Ковалевский новые идеи в социологии. М

КОВАЛЕВСКИЙ, МАКСИМ МАКСИМОВИЧ (1851–1916), русский социолог, историк. Родился 27 августа (8 сентября) 1851 в Харькове. Окончил юридический факультет Харьковского университета. В 1872–1877 занимался научными исследованиями за рубежом (по большей части в Англии). В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию, посвященную вопросам истории государственных институтов Великобритании. В 1879–1880 участвовал в издании журнала «Критическое обозрение». В 1880 защитил докторскую диссертацию Общественный строй Англии в конце средних веков . В 1883–1887 занимался историческими и этнографическими изысканиями на Кавказе, опубликовал ряд работ историко-этнографического характера (Закон и обычай на Кавказе , Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом и др.). С 1887 Ковалевский вновь жил и работал за границей, читал курсы в университетах Англии, Бельгии, Швеции и др. стран. Наиболее значительные работы этого периода – Происхождение современной демократии (1895–1897) и Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства (1898–1903). В 1901 участвовал в основании Высшей русской школы общественных наук в Париже. С 1905 преподавал в Петербургском университете, активно участвовал в российской общественно-политической жизни: в 1906 избирался в Первую Государственную думу, основал Партию демократических реформ. С 1909 – один из издателей «Вестника Европы». В 1914 стал действительным членом Академии наук. Ковалевский был одним из основателей Московского психологического общества. Среди его основных его трудов по социологии и политической истории – Современные социологи (1905), Социология (1910) и От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму (1906). Ковалевский был инициатором издания 5-томной антологии Родоначальники позитивизма (1910–1913).

Будучи приверженцем классического позитивизма, Ковалевский критически относился к большинству направлений европейской и русской философии, обнаруживая в них черты «архаической», с его точки зрения, метафизики. Критикуя марксизм как общефилософскую теорию, в то же время высоко оценивал вклад К.Маркса (с которым поддерживал дружеские отношения) в социологию, характеризовал последнего как «великого апостола новейшей социологии». Важнейшим социологическим законом считал закон прогресса, действующего универсально и объективно: рост солидарности в обществе, процесс «очеловечевания» природы. Особое значение Ковалевский придавал такому «материальному» фактору прогресса, как неизбежный рост народонаселения. Общественный прогресс реализуется преимущественно эволюционным путем, а революции, как правило, опасны, ущербны и даже «патологичны». Классовые противоречия и классовая борьба, по Ковалевскому, свидетельствуют о «незрелости» системы общественных отношений. В своей теории общественного прогресса он придерживался принципа исторического детерминизма, полагая, что субъективные и случайные факторы не играют в истории решающей роли.

КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ

Ковалевский Максим Максимович - выдающийся русский ученый, юрист и общественный деятель. Родился в 1851 году в дворянской семье Харьковской губернии. Высшее образование получил в Харьковском университете, где под руководством Д.И. Каченовского стал изучать историю английских учреждений. Продолжая научные занятия за границей, в Лондоне близко сошелся с Мэном, Брайсом и Марксом. В 1877 году был избран профессором государственного права и сравнительной истории права в Московском университете; занимал эту должность до 1887 года, когда министром Деляновым был уволен без прошения. Живя за границей, читал лекции в Стокгольме, Оксфорде, парижской русской школе. После возвращения в Россию, в 1906 году, избран профессором петроградского политехнического института и Петроградского университета, затем профессором петроградских высших женских курсов, психоневрологического института и педагогической академии. В 1906 году Ковалевский избран от Харьковской губернии в первую государственную думу, а с 1907 года состоит членом государственного совета по избранию от Академии Наук и российских университетов. Состоит также председателем петроградского юридического и Вольного экономического обществ, председателем петроградского отделения общества "Мир", членом-корреспондентом Академии Наук, в 1914 году избравшей его действительным своим членом, корреспондентом французского института по отделению нравственных и политических наук, членом (одно время был председателем) международного института социологии, членом-корреспондентом британской ассоциации наук. Многочисленные ученые труды Ковалевского, печатавшиеся частью в России, частью за границей, свидетельствуют о широте научных интересов автора, огромной его эрудиции, самостоятельности и силе мысли. Он с одинаковым знанием дела останавливается как на вопросах, связанных с общей теорией права и с социологией, так и на вопросах из истории политических учреждений, истории социального хозяйственного быта, в связи с историей права первобытных народностей, широко пользуясь данными историко-сравнительного метода. Первые его работы по истории права: "Опыты по истории юрисдикции налогов во Франции с XIV века до смерти Людовика XIV" (М., 1877); "История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I" (Прага, 1877, магистерская диссертация); "Полиция рабочих в Англии в XIV веке и мировые судьи, как судебные разбиратели споров между предпринимателями и рабочими" (Л., 1876); "Общественный строй Англии в конце средних веков" (М., 1880, докторская диссертация). К этому же времени относятся: "Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт" (Л., и немецкое изд. Цюрих, 1876); "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения" (М., 1879), а также методологический этюд "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права" (М., 1880). Дальше следует ряд работ, посвященных преимущественно вопросам обычного права и истории, первобытного права. Сюда относятся: "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (М., 1886; переведена на французский, 1893); "Закон и обычай на Кавказе" (М., 1887); "Tableau des origines de l"evolution de la famille et de la propriete" (Стокгольм, 1890; русский перевод, СПб., 1895); "Современный обычай и древний закон в России" (лекции, читанные в Оксфорде и напечатанные по-английски); "Этюды по русскому обычному праву" (в "Nouvelle Revue historique du droit", на французском языке). С 1895 года начинает выходить капитальное сочинение Ковалевского по истории права "Происхождение современной демократии", ныне законченное (пять томов; первый том вышел третьим изданием в совершенно переработанном виде); в этом исследовании, некоторые части которого изданы отдельно на французском языке ("Падение венецианской республики"; "Села и города накануне французской революции"), Ковалевский ставит себе задачей выяснить развитие демократических теорий в связи с историей общественного и политического уклада Западной Европы со времен французской революции. Вопросам социологии посвящены: "Современные социологи", "Социология" (2 тома) и ряд статей: "О дарвинизме в социологии", "Современные социологи Франции", "Прогресс", "Генетическая социология" (в "Итогах Науки"), "Социологический очерк истории государства" (том XIV, 534 - 70, настоящего "Энциклопедического словаря"). Другие труды Ковалевского: "Происхождение мелкой крестьянской собственности во Франции", "История Великобритании" (обширная статья, составляющая целую монографию, в "Энциклопедическом словаре" Товарищества Гранат), ряд работ по истории политических учений: "От прямого народоправства к представительству и от патриархальной монархии к парламентаризму" (3 тома, неоконч.), "О политической доктрине Мильтона" и "О Спенсере и Марксе (две жизни)" - в "Вестнике Европы". Важнейшим своим сочинением сам Ковалевский считает "Экономический рост Европы в период, предшествующий развитию капитализма" (на русском языке вышли 3 тома, в немецком издании, недавно законченном, вышло 7 томов). В этом труде Ковалевский следит за историей землевладения на Западе, начиная с эпохи упадка Римской империи и родового быта германских племен, до появления современного земельного уклада, с преобладанием частной собственности и фермерского хозяйства. Параллельно с этим излагается и история развития промышленности как в поместьях, так и в городах, с развития цехового хозяйства до момента полного обособления предпринимателей от простых исполнителей, - а также история рабочего вопроса на Западе, в связи с разными попытками регламентации заработной платы. В бытность профессором Московского университета, Ковалевский принимал самое живое участие в издававшемся им, вместе с профессором Вс. Миллером, научном журнале: "Критическое обозрение", сыгравшем крупную роль в жизни ученой Москвы того времени; тогда же он издал "Собрание актов и документов, служащих к характеристике английской полицейской администрации XII, XIII и XIV веков" (Л., 1877). Он редактировал также итальянское издание депеш венецианских послов о событиях французской революции. Наряду с чисто научной деятельностью Ковалевским выдвигается, в особенности за последние годы, публицистическая деятельность его. В 1906 - 1907 годах под редакцией его и И.И. Иванюкова выходила газета "Страна", а с 1909 года он является издателем "Вестника Европы" и заведует в нем отделом общественных и юридических наук. За это время он напечатал целый ряд статей по текущим вопросам внутренней и внешней политики России. Им издан на французском языке ряд работ, посвященных ознакомлению Запада с экономическим бытом России, с историей ее политических учреждений, с пережитым ею кризисом 1905 - 1906 годов, с социальным законодательством России со времени обновления ее политического строя. Некоторые из этих работ появились ранее на английском языке. Ковалевский принимает также участие в издании двух энциклопедических словарей: Брокгауза - Ефрона и Тов. Гранат, для которых им написан целый ряд статей. В Государственном совете Ковалевский является одним из самых видных членов и самых выдающихся ораторов его. Входя в состав прогрессивной группы (так называемой группы "левых"), он ежегодно избирается членом целого ряда комиссий, в том числе столь важных, как по землеустроительным законам, по закону о порядке издания касающихся Финляндии законов общегосударственного значения и о так называемом западном земстве, по двум законам о борьбе с пьянством, по законам о времени производства торговли, о найме торговых служащих. По всем этим законопроектам, а равно по целому ряду других, Ковалевский выступал не только в комиссиях, но и в Общем Собрании Государственного совета, неизменно отстаивая идеалы новой конституционной и прогрессивной России. Д. Г.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1851-1916) - русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении …
  • КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ
    (1851-1916) русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала "Вестник Европы" (1909-16). Труды по истории общины, …
  • КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Максим Максимович , русский историк, юрист, социолог, этнограф, академик Петербургской АН (1914). Окончил в 1872 юридический …

  • I один из наиболее выдающихся современных русских юристов, род. в 1851 г. в богатой дворянской семье Харьковской губернии, воспитывался в …
  • КОВАЛЕВСКИЙ, МАКСИМ МАКСИМОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? один из наиболее выдающихся современных русских юристов, род. в 1851 г. в богатой дворянской семье Харьковской губернии, воспитывался в …
  • МАКСИМ в Словаре воровского жаргона:
    - 1) камеpный шут, 2) добpодушный …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Энциклопедии Биология:
    Александр Онуфриевич (1840-1901), российский биолог, академик Петербургской АН, один из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии животных, экспериментальной и эволюционной гистологии. …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Максим Максимович (1851) - русский историк, социолог и политический деятель.Его первые работы, написанные за границей, касаются истории французских и английских …
  • МАКСИМ в Краткой биографической энциклопедии:
    Максим - митрополит Киево-Владимирский и всея Руси (1283 - 1305), родом грек; перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир (1300), …
  • МАКСИМОВИЧ в Литературной энциклопедии:
    Михаил Александрович — этнограф-историк. Р. в Полтавской губ. Учился в Московском университете, сначала на филологическом, потом на физико-математическом факультете. …
  • КОВАЛЕВСКИЙ
    Евграф Петрович (старший) (1790-1867), государственный деятель, сенатор, министр народного просвещения (1858-61). С 1856 попечитель Московского учебного округа. На посту министра …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Евграф Петрович (1865-1941), общественный деятель России и русского зарубежья. Председатель комиссии по народному образованию III и IV Государственной думы. Автор …
  • МАКСИМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Максимин) Антиохийский (ум. ок. 363) христианский мученик, воин, пострадавший в гонение императора Юлиана Отступника. Память в Православной церкви 5 (18) …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Kowalewski) Осип Михайлович (Юзеф) (1800/01-78) польский и российский монголовед и тибетолог, академик Петербургской АН (1847). Исследования истории, языков, литературы, этнографии …
  • МАКСИМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Александр Онуфриевич) - зоолог, ординарный академик Имп. академии наук, род. в 1840 г. Первоначальное образование получил дома, затем в корпусе …
  • МАКСИМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАКСИМ
    (Maxim) Хайрем Стивенс (1840 - 1916), американский изобретатель и промышленник в области военной техники. Изобрел способ автоматической перезарядки оружия за …
  • МАКСИМ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., ист., разг. Станковый пулемет системы "максим". Стрелять из максима. В роте только два …
  • МАКСИМОВИЧ
    МАКСИМ́ОВИЧ Мих. Ал-др. (1804-73), естествоиспытатель, историк, филолог, ч.-к. Петерб. АН (1871). Проф., первый ректор Киевского ун-та. Тр. по археологии, ист. …
  • МАКСИМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКСИМ́ОВИЧ Карл Ив. (1827-91), рос. ботаник и путешественник, акад. Петерб. АН (1868). Тр. по систематике и географии цветковых р-ний. Один …
  • МАКСИМОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКСИМ́ОВИЧ Десанка (1898-1993), серб. писательница. В стихах сб-ков "Запах земли" (1955), "Требую помилования" (1964), "Летопись потомков Перуна" (1976) - филос. …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМ ИСПОВЕДНИК (ок. 580-662), визант. правосл. богослов, монах, игумен, гл. оппонент монофелитов, в т.ч. патриарха Константинопольского Сергия и имп. …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМ ГРЕК (в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475-1556), публицист, богослов, переводчик, филолог. В 1518 прибыл в Рус. гос-во из …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МАКС́ИМ ГОРЬКИЙ" (АНТ-20), 8-моторный агитац. самолёт. Построен в 1 экз. в 1934; в то время - самый большой самолёт в …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МАКС́ИМ", первый станковый пулемёт. Изобретён X. Максимом (1883). "М." образца 1910: калибр 7,62 мм, масса со станком 62,66 кг, прицельная …
  • МАКСИМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАКС́ИМ (Maxim) Хайрем (1840-1916), амер. конструктор и промышленник. В 80-х гг. 19 в. создал автоматич. винтовку, пушку и станковый пулемёт …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Пав. Осипович (1843-1903), рос. живописец. Сын О.М. Ковалевского. Жанровые и батальные картины ("Объезд епархии", …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ (Kowalewski) Осип Мих. (Юзеф) (1800/01-1878), монголовед и тибетолог, акад. Петерб. АН (1847). Иссл. историю, языки, лит-ру, этнографию монг. народов. …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Ник. Осипович (1840-91), физиолог. Проф. Казанского ун-та (с 1865). Сын О.М. Ковалевского. Исследовал механизмы рефлекторной регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Макс. Макс. (1851-1916), историк, юрист, социолог эволюционистского направления, акад. Петерб. АН (1914). Издатель ж. "Вестник Европы" (1909-16). Тр. по …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Вл. Онуфриевич (1842-83), зоолог, основоположник эволюц. палеонтологии. Брат А.О. Ковалевского; муж С.В. Ковалевской. Последователь и пропагандист учения Ч. Дарвина. …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Ал-др Онуфриевич (1840- 1901), биолог, акад. Петерб. АН (1890). Брат В.О. Ковалевского. Один из основоположников сравнит. эмбриологии и физиологии, …
  • МАКСИМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    макси"м, макси"мы, макси"ма, макси"мов, макси"му, макси"мам, макси"м, макси"мы, макси"мом, макси"мами, макси"ме, …
  • МАКСИМ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "пулеметный …
  • МАКСИМ в словаре Синонимов русского языка.
  • МАКСИМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Система станкового пулемета, стреляющего такими же патронами, как и трехлинейная винтовка; пулемет такой …
  • МАКСИМ в Словаре русского языка Лопатина:
    макс`им, -а …
  • МАКСИМ
    максим, -а …
  • МАКСИМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Максим, (Максимович, …
  • МАКСИМ в Орфографическом словаре:
    макс`им, -а …
  • МАКСИМОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Десанка (1898-1993) , сербская писательница. В стихах сборников «Запах земли» (1955), «Требую помилования» (1964), «Летопись потомков Перуна» (1976) - философская …

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра социологии

М.М. Ковалевский «Природа социологии»

Краснодар 2014

Введение

Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) является крупнейшим русским буржуазным социологом, историком, этнографом и правоведом.

Непосредственно к социологической тематике относятся следующие работы Ковалевского: «Современные социологи» (1905), «Очерк развития социологических учений» (1906), «Социология» в двух томах (1910), «Современные французские социологи» (1913), «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии» (1914).

Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, сделавших своими трудами существенный вклад в общественную науку; он принадлежит, писал Плеханов, к кругу «очень немногих русских авторов, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями».

В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими науками; 2) сравнительно-историческому методу исследования, 3) многофакторной основе общества; 4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).

Социология Ковалевского сложилась под воздействием многих идейных течений. Прекрасно зная социологическую мысль Запада и России, имея личные контакты с известными социологами, активно участвуя в работе социологических организаций и журналов, Ковалевский был в курсе всей социологической жизни.

В 70-х годах во Франции, где тогда жил Ковалевский, произошло его широкое знакомство с философией Конта, начатое еще в годы студенчества. Большую роль в этом сыграла дружба с русскими" социологами Г.Н. Вырубовым и Е.В. Де Роберти, которые активно проповедовали позитивизм во Франции. Личные встречи со Спенсером еще более укрепили в Ковалевском позитивистскую методологию.

Через все годы Ковалевский пронес верность идеям классического позитивизма. Называя Конта «отцом социологии», ее «творцом», он считал, что вопросы, которые ныне выдвигает социология, «в зародыше или уже в более или менее развитом виде могут быть найдены еще у Конта». Наряду с Контом к «духовным отцам» XIX в. Ковалевский относил Спенсера. Ковалевского привлекал в позитивизме его подход к развитию общества как к закономерному процессу, идея социального прогресса, контовский принцип «консенсуса».

Природа социологии

Отношение ее к философии истории, этике и психологии. Социология изучение о социальной жизни животных. Социальная статика.

Также Конт считал, что общественные феномены управляются известными законами, которые обусловлены массой предшествующих причин. И, таким образом, необходимо различать предмет и характер этих законов, которые в свою очередь требуют различия в условии существования и условии развития общественно-политического уклада. Отсюда происходит деление социологии на социальную статику, которая изучает условия существования человеческих обществ, и социальную динамику, которая занимается исследованием условий прогресса этих обществ.

Таким образом, Огюст Конт, определив данную науку как «социальная физика», делал упор на необходимость восстановления порядка и развитие идеи прогресса, которая сводится к закону трех стадий, т.е. переходу человечества от мышления теологического к метафизическому, а от последнего - к позитивному, или научному. И так же, Конт определил метод для данной науки - обратная дедукция.

В настоящее время социология имеет большую распространенность - в большинстве ВУЗов существует кафедры социологии; издается большое количество журналов, посвященных социологии. Но возникает вопрос - остаются ли современные социологи верными тому учению, которому держался ее творец?

Максим Ковалевский, исследуя область литературы и преподавания социологии, говорит о том, что большинство еще держится того толкования природы и задач социологии, которому следовал Огюст Конт.

Карл Эльвуд, профессор Миссурийского университета, говорил о том, что в понимании природы социологии необходимо несколько изменить подход. Так, он предложил изменить порядок на организацию, а прогресс на эволюцию. Эльвуд аргументировал данное изменение следующим образом: « Понятия организация и эволюция шире, нежели порядка и прогресса. Порядок предполагает устойчивое, прочное и гармоническое состояние тех элементов, из которых слагается общество, тогда как организация мирится со всяким расположением частей общества; в русском обществе, как и во всяком другом, имеется организация, но говорить, что все элементы, входящие в его состав, находятся в гармонии, было бы, без сомнения, слишком смело».

Так же необходимо внимательно изучить термин «прогресс», под которым Конт подразумевал поступательный ход развития общества, и применить к жизни общества. Эльвуд рассуждает так: « можно ли сказать, что поступательный ход общества имеется налицо, т.е. что общество прогрессирует качественно, понимая под этим уничтожение или сокращение общественных недугов и увеличение положительных сторон общежития? Нет. Гораздо лучше поэтому вместо термина «прогресс» употреблять более неопределенный - «развитие», т.к. в данный термин не входит необходимо переход перехода от худшего к лучшему, составляющий содержание понятия прогресса. Прогресс - это усовершенствование, тогда как эволюция говорит о всяком изменении».

Таким образом, можно сказать, что современные социологи остаются верны пониманию социологии, как науки о порядке и прогрессе или, точнее, организации и эволюции общества.

Максим Ковалевский считает, что необходимо сопоставить социологию с другими общественными науками, чтобы понять природу социологии. Также Ковалевский отмечает, что существует множество мнений и попыток доказать, что социология не нужна как наука, она лишь пытается занять место других наук. Так, например, выдающийся историк Фюстель де Куланж считал, что областью научного исследования социологии давно занимается история.

Несомненно, дисциплины социология и история имеют общие точки пересечения - в обеих науках происходит изучение причинной связи явлений. Но это не означает, что «социология прикрывается историей». В отличие от истории, которая учитывает конкретные факты, но при этом не исследует их влияния на общий уклад жизни общества, социология, отвлекаясь от массы конкретных фактов, главной задачей ставит «раскрытие причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

Другим критиком социологии как науки является профессор философии истории П.Барт, который считал, что «вместо создания новой науки об обществе и условиях его порядка и прогресса, можно удовольствоваться философией истории». При внимательном изучении данного высказывания, Ковалевский приходит к следующему: « философия истории не имеет в виду считаться с условиями, в которых устанавливается порядок в обществе, она не задается вопросом о том, что нужно, чтобы элементы общества находились в гармоническом между собой сочетании… а, говоря о прогрессе, философия истории сводится к тому, что если и имеется прогресс в человеческом обществе, то лишь потому, что Всевышний, видя, что человек не может найти пути к совершенству, управляет им и устраивает все к лучшему». Но таким объяснением поступательного движения общества современная социология не может удовольствоваться.

Профессор Е.В. де Роберти может считаться одним из наиболее выдающихся представителей той точки зрения, которая отождествляет социологию с этикой: « Этика - есть мораль, ставшая абстрактной социологией…, биология - наука о законах органической жизни, социология, или мораль, - наука о законах социальной жизни». Итак, можно прийти к заключению, что для профессора де Роберти нет различия между этикой и социологией. Максим Максимович Ковалевский формулирует свою позицию о сказанном следующим образом: «Такое отождествление морали с социологией, возможно, разумеется, только под условием понимания социологии в смысле, совершенно отличном от смысла О.Конта. Мораль - учение о нравственном поведении, которое, несомненно, отвечает одновременно требованиям порядка и прогресса, иначе говоря, гармонии общественного уклада и его постепенному росту. Моральным, разумеется, можно признать только поведение, клонящееся ко благу общества, и в этом смысле нельзя не отнестись с полнейшим сочувствием к основной идее франко-русского писателя». При этом автор поясняет: «Из этого, однако, не следует, что раскрытие элементов, необходимых для блага общества, составляет задачу этики, или морали, потому что поступательный ход общества зависит не только от одного накопленного знания, а от многообразнейших причин биосоциальных … одна социология может поставить себе целью раскрытие всех этих причин в их взаимодействии». Мораль же должна, по мнению Ковалевского, делать выводы из законов социологических правил поведения, способствующих гармоничности общественного строя и возможности его совершенствования.

Одни утверждают, что место социологии занято этикой, другие - историей, третьи - психологией. Представителем последней теорией Ковалевский выделяет Тарда. По мнению Тарда, социология покрывается психологией, и именно той частью, которая известна под названием психологии коллективной, или групповой. Вся психическая деятельность коллективных групп сводится к индивидуальному открытию или изобретению, затем к образованию подражательного процесса, благодаря которому эти индивидуальные открытия становятся достоянием масс и, наконец, к последнему и наименее необходимому - столкновению между открытиями, причем одно открытие берет верх над другим. Так, Тард приводит в пример изобретение освещения. Изначально, это изобретение принадлежало русскому ученому - Яблочкову. Гораздо позже появился Эдисон со своим изобретением. Возникло два потока подражания. И в связи с тем, что открытие Яблочкова было менее удобным, чем у Эдисона, победу одержало изобретение Эдисона. В этом примере Тард видел универсальный закон социологии. Т.е. вся задача социологии сводится к изучению взаимодействия подражания и тех противоречий, какие они встречают на своем пути.

Максим Максимович Ковалевский со многими положениями Тарда был не согласен, а именно: религия, правительство, обычай и т.д., имели отправным пунктом провиденциальную семью, а все остальные семьи шли по ее стопам; люди начинают подражать не внешней, а внутренней стороне того или иного открытия; развитие общества сводится к постоянному заимствованию народами друг у друга. Ковалевский считает, что единственное, в чем народы действительно подражают друг друга - это область науки и техники. В остальном же - они приспосабливаются к новым требованиям. «Приспосабливают их, видоизменяя». «Единственное, с чем я совершенно согласен с Тардом, - пишет Ковалевский, - это то, что всякое открытие есть видоизменения, результат счастливого сочетания в могучем уме никогда дотоле не сходившихся между собой мыслей». При этом, Ковалевский поясняет: « но чтобы эти новые завоевания человеческой мысли могли быть применены к жизни, надо, чтобы общественная среда благоприятствовала им».

Таким образом, можно сделать вывод: в основании всякой социальной эволюции мы находим изменение коллективной психологии. Этого достаточно, чтобы признать, что основы социологии не могут лежать вне психологии. Психология, по мнению Ковалевского, должна занимать место рядом с биологией и в тесной зависимости от нее, но под условием, чтобы вопросы так называемой коллективной психологии были включены в сферу социологии.

Биология также должна, по мнению Максима Максимовича Ковалевского, уступить социологии одну область вопросов - область так называемой социальной жизни животных, потому что вопросы, связанные с этой областью, прямо входят в задачи социологии. Сазерланд в своем сочинении « О происхождении нравственного чувства одинаково у животных и у человека» представил весьма убедительный пример тому, насколько обращение к миру животных облегчает понимание генезиса некоторых ранних общественных институтов, например, преобладающей роли матери в первобытной семье, корень чего лежит в ее близком общении с подрастающим поколением. Эта близость вызывает зарождение нравственного чувства самопожертвования, прежде всего в отношении матери к детям, а только потом в отношениях к ним отца.

Социологу необходимо учитывать данные статистики, демографии, религиозный фактор обществе, будь то наличие католицизма или протестантизма, существования или не существования целибата и монастырей.

Объяснение эволюционному процессу, происходящему в области изучаемых ими явлений, не может быть дано без содействия социологии. А из этого следует тот вывод, что конкретные науки об обществе, поставляя социологии материал для ее умозаключений, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на те общие законы существования и развития, какие призвана устанавливать социология, как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ.

генетический жизнь контовский социальный

Понятие генетической социологии и ее метод

Генетическая социология - эта часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, таких как: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право.

Материалом для ее построения служат данные этнографии о «диких и варварских» племен. Так Летурно говорил, что « без помощи этнографического материала немыслимо было бы заглянуть в далекое прошлое истории народов, так как все это прошлое лежит за рубежом письменности».

Сравнительная этнография дает возможность изучить историю народов в далеком прошлом. Так, например, Ковалевский говорит о жизни диких племен, которая проходит в междоусобицах; они вызываются фактами нанесения материального вреда членами одного племени членам другого или в пределах одного и того же племени - членам одного его подразделения членам другого. Подразделения принято обозначать словом «роды», то и вызываемая частыми насилиями вражда, носит наименование родовой вражды. Спрашивается, можно ли говорить о том, что на основании факта отсутствия у дикарей системы публичных наказаний и передачи в руки обиженного и его родственников заботы о кровном возмездии, можно сделать заключение о том, что в ранний период общественной жизни культурных народов, господствовала та же система родового самоуправства. Ответить утвердительно на этот вопрос можно лишь в случае того, что в следующую эпоху - эпоху письменности в «народном эпосе» сохранился отклик однохарактерных явлений.

Максим Максимович говорил, что «Вера в существование мира невидимого, духовного и в его общении с миром земным, а также вера в роль посредническую роль между обоими мирами особых лиц - магов - принадлежит к числу тех, которые встречаются у самых отсталых народностей земного шара. И вновь возникает вопрос: может ли нам помочь этот факт для изучения прошлого?» Само по себе нет, но лишь при сопоставлении этих догадок с подтверждением в заключениях, к которым нас приводят старинные памятники, письменности, суеверия, пословицы, поговорки.

Таким образом, Ковалевский приходит к выводу о том, что всякому, занимающемуся генетической социологией, предстоит обращение к разным научным дисциплинам описательного характера и ко взаимной проверке выводов, добытых каждой из этих дисциплин в отдельности.

Ковалевский в своей работе доносит до читателя мысль о том, что метод « смотреть на мир нужно не в увеличительное, а в уменьшительное стекло» имеет свои опасности, при этом методе «немудрено свести к общей причине факторы местные и временные» (пример о христианских часовнях в Сванетии).

Максим Максимович говорил о том, что при изучении любого этнографического или историко-легендарного материала, исследователю необходимо быть предельно внимательным и осторожным при построении гипотез и вытекающих из них следствий и предположений. « По указанию тех, кто собирал легенды дикарей, сказания об их происхождении обыкновенно преследуют определенную цель истолкования и оправдания установившегося у них порядка».

Эдуард Тейлор предлагал распространить на этнографию статистический метод, т.е. исследователь собирает факты, доказывающие существование известного верования или обычая у определенного числа народностей. И если существуют племена, у которых таких верований или обычаев нет, то их следует посчитать. Разность между обеими цифрами укажет, какие порядки нужно считать господствующими, а какие - исключением из общего правила. Но для того, чтобы использовать данный метод, необходима уверенность в том, что, ни одну народность при подсчете не пропустили и относительно всех и каждой из них уже имеются одинаково подобранные данные. О многих народах до сих пор нет сведений, а многих - уже и не существует.

Этот метод можно применить к этнографии, при условии самого детального изучения различных сторон жизни тех народностей, в быте которых приходилось искать ответа на вопрос о причинах наличности или отсутствия известного явления.

«В древнейших памятниках письменности и права, как и в более поздних по времени, но столь же архаичных по содержанию, религиозных кодексах и сборниках гимнов и заклинаний, можно найти ряд пережитков», считает Ковалевский. «Они раскрывают перед нами если не все, то, по крайней мере, некоторые стороны более старинных порядков. Средневековые источники права, как жития святых, хроники, эпопеи и т.д. дают не менее обильный материал. И выводы, добытые путем изучения, должны быть сопоставлены с теми, какие дает нам сравнительная этнография. И из этого сопоставления у нас получится уверенность и в архаичности известных норм и верований, и в их распространенности в отдаленные периоды жизни человечества».

Условием правильности выводов будет также их согласованность между собой. «Очевидно, что нельзя признать первичными такие порядки, какие стоят в прямом противоречии или с низким уровнем психической деятельности, необходимо составлявшей особенность первобытного человечества в той же мере, как и современных дикарей, или с материальными условиями его и их жизни».

Таким образом, Ковалевский Максим Максимович делает вывод по написанной работе: «Все стороны общественной жизни тесно связаны между собой и воздействуют друг на друга.

Раскрыть это взаимодействие в прошлом и объяснить зарождение верований и учреждений, и составляет ближайшую задачу всякого социолога, всего же более того, кто посвятил свой труд генетической социологии».

Заключение

Обращение Ковалевского к отдельным наукам ради социологического изучения общества сказалось на понимании самого предмета социологии. Социология для Ковалевского «является синтезом результатов, полученных конкретными: общественными науками». Сравнительная история права, история учреждений, этнография доставляют социологии огромный материал для ее общих построений.

Частные науки (история, этнография, право и др.), по мнению Ковалевского, способны дать лишь эмпирические обобщения. В отличие от них социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию, ее основная цель - «раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

Предмет социологии, как его давал Ковалевский, почти тождествен с контовским определением. Если для французского позитивиста социология есть наука о порядке и прогрессе человеческого общества, то у Ковалевского это наука о его организации и эволюции. Различие в определениях вызвано стремлением русского социолога найти более широкие понятия, которые включали бы в себя представление о порядке и прогрессе.

В классификации наук Ковалевский помещает социологию вслед за биологией и психологией, как это делало большинство позитивистов. Биология, считал Ковалевский, должна уступить социологии вопросы, связанные с социальной жизнью животных, а из психологии необходимо взять проблемы, относящиеся к коллективной, или социальной, психологии. В его социологии происходило сложное переплетение экономических, биологических и психологических факторов.

Ковалевский придавал большое значение сравнительно-историческому методу (он называл его историко-сравнительным), считая его наиболее научным, способным открыть законы социального движения, наметить основные этапы развития общества.

Сравнительно-исторический метод, по мнению Ковалевского, требует выделять у различных народов определенные группы, сходные по своим политическим, юридическим, историческим и т.п. процессам. Он позволяет устанавливать факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития, поэтому объектом наблюдения должны быть не отдельные исторические явления, а «эволюции форм общественной жизни всего человечества.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Генетическая социология складывалась почти одновременными усилиями ряда западных исследователей - Л. Г. Морганом, Д. Ф. Мак-Леннаном, А. Постом, Г. С. Мэном, И. Бахофеном, Э. Б. Тэйлором - и русских, среди которых ведущее место, безусловно, принадлежало М. М. Ковалевскому, определявшему генетическую социологию как "эмбриологию человеческих обществ". Ее главной задачей Ковалевский считал выделение в особую группу сходных у разных народов на сходных ступенях их развития обычаев и учреждений, "однохарактерных форм" общежития и этим дать материал для создания общей социологией картины общего прогрессивного развития человечества. Эта идея была подсказана ему сочинениями О. Конта, в которых обосновывалась необходимость построения социологии на трех конвенциональных методах: наблюдении, эксперименте, сравнении и четвертом, наиболее фундаментальном - историческом методе, предполагающим сведение многообразных данных, полученных от первых методов, к исходным элементам общества и рассмотрение их исторического зарождения, развития, перерождения и гибели. Русская генетическая социология предприняла поиск подобных элементов в генезисе ряда общностей (семьи, рода, племени), институтов (рабства, власти, собственности), духовной культуре (религиозных верованиях, праве, обычаях).

Основатель плюралистической социологии = многофакторный анализ общества.Выступает против многофакторных теорий. Боролся с биологической и географической школами, критиковал биоорганицизм и механицизм. Выдвигает идею того, что социологическая наука должна одновременно исследовать воздействие целого ряда факторов.

Методы: генетический, кросскультурный, сравнительно – исторический.

1)Сравнительно – исторический метод: позволяет выделять у различных народов сходные группы по различным признакам: пол, хозяйство, культура и т.д. Выделяя сходные группы можно выявить этапы развития общества в целом.

2)Кросскультурный метод: необходимость сравнивать различные культурные, социальные практики народов (восток – запад).

3)Генетический метод: рассматривает происхождение и развитие.

Исследование происхождения социальных институтов и их типологизация.

“Две жизни: Маркс и Спенсер”: предложил теоретический синтез марксистской теории и позитивизма.

Понятие генетической социологии и ее метод

“Генетической социологией называют ту часть науки об обществе и его организации и поступательном ходе, который занимается вопросом о происхождении и общественных институтов, каковы семья, собственность, религия, государство, нравственность и право, входящие на первых порах в состав одного и того же понятия дозволенных действий в противоположность действиям недозволенным ”.Чтобы быть хорошим генетическим социологом надо хорошо разбираться в политике, экономике, литературном творчестве, юриспруденции, в науке, а также знать обычаи и традиции народов.Монизм(рассматривается 1 фактор) слишком упрощает общество, в нем не учат, что в общественной структуре все компоненты друг с другом связаны.


Закон общественного прогресса

Общественный прогресс – это понятие весьма неопределенное, общей формулы и формы прогресса быть не может вообще, т.к. культуры настолько не похожи друг на друга, для одних – прогресс, для других – деградация. Форма общественного прогресса должна быть адекватна ментальности данного народа (форма правления не может быть предметом свободного выбора, т.к. форма правления должна соответствовать определенным историческим условиям, и только тогда она будет реализовывать права и свободы человека).

Работа “Современные социологи”:

“Поступательный ход в развитии политических учреждений сводится не к замене одних форм другими,напр. Монархию республикой или республики монархией, а в расширении с одной стороны основ самодержавия, а с другой – прав личности”.Прогресс – есть сохранение разнообразий. Прогресс связан с развитием самосознания (жизнь для другого) и тогда общество достигает наивысшей степени замиренности (люди способны жить без конфликтов, в согласии). Такой подход исключает революции, социальные конфликты. Следует подчеркнуть, что социологическая теория Ковалевского - это очень сложное и многообразное явление, которое органически слито с его историческими исследованиями.

62.К.М.ТАХТАРЕВВ:ИДЕИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

К.М.Тахтарев (1871-1925)-крупный российский историк и социолог. Учился в военно-медицинской академии, участвовал в революц.движении. Работал в Петроградском университете, в кот. в начале 20-х гг. стал профессором социологии. Работа «Наука об общественной жизни» (1910) «С,-писал он,-есть наука, кот.изучает обществ.жизнь, взятую в целом, выясняет обществ.явления в их естественных и необходимых соотношениях и устанавливает выражающиеся в них закономерности». Самым наглядным проявлением общественной жизни является «общение сожительствующих людей». Следоват-но, С.должна обращаться к трём фундаментальным явлениям социальности:

1)Сожитию как основе обществ.жизни

2)Общению,лежащему в основе любой обществ.связи

3)Человеку как сообщественнику,субъекту соц.жизни

Общение в этой системе играет ключевую роль.С.ориентирована на струк-функц.анализ обществ.сотрудничества. Большое значение имеет использование статистико-социолог.метода, с пом.кот. соотношения соц.явлений можно выражать на языке чисел и тем приблизить С.к точным наукам.

Понятие о жизни сообща (сожитии), по Т., основное и исходное понятие. Из этой установки Т.выходит к определению об-ва как самодостаточного сожития людей, сознающих своё обществ.единство, проявляющееся в их самодостат.общении с целью всестороннего обеспечения жизни. Если сожитие есть содержание обществ.жизни, то общение – форма её проявления. Изучить обществ.жизнь – изучить различные формы общения, лежащие в основе любого соц.эл-та. Исходной обществ.единицей выступает человеческая личность, кот.является не самодостаточной, а самодостаточность достигается только в сожитии и общении. Тахтарев производит соотносительный анализ структуры общества в терминах обществ. сотрудничества и обществ. борьбы.

Сотрудничество, вытекая из общения,является фундаментом всякой обществ.связи,или солидарности, оно имеет место только в случае совм.принятия решений боль-вом членов об-ва по поводу целей, направляющих общую деят-сть. При этом простое сотрудничество мы наблюдаем очень редко, оно всегда осложнено разделением труда.

Соц. прогресс Т.интерпретирует на основе принципа творчества как высшего проявления труда. Поступательный ход обществ.жизни имеет двойственный хар-р, т.е. предст.собой чередование медленного течения (эволюции) и бурных изменений (революции). Однако довольно трудно выявить момент перехода эволюции в революцию и обратно; и то, и другое движение происходит волнообразно, а волны отличаются только своей амплитудой.

1) наиболее ранняя ступень, опирающаяся на охотничий образ жизни;

2) родовое об-во, вырастающее из кочевого образа жизни;

3) ступень, обусловленная переходом к оседлости и сельско-общинному образу жизни;

4) феодальное об-во, опирающееся на натуральное хоз-во и постепенно перерастающее в сословное;

5) ступень, обусловленная городским образом жизни.

Тахтарев исследует проблемы развития личности. Это порядок, уровень общения. Чем многообразнее общение, тем более развитая личность.

Метод функционирования(соотносительный) наряду с математич. Методами сбора и обработки информации позволит открывать эмпирические законы.

Социология должна стать естественной соц. Наукой; социологию нельзя сводить к психолог., биологич., демографическим факторам.

Общество (= общественная жизнь)- это удовлетворение людьми своих собственных потребностей путем коллективного общения и сотрудничества как материального, так и духовного порядка.

Основные понятия: взаимодействие, солидарность, сотрудничество, конфликт, разделение труда, расслоение общества, личность, общество, цели, потребности и т.д.

Рассматривал разделение труда, формы брачно-семейной жизни, соц.дифференциацию, виды поселений (стоянка, деревня, город), исследуется организация власти и культура. Выделял формы самодостаточности (соц. Структуры): Относительно простейшие(племенные, кастовые,родовые), Более сложные (общинно – территорр, феодально – сословные, классовые).

Классификация социальных групп:

Относительно-временные (приходящие) : играют незначителбную роль в соц. Структуре

Относительно – долговременные (институционизированные): большую роль играют в соц. Структуре(через насилие, общественное мнение, законодательные органы).

Социолог, правовед, экономист, историк, этнограф, антрополог, общественный и политический деятель Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) - представитель "классического позитивизма" в России. По мнению известного французского социолога Р. Вормса, М.М. Ковалевский был "соединительным звеном между двумя мирами - Западом и Востоком". Он много сделал для того, чтобы в России социология получила статус самостоятельной науки.

М.М. Ковалевскому принадлежит важная роль в процессе институциализации социологии в России. В 1908 г. при его участии начала функционировать первая в России кафедра социологии в Психоневрологическом институте, в 1912 г. создана секция социологии при Историческом обществе Петербургского университета, в 1910-1913-х гг. инициировано издание пяти томов первоисточников "Родоначальники позитивизма", в 1913-1914-х гг. осуществлен выпуск сборников "Новые идеи в социологии".

Социологические воззрения М.М. Ковалевского формировались в основном под влиянием позитивистской социологии О. Конта. Большое влияние оказали на него идеи и личные контакты с Г. Спенсером и К. Марксом. Оценивая влияние эволюционной теории Г. Спенсера и экономического учения К. Маркса, М.М Ковалевский признавал, что они "направляли до некоторой степени" его научную деятельность. Первое укрепило в нем позитивистскую методологию, хотя идею "спонтанной эволюции" он не разделяет; второе - развило интерес к экономической теории, но не поколебало приверженности к позитивизму.

Социологические воззрения М.М. Ковалевского нашли отражение в работах: "Социология и сравнительная история права" (1902), "Этнография и социология" (1904), "Современные социологи" (1905), "Очерк развития социологических учений" (1906), "Две жизни: Маркс и Спенсер" (1909), "Социология": в 2 г. (1910), "Современные французские социологи" (1913), "Социология на Западе и в России" (1913), "Очерк развития социологии в конце XIX - начале XX века" (1914), "Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии" (1914).

М.М. Ковалевский, следуя в русле контовского позитивизма, признавал самостоятельность и равноправие социологии с другими отраслями естествознания. По его мнению, социология как молодая наука, которая делает свои первые шаги и может "стать на ноги только с момента установления ею собственных законов". Особенность социологии он видел в том, что в отличие от других общественных наук (экономической, юридической и исторической), которые изучают отдельные стороны и периоды общественного развития, социология способна дать целостное и развернутое представление об обществе.

В понимании предмета социологии М.М. Ковалевский соглашался с О. Контом о необходимости различать социальную статику и социальную динамику. Однако если французский позитивист определял социологию как науку о социальном порядке и общественном прогрессе, то русский социолог, доказывая, что в общественном развитии имеет место как беспорядок, так и регресс, предложил вместо понятий "порядок" и "прогресс" использовать в определении социологии более широкие понятия "организация" и "эволюция".

Под влиянием социологического учения Г. Спенсера М.М. Ковалевский предложил в качестве третьего раздела предмета позитивной социологии включить изучение социальных изменений таких социальных общностей, как семья, община, каста, сословие, нация. Этот раздел он назвал генетической социологией, которая должна исследовать "эволюцию форм общественной жизни всего человечества".

Взаимодействие социологии с другими общественными и гуманитарными науками М.М. Ковалевский определял следующим образом: конкретные науки об обществе, представлял социологии материал для умозаключения, в то же время должны опираться своими эмпирическими обобщениями на общие законы сосуществования и развития, которые призвана устанавливать социология. По его мнению, социология, будучи "абстрактной наукой человеческого общежития", предоставляет конкретным общественным наукам общую концепцию социальных изменений, синтезирует их результаты и сводит их в систему. Отсюда основными задачами социологии как позитивной науки должны быть следующие:

  • - сведение в единую систему разнообразных социологических концепций и синтез научных исследований об обществе;
  • - установление связей между различными сторонами жизни общества и выявление общих законов общественного развития;
  • - исследование коллективного сознания социальных общностей в аспекте их организации и эволюционных изменений;
  • - выяснение сущности общественного прогресса и выявление фаз социальной эволюции.

М.М. Ковалевский был сторонником объединения в социологии разнородных течений, призывал не ниспровергать существующие социологические концепции, а находить в них позитивные моменты. Он осуждал те социологические школы, которые претендуют на монопольное право истинности своих выводов. Русский социолог выступал за сближение различных подходов и синтез их в позитивной социологии. В то же время он критиковал тех, кто заявлял о непознаваемости законов развития общества или объяснял их с позиций теологии и мистики.

М.М. Ковалевский ратовал не только за эклектизм социологии, но и за ее плюрализм - признание множественности причин общественного развития. В связи с этим он в своих поздних трудах отказывался от свойственного ему ранее монистического подхода, согласно которому определяющим фактором эволюции форм народного хозяйства признавался только демографический - рост численности и плотность населения. Русский ученый утверждал, что нельзя сводить историю той или другой эпохи "к решению уравнения с одной неизвестной". По его мнению, социолог должен исследовать "одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин", стремясь к всестороннему охвату объекта познания.

Призывая социологов отказаться от поиска "причины причин" и изучать взаимодействие и взаимовлияние как можно большего количества факторов, М.М. Ковалевский предлагал отказаться от употребления самого термина "фактор", так как позитивная социология признает лишь факты. Однако он допускал возможность при изучении отдельных сторон или периодов общественной жизни выделять преобладающее воздействие какого-либо наиболее важного факта.

М.М. Ковалевский выступал против использования в социологии оценочных суждений и субъективного метода. Он заявлял, что социологии должен быть свойственен такой же объективизм, как в науках о природе. Поэтому в качестве ведущего метода социологического познания предлагал пользоваться сравнительно-историческим методом. До него западные социологи за сравнительно-исторический метод выдавали простое сопоставление двух или нескольких развивающихся обществ с целью выяснить либо их сходные черты, либо различия. Русский социолог считал, что из факта случайного сходства или различия нельзя выводить научные заключения. Сравнение, которое ограничено только, например, "римско-католическим миром", как у О. Конта, без учета Востока и особенностей "славянского мира" будет неполным. А простое сопоставление без ссылки на то, в какой мере одно общественное явление отстало от другого, "бесполезно и опасно".

Суть сравнительно-исторического метода, по мнению М.М. Ковалевского, составляет параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, "дать общую формулу поступательного движения общественной жизни". Сравнивать можно однотипные и сходные социальные факты при условии достижения обществами одинаковой ступени развития. Недостаточно добыть факты, нужно еще показать, что изучаемое явление тесным образом связано со всей совокупностью условий переживаемой стадии развития общества. Факты необходимо зафиксировать во времени исторической эволюции. Соединение исторического подхода с принципом сравнения позволяет делать выводы о генетическом родстве явлений, воспроизводить тенденцию и устойчивые моменты развития тех или иных социальных явлений, институтов, процессов.

В качестве основных принципов сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский выделял:

  • - отказ от любых оценочных суждений;
  • - рассмотрение фактов в тесной связи со временем и местом их проявления;
  • - изучение только закономерных изменений в общественной жизни;
  • - учет последовательности перехода одной стадии общественного развития в другую.

При использовании сравнительно-исторического метода М.М. Ковалевский советовал следовать трем правилам. Первое - сопоставления должны строиться на максимально широкой основе, учитывая данные истории самых разнообразных народов. Второе - социолог обязан опираться на материалы всех наук, имеющих отношение к объекту исследования, и применять все возможные их методы. Третье - при анализе социальных закономерностей следует исходить из того, что общество представляет собой органическое единство различных своих сторон. Соблюдение этих правил, по мнению М.М. Ковалевского, позволит социологам уяснить "естественную историю общества" и выявить этапы его "внутреннего развития".

Центральное место в позитивной социологии М.М. Ковалевский отводил учению об общественном прогрессе. Общественный прогресс он определял как "основной закон социологии" и утверждал, "что без идеи прогресса не может быть социологии". Согласно его представлению, все народы проходят приблизительно одинаковые ступени эволюции, хотя по времени у разных народов прогресс может не совпадать.

Сущность общественного прогресса М.М. Ковалевский видел в постоянном росте социальной солидарности. Вслед за Э. Дюркгеймом и Л.И. Мечниковым он выдвигал идею общественной солидарности в качестве основополагающей в учении об общественном прогрессе. Под социальной солидарностью социолог понимал осознание социальной общностью "целей и взаимной зависимости членов группы друг от друга". Солидарность, полагал он, возникает уже в процессе биологической эволюции человеческого рода, когда индивидуальная борьба за существование сменяется стремлением индивидов к объединению и появляется разделение труда. Дальнейший рост социальной солидарности, по его мнению, связан с объединением индивидов в крупные социальные образования: племена, нации, государства и с социальной дифференциацией внутри них. Наличие солидарности в социальных образованиях им было обозначено понятием "замиренная среда", понимаемой как наличие в социальной общности осознания "общности интересов и взаимной зависимости друг от друга".

Тенденцию исторического развития социальной солидарности М.М. Ковалевский представил в виде ряда "концентрических кругов, выражающих собой расширение человеческой солидарности" от первобытного рода до современного человечества. На пути расширения социальной солидарности им было выделено три исторических этапа:

  • 1) "родовое единство", связанное с возникновением племен;
  • 2) "патриотизм", вызванный к жизни образованием наций и государств;
  • 3) "космополитизм", наступление которого будет обусловлено появлением региональных союзов государств и образованием всемирной федерации.

Одновременно с развитием социальной солидарности вширь, отмечал М.М. Ковалевский, происходит и ее движение внутрь. Так, с появлением наций и государств внутри них образуются меньшие социальные общности: касты, сословия, классы. "Касты, - писал он, - сменяются менее замкнутыми сословиями, а последние уступают место изменчивым по своему составу классам". Он приводил доказательства ослабления противостояния классов и свидетельства их "замирения" в процессе смены рабства крепостничеством, а последнего - наемным трудом. Примером классового "замирения", с его точки зрения, может служить характерное на рубеже ХIХ-ХХ вв. сотрудничество предпринимателей с рабочими.

Среди основных видов социальной эволюции М.М. Ковалевский особое внимание уделил экономическому и политическому прогрессам. Экономический прогресс им рассматривался как переход от натурального хозяйства непосредственного потребления к международному рыночному меновому хозяйству, а политический - как переход от национального государства к всемирной федерации государств.

Объявляя общественный прогресс магистральным путем эволюции человечества, М.М. Ковалевский в социальной поляризации и классовой борьбе видел препятствие укреплению социальной солидарности и движению общества к социальной гармонии. Другим тормозом общественного прогресса он, как и О. Конт, признавал преобладание в человеке эгоизма над альтруизмом, чувственности над разумностью. Преодолению этих препятствий, по его мнению, может способствовать не столько ликвидация социально-политической дифференциации в обществе, сколько изменение природы и характера людей, упрочение союза внутри социальных образований, замена классовой борьбы сотрудничеством классов.

Социология М.М. Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось и подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития. Исследователи социологического наследия М.М. Ковалевского отмечают что, с одной стороны, он придал российской социологии европейские формы, а с другой - обозначил вектор ее самоопределения, открыв исследованиями своих учеников К.М. Тахтарева и П.А. Сорокина новый этан развития отечественной социологической мысли.