Мировое археологическое открытие гробницы тутанхамона. «Чёткий срез древнеегипетской жизни»: почему гробница Тутанхамона стала одним из крупнейших археологических открытий

По общему обычаю в древности покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него в жизни: царям и вельможам — знаки их достоинства, воину — его оружие и т. д. Но все они «забирали» с собой почти все собранное в жизни золото и другие предметы, не поддающиеся гниению.

Были такие цари и правители, которые уносили с собой в гробницы всю государственную казну, и народ, оплакивая царя, оплакивал и потерю всего своего достояния. Так что древние гробницы были сокровищницами, скрывавшими несметные богатства. Чтобы защитить их от расхищения, строители сооружали недоступные для посторонних входы; устраивали двери с таинственными запорами, которые закрывались и открывались с помощью магического талисмана.

Как ни старались фараоны уберечь свои гробницы от разграбления, как ни изощрялись в попытках противостоять всеразрушающему времени, все их усилия оказались тщетными. Гений их зодчих не мог победить злую волю человека, его жадность и равнодушие к древним цивилизациям. Бесчисленные сокровища, которыми снабжали в загробный мир усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятья, ни тщательная охрана, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т. д.). Благодаря счастливому стечению обстоятельств только гробница фараона Тутанхамона осталась единственной, сохранившейся почти в полной неприкосновенности, хотя и она в древности дважды подвергалась разграблению. Открытие ее связано с именами английского лорда Карнарвона и археолога Говарда Картера.

Лорд Карнарвон, наследник огромного состояния, был к тому же и одним из первых автомобилистов. В одной из автокатастроф он едва уцелел, и с тех пор мечты о спорте пришлось оставить. Для укрепления здоровья скучающий лорд побывал в Египте и заинтересовался великим прошлым этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались безуспешными. Одних только денег для этого было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. И тогда ему посоветовали обратиться за помощью к археологу Говарду Картеру.

В 1914 году лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя встретилось ему и на золотой пластинке из маленького тайника. Эти находки побудили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда его охватывало уныние от длительных, но безуспешных поисков.

Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих 7 лет, но в конце концов им улыбнулось счастье. Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Больше 80 дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона — через 4 наружных ковчега, каменный саркофаг и 3 внутренних гроба, пока наконец не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался понижающийся коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора — другой вход, который тоже был замурован. Этот вход вел в переднюю камеру с боковой кладовой, погребальную камеру и сокровищницу.

Проделав в кладке дыру, Г. Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, — писал он потом в своей книге. — Теплый воздух устремился из камеры наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото».

Гробница Тутанхамона действительно была одной из самых богатых. Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. За первой комнатой последовали другие, и обнаруженное в гробнице Тутанхамона превзошло самые смелые ожидания участников экспедиции.

То, что гробница вообще была обнаружена, уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась Г. Картеру еще раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени». Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой — дубовый ковчег, во втором — третий позолоченный ковчег, а затем и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

Северная стена зала саркофагов в гробнице Тутанхамона расписана тремя сценами. Справа изображено отверзание уст мумии фараона его преемником Эйе. До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии, а после этого обряда он уже представал в своем обычном земном образе. Центральную часть росписи занимает сцена встречи ожившего фараона с богиней Нут: Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках у него булава и посох. В последней сцене фараона обнимает Осирис, за Тутанхамоном стоит его «ка».

Как отмечалось в предыдущих главах, древние египтяне верили в существование у человека нескольких душ. Тутанхамон имел две статуи «ка», которые во время траурной процессии несли в почетном ряду. В погребальных покоях фараона эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. У «ка» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторили его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальной традиции древних египтян эти размеры соответствовали росту умершего.

«Ба» Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображавшую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми фараон обратился к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!» Эта скульптурка была в числе тех жертвоприношений, которые придворные преподнесли уже мертвому фараону как обещание служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии фараона, археологам пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, — пишет Г. Картер, — к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими маслами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Гроб, в котором лежала мумия Тутанхамона, изображенного в образе Осириса, целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме он повторял два предыдущих, но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи — коршун и кобра (богини — покровительницы Севера и Юга). Эти статуэтки были наложены поверх гроба, причем каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю из них были нашиты кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение «ба» в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные полосы с текстами молитв. Когда Г. Картер развернул мумию, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле фараона ученые нашли два кинжала — бронзовый и серебряный. Рукоятка одного из них украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота имеет посередине два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которым узким фризом расположен геометрический узор.

Кованая маска, закрывавшая лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки — из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Трон фараона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустациями из разноцветного фаянса, самоцветов и стекла. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположились шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева и инкрустированы: головы уреев — из фиолетового фаянса, короны — из золота и серебра, а солнечные диски — из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц, спереди — единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляли собой орнамент из лотоса и папируса, объединенный центральным изображением — иероглифом «сема», символизировавшим единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Древнем Египте существовал и обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, а два-три цветка при первом же прикосновении вообще рассыпались в порошок. Листья тоже оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде. Найденное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов, различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Растения располагались девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. В результате анализа цветов и плодов ученым удалось установить приблизительное время захоронения фараона Тутанхамона — случилось это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В великолепных сосудах из камня ученые нашли и душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это при жизни. Духи эти и по прошествии 3000 лет издавали крепкий аромат…

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю. По разрешению Египетской службы древностей были произведены исследования мумий знаменитых фараонов. При проведении работ была использована самая современная техника, к делу подключили судебных медиков и даже экспертов из Скотланд-Ярда, которые занялись рентгеновскими снимками черепа Тутанхамона и обнаружили на затылке следы глубокой раны. И английские сыщики пришли к выводу, что дело тут криминальное, и 3000 лет назад 18-летний правитель Египта стал жертвой дворцового переворота и погиб мгновенно от сильного удара.

Э кспедиция Говарда Картера нашла каменный саркофаг фараона Тутанхамона.
С древних времён высокая культура Египта вызывала восторженное удивление у народов мира. Учёные и философы Греции приезжали в Египет в поисках знаний. В долину Нила привозили больных, так как египетские врачи считались лучшими целителями человеческих недугов. Но Египет - страна каменных чудес - манил своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. В этом посте под КАТ много интересных фото с раскопок...

Гробница Тутанхамона - единственная неразграбленная гробница, была обнаружена в 1922 году двумя англичанами, египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. Эта находка, спустя более трех тысяч лет дошедшая до нас практически в первозданном виде, считается одной из самых важных находок в археологии.

Гробница расположена в Долине Царей, где с 16 века до н. э. по 11 век до н. э. были построены гробницы для захоронения фараонов - царей Древнего Египта.


Luxor: King’s Valley, Photgrapher: Peter J. Bubenik

Долина находится на западном берегу Нила, напротив города Фивы (современный Луксор). Её поиски велись долго. В Долине Царей давно уже работали археологические экспедиции, которые как будто бы раскопали всё, что возможно, и новых находок не ожидалось. Однако Картер был уверен, что усыпальница Тутанхамона должна быть где-то здесь. Учёные не расставались с надеждой, что, быть может, удастся найти всё погребение целиком.


Меценат и организатор раскопок лорд Карнарвон за чтением книги на веранде дома Картера в Долине царей. Около 1923 г.

Картер имел репутацию педантичного учёного, скрупулезно ведущего регистрационные записи и заботящегося о сохранности древностей. Он разбил долину на квадраты и начал методично их проверять. В течение нескольких археологических сезонов экспедиция Картера вела раскопки в Долине Царей, однако достигнутые результаты по-прежнему оставляли желать лучшего.

В 1922 году лорд Карнарвон, истративший изрядные средства на археологические работы и обескураженный неудачами объявил Говарду Картеру о своём решении свернуть поиски гробницы в данном районе. И тогда Картер возобновил раскопки на оставленном им прежде без внимания участке возле группы разрушенных хижин. И удача им улыбнулась.

4 ноября 1922 года экспедиция Картера обнаружила вырубленную в скале небольшую ступеньку, а к концу следующего дня от песка была расчищена целая лестница, ведущая к двери. Картер отправил лорду Карнарвону срочную телеграмму, умоляя его приехать незамедлительно.

Фото у входа в гробницу. Они еще не знают что там их ждет...

26 ноября в присутствии лорда Карнарвона Картер проделал в углу двери отверстие и, освещая образовавшийся проём пламенем свечи, осторожно заглянул внутрь.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин открывают вход в массивное святилище в погребальной камере гробницы и впервые видят саркофаг Тутанхамона. 4 января 1924 г.

«Поначалу ничего не возможно было разглядеть, пламя слегка мерцало и колебалось в потоке тёплого воздуха, идущего из помещения. Лишь спустя некоторое время, когда мои глаза немного привыкли к свету, очертания комнаты стали постепенно проступать из темноты, странные животные, статуи и золото — блеск золота повсюду ». Говард Картер

Картеру понадобилось целых восемь лет, чтобы каждый предмет из разнообразного и многочисленного инвентаря был тщательно задокументирован и занесён в каталог, прежде чем гробница была полностью очищена. Всего различных драгоценных предметов окажется около трёх с половиной тысяч.

Церемониальная кровать в форме небесной коровы, запасы продовольствия и другие предметы в комнате, которую Картер окрестил «прихожей» гробницы. Декабрь 1922 г.

Модели лодок в комнате, которую Картер окрестил «сокровищницей» гробницы. Около 1923 г.

Позолоченная кровать в форме льва, сундук для хранения одежды и другие предметы в «прихожей». Статуи охраняют замурованный вход в усыпальницу фараона. Декабрь 1922 г.

Под кроватью в форме льва в «прихожей» несколько коробок и ящиков, а также кресло из древесины эбенового дерева и слоновой кости, сделанное для Тутанхамона-ребёнка. Декабрь 1922 г.

Позолоченный бюст богини неба Мехурт, изображаемой в виде коровы, а также сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923г.

Сундуки в «сокровищнице» гробницы. Около 1923 г.

Украшенные замысловатой резьбой алебастровые вазы в «прихожей». Декабрь 1922 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне убирают перегородку, отделяющую «прихожую» от погребальной камеры. 2 декабря 1923 г.

16 февраля 1923 года британская экспедиция под руководством археолога Говарда Картера нашла главное сокровище пирамиды: каменный саркофаг фараона.

Внутри массивного святилища в погребальной камере огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающий ночное небо, закрывает вложенные друг в друга меньшие по размеру ковчеги. Декабрь 1923 г.

Говард Картер, Артур Мейс и рабочий египтянин осторожно сворачивают льняной покров. 30 декабря 1923 г.

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие египтяне аккуратно демонтируют один из золотых саркофагов внутри погребальной камеры. Декабрь 1923 г.

Картер рассматривает саркофаг Тутанхамона. Октябрь 1925 г.

Когда в феврале саркофаг вскрыли, внутри оказался золотой гроб с его мумией. Саркофаг был золотым и содержал более 100 кг чистого золота, а находящееся там тело фараона было мумифицировано.

САРКОФАГ ТУТАНХАМОНА
1 — первый антропоидный гроб (дерево); 2 — второй антропоидный гроб (дерево, позолота); 3 — третий антропоидный гроб (литое золото); 4 — золотая маска; 5 — мумия Тутанхамона; 6 — ковчег из красного кварцита

Комната, где находился саркофаг, была наполнена таким множеством драгоценных предметов, что для их разборки понадобилось целых пять лет. Саркофаг с мумией Тутанхамона оставлен в своей гробнице в долине царей. Все найденные там сокровища ныне хранятся в Каирском музее.

Реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас изучают золотую колесницу из гробницы Тутанхамона за стенами «лаборатории» в гробнице фараона Сети II. Декабрь 1923 г.

Фараон правил около 9 лет, приблизительно с 1332 по 1323 годы до нашей эры (умер в 19-летнем возрасте).

Проклятие Тутанхамона

Первой жертвой стала птица, жившая в клетке в луксорском доме Картера. После того как они нашли гробницу, ее съела кобра — в мифологи египтян животное, поражающее врагов фараона. В прессе распространилось толкование, что это дурное предзнаменование для участников раскопок.

В загадочных смертях, последующих за открытием археологом Говардом Картером нетронутой гробницы Тутанхамона, сегодня винят плесень. Оказалось, что в тканях легких мумии жил плесневый грибок аспергиллус нигер, который может стать смертельным для людей с ослабленным иммунитетом или с поврежденной легочной системой.

Первая жертва «Тутанхамона» — организатор и спонсор раскопок Лорд Карнарвон еще задолго до обнаружения гробницы попал в страшную автомобильную аварию, в которой повредил легкое. Он умер от пневмонии спустя некоторое время после посещения гробницы.
Вслед за ним скончался и другой участник раскопок - Артур Мейс, который, по трагичной случайности, был тяжело болен до начала раскопок. Его ослабленная иммунная система стала идеальной средой для проявления смертоносных качеств плесени. Но люди связывают их смерть с проклятием.

Сам Говард Картер (на фото), который, казалось бы, первым должен был пасть жертвой «проклятия», умер спустя 16 лет после вскрытия гробницы, в возрасте 64 лет, и естественные причины его смерти не отрицают и сами адепты «проклятия». Но с проклятием вся эта история загадочней...

(С) разные источники интернета

Рассказ о гробнице Тутанхамона, знаменитого на весь мир древнеегипетского фараона кратко изложен в этой статье. Доклад о гробнице Тутанхамона может быть дополнен интересными фактами.

«Гробница Тутанхамона» краткое сообщение

Тутанхамон был фараоном XVIII династии фараонов Египта, и правил он царством в 1347-1337 годах до нашей эры. Этот молодой правитель стал символом древнеегипетской цивилизации и самым известным фараоном благодаря находке его гробницы. Она была единственной в Долине Царей, к которой руки грабителей практически не коснулись.

Гробница фараона была обнаружена в Долине Царей. И это единственная гробница, которая дошла до исследователей в первозданном виде. Это при том, что ее явно раза два скрывали воры. Усыпальницу обнаружили в 1922 двое англичан – египтолог Говард Картер и археолог-любитель лорд Джордж Карнарвон. Здесь они обнаружили много украшения, саркофаг из золота с телом мумифицированного фараона. Но обо все поподробнее.

История открытия гробницы Тутанхамона

Поиски усыпальницы Тутанхамона начались еще в 1916 году. Идея археолога Картера и лорда Карнавона казалась всем утопичной, ведь до того времени Долину Царей перелопатили вдоль и поперек. Но англичане упорно целых 6 лет шли к своей цели. Перекопав все участки, они не затронули небольшую часть территории, где, по их мнению, были хижины строителей гробниц.

Под первой лачугой египтологи обнаружили уводящую вниз ступеньку. Принявшись расчищать лестницу, археологи внизу увидели замурованную дверь гробницы. Это была сенсация. Открытие гробницы Тутанхамона случилось 3 ноября 1922 года. Первый этап работы на этом был закончен. Картер решил дождаться лорда Карнарвона, который находился в Лондоне.

25 ноября 1922 года они спустились к усыпальнице. Дойдя до двери Картер понял, что гробница Тутанхамона открыта была уже до него, при чем не раз, так как вход не был замурован и запечатан. В коридоре усыпальницы египтологи заметили битые и целые кувшины – еще один факт деятельности грабителей. Но внутри их ждал настоящий сюрприз-тайна: почему сокровища фараона остались нетронутыми? Удивлению археологов не было предела. Проделав многочисленные работы, Картер добрался до комнаты, полной разнообразных предметов.

Так что нашли в гробнице Тутанхамона? В первых двух комнатах обнаружились вазы, золотой трон, ларцы, письменные принадлежности, светильники, золотая колесница, многочисленные золотые украшения, драгоценные камни, предметы быта, распиленные корабли. Картера особо впечатлили стоящие друг напротив друга черные скульптуры фараона, в золотых сандалиях и передниках, с жезлами, булавами и священной коброй на лбу. Также он увидел прекрасный перьевой веер, который от касания рук рассыпался в пыль.

Археологи, когда пришли в себя после увиденного количества сокровищ, обнаружили, что в этих помещениях нет саркофага. А значит, есть еще погребальная комната.

Между скульптурами фараона было обнаружено запечатанное третье помещение. и Картер принимает решение законсервировать дальнейшие исследования, с целью проведения организационных работ и переговоров с правительством Египта. В декабре он вернулся к работе и приступил к описанию, консервированию и перевозки сокровищ из усыпальницы. 27 декабря на свет вытащили первую партию находок. Делать это было не очень легко, ведь некоторые вещи, сделанные из ткани, кожи или дерева практически истлели.

Исследование погребальной комнаты

Погребальная комната была устлана обитыми золотыми пластинами и украшена синей мозаикой. Ее открыли в середине февраля. Также обнаружили футляр, в котором находился саркофаг. На одной стороне футляра были створчатые двери, закрытые на засов, правда, без печати. За ними расположился еще один, меньшего размера, без мозаики, но с фараоновой печатью. Нависал над ним покров из льняной ткани с блестками, прикрепленный к деревянным карнизам. После того, как археологи разобрали последний футляр, перед исследователями открылась крышка большого саркофага, сделанная из желтого кварцита. Подняв крышку, Картер обнаружил позолоченный огромный рельефный портрет Тутанхамона. На самом деле это была крышка двухметрового гроба с контурами мужской фигуры.

В золотом саркофаге находилась потемневшая от времени и окаменевшая мумия Тутанхамона. Его грудь и лицо покрывала маска из золота. С этого времени мир узнал о великом фараоне Древнего Египта – молодом и таинственном Тутанхамоне.

Где находятся предметы из гробницы Тутанхамона?

Предметы из усыпальницы фараона находятся в разных музеях нашей планеты. Сегодня большая часть экспонатов находится в Большом Египетском Музее. Посмертная золотая маска фараона и саркофаг выставлены в Каирском музее.

Гробница Тутанхамона: интересные факты

Томография тела Тутанхамона в 2005 году показала, что фараон имел рост — 180 см), и хорошо питался.

Тутанхамон и его жена не имели детей, хотя у Анхесенпаатон дважды произошел выкидыш. Тела двух мертворожденных девочек-младенцев были мумифицированы и помещены в гробницу Тутанхамона в небольших гробах.

Существует легенда о проклятии гробницы Тутанхамона. С гробницей связывают череду смертей нескольких исследователей, изучавших захоронение. Первым среди исследователей умер лорд Карнарвон, финансировавший раскопки. Он скончался почти через пять месяцев после открытия гробницы, 5 апреля 1923 года.

Журналисты насчитали 22 жертвы проклятия, 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. А Говард Картер, руководивший всеми работами в гробнице, умер последним, в 1939 году в возрасте 66 лет.

Надеемся, что «Гробница Тутанхамона» доклад помог Вам подготовиться к занятию. А то, что вам известно о гробнице Тутанхамона, Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Эпизоды из истории великого археологического открытия


«О мать Нейт! Простри надо мной свои крылья, извечные звезды...»
Надпись на саркофаге Тутанхамона

Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — , , 024. Universitätsbibliothek Heidelberg.

«При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».
Говард Картер (1874-1939) о Тутанхамоне, фараоне из XVIII династии Нового царства Древнего Египта, правившем приблизительно в 1332-1323 годах до н.э.

Текст в кавычках - из книги Курта Керама "Боги, гробницы, ученые ", впервые опубликованной в Западной Германии в 1949 году. Фотографии 1920-х годов сделаны Гарри Бертоном. Цветные - переведены в цвет для выставки "The Discovery of King Tut ", которая 21 ноября 2015 года открывается в Нью-Йорке. Монохромные фотографии: из собрания Метрополитен-музея и из пяти альбомов снимков Гарри Бертона с раскопок гробницы Тутанхамона из Библиотеки Гейдельбергского университета.

Один показательный эпизод 1916 года из жизни археолога Говарда Картера, который через несколько лет, в 1922 году, откроет для науки и мира гробницу Тутанхамона.

" Он был человеком с практическим складом ума и одновременно редким храбрецом, настоящим сорвиголовой. Эти его качества в полной мере проявились во время одного памятного события 1916 года.


2.


Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — , Taf_06_Neg_82-84. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Он находился в кратком отпуске в Луксоре, когда однажды к нему в сильном смятении пришли старейшины деревни с просьбой оказать им поддержку и помощь. Дело в том, что из-за войны, которая стала чувствоваться даже здесь, в Луксоре сильно уменьшилось число чиновников, контроль и полицейский надзор ослабли; этим не преминули воспользоваться бравые потомки Абд аль-Расула, принявшиеся за свое традиционное ремесло. Одна из банд этих грабителей нашла на западном склоне холма, расположенного в самом конце Долины царей, какой-то клад. Едва об этом узнала банда их соперников, как они предприняли все возможное, чтобы завладеть предполагаемыми сокровищами. То, что разыгралось вслед за этим, напоминало плохой гангстерский фильм.

3.


Находки из гробницы Тутанхамона / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — , Taf_20_Neg_116-119. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Дело дошло до вооруженной схватки между обеими бандами. «Первооткрыватели» были разбиты и изгнаны, предполагалось, что кровавая распря на этом не закончится. Картер находился в отпуске, он не нес никакой ответственности за все эти безобразия, и все-таки он решил вмешаться. Впрочем, приведем его собственный рассказ:

4.


Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 2) — , , , , 014. Universitätsbibliothek Heidelberg.

" 13 мая при +37°С в тени по узкоколейке были доставлены к специально зафрахтованному пароходу первые тридцать четыре тяжелых ящика с находками. Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки.

8.


В первой камере гробницы Тутанхамона - дыра под одним из трех больших лож. Отверстие ведет в боковую камеру, меньшую, чем первую, но также до отказа наполненную . Фотограф Гарри Бертон / Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — , . Taf_41_Neg_165. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в
гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.

9.


Burton, Harry Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — , 036. Universitätsbibliothek Heidelberg.

К середине февраля из первой камеры было вывезено все. Теперь можно было продолжить раскопки, чего с нетерпением ожидали все, и вскрыть третью дверь - ту самую, которая находилась между двумя статуями-часовыми. Теперь, наконец, настало время выяснить, находится ли в соседней камере мумия.

10.


Section of Tutankhamen’s Tomb. Image credit Stefano Benini.

Когда в пятницу, 17 февраля, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек, удостоившихся чести присутствовать при этом событии, ни один из них не подозревал, что именно суждено ему увидеть через какие-нибудь два часа.

11.


Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 5) — , Taf_19. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Ведь после находки сокровищ, которые теперь уже были в безопасности, трудно было себе представить, что может быть найдено еще что-либо более ценное, более значительное.

Гости - члены правительства и ученые - заняли свои места. Когда Картер взобрался на своего рода помост, приставленный к двери (с него было удобнее разбирать кирпичную кладку), наступила мертвая тишина.

12.


Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 4) — , 034. Universitätsbibliothek Heidelberg.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать кладку. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Кроме того, нужно было попытаться сохранить в целости важные для науки оттиски печатей. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу, - пишет сам Картер, - и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть».

Мейс и Кэллендер помогали ему. Когда через десять минут Картер, несколько расширив отверстие, просунул в него электрическую лампочку, по рядам присутствующих пробежал тревожный шепот.

13.

Dec. 2, 1923. Carter, Callende, and two workers remove the partition wall between the antechamber and the burial chamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и в первое мгновение совершенно непонятно: перед ним была стена. Она тянулась и вправо и влево, вверх и вниз, тускло поблескивая при свете лампочки, она закрывала весь ход. Картер просунул руку как можно дальше: перед ним была массивная золотая стена! Он начал расширять отверстие. Теперь уже и все остальные увидели блеск золота. По мере того как он вынимал кирпичи, золотая стена вырисовывалась все явственнее, и тогда «мы, - пишет Картер, - словно по невидимым проводам, стали ощущать нараставшее волнение зрителей».

14.

December 1923. Carter, Callender and two Egyptian workers carefully dismantle one of the golden shrines within the burial chamber. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Прошло еще несколько минут, и Картеру, Мейсу и Кэллендеру стало ясно, что представляет собой эта стена. Они действительно стояли перед входом в погребальную камеру, но то, что они приняли за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самой огромной и дорогой усыпальницы, которую когда-либо кому-либо приходилось видеть, - усыпальницы, внутри которой должны были на ходиться саркофаги и наконец сама мумия.

15.


Shrines and sarchophagus of Tutankhamun, in KV62. via

Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Потом наступила пауза - казалось, натянутые до предела нервы не выдержат этого напряжения: на самом пороге были найдены рассыпанные бусины ожерелья, вероятно оброненного грабителями. Не обращая внимания на зрителей, которые, дрожа от нетерпения, ерзали на стульях, Картер с педантичностью истинного археолога, для которого не существует незначительных находок, тщательно собрал все бусины и лишь после этого продолжил работу. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Захватив с собой лампу, Картер спустился вниз. Да, перед ним был обитый листовым золотом ящик, покрывавший сверху саркофаг, причем он был столь огромен, что занимал чуть ли не все помещение. Лишь узкий проход - всего в 65 см - отделял его от стены. Продвигаться по этому проходу можно было только с величайшей осторожностью: он весь был заставлен погребальными приношениями.

Теперь наступил черед лорда Карнарвона и Лако. Войдя в камеру, они остановились в безмолвии. Затем они обмерили саркофаг. Позднейшие, более точные измерения дали следующие результаты: 5,20 х 3,35 х 2,75 м.

16.

Говард Картер открывает дверь второго позолоченного саркофага Тутанхамона / Jan. 4, 1924 Howard Carter, Arthur Callender and an Egyptian worker open the doors of the innermost shrine and get their first look at Tutankhamun"s sarcophagus. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Он действительно был сверху донизу покрыт золотом, по сторонам его были инкрустации из блестящего синего фаянса, испещренные магическими знаками, которые должны были охранять покой умершего.

Теперь всех троих больше всего волновал один вопрос: сумели ли грабители проникнуть дальше, цела ли мумия? Картер обнаружил, что расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой он отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт, но на этот раз печать была цела!

17.


Unbroken Seal on the Third Shrine, January 1924. Harry Burton (English, 1879-1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 22.9 x 15.2 cm. (TAA 622). At the beginning of January 1924, the gold shrines surrounding the sarcophagus of Tutankhamun were opened, one after another.

The double doors of the first shrine were closed only with sliding bolts of ebony, but the second and third shrines had been secured with elaborately tied ropes that bore clay seals stamped with impressions of the necropolis seal—a crouching jackal over nine bound captives.
Burton"s photograph of this uncut seal perfectly conveys the conflicting feelings of archaeological discovery. On the one hand, excitement, even impatience to see what is behind the sealed doors. On the other hand, hesitation and regret at having to cut a rope that someone so carefully tied and sealed more than thirty-three centuries ago.

Simple rope and a clump of clay impressed with seals promised that the treasures within this shrine had remained inviolate since the pharaoh"s burial. Once the seal was broken to allow the archaeologists access, only Burton"s photograph could evoke its original talismanic power and eloquently testify to the archaeologist"s eternal dilemma: as the excavation and tomb clearing reveal things hitherto unseen, it also forever removes them from their undisturbed state.

Все трое облегченно вздохнули. Наконец-то. До сих пор грабителям всюду удавалось их опередить. Здесь же первыми были они. Следовательно, мумия цела, невредима и находится там, где она была похоронена три тысячелетия назад.

18.


December 1923. Inside the outermost shrine in the burial chamber, a huge linen pall with gold rosettes, reminiscent of the night sky, covers the smaller shrines within. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Тихо, насколько это только было возможно, прикрыли они дверь. Они чувствовали себя захватчиками, они видели блеклый полотняный погребальный покров, свисавший над внутренним ящиком; «мы слов но чувствовали присутствие умершего фараона, и долгом нашим было отнестись к нему с благоговением».

В этот момент, находясь на вершине научного успеха, они, казалось, были не способны к каким-либо дальнейшим открытиям: слишком грандиозным было то, что представилось их взорам, и все-таки уже буквально в следующую минуту они очутились перед новым открытием.

19.

Ковчег, в котором хранились сосуды с внутренними органами Тутанхамона. Его охраняют богини и кобры. Фотограф Гарри Бертон. AP Photo. via

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую, низенькую дверь, которая вела в следующее помещение - сравнительно небольшую по размерам комнату. С того места, где они находились, они могли видеть ее содержимое. Можно ли представить себе, что там было, если Картер после всего того, что он видел в гробнице, написал об этой комнате: «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы»?

20.

C. 1923. A statue of Anubis on a shrine with pallbearers" poles in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц, грациозные фигуры которых были так естественны и живы, а их лица настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно сазерцание их казалось чуть ли не кощунством». "

21.


C. 1923. A gilded bust of the Celestial Cow Mehet-Weret and chests sit in the treasury of the tomb. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Дальнейшее исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулось на несколько зим. К сожалению, первая зима пропала чуть ли не полностью: скончался лорд Карнарвон; кроме того, совершенно неожиданно возникли трения с египетским правительством по вопросу о продлении концессии и дележе находок. В конце концов благодаря вмешательству других стран удалось достичь приемлемого урегулирования вопроса. Работа могла продолжаться. Зимой 1926/27 года были сделаны наиболее важные дальнейшие шаги: был вскрыт обитый золотом ящик, были вынуты многочисленные драгоценные гробы и исследована мумия Тутанхамона. "

22.


Сокровищница / C. 1923. Chests inside the treasury. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Последний этап первопроходнических работ - вскрытие саркофага:

" Работа была длительной и трудоемкой, она проходила в тесном помещении, в котором буквально негде было повернуться; любой промах, неверно приложенный полиспаст, упавшая балка могли привести к беде: повредить находившиеся здесь уникальные сокровища. Так же как крышка первого гроба, крышка второго изображала лежащего в богатом убранстве юного фараона, точнее говоря, это было скульптурное изображение фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе всей работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы.

23.


Dec. 30th, 1923. Carter, Mace and an Egyptian worker carefully roll up the linen pall covering the second shrine. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Здесь исследователи снова столкнулись с неожиданностью, которым, казалось, не будет конца. Когда Бертон сделал свои снимки, а Картер убрал цветы и снял полотняный покров, причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб длиной 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной два с половиной - три с половиной миллиметра. Трудно было определить его материальную ценность. Однако вслед за этой неожиданностью, которую можно назвать приятной, последовала вторая, которая вызвала у исследователей серьезнейшие опасения.

24.

Фотограф Гарри Бертон. AP Photo. via

Еще тогда, когда они рассматривали второй гроб, они обратили внимание на то, что его орнамент местами попорчен сыростью. Теперь же выяснилось, что все пространство между вторым и третьим гробами наполнено по самую крышку какой-то черной склеившейся массой. Правда, им все же удалось очистить от этой похожей на вар массы двойное ожерелье из золота и фаянсовых бус, но перед исследователями встал тревожный вопрос: в каком состоянии находится мумия, не повредило ли ей это явно чрезмерное количество масел и смол? Когда один из сотрудников дотронулся до последнего куска полотна и гирлянды из украшенного бусами фаянса - на вид и то и другое, казалось, хорошо сохранилось, - они рассыпались: священные масла разъели их.

25.

Second Coffin, November 1925. Harry Burton (English, 1879-1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 16.5 x 21.6 cm. (TAA 368). After the lid was removed from Tutankhamun"s outer coffin, a linen shroud gave only a hint of the gilded and inlaid coffin that lay within. A small wreath had been pressed around the vulture and cobra goddesses at the king"s brow, and garlands made from olive leaves, blue lotus petals, cornflowers, and celery leaves were draped over his chest.

Лукас тотчас же приступил к анализу этой массы. Очевидно, это была какая-то жидкая или полужидкая субстанци я, состоявшая в основном из жиров и смол, что же касается древесной смолы, запах которой эта масса издавала при нагревании, то ее присутствие первоначально не удалось доказать.

Теперь вновь всеми овладело волнение - наступал последний решающий момент.

Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышка гроба была приподнята за золотые скобы. Тутанхамон, которого они искали шесть долгих лет, лежал перед ними. "

26.


October 1925. Carter and a worker examine the solid gold innermost sarcophagus. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Мумия была и прекрасна и ужасна: в свое время ее с бессмысленной щедростью обмазали маслами и благовониями, а теперь все это склеилось, образовав черную, затвердевшую массу. На фоне темной бесформенной массы резко выделялась блестевшая истинно по-царски золотая маска; на ней, впрочем, так же как и на ногах, не было никаких следов масел.

После многих безуспешных попыток исследователям в конце концов все же удалось отделить деревянный гроб от золотого. Это был длительный процесс, в ходе которого пришлось нагреть золотой гроб до температуры в 500 С, предварительно обложив его для сохранности листами цинка.

27.


October 1925. Carter examines Tutankhamun"s sarcophagus. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

Когда же, наконец, уже можно было приступить к исследованию самой мумии, единственной мумии Долины царей, которая пролежала на одном месте никем не потревоженная тридцать три столетия, внезапно выяснилось одно немаловажное обстоятельство; вот как говорит о нем сам Kaprep: «Ирония судьбы - ученым пришлось в этом убедиться - заключалась в том, что те мумии, которые побывали в руках грабителей и жрецов, сохранились лучше, чем эта, нетронутая». Это неудивительно: они были спасены от разъедающего воздействия масел; нередко они были основательно повреждены (в тех случаях, когда их покой был потревожен не жрецами, а грабителями) и в большинстве случаев ограблены до нитки, но они сохранились гораздо лучше, чем мумия Тутанхамона, которая в этом огношении принесла ученым разочарование - пожалуй, единственное разочарование, которое им пришлось здесь пережить.

28.


Не из раскопок Говарда Картера / Mummy bandage from Tutankhamun"s embalming cache, New Kingdom, Dynasty 18, reign of Tutankhamun, ca. 1336-1327 B.C. Egypt, Upper Egypt; Thebes, embalming cache of Tutankhamun (Tomb KV 54), Valley of the Kings, Davis/Ayrton 1907. Linen; L. 165 cm, W. 6 cm. Gift of Theodore M. Davis, 1909 (09.184.797). This is a rare example of a real bandage woven with a selvage on each side. The majority of bandages used in mummification were strips torn from long sheets. The Metropolitan Museum of Art.

11 ноября в 9 час. 45 мин. утра анатом доктор Дерри сделал первый надрез в верхней части обмотанного промасленными полотняными бинтами туловища фараона. За исключением лица и ног, не соприкасавшихся с маслами, мумия была в ужасном состоянии. Окисление смолянистых веществ вызвало своего рода самовозгорание, которое было таким сильным, что в результате обуглилась не только значительная часть бинтов, но и мертвая ткань и даже кости мумии. Затвердевшую массу пришлось кое-где выковыривать с помощью скальпеля.

29.

Head of Tutankhamun. Period: New Kingdom, Amarna Period. Dynasty: Dynasty 18. Reign: reign of Tutankhamun. Date: ca. 1336-1327 B.C. Geography: From Egypt. Medium: Indurated Limestone. Dimensions: H. 17.2 cm; W. 16 cm; D. 23.6 cm. This head is a fragment from a statue group that represented the god Amun seated on a throne with the young king Tutankhamun standing or kneeling in front of him. The Metropolitan Museum of Art.

Совершенно неожиданное открытие было сделано, когда под серповидным валиком, напоминавшим по своей форме корону, был найден амулет. В самой находке амулета не было ничего необычного. Тутанхамон был полностью оснащен «магическим вооружением» - в складках бинтов, в которые была запеленута мумия, находилось бесчисленное множество амулетов и всяких символических и магических предметов. Как правило, такие амулеты были из гематита, а этот был железным! Амулет относился к числу наиболее ранних железных изделий Египта, и не без иронии следует заметить, что в наполненной чуть ли не до отказа золотом гробнице именно эта скромная находка имела наибольшую, с точки зрения историка культуры, ценность.

30.


Burton, Harry. Tutankhamun tomb photographs: a photographic record in 5 albums containing 490 original photographic prints ; representing the excavations of the tomb of Tutankhamun and its contents (Band 3) — , Taf_17_Neg_104-107. Universitätsbibliothek Heidelberg.

Наконец настал самый напряженный и чрезвычайно ответственный момент: начали удалять остатки бинтов с головы. Оказалось, что для этого достаточно легчайшего прикосновения кисточкой из соболиного волоса: истлевшие остатки льняной ткани рассыпались, и все присутствовавшие увидели... впрочем, дадим слово самому Картеру: «...благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами».

31.

Outermost Coffin, spring 1926 Harry Burton (English, 1879-1940). The Egyptian Expedition of The Metropolitan Museum of Art. Gelatin silver print; 16.5 x 21.9 cm. (TAA 364).

Трудно даже себе представить, какое невероятное количество украшений было найдено на мумии. Под каждым слоем бинтов обнаруживали все новые и новые драгоценности. Всего Картер насчитал сто одну группу различных украшений. На пальцах рук и ног были надеты золотые наконечники. Из тридцатитрех страниц, на протяжении которых Картер описывает вскрытие мумии, половина посвящена рассказу о найденных на ней сокровищах. Этот юноша, этот восемнадцатилетний фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями. "

32.

November 1925. Tutankhamun"s burial mask. Image: Harry Burton . The Griffith Institute, Oxford. Colorized by Dynamichrome for the Exhibition “The Discovery of King Tut” in New York.

" Но если этот восемнадцатилетний ничем не примечательный фараон, не совершивший ничего значительного, был похоронен с такой роскошью, переходящей по западноевропейским представлениям все дозволенные границы, то как же должны были хоронить Рамсеса Великого и Сети I? Какие же приношения и погребальные дары были собраны в их гробницах? Именно Сети I и Рамсеса имел в виду Дерри, когда он говорил: «Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер находилось больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона». Каким колоссальным богатствам суждено было на протяжении веков попасть в руки грабителей Долины царей! "

Текст из книги : Керам К. "Боги, гробницы, ученые". Роман археологии. /Пер. с немецкого А.С. Варшавского - СПб: "КЭМ", совместно с издательством "Нижегородская ярмарка", Н.Новгород, 1994. С. 60, 156-184.
Первое издание: М.,1963. Немецкое издание: Ceram "Gotter, Graber und Gelehrte ". Roman Der Archaologie. Hamburg 1955.

Три коротких видеорассказа , подготовленных к выставке The Discovery of King Tut : Первая камера (#33), Погребальная камера и Сокровищница (#34); Золотая маска (#35). Английский язык.
Можно все три сюжета посмотреть в первом окне (#33), они будут воспроизводиться один за другим, а можно выбрать интересующий эпизод.

33.

Передняя - первая камера / The Discovery of King Tut. The Antechamber

This is the antechamber, looking exactly as it did when Howard Carter found it. Inside this chamber alone, Carter and other members of his excavation team found and recorded almost 700 objects: strange-looking animal figures, statues and gold - everywhere the brilliant glint of gold!

34.

Погребальная камера и Сокровищница / The Discovery of King Tut. The Burial Chamber and Treasury

In November 1922, after five years of searching, Howard Carter and his patron Lord Carnarvon finally discovered the last resting place of Tutankhamun. His tomb was found directly beneath the tomb of Ramesses VI, which had been built much later on. As a result, the debris from the construction had been dumped into the entrance to Tutankhamun’s tomb - a stroke of luck for us today, since the boy king’s tomb does remained intact and hidden for more than 3,000 years.

Two figures standing guard indicated where the entrance to the burial chamber must be. On February 17th 1923, Carter began tearing down the wall that separated the antechamber from the mummy of the Pharaoh.

When the opening was large enough, Carter was able to peek through and spied a wall of gold. This later turned out to be a golden shrine. Between the shrine and the chamber walls there was just enough room to squeeze through.

35.

Золотая маска / The Discovery of King Tut. The Gold Mask.
The gold mask of Tutankhamun is recognized as one of the world’s most famous works of art. Made of solid gold and weighing some 25 pounds, it’s a masterpiece of early goldsmith’s work. Its value is priceless. But who really knows what it symbolizes?

Источники и дополнительные материалы :
Много другий информации на сайте выставки The Discovery of King Tut
Керам К. "Боги, гробницы, ученые". Роман археологии - полный текст книги.
Переведенные в цвет фотографии via : mashable.com
"Tutankhamun": The Metropolitan Museum of Art Bulletin, v. 34, no. 3 (Winter, 1976-1977). Edwards, I. E. S. (1976-1977) - книга Метрополитен-музея в pdf
Начало :

Если видите ошибку - напишите, пожалуйста, т.к. текст копировался из pdf, не очень хорошо распознанного.

Мы уже сегодня читали с вами Тутанхамона, а теперь давайте все таки ознакомимся с традиционной.

Лорд Карнарвон, типичный английский аристократ, был человеком увлекающимся. Страстный охотник, потом любитель дерби, затем спортсмен-автомобилист, поклонник аэронавтики, оказавшись из-за болезни лишенным всех прежних увлечений, он обратился к своему другу, директору египетского отдела в Британском музее У. Баджу, с просьбой посоветовать какое-либо интересное занятие, где не требуется физических усилий. Полушутя У. Бадж привлек внимание лорда Карнарвона к египтологии. А заодно подсказал имя Говарда Картера — молодого профессионального археолога, работавшего с известными учеными Питри и Дэвисом. То же имя назвал ему и Г. Масперо, директор Египетского музея в Каире...

Удивительным стечением обстоятельств и блестящим совпадением двух рекомендаций начинается эта история, полная загадок и тайн. История, которая до сих пор будоражит умы людей.


История открытия гробницы

Теодор Дэвис, открывший много царских гробниц, имел концессию на раскопки в Долине царей. В 1914 году, считая, что вся Долина уже перекопана и вряд ли возможна какая-либо серьезная находка, Дэвис отказался от концессии в пользу Карнарвона. И Масперо предупредил лорда, что копать в Долине царей — дело безнадежное и дорогостоящее. Но английский безумец верил в одержимость Г. Картера! Тот хотел во что бы то ни стало откопать гробницу Тутанхамона. Он почти вычислил ее местонахождение! Дело в том, что в разное время, работая с Дэвисом, Картер нашел фаянсовый кубок из гробницы, изломанный деревянный ларец с золотыми листочками, на которых начертано имя Тутанхамона, и глиняный сосуд с остатками льняных повязок — их забыли жрецы, бальзамировавшие труп фараона. Все три находки указывали на то, что гробница рядом, что она не расхищена, как многие и многие усыпальницы египетских царей.

Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трех находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он ока-зался не очень большим и находился между тремя могилами — Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришелся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет — вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня.

В первый год Картер наткнулся на остатки неизвестных стен. Оказалось, это руины домов, где жили резчики, каменотесы и художники, занятые работой над царской гробницей. Стены стояли не на скальном грунте, а на щебне, извлеченном из скалы во время строительства гробницы Рамзеса VI. Уважив последнего. Картер решил отодвинуть свою славу на шесть лет: он перенес раскопки щебня, оставив руины стен нетронутыми. К этому его подвигло желание не мешать многочисленным экскурсиям, ибо раскопки загромоздили бы и без того узкий проход к уже открытой и обследованной гробнице Рамзеса. Наконец, намеченный к расчистке треугольник был полностью освобожден от щебня. Однако следа искомой могилы археолог не обнаружил. Карнарвон, вложивший множество средств в это рискованное мероприятие, склонен был отказаться от задуманного. Больших усилий отчаявшемуся археологу стоило уговорить лорда продолжить поиски — "всего один сезон". Умеющий уговаривать Картер убедил аристократа.

На этом недатированном снимке Говард Картер - археолог, открывший гробницу Тутанхамона - исследует его саркофаг. Знаменитый египетский фараон страдал волчьей пастью и косолапостью, так что он, скорее всего, ходил, опираясь на трость. (AP Photo/File)

Вот записи из его дневника:

"Началась наша последняя зима в Долине. Шесть сезонов подряд мы вели здесь археологические работы, и сезон проходил за сезоном, не принося результатов. Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали мириться со своим поражением и готовились оставить Долину... "

3-го ноября 1922 года рабочие стали сносить стены бараков, оставленные Картером в 1917-м. Снося стены, они убирали и метровый слой щебня, находившийся под ними.

Ранним утром 4 ноября над Долиной вдруг установилась интригующая тишина. Картер немедленно помчался туда, где возле свежей ямы столпились рабочие. И он не поверил своим глазам: из-под щебня показалась первая ступенька, высеченная в скале.

К ним вернулся энтузиазм, и работы ускорились. Ступень за ступенью продвигалась группа к основанию лестницы. Наконец, вся лестница была свободна, и показалась дверь, заложенная камнями, замурованная и снабженная двойной печатью. Разглядывая оттиски печати, Картер с огромной радостью обнаружил царскую ее принадлежность: некрополь с изображением шакала и девяти пленных. Уже это давало надежду, что грабители не добрались до гробницы. Само ее расположение и обстоятельства раскопок говорили о том, что, видимо, о ней все давно забыли: каменотесы поленились унести от чужой усыпальницы щебень, выбиваемый из скалы, и сваливали его сначала на вход в усыпальницу Тутанхамона, а позже — и поверх него. Жрецам же, неусыпно охранявшим входы, это оказалось на руку, поскольку меньше оставалось вероятности, что грабители вспомнят о богатой гробнице. А если и вспомнят, перелопатить столько щебня, чтобы влезть в могилу, врагу не пожелаешь. Потом о гробнице забыли и сами жрецы... А позднее над этой гробницей построили дома для рабочих, трудившихся в Долине, тем самым окончательно похоронив и "засекретив" место усыпальницы юноши-фараона.

В верху кладки Картер проделал небольшое отверстие и, посветив в него, заглянул вовнутрь. Он ничего не увидел, кроме камней и щебня. Груды возвышались до самого потолка. Разуверившегося лорда Карнарвона не было не только в Долине царей, но и в Египте. Картер послал ему в Англию телеграмму. "Наконец, — говорилось в ней, — вы сделали чудесное открытие в Долине: великолепная гробница с нетронутыми печатями вновь закрыта до вашего приезда. Поздравляю".

"То был волнующий момент для археолога, — писал Картер. — Совсем один, если не считать местных рабочих, после долгих лет тщательных усилий я стоял на пороге того, что могло быть великолепным открытием. Все, буквально все, что угодно, могло находиться за этим входом, и понадобилось все мое самообладание, чтобы не взломать кладку и не приступить к немедленным исследованиям ".

Чтобы не искушать себя и для большей сохранности, Говард Картер вновь засыпал лестницу, поставил наверху охрану и стал ждать Карнарвона. Лорд Карнарвон и его дочь леди Эвелин Герберт прибыли в Луксор 23 ноября. Доктор Алан Гардинер, которого Карнарвон пригласил с собою в поездку, обещал прибыть в первых числах нового года. Доктор Гардинер — знаток папирусов, и его знания могли пригодиться при вскрытии гробницы, ибо первооткрыватели надеялись обнаружить в ней множество надписей, а возможно, и свитки. Когда лестницу вновь очистили, археологи пригляделись, наконец, к печатям. Несомненно, одна из них была царской, а другая жреческой: оттиск печати стражей некрополя. Значит, воры все же побывали в усыпальнице. Впрочем, если бы гробница была целиком ограбленной, не имело бы смысла вторично запечатывать ее. Но это обстоятельство сильно испортило настроение Картера, пока расчищали идущий с востока на запад коридор длиною в 27 футов. 26 ноября археологи обнаружили второй замурованный дверной проем.

Картер писал:

"Наконец мы увидели полностью расчищенную дверь. Наступил решающий момент. Дрожащими руками я проделал узкую щель в верхнем левом углу каменной кладки. За нею была пустота, насколько я мог определить железным щупом... произвели пробу воздуха на пламя свечи, на предмет скопления опасных газов, а затем я немного расширил отверстие, просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора. Сначала я ничего не разглядел, потому что поток горячего воздуха из гробницы задувал свечу. Но постепенно глаза мои привыкли к мерцающему свету, и передо мной из полумрака начали возникать странные животные, статуи и... золото — повсюду сверкало золото! На какое-то мгновение — тем, кто стоял рядом со мной, оно показалось вечностью! — я онемел от изумления. Наконец лорд Карнарвон с волнением спросил:

— Вы что-нибудь видите?

—Да, — ответил я. — Чудесные вещи... "



Печать на двери гробницы

Сокровища гробницы

Сотни предметов находились в помещении, впоследствии названном Передней комнатой, в полнейшем беспорядке, "как ненужная мебель в чулане", по меткому выражению сэра Алана Гардинера. И только две фигуры в полный рост, симметрично взаимонаправленные, стояли по обеим сторонам замурованного и запечатанного дверного проема, что находился по правой стене. Фигуры были из дерева, пропитанного чем-то вроде асфальта, раскрашенные черными и золотыми красками, на лбу у них были царские уреи, а в руках — золотые жезлы. Каждая из фигур опиралась на длинный посох. После осмотра содержимого Передней комнаты Картер и Карнарвон поняли значение замурованного входа:

"За запечатанной дверью были другие покои, может быть, целая анфилада, вне всякого сомнения... мы должны были увидеть останки фараона".

Один из коллег Картера писал не менее взволнованно:

"Мы увидели нечто невероятное, сцену из волшебной сказки, великолепную сокровищницу из оперных декораций, воплощение снов творящего композитора. Напротив нас стояло три царских ложа, а вокруг них сундуки, ларцы, алебастровые вазы, обитые золотом кресла и стулья — нагромождение сокровищ фараона, который умер... еще до того, как Крит достиг расцвета, задолго до рождения Греции и зачатия Рима, — с тех пор прошло больше половины истории цивилизации... "

Постепенно выявлялись другие подробности: скорее всего, грабителей застали на месте преступления, и они, побросав все, что нахватали, в спешке и беспорядочно бежали, не успев причинить большого вреда. Но не менее беспорядочно поступили жрецы: торопливо засунув обратно в сундуки царские одежды и предметы, из которых мелкие ссыпали туда же, хотя хранились они явно в других ларцах, стражи некрополя столь же поспешно покинули гробницу и замуровали вход в нее. Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнет извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца.

Тем временем в Каире к Египетскому музею стали пристраивать специальное отдельное крыло для работы и хранения новой экспозиции. От Службы древностей Картер получил специальное разрешение использовать усыпальницу фараона Сети II как лабораторию и мастерскую. В нее переносили по одному предметы из гробницы, предварительно обрабатывали и отправляли в Каир. Были привлечены к работе другие археологи — Литгоу, куратор Египетского отдела Метрополитен-музея; Бертон — фотограф; Уинлок и Мейс, тоже из Метрополитен-музея; рисовальщики Холл и Хаузер, Лукас — директор египетского департамента химии. Алан Гардинер прибыл для расшифровки надписей, ботаник профессор Перси Ньюберри — для б определения цветов, венков и других найденных в гробнице растений.

В Передней комнате обнаружили более шестисот предметов, и все они были тщательнейшим образом описаны и зарисованы самим Картером.

Многое, с чем столкнулся Г. Картер, было впервые. Первый нетронутый царский гроб, первая по количеству предметов коллекция, первый... ажиотаж вокруг раскопок, поистине всемирный! Ни разу археологи не сталкивались с этой проблемой: сотни репортеров, толпы посетителей, мешающие работать. Мировая пресса публиковала свои выводы на ту или иную тему — вплоть до того, что "Тутанхамон является тем самым фараоном, при котором произошел исход евреев из Египта". Позволил себе далеко идущие выводы и В. Викентьев, писавший с места событий в Москву. По-своему растолковав зажатость помещения гробницы, он решил, что Тутанхамон был перезахоронен, и не единожды — по примеру неприкаянного Рамзеса III, которого жрецы переносили с места на место три раза! Он даже нашел единомышленников якобы в лице Борхардта, Ранке и Бенедита. И при этом путался в именах фараонов и жены Тутанхамона Анхесенпаамон...

Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь.


Детальное фото гробницы Тутанхамона, правившего Египтом с 1358 по 1350 гг до н.э. (AP Photo)

О вскрытии "Золотого Чертога" рассказывал сэр Алан Гардинер:

"Когда Картер снял верхний ряд кладки, мы увидели за ней стену из сплошного зелота, во всяком случае, так нам показалось на первый взгляд. Но, когда была убрана вся кладка, мы поняли, что видим одну сторону огромного внешнего Ковчега. Мы знали о таких ковчегах по описаниям в древних папирусах, однако здесь он был перед нами. Во всем своем сине-золотом великолепии он заполнял все пространство второй комнаты. В высоту он почти достигал потолка, а между его стенками и стенами комнаты оставалось не более двух футов. Сначала внутрь вошли Картер и Карнарвон, протискиваясь сквозь узкое пространство, и мы ждали, пока они вернутся. Когда они вышли, оба изумленно всплеснули руками, не в силах описать, что они увидели. За ними последовали другие, пара за парой. Помню, как профессор Лако сказал мне с усмешкой: "А вам лучше не пробовать: слишком уж вы... солидный ". Тем не менее, когда пришла моя очередь, я вошел во внутреннюю комнату с профессором Брэстедом. Мы протиснулись между стенами и ковчегом, свернули налево и очутились перед входом в ковчег с большой двустворчатой дверью. Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с еще не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвертом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год ".

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

"В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Когда были завершены все подготовительные работы, Картер стал открывать сам ковчег. Как уже говори- лось, внутри был вставлен еще один, по убранству ничуть не уступающий внешнему, а, сорвав царские печати, археолог нашел еще два ковчега, один в другом, и они были не менее прекрасны, чем первые два. Открыв и их, Картер коснулся царского саркофага. Саркофаг был сделан из желтого кварцита и стоял на алебастровом постаменте. Крышка саркофага была изготовлена из розового гранита. Камнерезы постарались: горельефы с четырех сторон изображали охраняющих саркофаг богинь, обнимающих его руками и крыльями.

Три месяца разбирались четыре ковчега. Мастера соединили их части при помощи крюков и ушек. Чтобы вынести ковчеги, Картеру пришлось разрушить целую стену, отделявшую "Золотой Чертог" от Передней комнаты. Гроб покоился под льняным саваном, от времени сделавшимся бурым. Система блоков подняла тяжелую крышку саркофага, и саван был тоже убран. Присутствующие стали очевидцами ослепительного зрелища: выструганный из дерева золоченый гроб по форме повторял мумию и сверкал, будто был только что сделан. Голова и руки Тутанхамона были изготовлены из толстого листа золота. Глаза из вулканического стекла, брови и веки из стеклянной массы бирюзового цвета — все выглядело "как живое". Орел и аспид были обозначены на лбу маски — символы Верхнего и Нижнего Египта. Важнейшая деталь, о которой предоставим высказаться самому археологу:

"Что, однако, среди этого ослепительного богатства производило наибольшее впечатление, — это хватающий за сердце веночек полевых цветов, который положила на крышку гроба молодая вдова. Весь царственный блеск, вся царская пышность бледнели перед скромными, повлекшими цветами, которые сохранили еще следы своих давних свежих красок. Они красноречиво напоминали нам, насколько мимолетным мгновением являются тысячелетия ".

К удивлению ученых, внутри, под крышкой гроба, оказался еще один гроб, изображавший фараона богом Осирисом. Неоценима художественная ценность его, украшенного яшмой, лазуритом и бирюзовым стеклом, а также позолоченного. А подняв вторую крышку. Картер обнаружил третий гроб из толстого золотого листа, целиком копирующий фигуру мумии. Гроб был усыпан полудрагоценными камнями, на шее фигуры сверкали ожерелья и бусы разных цветов.

Мумия была залита ароматической смолой, а голову и плечи покрывала золотая маска, лицо фараона было грустным и несколько задумчивым. Выполненные из золотого листа руки были скрещены на груди.

Сняв маску, археологи взглянули в лицо мумии. Оно оказалось удивительно похожим на все найденные маски и изображения Тутанхамона. Мастера, изображавшие покойного, были самыми "завзятыми" реалистами.

Доктор Дерри, разматывая повязки мумии, обнаружил 143 предмета: браслеты, ожерелья, перстни, амулеты и кинжалы из метеоритного железа. Пальцы рук и ног находились в золотых футлярах. При этом резчики не забыли обозначить ногти.

Позади усыпальницы искатели обнаружили вход в другую комнату. И она была полна чудес... Археологи назвали ее Сокровищницей. Там стоял ковчег для каноп фараона, охраняемый четырьмя богинями из золота, золотые колесницы, изваяние бога Анубиса с головой шакала, огромное количество ларцов с драгоценностями. В одном из них, открытом Картером, сверху лежал веер из страусовых перьев, выглядевший так, будто его положили туда вчера... Через несколько дней перья вдруг начали быстро ссыхаться, их едва успели законсервировать.

"Однако, — вспоминал Алан Гардинер, —когда я увидел их впервые, они были свежи и совершенны и произвели на меня такое глубокое впечатление, какого я не испытывал и, наверное, уже не испытаю никогда ".

Кроме ковчега-часовенки, где хранились мозги, сердце и внутренности покойника, изъятые у него во время бальзамирования, и лежащего на золоченых носилках бога-шакала Анубиса, у стен стояло множество ларцов из слоновой кости, алебастра и дерева, инкрустированных золотом и голубым фаянсом. В ларцах находились бытовые предметы и несколько золотых статуэток самого Тутанхамона. Здесь же стояли еще. одна колесница и модели парусных челнов. Главное, что обнаружил в сокровищнице Говард Картер, — то, что ее не коснулась рука грабителя. Все было на тех местах, куда поставили жрецы Амона.

Для археологии ценность этого открытия заключается не только в найденных сокровищах, а в том, с каким высоким искусством и тщательностью были описаны и сохранены все эти прекрасные вещи.


Барбара Холл из Университета Чикаго и Йел Нилэнд достают сокровища Тутанхамона в Новом Орлеане 6 сентября 1977 года. (AP Photo)

Тайна проклятия

Сэр Алан Гардинер упомянул одну очень важную вещь: строительство позднейшей гробницы Рамзеса VI. Каменотесы, словно бы не задумываясь, отбрасывали щебень не просто к подножию скалы, в которой высекали гробницу. Кажется, будто вход в усыпальницу Тутанхамона завален нарочно. Для чего? Что заставило рабочих и руководителей работ поступить так? Почему, несмотря на сильную охрану некрополя, практически все гробницы были разграблены, а могила Тутанхамона, простоявшая несколько десятков лет нетронутой, подверглась всего только одной попытке ограбления, закончившейся неудачей?..

Ах, как он был прав!.. К сожалению, археологи при вскрытии захоронения брали пробы лишь на пламя свечи, то есть на опасные газы... Как часто рок преследует искателей древностей, особенно в Египте! Мумия, пролежавшая в своей камере, в своем гробу более трех тысячелетий, будто живая, сторожит свои богатства.

Затем последовали события, к археологам имеющие не столь прямое отношение. Возникла проблема с монополией на газетную информацию, которую лорд Карнарвон отдал известной "Тайме". Неимоверно возрос поток посетителей. Наконец, угрожающе нелепая и грязная в своей основе ссора между лордом и Картером на предмет "дележа" добычи из гробницы. Аристократ уподобился древнему грабителю, требуя "свою долю". Точно бес вселился в лорда Карнарвона, прекрасно осведомленного, что Дэвис прилюдно отказался от своей "доли" в пользу Египетского музея. А расчленять уникальную находку, которая и по сей день является единственной в своем роде. было бы непростительно и даже преступно. Хотя бы по отношению к нам, потомкам, и тем, кто придет за нами.

Археологи достают предмет из гробницы фараона Тутанхамона в долине фараонов в Луксоре, Египет, 1923 год. (AP Photo)

Мы говорим "точно бес". А может быть, и вселился кто-то в лорда в те мгновения, что он провел в ковчеге?.. Здесь, конечно, скрыта определенная тайна. Многое перестало быть прежним после того, как двадцать человек попарно побывали в "Золотом Чертоге".

"Они обменялись самыми язвительными словами, — пиcал Брэстед о Картере и лорде Карнарвоне, — и Картер в ярости попросил своего старого друга удалиться и никогда больше не возвращаться. Вскоре после этого лорд Карнарвон заболел лихорадкой из-за воспалившейся раны. Некоторое время он еще боролся. Но началось воспаление легких, и 5 апреля 1924 года он умер в возрасте 57 лет. Газетчики приписали его смерть древнему проклятию фараонов и раздували эту суеверную выдумку, пока она не превратилась в легенду ".

Однако припомним следующее. Граф Эмон, известный мистик своего времени, не поленился написать лорду:

"Пусть лорд Карнарвон не входит в гробницу. Опасность грозит ему, если он не послушает. Заболеет и не выздоровеет ".

Смертельная лихорадка настигла лорда буквально через несколько дней после события, о котором предупреждали. Противоречивы и заявления близких и врачей. Брэстед пишет о "воспалившейся ране", а другие — об "укусе заразного москита", которого лорд якобы всегда боялся. Человек, не опасавшийся в жизни ничего! Смерть нашла его в номере гостиницы "Континенталь" в Каире. В той же гостинице скончался вскоре американец Артур Мейс. Он пожаловался на усталость, затем впал в кому и умер, не успев передать врачам своих ощущений. Диагноз они поставить не смогли! Радиолог Арчибальд Рид, исследовавший тело Тутанхамона при помощи рентгеновских лучей, был отослан домой, где вскорости умер "от горячки".


Конечно, не всех египтологов настигла смерть немедленно после вскрытия ковчега. Благополучно прожили длинную жизнь леди Эвелин, сэр Алан Гардинер, доктор Дерри, Энгельбах, Бертон и Уинлок. Профессор Перси Ньюберри умер в возрасте 80 лет в августе 1949 года, как Дерри и Гардинер. Сам Картер дожил до 1939 года и скончался в возрасте 66 лет.

Причину смертей мы, вероятно, найдем, если примем неожиданные смерти в группе Картера, в том числе и гибель лорда Карнарвона, за события одной цепи. Очевидно, группу воров, застигнутых жрецами на месте преступления, постигла та же участь. Никто не поручится за то, что в скором времени не отправились к праотцам и сами жрецы некрополя, запечатавшие вторично вход в гробницу, куда они второпях сбросили отнятые у грабителей предметы. Видимо, "проклятие", висевшее над усыпальницей юного Тутанхамона, не бред журналистов, а реальность. Воры больше не прикасались к золоту фараона, как бы им этого ни хотелось. Жрецы тоже не отважились на ограбление!.. Доподлинно ведь известно, что во многих кражах из царских могил жрецы участвовали... Посягать на гробницу Тутанхамона никто не решился: в сознании грабителей много веков держался четкий запрет прикасаться к вещам почившего правителя. А завал из щебня, предпринятый каменотесами поздней гробницы Рамзеса VI, выглядит не как сокрытие от кого-либо следов погребения Тутанхамона — что каменотесам до его сокровищ! — а ликвидация причин к искушению забраться в гробницу. Видно, легенда о "проклятии", о таинственных смертях и болезнях много веков передавалась из уст в уста. Грабитель всегда рискует, но надеется перехитрить судьбу, охрану, обстоятельства и т.д. Здесь же любой безумец был обречен, то есть заранее шел бы на верную смерть. В результате Картер вскрыл только две печати на замурованной входной двери. Третья (не говоря о четвертой и т.д.) печать на ней так и не появилась, поскольку больше не было попыток ограбления. И совершенно не прав В. Викентьев, выдвинувший в своих "Письмах" журналу "Новый Восток" в 1923—1924 годы предположение о том, что было осуществлено перезахоронение Тутанхамона якобы под гробницу Рамзеса VI: замурованный вход в гробницу юноши царя запечатан подлинной печатью фараона, которой во времена позднего царя уже не существовало. Еще одним обстоятельством, указывающим на подлинность захоронения, является тот самый букетик полевых цветов, идентифицированных профессором Ньюберри: его могла оставить только любящая женщина. Или... Здесь мы подходим к сложной схеме тайны, многие звенья которой до сих пор не известны и вряд ли станут известны когда-либо. Каким было "проклятие", кем и для чего оно было наложено на могилу малозначительного юного фараона, который и пожить-то толком не успел? Всякому царю пелись гимны и слагались "подвиги", коих тот не совершал, а здесь налицо явное отсутствие каких-либо прижизненных заслуг, кроме, конечно, возвращения культа Амона, к которому, по некоторым соображениям, Тутанхамон все же мало причастен.

Гробница Тутанхамона. Снимок сделан в 1920-ые годы. (AP Photo)

Изобилие колесниц и изображений мчащегося на колеснице мальчика-фараона говорит не столько о божественном его происхождении, которое утвердилось для фараонов с времен Древнего царства (2880—2110 годы до н.э.) и строительства пирамид: еще это обстоятельство, весьма реалистично отображенное художниками за 1350 лет до н. э., говорит... о мальчишестве царя, который обожал быструю езду. Инкрустированное драгоценными и полудрагоценными камнями изображение на спинке трона, где Тутанхамон и его жена Анхесенпаамон любезничают друг с другом, а она, вероятно, умащивает его благовониями, тоже очень реалистично, даже более того: Тутанхамон качается на троне! Что это, как не проявление мальчишества, молодости, непоседливости? Тем более что доказано: портретное сходство фараона потрясающее! Небрежно вскинутая на спинку трона локтем правая рука, в то время как левая покоится на коленях, оторванные от пола задние ножки трона... Мастера будто напрочь забыли каноны, в коих следовало изображать олицетворение Амона-Ра. Разве только полуповорот корпуса намекает на канон. Однако здесь художник гениально вышел из положения, сделав позу естественной, оперев фигуру мальчика локтем на спинку. Какое ему, мальчишке, дело до царства?.. Сплошная любовная идиллия. А о том, что любовь между дочерью Эхнатона и Тутанхамоном была, свидетельствуют хотя бы те два мертворожденных младенца, о которых говорил сэр Алан Гардинер. Даже если первоначально любви не было, родительское горе должно было сблизить Тутанхамона и Анхесенпаамон.

Археологи выносят древние артефакты во время раскопок в Каире. (AP Photo)