Алексей леонов восход 2. Павел беляев

16 ноября 1963 года состоялся первый пуск ракеты-носителя «Восход». Это был ощутимый шаг вперед в области освоения космоса. С помощью этой ракеты на орбиту выводились корабли «Восход», качественно отличавшиеся от первых «Востоков». Они позволили летать без скафандров, выходить в открытый космос и совершать мягкую посадку спускаемого модуля с космонавтами.

С ракеты сняли боеголовку

Ракеты-носители, при помощи которых в космос выводились спутники и пилотируемые корабли стали ответвлением военной программы по созданию баллистических ракет. И когда появилась первая межконтинентальная ракета Р-7, на ее базе начали строить космические ракеты-носители. Вначале появилась ракета «Спутник», затем «Луна». Дошло дело и до ракет, предназначенных для полета космонавтов, — «Восток» и «Восход». Соответственно для них разрабатывались и одноименные корабли — одноместный «Восток» и многоместный «Восход».

Все эти ракеты были разработаны под руководством С.П.Королева в ОКБ-1 в подмосковном Калининграде (ныне — Королев). В качестве топлива в них использовался керосин, окислителя — сжиженный кислород. Все запуски выполнялись с космодрома Байконур.

Если ракета «Спутник» была, по сути, двухступенчатой баллистической ракетой Р-7, в которой боеголовку заменили спутником шарообразной формы с обтекателем, то в «Луне» к двум ступеням добавили третью. Поскольку ей предстояло выводить в космос несколько большую массу при развитии большей скорости.

Для «Востока» третью ступень сделали более мощной. В «Восходе» мощность третьей ступени еще возросла. В качестве нее использовали немного измененную вторую ступень баллистической ракеты Р-9.

Масса «Восхода» составляла 298400 кг, длина — 44,62 м, диаметр — 10,30 м. Масса полезного груза, выводимого на орбиту, составила 5800 кг. Тяга ступеней ракеты была равна: I — 4000 кН, II — 940 кН, III — 80 кН.

Ракету в количестве 300 штук изготовили на куйбышевском заводе «Прогресс».

При помощи ракеты-носителя «Восход» в космос были отправлены два космических корабля — трехместный «Восход-1» и двухместный «Восход-2». А также спутники серии «Зенит» двойного назначения.

В тесноте, да не обиде

Программа пилотируемых кораблей «Восход», запускаемых одноименной ракетой, оказалась скоротечной. Было запланировано 7 пилотируемых полетов. Но последние 5 были отменены в связи с тем, что подоспел новый корабль — «Союз». Но при этом главные цели программы были достигнуты.

Во-первых, была отработана система мягкой посадки спускаемого аппарата. В «Союзе», предыдущем корабле, космонавт при снижении спускаемого аппарата до высоты 7 километров катапультировался и приземлялся на парашюте. На парашюте опускался и сам аппарат. Но при этом при приземлении он получал удар значительной силы, что могло привести к печальным последствиям.

Во-вторых, было положено начало коллективным полетам. Что было крайне важно с точки зрения испытания человеческой психики при совместном полете в замкнутом пространстве, когда требуется слаженная коллективная работа.

В-третьих, во время второго полета Алексей Леонов совершил первый истории выход в открытый космос. Тем самым была получена уверенность в том, что за пределами корабля можно выполнять ремонтные и монтажные работы.

Корабль «Восход-1» был рассчитан на полет трех космонавтов без скафандров. Ими стали Владимир Комаров (командир корабля), Константин Феоктистов (инженер), Борис Егоров (врач). Они стартовали с «Байконура» 12 октября 1964 года. Продолжительность полета составила 24 час 17 мин.

Корабль минимально отличался от корабля «Восток». Он имел тот же самый обитаемый отсек объемом 1,6 куб.м. Чтобы запихнуть в него троих космонавтов, их отправили в полет без громоздких скафандров. Кресла сместили на 90 градусов вокруг горизонтальной оси. При этом расположение большинства приборных панелей осталось неизменным. В связи с чем надписи на пультах приходилось читать «по-китайски», то есть сверху вниз.

Система мягкой посадки была решена следующим образом. Корабль снижался на парашюте с выпущенным вертикально вниз полутораметровым щупом. При касании его почвы включалась твердотопливная тормозная двигательная установка, гасящая скорость до нуля.

Этот полет был историческим в политическом смысле. Космонавты улетели на орбиту при Хрущеве, а на следующий день после их приземления его сняли.

ЧП космического масштаба

«Восход-2» подвергся серьезной модернизации. Его объем остался прежним. Третье кресло убрали. В двух располагались космонавты в скафандрах «Беркут» — Павел Беляев (командир корабля) и Алексей Леонов (пилот). Существенным новшеством стала шлюзовая камера для покидания корабля. Космонавт «вплывал» в нее, после чего запиралась связь с кораблем. После стравливания воздуха открывался внешний люк.

В этом полете Алексей Леонов совершил 12-минутный выход в открытый космос. И это стоило ему громадных физических усилий и нервного напряжения. Оказавшись за бортом корабля, Алексей Архипович, держась за фал 5-метровой длины, пять раз удалялся на его полную длину и приближался. Скафандр от внутреннего давления раздулся, и каждое движение давалось с большим трудом. У Леонова участились пульс и дыхание, температура повысилась до 38 градусов, началось столь обильное потовыделение, что пот буквально слепил глаза. С огромным трудом Леонов смотал фал.

Но тут его ждало более суровое испытание. Из-за раздувшегося скафандра он не мог протиснуться во входной люк. Это ему удалось лишь после того, как он дважды стравил давление внутри скафандра — с 0,4 атм. до 0,27 атм. При этом вошел внутрь шлюзовой камеры вперед головой, а не ногами. И ему пришлось в малом объеме совершить акробатический трюк, чтобы занять верное положение.

На этом испытания не завершились. Когда Леонов оказался внутри корабля, и шлюзовая камера отстрелилась, выяснилось, что из-за температурной деформации образовалась щель, и началось падение давления. Были включены резервные кислородные баллоны. Давление стало расти. А с ним и приближаться кислородное отравление. И лишь через несколько часов за счет избыточного давления внутри корабля произошло выдавливание наружу элементов корпуса, и герметичность восстановилась.

Посадка также оказалась нештатной. Корабль приземлился в заснеженной пермской тайге на расстоянии 200 километров от жилья. Спасатели добирались до героев космоса почти двое суток.

22 февраля 1968 году состоялся последний «обитаемый» полет, осуществленный с помощью ракеты-носителя «Восход» на том же самом корабле «Восход-3». В качестве космонавтов 20 суток провели в космосе собаки Ветерок и Уголек. И, выполнив программу полета, благополучно вернулись на землю.

На снимке: стартует космический корабль «Восход», 12 октября 1964 года / Фото: РИА Новости

Как спасали экипаж корабля «Восток-2», когда он приземлился в глухой пермской тайге

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Космонавт Алексей Леонов покидает корабль «Восток-2». Фото: репродукция фотохроники ТАСС

С 1958 года в Пермском крае изготавливают двигатели, выводящие космические аппараты на орбиту. В марте 1961 года на юге Прикамья приземлился спускаемый модуль с собакой по кличке Звездочка, благополучно вернувшейся из околоземного пространства непосредственно перед полетом Юрия Гагарина. Еще через четыре года, в марте 1965-го, в пермской тайге совершил аварийную посадку корабль «Восход-2».

Во время этого полета Алексей Леонов стал первым в мире человеком, вышедшим в открытый космос. Правда, он при этом едва не погиб - его скафандр раздулся так, что возвращение в корабль оказалось под вопросом, он долго не мог протиснуться в люк. А потом все могло плохо закончиться еще раз, когда при посадке на Землю отказала автоматическая система управления спуском. То, что произошло дальше, Алексей Леонов описывал так: «Корабль начало крутить. И мы впервые в истории космонавтики осуществили спуск в ручном режиме. Поскольку орбита была выше, промазали: приземлились не в казахских степях, а в пермской тайге. Отстрелили люк и… утонули по плечи в снегу. Мороз - минус 25 градусов». Чтобы не погибнуть от холода, Алексею Леонову и Павлу Беляеву пришлось разжигать костер и надеяться, что их скоро найдут. Ждать пришлось трое суток. После этой посадки курс выживания включили в обязательную программу подготовки космонавтов.

Один из пермяков, искавших экипаж «Востока-2» в тайге, рассказал РП, как Алексей Леонов первым делом предложил спасателям поменять космическую еду на обычный хлеб и почему потом вся округа щеголяла в оранжевом шелке.

«Мы сначала не поверили»

Валентин Рожков в 1965 году был главным механиком Шемейного леспромхоза «Пермьлеспрома», на территории которого приземлился экипаж «Восхода-2», и руководить наземной спасательной операцией поручили именно ему. Он до сих пор живет в Перми. И все события помнит едва ли не поминутно, хотя в этом году и отмечает юбилей - 80 лет.

Валентин Рожков

Валентин Рожков. Фото из личного архива

19 марта 1965 года Рожков был на совещании главных механиков комбината «Уралзападлес» в городе Березники.

Мы - все, кто приехал на совещание, - пошли пообедать в ресторан на площади Ленина, возле драмтеатра. Видим, что на площади собралась уйма народу. Многие с кинокамерами, все пространство забито. Даже на крышах пятиэтажек люди были, - вспоминает в разговоре с корреспондентом РП Валентин Рожков. - Стояло несколько автопогрузчиков с вертикальными стрелами, на площадках наверху тоже были телевизионщики с камерами. Мы подошли к одному такому автопогрузчику и спрашиваем: «Что случилось?» А нам отвечают, что скоро должны привезти космонавтов, Леонова и Беляева. Они приземлились то ли возле Романова, где была военная база, то ли возле Вогулки. Мы решили, что это просто бред, не поверили.

Вскоре директор комбината Игорь Барабашкин позвал Рожкова в кабинет и рассказал о разговоре с министром обороны маршалом Малиновским. Тот сообщил, что где-то на территории леспромхоза, в котором работал Рожков, приземлились космонавты. И поэтому ему срочно нужно отправляться домой, чтобы поднять всех людей на их поиски.

Уже часам к семи вечера я добрался до нашего леспромхоза - дороги до него от Березников было около 90 км. Там меня уже все ждали - и партком, и профком, и мастера, и бригадиры, потому что приказ о начале поисков прибыл раньше меня. Мы сформировали поисковые группы. В каждой из них было по три человека из тех, кто хорошо ходил на лыжах, - никаких дорог в этом районе тогда не было, а снег в тот год был очень глубокий. В одной из троек оказались наш главный лесник Николай Кожухов и Иван Федосеев из соседнего Ощепковского леспромхоза. Мы снабдили все группы продуктами и в полной экипировке отправили к действующим делянкам леспромхоза. Там они переночевали в теплушках, чтобы на рассвете оправиться на поиски.

«В избу принесли все ковры и цветы в горшках»

О том, что произошло дальше, Валентин Рожков знает по рассказам лесника Николая Кожухова. Как только стало светать, группа, в которой были Кожухов и Федосеев, доехала на автобусе до деревни Кургановка. Там поисковики расспросили местных, не видели ли они что-нибудь необычное - может, спускающийся парашют или какой-то взрыв, шум.

Один из деревенских мальчишек рассказал, что вечером 19 марта он возвращался домой из соседней деревни и видел, как с неба спускалось что-то большое и красное, а под ним висело еще что-то черное. Показал направление. Примерно в эту сторону и отправились лыжники поискового отряда, чтобы прочесать тайгу.

22 марта вечером лесники наконец-то нашли замерзших космонавтов. Когда они вышли к их костру, то Алексей Леонов пожал им руки и спросил, где приземлился корабль. Узнав, что они в Усольском районе Пермской области (в Пермский край она была переименована в 2005 году. - РП ), задал второй вопрос: «А сколько километров до военной базы в Романове?» Услышав, что где-то 90–100, Леонов сказал Беляеву: «Вот видишь, на секунду раньше, чем нужно, ручное торможение включили, поэтому и не долетели до Романова».

Если бы они попали к ракетчикам, так никто ничего об этой истории и не узнал бы, - говорит Рожков. - Потом Леонов спросил у лыжников, есть ли у них с собой хлеб: к моменту, когда их нашли, космонавты уже изрядно соскучились по обычной еде. Наши ребята угостили их всем, что было в рюкзаках. Космонавты в ответ поделились с ними едой из тюбиков. Потом с ребят взяли подписку о неразглашении, им приходилось молчать. Но оно и понятно: по радио говорили, что космонавты давно отдыхают в гостинице, а они в глухой тайге мерзли, не знали, отыщут их или нет.

Во время поисков телефон в леспромхозе просто разрывался - все хотели знать, есть ли результат.

А мы и сами ничего не знали, - рассказывает Рожков. - Ждали, что Леонова с Беляевым привезут в Шемейный, готовились торжественно их встретить: в одну из изб принесли все ковры и цветы в горшках, что у нас были, сочиняли приветственные слова. И очень расстроились, когда поняли, что к нам они не попадут. Как потом выяснилось, космонавтов на лыжах вывели к Кургановке, оттуда вертолетом доставили в Большое Савино, а потом самолетом отправили на Байконур.

«Все щеголяли в оранжевом шелке»

23 марта в леспромхоз прилетел еще один вертолет. Из него вышли три полковника, которые попросили Валентина Рожкова найти им хорошего вальщика леса. Объяснили, что необходимо срубить деревья вокруг космического аппарата «Восход-2», застрявшего в них, чтобы его можно было эвакуировать. Еще нужно расчистить площадку, чтобы на нее мог сесть вертолет. Эта просьба привела главного механика леспромхоза в замешательство: все до единого вальщики в это время были в тайге.

Такое облегчение было, когда я вдруг услышал, как где-то в поселке возле котельной заработала бензопила! Позвонил кочегару, спросил, кто пилит. Оказалось, что Вася Наседкин - он у нас был подсобником на подкомлевке. Я объяснил, что есть один человек, но он не специалист. Они решили сами на него посмотреть. Потом сказали, что подойдет, пусть летит. Только сперва отправили домой взять запас цепей, бензина и переодеться в чистую одежду - спецовка у Васи была грязная. Я перед вылетом вертолетчикам объяснил, что сначала Васю по лесенке спустите, а потом бросайте вниз бачки с горючим и бензопилу. Но они все перепутали и сделали наоборот. Вася спустился, а бензина нет, все вытекло. Пришлось еще один рейс делать.

А уже в апреле главных героев поиска - лесников Николая Кожухова и Ивана Федосеева - вызвали в Москву. Там во время передачи, которую снимали на Центральном телевидении, они преподнесли летчикам-космонавтам памятные подарки от жителей Прикамья.

Мы все долго ломали голову, что подарить. Решили вручить Леонову наш главный рабочий инструмент - бензопилу «Дружба», а Беляеву - чучело лисы. Потом примерно через месяц к нам в леспромхоз прилетел военком Пермской области и подарил всем троим - Кожухову, Федосееву и Васе Наседкину - памятные наручные часы, на которых было выгравировано: «19 марта 1965 года. За выполнение особо важного государственного задания. Министр обороны маршал Малиновский». Нас поразило, что часы были швейцарские - мы тогда и не знали, что такие бывают. А ребята отыскали в тайге два оранжевых парашюта, на которых приземлялся космический аппарат, и нашили себе из них рубах. Чуть ли не все в оранжевом шелке щеголяли! Незабываемые были времена!

6 апреля состоится премьера героической драмы «Время первых», посвященной этой, одной из самых рискованных экспедиций на орбиту.

«Время первых» - это не документальное кино, в котором были бы скрупулезно восстановлены события полета космического корабля «Восход-2». Может быть, тем оно и интересно. Это скорее научно-фантастический фильм, в котором за основу взят полет Павла Беляева и Алексея Леонова 18 - 19 марта 1965 года. Что ж, это право творцов киноленты. Что точно удалось создателям «Времени первых» - передать эмоции героев картины, совершивших, по сути, невозможное. Фильм, как говорят кинематографисты, главному консультанту дважды Герою Советского Союза Алексею Архиповичу Леонову понравился.

«Комсомолка» рассказывает о тех событиях, которые в фильм не вошли. Они дополнят картину, помогут погрузиться в то время.

Политический фон

В октябре 1964 года должности лишился первый секретарь ЦК КПСС , глава советского правительства Никита Хрущев . Самым главным в стране стал Леонид Брежнев . У Хрущева космонавтика была любимым детищем. А как будет относиться к космической программе Брежнев? Сохранит ли прежнее финансирование новый председатель Совмина Алексей Косыгин - человек прагматичный? Трудно было сравнивать возможности экономики США того времени и СССР , всего 20 лет назад вышедшего из разрушительной войны. Пока главному конструктору Сергею Королеву удавалось опережать соперников...

На 1965-й американцы запланировали пять пилотируемых пусков. Выход астронавтов в открытый космос был запланирован на март 1965 года (состоялся он в начале июня).

Зачем нужно выходить в открытый космос?

Почему США и СССР было важно отправить космонавта полетать за пределами космического корабля? А вот зачем: начиналась битва за Луну.

Проблема была в том, что сверхтяжелой ракеты, которая за один пуск могла бы вывести на орбиту лунный корабль, не было ни у нас, ни у США. Лунный корабль - это не капсула для околоземных экспедиций. Он должен состоять из командного модуля, в котором полетят космонавты, модуля для посадки на Луну и цистерны с запасами топлива. Пришлось бы двумя ракетами доставить на орбиту части корабля, состыковать их, переместить из одного модуля в другой космонавтов. Делать корабли с люками, которые позволяли бы внутри собранного корабля переходить из одного отсека в другой, тогда еще не научились. Выход был один - переходить «по верху», выбравшись на внешнюю поверхность корабля.

Испытание техники

В американском «Джемини» астронавт мог разгерметизировать отсек, в котором находился, и, открыв люк, выплыть наружу. Наши конструкторы считали - разгерметизировать корабль опасно: неизвестно, как поведут себя приборы в вакууме. Поэтому придумали «нахлобучить» на «Восход» шлюз, который можно было бы надуть и таким образом развернуть в космосе. Оригинальное решение, между прочим! Следующее поколение надувных космических модулей стали испытывать только спустя 50 лет!

Шлюзовую камеру и скафандр для выхода в космос доселе делают в КБ «Звезда» в подмосковном Томилине.

22 февраля 1965 года на орбиту отправился беспилотный «Восход». Нужно было проверить, как работает шлюз, «не сдувает» ли его «ветром». Шлюз открылся, все сработало отлично. А через некоторое время корабль… с радаров исчез. Противоракетная оборона даже обломков не обнаружила.

Через какое-то время выяснилось: два наблюдательных пункта - в Уссурийске и на Камчатке дали одинаковые команды закрыть шлюз. А корабль понял их как одну команду - «Спуск!», включилась тормозная двигательная установка. Автоматика вычислила, что корабль упадет за пределами территории СССР, и сработала система аварийного подрыва. Ее ставили почти на все спутники, чтобы советская техника не попала в руки врага.

Да, шлюз-то работал нормально, но на «Восходе» была и новая система автоматической посадки. Теперь было не очень понятно, как корабль станет приземляться с «нахлобучкой» в виде шлюза. По-хорошему, надо было бы еще одни испытания провести. Но времени уже не было. Риск для экипажа «Восхода-2» возрастал.


Сахарову повезло

Интересную историю рассказывает в своей книге «Ракеты и люди» один из соратников Королева Борис Черток. В день, когда должна была стартовать ракета с «Восходом-2», Королев отозвал в сторонку, подальше от площадки Мстислава Келдыша (один из разработчиков космических систем, в то время президент Академии наук СССР) и Владимира Бармина (конструктор стартовых комплексов, академик АН): «Королев что-то говорил, резко жестикулируя, что с ним бывало редко. Келдыш стоял с опущенной головой, как провинившийся мальчишка. Бармин улыбался».

Оказалось, после посадки космонавтов в корабль Келдыша вызвали со старта для разговора с Москвой . Звонил Михаил Суслов (в то время секретарь ЦК КПСС). Он потребовал, чтобы Келдыш на самолете Королева срочно вылетел в Москву, чтобы провести общее собрание Академии наук. На нем следовало осудить поведение академика Андрея Сахарова и, может быть, даже исключить его из состава академии.

Королев рассвирепел и сказал, что никакого самолета не даст. Постановка такого вопроса является позором! И попросил «теоретика космонавтики» удалиться в бункер и не отлучаться оттуда до выхода корабля на орбиту.

Больше вопрос об исключении Сахарова из Академии наук не ставился. Власть нашла другие способы дать укорот ученому, занявшемуся активной правозащитной деятельностью.


Невесомость в расчет не брали

В те годы считалось, что, если космонавту, оказавшемуся на орбите, стало плохо - голова кружится, тошнит, значит, он плохо подготовлен к полету, нездоров. Потом уже, когда началась длительная работа на орбитальных станциях, врачи поняли - далеко не всегда на Земле можно спрогнозировать, как организм человека будет реагировать на невесомость. Некоторые космонавты по неделе адаптируются к новым условиям и никто их за это не ругает.

А тогда… Выход в открытый космос Леонов начал через 1 час 35 минут после старта. Он только-только испытал сильные перегрузки во время вывода ракеты.

Никто не знал, как вообще человеческая психика отреагирует на «плавание» в космосе. Психологи вспоминали Циолковского , который считал, что космонавт, оказавшись над бездной, может сойти с ума или потерять сознание.

Вы представьте - впервые человек парит на высоте в несколько сотен километров над Землей. На случай если Леонов потеряет сознание, у Беляева были четкие инструкции - он должен был войти в шлюз и за фал втянуть напарника в корабль.

Скафандр раздулся

Работу Леонова снимала кинокамера. А сам он должен был делать снимки с помощью фотоаппарата «Аякс», спрятанного в кармашке на бедре. Затвор приводился в действие тросиком. Но перчатки раздуло настолько, что сжать тросик космонавт не смог.

Тем не менее Леонов пять раз приближался к кораблю от отлетал от него. Проблемы возникли, когда пришла пора возвращаться в корабль. Зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял всего два сантиметра. Космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но...

«В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань, – вспоминает Леонов. – Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог».

Космонавт сбросил давление внутри скафандра со штатных 0,4 атм до запасного режима – 0,27 атм (для этого на рукаве был специальный клапан). Это могло привести к закипанию азота в крови, но Леонов посчитал, что уже час дышал чистым кислородом и азот успел «вымыться» из организма.

Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Но открывающийся внутрь корабля люк съедал 30% ее объема. Нужно было выходить из шлюзовой камеры в корабль только ногами вперед, чтобы забраться в кресло. Леонову пришлось в узенькой шлюзовой камере развернуться. Запись его дыхания в этот момент потом использовал Стенли Кубрик в фильме «Космическая одиссея 2001 года», чтобы передать напряжение в кульминационный момента кинокартины (фильм снят в 1968 году).

Малейшая искра…

И тут в «Восходе-2» стало расти содержание кислорода. Любая искра могла привести к взрыву. В 1961-м в барокамере, атмосфера которой была насыщена кислородом, сгорел космонавт первого набора Валентин Бондаренко . А в 1967 году так погиб во время тренировок экипаж «Аполлона-1». (По трагическому стечению обстоятельств в этом экипаже был Эдвард Уайт, астронавт, первым из американцев совершивший выход в открытый космос через 2,5 месяца после Леонова.) Мало того, запаса кислорода могло не хватить до посадки, а ее можно было совершить только после 16-го витка - когда корабль будет пролетать над территорией СССР.

Семь часов космонавты летели, по сути, внутри пороховой бочки. Потом атмосфера стабилизировалась. Оказалось, что люк после возвращения Леонова закрылся негерметично - была микрощель. Техника нагнетала кислород, чтобы восстановить потери воздуха. Когда давление в корабле поднялось, крышка встала на свое место и щель закрылась.


Не сгорели, так замерзли

А когда нужно было возвращаться, отказала новая система автоматической посадки (эх, не удалось ее испытать на беспилотном корабле!). Впервые в истории космонавтики экипаж садился вручную.

Как прицелиться, чтобы «попасть» в Землю, а не пролететь ее по касательной и навсегда остаться на орбите? В «Восходе-2» кресла были развернуты на 90 градусов относительно визира «Взор», через который космонавты могли определять положение корабля. Беляев отстегнулся и, пока Леонов удерживал его у иллюминатора, выстроил ориентацию. Сесть нужно было на территории СССР. Перелет и приземление в Китае , с которым тогда были напряженные отношения, могли плохо кончиться.

Корабль прошел сквозь плотные слои атмосферы и упал. Но где? У космонавтов не было никакого передатчика, кроме КВ, по которому они смогли азбукой Морзе передать «ВН» - все нормально. Сигнал случайно приняли то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине .

«От них не было вестей, - вспоминал Гай Северин , руководитель КБ «Звезда». - Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. Когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал».

«Восход-2» приземлился 19 марта в 12 часов 2 минуты 17 секунд в 30 км от города Березники Пермской области.

«У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало, - вспоминает Леонов. - Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию обшивки кабины. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном (это ткань из синтетического волокна, которая тогда выпускалась в ГДР . - Авт.). Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски».

«Восход-2» был оборудован системой мягкой посадки. Работает она так - из спускаемого аппарата выдвигается щуп. Как только он касается поверхности, срабатывают пороховые движки, которые смягчают удар. «Кто-то из разработчиков сказал Королеву, что щуп настолько чувствителен, что сработает даже при соприкосновении с пушистым снегом, - рассказывает журналист «КП » Ярослав Голованов в книжке «Королев: факты и мифы». - А в тайге ели сорокаметровые! Что если двигатели включатся от соприкосновения с верхушкой дерева? И шарик покатится вниз!»

Но и тут повезло! Шар проскользнул между стволов. Два десятка сантиметров вправо-влево - и не миновать беды. Люк космонавты не смогли сразу открыть - он был снаружи прижат деревом.

Ярко-красный купол парашюта заметили с вертолета часа через четыре. Но как к космонавтам добраться? «На дворе» -25. В аварийном запасе порошок от акул есть, а теплой одежды нет. Собрали валежник, развели костер. С вертолетов сбрасывали теплую одежду, термосы. Одежда застревала в ветвях, термосы разбивались. С космодрома Байконур вылетели бригадир сборщиков Юрий Лыгин , инженер Владислав Волков (в 1966 году был принят в отряд космонавтов, летал на «Союзе-7», а погиб во время приземления «Союза-11») и военный испытатель Владимир Беляев.

Только 20 марта к космонавтам пробилось сразу несколько групп. Лыгин спустился к экипажу с вертолета в корзине. Чуть позже прибежали на лыжах Волков и Беляев (он принял на себя руководство эвакуацией экипажа). Вертолет мог высадить спасателей только в полутора километрах от спускаемого аппарата - приходилось прыгать с полутораметровой высоты. Оставшееся расстояние преодолевали три часа - настолько глубоким и рыхлым был снег.

Зато у Беляева и Леонова появилось теплое белье, унты и даже большой чан. Вскипятили воду, космонавты помылись. Была среди подарков и бутылка «согревательного» коньяка. К вечеру около экипажа собрались 22 человека - спасатели из разных ведомств. Весь день шло соревнование - кто доберется первым.

Спасатели поставили небольшой сруб, развернули палатки. В общем, ночевали уже с комфортом.

Экипаж «Восхода-2» можно было бы в тот день эвакуировать вертолетом - сбросить лестницу с зависшей на высоте 5 - 6 метров винтокрылой машины. Но решили не рисковать.

21 марта. За один день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, ближайшую к месту посадки, приземлился вертолет Ми-4. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Ми-4 перебросил экипаж к следующей площадке, где их ждал Ми-6. Уже на нем они долетели до аэродрома Перми . А оттуда Ан-10 привез экипаж на Байконур.

«Теплым вечером странно было видеть выходящих из самолета Беляева и Леонова в унтах и зимних меховых костюмах», - вспоминал Борис Черток...

Ответ: Верхняя белая часть скафандра «Беркут» - это что-то вроде чехла. Она была сделана из нескольких слоев пленки с блестящей алюминиевой поверхностью. Между слоями - зазор для того, чтобы снизить передачу тепла в любую сторону. По сути верхний слой представлял собой термос. У скафандра Гагарина тоже была верхняя оболочка, только она была ярко-рыжего цвета, чтобы космонавта спасатели могли заметить издалека.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Какой ценой мы завоевывали космос

23 марта 1961 года. В барокамере во время эксперимента погиб космонавт первого отряда Валентин Бондаренко. Ему было 24 года.

24 апреля 1967 года. Космический корабль «Союз-1» взорвался при приземлении. Его пилот Владимир Комаров погиб. Ему было 40 лет.

30 июня 1971 года. На этапе приземления произошла разгерметизация корабля «Союз-11». Космонавты Георгий Добровольский (43 года), Владислав Волков (35 лет), Виктор Пацаев (38 лет) погибли.

Нештатные ситуации, едва не закончившиеся катастрофами:

5 апреля 1975 года . Из-за отказа третьей ступени ракеты «Союз» корабль с космонавтами Василием Лазаревым и Олегом Макаровым рухнул с высоты 192 км. Место посадки - горы Алтая . Экипажу повезло - спускаемый аппарат попал на склон, но не покатился дальше - парашют зацепился за деревья. Эвакуировать космонавтов смогли только на следующий день. Катастрофа была засекречена. На орбиту ушел другой корабль с порядковым номером «Союз-18». Этот полет считается полетом «Союза-18а».

16 октября 1976 года. Корабль «Союз-23» с космонавтами Вячеславом Зудовым и Валерием Рождественским во время приземления угодил в озеро Тенгиз . На месте снежный буран, температура -20. Отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой. У экипажа признаки кислородного голодания. Зудов теряет сознание. Космонавты спасены благодаря мастерству пилота вертолета, который отбуксировал спускаемый аппарат к берегу.

26 сентября 1983 года. Ракета с экипажем корабля «Союз Т-10-1» Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым взорвалась на старте. Космонавты остались живы благодаря системе аварийного спасения, которая вырвала их корабль из пекла.

1985 год . Экипаж «Союза Т-13» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились реанимировать переставшую отвечать на команды станцию «Салют-7». На станции температура 0 °С. Солнечные батареи не дают электричества. Запасы воды замерзли. Космонавты работали в теплых комбинезонах, шерстяных шапках и варежках. Станцию удалось оживить.

1997 год. Экипажу «Союза ТМ-25» Василию Циблиеву и Александру Лазуткину пришлось пережить на станции «Мир» сразу несколько фатальных ЧП. Сначала пожар (взорвалась кислородная шашка), затем аварию системы терморегуляции, из-за которой почти месяц на станции температура держалась под +30, а в атмосферу попал опасный этиленгликоль. А 25 июня станцию таранит грузовой «Прогресс». Происходит разгерметизация модуля. Экипаж со всеми нештатными ситуациями справился и 15 августа вернулся на Землю (при этом не сработали двигатели мягкой посадки).

2000 год. Экипаж «Союза ТМ-30» Сергей Залетин и Александр Калери законсервировали станцию «Мир», на которой к тому времени стали возникать сбои в работе жизненно важного оборудования. Жить на станции было просто опасно - не было понятно, какая аппаратура засбоит на этот раз.

Сегодня, 12 апреля, в России празднуют День космонавтики. Каждый космический старт в то время давался потом и кровью, и космонавты рисковали жизнью каждую секунду полета. Но как эти люди попадали в космос? Что было с ними после полетов? Оказывается, в судьбах многих из них были большие трагедии, о которых все молчат.

Павел Беляев

Фамилия космонавта Леонова известна всем, и каждый может сказать, что этот человек первым побывал в открытом космосе. Но почему-то все забывают о космонавте Павле Беляеве. Именно он руководил первым выходом человека в космос.

Космонавт Павел Беляев родился 26 июня 1925 года в селе Челищево. Он окончил среднюю школу в 1942-м и отправился работать токарем на Синарский трубный завод. В 1943 году добровольно вступил в ряды Советской армии и был направлен в Ейское военное авиационное училище летчиков. Училище он окончил в 1945 году.

img.happy-giraffe.ru

Летчиком-истребителем участвовал в боевых действиях с Японией в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии ТОФ (август - сентябрь 1945 года), затем проходил службу в частях авиации ВМФ СССР.

С 1956 года учился в Военно-воздушной академии (ныне имени Ю. А. Гагарина), которую окончил в 1959 году. За время обучения освоил самолеты У-2, Ут-2, Як-7Б, Як-9, Як-11, Ла-11, МиГ-15 и МиГ-17 и имел общий налет более 500 часов.

kik-sssr.ru

Еще во время учебы в академии Павлу Беляеву предложили вступить в отряд космонавтов. Он согласился, не колеблясь. Уже в 1960 году был зачислен в отряд, где его выбрали старостой. С большим усердием Беляев осваивал космическую технику, в совершенстве изучил матчасть корабля, быстро овладел навыками управления. Группе будущих космонавтов пришлось проходить сложный комплекс тренировок. И важнейшая роль в них отводилась парашютной подготовке. Руководство считало, что такого рода навыки будут полезными для курсантов. В 1964 году Беляев и Леонов должны были совершить пару прыжков с задержкой по тридцать секунд. Прыжок первый прошел хорошо. Но когда они поднялись в небо еще раз, ветер усилился. Парашютисты прыгнули, и их начало сносить в сторону от нужного места. Беляев осознал, что приземление будет неудачным. Он потянул стропы, снос стал меньше, но скорость спуска увеличилась. При приземлении Беляев повредил ногу, и его отправили в госпиталь.

Началось трудное лечение. Госпиталь посещал Леонов, просивший докторов вернуть Павла скорее в строй. Прошло пять месяцев, и врачи предложили провести сложную операцию на ноге, но гарантий никаких не давали. Беляев решил не рисковать и предложил альтернативу - усилить нагрузки на ногу, и таким образом заставить кость срастись. Он брал гантели и стоял на больной ноге. Боль была адской, но будущий космонавт добился своей цели - ногу вылечил. Павел пропустил год тренировок, но смог вернуться в группу. Для этого ему пришлось сдать 7 зачетных прыжков, с которыми он справился на отлично. Начальство оценило его усилия и допустило к полетам.

www.aviaspace.ru

18 марта 1965 года Павел Беляев, космонавт от Бога, и его напарник Алексей Леонов стартовали с Байконура на борту корабля «Восход-2». Когда они вышли на орбиту, стала надуваться шлюзовая камера, присоединенная к люку корабля. Леонов, пройдя через нее, совершил первый выход человека в космос. Затем миссия пошла не так, как планировалось. Космонавтам пришлось справляться с семью авариями. Из них три были опасны для жизни, существовала опасность взрыва, отказала система управления. Чтобы перейти в режим ручного управления, Беляеву пришлось отстегнуться от кресла. Он перенаправил корабль, настроил тормозную установку и вновь вернулся на свое место.

Такие операции по ручному контролю ранее не проводились, и впервые их выполнил Беляев. Космонавт затратил на это 22 секунды. Но за это время корабль сошел с нужной траектории и отклонился от курса на 165 километров. По этой причине космонавтам пришлось приземляться в тайге. Спасатели нашли их только через четыре часа.

24smi.org

Для того чтобы посадить вертолет, спасателям нужно было подготовить специальную площадку. На это потребовалось двое суток. К тому же до вертолета пришлось добираться на лыжах. Эти дни стали самыми тяжелыми для них. На улице были 30-градусные морозы, а их одежда не была приспособлена к таким холодам. Но они справились. Спустя двое суток Леонов и Беляев были спасены.

Но после таких мучений организм Беляева сильно ослаб. После первого полета в космос он проходил подготовку к полетам на кораблях типа «Союз». В 1965 году он был произведен в полковники и получил звание Героя Советского Союза. 25 марта 1967 года по состоянию здоровья был отстранен от подготовки и заменен Валерием Волошиным.

В последние годы жизни Беляев чувствовал себя неважно. Он болел хронической болезнью двенадцатиперстной кишки, но к врачам не обращался. В декабре 1969 года его состояние резко ухудшилось, и 23-го числа он был срочно доставлен в главный военный госпиталь им. Бурденко. 24 декабря Беляеву была сделана первая операция, а 30 декабря проведено повторное хирургическое вмешательство. Однако состояние здоровья космонавта продолжало ухудшаться, возникло воспаление брюшины и сердечно-легочная недостаточность, что в конечном итоге и стало причиной его смерти. Павел Иванович похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Его именем назван кратер на Луне и малая планета (2030 Belyaev).

www.frasersautographs.com

У Павла Ивановича осталась жена и двое дочерей. Его супруга Татьяна Филипповна после смерти мужа осталась одна в Звездном городке. Ее дочери завели свои семьи, родили детей, и женщина осталась совсем одна. Она не любит давать интервью и никогда не появляется на телевидении. Она не ходит в гости, потому что боится возвращаться в пустой дом.

www.kosmonavtika.com

Первому человеку, вышедшему в открытый космос, сейчас 82 года. Алексей Леонов имеет десятки наград, орденов, почетных званий, не только российских, но и иностранных. У него есть любимая супруга Светлана Павловна и дочь Оксана.

img-fotki.yandex.ru

Со своей женой Светланой Леонов познакомился еще во время учебы в авиационном училище и буквально за три дня сделал предложение и сыграл свадьбу: нужно было возвращаться в часть. Светлана даже свадебное платье сшила всего за одну ночь. Через два года после свадьбы у Леоновых родилась старшая дочь Вика. А в 1967 году, через два года после возвращения Леонова из космоса, родилась вторая дочь Оксана. В 1996 году Виктория умерла, ей было всего 35 лет. Девушка работала Главном управлении «Совфрахт» Министерства морского флота, и скоропостижно скончалась во время командировки после заболевания гепатитом, осложненным пневмонией. Алексей Архипович тяжело переживал смерть дочери, справиться ему помогли остальные члены семьи, включая внуков Даниила и Карину.

www.smolnews.ru

Вот что Алексей Архипович вспоминает о своем первом полете:

Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.

На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10-9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги - из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил… пока бы они совещались… И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот - и все… гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места.

На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза - 1 метр, ширина скафандра в плечах - 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» - 360 литров… Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка.

Единственное, что я не сделал на выходе, - не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была невысокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.

Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, - начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом… Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10-12 °С). А давление растет… Малейшая искра - и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули… видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува… Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до -140 °С, с другой - нагрев до +150 °С… Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять… Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах.

Сейчас Алексей Леонов занимается живописью и пишет книги.

ria.ru

Георгий Гречко

Георгий Гречко совершил за свою профессиональную карьеру три космических полета, общая продолжительность которых составляет 134 дня 20 часов 32 минуты и 58 секунд. Космонавт также совершил один выход в открытый космос на 1 час 28 минут.

profilib.com

Георгий Михайлович был кандидатом в мастера спорта по автоспорту, имел 1-й разряд по парашютному спорту (64 прыжка), 2-е разряды по планеризму и стрельбе, 3-й разряд по самолетному спорту.

В 1989 году он выдвигался в кандидаты в народные депутаты, однако в последний момент перед самим голосованием снял свою кандидатуру в пользу Бориса Ельцина.

С 1977 года по 1990 год Георгий Гречко вел телевизионную программу «Этот фантастический мир». В 1980-х годах был заведующим лабораторией Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН.

pravmir.ru/wp-content

Георгий Гречко два раза он был удостоен звания Героя Советского Союза. В ночь на 8 апреля этого года Георгий Гречко скончался в 81-й больнице им. Вересаева в Москве. Ему было 86 лет. Предварительная причина смерти - сердечная недостаточность. Похороны состоялись 11 апреля на Троекуровском кладбище Москвы.

Георгий Гречко был трижды женат. Его первой супругой была инженер Тутынина Нина Викторовна. Гречко подал на развод перед первым полетом, за что едва не лишился этой возможности. После развода женился на Казекиной Майе Григорьевне, преподавателе иностранного языка. Последней супругой Гречко стала главный врач Федерации космонавтики Северо-Западного региона Людмила Кирилловна. Она на 22 года младше Георгия Михайловича. У Гречко осталось трое детей и семь внуков.

cdn.tvc.ru

Валентина Терешкова

Валентина Владимировна Терешкова - первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза, единственная в мире женщина, совершившая космический полет в одиночку, а также первая в России женщина в звании генерал-майора.

Валентина Владимировна удостоена званий Героя Социалистического Труда ЧССР, Героя Социалистического Труда НРБ, Героя Труда Вьетнама и Героя Труда МНР.

pozdravish.ru

После первых успешных полетов советских космонавтов у Сергея Королева, инженера-конструктора космических кораблей, появилась идея запустить в космос женщину-космонавта. В начале 1962 года начался поиск претенденток по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 см и весом до 70 кг. Из сотен кандидатур были выбраны пять: Жанна Ёркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарёва, Ирина Соловьёва и Валентина Терешкова.

Сразу после принятия в отряд космонавтов Терешкову вместе с остальными девушками призвали на срочную воинскую службу в звании рядовых.

В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда. 29 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на отлично. С 1 декабря 1962 года Терешкова - космонавт 1-го отряда 1-го отдела. С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полета, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.

yaroslavl-room.ru

Во время обучения она проходила тренировки на устойчивость организма к факторам космического полета. Тренировки включали в себя термокамеру, где надо было находиться в летном комбинезоне при температуре +70 °C и влажности 30%, сурдокамеру - изолированное от звуков помещение, где каждая кандидатка должна была провести 10 суток.

Тренировки в невесомости проходили на МиГ-15. При выполнении параболической горки внутри самолета устанавливалась невесомость на 40 секунд, и таких сеансов было 3-4 за полет. Во время каждого сеанса надо было выполнить очередное задание: написать имя и фамилию, попробовать поесть, поговорить по рации.

Особое внимание уделялось парашютной подготовке, так как космонавт перед самой посадкой катапультировался и приземлялся отдельно на парашюте. Поскольку всегда существовал риск приводнения спускаемого аппарата, проводились и тренировки по парашютным прыжкам в море, в технологическом, то есть не пригнанном по размеру, скафандре.

rbk.ru

Первоначально предполагался одновременный полет двух женских экипажей, однако в марте 1963 года от этого плана отказались, и встала задача выбора одной из пяти кандидатур.

При выборе Терешковой на роль первой женщины-космонавта, кроме успешного прохождения подготовки, учитывались и политические моменты: Терешкова была из рабочих, тогда как, например, Пономарёва и Соловьёва - из служащих. Кроме того, отец Терешковой, Владимир, погиб во время советско-финской войны, когда ей было два года. Уже после полета, когда Терешкову спросили, чем Советский Союз может отблагодарить за ее службу, она попросила найти место гибели ее отца.

Далеко не последним критерием выбора была способность кандидатки вести активную общественную деятельность - встречаться с людьми, выступать на публике в многочисленных разъездах по стране и миру, всячески демонстрируя преимущества советского строя.

gosindex.ru

Другие кандидаты при не худшей подготовке (по результатам медицинского обследования и теоретической подготовленности женщин-кандидатов в космонавты Терешкова была определена на последнее место) заметно уступали Терешковой в нужных для такой общественной деятельности качествах. Поэтому она была назначена основным кандидатом на полет, И. Б. Соловьёва - дублирующим, а В. Л. Пономарёва - запасным.

На момент назначения Терешковой пилотом «Востока-6» она была на 10 лет младше, чем Гордон Купер, самый молодой из первого отряда американских астронавтов. Ей было всего 26 лет.

Свой космический полет (первый в мире полет женщины-космонавта) Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6», он продолжался почти трое суток. Старт произошел на Байконуре не с «гагаринской» площадки, а с дублирующей. Одновременно на орбите находился космический корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.

s9.stc.all.kpcdn.net

В день своего полета в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полете они узнали из новостей по радио.

Позывной Терешковой на время полета - «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо! Сними шляпу!» (измененная цитата из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»).

Во время полета Терешкова не справлялась с заданиями по ориентации корабля:

- С Терешковой разговаривал несколько раз. Чувствуется, что она устала, но не хочет признаться в этом. В последнем сеансе связи она не отвечала на вызовы ленинградского ИПа. Мы включили телевизионную камеру и увидели, что она спит. Пришлось ее разбудить и поговорить с ней и о предстоящей посадке, и о ручной ориентации. Она дважды пыталась сориентировать корабль и честно призналась, что ориентация по тангажу у нее не получается. Это обстоятельство всех нас очень беспокоит: если придется садиться вручную, а она не сможет сориентировать корабль, то он не сойдет с орбиты.

Позже выяснилось, что выдаваемые пилотом команды были инвертированы направлению движения управления в ручном режиме (корабль поворачивался не в ту сторону, что при отработке на тренажере). По утверждению Терешковой, проблема была в неправильном монтаже проводов управления: давались команды не на снижение, а на подъем орбиты корабля. В автоматическом же режиме полярность была правильная, что дало возможность штатно сориентировать и посадить корабль. Об этом случае Терешкова молчала более сорока лет, поскольку Сергей Королёв попросил ее никому об этом не рассказывать.

livejournal.com

По мнению доктора медицинских наук, профессора Владимира Ивановича Яздовского, отвечавшего в тот период за медицинское обеспечение советской космической программы, женщины хуже переносят экстремальные нагрузки космического полета на 14-18-е сутки месячного цикла.

Однако в силу того, что старт носителя, выводившего Терешкову на орбиту, был задержан на сутки, а также, очевидно, из-за сильной психоэмоциональной нагрузки при выведении корабля на орбиту, предусмотренный медиками режим полета выдержать не удалось.

Также Яздовский отметил, что «Терешкова, по данным телеметрии и телевизионного контроля, перенесла полет в основном удовлетворительно. Переговоры с наземными станциями связи велись вяло. Она резко ограничивала свои движения. Сидела почти неподвижно. У нее явно отмечались сдвиги в состоянии здоровья вегетативного характера».

drprof.ru

Несмотря на тошноту и физический дискомфорт, Терешкова выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоев в атмосфере.

Спускаемый аппарат «Востока-6» благополучно приземлился в Баевском районе Алтайского края.

Через несколько дней Терешковой предъявили протест в связи с нарушением режима в районе места посадки: она раздала местным жителям запасы продуктов из рациона космонавтов, а сама ела местную пищу после трех суток голодания.

По свидетельству летчицы Марины Попович, при ней после полета Терешковой Сергей Королёв сказал: «Пока я жив, ни одна женщина в космос больше не полетит». Следующий полет женщины в космос, Светланы Савицкой, состоялся через 19 лет, в августе 1982 года (Королёв умер в 1966 году).

ria.ru

После выполнения космического полета Терешкова поступила в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и, окончив ее с отличием, позднее стала кандидатом технических наук, профессором, автором более 50 научных работ. Терешкова была готова к полету на Марс в одну сторону.

После возвращения из космоса Терешкова получила трехкомнатную квартиру в Ярославле на улице Голубятная (ныне - улица Терешковой), куда переехала с мамой, тетей и ее дочкой. В 2004 году перенесла сложную операцию на сердце, предотвратившую инфаркт. В 2012 году свое 75-летие торжественно отметила в Ярославле. После того как Терешкова увидела все континенты Земли из космоса, она стала мечтать о том, чтобы побывать в Австралии. Через много лет ей удалось осуществить свою мечту.

Валентина Терешкова вышла замуж через пять месяцев после полета за космонавта Андрияна Николаева. Никто не мог взять в толк, почему именно этот человек стал ее мужем. Единственным объяснением этого неожиданного для всех брака для многих служило то, что сосватал их сам Хрущев. Подталкивали его к этому ученые-медики, которым хотелось продолжить начатые в космосе исследования человеческого организма во время и после полета. К тому же руководитель государства хотел показать всему миру, какие «правильные» советские люди - и делают то что надо, и женятся на ком надо.

liveinternet.ru

Через год у Валентины и Андрияна родилась дочь. Событие государственной важности, ведь никто не знал, как после космического полета будет протекать беременность и родится ли ребенок здоровым. Об этом интересные воспоминания оставил профессор Э. М. Каструбин:

- Летом 1964 года в институт поступила на роды первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Возле операционной нервно ходил по коридору А. Николаев, он ни с кем не разговаривал и ни о чем не спрашивал. Примерно через час мимо него пронесли в отделение новорожденных черноволосую девочку. После окончания наркоза анестезиолог неуверенно, но по традиции похлопал по щекам знаменитую пациентку и попросил открыть глаза. Так закончилась непростая история обретения счастья материнства Валентиной Терешковой.

Развод звездной пары потряс многих не меньше свадьбы. Надо сказать, что при этом нелегко пришлось им самим - семейные ссоры в отряде космонавтов тогда разбирали многочисленные комиссии. Андриян Николаев после развода с Терешковой так и не женился. Умер он в 2004 году от инфаркта. Повторно Валентина Терешкова вышла замуж за Юлия Шапошникова, который умер в 1999 году.

  • В апреле 2017 года в прокат вышел фильм режиссера Дмитрия Киселева «Время первых». События происходят в 1965 году. В фильме великолепно показывают, как Советский Союз одержал победу в освоении и дальнейшем исследовании космического пространства.
  • Первые космонавты из СССР - Павел Беляев и Алексей Леонов - полетели в космос на 80 дней раньше, чем космонавты из США освоили орбиту. Космонавт Алексей Леонов лично контролировал съемки и следил за тем, чтобы картина максимально точно передала реальную историю того времени.