стало петухов

    У кого ответ готов? (3)

    3 яблока. Одно сорвать

    Ручонка так и тянется.

    А сколько их останется? (2)

    5. СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ:

      Сколько в классе девочек?

      Сколько в классе мальчиков?

      Чего в классе по – одному, а о чём можно сказать «много»?

      сколько в классе парт?

      Сколько в классе стульев?

      Сколько парт занято учениками, а сколько свободно?

      Чего в классе больше парт или стульев?

    ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

    Ориентирование в пространстве («Знаете ли вы своего ученика» с.16-18)

    Определение ведущей руки.

    ЗАНЯТИЕ 5.

    1.ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

    С хозяином дружит,

    Дом сторожит,

    Живёт под крылечком,

    Хвост колечком. СО - БА - КА

    Положите столько кружочков, сколько звуков в слове собака (6)

    Как вы думаете, зачем человек приручил собаку?

    Какую работу выполняет собака?

    Как вы понимаете слова «Собака- друг человека».

    2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ БУКВ.

    У У

    Кто это пришёл к нам в гости?

    Какие буквы спрятались на человечке?

    Сколько одинаковых букв встретили?

    У-2, О – 3, А-1, Н- 1, С-1.

    3. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:

    Учитель показывает буквы, а дети выполняют движения.

    А- прыгнуть

    У - хлопнуть в ладоши

    О – присесть

    Н- руки в стороны

    С - встать ровно.

    4. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПОСТАНОВКА РУКИ, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

    Вася посадил собаку со щенком в лодку и поплыл. Давайте покажем их путь.

    1 клетка вправо – 2 клетки вверх- 3 клетки вправо – 4 клетки вниз- 5 клеток вправо – 1 клетка вверх – 2 клетки влево – 2 клетки вверх – 4 клетки вправо.

    5. РАБОТА С ЛЕКАЛАМИ. ПОСТРОЕНИЕ И ШТРИХОВКА СОБАКИ.

    6. ИГРА « ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»

    Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет»

      Есть ли в поле светлячки?

      Есть ли в море рыбки?

      Есть ли крылья у телёнка?

      Есть ли ключ у поросёнка?

      Есть ли гребень у горы?

      Есть ли двери у норы?

      Есть ли хвост у петуха?

      Есть ли ключ у скрипки?

      Есть ли рифма у стиха?

      Есть ли в нём ошибки?

    7. ПОДБОР СЛОВ С ЗАДАННЫМИ БУКВАМИ,

    Вот сколько на «К» я сумею сказать:

    Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

    Корова, квартира, картина, ковёр,

    Кладовка, калитка, комод, коридор.

    - А какие слова на букву «К» знаете вы?

    Ой, хватит! И звук тоже может устать!

    А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?

    (дети называют слова на букву «т»)

    Топор, табуретка, тарелка и ложка,

    Я, кажется, что-то напутал немножко.

    - А какие слова на букву «т» знаете вы?

    Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

    А лучше на «С» назову я посуду:

    Стакан, сковородка, солонка и …кошка.

    А кошка откуда? Залезла в окошко!

    Спроси лучше кошку, откуда пришла,

    И вся ли посуда на кухне цела?

    - А какие слова на букву «С» вы знаете?

    - Найдите слова на букву «С» на картинке?

    - Сколько звуков в слове « слон»? (4)

    - Составьте это слово на наборном полотне.

    МАТЕМАТИКА.

    1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ - ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».

    А какие породы собак вы знаете? (вывесить 6 картинок с изображением собак разных пород)

    Положите столько кружков, сколько видите собак на наборном полотне. (6)

    Сколько собак нужно убрать, чтобы осталось 4 собаки? (2)

    Чего больше кружков или собак?

    Как сделать, чтобы было поровну?

    Игра «Что изменилось».

    2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

    Что изменилось в лице?

    Когда бывает такое лицо?

    Построить с помощью лекал человечка и заштриховать его

    4. ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

    Найти домик гномика по заданной тропинке

    - «Дорисуй девятое» (котята, геометрические фигуры)

    5 ИТОГ ЗАНЯТИЯ.