Человек и окружающая среда: причины и последствия влияния прогресса на природу. Виды негативного воздействия на окружающую среду и платежи за него Как называется воздействие человека на окружающую среду

Нормативы природоохранного законодательства действуют во всех регионах РФ еще с 2002 года. Но в 2016 году ФЗ № 7 претерпел некоторые изменения. Как следует из законодательных положений, все юр. лица и ИП, использующие в своем хозяйствовании объекты НВ (неблагоприятно влияющих на природу), обязаны пополнять Государственную Казну соответствующими отчислениями (НВОС). Плата за негативное воздействие на окружающую среду – это обязательный ежегодный взнос природопользователей, характеризующийся как покрытие ущерба, нанесенного природе и экологии страны вследствие использования объектов НВ в своем хозяйствовании. Обязанность производить обязательные отчисления в Казну установлена статьей 16 ФЗ № 7.

Понятие возмещения за засорение природы подразумевает финансовые отчисления природопользователями в бюджет страны, выступающими в качестве возмещения ущерба от нанесения ими экологического вреда. Плата производится один раз в год либо каждый квартал, в зависимости от формы собственности компании. Установленные взносы направлены на побуждение юр. лиц и ИП принять соответствующие меры по снижению степени неблагоприятного влияния, исходящего от использования объектов НВ, в том числе воздвижение природоохранных сооружений. Федеральный закон № 7 содержит некоторые обобщенные требования в отношении взносов за негативное воздействие на окружающую среду, а также правила и периодичность их отчислений (статья 16 ФЗ № 7). Возмещения природопользователей подлежат перечислению в Государственную Казну РФ.

Руководствуясь той же статьей 16 ФЗ № 7, неблагоприятным влиянием принято считать:

  • выброс постоянными ресурсами в атмосферу радиоактивных и иных засоряющих компонентов и соединений;
  • сбросы радиоактивных и иных засоряющих субстанций в стоки, а также водоотводящие каналы;
  • сбережение и захоронение отходных материалов, полученных в ходе производственной деятельности.

За вышеперечисленные виды негативного воздействия на окружающую среду, как ФЗ № 7, так и Постановлением Правительства №255 предусмотрена плата.

Порядок подачи декларации-расчета по НВ и сроки уплаты взносов

Расчет возмещения отражается в декларации НВОС, которая подается в Росприроднадзор субъектов РФ. Срок представления документа установлен до 10 марта наступающего за периодом отчетности года. То есть декларацию-расчет за 2017 год природопользователям следует направить не позже 10 марта 2018 года.

В документе отражается расчет обязательного возмещения, срок уплаты которого определен до 1 марта наступающего за налоговым периодом года. При этом стоит указать, что плата за негативное воздействие имеет различную периодичность, в зависимости от типа хозяйствования. Например:

  1. Субъекты крупной предпринимательской деятельности должны вносить оплату ежеквартально. Срок уплаты – до 20 числа наступающего за отчетным кварталом месяца.
  2. Субъекты малой и средней предпринимательской деятельности вносят платежи раз в 12 месяцев. Срок не позже 1 марта наступающего за налоговым периодом года.
  3. Если субъект только прошел регистрацию на начало предпринимательской деятельности, не зависимо от его класса хозяйствования, он в текущем периоде платежи за негативное воздействие на окружающую среду должен внести по результатам прошедшего года, то есть до 1 марта наступающего за периодом отчетности года.

Обязанность сдачи расчета по НВОС и его уплате

Согласно правилам природоохранного законодательства уплатить НВОС и сдать декларацию обязаны все юр. лица и ИП, выполняющие свою производственную деятельность с использованием объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на экологию. С учетом степени экологического ущерба имущество НВ распределяются по категориям, соответственно и расчет взносов по ним будет отличный. Метод расчета и полученный результат отражается в декларации.

Отметим, что объекты, относящиеся к IV категории, не подлежат расчету НВОС, то есть природопользователи полностью освобождаются от уплаты взноса. Это значит, что такие объекты имеют отличительные особенности по нанесению экологического ущерба:

  • не производят радиоактивных выбросов;
  • объем загрязнений, поступающих в атмосферу, не превышает 10 тонн в год;
  • хозяйственная деятельность предприятия не влияет на засорение сточных вод.

Уровень опасности объектов определяется Росприроднадзором после проведения соответствующей оценки имущества предприятия.

Как и для всех обязательных платежей, производимых в бюджет, разработаны свои КБК на негативное воздействие на окружающую среду, которые отражают направление бюджетных средств.

За несвоевременность подачи декларации и уплаты взносов законодательством предусмотрены штрафные санкции.

Размер штрафов установлен в таком размере

  • должностные лица – от 3 000 до 6 000 рублей;
  • юридические лица – от 50 000 до 100 000 рублей.

Взносы за НВОС

Для предприятий, производящих отчисления в бюджет за экологический ущерб, предусмотрены соответствующие коды КБК, негативное воздействие на окружающую среду 2018 года будет перечисляться природопользователями по 20-тизначным кодам, приведенным в Письме Росприроднадзора № АС-06-01-36/6155 от 11 апреля 2016 года.

Таблица. КБК по НВОС.

В заключении отметим, что основная задача законодателей в отношении платы за НВОС – это стимулирование предприятий беречь и восстанавливать природоохранные объекты. Помимо этого расчет платы регулирует эффективность применения ресурсосберегающих источников.

Большую тревогу практически во всех странах мира вызывает угроза загрязнения окружающей среды - одного из проявлений необратимого нарушения равновесия между человеком и природой. Воздействие материального производства на природу стало столь интенсивным, что ей не удается за счет собственных сил и механизмов компенсировать нарушения экологического равновесия.
Угрожающе растет загрязнение атмосферы и воды промышленными выбросами. Главные источники выбросов в атмосферу - производство и потребление энергии. За 1970-2000 гг. темпы прироста общих выбросов несколько сократились, но абсолютные их размеры растут и достигают огромных объемов - 60- 100 млн т взвешенных частиц, окисей азота, серы, 22,7 млрд т двуокиси углерода (1990 г. - 16,2 млн т.). В связи с этим в последние десятилетия значительно возросла концентрация газов, твердых взвешенных частиц в атмосфере, а также химических элементов, уменьшающих озоновый слой. Концентрация газов, вызывающих парниковый эффект, - метана, азота, соединений углерода - существенно увеличилась. До промышленного переворота концентрация парниковых газов оставалась относительно стабильной (0,0028% объема атмосферы). В последнее время она составляет 0,036%, что вызвано различными видами производственной деятельности. Считается, что парниковые газы сохраняются в атмосфере сто и более лет.
Серьезной проблемой окружающей среды является риск изменения климата. Климат Земли был относительно устойчив, изменения температуры в течение века не превышали 1° С. В ХХ в. по сравнению с шестью веками климат потеплел - температура повысилась на 0,5°. Земные и водные экологические системы, социоэкологические системы (сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство и водные ресурсы) жизненно важны для развития человека, и все они чувствительны к изменению климата. Повышение температуры может привести к дальнейшему повышению уровня океана, который за последнее столетие поднялся на 10-25 см. Но поскольку более трети человечества живет на расстоянии 60 км от береговой линии, то число людей, которые окажутся на положении переселенцев, может достичь беспрецедентных масштабов.
Возникла угроза разрушения озонового слоя в нижних слоях атмосферы. Происходит загрязнение водных систем и почвы. В последние годы на полях рассеивается около 150 млн т минеральных удобрений в год и свыше 3 млн т ядохимикатов. С увеличением числа находящихся в окружающей среде различных видов химических соединений возникает реальная угроза их совместного действия в результате взаимных реакций с участием непредусмотренных катализаторов. Как отмечают специалисты, даже при низких концентрациях возможно накопление отрицательных эффектов от действия различных химических соединений.
Для развития человека и его производственной деятельности жизненно необходима простая вода. Она также имеет особое значение для нормальной жизни природы. Во многих частях света наблюдаются общая нехватка, постепенное уничтожение и растущее загрязнение источников пресной воды. Это вызывается увеличением необработанных сточных вод, промышленных отходов, утратой естественных водозаборных площадей, исчезновением лесных массивов, неправильными методами ведения хозяйства и т.д. Доступ к чистой воде имеют только 18% населения (1970 г. - 33%), 40% населения страдает от ее нехватки. В развивающихся странах примерно 80% всех болезней и 1/3 смертельных случаев вызвано потреблением загрязненной воды.
Современное производство создает угрозу разрушения исходных условий жизни человека на Земле, а в ряде случаев оно перешагнуло возможный рубеж. Примером тому является разрушение ценных объектов природы, исчезновение ряда разновидностей растительного мира и некоторых видов диких животных. По оценкам, после 1600 г. исчезло свыше 100 видов птиц, беспозвоночных, млекопитающих, порядка 45 видов рыб, 150 видов растений. Уменьшение биологического разнообразия представляет серьезную угрозу развитию человеческого общества. Наличие необходимых товаров и услуг зависит от разнообразия и изменчивости генов, биологических видов, популяций и экосистем. Биологические ресурсы кормят и одевают человека, обеспечивают жильем, лекарствами, духовной пищей. Так, около 4,4% ВВП США получают за счет диких видов. Наибольшая экономическая выгода от биологического разнообразия проявляется в медицине.
Немаловажное влияние на состояние окружающей среды и природопользование оказывают аварийные ситуации техногенного характера, промышленные катастрофы. В 1984 г. в Индии 2500 человек погибло и десятки тысяч получили отравления, когда произошел выброс токсичного газа из находившегося вблизи густонаселенного квартала в Бхопале предприятия американской химической корпорации «Юнион карбайд». Двумя годами позже произошел взрыв ядерного реактора в Чернобыле. 135 тыс. человек были эвакуированы, а радиоактивное загрязнение затронуло значительную территорию. Некоторое время спустя другое происшествие на химическом заводе в Сандозе в Швейцарии стало причиной экологической катастрофы в Западной Европе.
Огромный ущерб окружающей среде наносят военные действия, применение оружия массового поражения. Во время войны во Вьетнаме американская авиация сбросила свыше 15 млн л дефолиантов. Пораженная территория в 38 тыс. кв. км на несколько десятилетий превратилась в безжизненную пустыню, свыше 2 млн человек оказались пораженными отравляющими веществами.
Ряд экономистов полагает, что если темпы экономического роста, характер хозяйственной активности, способы разрешения конфликтов сохранятся, то рост потерь может превысить выгоды данного типа развития, а это будет означать начало эры «антиэкономического» развития, ведущего к бедности, а не к богатству.
Научное осознание последствий хозяйственной деятельности относится к XVI в. и связано с именем немецкого натуралиста Г. Агриколы. Он отмечал, что в результате развития горнорудной деятельности стали портиться плодородные земли, вырубаться леса, загрязняться реки, а от рытья копей проистекает больше ущерба для людей, чем выгод от тех руд, которые из них добываются. Однако в отличие от Индии, Китая в Европе возобладали концепции Альберта Великого и Роджера Бэкона, утверждающие неограниченное господство человека над природой. Они доминировали в экономическом мировоззрении общества до последней четверти XX в.

Перед всем человечеством стоит важнейшая задача - сохранение многообразия всех организмов, живущих на Земле. Все виды (растительность, животные) тесно взаимосвязаны. Уничтожение даже одного из них приводит к исчезновению взаимосвязанных с ним других видов.

С того самого момента, как человек придумал орудия труда и стал более-менее разумным, началось его всестороннее влияние на природу планеты. Чем больше развивался человек, тем большее влияние он оказывал на окружающую среду Земли. Каким образом человек влияет на природу? Что есть положительного и что отрицательное?

Отрицательные моменты

Есть и плюсы, и минусы влияния человека на природу. Для начала рассмотрим негативные примеры пагубного :

  1. Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
  2. Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
  3. Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
  4. Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
  5. и воды разнообразными и самими людьми. К примеру, в Тихом океане существует “мёртвая зона”, где плавает огромное количество мусора.

Примеры влияния человека на природу океана и гор, на состояние пресной воды

Изменение природы под влиянием человека очень существенно. Сильно страдают флора и фауна Земли, загрязняются водные ресурсы.

Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности океана. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем.

Ежегодно течения океана приносят миллионы тонн мусора. Это самая настоящая катастрофа.

Негативное влияние оказывает и вырубка лесов на склонах гор. Они становятся голыми, что способствует возникновению эрозии, как следствие, происходит разрыхление почвы. А это приводит к разрушительным обвалам.

Загрязнение происходит не только вод океанов, но и пресной воды. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов.
А заражены пестицидами, химическими удобрениями.

Ужасные последствия разливов нефти, добычи полезных ископаемых

Всего лишь одна нефтяная капля приводит к непригодности примерно 25 литров воды для питья. Но это не самое страшное. Довольно тонкая пленка нефти покрывает поверхность огромной площади вод - примерно 20 м 2 воды. Это губительно для всего живого. Все организмы под такой пленкой обречены на медленную смерть, потому что она препятствует доступу кислорода в воду. Это тоже прямое влияние человека на природу Земли.

Люди добывают полезные ископаемые из недр Земли, сформировавшиеся за несколько миллионов лет, - нефть, уголь и проч. Такие промышленные производства вместе с автомобилями выбрасывают в атмосферу углекислый газ в огромных количествах, что приводит к катастрофическому уменьшению озонового слоя атмосферы - защитника поверхности Земли от несущего смерть ультрафиолетового излучения от Солнца.

За период последних 50 лет температура воздуха на Земле возросла всего лишь на 0,6 градуса. Но это очень много.

Такое потепление приведет к повышению температуры Мирового океана, что будет способствовать таянию полярных ледников в Арктике. Таким образом, возникает самая глобальная проблема - нарушается экосистема полюсов Земли. Ледники - это самые главные и объемные источники чистой пресной воды.

Польза людей

Надо отметить, что люди приносят и определенную пользу, и немалую.

Надо и с этой точки зрения отметить влияние человека на природу. Положительное заключается в мероприятиях, проводимых людьми для улучшения экологии окружающей среды.

На многих обширных территориях Земли в разных странах организованы заповедные территории, заказники и парки - места, где все сохраняется в первозданном виде. Это самое разумное влияние человека на природу, положительное. В таких заповедных местах люди способствуют сохранению растительного и животного мира.

Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор.

Также люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать

В больших масштабах проводятся и мероприятия по высадке многообразной растительности.

Способы решения возникающих проблем в природе

Для решения проблем необходимо и важно в первую очередь активное влияние человека на природу (положительное).

А что касается биологических ресурсов (животных и растений), то их следует использовать (добывать) таким образом, чтобы в природе всегда оставались особи в количествах, способствующих восстановлению прежней численности популяций.

Также необходимо продолжить работы по организации заповедников и посадке лесов.

Проведение всех этих мероприятий по восстановлению и улучшению окружающей среды - влияние человека на природу положительное. Все это необходимо во благо самого себя.

Ведь благополучие жизни человека, как и всех биологических организмов, зависит от состояния природы. Сейчас перед всем человечеством стоит самая главная проблема - создание благоприятного состояния и устойчивости среды жизни.

1) Экoномический механизм охраны oкружающей среды имеет неcколько cоставляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лeсного фонда и другими прирoдными ресурсами в видe налогов, арендной платы и иных фoрм, предусмотренных зaконом в зависимости от права на использование природного ресурса. Во-вторых, законом предусматривается порядок возмещения вреда окружающей среде и отдельным природным ресурсам - имущественная ответственность. В-третьих, административная ответственность предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и прирoдопользования. В-чeтвертых, законом предуcмотрено также взимание нeналоговых платежей, в частности платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является также видом ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

разрaботка государственных прoгнозов сoциально-экономического рaзвития на основе экологических прогнозов;

разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

уcтановление лимитoв на выбросы и сбросы загрязняющих вeществ и микроoрганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;



проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при оcуществлении иных эффeктивных мер по охране oкружающей среды в cоответствии с законодательством РФ;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

К видaм негативного вoздействия на окружающую cреду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружaющую среду oпределяется федеральными зaконами. Порядок иcчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Для привлeчения к имущественной oтветственности в связи с нaрушением законодательства в области охраны окружающей среды определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей cреде, утвeржденными органами иcполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Объeкты, оказывающие негативное вoздействие на окружающую cреду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

"Понятие экономического механизма природопользования обычно формулируется в литературе с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что, безусловно, является его приоритетными задачами.

Вместе с тем регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере прирoдопользования, обеспечение уcловий для вовлечения прирoдных ресурсов в хoзяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития.

В cоответствии с Федеральным зaконом "Об охране oкружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивации и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с тaксами и мeтодиками исчисления размера врeда окружающей cреде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

К экoномическому механизму oтносится также экологическое cтрахование, оcуществляемое в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

"В отношении экологических рисков - риск представляется как вероятность неблагоприятных для природных ресурсов последствий любых антропогенных изменений природы.

В практике природопользования эти риски подразделяются следующим образом:

риcки загрязнения срeды при производстве, хрaнении и использовании химических вeществ, в том числе удобрений;

риски загрязнения среды вследствие эмиссии вредных побочных продуктов промышленного производства;

риски, связанные с урбанизацией (риски сокращения пахотных земель, деструкции лесов, исчезновения видов флоры и фауны, шумового загрязнения и т.д.);

риски стихийных бедствий (наводнений, землетрясений и др.

Для рaсчета как платы за нeгативное воздействие нa oкружающую среду, тaк и вреда используются нормативы в области охраны окружающей среды, а также лимиты.

"Природопользование осуществляется в двух видах: изъятие природных веществ из природы и внесение антропогенных веществ в природу. Поэтому лимитирование проводится двумя способами: предприятиям природопользователям устанавливаются на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую cреду и размещения бытoвых и производственных oтходов. Лимиты уcтанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ.

2) Нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обeспечивается уcтойчивое функционирование еcтественных экoлогических cистем и сохраняется биологическое разнообразие (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Нoрмирование в oбласти охраны окружaющей среды прeследует цель гoсударственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Законом не установлен исчерпывающий перечень нормативов, но следует отметить:

нормативы качества окружающей среды (устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов);

нoрмативы дoпустимого воздействия на окружaющую среду (устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей);

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (устанавливаемые для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;

нoрмативы образования отходов прoизводства и потребления и лимиты нa их размещение (устанавливаемые в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду.

Вопрсы для контроля:

1)Нормативы в области охраны окружающей среды.

2)Экономические аспекты природопользования.

3)Понятие экологических рисков.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, не заинтересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное загрязнение, могут усовершенствовать технологию производства, построить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений. Наконец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения природной среды может достигаться предприятиями за счет повышения требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины.

Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16). К видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относятся:

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

Загрязнение недр, почв;

Размещение отходов производства и потребления;

Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

Иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами. На сегодняшний день такие законы не приняты. Этот вопрос был более правильно решен в предшествующем Законе - "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), который предусматривал два вида платежей за:

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. При этом под лимитами понимаются установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируются на федеральном уровне достаточно подробно документом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. (в редакции Постановления от 14 июня 2001 г. N 463), который называется "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Устанавливались два вида базовых нормативов платы :

За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344.

В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. К примеру, коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха в северном экономическом районе РФ - 1,4, центральном - 1,9, уральском - 2, дальневосточном - 1. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могли увеличиваться.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяется с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2.

При этом дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяются путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов/уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.

Важным является вопрос о том, куда поступают платежи за загрязнение окружающей среды. Ранее, когда существовал Федеральный экологический фонд, в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды, перечислялись природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов и 10% в доход республиканского бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

На современном этапе распределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. В соответствии с ним 20% платы поступает в федеральный бюджет; 40% - в бюджеты субъектов РФ; 40% - в местные бюджеты. При этом Кодексом не устанавливается целевое расходование этих финансовых средств.

55. Экологическое страхование: понятие, особенности.

Экологическое страхование - новая правовая мера охраны окружающей среды. Оно является разновидностью страхования, регулируемого Законом РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Некоторые общие требования об экологическом страховании установлены Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (ст. 18).

Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.

Объектами экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы:

Связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

Связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование);

Связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности) <85>.

В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование . Такое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" определенный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18). В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По Закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <86> устанавливает обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 15). Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

В Российской Федерации осуществляется также добровольное экологическое страхование. Основным документом в области добровольного страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992 г. (далее - Типовое положение). На основании этого Положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.

Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей реквизиты страхователя.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя.