Пучину жак ив кусто приоткрывает. Чем знаменит Жак-Ив Кусто? Биография, исследования, изобретения

Ровно 107 лет назад родился человек, который открыл людям подводный мир – Жак-Ив Кусто. После себя он оставил великолепные изобретения – очки для плавания, акваланг и камеры для подводных съемок, а также множество документальных фильмов и книг о красоте природы нашей родной планеты. Ко Дню рождения великого исследователя мы выбрали 10 интересных фактов из его жизни.

  1. Большая голубая дыра стала широко известна благодаря Жак-Иву Кусто, который в 1972 году приплыл сюда на легендарном Калипсо. С командой они погрузились на субмаринах в глубины этого места, изучая природу его происхождения.
  1. Жак-Ив увлекался не только морем, но и небом. Он пытался поступить в военно-морскую авиацию. Но после автомобильной аварии, в которой он получил серьёзные травмы, с новой мечтой пришлось проститься. Это ещё больше приблизило Кусто к морю. Для восстановления здоровья он начал ежедневно плавать. Именно тогда он изобрёл очки для подводного плавания.
  2. Во время II Мировой войны Жак-Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком и по окончании войны был удостоен Ордена Почетного Легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

  1. У Кусто было четверо детей от двух жён. Причём дети от второй жены родились ещё в период, когда исследователь состоял в браке со своей первой супругой. После смерти первой жены Кусто вступил в судебную тяжбу со старшим сыном Жаном-Мишелем из-за использования фамилии в коммерческих целях. Суд оказался на стороне родителя и запретил наследнику смешивать свою коммерческую деятельность с научными заслугами отца.
  2. Корабль Жака-Ива Кусто «Калипсо» когда-то был минным тральщиком ВМС Великобритании. Исследователь пережил корабль ненадолго, Кусто не стало через год после того, как «Калипсо» затонул.

  1. Океанографический музей Монако (Musée océanographique de Monaco) основан в 1889 году, с 1957 года директором музея был Жак Ив Кусто. В аквариуме живут 4000 видов рыб.
  2. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.

  1. В 1974 году было основано Общество Кусто (Cousteau Society), некоммерческая исследовательская организация, основная цель которой - охрана мирового океана.
  2. В 1956 году Кусто выпустил фильм «В мире безмолвия» с использованием съёмок подводного мира. Для создания картины понадобилось два года усердной работы. При этом фильм длится 86 минут. До 2004 года он оставался единственным документальным фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

  1. Легендарная «Одиссея команды Кусто» - цикл документальных фильмов о подводном мире - известна на всех континентах Земли.

12:16 am - Про Жака Кусто из "Коммерсат-Власть"

Хоть и весьма спорная статья, но тем не менее кое-что о Кусто можно узнать.


Непотопляемый капитан

95 лет назад, 11 июня 1910 года, во французском городе Сен-Андре-де-Кюбзак родился человек, который научился, по его словам, делать деньги из воды. Звали его Жак-Ив Кусто, и сегодня его считают своим героем и ученые, и дайверы, и активисты "Гринписа". Между тем сейчас мало кто вспоминает о том, что путь от никому не известного морского офицера до кумира миллионов телезрителей был совсем не гладок.


Счастливчик Джек
У Жак-Ива Кусто было счастливое детство. Его отец был весьма обеспеченным юристом, представлявшим интересы двух состоятельных американцев, и беспокоиться о будущем Жак-Иву и его брату Пьеру не приходилось.
Первое свое путешествие Жак-Ив совершил в десять лет, когда его семья временно перебралась в Нью-Йорк. Юный Кусто быстро освоился в Новом Свете и уже очень скоро именовал себя не иначе как Джеком. Первый свой опыт подводных работ Кусто получил в американском детском летнем лагере, где воспитатель, выяснив, что мальчик хорошо плавает и ныряет, отправил его очищать дно пруда от скопившихся там коряг. Джек прекрасно справился с задачей, чем весьма упрочил свой авторитет среди сверстников. Первую киносъемку Кусто провел тоже в Америке при помощи отцовской кинокамеры. Объявив себя "продюсером, директором и главным оператором" кинокомпании Films ZIX, мальчишка принялся снимать все подряд, при этом прогуливая уроки, пока отец не отобрал у него игрушку. Примерно тогда же Кусто впервые попробовал себя и в роли писателя, сочинив книжку о приключениях ковбоев. Так уже в детские годы будущий капитан уяснил, что у него лучше всего получается: нырять, снимать и сочинять.

Фото: AP
Женитьба на Симоне Мелькиор оказалась самой выгодной сделкой в жизни Кусто -- все остальные сделки ему организовывала Симона
После возвращения во Францию Жак-Ив учился в иезуитской школе, а потом оказался среди счастливцев, поступивших в элитную Морскую академию, где готовили офицеров французского флота. Везение сопутствовало ему и дальше: его курс впервые в истории академии отправился в кругосветное путешествие на учебном судне "Жанна д`Арк". Впрочем, к тому времени у юноши уже имелся опыт путешествий, поскольку еще до поступления в академию родители отправляли его в Англию, Германию и Испанию для совершенствования в иностранных языках. Окончив учебу в 1933 году, Кусто отправился служить на французскую морскую базу в Шанхае. Но, похоже, служба там его не удовлетворяла. Молодой офицер добился перевода в школу военно-морской авиации в Уртене и принялся постигать азы летного ремесла. Везение закончилось как раз тогда, когда Кусто окончательно уверовал в свою счастливую звезду. В одну прекрасную ночь будущий летчик решил покататься на отцовской гоночной машине по горному серпантину. Поскольку, как назло, из-за тумана видимость на дороге была нулевой, а любовь к скорости у молодого человека явно преобладала над инстинктом самосохранения, аварии избежать не удалось. Из-за многочисленных переломов пальцы Кусто частично утратили подвижность, и одно время врачи даже хотели ампутировать ему руку. Ампутации удалось избежать, но о карьере летчика пришлось забыть. Впрочем, везение ему все-таки не изменило: почти все сокурсники Кусто по летной школе погибли на войне, в то время как флот, куда вновь перевели покалеченного офицера, отделался небольшими потерями.
Оставив мечты о блестящей военной карьере, Кусто стал больше времени посвящать личной жизни и уже в 1937 году женился на Симоне Мелькиор -- дочери адмирала Анри Мелькиора и внучке еще двух адмиралов. А в 1938 году в Тулоне, где Жак-Ив проходил службу, состоялось знакомство с лейтенантом Филиппом Тайе, который посоветовал ему заняться подводным плаваньем, дабы укрепить пострадавшие в аварии руки. Сам Тайе увлекался подводной охотой и даже изобрел специальные очки, в которых мог хорошо видеть под водой. Вскоре к друзьям присоединился третий охотник -- Фредерик Дюма, который также любил нырять с острогой. Так возник костяк команды, которой было суждено завоевать подводное царство, а у Кусто появилось хобби, которое сделало его очень богатым коммерсантом и одним из самых популярных людей своего времени.

Все ниже, ниже и ниже

Фото: AP
Команда "Калипсо" обследовала немало затонувших кораблей, но главным сокровищем, которое ей удалось найти под водой, были не древние амфоры, а нефть Персидского залива
Кусто и его друзья мечтали об аппарате, который позволил бы им находиться под водой как можно дольше и при этом не стеснял бы их движений. Служебные обязанности флотского офицера не только не мешали ему заниматься разработкой подобного аппарата, но даже помогали, поскольку давали доступ к некоторым материалам, включая кислородные баллоны и противогазы, из которых Кусто с помощью корабельного оружейника мастерил свои первые маски для ныряния. Помогали и подчиненные матросы, которые следили со шлюпок за тем, чтобы их командир не утонул. Однажды в 1938 году Кусто, испытывая аппарат с кислородным баллоном, опустился на глубину 10 метров, полагая, что кислород может вызвать судороги лишь на глубине 14 метров. Его предположения не оправдались, и матросам пришлось спасать потерявшего сознание акванавта.
Начавшаяся война не помешала исследованию глубин. Даже когда его крейсер "Дюплекс" гонялся по Атлантике за немецким линкором "Адмирал граф Шпее", Кусто не упускал возможности понырять. Когда "Дюплекс" оказался в Саргассовом море, Кусто решил раскрыть тайну нереста угрей, которые размножаются и умирают как раз в этой части океана. Кусто совершил погружение, но ни одного угря не встретил. Тем не менее начало научным изысканиям под водой было положено.
Разгром Франции в войне помог Кусто полностью сосредоточиться на любимом деле, поскольку его крейсер больше ни за кем не гонялся и вместе со всем французским флотом стоял на приколе в Тулоне. Кусто оставался французским офицером, но флот теперь подчинялся правительству Виши, которое сотрудничало с Германией. Впрочем, опасаться новой власти у Кусто не было причин, поскольку его брат Пьер стал видным коллаборационистом. Был ли Жак-Ив с самого начала врагом профашистского режима, неизвестно до сих пор, поскольку в своих письмах он жаловался не на унижение Франции, а на то, что "в Марселе будет невозможно найти приличного жилья, пока мы не выкинем отсюда всех этих жидов, которые сидят на нашей шее".

Кому в действительности в то время сочувствовал Кусто, остается тайной. И лишь одно известно достоверно: несмотря на войну, он и его друзья продолжали нырять и предаваться радостям подводной охоты в теплых водах французской Ривьеры. Нашлось время и для научных экспериментов. Так, будущие звезды экологического движения опытным путем установили, что, если морского судака поразить острогой в мозг, рыбина либо побелеет и утонет, либо не побелеет и всплывет.
В перерыве между погружениями Кусто даже совершил подвиг, за который удостоился после войны ордена Почетного легиона. Когда немцы оккупировали юг Франции, а французский флот пошел ко дну, Кусто присоединился к движению маки -- французскому Сопротивлению. Вместе с тремя бойцами-макизарами он, переодевшись в итальянскую форму, проник в штаб итальянских оккупантов и сфотографировал книгу вражеских морских шифров. Впрочем, обстоятельства этого дела заставляют предполагать, что в Сопротивлении состояла чуть ли не вся итальянская армия, поскольку часовые спокойно пропустили группу Кусто в кабинет начальника штаба и не докучали ему в течение четырех часов, пока отважный разведчик копировал все найденные документы. Похоже, что этим эпизодом сотрудничество между Кусто и разведкой не ограничилось, учитывая, что французские спецслужбы считали его своим человеком до конца его дней. Может быть, не случаен тот факт, что, когда в 1985 году французские подводные диверсанты минировали судно "Гринпис" "Рейнбоу ворриор", на них были акваланги фирмы Кусто.
Между тем опыты с погружениями привели Кусто и его друзей к мысли о том, что для ныряния необходим аппарат со сжатым воздухом, а не с кислородом. Жак-Ив точно знал, что ему нужно, но сам он не мог создать надлежащую конструкцию. По счастью, отец его жены Симоны входил в совет директоров корпорации Air Liquide, которая была крупнейшим французским производителем бытового газа. Родственные связи помогли Кусто выйти на инженера Эмиля Ганьяна, который работал на эту корпорацию и был автором любопытного изобретения. Поскольку в ту пору весь европейский бензин лился в бензобаки вермахта, горючего во Франции не хватало. Спасало автолюбителей изобретение Ганьяна, который придумал прибор, позволявший использовать вместо бензина сжатый газ. Кусто заинтересовался редуктором -- устройством для регулировки давления при подаче газа в мотор и заказал Ганьяну нечто подобное, но приспособленное для человека. Получившийся агрегат был назван "водным легким" или "аквалангом", и Кусто с друзьями получили, наконец, возможность свободно плавать под водой на глубине до 73 метров.

Рыбные дни

Фото: AP
Если обитатели моря не шли на контакт, защитники природы травили их химикатами
Теперь, когда в распоряжении Кусто было настоящее ноу-хау, оставалось только придумать, как им воспользоваться. Предстояло сформировать спрос на работу людей, вооруженных аквалангами, а также на сами акваланги. Задача была не самой простой, поскольку было далеко не очевидно, что аквалангист может делать что-то такое, с чем не справился бы обыкновенный водолаз, облаченный в привычный костюм со свинцовыми ботинками и кислородным шлангом.
Впрочем, еще до изобретения акваланга группе Кусто было ясно, что человек под водой может заниматься киносъемками. Первые любительские кадры, снятые специально сконструированной кинокамерой, были смонтированы в 18-минутный фильм "Восемь метров под водой". Первыми зрителями фильма стали вишистские чиновники и немецкие офицеры. Когда же в 1943 году ныряльщики обзавелись аквалангами, возможности для подводных съемок неизмеримо возросли. Акванавты обследовали затонувшие корабли французского флота, не забывая при этом вести киносъемку. Фильм получил название "Затонувшие корабли" и был на тот момент единственным образчиком подводной кинодокументалистики. Впрочем, в конце войны у мира хватало забот и на суше, а потому мечты о кинематографической славе пришлось отложить на будущее.
Кусто твердо решил зарабатывать на жизнь подводным плаваньем и уже в 1944 году объявил о создании "Группы подводных исследований". Он и его друзья-ныряльщики самовольно заняли бывшее немецкое бомбоубежище в Тулоне и начали потихоньку разворовывать склады французского флота, дабы пополнить свои запасы снаряжения. Все же флоту от их действий было больше пользы, чем вреда, поскольку аквалангисты расчищали фарватеры от мин, доставляли адмиралам секретные торпеды с затонувших немецких подводных лодок и даже испытывали на себе действие взрывной волны, подробно описывая свои ощущения от взрывов, производимых под водой.
Наступление мира дало возможность, наконец, взяться за развитие бизнеса, и Кусто показал себя настоящим мастером зарабатывания денег. Первым способом извлечения прибыли была, разумеется, продажа аквалангов. В 1946 году он зарегистрировал Aqua-Lung как торговую марку и возглавил фирму с таким же названием. Случай помог продвинуть товар на американский рынок. Незадолго до конца войны фильм "Затонувшие корабли" попался на глаза американскому журналисту Джеймсу Дугану, который был потрясен увиденным. После войны Дуган познакомился с Кусто и стал горячим пропагандистом нового аппарата в США. В 1948 году Дуган опубликовал большую статью о Кусто и получил в ответ сотни писем от читателей, желающих немедленно приобрести акваланг. Среди читателей оказался и командир отряда американских боевых ныряльщиков Френсис Дуглас Фейн. Кусто был обеспечен клиентами на многие годы вперед. До конца своих дней Жак-Ив Кусто получал 5% от продажи каждого акваланга в мире.

Фото: AFP
Родив Кусто двоих детей, бывшая стюардесса Франсин Трипле взлетела очень высоко
Другим способом получения денег был фандрайзинг. Кусто с самого начала представлял свой проект не как простое коммерческое предприятие, а как дерзновенный прорыв человечества в новую стихию, а потому не стеснялся просить денег на святое дело. Первым и самым значительным успехом на этом поприще стало общение Кусто с ирландским пивным королем Томасом-Лоелем Гиннесом. Знакомство с Гиннесом, как и в случае с Ганьяном, произошло благодаря Симоне Кусто. Еще во время войны Симона случайно познакомилась с женщиной, которая познакомила Кусто со своим мужем. Услышав о мечте моряка когда-нибудь обзавестись собственным судном, новый знакомый пообещать все устроить после войны и свое обещание сдержал, сведя Кусто с Гиннесом.
Богатый меценат проникся идеями покорения глубин и выделил энтузиасту "водного легкого" деньги на покупку судна. В 1950 году Кусто купил бывший тральщик, переоборудованный в пассажирский теплоход, который развозил пассажиров по островам Средиземного моря. Жак-Ив назвал судно "Калипсо" и превратил его в плавучую океанографическую лабораторию. Наконец, Кусто получил поддержку от князя Монако Ренье III, который предложил ему возглавить Океанографический музей княжества. Эта должность давала не только престиж, но и существенную финансовую подпитку научным проектам натуралиста.
Судно "Калипсо" ходило не под французским триколором, а под собственным бело-зеленым флагом Кусто, и все же капитан надеялся выбить матпомощь из французского государства. Париж денег не давал, но Жак-Ив все же придумал, как уломать чиновников. Кусто согласился помочь известному археологу профессору Бенуа в раскопках затонувшего древнеримского корабля. Со дна были подняты многочисленные амфоры, в одной из которых даже плескалось вино двухтысячелетней выдержки, но всего этого все же не хватало для того, чтобы поразить воображение чиновников. Нужна была яркая находка, которая доказала бы, что аквалангисты умеют творить чудеса. В итоге Кусто все же придумал, из чего сделать сенсацию. На многих амфорах была обнаружена надпись SES, и профессор Бенуа предположил, что это клеймо Маркуса Сестиуса -- торговца, который проживал на средиземноморском острове Денус в III веке до н. э. Это была всего лишь догадка, но Кусто отправился на остров и в развалинах одной из древних вилл обнаружил изображение трезубца и пары закорючек, которые при большой фантазии можно было принять за SES. Естественно, Кусто объявил, что обнаружил дом Сестиуса, которому, без сомнений, принадлежал и затонувший корабль. После такого триумфа подводной археологии Кусто получил материальную поддержку от властей Марселя, а затем и от центрального правительства, которое согласилось оплачивать две трети его расходов при условии, что девять месяцев в году "Калипсо" будет заниматься наукой.
Третьим способом заработать были заказы от коммерческих предприятий. В 1954 году British Petroleum предложила Кусто обследовать дно Персидского залива в районе Абу-Даби, на что капитан с радостью согласился. Сам исследователь писал, что компания обратилась именно к нему по той причине, что кто-то из ее менеджеров прочел его книгу. Впрочем, книгу могли прочесть уже из-за того, что Симона имела общую бабушку с президентом British Petroleum Бэзилом Джексоном. Команда "Калипсо" отправилась в Персидский залив и, пробурив там около 400 скважин, обнаружила нефть. В другой раз один из французских заводов нанял Кусто для того, чтобы определить место в море для будущего захоронения своих химических отходов. Хозяев завода беспокоили возможные неприятности с местными рыбаками, которые не хотели, чтобы химикаты погубили всю прибрежную рыбу. Кусто, который тогда еще не значился лидером мирового движения за сохранение окружающей среды, поставил эксперимент, который заснял на пленку. В воду были сброшены бочки с отходами, после чего, как и следовало ожидать, рыба в зоне эксперимента всплыла вверх брюхом. В итоге акванавты подыскали для завода донную впадину, куда, по выражению Кусто, можно было бы сваливать отходы еще сотню лет. Наконец, одним из самых прибыльных оказался заказ от компании Gaz de France, которая планировала проложить по дну Средиземного моря газопровод, чтобы выкачивать природный газ из месторождений Сахары. Команда "Калипсо" провела тщательное и весьма профессиональное обследование дна на всем пути следования будущего газопровода, за что и была соответствующим образом вознаграждена.

Стюардесса по имени Франсин

Фото: AP
Первооткрыватель подводного царства заработал все награды, какие только мог: от ордена Почетного легиона до "Оскара"
Кусто никогда не брался за контракты, которые, по его мнению, были ниже его достоинства и могли бы быть выполнены обычными водолазами. Капитан настаивал на том, что его бизнес -- это настоящий культурный феномен, имеющий общечеловеческое значение, а не просто предприятие для зарабатывания денег. Чтобы поддерживать имидж человека, открывающего для человечества под океанскими волнами как минимум новое измерение, Кусто снимал фильмы и писал книги, которые прекрасно продавались, а заодно помогали ему продавать свои услуги по ценам, не сопоставимым с платой за стандартные водолазные работы.
Снимал Кусто талантливо, рассказывая зрителю увлекательные истории даже тогда, когда на экране всего лишь плескались стайки невзрачных рыбешек. Впрочем, когда была возможность сделать кадры более захватывающими, натуралист проявлял известную изобретательность. Так, не надеясь заснять стихийно возникшую драку между осьминогами, Кусто специально изловил пару головоногих и буквально натравил их друг на друга. В другой раз капитан пожелал снять сцену нападения акул на дельфиненка. Поскольку акулы не спешили к своей жертве, их пришлось приманить, вылив в океан пару ведер крови. Если же подводные твари не спешили покидать своих нор и показываться перед объективом, защитник природы выкуривал их с помощью химикатов.
Фильмы имели шумный успех не только у зрителей, но и у киноакадемиков. В 1956 году его фильм "В мире безмолвия" получил "Оскара" и каннскую "Пальмовую ветвь", а одноименная книга разошлась пятимиллионным тиражом на двадцати языках. Затем последовали еще два "Оскара" и всемирная слава. Книги исследователя многократно переиздавались, принося автору миллионные гонорары. Зрителям и читателям нравилось чувствовать себя соучастниками необыкновенных приключений в подводном царстве, которое казалось достижимым для любого, кто приобретет акваланг, а потому и книги, и акваланги находили своих покупателей. Жак-Ив Кусто утверждал, что "в мире есть три важные вещи: воздух, вода и деньги", добавляя, что делать деньги из воды он уже научился. На самом деле он умел делать деньги и из воздуха, поскольку успешно продавал людям мечту о новой свободной и удивительной жизни, полной ярких впечатлений.

Фото: GAMMA
После 46 лет службы "Калипсо" последовала примеру своего капитана и опустилась на дно
Кусто прекрасно понимал, что его бизнес основан в первую очередь на его имидже бесстрашного авантюриста с сердцем гуманиста и мечтателя. Он немало постарался, чтобы его образ ассоциировался прежде всего с отважным Одиссеем. Его судно называлась "Калипсо" -- так звали нимфу, пленившую Одиссея. Судак, ставший героем одного из его фильмов, был назван Улиссом (то есть Одиссеем). И даже йоркширского терьера, путешествовавшего вместе с командой, тоже звали Улиссом. Но старых подвигов и внешних деталей вроде неизменной красной водолазной шапочки было мало для того, чтобы оставаться героем на протяжении нескольких десятилетий. Уже с 1970-х годов Кусто превратился в одного из лидеров экологического движения. Он регулярно требовал прекратить загрязнять окружающую среду и запретить испытания ядерного оружия. Впрочем, порой его высказывания становились несколько экстравагантными. Так, в 1991 году натуралист выступил с оригинальной программой решения демографической проблемы, заявив: "Чтобы стабилизировать мировое население, мы должны истреблять по 350 тыс. человек ежедневно. Страшно о таких вещах говорить, но ведь не говорить о них ничуть не лучше". В другой раз Кусто отметил, что "распространение средств контроля за рождаемостью и принудительные аборты в третьем мире экологически недостаточны и несправедливы по отношению к социальному балансу в мире. Белые женщины из высшего и среднего класса современного общества слишком здоровы и плодовиты, чтобы исключить их из действия международных принудительных мер по регулированию рождаемости".
Наконец, ради сохранения своего имени в качестве незапятнанного брэнда, который ассоциировался бы исключительно с ним, Кусто затеял судебную тяжбу с собственным сыном. Семейная жизнь капитана казалась окружающим идиллией, пока в 1979 году его младший и любимый сын Филипп не погиб в авиакатастрофе. Жак-Ив с ходу дал понять, что у его старшего сына Жан-Мишеля нет никаких шансов стать наследником его дела. Отношения с сыном еще больше испортились после того, как в 1990 году умерла Симона. Оказалось, что по крайней мере последние 15 лет у Кусто была любовница -- стюардесса Франсин Трипле, которая успела родить ему двоих детей. Мореплаватель передал Франсин бразды правления в Обществе Кусто, которое распоряжалось значительными средствами, после чего стало окончательно ясно, что наследство Кусто, включая его имя, перейдет к Франсин и ее детям. Свою деятельность в новом качестве Франсин начала с того, что исключила Жан-Мишеля из персонажей мультфильма, снимавшегося по мотивам приключений команды Кусто.
В последующие годы отношения с Жан-Мишелем окончательно испортились, и в 1995 году Кусто подал в суд на своего сына, требуя, чтобы тот не смел называть свой курорт на Фиджи "Курортом Кусто". Дело было улажено миром после того, как нелюбимый сын переименовал свое предприятие в "Курорт Жан-Мишеля Кусто".
Несмотря на все семейные дрязги, капитана больше заботила судьба его судна. В январе 1996 года "Калипсо", стоявшая в гавани Сингапура, была протаранена другим судном и пошла ко дну. Узнав о случившемся, Кусто впервые в жизни прилюдно заплакал. "Калипсо" подняли и переправили в Марсель, но выйти в море на ней Жак-Иву уже было не суждено. Кусто умер во сне 25 июня 1996 года. Члены его семьи до сих пор не могут решить, кому в действительности должно принадлежать его имя.
КИРИЛЛ НОВИКОВ

Особенностью острова Las Marietas, расположенного в живописной бухте Бандерас , что рядом с Пуэрто-Вальярта (Мексика), является не только его удивительное происхождение, которое произошло несколько миллионов лет тому назад при извержении подводного вулкана, и не только его скрытый пляж, расположенный прямо посередине острова, а его удивительная фауна .

Этот остров хоть и был знаком многим мореплавателям, и естественно был нанесен на все морские карты, но настоящей Меккой для дайверов и простых туристов он стал после 1970 года. Когда во время одной из своих экспедиций, известный исследователь океана Жан Ив Кусто решил остановиться на Las Marietas и более подробно изучить как уникальное явление природы.

Ведь первое, что обратил внимание французский исследователь, были многочисленные колонии довольно редких морских ласточек Sterna anaethetus и Anous stolidus, которые, раз в год, пересекая океан, прилетают на остров Las Marietas для того, чтобы вывести своих птенцов. А далее начались иные уникальные открытия этого острова.

И если бы не усилия Кусто, то для значительной части исследователей огромная колония уникальных пингвинов sula Leucogaste так бы и остались загадкой века, которую возможно разгадали бы иные исследователи этого уголка природы, но выжили бы к этому времени тридцать шесть тысяч этих животных. Помимо этого многих путешественников добравшихся до острова Las Marietas так же поражает обилие разнообразных видов рыб и пестрота коралловых рифов.

И вполне закономерно, что правительство Мексики услышало голос ученого. И, начиная с 1975 года, остров Мариета был признан Национальным парком охраняемым государством и имеющим статус ограниченного посещения. Так, что побывать на острове, и лично оценить всю красоту и уникальность бухты Бандерас довольно проблематично. Но дай бог вам повезет.

Но на этом знания о выдающемся французе у среднестатистического человека заканчиваются, а о том, что Кусто был еще и изобретателем, писателем, военным, лауреатом премии «Оскар», защитником окружающей среды, а также членом Французской академии наук знает и вовсе избранный круг его почитателей.

Забава, ставшая смыслом жизни

Жак-Ив Кусто родился в славном крае виноделия Бордо в 1910 году. Его отец Даниель Кусто имел блестящее образование, степень доктора права и занимался ведением дел богатых предпринимателей. В связи с этим семья, имеющая двух сыновей, постоянно переезжала с места на место, обитая то в США, то вновь возвращаясь во Францию. Из-за этого Жак-Ив не имел особого интереса к школьному обучению, как не имел и верных друзей, был замкнут в себе и имел дружеские отношения лишь с братом Пьером-Антуаном.

Вместе с братом Кусто открыл для себя подводные ныряния, он обожал исследовать морское дно, но изначально это была лишь детская забава. Такой же забавой стала видеосъемка камерой, купленной однажды родителями для фиксации семейных событий, но впоследствии ставшей личной и неприкасаемой вещью Жака-Ива. Он снимал настоящие фильмы, со своим сюжетом и актерами, запечатлял красоту природы и животных, городов, в которых доводилось бывать и, конечно же, море.

Военная карьера Кусто

Несмотря на отсутствие особых успехов в обучении, Жак-Ив Кусто с хорошими отметками окончил Иезуитский колледж, после чего в 1930 году поступил в Военно-морскую академию, а по ее окончании получил чин прапорщика и, в составе команды крейсера, был отправлен в Шанхай. Путешествуя морскими просторами, он все время делал фотографии, пытаясь запечатлеть все необычное и неизведанное вокруг.

Несмотря на любовь к морю Жак-Ив решил перевестись в Академию морской авиации - его манило в небесную высь и это было не простое увлечение, а настоящая мечта. Но мечте не суждено было сбыться: во время быстрой езды на спортивном автомобиле отца Жак-Ив попал в ужасную автокатастрофу, которая могла завершиться фатально.

Но высшие силы смиловались над отчаянным автомобилистом, превысившим скорость, и Кусто сумел выжить и, несмотря на многочисленные травмы, не потерял внутреннего стержня. Он пережил длительный восстановительный период, сумел вернуть контроль над парализованной правой рукой, пережил многочисленные переломы ребер, пальцев и смещение позвонков. Так, мир потерял летчика, но получил выдающегося исследователя и ученого.

Исследователь водных просторов

В 1936 году, еще не полностью окрепший после тяжелой аварии, Кусто был отправлен на крейсер «Сюфрен» в качестве инструктора. Однажды, во время, свободное от должностных обязанностей, Жак-Ив Кусто прогуливался по суетливым улочкам Тулона. Зайдя в один из магазинов он наткнулся на очки для подводного плаванья и приобрел их. После первого же погружения под воду у Жака-Ива появилось новое увлечение, захватывающее и необычное - исследование морских глубин.

С этого времени начинается яркий период жизни Жака-Ива Кусто - он обретает новый смысл, новое увлечение, которое будет предопределять его дальнейшую судьбу. В 1937 году в жизни Кусто происходит счастливое событие - он женится на Симоне Мельхиор, которая в дальнейшем станет матерью его двоих сыновей.

В это же время происходят важные знакомства с Фредериком Дюма и Филиппом Тайе - верными друзьями, соратниками и единомышленниками. Они вместе ныряют и исследуют подводный мир, а кроме этого пытаются усовершенствовать приспособления для ныряния.

Первые открытия и успехи

Жак-Ив Кусто вместе со своей командой не прекращает . Во время войны, когда флот в Тулоне был затоплен, товарищи остаются без работы и занимаются монтажом давно отснятых материалов. Так был создан первый серьезный фильм Жака-Ива Кусто под названием «18 метров под водой», а когда исследователь добился его демонстрации у оккупационных властей, к нему приходит первое признание и всяческое содействие в проведении подводных съемок. Власти предоставляют Кусто дефицитную в то время пленку, некоторые льготы и разрешают съемку в милитаризированной зоне.

В 1942 году Жак-Ив Кусто основывает кинокомпанию под названием «Студия научных фильмов Жака-Ива Кусто». Когда же возникает вопрос о создании настоящих полнометражных фильмов, то становиться очевидным, что без специального снаряжения осуществить затею не удастся. Именно поэтому Кусто и его команда при содействии инженера Эмиля Ганьяна (сотрудника военного предприятия, работающего с газами) начинают активно работать над созданием баллона с кислородом. В 1943 году был создан аппарат, превосходно показавший себя в эксплуатации, а Кусто получил 5% многомиллионных доходов от продаж своего изобретения.

На дне морей и океанов

Когда же война закончилась и Кусто, Дюма и Тайе вернулись на службу, то им было выдано задание о разминировании тулонского рейда. Военное ведомство финансировало все расходы команды, а также вручало в личное пользование судно. Таким образом, исследователи получили необходимые ресурсы для осуществления погружений и съемки подводного мира.

Это был важный толчок в карьере Жака-Ива Кусто и вскоре он был повышен в звании и получил полную свободу от каких-либо должностных обязательств, сосредоточившись на своей исследовательской деятельности. Кусто решил во что бы то ни стало быть первым и лучшим из исследователей подводных просторов и преподнести миру ту красоту, с которой сталкивался каждый день на морском дне.

Активные исследования по всему миру начались с приобретением знаменитого корабля «Калипсо», на борту которого была оборудована целая лаборатория. Исследования океана стали основой для написания книги «В мире безмолвия» в 1953 году. По мотивам книги был снят фильм, получивший огромное количество наград, среди которых «Оскар» и премия Каннского кинофестиваля. Невероятной популярностью пользовались и последующие книги: «Живое море», «Мировой океан», «Мир без солнца», «Дельфины», «Жизнь и смерть кораллов».

Благодаря бесчисленным исследованиям Жака-Ива Кусто было совершено множество открытий, созданы чудесные и написаны увлекательные книги. Ученый изобрел акваланг, боролся за охрану природы, усовершенствовал подводную кинокамеру и предположил об эхолокации морских свиней. Кусто был первым исследователем морей и океанов и остается лучшим в этой сфере, человеком, совершившим революцию в исследованиях водных просторов. Жак-Ив Кусто умер в возрасте 87 лет до конца своих дней не теряя здравого рассудка и своей страсти к морю.

Уверены, что вы видели фильм «Одиссея» о жизни выдающегося исследователя Жака-Ива Кусто. Если нет, то HelloMonaco расскажет вам о некоторых захватывающих биографических фактах из жизни Кусто и о том, что скрывается за названием байопика, режиссером которого стал француз Жером Салль. Он также известен своими фильмами «Ларго Винч» и «Неуловимый». Роль командора исполнил известный французский актер Ламбер Вильсон, первую жену Кусто сыграла Одри Тоту, а в роли сына Филиппа предстал Пьер Нинэ. Съемки картины проходили в Хорватии на побережье Адриатического моря. Фильм «Одиссея» стал, пожалуй, самым масштабным приключенческим проектом в современной истории французского кино.

Навсегда в Монако

Говорят, этот мужчина в красной шапочке до сих пор где-то здесь. Даже спустя двадцать лет после смерти Кусто, о нем продолжают вспоминать в княжестве. Спросите у пожилых монегасков, где находится «музей Кусто», и они вам точно объяснят дорогу к музею Океанографии. На протяжении 32 лет великий командор возглавлял этот «храм моря». В 1957 году князь Ренье III предложил ему стать директором знаменитого музея, и он согласился.

Сейчас в кабинете Кусто работает нынешний директор Роберт Калькано. Приглашая к себе гостей, он непременно с гордостью скажет: «Сюда, пожалуйста! Вы входите в кабинет великого командора!» С этой огромной комнаты с ошеломляющим видом на Средиземное море и начинались великие исследования и приключения. Жак-Ив прославил этот музей на весь мир, в его времена заведение ежегодно посещало более миллиона человека, а сегодня цифра упала до 700 000.

Монако никогда не забудет открытия и наследство, которые оставил после себя великий капитан. По просьбе князя Альбера II в 2018 году в Океанографическом музее открылся отдел, посвященный великим исследователям Монако , и первое место среди них занял Жак-Ив Кусто. Компанию ему составили князь Альбер I и его праправнук Альбер II.

Стоит сказать, что на протяжении нескольких лет суверен Монако также пытался спасти знаменитое судно Кусто «Калипсо», но эти попытки остались безуспешными.


История корабля Кусто — «Калипсо»

«Калипсо» было самым известным исследовательским кораблём за всю историю океанографии. Оно прошло со своим капитаном более 1 млн морских миль: от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана. Однако сегодня все, что осталось от «Калипсо» — это скелет на берегу портового города Конкарно на западе Франции. В фильме «Одиссея» вы можете увидеть знаменитый корабль на фоне Антиба и подумать, что «Калипсо» вернулся в родные берега. Жаль, но это всего лишь видеомонтаж.

Кстати, есть мнение, что именно на юге Франции решилась судьба этого британского миноносца, списанного в 1950 году. Вот, что вспоминает об этом дне сын одного из ныряльщиков: «Это случилось в ресторане «Maison des Pecheurs» в Жуан-ле-Пене. За столом сидели князь Ренье, Кусто, ирландский миллионер Томас Гиннесс, один французский министр и еще несколько человек. Жак-Ив рассказывал, что мечтает снять фильм об океане, и ему нужен для этого проекта корабль. Гиннесс сказал, что готов отдать капитану корабль. Сделка была символичной, он попросил за судно всего 1 франк».

Есть и другая история, повествующая о встрече Кусто с будущим судном «Калипсо» . Якобы командор и Гиннесс встретились на острове Гоцо близ Мальты и именно там миллионер предложил выбрать корабль из базы английского флота. Кусто увидел минный тральщик американской постройки и попросил его.

Известно, что перестройка корабля заняла около месяца. Судно было в прекрасном состоянии. Выпущенный в 1942 году в Сиэтле, этот минный тральщик 1 класса не принимал участия в боевых действиях во время Второй мировой войны, а потому не имел никаких повреждений. Оснащенный мощным двигателем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку кают еще на 10 человек, просторной кают-компании и специального помещения в носу ниже ватерлинии, оснащенного иллюминатором для подводных наблюдений. Корабль получил название «Калипсо» — по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

Перестройка «Калипсо» стоила Кусто весьма ощутимых затрат. Когда 19 июля 1950 года корабль спустили на воду, на его борт поднялся совершенно нищий капитан. Жак-Ив решил проблемы финансирования с присущим ему размахом: он основал некоммерческую организацию, но которую возложил все расходы по оснащению экспедиций. Первыми поступлениями в фонд новой компании стали деньги, полученные первой женой Кусто за свои драгоценности. Продав серьги, кольца и колье, мадам Кусто оплатила топливо для корабля, а ее меха послужили платой за подержанный компас и гироскоп. Так собиралась первая экспедиция.

В начале девяностых годов «Калипсо» стал иконой экологического движения за сохранение богатства Мирового океана. Путешествия на этом корабле сделали всю команду Кусто знаменитой на весь мир.


Забвение

В 1996 году «Калипсо» был случайно протаранен сухогрузом. Несчастье произошло в сингапурской гавани. Знаменитое судно затонуло, и потребовалось несколько дней, чтобы поднять корабль на поверхность, а затем отбуксировать его во Францию.

Некоммерческая организация Cousteau Society решила восстановить лодку после смерти капитана. В 2007 году судно прибыло в Конкарно на реставрацию. Толпа людей наводнила набережную, чтобы увидеть «Калипсо» своими глазами. Под аплодисменты присутствующих сотрудники Cousteau Society раздавали красные шапки вроде тех, что носил командор Кусто.

Через два года заказчик восстановительных работ Cousteau Society решил, что цена ремонта слишком высока и прекратил платить. Естественно, судостроительная верфь Piriou остановила работы на «Калипсо». Затем были долгие судебные разбирательства, а лодку предоставили ветру и времени. Судно пытались продать, но безуспешно. Последняя попытка была предпринята в 2015 году, когда князь Альбер II предложил второй жене Кусто Франсин купить лодку. Глава Монако хотел либо отреставрировать судно и вновь спустить его на воду для дальнейших морских путешествий, либо организовать на «Калипсо» музей командора.

Однако вдова Кусто остановила все переговоры и объявила, что судно отправится в Турцию. Там на семейной верфи Aykin будут проведены восстановительные работы. Хотя, взглянув на руины, которые находятся в Конкарно, вы сразу поймете, что от лодки Кусто не осталось почти ничего. Так что после реставрации сложно будет назвать это новое судно прежним именем.


Интересные факты из жизни Жака-Ива Кусто. Биография

  • Родился 11 июня 1910 году в Сент-Андре-де-Кюбзаке , близ Бордо, в семье адвоката.
  • В 1930 году поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.
  • В 1933 году Кусто окончил Французскую морскую академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере. Через несколько лет Жак-Ив был направлен на учебный корабль «Жанна д’Арк», на котором ему удалось пройти по всему свету.
  • 1936 — автомобильная авария, которая навсегда закрыла путь к военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации будущий командор изобрел очки для подводного плавания.
  • 1937 — женитьба на Симоне Мельхиор, от которой родились два сына — Жан-Мишель и Филипп.
  • 1943 год — Кусто вместе с Эмилем Ганьяном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой — первый акваланг.

  • 1956 год — Жак-Ив уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.
  • 1974 год — основание некоммерческой организации Cousteau Society, которая занималась исследованием и охраной Мирового океана.
  • 1990 год — смерть Симоны Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.
  • 1991 год — Женитьба на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана, рожденная в 1980 году, и сын Пьер (1982 года рождения).
  • Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда. Он похоронен на фамильном участке на кладбище Сент-Андре-де-Кюбзак.
  • После смерти командора продолжателями его дела остались две организации: Cousteau Society и «Ocean Future».

Фото: elespanol.com/kulturologia.ru/colors.life/divers24.pl/rolexmagazine.com/ocean-media.su/gt-style.ru