Интерактивное обучение в доу. Интерактивные технологии образования в дошкольных учреждениях

Зулфия Хабибуллина
Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении

Использование интерактивных методов и приемов в дошкольном учреждении

Первое неоспоримое право ребенка –

высказывать свои мысли.

Я. Корчак

На определенном этапе своей педагогической деятельности я поняла, что не только школе, но и дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика , преследующая главную цель : развитие ребенка как личности.

Интерактивная методика обучения – это есть новшество, которым я пользуюсь в течение нескольких лет.

Слово «интерактив » произошло от английского слова «interact» . «Inter» -«взаимный» , «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это обучение , построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Суть интерактивного обучения состоит в том , что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания , освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Пройдя обучение , участвуя в семинарах, конференциях, позже работая в образовательных программах, я по – новому оценила свои возможности, способности строить не только уроки, но и НОД с использованием интерактивных методов .

Такое обучение дает неожиданные положительные результаты :

Умение высказать свое мнение и отстоять его;

Активность и желание участвовать в работе;

Раскованность во время ответа, уверенность в себе.

Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.

Методы , которые я использую в работе с детьми .

НОД в группах я начинаю со знакомства с детьми.

Знакомство

Цели : Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .

После того, как все дети представились, спрашиваю у детей :

Почему важно знать историю своего имени?

Например : Тема : Времена года

Знакомство : Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.

«Мозговой штурм» - цель : «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Например : Ребята, какая сегодня погода?

«Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

«Кластеры»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например :

Санки Праздник

Дед Мороз ЗИМА Снеговик

Подарки елка Новый год

В ДОУ предлагаю использовать так . На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе , также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Синквейн»

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию .

1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Например : МАМА

Добрая, любимая

Заботится, любит, кормит

Я люблю свою маму!

В ДОУ можно использовать таким образом .

1 строка : Предмет или явление одним словом.

2 строка : Описать какой этот предмет.

3 строка : Действия данного предмета.

4 строка : Нравится ли данный предмет и как?

5 строка : Как можно по другому назвать этот предмет?

Я поняла, что детей нужно воспитывать и учить добротой, требовательностью, уважением, личным примером, учить их строить хорошие взаимоотношения с другими. Чтобы быть понятой детьми, нужно понимать каждого ребенка в отдельности.

Я считаю, что успех воспитателя – это каждый хорошо проведенный день. Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От воспитателя зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать , быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.

Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться . Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все , что превращает деятельность в радостный акт познания.

Использованная литература :

1. Новая школа : Пространство Возможностей

Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции

Бишкек-2006 г. Стр 9, 246, 325

2. Руководство по развитию критического мышления

(Методическое пособие ) Ташкент – 2002 г.

Москва, Мозаика – Синтез 2005 г .

4. Уполномоченное Образование

(Пособие для тренеров) Информационно Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

Интерактивные технологии делают работу педагогов творческой и увлекательной, увеличивают эффективность образовательной деятельности, повышают производительность труда.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия - детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии.

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная форма обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому слушателю и участнику методического мероприятия также позволяет построить субъект - субъективные взаимоотношения не только между педагогами детского сада, но и между педагогами и их воспитанниками.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга. Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка.

Основные интерактивные технологии для ДОУ

Поскольку в детских садах занимаются маленькие дети, необходимо использовать не особо сложные технологии. Современные игровые технологии в детском саду включают в себя:

  • «Работу в парах». Эта форма позволяет детям вырабатывать навыки общения, сообща работать над заданиями, договариваться.
  • «Хоровод». В рамках этого упражнения воспитатель при помощи предмета учит детей по очереди справляться заданием. Такая технология необходима, чтобы научить малышей не перебивать товаришей, внимательно выслушивать ответы.
  • «Цепочка» предполагает последовательное решение каждым из участников одной задачи. Для достижения общей цели ребятам приходится общаться друг с другом и предлагать разные варианты решения заданий.
  • «Карусель» используется для организации работы в парах. Она помогает формировать навыки сотрудничества, взаимопомощь.
  • «Дерево знаний». В рамках этого упражнения воспитатель вывешивает на дерево листы с картинками, заданиями и схемами. Дети делятся на группы и выполняют задания. После этого один ребенок демонстрирует результаты работы группы, а остальные анализируют их и дают оценку.
  • «Большой круг». Цель этой технологии игрового обучения в детском саду - научить каждого ребенка высказываться, развивать коммуникационные навыки, делать выводы.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования.

В настоящее время интерактивное оборудование для дошкольного образовательного учреждения представлено: компьютерами со специализированным ПО, интерактивными досками, интерактивными столоми, проекторами, электронными конструкторами (робототехника).

  1. Интерактивные доски.

Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией.

С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.

  1. Интерактивный стол

Сенсорный интерактивный развивающий стол помогает привлечь внимание и интерес ребенка к процессу обучения, развивает моторику, знакомит ребенка с компьютерными технологиями.

Использовать детский сенсорный стол можно как для группы детей, так и индивидуально.

Технология стола позволяет нескольким пользователям одновременно взаимодействовать с сенсорным, то есть создается атмосфера для работы в коллективе.

Множество увлекательных развивающих приложений, которые воспроизводит интерактивный стол.

Тактильное решение заданий и прямое взаимодействие с поставленной задачей - главные преимущества интерактивного стола, который увеличивает не только результативность обучения, но и стимул детей посещать занятия, ведь игровая форма обучения для дошкольников является наиболее продуктивной.

  1. Проектор. Интерактивный пол.

Ноутбуки прочно вошли в нашу жизнь и многие воспитатели приносят на работу свой домашний компьютер для того, чтобы послушать аудиозаписи, поработать с документами или даже показать мультфильм детям. Но экран ноутбука очень мал, звук тихий, поэтому организовать полноценный просмотр можно только с очень небольшой группой детей. Но использование проектора позволяет более полно использовать возможности компьютера.

Изображение на экране проектора выгодно отличается от традиционных форм наглядности: оно крупное, яркое и может восприниматься большим количеством людей одновременно.

  1. Конструкторы LEGO. Робототехника.

RoboПрограмма «Робототехника в детском саду» - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. robo2

Занятия робототехникой - это своеобразная тренировка навыков.

На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.

Освоение навыков робото-конструирования дошкольников происходит в несколько этапов:

На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.

И третий этап сборка сложных моделей и подключение их к моторчикам.

  1. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы.
  2. Интерактивное оборудование является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно играют, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
  3. Эффективность обучения ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Горбачева Марина Витальевна Воспитатель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1601 имени Героя Советского Союза Е.К. Лютикова"

Аннотация: данная статья отражает опыт использования интерактивных технологий в ДОУ на разных возрастных этапах развития ребенка.

Ключевые слова: интерактивные технологии, цепочка, карусель, аквариум, интервью.

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

(Э. Хаббард)

Весь процесс в дошкольного воспитания направлен на создание всесторонне развитой личности. С приходом небывалого развития информационно-коммуникационных технологий в структуре всех сфер образования пришла и необходимость к модернизации в том числе и воспитательного процесса в ДОУ. Свое отражение данный процесс нашел в новых образовательных Стандартах. Само интерактивное обучение представляет процесс построенный на взаимодействии учащихся с другими субъектами учебного процесса и учебной средой. Обучение основано на диалогах и совместного процесса познания детьми чего-то нового. Самое важное достижение данного процесса в том что педагог уступает место активности учащихся, обучение где дети находят знания через самостоятельный поиск. Все исследования интерактивного обучения строятся вокруг понятий общение, диалог, взаимодействие.

Основой такого вида образовательного процесса заключается в том что все дети оказываются вовлечёнными в процесс познания, у каждого ребенка появляется возможность рефлектировать отталкиваясь от своих личных знаний и размышлений. Во время совместной деятельности каждый ребенок вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен идеями, знаниями и что очень важно способами деятельности. Такой подход обеспечивает позитивной, доброжелательной, взаимной атмосферой обмена знаниями и переводит к более продуктивным формам кооперации и сотрудничества. Интерактивное обучение применяется во всех сферах образования.

Мотивацией для создания данной статьи на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ДОУ

  • активная работа по изучению современных подходов интерактивного обучения в ДОУ;
  • опыт в применении технологий интерактивного обучения в ДОУ;
  • практическое наблюдение за эффективностью внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Актуальность выбора темы статьи обусловлена:

  • требованиями ФГОС по развитию УУД, определяющих эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений и основных видов компетенции учащихся, в том числе социальной и личностной;
  • необходимостью формирования УУД, у детей старшего дошкольного возраста.

Я использую в своей работе разнонаправленные интерактивные методы для получения вышеуказанных результатов в образовательной деятельности дошкольников. Для удобства рассмотрим применение разных интерактивных форм работы по группам возрастного развития детей в ДОУ.

  • II Младшая группа
  • хоровод
  • работа в парах

Средняя группа

  • работа в парах
  • цепочка
  • карусель

Старшая группа

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • интервью
  • аквариум (работа в малых группах «тройках» )

Подготовительная группа

  • работа в парах
  • хоровод
  • карусель
  • интервью
  • аквариум (работа в подгруппах от 3х и более)
  • дерево знаний

Разберем каждый метод на примерах в работе

«Работа в парах»

Дети развивают свои коммуникативные навыки, выбирают пару и договариваются кто будет отвечать на задание (выполнение совместно) В таком подходе к игре ребята учатся договариваться между собой, последовательности выполнения общего задания.

Например: Ребята у каждой пары на столе карточки с буквами

Вам надо собрать слова и рассказать значение каждого.

«Хоровод»

Техника «Хоровод» отличается тем что в самом начале роль воспитателя как ведущего необходима для того чтобы дети выполняли задания по очереди т.к чаще всего дети дошкольного возраста этого сделать не могут, для начала алгоритм игры вырабатывается с помощью предмета. Ребенок у которого находится предмет отвечает на поставленную задачу а остаьные стараются его выслушать. Интерактивная технология «Хоровод» эффективна тем что помогает выработать навыки произвольного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Например: Игра «Слова» дети называют слова на последний звук слова предыдущего участника.

«Цепочка»

Последовательное решение одной задачи главная цель интерактивной технологии «Цепочка» . Детей объединяет цель и появляется желание поддержать друг, друга. Такая обстановка располагает к принятию общего решения к поставленной задаче.

Например: Ребята у каждого из вас есть карточка с буквой на которой написана цифра, вам надо построить цепочку по мере возрастания цифр.

Какое же слово получилось? (Радуга)

«Карусель»

Внедрение данной техники активно формирует у детей навыки сотрудничества, нравственности, взаимовыручки. Активная работа в парах.

Например: Дети выбирают себе пару и договариваются кто будет в внутреннем круге а кто во внешнем. Дети во внутреннем круге отвечают какое количество единиц в двухзначном числе на карточке. А дети стоящие во внешнем круге отвечают какое количество десятков. При выполнении ребята сами выбирают между собой кто именно будет отвечать, так же исправляют ошибки друг друга.

«Интервью»

«Интервью» помогает ребенку обобщить все знания по теме или подвести итог чего либо. Активно развивается диалогическая речь которая приводит к взаимодействию «взрослый-ребѐнок» ,

«ребѐнок-ребѐнок» .

«Аквариум»

Данная технология. Интерактивная технология

«Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

«Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Юлия Юрьевна Тришина

воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки», 4 корпус городского округа Тольятти

Тема: «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи :

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

    Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно- образовательном процесс ДОУ

    Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

    Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

    Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса .

Форма проведения : мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Освоение слушателями интерактивных педагогических технологий и внедрение их в работу с дошкольниками

1. Часть (теоретическая)

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных современных технологий и психолого-педагогических подходов к данному процессу. И только при правильной педагогической организации деятельности воспитанников развитие ребенка как Личности может и должна стать устойчивой чертой характера дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей на занятии, в том числе и основные методические инновации связаны с применением интерактивных педагогических технологий обучения, поэтому я выбрала тему мастер-класса «Интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Коллеги! Для начала давайте вспомним, что же такое “технология”, в чём её отличие от методики? (Ответы педагогов )

Верно. Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве, которая включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Отличия от методики в том, что технология не носит предметный характер, может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания, быть реализована любым педагогом.

А что вы подразумеваете под педагогической технологие й? (Ответы педагогов)

Вы правы, педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога и зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. ЮНЕСКО выражает педагогическую технологию – как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности .

Кто может сказать какие есть модели обучения? (Ответы педагогов)

Молодцы! В педагогике различаются различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ребенок выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная – ребенок выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - взаимная работа ребенка и педагога.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения

Коллеги, давайте будем разобраться, что же это такое «интерактивное обучение, интерактивные технологии». Кто хочет высказаться? (Ответы педагогов)

Прекрасно! Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с предметно-развивающей средой, которая служит областью осваиваемого опыта, т.е «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

Основные задачи такого обучения и воспитания:

    Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

    Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

    Интегрированное содержание работы с детьми;

    Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

    Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс

Суть интерактивного обучения – диалоговое обучение, процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения ; исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой; и спользование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

    При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.

    При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

    В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».

- А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)

Хорошо! Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:

    технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

    организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

Уважаемые коллеги! В последнее время с интерактивные педагогические технологии обретают большую значимость («интерактивные музеи мира») . Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для инициативы детей. В интерактивной педагогической технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. Применение педагогического интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации воспитательно- образовательной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.

Коллеги, какие интерактивные педагогические технологии можете назвать вы? Назовите, пожалуйста! (Ответы педагогов)

Правильно! Все названные вами технологии относятся к той или иной форм организации воспитательно- образовательной деятельности, так:

При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;

При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах, аквариум;

К интерактивные играм относятся: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;

А к технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Давайте рассмотрим каждую из них:

«Работа в парах»

Дети с помощью предмета выполнять задание по очереди взаимодействуют друг с другом, объединяясь в пары по желанию Воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, совершенствуются умение договариваться, последовательно, сообща выполнять р аботу. Выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения

«Хоровод»

Дети с помощью предмета выполняют задание по очереди, воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, формируются начальные навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста «Большой круг»

Позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Карусель»

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Внедряется для организации работы в парах, стимулирует общение между детьми, формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Работа в малых группах (тройках)»

Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим

«Аквариум»

Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности», заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Дает возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль

«Цепочка»

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

«Дерево знаний»

Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

«Интервью»

Используют на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

В своей работе я также применяю и другие интерактивные педагогические технологии такие как:

«Незаконченное предложение»

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

«Мозговой штурм»

Я применяю для обобщения опыта детей с целью решения проблемы и разработки идей. .

«Театр»

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

«Групповой рассказ»

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формирует устную разговорную речь, воображение, мышление.

- В заключение практической хочется отметить, что использование интерактивной педагогической технологии –это интересное, творческое, перспективное направление педагогики. А использование ее в моей практике позволяет мне успешно многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике

2 часть (практическая)

Уважаемые коллеги ! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые я применяю в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг-другу. Данная технология называется «Цепочка» . Например: Я начинаю «Татьяна Петровна я вам желаю хорошего настроения ( Участники выполняют действия)

Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы ).

Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе(тройке)». Вы будете собирать картинку на тему «Продукты питания», согласно нашему тематическому планированию в Учреждение. Можете приступать. (Участники собирают картинки)

Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм» , используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения. (Участники решают, обсуждают, высказываются)

Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного об овощах и фруктах! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди передавать мяч и называть что-то из продуктов питания, а вы в свою очередь отвечать полезное оно или нет и можете обосновать свой ответ. Данная технология называется « Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия )

Применяя данную технологию мы с вами вспомнили о полезных и вредных продуктах. А сейчас я раздам вам картинки- пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).

- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу (Например: Яблоко и яблока в разрезе), то данная пара объясняет почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия )

Спасибо! Проходите на свои места. И в заключении своего выступления я применю технологию «Незаконченное предложение» . Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по теме моего мастер –класса, начиная со слов «Я бы использовала интерактивные педагогические технологии по тому, что….» (Участники высказываются)

И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей свами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно- образовательном процессе , дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель - воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!

Литература:

    Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ

    Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992

    Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.

    Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

    Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012.

    Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

    Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика. – 1997.

    Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.

    Полат Е.С. Новые педагогические технологии6- М., 2000г.

    Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

    Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.