Основы саморазвития. Основные характеристики саморазвития

Саморазвитие - это регулярная работа человека над собой, направленная на реализацию и развитие своих возможностей, и устранение недостатков. Благодаря такому подходу человек совершенствует свои знания и навыки, становясь с каждым днем лучше. Процесс саморазвития не имеет временных рамок, и зачастую длится всю жизнь, поскольку невозможно знать и уметь все.

Перед тем, как начать изменения, необходимо составить для себя небольшой план по достижению целей.

  1. Анализ личности и вопросы самому себе. На этом этапе важно проанализировать свою жизнь, обдумав те вопросы, ответы на которые не получалось найти раньше. Что мешает быть счастливым? Какие черты характера не дают продвинуться вперед? Какие умения нужно приобрести для дальнейшего развития. Главное, быть честным с самим собой, иначе не получится сдвинуться с места.
  2. Выявление недостатков. Самокритика полезна в меру, и если честно признать свои недостатки, это поможет составить план по движению к цели.
  3. Формирование целей. Этот этап плавно вытекает из предыдущего, т.е. если у человека есть недостаток, мешающий счастливой жизни, то одной из целей станет его устранение.
  4. Поиск возможностей по реализации плана. Определившись с желаниями, нужно сосредоточить все силы для сбора необходимой информации: полезная литература, курсы, тренинги, общение с успешными людьми.

Следуя описанному плану, и развивая определенные качества, физические или интеллектуальные, со временем не замечаешь, как занятия становятся стилем жизни. Приобретенные качества меняют человека, наполняя его внутренними ресурсами для достижения целей, и тогда работу над собой можно считать успешной.

Что значит саморазвитие и как оно осуществляется

Не нужно пытаться охватить все стороны жизни одновременно, иначе успеха не будет ни в одном из аспектов. Начинать личное саморазвитие стоит с тех вопросов, которые беспокоят больше всего, и постепенно, по мере решения, переходить к другим.

  • Духовная сторона. Развитие человека начинается изнутри. Негативные чувства, такие как зависть, гнев или злость, мешают жить, вгоняют в депрессию и апатию. Поэтому важно полюбить себя и окружающих людей, весь мир с его недостатками. Положительный настрой наполняет созидательной энергией, вдохновляет на великие дела. Для поддержания душевного спокойствия практикуются медитации или чтение духовной литературы.
  • Физическая. Для улучшения качества жизни важно позаботиться о собственном здоровье. Решение этой задачи очевидно: нужно избавиться от вредных привычек, пересмотреть рацион питания, и заняться спортом. Кроме того, что это даст заряд сил и бодрости, подтянутое тело и цветущий внешний вид повысят самооценку.
  • Материальная. Несмотря на то, что счастье человека не в деньгах, от материальных благ отказываться не нужно. И для того, чтобы улучшить уровень жизни, тоже нужно развиваться. Возможностей для этого очень много: сменить квалификацию, перейти на другую работу, получить новую специальность, открыть собственное дело.
  • Интеллектуальная. Развитие интеллекта необходимо для того, чтобы всегда оставаться в форме. Мозг нуждается в подпитке новой информацией и знаниями: чтение книг, посещение семинаров, общение с профессионалами в различных сферах, - не только развивают память и внимание, но и помогают быть в курсе всех событий, и не пропустить очередную возможность в достижении успеха.
  • Социальная. Взаимодействие с социальной средой оказывает большое влияние на жизнь и развитие человека. Поэтому для построения гармоничных отношений с близкими людьми, родственниками, коллегами и партнерами по бизнесу, важно научиться слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение и уметь контролировать эмоции.

В саморазвитии так же важно то, как общаться с людьми. В то же время у многих женщин возникает вопрос - а нужна ли мне карьера для саморазвития? Ответ на этот вопрос есть в этой статье .

Личное саморазвитие на практике

Пример саморазвития на практике выглядит так: человек осознал, что его не устраивает его место работы. Он много лет выполняет рутинные, низко квалифицированные обязанности, хотя чувствует в себе потенциал к движению вверх по карьерной лестнице. Однако у него не хватает квалификации для перевода на более высокую должность. Проблема выявлена - и это уже часть успеха, теперь осталось сформулировать цель, и двигаться к ее достижению. А для этого продумать план профессионального саморазвития, например:

  1. Пройти курсы повышения квалификации.
  2. Проработать личностные качества, необходимые для новой должности: коммуникабельность, усидчивость, концентрацию.
  3. Изучить основы тайм-менеджмента.
  4. Составить грамотное резюме и подготовиться к успешному собеседованию.

Для достижения успеха необходимо сделать большой рывок, чтобы вырваться из зоны комфорта. И именно этот момент можно считать началом работы над собой, ведь чтобы изменить жизнь, нужно начинать с себя. Независимо от выбранного направления в работе над собой, важно постоянно быть готовым к обучению, приобретению новых знаний и опыта, а для этого развивать в себе черты характера, которые нужны для достижения успеха:

  • Умение планировать свои действия и придерживаться плана.
  • Сила воли и самоконтроль.
  • Позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Умение отдыхать и восстанавливать силы, здоровый образ жизни.
  • Стремление к совершенству в выбранном деле.

Саморазвитие: мотивация к успеху

Не важно, в какой момент человек решил изменить свою жизнь. Саморазвитие дома или на работе всегда приносит положительный эффект. Главное в этом деле - всегда верить в себя.

А для большей мотивации пригодятся простые советы:

  • Визуализация. Изображение желаемого предмета нужно разместить на видном месте и как можно чаще рассматривать.
  • Самовнушение. Нужно проговаривать свои цели вслух в настоящем времени - так, словно это уже произошло.
  • Общение с успешными людьми. Так можно не только получить новый опыт от профи, но и увидеть перед собой пример, к которому стоит стремиться. С этой же целью можно читать биографии великих людей.
  • Прослушивание бодрящей и энергичной музыки.
  • Раннее пробуждение по утрам.
  • Отказ от бестолкового времяпровождения - просмотра сериалов и серфинга в интернете и социальных сетях.

Только развиваясь и совершенствуясь в течение жизни, человек становится успешным. Новые знания дают новые возможности в жизни, поскольку никогда не знаешь, когда именно они пригодятся. Поэтому, лучше не терять зря время, а стремиться вперед, к новым целям.

Результате каких причин нарушается процесс позитивного саморазвития? Почему личность теряет свою идентичность, предпочитая полноценной жизни и деятельности наркоманию, алкоголь? И многие другие. Но вернемся к позитивной ноте, с которой начали. Мажорная нота звучит достаточно оптимистично и вселяет надежды и уверенность: «Человек является автором, субъектом своей жизнедеятельности, своей судьбы и своей биографии». Осознание этого факта буквально сделало переворот в психологии, породило ряд оригинальных исследований, нашло непосредственный выход в практику. В то же время ничто не возникает на голом месте. Наши известные психологи уже давно подготавливали почву для новых взглядов. Идея субъектности затрагивается С.Л. Рубинштейном, Б. Г.Ананьевым, А. Н.Леонтьевым и многими другими. Основания для этой идеи просты: если человек проявляет активность, то он и является ее инициатором, ему принадлежит приоритет в определении своих жизненных целей, планов, он обладает свободой выбора. Уже Л.С.Выготский в своей педагогической психологии, написанной в 1926 г., отметил, что человека воспитывать нельзя, он воспитывает себя сам, а окружающие предоставляют лишь материал, который может потребоваться человеку для построения своей личности. -Большую роль сыграло внедрение идей гуманистической психологии в общественное сознание, психологию и педагогику. Согласно психологам-гуманистам (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), человек представляет собой целостную и уникальную личность, которая способна самостоятельно строить свой жизненный путь, продвигаться в своем высшем духовном развитии. Гуманистическая психология пронизана верой в человека, в его потенциальные и актуальные возможности к построению и реализации ценностей высшего порядка. Она же и постулировала тот факт, что личность сама строит себя, что вмешательство в этот процесс не способствует развитию, а тормозит его. Человек сам должен принять на себя определенную меру ответственности за то, что он делает, за свое развитие, сам должен находить выход из сложных ситуаций, определять смысл своей жизни в целом. Навязать или сформировать все это невозможно, поэтому необходимо создать лишь условия для саморазвития, оказывать личности поддержку и помощь в этом процессе, но ни в коем случае не навязывать ей ценности и какие-то трафаретные пути продвижения вперед, даже если эти пути оказались для кого-то эффективными. -Значительную роль сыграли исследования внутреннего мира человека, начало которым в отечественной психологии положили работы И.С.Кона, В. В. Сталина, А.Г.Спиркина, Б.Г.Ананьева, И. И. Чесноковой и многих других. Достаточно плодотворное и детальное исследование самосознания личности, ее >7-концепции (этот термин в большей степени применяется в зарубежной психологии) породило новые подходы, которые нашли отражение;, работах В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева по изучению структуры и развития субъективной реальности, Т.Н.Березиной по исследованию внутреннего пространства и времени человека, внутреннего диалога. -Хотелось бы отметить достижения в области практической психологии, в частности в сфере образования, где была выдвинута и реализована на практике идея сопровождения (работы Г. Бар-диера, И.Ромазана, Т.Чередниковой, М.Р.Битяновой, Т.И.Чирковой). Сопровождение - это способ включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия. На данной проблеме мы остановимся позже, где будем обсуждать вопросы поддержки, сопровождения самопознания и саморазвития детей дошкольного возраста и школьников. § 3. Сущность саморазвития и его основные характеристики Попытаемся определить, что такое саморазвитие. В отечественной психологии одними их первых дали определение и обосновали его отличительные признаки В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев; понятие «саморазвитие» - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Каковы же характеристики и признаки саморазвития? Прежде всего необходимо отметить, что для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман, субъектом саморазвития ребенок становится только в подростковом возрасте, когда происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т. е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе. Другой характеристикой саморазвития является активность личности, которая может быть или социальной активностью, или социальной реактивностью. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности, но в обоих случаях она не характеризует человека как субъекта жизнедеятельности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней. Для дошкольника и младшего школьника в основном характерен нормативный уровень, когда ребенок лишь повторяет, имитирует даже в своих инициативах то, что усваивает в результате взаимодействия со взрослыми. Нормативно-личностный уровень свойствен в основном подросткам и юношам. Здесь происходит выход за пределы нормативно-заданного, проявляется свое собственное отношение к тому, что человек делает, познает. Личностно-продуктивный и продуктивно-творческий уровни свойственны для взрослых людей, когда человек посредством своей деятельности дает существенную прибавку обществу, социуму, создавая, например, что- то новое, оригинальное или усовершенствуя старое. Понятно, что нормативный уровень - это уровень воспроизводства (пусть и в авторском исполнении того, что уже известно), а вот нормативно-личностный уровень позволяет личности проявиться в полной мере как индивидуальности, заявить о себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может стать субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития. Применительно к проблеме саморазвития способность к личной инициативе распространяется на организацию самопознания и самовоспитания. Однако если в подростковом возрасте самовоспитание носит все-таки черты формирования в себе отдельных свойств и качеств, то уже в юношеском возрасте пересмотру подвергается личность в целом. Неотъемлемыми атрибутами социальной активности являются сознательность и самостоятельность, которые укрепляют позиции личности как субъекта саморазвития. Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выборы среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выборы, в том числе и выборы личностного роста, - признак субъективности индивида как автора своей жизнедеятельности и биографии. Когда человек сам осуществляет выбор, он учится брать на себя ответственность и держать ответ не только перед другими (такая ответственность носит формальный характер), но и перед самим собой, перед своей совестью. Наконец, важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. К этой мысли мы уже подводили читателя на протяжении всего первого раздела. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами (идентификация и рефлексия) органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития. Обратимся теперь к проблеме взаимосвязи саморазвития и становления внутреннего мира человека, его субъективной реальности в процессе онтогенеза (индивидуального развития). Глава 2. САМОРАЗВИТИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА И ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА Из контекста всего сказанного ранее ясно, что нельзя в полной мере понять особенности и закономерности саморазвития без анализа внутреннего мира человека, т.е. без анализа субъективной реальности. Дело в том, что саморазвитие - это одна из сложных форм работы внутреннего мира, в том числе и по преобразованию самого внутреннего мира, наряду с переработкой опыта, выработкой собственных позиций и убеждений, постановкой жизненных целей, поиском путей самоопределения. И все это осуществляется в процессе продвижения человека по своему жизненному пути, в рамках которого личность обнаруживает себя, строит себя, постигает смысл своего существования. § 1. Внутренний мир человека Внутренний мир человека, или субъективная реальность, - это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален. Каждый человек путем познания мира внешнего и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать такое понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути. Исследовать внутренний мир объективными методами очень сложно, мы можем видеть лишь его «отблески», которые проявляются в мире внешнем. Тем не менее попытки объективного проникновения во внутренний мир никогда, наверное, не прекратятся - настолько интересна и привлекательна его природа. В психологии имеются довольно интересные опыты описания и анализа внутреннего мира, его структуры, его «работы». Установлено, например, что внутренний мир не возникает сам по себе, он - отражение в специфической форме мира внешнего и имеет свою пространственно-временную характеристику, свое содержание. Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности. Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира и в котором возникло и развилось сознание. В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали так же, как и ребенка, но шимпанзе так и не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, абстрактным мышлением, сознанием в целом. Таким образом, наличие человеческого мозга - это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает. Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, но не воспитывался среди людей (а такие случаи известны), он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром. Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира (как писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев). Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности. Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга. Пространственно-временная структура внутреннего мира. Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое. внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. К примеру, обратимся к результатам, полученным отечественным психологом Т.Н.Березиной, которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека. По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении - это форма существования психологического вообще, а в более узком - форма существования внутренних образов. Вне этих образов оно не бывает, как и сами образы не могут существовать вне пространства. Образы представляют собой субъективные формы объектов и порождаются внутренним миром, приобретая неповторимую уникальность в результате воздействия на них установок, потребностей и мотивов личности. Они сами выполняв г информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем. Пример. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т. д? Где вы находитесь, внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве. Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во- первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существования параллельного времени и др. Пример. Рассмотрим факты ускорения-замедления субъективного времени (каждый из нас знает об этом из личного опыта). Если мы чем-то заняты интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно, а для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно - оно также как бы останавливается, но природа такой остановки иная, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечении нескольких недель или месяцев тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, воспринимается как одно мгновение. Известны и возрастные изменения течения субъективного времени. Один человек внутренне живет быстрее, в силу этого ощущает себя старше, чем он есть на самом деле, другой - медленнее, поэтому даже в зрелом возрасте ему кажется, что все еще впереди, что он только начинает жить и многое успеет сделать. Мы можем сталкиваться и с некоторыми парадоксами времени, когда, например, попадая в какое-либо место или встречаясь с определенными людьми, нам кажется, что это уже было, или, наоборот, попадая в хорошо знакомое место, нам кажется, что мы видим его впервые и с интересом начинаем его изучать. Содержание внутреннего мира. Итак, внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто «живет» в этом пространстве и во времени? А живет там каждый из нас, наша личность, наше Я, которое благодаря рефлексии обладает единством и множественностью одновременно. Таким образом, содержанием нашего мира является психика в целом, сознание и бессознательное. Структурировать это содержание чрезвычайно трудно, каждый из нас познает его самостоятельно: сознательно и интуитивно. В то же время в психологии предпринимаются попытки в этом содержании выделить некоторые ведущие структурные элементы. Сошлемся вновь на теоретические и экспериментальные исследования Т.Н.Березиной. Автор отмечает: с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает в себя наши мысли, чувства, переживания, грезы, сновидения и многое другое; с другой - социален, поскольку включает в себя образы других людей, их действия и поступки. Внутренний мир человека, т. е. его размышления, фантазии, сновидения, существует либо в чувственно-образной форме, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо, чаще всего, в сочетании того и другого. Способ существования - монолог или диалог: с самим собой, с другими, рассказ другому о происходящих с тобой событиях, сложный диалог - собственное Я представляется глазами другого. С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей психики, характеризующих нашу внутреннюю жизнь. 1. «Самовыражения Я» - размышления человека о самом себе, отнесенные к настоящему времени; особенности состояния - монологичное мышление (монолог) и преобладание во внутренней речи местоимения Я. 2. «Размышление о другом» - характеризуется диалогом, преобладанием местоимения «Ты». Для этого состояния свойственно одобрение себя, но возможна мысленная самокритика. 3. «Необъективированность мысленных образов» - другой или Другие воображаются в абстрактной форме и существуют как бы в голове. Субъект сосредоточен на себе, своих достоинствах, недостатки отвергаются. 4. «Планирование будущего» - состояние, в котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, размышляет над проблемами их воплощения. 5. «Фиксация на препятствии» - характеризуется тем, что человек, фиксируясь на препятствиях, трудностях, ощущает одиночество («никто никому не нужен»), отвергает возможность взаимодействия в разрешении трудной ситуации. 6. «Чувственное восприятие мира» - все образы представлены очень ярко, контрастно, мысли озвучены (мысли в виде голосов). 7. «Фантазии» - наиболее творческое состояние, где любые цели представляются достижимыми, при этом препятствия рассматриваются как несущественные («Нет такого безвыходного положения, из которого нельзя найти выход»). Себя человек представляет сильным и активным, способным достичь любых вершин. Итак, мы попытались показать, что внутренний мир человека, или субъективная реальность, тесно связан с внешним миром и является его отражением в специфической индивидуализированной форме с привнесением своего «видения» и своей «пристрастности» посредством собственной активности. Он имеет пространственно-временную структуру и существует в чувственно-образной и мысленной форме, оживляется монологом и диалогом, которые личность ведет с собой, реальными или воображаемыми людьми, планирует свое будущее, хвалит или ругает себя и других, фантазирует и многое другое. Теперь целесообразно рассмотреть вопрос: как же развивается этот внутренний мир, эта субъективная реальность? § 2. Развитие субъективной реальности В начале данного раздела мы рассмотрели развитие как объективный процесс, привели для примера две периодизации психологического развития (авторы Д. Б. Эльконин и Э. Эриксон). С точки зрения проблемы саморазвития важно поставить вопрос о возможности периодизации, когда развитие рассматривается не как объективный процесс, а «изнутри», как становление внутреннего мира, субъективной реальности; как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуществляемое тем не менее в тесной связи с социальным окружением. Следует отметить, что в современной психологии существует периодизация, которая разработана В. И. Слободчиковым. На ее характеристике мы и остановимся. В качестве исходных понятий выступает «событийная общность» и «само-бытность». Со- бытийная общность - это способ существования связи человека с другими людьми, без этой связи само развитие происходить не может. На первых порах роль другого выполняет мать, затем близкие люди, общественный взрослый, все человечество (в пределе). Само-бытность - это как бы выход из общности, индивидуализация, возможность проявить самостоятельность, творить новое. Далее выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Автор считал, что человек рождается несколько раз. Конечно, биологическое рождение и биологическая смерть происходят только однажды, однако «рождение» человека как личности происходит неоднократно. Оно осуществляется в период вхождения в новую общность, когда принципиально меняется режим индивидуальной жизни. Кризис развития происходит в тот момент, когда обнаруживается разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания, когда возникает противоречие между чем или кем желает стать человек и его возможностями (например, для ребенка противоречие выражается в следующем: «Хочу быть, как ты, - и не могу стать, как ты»). Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями: стадией принятия и стадией освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, т. е. принятие партнерами друг друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития - стадии освоения - способность самостоятельно по собственной инициативе строить и налаживать взаимодействия. Наконец, выделяются пять ступеней субъективности: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация. Схематически периодизация представлена в таблице 1. Таблица1 Интегральная периодизация субъективной реальности (по В.И.Слободчикову) Ступени субъективнос ти Период становления событийности Период становления самобытности Кризисы Стадии принятия Кризисы развития Стадии освоения рождения Кризис Родовой кризис: Новорожденность: Младенчество: Оживление новорожденности: 0-2 мес. ±3нед. 0,4 - 3,5 мес. 6 - 12 мес. 3,5 - 7 мес. Кризис Кризис раннего Дошкольное Раннее детство: Одушевление младенчества: 11 - детства: детство: З года- 1,5 - З года 18 мес. 2,5- 3,5 года 6, 5 лет Персонализац Кризис детства: Отрочество: Кризис отрочества: Юность: 13 -18 лет ия 5,5 -7,5 лет 6,2 -И, 5 лет И - 14 лет Индивидуали Кризис юности: Молодость: Кризис молодости: Взрослость: зация 17-21 год 19 - 28 лет 27- 33 года 32- 42 года Универсализа Кризис взрослости: Зрелость: Кризис зрелости: Старость: 62-... ция 39 -45 лет 44 - 60 лет 55 -65 лет Проанализируем коротко содержание этих ступеней. На первой ступени - оживления - ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, «вписывая» себя в пространственно- временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение этой ступени - подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорах, двигательных, общительных, действенных измерениях. На второй ступени - одушевления - ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения в плане совместных имитационно-предметных действа и с реальным партнером и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два значимых события стоят в начале новой ступени развития - прямохождение и речь - кг к способы первичного самоопределения во внешнем и внутренне м пространстве субъективности. Это ступень овладения культурными навыкам и способностями, здесь ребенок впервые открывает свою собственную личность («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных желаний и умений. На третьей ступени- персонализации - партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей: учитель, наставник, мастер и т.п., вместе с которым подросток осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия: в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее. Кульминационным моментом личностного развития на этой ступени является проявление способности к саморазвитию, однако реализация ее ограничена тем, что человек:не достигает еще внутренней свободы, несмотря на выраженное стремление к взрослости, не может освободиться от зависимости от других людей. На четвертой ступени - индивидуализации - портом молодого человека становится человечество (в определенных пределах), с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. И индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Обособляясь от оценок окружающих, человек становится ответственным за свою личность. которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома. Последняя - пятая ступень - универсализации - знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременный вход в пространство общих сверхчеловеческих ценностей как в «свое другое». Соучастником в построении универсального события является Бого-человечество, когда личность осознает универсальность своей духовной сущности независимо от того, является она верующей или нет. Такова в общих чертах периодизация развития субъективной реальности. Из вывода В. И. Слободчикова следует, что процесс саморазвития - как сущностная форма бытия человека - начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее. Но человек долгие годы может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Эту роль очень долго и слишком часто берет на себя не индивид, а общность, в которой он живет, с которой взаимодействует. Вывод автора во многом объясняет, почему мы столько внимания уделили структуре внутреннего мира и ступеням его развития. Дело в том, что, хотя саморазвитие всегда внутренний, даже интимный, процесс, касающийся отдельного человека, отдельной личности, в то же время это процесс объективный, осуществляемый совместно со значимыми другими. Саморазвитие как объективный процесс осуществляется на протяжении всей жизни. Другой вопрос: всегда ли человек берет инициативу саморазвития в свои руки, становится полноправным его субъектом? Согласно приведенной периодизации, при благоприятных условиях это происходит на ступени персонализации, когда отрок проявляет интерес к постановке задач самоопределения, изменения и совершенствования своей личности. На двух предшествующих ступенях - оживлении и одушевлении - идет подготовительная работа, когда ребенок, проявляя инициативу и достигая определенных результатов, часто не всегда осознанно выстраивает свою личность. Подражая общепринятым образцам (не только положительным), он обретает самостоятельность, учится возлагать на себя ответственность, в актах самоопределения выражает свою личность и познает ее. Что же является единицей, «кирпичиком» саморазвития? Такой единицей является акт самопостроения личности. Самопостроение - это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через акты самопостроения в конкретной ситуации. Процесс этот довольно сложен, в самом общем плане суть его состоит в следующем. Человек способен за счет механизмов самопрогнозирования строить Модель реального Я, т. е. проецировать себя в близкое будущее, ограниченное конкретной ситуацией. Эта Модель Я воплощается в реальное Я. Мы не будем описывать механизмы того, как это происходит (здесь включаются очень многие факторы: «каким я был», «чего достигал», «как переживал», «какой я сейчас», «каким бы хотел себя видеть» и многое другое, причем вся эта работа протекает далеко не всегда на сознательном уровне). Отметим, что в итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем качестве либо воссоздает себя в качестве новом. И то и другое, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне. Г: о-этому, действительно, личность всегда находится в движении в процессе саморазвития. Другое дело, какой характер носит его саморазвитие: позитивный или негативный, прогрессивный или регрессивный, насколько существенны и устойчивы позитивные и негативные изменения. Пользуясь периодизацией В. И. Слободчикова, можно на каждой ступени выделить и направления саморазвития личности. Например, на ступени оживления инициатива взрослого человека состоит в том, чтобы добиться разрыва эмоционально-личностного единства за счет введения предметов, которыми пользуются взрослые, или заместителей предметов - игрушек, которыми пользуются дети. Ребенок же, в свою очередь, проявляет инициативу в восстановлении единства и строит, следовательно, в этом направлении свою развивающуюся личность. Но выстроить прежние отношения оказывается уже невозможным, в результате чего сам ребенок требует введения предметов. Итог - разрушение единства «ребенок-взрослый», появление нового единства - «ребенок-предмет совместных действий -взрослый». На стадии одушевления взрослые проявляют инициативу в построении образа самостоятельности у ребенка, который строит свою личность в имитации существенного содержания поведения взрослых («Я -сам», «Я -большой», «Я -как папа»). Разрешение этого противоречия идет по пути совместной игровой имитации взрослого поведения. Ребенок строит свою личность (саморазвивается) в игровой, изобразительной, элементарной трудовой деятельности. В итоге разрушается воображаемое уподобление взрослому. На этапе персонализации инициатива общественного взрослого состоит в предъявлении социальных ожиданий, ценностей. Инициатива же подростка состоит в постановке задач самоопределения, они требуют совместного поиска способов решения социальных и личностных задач. В результате разрушаются отношения зависимости, выстраиваются возможные отношения равенства. Таким образом, на каждом возрастном этапе саморазвитие через конкретные акты самопостроения личности дает возможность решить задачи возраста, вплоть до задачи стать полноправным и независимым субъектом собственного саморазвития, своей жизни и судьбы, насколько это позволяют сделать складывающиеся обстоятельства. Все сказанное дает возможность анализа проблемы саморазвития в контексте жизненного пути человека. § 3. Саморазвитие и жизненный путь личности Понятие жизненного пути достаточно широко используется в современной психологии. Жизненный путь - это индивидуальная история человека как субъекта деятельности, которая развертывается в реальном пространстве и времени и определяется жизненными обстоятельствами и самим субъектом. Своеобразие жизненного пути определяется очень многими факторами: полом, возрастом, образованием, микросредой, где живет человек, образом жизни в определенных исторических условиях, психологическими особенностями и др. Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: коренная перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События (не путать с событийной общностью) могут быть случайными и закономерными. Если каждого из нас спросить, можете ли назвать события, которые буквально перевернули вашу жизнь, заставили почувствовать себя другим, то ответ, скорее всего, будет утвердительным. «Да, - скажете вы, - на меня очень повлияла встреча с замечательным человеком...» (или чтение художественного произведения определенного автора, или болезнь, или работа, или учеба и др.). Как мы уже отмечали, многие события носят случайный характер, но немало и таких, которые мы создаем сами, вполне сознательно и целенаправленно, например: ставим и достигаем определенные цели, выбираем партнера по общению; прогнозируем трудности такого общения и дружбы; сознательно идем на риск или, наоборот, избегаем трудностей. Что такое событие? Пожалуй, наиболее полное определение данному понятию дал известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн. События жизни - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период времени определяются перспективы жизнедеятельности. В современной психологии предпринимаются попытки разработать классификацию событий. Так, отечественный психолог Н. А. Логинова выделяет: события среды; события поведения человека в окружающей среде; события внутренней жизни. События среды чаще всего не зависят от личности и обусловлены вторжением различных внешних сил в судьбу человека. Сюда можно отнести: войну, различные стихийные бедствия, рождение или смерть близкого человека, назначение на новую должность. Поступки окружающих, имеющие отношение к жизни и деятельности конкретного человека, становятся обстоятельствами его развития, а в иных случаях - событиями. Необходимо отметить, что события среды вносят изменения в ход жизни человека, но не являются однозначными для него. Значимость того или иного события определяется позицией личности, которую она занимаем по отношению к происходящему. Роль события определяется и тем, станет ли человек жертвой внешних сил или борцом, отстаивающим свою индивидуальность. Например, человека несправедливо обвинили в чем-то. Можно смириться с таким обвинением а можно отстаивать свою правоту. События поведения человека в окружающей среде, или поступки являются обстоятельством жизни окружающих и в то же время преобразуют обстоятельства развития самого субъекта жизнедеятельности. Люди совершают множество поступков, но лишь некоторые из них приобретают характер событий, открывая новые перспективы (не всегда положительные). Поступки бывают разные: гражданские; трудовые; нравственные; поступки, связанные с самоизменением и самоформированием. Например, немало людей, для которых бросить курить - это поступок, помириться с врагом - также поступок. События внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя. Что может быть значимым для внутренней жизни? Это моменты: утверждения себя; саморазвития как отражение тех достижений, которые произошли в жизни внешней. Вспомним всем хорошо знакомые слова А. С. Пушкина, когда он после удачной работы воскликнул «Аи, да Пушкин, аи, да сукин сын!» Успех в жизни - это успех и в саморазвитии. К событиям внутренней жизни можно отнести: новые переживания человека, новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей а также открытие в себе чего-то «ужасного», напрочь изменяюще го положительное отношение к себе, актуализирующего тенденции к самобичеванию, самоуничижению и т.д. Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он является автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития. В свою очередь, саморазвитие и жизненный путь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они имеют ряд общих и ряд отличительных черт. Во-первых, и жизненный путь, и саморазвитие - сугубо индивидуальные процессы, характеризующие уникальную неповторимость каждой личности. Во-вторых, несмотря на уникальность и индивидуализированность, они даны каждому человеку объективно. Не может человек прожить жизнь, не имея своего жизненного пути, не строя свою личность (не развиваясь). В-третьих, они равны по времени: и жизненный путь человека, и самосознание начинаются с рождения и заканчиваются со смертью. Различия между ними - разная степень взаимообусловленности, которая может осуществляться или на протяжении всей жизни, или на определенных ее этапах. Речь идет о том, что на определенных жизненных этапах интенсивность саморазвития коренным образом изменяет жизненный путь; в других же случаях сами жизненные события интенсифицируют, замедляют или придают противоположный знак саморазвитию человека. Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития. Если таковым он не является, а роль субъекта выполняют другие, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни. Нужно отметить, что не всегда такое «плавание» является неудачным. Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие выраженных позывов к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении, но обстоятельства складываются крайне неудачно, и он «выживает» только благодаря своему мужеству, самоотверженности, своей позиции и философии жизни. Это и есть то, что обычно называется судьбой, которая всегда есть у человека, даже вне зависимости от того, является он автором своей жизни и субъектом саморазвития или подвержен чистым случайностям и вовлечен неосознанно в водоворот жизни. И все же позиция субъекта и автора своей жизни, своего саморазвития предпочтительнее (несмотря даже на неблагоприятные события и так называемые превратности судьбы), чем подчинение обстоятельствам, даже со счастливыми исходами. Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере (несмотря на жизненные сложности и препятствия), заслуживает большего уважения и, как правило, добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам. В первом случае человек способен к ответственности, при необходимости - к риску, не винит ни других, ни обстоятельства в своих неудачах. Во втором - все определяется внешними обстоятельствами (которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными), и человек оказывается зависимым от них, неспособным к инициативе в построении жизненного пути и своего внутреннего мира в случае неудач; рождается отчаяние, резко снижаются самоуважение и приспосабливаемость к жизни. Все это наводит на мысль о том, что в саморазвитии человеку необходимо оказывать помощь, чтобы он в полной мере мог самореализоваться и воплотить в жизнь свою миссию, свое предназначение, занял достойную позицию по отношению к своей судьбе. Но об этих проблемах мы поговорим в разделе 3. Итак, человек обладает уникальным, неповторимым собственным внутренним миром, который есть производное от мира внешнего, его отражение, осуществляемое в специфической для каждой личности форме. Этот мир имеет пространственно-временную организацию, свое уникальное содержание, основу которого составляют чувственные образы и мысли в виде внутренней речи Человеческое Я как центр внутреннего мира ведет диалоги и монологи и с самим собой, и с реальными или вымышленными собеседниками, планирует свою жизнь и деятельность, познает себя мечтает, ставит различные по значимости цели. Внутренний мир, или субъективная реальность, развивается проходя ступени оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации, что и составляет смысл, суть саморазвития человека, осуществляемого в тесной связи со значимыми близкими или значимыми другими (людьми, обществом) Единицей анализа саморазвития является самопостроение личности в каждый конкретный момент времени по воспроизводству, улучшению или ухудшению себя. В общем плане любой возраст имеет свои специфические задачи по самопостроению и саморазвитию личности. Саморазвитие осуществляется в ходе жизнедеятельности человека и тесно связано и взаимообусловлено его жизненным путем, на определенном этапе которого (чаще всего в подростковом возрасте) он становится субъектом собственного саморазвития. Глава 3. САМОРАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС. ФОРМЫ САМОРАЗВИТИЯ Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития. Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития. Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности. Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и

Саморазвитие – многогранное понятие, включающее в себя интеллектуальное, физическое и духовное саморазвитие. Если ваша цель – создать самодостаточную целостную личность, необходимо развивать все составляющие. Не обязательно в равной степени, ведь это действительно большая работа. Одна из составляющих, в зависимости от предпочтений человека и присущих ему от рождения данных, как правило, становиться доминирующей. Но взяться за работу только над одной стороной личности так же не получится, результат будет не так значителен, как можно было бы ожидать, работая вы над собой в полной мере.

Занимаясь развитием каждой составляющей, вы получаете результат во всех аспектах. Вы ищите и находите всё больше нового и ваши возможности возрастают в каждом из приведённых аспектов. Что бы отдавать себе отчёт в том, насколько важно развиваться разносторонне, следует рассмотреть каждый вид отдельно, это позволит выявить очевидные связи между ними.

Виды саморазвития

Интеллектуальное саморазвитие

Это работа интеллектуальной составляющей. Сюда относят стремление максимально реализовать свои интеллектуальные возможности. Изучение языков, углубление познаний в науке, расширение кругозора и повышение культурного уровня. Сюда же относят стремление познания неизведанного и проявления прочих интеллектуальных возможностей, таких как телепатия и экстрасенсорика, телекинез и т.д.

Развитие этих возможностей без работы над физической составляющей на первый взгляд, возможно, это не совсем верно. Да, вы станете хорошим студентом, но интеллектуальное саморазвитие, без работы над остальными составляющими не даст желаемых результатов. Так же, как невозможно физическое развитие без интеллектуального. Тот, кто физически слаб, не способен достаточно сил приложить к обучению, а для человека недалёкого, физическое развитие превращается в выполнение нескольких поставленных задач и не более.

Физическое саморазвитие

Физическое саморазвитие, по мнению большинства, это занятия спортом, хотя это не совсем так. Прежде всего, этот вид саморазвития предполагает развитие и познание всех возможностей своего тела. Для нас это спорт, ведь именно такое понятие распространено в нашей стране. Но физическое может заключаться не только в этом. Развивать и совершенствовать его можно занимаясь йогой, именно его часто выбирают представители восточных стран. Совершенствоваться можно, используя и другие практики: лечебное голодание или сыроедение. Но выбирая пути физического саморазвития, нужно учитывать, насколько вы готовы к этой практике. А так же не забывайте о том, что оптимальные результаты дает использование нескольких практик одновременно. И следует отметить, что занятия спортом, обязательная составляющая.

Чтобы понимать, как много можно добиться, понятно, нужно обладать и некоторыми знаниями.

Духовное саморазвитие

Саморазвитие, это процесс, прежде всего, гармонизации и единения интеллекта, силы и духа. Процесс это длительный и непростой. А потому, без духовного саморазвития он не возможен. Ведь без силы духа, невозможно заставить себя постоянно работать, чтобы добиться результата. В этом случае, скорее следует говорить о недолгих периодах спонтанного саморазвития.

Так, работая над интеллектуальным саморазвитием, невозможно учиться, если не прилагать усилий, не обладая ни волей, ни силой духа, без которых нет самодисциплины. То же относится и к занятиям спортом или йогой. Вам придётся, в том числе, развивать и силу воли. Иначе никак не получится побороть слабость или лень, продолжать занятия, несмотря на усталость и физическую боль, не позволить себе отложить на потом необходимую тренировку.

Тот, кто не развивается духовно, сам отказывается от возможности в полной мере реализовать свои таланты и возможности. А взявшись за развитие духа, вы придёте к необходимости взяться за умножение своих знаний и за тренировку своего тела.

А только саморазвитие и самореализация позволяют нам быть счастливыми. Без этого, невозможно добиться успеха и исполнения собственных желаний. В то же время, не забывайте, что в этом процессе, должны быть задействованы все виды саморазвития.

Проанализировав сущность саморазвития личности, раскрыв содержательные характеристики этого явления, мы можем определить структурные компоненты данного процесса:

1. Рефлексивный компонент - выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, его различных подструктур («Я-реальное», «Я-будущее», «Я-идеальное»), реализующихся в виде соответственных поступков, а с другой – в выработке более адекватных знаний о профессиональной творческой деятельности и глубокого понимания смысла связей личности и профессиональной деятельности.

Развитие рефлексивного компонента связано с решением проблемных и конфликтообразующих задач. Эти задачи позволяют моделировать особые уникальные по отношению к педагогу условия, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только не оказывается недостаточным, но и служит своеобразным препятствием к достижению поставленной цели. При проблемности творческой задачи раскрывается интеллектуальное противоречие, актуализирующееся в виде столкновения известных педагогу знаний и умений с теми особыми условиями педагогической ситуации, в которых педагог осуществляет доступные ему способы действия. Конфликтообразующий характер проявляется между сложившимися формами поведения педагога как личности и теми реальными требованиями, которые предъявляет ему конкретная ситуация. Сущность рефлексивной задачи, таким образом, состоит в том, что в процессе ее решения возникает противоречие между имеющимся опытом педагога и уникальными условиями и требованиями ситуации задачи. Самостоятельное преодоление педагогом этого противоречия и выступает в итоге как творческое открытие принципа решения задачи и, одновременно его личностного роста и творческого саморазвития

2. Регулирующий компонент - включает профессиональные знания, умения саморегуляции, объединяет конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальных возможностей педагога.

Развитие данного компонента связано с умением педагога соотносить знания о возможных преобразованиях в педагогической деятельности и в самом себе с требованиями деятельности, выбирать средства и способы для достижения поставленной цели (и коммуникативные в том числе), определять условия, при помощи которых поставленная цель может быть достигнута, анализировать причины успеха или неуспеха и закреплять полученный результат в индивидуальном опыте. Регулирующий компонент предполагает развитие самоанализа, самооценки и самосовершенствования личности педагога.

3. Коммуникативный компонент – центральный компонент творческого саморазвития личности, так как деятельность педагога коммуникктивна по своей природе и вне общения реализованной быть не может. Данный компонент находит свое выражение в умении педагога в процессе взаимодействия с участниками педагогического процесса находить условия для собственного личностного роста и развития.

Необходимость развития данного компонента обусловлена тем, что коммуникативная деятельность, как и всякая другая, предъявляет к личности, ее осуществляющей, свои специфические требования, то есть предполагает у человека наличие особого рода способностей – коммуникативных способностей. Не менее значимо для коммуникативной деятельности стремление личности к самовыражению, раскрытию перед людьми. И в тоже время, кроме этого, личность должна стремиться к обогащению своего собственного развития, что является непременным условием ее эффективного саморазвития. Коммуникативный компонент должен быть обязательно сформирован у каждого студента к моменту окончания вуза. Так как сформированный коммуникативный компонент является предпосылкой и залогом успешной творческой деятельности будущего профессионала. Коммуникативные способности являются одним из наиболее важных условий мотивирующих, активизирующих и энергезирующих развивающуюся личность.

Все компоненты исследуемого явления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Далее мы подробно рассмотрим коммуникативный компонент творческого саморазвития личности, так как предполагаем, что эффективность творческого саморазвития личности студента наиболее четко прослеживается в аспекте формирования его коммуникативных способностей.

Выделенные нами структурные компоненты саморазвития личности педагога и определение коммуникативного компонента как центрального -наиболее ярко характеризующего этот процесс, дает нам возможность обозначить механизм саморазвития личности студента:

1. Осознание студентом необходимости самопознания, самообразования, самосовершенствования, саморазвития на основе самодиагностики своих индивидуальных возможностей:

Индивидуальные свойства: тип ВНД, темперамента; экстраверсия - интроверсия: типологические особенности восприятия информации: этика, логика сенсорика, интуиция, рационализм, иррационализм.

Психические свойства: особенности когнитивного стиля (тип мышления), социальные установки; способности: общие и педагогические, категориальные структуры индивидуального сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии, мотивационно-личностные установки.

Личностная структура: эмоциональная сфера, волевая сфера, коммуникативная сфера и др.

2. Оценка результатов своей учебной и педагогической деятельности, анализ причин успеха-неуспеха, осознание возможных личностно-профессиональных трудностей в дальнейшей педагогической деятельности.

3. Осознание и самостоятельный выбор средств, способов, условий, необходимых для разрешения противоречий между требованиями к педагогической профессии и внутренней готовностью студента к их осуществлению; между естественной личностной потребностью студента к самореализации, самообразованию, самосовершенствованию и возможностями достижения этого в условиях учебной и профессиональной деятельности.

4. Осознание и самостоятельный выбор педагогических средств, необходимых для преодоления барьеров творческого развития личности студента. Профессионально-педагогические барьеры: отсутствие интереса к педагогическим инновациям, низкий уровень методологической культуры студента, отсутствие умения творчески использовать опыт других, отсутствие интереса к новым технологиям обучения и воспитания, отсутствие стремления к высоким результатам своей деятельности. Организационно-педагогические барьеры: отсутствие условий для творческой самореализации студентов.

5. Целеполагание студентом своего творческого саморазвития и себя как регулятора этого процесса. Учитывая невозможность одновременной реализации всех потенциальных особенностей личности, студент совершает сознательный выбор именно тех целей, которые важны и имеют реальные возможности воплощения в процессе эффективного творческого саморазвития личности.

Таким образом, обозначив механизм творческого саморазвития личности студентов, мы тем самым определили последовательность действия студента, при формировании структурных компонентов творческого саморазвития определив особую роль коммуникативному компоненту, признавая за студентом приоритет саморазвития в самопознании, самосовершенствовании, самоактуализации.

34. Понятие о содержании образования. Концепции отбора содержания образования.

Понятие о содержании образования

Содержание образования определяется как система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта. Сущность содержания образования составляют систематизированные объективные научные знания как социальные ценности, культура, накопленные в процессе исторического развития человечества. Ориентация на научные знания, социальные ценности, отобранные для усвоения в школе, способствует реализации цели образования – формированию разносторонне развитой личности, её фундаментальной и одновременно практической подготовке к дальнейшему обучению и деятельности.

v опыта познавательной деятельности в форме ее результатов - знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

v опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);

v опыта творческой деятельности в форме умений решать задачи в новых условиях, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики эксперимента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);

v опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций (отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, к нормам, морали, к мировоззренческим идеям и т. д.).

Составляющие содержания образования должны комплексно реализоваться в системе среднего общего образования в целях освоения учащимися социального опыта, накопленного человечеством, формирования самостоятельно мыслящей, творческой, полноценно развитой личности.

Согласно личностно-ориентированному подходу содержание образования должно носить личностный характер, т.е. система знаний и умений направлена прежде всего на развитие человека, удовлетворение его учебных, жизненных, культурных потребностей. Личностная ориентация содержания образования и всего процесса обучения предполагает возможность выбора школьником своего индивидуализированного содержания образования, как пишут ученые, реализации индивидуальной траектории обучения и развития, выбора учебных дисциплин, а также методов и форм их изучения. Личностная ориентация образования и процесса обучения предполагает и компетентностный подход к определению и оценке результатов обучения.

Преимущественно в конце XVIII – начале XIX в. появились основные теории формирования содержания образования, получившие название теорий материального и формального содержания образования.

Теория формального содержания образования (теория дидактического формализма). По мнению сторонников этой теории, содержание образования должно быть таким, чтобы оно в первую очередь было направлено на развитие интеллектуальных способностей, познавательных процессов, формирование общей культуры ребенка и личности в целом. Представители этой теории (Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт) считали, что важно не столько владение фактическими знаниями, сколько развитие логического мышления. А для этого надо изучать развивающие предметы, главными из которых считались языки, прежде всего латинский и греческий, и математика. Поэтому в Европе и России в 19 веке были «классические» гимназии, где основное время уходило на изучение классических языков и античной истории.

Теория материального содержания образования (дидактический материализм или энциклопедизм). Согласно этой теории, обучать нужно «полезным» знаниям, которые пригодны в жизни, имеют практическую направленность. В период бурного развития наук в середине 19 века такими знаниями были естественнонаучные и прикладные (бухгалтерия, аграрное дело). Поэтому появились новые учебные заведения – «реальные» гимназии и училища.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский подверг критике обе теории. Он справедливо считал, что развитие ума и способностей ребенка эффективнее происходит не в формальных упражнениях, оторванных от фактических, предметных знаний, а в усвоении научных и прикладных дисциплин. Мышление зависит от объема и состава знаний: в освоении наук и ремесел ребенок получает развитие. Школа развивает интеллектуальные способности человека, обогащая его знаниями и обучая применять на практике.

В начале XX века появилась теория дидактического прагматизма (дидактического утилитаризма). Создатель прагматизма Дж. Дьюи считал, что содержание образования должно быть максимально приближено к жизни детей и отвечать их потребностям. Содержание обучения должно расширять опыт детей в различных видах деятельности. Поэтому оно представлено не в традиционных академических предметах, а в междисциплинарных системах знаний, комплексных темах («комплексах»), знакомящих школьников с миром. Для освоения знаний учащимися считалось необходимым применять активные методы («метод проектов»), игровые формы обучения, занятия, на которых поощрялась самостоятельная коллективная познавательная деятельность.

Теория дидактического утилитаризма получила большую популярность в школах западных стран, особенно в США. Согласно этой теории ученикам давалась возможность свободного выбора учебных дисциплин; весь педагогический процесс был организован с учетом интересов, потребностей каждого ученика.

Существуют и другие теории содержание образования, но наибольшее влияние на отбор содержания образования оказали теории дидактического материализма, формализма и прагматизма.

Принципы и критерии отбора содержания образования

Существует большое количество принципов и критериев отбора содержания образования. Рассматривать их подробно мы не будем, а остановимся лишь на некоторых.

1. Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного индивидом содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.

2. Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины.

3. Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения. Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение и уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучения в школе.

4. Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах.

5. Принцип гуманизации. Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.

При выборе содержания образования нужно руководствоваться не только принципами, но и специальными критериями. Рассмотрим некоторые из них, предложенные отечественным дидактом Ю. К. Бабанским, более подробно.

1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной науки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности и совершенствование ее познавательных интересов.

2. Критерий научной и практической значимости содержания образования, согласно которому в любой учебной программе должны применяться только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемости во время полного усвоения ими учебного материала за определенное время.

4. Критерий соответствия объема содержания времени изучения данного предмета используется во время лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.

5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно–методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых «подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: «само» - самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» - стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться - это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане - быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель - приобрести уверенность, для другого - доказать, что он не хуже других, для третьего - во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то - спорт, искусство, наука; для кого-то - противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны - они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае - приобретение социально значимых свойств и качеств в другом - овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое - оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика - тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии - переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения - быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели - быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель - не конфликтовать с другими - и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию - реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии - В.Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.