Основные правила конструктивной критики. Искусство критики

Геннадий Владимирович Старшенбаум, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт высшей категории, профессор Института психоанализа при МГУ, где он ведет несколько учебных курсов.

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.

2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.

4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.

6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.

7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь - сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10-30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.

11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.

14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.

15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».

Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.

Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.

Формы конструктивной критики

Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.

Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас - не получилось»;

Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;

Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;

Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;

Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;

Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;

Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;

Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;

Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;

Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;

Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;

Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;

Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;

Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;

Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;

Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;

Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;

Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;

Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;

Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».

Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.

Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.

Как воспринимать критику

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.

Критика в мой адрес - мой личный резерв совершенствования.

Критика - это форма помощи для устранения недостатков в работе.

Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.

Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.

Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.

Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.

Центральный принцип конструктивного восприятия критики - «все, что я сделал, можно делать лучше».

Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.

Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум - как исправить положение.

Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.

Первый шаг правильного восприятия критики - ее фиксация, второй - осмысление под углом зрения пользы для дела, третий - исправление недостатка, четвертый - создание условий, исключающих его повторение.

Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

Когда критика в ваш адрес отсутствует - это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.

Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.

Критика возможных негативных последствий принятых мною решений - предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.

Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, - искажать факты ради оправдания.

Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний - показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.

Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я - сильная личность.

Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.

Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.

Признать критику - это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.

Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.

Хвалить легко - гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие возможные варианты несложных критических оценок.


Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.

2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.

4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.

6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.

7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь - сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10-30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.

11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.

14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.

15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».

Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.

Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.

Формы конструктивной критики

Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.

    Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас - не получилось»;

    Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;

    Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;

    Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;

    Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;

    Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;

    Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;

    Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;

    Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;

    Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;

    Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;

    Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;

    Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;

    Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;

    Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;

    Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;

    Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;

    Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;

    Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;

    Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».

Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.

Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.

Как воспринимать критику

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.

Критика в мой адрес - мой личный резерв совершенствования.

Критика - это форма помощи для устранения недостатков в работе.

Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.

Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.

Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.

Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.

Центральный принцип конструктивного восприятия критики - «все, что я сделал, можно делать лучше».

Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.

Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она вызвана, максимум - как исправить положение.

Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.

Первый шаг правильного восприятия критики - ее фиксация, второй - осмысление под углом зрения пользы для дела, третий - исправление недостатка, четвертый - создание условий, исключающих его повторение.

Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

Когда критика в ваш адрес отсутствует - это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.

Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.

Критика возможных негативных последствий принятых мною решений - предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.

Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, - искажать факты ради оправдания.

Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний - показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.

Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я - сильная личность.

Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.

Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.

Признать критику - это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.

Даже если критикующий ошибается, не следует торопиться давать ему отповедь: для вовлечения других в сферу критики полезно поддержать его попытку критически разобраться в деле.

Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.

Критика – индивидуальное или коллективное выражения мнения, суждения, оценки поступка, образа мыслей, поведения индивида или группы людей с акцентом на недостатки.

Конструктивная критика – критика, в которой помимо указания на недостатки содержит возможные способы их устранения; носит позитивный характер.

Основными правилами критики являются следующие:

1. Начинать критику всегда нужно с похвалы, с признания истинных достоинств критикуемого и только после этого можно перейти к предмету критики. Разговор-критика должен включать в себя три части. Первая часть разговора нацелена на создание благоприятного настроя на восприятие критики. Если вы вызвали провинившегося подчиненного на беседу, то независимо от своего эмоционального состояния, должны дружелюбно поздороваться и начать разговор с положительных личных и деловых характеристик приглашенного. Вслед за этим переходите к анализу допущенной ошибки, просчета и делайте надлежащие выводы, применяйте необходимые санкции. Затем вновь скажите о достоинствах критикуемого, выразите надежду, что подобный проступок больше не повторится. По психологическому закону первой и последней фразы, именно они остаются в памяти, а, следовательно, формируют мотивацию.

2. Не отвергайте чужое мнение, только потому что вы с ним не согласны. Не заявляйте категорично о том, что человек не прав. Каждый видит окружающий мир по-своему и имеет право на собственное мнение.

3. Готовясь критиковать другого, вспомните про свои недостатки и свои ошибки, когда, возможно, вы были на его месте. Если это поможет сгладить ситуацию, то вспомните эти ситуации, это позволит смягчить восприятие критики, сделает ненужной защиту оппонента, сблизит вас с критикуемым, поскольку и вам «ничто человеческое не чуждо».

4. Никогда не критикуйте личность критикуемого, сосредоточьте своей внимание только на проступке.

5. Позвольте критикуемому спасти свой престиж.

6. Создайте впечатление, что совершенная ошибка является легко исправимой.

7. Добивайтесь, чтобы люди сами хотели внести те поправки, которые вы предлагаете.

8. Делайте акцент на главном, не отвлекайтесь на мелочи.

9. Критикуйте лишь по данному конкретному поводу, не нужно вспоминать прошлые ошибки.

10. Старайтесь ограничить слова обвинения и сделать акцент на конструктивные предложения.

11. Не стоит надеяться на логику, если критикуемый находится в состоянии эмоционального возбуждения: он вас не услышит. Делайте психологические паузы, чтобы снизить напряженность.

12. Не забывайте, что у вас есть лишь одна минута, чтобы быть услышанным, потому что после этого оппонент переключит свое внимание на поиск аргументов, опровергающих ваши критические замечания. Старайтесь именно за эту минуту сказать самое главное.

13. Не требуйте немедленного признания ошибок, согласия с вашей позицией. Дайте критикуемому время, чтобы он был психологически готов это сделать.

14. Не критикуйте на публике, чтобы не задеть самолюбия вашего оппонента.

15. Старайтесь использовать разные формы критики в соответствии с индивидуальностью критикуемого и обстоятельствами. Критика может быть выражена как: упрек, сопереживание, озабоченность, удивление, ирония, намек, требование, замечание, вызов, опасение, надежда, аналогия, похвала, подбадривающая критика, безразличие и т. д.

Как реагировать на критику:

1 этап. Уточнение деталей (выяснить, что не нравится)

2 этап. Признание критики

А) если полностью согласны, то вы признаете критику, говорите, что неправы в следующий раз исправитесь и благодарите;

Б) если не полностью, то все же согласиться, но объяснить, объяснить, почему вы поступаете чуть иначе;

В) согласиться, с чем можно, а потом объяснить с чем не согласен и почему.

Грамотный ответ на критику:

    Даже если вы не согласны с критикующим, и его действия вас раздражают, нужно отвечать тихо и медленно (спокойно), иначе подумают, что критика имеет основание;

    Отвечая на замечание лучше обращаться не к критикующему, а у аудитории;

    Не стоит злиться или обижаться, если критик сделал резкий выпад;

    В самом начале ответа на критику стоит заметить, что в чем-то ваши мнения сходятся;

    Ответ на критику должен быть последовательным и логичным, нужно приводить контраргументы;

    Правильно настроиться на критику, как на желание других улучшить вашу работу.

Данные советы помогут Вам проще воспринимать и реагировать на критику, а также помогут Вам в тех ситуациях, когда в качестве критика будете выступать Вы сами.

Конструктивная критика - указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм.

В процессе профессиональной деятельности многие сотрудники сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желанием высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т. д. Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с задачей критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных. В необходимости критического разбора работы сотрудников состоит одна из специфических функций руководителя любого ранга. Если он в силу каких-либо причин отказывается от ее выполнения, то это может стать прямым путем к снижению исполнительности и дисциплины во вверенном ему подразделении. Вряд ли существует какой-либо коллектив, деятельность которого настолько безупречна, что не нуждается в критических замечаниях со стороны руководителя.

С другой стороны, человеческая психика устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Выполнение руководителем функций критического разбора деятельности и поведения сотрудников является зачастую источником обид, взаимных упреков, обострения отношений. Иногда одним из критериев отнесения руководителя к разряду так называемых «трудных» может быть именно выполнение критической оценки.

Многие специалисты, даже не находясь формально в ранге руководителя, должны выполнять ряд организационных, контрольных функций, связанных с необходимостью критического разбора выполняемых другими сотрудниками задач. Кроме того, в процессе совместной работы, совещаний, переговоров у одной стороны возникают претензии к другой стороне, к внешнему окружению. Причем критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходимость определяется отклонениями от формальных, организационно регламентированных процессов профессиональной деятельности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо инструктивных предписаний. Если подобная взаимосвязь действий и регламентов не просматривается, то в этом случае можно говорить о субъективной необходимости критики. Другими словами, она определяется личностным восприятием руководителя (или другого критикующего лица) той или иной производственной ситуации. Субъективная критика может быть вызвана несоблюдением кем-либо этических норм и правил поведения.

Зачастую критика становится самоцелью, при этом человек не задумывается над ее результатами и позитивным влиянием на сложившуюся ситуацию. В данном случае критика служит средством снятия нервного напряжения, причем критикующей стороной но учитывается, каким образом это сказывается на критикуемом.

Вышесказанное указывает на то, что критика является достаточно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям.

Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны определенные правила, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно. Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.

Во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы. На рис. 9.2 представлены основные правила критики и их рекомендуемая последовательность.

Нарушение такой последовательности может привести к снижению эффективности восприятия критики.

Ответ на вопрос «имеете ли вы право критиковать?» зависит в основном от той профессиональной роли, которую выполняет критикующий в рамках той или иной организации. Если по своим профессиональным функциям, дополнительно закрепленным за вами полномочиям вы не наделены правом критического разбора деятельности других сотрудников, лучше откажитесь от критики в чей-либо адрес. Она вряд ли будет воспринята конструктивно и по-деловому. Но в любом случае, если вы решаетесь на критическую оценку своих коллег, соблюдайте приведенные правила Они снижают вероятность того, что критикуемая сторона включит «защитный барьер» и ваши усилия вызовут у нее раздражение и обиду.

Приведенные правила могут предусматривать некоторые исключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана критика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотрудника.

Практически каждый человек в течение жизни неоднократно сталкивается с необходимостью воспринимать критические замечания в свой адрес. Даже в том случае, если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Это предопределено объективными особенностями человеческой психики. Причем воспринимать критику в процессе всей своей профессиональной деятельности приходится гораздо чаще, чем самому направлять критические замечания в чей-либо адрес. Даже руководящая должность предполагает в определенных случаях наличие вышестоящего руководства. Кроме того, многие люди из нашего внешнего окружения нередко испытывают субъективное желание критически оценить наши действия.

Но в любой ситуации мы должны стараться сохранить уверенность в себе, внутреннее и внешнее психологическое спокойствие, не позволять ненужным эмоциям управлять нашим поведением. При этом до конца устранить негативное воздействие критики на собственное психическое состояние вряд ли возможно. Исходя из этого, следует порекомендовать некоторые принципы восприятия критики, пропуская которые через собственное сознание, можно снизить остроту рассматриваемой проблемы и реагировать на критику достаточно адекватно.

Таким образом, под восприятием критики следует понимать целостное мыслительное отражение человеком критических замечаний в свой адрес. Проводя критические высказывания через собственное сознание определенным образом, по определенным принципам восприятия, можно тем самым нивелировать болезненность внутренней ответной реакции.

Говоря о принципах восприятия критики, будем предполагать, что ситуация осложняется незнанием или неиспользованием (неосознанным или сознательным) критикующей стороной этических правил, которые рассмотрены ранее.

Восприятие критики должно быть направлено на то, чтобы убедить нас в принципиальном отсутствии бесполезных критических замечаний, - любая критика является формой помощи (пусть даже несколько специфической) в решении возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем. Как уже отмечалось, зачастую критикующая сторона выбирает не совсем подходящие с этической точки зрения способы разбора наших действий. Эффективное восприятие критики предполагает абстрагирование от того, кто критикует и в какой форме. В любом случае следует выделить в критических замечаниях их деловую сущность и рациональное «зерно».

Центральный принцип конструктивного и делового восприятия критики - отказ от навязчивого психологического стереотипа, заставляющего нас считать все то, что мы делаем, нормальным и не нуждающимся в совершенствовании. Следует рассматривать как наиболее ценную критику ту, которая направлена на обозначение несовершенства вещей, казавшихся приемлемыми. Всегда можно делать ту или иную работу лучше - постарайтесь принять эту точку зрения с позиции критикующей стороны. Воспринимайте любую критику с благодарностью (как бы это ни казалось трудным и неестественным), ведь критикующий вас человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. При этом он высказывает свое отношение к вашим действиям открыто, а не у вас за спиной. Таким образом, критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне, к той проблеме, которая является предметом оценки.

В данном разделе выделены основные принципы восприятия критики, не претендующие на полный охват всех возможных способов усиления конструктивной составляющей при критическом разборе какой-либо ситуации.

Проблема критики достаточно сложна и неоднозначна. Она может быть причиной не только обострения отношений внутри какого-либо коллектива, но и средством улучшения отдельных сторон профессиональной деятельности, повышения исполнительности сотрудников и их дисциплины. Все это требует знания правил и приобретения навыков обеими сторонами процесса критического разбора производственных ситуаций. Этика деловых отношений подразумевает проявление взаимного уважения, учет особенностей психологической реакции людей на различные отклонения от обыденного хода рабочего процесса и взаимоотношений в его рамках.

Контрольные вопросы к главе 9

    Как следует понимать хронологический принцип группировки правил подготовки к выступлению?

    Что может включать предварительная отработка навыков риторики?

    Какой должна быть структура выступления?

    Каковы целесообразные, формы использования цифрового материала?

    Каким образом следует совершенствовать навыки поведения во время выступления?

    Что подразумевает хронологический принцип классификации этапов подготовки и проведения деловой беседы?

    Какова последовательность и взаимосвязь действий, направленных на реализацию подготовки и проведения деловой беседы?

    В чем состоит информационная подготовка к деловой беседе?

    Раскройте основные этапы и сущность моделирования хода деловой беседы.

    Каковы главные задачи начального этапа деловой беседы?

    Назовите цели и раскройте сущность собеседования.

    Что должен уметь интервьюер при проведении собеседования?

    Назовите наиболее характерные ошибки интервьюера при проведении собеседования.

    На какие три вопроса должен получить ответ интервьюер в результате проведения собеседования?

    Назовите виды служебных совещаний и основные требования к определению их целей.

    Каковы этические нормы выбора времени и места совещания? Раскройте основные рекомендации по оснащению помещения для служебных совещаний.

    Каковы правила выбора состава и числа участников совещания? В чем заключаются методы переменного состава участников совещания и телефонного расстояния до участников совещания?

    Какие существуют способы обеспечения активности участников совещания?

    С какой целью проводятся переговоры?

    Охарактеризуйте стадии и этапы деловых переговоров.

    Раскройте сущность основных подходов ведения переговоров.

    Приведите правила техники ведения деловых переговоров.

    В чем заключаются нечестные приемы ведения переговоров?

    Перечислите правила, помогающие убедить партнера по переговорам.

    Объясните место и значение критики в процессе профессиональной деятельности.

    В чем выражается значимость правил критики?

    С чего должна начинаться беседа, содержащая элементы критики?

    Назовите этические нормы проявления уважения к личности критикуемого.

    Какова последовательность практического применения правил критики в процессе беседы?

    Какое значение имеют правила восприятия критики и каковы формы их практического использования?

    Назовите основные принципы восприятия критики.

Практические задания к главе 9 Задание 9.1

ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ СОБЕСЕДНИК»*

* Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. С. 342 - 343.

1) внимательно ознакомьтесь с предлагаемыми вариантами ситуаций;

    отметьте в ней ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение, досаду и раздражение при беседе с любым человеком (товарищем, непосредственным руководителем, случайным собеседником и т. д.);

    подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение (25 ситуаций - 100%);

    сделайте выводы;

    подумайте о путях совершенствования своей способности слушать собеседника.

    Собеседник не дает шансов высказаться. У меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

    Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

    Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушает ли он меня.

    Разговор с собеседником часто вызывает чувство пустой траты времени.

    Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова.

    Собеседник не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

    Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

    Чтобы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

    Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

    Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.

    Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

    Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

    Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

    Собеседник при разговоре сосредоточен, но занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. п., и я твердо уверен в том, что он при этом невнимателен.

    Собеседник делает выводы за меня.

    Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

    Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

    Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

    Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

    Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

    Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

    Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

    Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.

    Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

    Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросами: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»

Ежедневно мы выдерживаем критику со стороны многочисленных людей. Оценке подвергаются поведение, высказывания, внешний вид и т. д. И не всегда эта оценка бывает приятной. Если многозначительные взгляды незнакомого человека можно проигнорировать, то высказывания родственников или друзей порой воспринимаются весьма болезненно. Однако и сами мы также оцениваем других людей. Как же высказывать свое мнение правильно, чтобы не вызвать негативных эмоций?

Критика и ее виды

Иметь свое мнение и высказывать его вслух – нормальное явление. Именно это и называется критикой. Главное – то, каким образом она преподносится. Конструктивная критика направлена на то, чтобы принести пользу, указать на ошибки и способы их исправления. Ее выражают в форме советов, объективного анализа, рекомендаций. Деструктивная критика – это тоже способ дать оценку, но он не несет в себе никакой пользы. Этот метод применяют для того, чтобы человек вышел из себя и под действием сиюминутных эмоций отказался от своих планов.

Принципы конструктивной критики

  • Объективность. Высказывайте свое мнение, но не претендуйте на то, что оно единственно верное.
  • Конкретность. Акцентируйте внимание на конкретных моментах, а не на всей работе в целом.
  • Аргументированность. Покажите, на чем основана ваша оценка, обосновывайте свое мнение.
  • Опыт и практика. Примеры из личной жизни очень показательны. Расскажите, как вы избежали ошибок или исправили их.
  • Профессионализм. Если вы хорошо разбираетесь в том вопросе, который критикуете, то к вам будут прислушиваться. В противном случае рискуете прослыть дилетантом.
  • Отсутствие перехода на личности. Критикуйте работу, а не человека, проявляйте уважение к оппоненту.
  • Акцент на плюсах. Указывая на недостатки работы, не забудьте сказать о ее достоинствах.

Как правильно критиковать

Когда даете оценку действиям другого человека, важно, чтобы он услышал то, что вы хотите сказать. В этом помогут правила конструктивной критики:

  1. Высказывайте свое мнение, когда находитесь один на один с человеком. Уважайте оппонента, не делайте его промахи достоянием общественности.
  2. Предложите варианты решения проблемы. Помогите советом или делом, иначе смысл критики будет неясен.
  3. Будьте спокойны. На агрессивные высказывания оппонент ответит агрессией.
  4. Оценивайте работу своевременно. Если конструктивная критика будет высказана спустя длительное время, вас посчитают склочным, злопамятным человеком.
  5. Чередуйте негативные моменты с похвалой. Человек почувствует, что его ценят, несмотря на допущенные ошибки. Он будет стараться оправдать доверие и не допустит в будущем подобных ошибок.
  6. Критика – это диалог. Дайте высказаться оппоненту. Возможно, он не мог повлиять на ситуацию, которая привела к ошибкам.
  7. Нельзя критиковать, ссылаясь на других. Отвечайте за свои слова, иначе вас обвинят в распространении сплетен.
  8. Когда причины ошибок и пути решения найдены, оставьте этот вопрос. Не нужно постоянно напоминать оппоненту о его промахах.
  9. Если оппонент раздражен и неспособен адекватно воспринимать ваши слова, отложите разговор на некоторое время.

Сферы применения конструктивной критики

Давать оценку не так просто, как кажется. Порой даже очень сдержанный критик может потерять самообладание и быть излишне эмоциональным. Но есть сферы, в которых деструктивная критика недопустима ни в коем случае.

Первая касается отношений руководитель-подчинённый. С помощью конструктивной критики необходимо корректировать действия сотрудника. В противном случае человек будет работать плохо, и его придется уволить.

Другая сфера – воспитатель (родитель, учитель) – ребенок. Деструктивная критика снижает самооценку маленького человека. Если ребенку постоянно говорят, что он все делает плохо, то он вырастает в слабую, неуверенную в себе личность.

Третья сфера – обучение. Конструктивная критика учителя направляет обучающегося, помогает устранить ошибки и получить новые знания. Негативная оценка дает обратный эффект – желание обучаться пропадает, знания не усваиваются.

Примеры конструктивной критики

Как просто высказать свое мнение под действием эмоций... Результатом деструктивной критики становятся обида и нежелание слушать. Но можно сказать одно и то же разными словами. Рассмотрим несколько примеров.

  • «О чем вы думали, когда писали отчет? Это никуда не годится! Немедленно все переделайте!»

Никому не нравится грубый начальник. Лучше сказать о недочетах по-другому:

  • «Иван Иванович, вы хороший специалист, но цифры в последней колонке отчета неверны. Исправьте их, пожалуйста. Надеюсь, вы проявите больше внимательности в следующий раз. Ваша исполнительность и ответственность – ценные качества для нашей компании».

  • «Зачем ты надела это ужасное платье? У него плохой цвет, и оно висит на тебе, как мешок».

После такой фразы ссора с подругой обеспечена. Лучше перефразировать:

  • «Мне очень понравилось платье, которое ты надевала в выходные. Оно хорошо подчеркивает фигуру, и цвет к лицу. А этот наряд слишком бледный для тебя. К тому же у тебя красивая фигура, а это платье ее скрывает».

  • «Хам! Вы и пары слов связать не можете! Несете какую-то чушь!»

Спор в рабочей обстановке перерастет в ссору, если оба оппонента несдержанны. Лучше сказать:

  • «Не нужно грубить. Думаю, вам стоит извиниться. В следующий раз не спешите с ответом. Вы слишком эмоциональны. Сначала успокойтесь, посоветуйтесь, потом выскажете свое мнение».

Как нельзя реагировать на критику

  1. «Меня раскритиковали, значит, у меня ничего не получится». Заниженная самооценка – первый шаг к неудаче. Даже если результат проделанной работы оказался неидеальным, это не повод впадать в уныние. Нужно всегда верить в себя, а критика поможет исправить положение.
  2. «Со мной говорили слишком эмоционально, значит, я все делаю плохо». Важна не столько форма подачи оценки, сколько ее содержание. И конструктивная, и деструктивная критика может быть высказана слишком эмоционально. Все дело в человеке, который озвучивает свое мнение. Здесь важно отбросить ненужные эмоции и услышать полезные рекомендации.
  3. «Меня критикуют. Надо срочно ответить». Мгновенная реакция на оценку – это не всегда хорошо. Если критика была деструктивной, оппонент говорил на повышенных тонах, то есть риск того, что вас втянут в это эмоциональное состояние, и результатом общения станет ссора. Лучше взять перерыв, успокоиться и продумать свой ответ.
  4. «Если меня критикуют, значит, придираются». Рассматривайте оценку других людей как помощь, а не как способ вывести вас из равновесия. Раскритиковали? Не страшно. Теперь вы знаете, как делать нельзя, и не допустите ошибок в будущем.
  5. «Мне все равно, что меня критикуют». Отсутствие реакции на оценку - это так же плохо, как и мгновенный ответ. Подумайте, что кроется за критикой? Может быть, вам грозит опасность, и оппонент предупреждает об этом.
  6. «Я расстроен из-за критики, поэтому не могу ничего делать». Не стоит воспринимать близко к сердцу оценку других людей. Конструктивная критика дает возможность избежать ошибок или исправить их. Главное – поменьше эмоций во время принятия решения.
  7. «Меня критикуют, потому что я не нравлюсь/поссорился/мне завидуют…» Поиск мотивов может привести к обратному результату. Пока вы ищете причины возникновения критики, время на исправление ошибок будет упущено. Важнее понять, что говорят, а не то, зачем это делают.
  8. «Все меня критикуют, потому что ничего не понимают». Если одну и ту же оценку дают разные люди, задумайтесь, возможно, вы делаете что-то неправильно.
  9. «Мне ничего не говорят, значит, я все делаю правильно». Критика не всегда бывает явной. Например, подчиненный или малознакомый человек не может высказаться открыто. Однако какие-то действия или слова могут являться скрытой критикой. Важно увидеть ее и предпринять действия, если в оценке преобладает здравый смысл, а не эмоции.

Критикуйте правильно. Но если есть возможность, лучше удержитесь от высказываний. Критика может больно ранить и разрушить хорошие отношения.