Что умел делать юлий цезарь. Делать несколько дел одновременно — хорошая или плохая привычка? Больше — не значит лучше

Часто в требованиях к вакансиям работодатели пишут требование к соискателям – способность работать в режиме многозадачности. От кандидатов требуется навык быстро переключаться с одной работы на другую и тратить минимум времени на раскачку. Иногда это еще называют способностью вести «параллельные дела». Делать два дела сразу, вести два проекта сразу. На практике такая ситуация случается, когда все сотрудники под завязку загружены работой и чтобы сэкономить время они вынуждены работать в многозадачном ритме.

На первый взгляд может показаться, что ведение множества дел сразу — это более продуктивный подход к работе. Такой сотрудник выглядит как более занятой и продуктивный. Но на самом деле практика параллельных дел далеко не всегда дает желаемые результаты.

В свой книге «Мозг: инструкция по применению» Дэвид Рок пишет о том, что человеческий мозг по своей природе однозадачен. Он в состоянии параллельно решать две задачи за счет очень быстрого переключения с одной задачи на другую и обратно. Мы этого не замечаем, но переключение с задачи на задачу тербует больших энергозатрат, а вовлеченность и в каждую конкретную задачу уменьшаются. В итоге, у человека, который пытается совмещать несколько задач снижается качество работы над обеими из них. Чаще происходят ошибки, а также сокращается скорость работы мозга.

Именно поэтому человек, который параллельно говорит по телефону и ведет автомобиль — представляет угрозу для себя и окружающих.Он рискует медленнее среагировать на ситуацию. Не говоря о больших шансах поехать не по той дороге, пропустить разворот и так далее.

Однако, человек может делать несколько дел одновременно, если что-то из этих дел делается на уровне привычки и не требует большой . Сложные задачи, которые требуют большого количества внимания изначально контролируются нашей префронтальной корой. Со временем, когда эта работа становится привычной и механистичной, многие действия уже выполняются неосознанно и постепенно данный вид работы может перейти в область базальных ядер — это области мозга, которые отвечают за привычные действия. Поэтому вы вполне можете разговаривать по телефону, варить кофе и одновременно собираться на работу. Однако есть большая вероятность того, что ваше кофе убежит, вы упустите важную деталь разговора и вы можете забыть что-то важное дома.

То есть вести параллельные дела можно, но не рекомендуется делать два сложных дела одновременно или часто переключаться с задачи на задачу.

Как разумно выполнять параллельно много дел

Иногда многозадачность вполне уместна. Например, если вы долго добираетесь на работу на общественном транспорте или такси — свободное время вполне можно ответить на почту или послушать аудиокнигу. Аналогичным образом, стоя в очереди на Почте России — вполне уместно будет сделать несколько телефонных звонков или также проверить почту (электронную).

Люди, которые идут на работу пешком убивают сразу двух зайцев — они делают самое полезное упражнение из всех возможных (ходьба) и одновременно с этим можно использовать техники медитации — отключения от суеты и получение удовольствие от окружающей природы — чтобы на работе быть более собранным и сосредоточенным.

На работе параллельные дела и задачи тоже можно выполнять. Но подходить к этому необходимо разумно. Например, вы выделяете два часа времени на одну работу и в течение этого времени вы не должны отвлекать свое внимние на второй проект. Потом – делается перерыв и аналогичным образом еще два часа тратится на второй проект. Схема работы должна быть наподобие той, что применяется в университетах. В один день на учебе может быть от двух до четырех пар. За счет того, что в течение одной пары вы работаете только с одним преподаателем — вам удается за семестр изучить от 8 до 10 различных дисциплин. При этом, не следует пытаться в своей работе в рабочий день умещать неразумно большое количество проектов. Чем больше задач ты на себя взваливаешь, тем больше вероятность ухудшения качества работы по каждому из отдельных направлений работы. Это наоборот. Всегда нужно понимать, когда пора остановиться.

Известный видеоблоггер и эксперт в сфере когнитивистики Anastasiya Key рассказывает о том, что постоянное переключение с задачи на задачу приводит к быстрой утомляемости. Человек быстрее устает. Начинающие сотрудники часто и берут на себя больше работы, чем они реально в состоянии выполнить. В краткосрочной перспективе действительно может наблюдаться прирост работоспособности. В долгосрочной перспективе может наблюдаться снижение работоспособности и даже синдром и . Расщеплению внимания и постоянному отвлечению от дел также способствует интернет, мобильные гаджеты, вызывающие .

Большинство людей считают, что они хорошо могут справляться с выполнением нескольких дел одновременно, но исследование, проведенное в университете Юты (University of Utah), показывает, что люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, включая разговоры по сотовому телефону во время управления автомобилем, справляются с этим хуже других.

«Что нас настораживает, так это то, что люди, разговаривающие по сотовому телефону во время управления автомобилем, имеют тенденцию хуже других справляться с одновременным выполнением нескольких задач», - говорит Дэвид Санбонматсу (David Sanbonmatsu), профессор психологии и ведущий автор исследования. «Согласно нашим данным, тем людям, которые, управляя автомобилем, разговаривают по телефону, возможно не следует этого делать. Мы продемонстрировали, что люди, которые чаще других выполняют несколько дел одновременно, оказываются теми, кто меньше всего способен к эффективному одновременному выполнению нескольких задач».

Дэвид Стрэйер (David Strayer) другой ведущий автор и профессор психологии в университете Юты добавляет: «Людям наиболее склонным к многозадачности, кажется, что их к этому способность лучше, чем у других, в то время как в действительности их способность нисколько не лучше, а часто даже хуже среднего уровня».

Цитируя известную фразу юмориста Гэррисона Кейлора (Garrison Keillor) о детях в вымышленном родном городе Кейлора, Стрэйер говорт что люди, пользующиеся сотовыми телефонами за рулем «все считают, что живут в Lake Wobegon [Лэйк Вобегон], где все выше среднего уровня. Но это статистически невозможно».

В исследовании участвовало 310 студентов-психологов, которым предстояло пройти ряд тестов и заполнить ряд анкет, чтобы измерить их действительную способность к допуску ошибок, воспринимаемую способность к допуску ошибок, использование сотового телефона во время управления автомобилем, использование широкого спектра средств информации и измерить личностные особенности, такие как импульсивность и стремление к острым ощущениям.

Ключевые открытия:

· «Люди, наиболее способные к эффективному одновременному выполнению нескольких задач не входят в число тех, кто чаще всего прибегает к одновременному выполнению нескольких дел». Вместо этого, те, кто получил высокие отметки в тестах на настоящую способность к многозадачности, склонны не выполнять одновременно несколько дел, так как им лучше удается сосредоточиться на выполняемом задании.

· Чем чаще люди делают несколько дел одновременно, разговаривая по телефону за рулем или одновременно используя несколько средств информации, тем больше им недостает настоящей способности к многозадачности, а их воспринимаемая способность к одновременному выполнению нескольких дел «оказывается значительно завышенной». Фактически, 70 процентов участников считали, что их способность к многозадачности была выше среднего, что статистически невозможно.

· Люди с высокими уровнями импульсивности и стремления к острым ощущениям сообщали о выполнении сразу нескольких дел чаще других. Однако, было исключение: Те, кто разговаривает по телефону, управляя автомобилем не склонны к импульсивности, что указывает на то, что использование сотового телефона является осознанным выбором.

· Согласно исследованию, люди, прибегающие к одновременному выполнению нескольких дел, часто делают это не потому что у них есть к этому способность, а «потому что им труднее блокировать отвлекающие факторы и сосредотачиваться на одном задании».

Подводя итог, ученые говорят, что: «Негативная связь общения посредствам сотовой связи во время управления автомобилем и способности к одновременному выполнению нескольких задач дает дополнительные основания для введения ограничений на законодательном уровне на использование сотовых телефонов во время управления автотранспортным средством».

Санбонматсу и Стрэйер проводили исследования с соавторами из университета Юты Джейсоном Ватсоном (Jason Watson), адъюнкт-профессором психологии и Нейтоном Мидейрос-Вордом, докторантом психологии. Исследование финансировалось фондом безопасности дорожного движения (Foundation for Traffic Safety) американской автомобильной ассоциации (American Automobile Association).

Как проводилось исследование

Ученые говорят, что в то время, как люди часто делают несколько дел одновременно, «относительно мало известно о том, когда и почему люди прибегают к одновременному выполнению больше чем одного задания, требующего внимания. Относительно этого, мало известно о том, кто наиболее склонен к одновременному выполнению нескольких дел».

Участниками эксперимента стали 310 студентов-психологов университета Юты – 176 участниц женского пола и134 мужского со средним возрастом 21 год, которые решили добровольно помочь предмету своего факультета за дополнительные баллы к своим оценкам.

Для того чтобы измерить фактическую способность к допуску ошибок, участники выполняли тест под названием Operation Span (рабочий диапазон) или OSPAN. Тест включает выполнение двух типов задач: запоминание и математические вычисления. Участники должны были запомнить от двух до семи букв, каждая из которых отделена от другой математическим примером, который участники должны определить как правильный или неправильный. Простой пример вопроса: 2+2=6?, г, 3-2=2?, а, 4х3=12?». Ответ: верно, г, неверно, а, верно.

Участников также просили сообщить уровень своей способности к одновременному выполнению нескольких задач, которым, по их мнению, они обладали по шкале от нуля до 100 со средним значением в 50%.

Участники сообщили, как часто они пользуются сотовым телефоном во время управления автомобилем и сколько процентов времени проводимого за рулем они разговаривают по телефону. Они также ответили на вопросы о том какие средства информации используют и в течение какого количества часов, включая печатные средства, телевидение, видео, компьютерное видео, музыку, аудиоматериалы не являющиеся музыкой, видеоигры, телефон, моментальные и смс сообщения, электронную почту, интернет и другое программное обеспечение, такое как текстовые редакторы. Результаты были использованы для составления индекса многозадачности для средств информации.

Кто выполняет по несколько дел сразу и почему?

Исследователи искали значимые связи между результатами различных тестов и опросных листов.

«Люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, чаще всего импульсивны, жаждут острых ощущений, слишком уверены в своих способностях к многозадачности и чаще всего хуже других справляются с одновременным выполнением нескольких дел», - говорит Стрэйер, обобщая итоги.

25 процентов человек, которые лучше всего справились с тестом OSPAN на проверку способностей к многозадачности «являются теми, кто меньше всего склонен к одновременному выполнению нескольких задач и чаще всего выполняет одно дело за раз», - говорит Санбонматсу.

Напротив, 70 процентов участников заявили, что их способность к многозадачности выше среднего уровня и они были более склонны к выполнению нескольких дел сразу.

«Одной из основных причин, по которым люди прибегают к выполнению нескольких дел одновременно является то, что они считают, что хорошо с этим справляются», - говорит Санбонматсу. «Но наше исследование показывает, что способности людей редко оказываются столь же хорошими как им кажется».

Способности людей к одновременному выполнению нескольких дел, выявленные в ходе теста OSPAN имеют сильную и негативную связь с одновременным использованием средств информации и разговорами по сотовому телефону во время управления автомобилем, что означает, что люди, которые чаще других делают несколько дел одновременно, имеют наименьшие к этому способности.

«Когда вы видите, что кто-то часто делает по нескольку дел одновременно, вы можете решить, что они это хорошо умеют», - говорит Стрэйер. «На самом же деле, чем чаще они к этому прибегают, тем более вероятно, что они плохо с этим справляются».

Санбонматсу добавляет: «Наши результаты показывают, что люди прибегают к выполнению нескольких дел одновременно, потому что им сложно сосредотачиваться на выполнении одного задания. Они вовлекаются в новые дела. … Им становится скучно и поэтому они хотят, чтобы разговор по телефону стимулировал их, в то время как они управляют автомобилем».

Участники исследования сообщали, что тратят на разговоры по сотовому телефону 13 процентов времени управления автомобилем, что приблизительно соотносится с государственными подсчетами, согласно которым в любой момент времени один из десяти водителей разговаривает по телефону.

Одновременное использование нескольких средств информации, за исключением разговоров по телефону за рулем, в значительной мере было связано с импульсивностью и в частности с неспособностью к концентрации и необдуманными действиями. Импульсивные люди больше ориентированы на быстрый результат и более склоны к принятию рисков, и поэтому они могут меньше беспокоиться о цене одновременного выполнения нескольких дел, говорят ученые.

Многозадачность же с учетом разговоров по телефону за рулем в значительной мере была связана со стремлением к острым ощущениям. Некоторые делают сразу по несколько дел, потому что это дает им больше стимула, так интереснее, труднее и менее скучно, хотя это и может пойти на вред общему результату.

Два профессора университета Юты, Дэвид Санбонматсу и Дэвид Стрэйер и автомобильный симулятор, который они использовали в части своего исследования о использовании сотового телефона во время управления автомобилем. В ходе нового исследования Санбонматсу и Стрейер выявили, что люди, которые наиболее часто прибегают к одновременному выполнению нескольких дел имеют наименьшие к этому способности. Это относится и к тем, кто разговаривает по телефону, управляя автомобилем.

Человек зачастую делает сразу два дела одновременно. Студенты совмещают конспектирование лекций с чтением книг или светскими беседами со своими соседями по парте, домашние хозяйки могут готовить еду или убираться в квартире и при этом разговаривать по телефону, автолюбители успешно совмещают вождение автомобиля с разговором по мобильному (причем зачастую в нарушение правил — без использования гарнитуры Hands Free). Но попытка добавить к этим двум делам еще и третье не удастся: как показали французские ученые в своей статье в новом номере журнала Science , мозг будет блокировать это действие.

Конечно, представительницы прекрасного пола могут возразить, что одновременно с разговором по телефону с подругой и помешиванием супа они могут еще, скажем, причесываться.

Но в данном случае это действие будет произведено на автоматическом уровне, ведь оно не будет требовать сложной работы мозга в отличие от, скажем, создания красивой стильной прически. Так же и разговаривающие за рулем по мобильному телефону водители могут при этом курить, но и этот процесс будет происходить «на автомате», а процесс стряхивания пепла или тушения бычка неминуемо попадет или на паузу в разговоре, или на остановку на светофоре, но никак не на перестроение или другой сложный маневр.

Алгоритм того, как мозг человека воспринимает одновременное выполнение сложных задач, Сильвен Шаррон и Этьен Кошлен из Национального института Франции по вопросам охраны здоровья и медицинским исследованиям в Париже экспериментально установили на примере 32 молодых людей — 16 мужчин и 16 женщин в возрасте от 19 до 32 лет.

В ходе эксперимента его участники, чей мозг подвергался сканированию методом магнито-резонансной томографии (МРТ), выполняли умственные задачи по сравнению букв. Первая задача заключалась в том, что участникам эксперимента по очереди демонстрировались буквы из слова tablet. Для получения награды испытуемые должны были правильно ответить на вопрос, были ли показаны две предыдущие буквы в том порядке, в каком они находятся в слове. Вторая задача состояла в том, что участники эксперимента должны были отметить, какими были две последние показанные буквы, строчными или прописными.

При этом правильное выполнение задач поощрялось денежным вознаграждением.

Результаты МРТ показали, что при выполнении только одной задачи у человека происходит активная работа обоих полушарий головного мозга. Когда добавлялась вторая задача, то мозг разделял обязанности между двумя полушариями: левое полушарие отвечало за одну задачу, а правое независимо решало другую.

В случае появления третьей нетривиальной задачи, она игнорируется префронтальной корой головного мозга.

Так, ни один из участников эксперимента, когда к предложенным двум задачами добавилась еще одна, заключавшаяся в определении цвета демонстрируемых букв, не смог выполнять все три задания одновременно.

«Решение трех задач ограничено тем, что мозг человека состоит только из двух полушарий, поэтому оно представляет собой проблему», — утверждает один из авторов работы, Этьен Кошлен.

В своей статье в Science Шаррон и Кошлен пишут, что установленное ими разделение двух задач по двум разным полушариям мозга «может прояснить некоторые имеющиеся ограничения в способности человека принимать решение или высказывать свою точку зрения».

Отдельное внимание стоит обратить на то, что все результаты, полученные учеными в ходе данного исследования, являются одинаковыми как для мужчин, так и для женщин.

Поэтому работа Шаррона и Кошлена опровергает распространенное мнение, что представительницы прекрасного пола могут быть как Юлий Цезарь и одновременно делать сразу несколько дел, в частности упоминавшиеся выше. Впрочем, способность этого римского императора одновременно делать сразу много дел теперь тоже поставлена под сомнение.

Наполеон Буонапарт родился в 1755 году на о. Корсика (Генуэзская республика). Через тринадцать лет после рождения мальчика, права на остров были проданы Людовику XV.

Большая семья Буонапарте состояла из 13 братьев, 5 из них умерли в детстве. Отец Наполеона, Карло, был видным корсиканским политиком и адвокатом, что позволило ему «выбить» от французов стипендию для своих сыновей: Наполеона и Жозефа, который готовился к духовному чину священника. Наполеону же была уготована военная карьера. Наполеон делал несколько дел одновременно В 1778 году братья переезжают во Францию, в Отёненский колледж, где прилежно изучают французский язык. Несмотря на старании, в речи Наполеона всю жизнь будет слышен Корсиканский акцент.

Обладая аналитическим умом, Наполеон добивается успехов в математике, а вот гуманитарные знания, напротив, давались Буонапарте с великим трудом, хотя он интересуется великими полководцами древности (Ю. Цезарем и А. Великим).

После колледжа Наполеон случайно поступает в Кадетскую школу (он выигрывает конкурс «Ожерелье королевы», дающий право на бесплатное поступление). В кадетской школе Буонапарте обучается тонкостям геометрии, математики и гражданского законодательства. К 1785 году Наполеон блестяще заканчивает учебу, после чего ему приходится заботиться о своих осиротевших родственниках (отец будущего полководца умирает в тот же год), пытаясь выделить им средства из скудного жалования поручика.

В период с 1785 по 1794 год Наполеон уверенно продвигается по военной карьерной лестницу, пройдя путь от самых низов до бригадного генерала.

Кризис французской политики 1799 года приводит к принятию новой конституции (1800 г.), распределяющей власть между четырьмя колоссами: Госсенатом, Трибуном, Сенатом и Законодательным корпусом. Через 2 года Буонапарте, теперь известный как Бонапарт, назначает себе пожизненные полномочия, а еще через 2 года Наполеон провозглашает себя французский императором.

Начиная с 1805 года, Бонапарт развязывает несколько военных кампаний (Прусскую, Польскую, Испано-португальскую, Саксонскую и, конечно же, русскую 1812 года). Эйфория от революции во Франции прошла, как и восхищение императором – завоевателем, отчего французский народ начинает «уставать» от военных действий, приносящих в последние года (1812-1815гг) только поражения. Начались восстания, в одном из которых (в коммуне Фонтенбло), потерпев поражение, Наполеон решается на самоубийство. Но яд, который Бонапарт всегда носил с собой, не подействовал, император был пленен и сослан на Эльбу, остров в Средиземном море. Наполеон делал несколько дел одновременно В ссылке начинают проявляться болезни Бонапарта, накопленные в течение его активных военных кампаний, что приводит к его кончине в 1821 году.

5 выбрали

Когда учебы много, а времени мало, велико искушение попробовать совмещать ее с другими делами. Например, писать курсовую и прослушивать новый музыкальный альбом. Готовиться к экзамену и параллельно болтать с подружкой. Записывать лекцию и чатиться с приятелем. В такие минуты, бывает, думаешь: "Эх, почему я не Юлий Цезарь?!" Который, как мы помним, славился умением делать несколько дел одновременно. Сегодня, кстати, день рождения великого правителя. Предлагаю в честь этого вместе подумать, как научиться делать несколько дел одновременно и стоит ли это делать.

Может ли человеческий мозг решать несколько задач одновременно? Ученые склоняются к выводу, что нет. На самом деле, мы делаем эти дела не параллельно, а переключаемся с одной задачи на другую. Так что скорость и качество выполнения обоих заданий обычно страдает.

С другой стороны, с помощью тренировок можно повысить скорость этих переключений, что в целом позволит работать быстрее. То есть в ситуации, когда вы можете сделать свои дела последовательно, лучше так и поступить – это будет эффективней. Но когда вам нужно делать одно дело постоянно (например, писать курсовую), а другое – через определенные промежутки времени (например, отвечать на телефонные звонки), умение быстро переключаться поможет эффективно расходовать время.

Кроме того, можно совмещать действия, которые не требуют нашего полного внимания и сосредоточения, то есть то, что мы делаем "на автомате". Например, моя знакомая преподавательница музыки рассказывала, что в юности иногда ставила на пюпитр вместо нот "Три Мушкетера" и проигрывала заученные произведения, читая книжку. Или возьмем распространенный пример из жизни: многие водители совершенно спокойно совмещают вождение автомобиля с разговором по телефону. Впрочем, только до тех пор, пока движение идет спокойно. Если на дороге возникает какая-то нелинейная ситуация, требующая большей концентрации внимания, водитель немедленно отвлечется от разговора.

Чтобы повысить свою многозадачность в делах, не требующих полной концентрации, нужно научиться распределять внимание. Для этого существует ряд упражнений. Например, писать одновременно левой и правой рукой разные слова. Руки будут пытаться синхронизироваться, что серьезно усложнит задачу. Или считать вслух от одного до 50, одновременно записывая цифры в обратном порядке – от 50 до одного. Рисуйте разными руками круги в разные стороны, а для усложнения описывайте какую-нибудь фигуру ногой. Существует даже такое направление как несимметричная гимнастика, в рамках которой разные части тела выполняют различные движения. Таким образом человек не только развивает тело, но и тренирует мозг контролировать сразу несколько действий.

Польза или вред?

Стоит ли применять многозадачность в учебе? Вопрос неоднозначный. В большинстве случаев, совмещая умственную работу с другой деятельностью, мы отвлекаемся и, в результате, скорость и качество работы только страдает. Хотя бывают и исключения. Например, некоторым людям комфортно запоминать информацию под музыку. Более того, услышав ту же мелодию, они сразу вспоминают, что под нее учили.