Как учителю начать участие в конкурсах. Роль конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя

Надежда Дорофеева
Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога (обобщение опыта)

Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения (постоянного повышения квалификации) от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров . Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров . Значительную роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций , в стимулировании активного новаторского поиска играет участие в профессиональных конкурсах . Для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах ?

Для обмена и обобщения собственного педагогического/ методического опыта с целью поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;

Для актуализации и презентации педагогами собственных педагогических находок и достижений;

Для развития дружеских взаимосвязей единомышленников.

Изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Увеличивается самоуважение участника конкурса : "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога . Конкурсы педагогического мастерства помогают :

Выявить уровень профессионализма каждого участника , способствуют профессиональному росту педагога , дают толчок к дальнейшему творческому развитию ;

Способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов , способных заниматься методической и административной работой;

Повышают престиж учительской профессии .

Я неоднократно принимала участие в различных педагогических конкурсах . В апреле 2016 года я принимала участие в региональном конкурсе «Учитель года – 2016» . Приняли участие в конкурсе 32 учителя из разных районов и городов Курской области. Данный конкурс состоял из нескольких этапов.

Сначала прошел заочный этап «Интернет-ресурс » , где жюри давало оценку методическому портфолио каждого конкурсанта - наличие богатого и разнообразного материала, накопленного учителем на интернет-сайте. Я создала страничку на сайте школы. Сейчас у меня есть свой персональный мини-сайт на Инфоуроке. Также было дано конкурсное задание написать эссе «Я –учитель» .

Следующий этап был очный. Мной был дан открытый урок по окружающему миру по теме «Водный и воздушный транспорт. Проблемы охраны окружающей среды» УМК «Гармония» во 2 классе школы №27 города Курска. После проведенного занятия делали самоанализ урока и отвечали на вопросы членов жюри. Затем проходил методический семинар, на котором участники конкурса представляли презентация педагогического опыта . При подготовке презентации своего опыта работы необходимо было придерживаться некоторых условий : количество слайдов не более 20 слайдов; противоречия, из которых выходила проблема; теоретическое обоснование опыта . Тема моего педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования и формирования здорового образа жизни младших школьников в условиях реализации ФГОС».(слайды из презентации 1-3)

Противоречия : сохранение здоровья обучающихся, формирование у них ценности здорового образа жизни, использование здоровьесберегающих технологий и низкий уровень физического и психического здоровья, отсутствием четкой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе.

Теоретическое обоснование опыта : Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования; Н. К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы»; В. Ф. Базарный «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения» ; М. М. Безруких «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе» .

Последний этап конкурса состоял из мастер-классов и педсовета, которые проводили 8 лучший педагогов . По итогам и небольшой памятный приз.

В сентябре – октябре этого же года принимала участие еще в одном педагогическом конкурсе «Учитель Здоровья – 2016» , который проходил на базе лицея №12 г. Железногорска.

Конкурс состоял из 3-х туров.

В первом туре (заочном) оценивались следующие конкурсные материалы :

Творческая презентация системы работы конкурсанта по формированию культуры здоровья обучающихся. Презентация до 20 слайдов, в которой участники конкурса представляют анализ результатов своей педагогической деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся, описывают опыт применения инновационных методов в педагогической работе , направленных на формирование ценностей культуры здоровья, и отражают динамику достижений обучающихся на основе применения здоровьесберегающих технологий.

- развернутый план-конспект урока .

Десять участников Конкурса , набравших наибольшую сумму баллов по итогам первого (заочного) тура, становились участниками второго (заочного) тура, в котором оценивался фрагмент урока. Видеозапись фрагмента урока (до 25 минут, демонстрирующего профессиональную компетентность и инновационный опыт педагога в организации здоровьесберегающей деятельности.

Пять участников Конкурса , набравших наибольшую сумму баллов по итогам второго (заочного) тура, объявляются участниками третьего (очный) тура, который включает 2 конкурсных испытания : «Мастер-класс» , «Публичное выступление» .

На конкурс мной были представлены презентация опыта по здоровьесберегающим тезнологиям, конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России» по теме «На воде и в лесу» и фрагмент видео урока по этой же теме, который размещен в сети интернет. По итогам конкурса получила диплом участника конкурса .

Хоть я и не стала победителем или призером конкурсов , но получила уникальную возможность перенять у коллег опыт в проведении уроков и подготовке мастер-классов. Данные профессиональные мероприятия дали стимул для дальнейшего развития и повышения педагогического мастерства .

Уважаемые педагоги ! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах , показывайте свои достижения, постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства , и артефакты своей успешности.

Публикации по теме:

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Двадцать первый век – век глобализации интернета, передовых технологий, инноваций предъявляющих высокие требования к профессионализму и.

Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских.

Конкурсы на МAAM: как принять участие в конкурсах, как заказать документ участника (победителя) конкурса. Конкурсы для педагогов и воспитателей 2017-2018 Как добавить материал на конкурс и заказать диплом. Нажмите "добавить запись" в блог в профиле.

Обобщение опыта «Тестопластика, как средство развития сенсомоторики детей младшего дошкольного возраста» Обобщение педагогического опыта. Выступление на выездных курсах повышения квалификации Слайд 1. Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется.

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования для аттестации Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Покалеевой Ирины Владимировны

Участие в профессиональных конкурсах – важное условие положительной мотивации воспитателя на профессиональное становление и самосовершенствование.

Современный воспитатель в наши дни, на мой взгляд, - это профессионал. Думаю, что профессионализм воспитателя, определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Уверена, что воспитатель, работающий в современных условиях, должен обладать достаточной информацией о современных тенденциях в области развития педагогической науки, участвовать в различных конкурсах, мастер - классах, заниматься самообразованием. Именно это является одной из причин моего участия в разных конкурсах на различных уровнях.
Первый раз участвовала в профессиональном конкурсе
«Лучший воспитатель» на локальном уровне в 2001 году в детском саду

№ 50 г. Балаково среди сотрудников детского сада. В 2004г. приняла активное участие в конкурсе «Воспитатель года - 2004» на муниципальном уровне, что сыграло неоценимую роль в моём педагогическом росте.

Наличие призовых мест (2009г. – 2012г.) в конкурсах

Профессионального мастерства

воспитателя Кулак Светланы Александровны

Локальный уровень

Конкурсы

Результаты

1. Конкурс детского творчества «Мир глазами детей»

Диплом за I место

2. Конкурс сюжетно – ролевых игр «Играем в семью»

Диплом за II место

3. Организация активного участия родителей в конкурсе рисунков по произведениям Н. Н, Носова

Сертификат за II место

4. Литературная викторина по произведениям Н. Н. Носова

Сертификат за I место

5. Смотр – конкурс

«Строим из песка»

Диплом за I место

6. Смотр – конкурс «Приёмная в группах детского сада»

Диплом за III место

7. Разработка материала к муниципальному конкурсу информационных проектов по теме: «Россия – Родина моя»

Диплом I степени

8. Конкурс «Уголок природы»

Диплом за III место

9. Конкурс «Сказочный пенёк» среди воспитателей МДОУ – д/с №65

Диплом за I место

10.Конкурс «Подготовка к 2011 – 2012 учебному году»

Диплом за I место

11. Конкурс «Патриотический уголок»

Диплом за I место

12. Соревнования среди работников детского сада

«Спортивный детский сад»

Диплом за II место

в номинации

«Самая спортивная группа»

13. Смотр - конкурс

«Лучшая клумба»

Диплом за III место

14. Смотр - конкурс «Подготовка к новому 2012 – 2013 учебному году»

Диплом за I место

Думаю, что главные качества педагога - человеколюбие и умение общаться с людьми, одним словом - педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств воспитателя - профессионала, помогающий ему обеспечивать воспитательно - образовательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.

Педагогическое мастерство в профессиональных конкурсах оттачивается и является высшим уровнем педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве воспитателя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. При подготовке к конкурсам присутствовала совокупность потребностей, мотивов, целей, которая побуждала, направляла и регулировала деятельность для достижения положительных результатов, являющихся объективным проявлением мотивационно - ценностного отношения личности к педагогической деятельности.

В профессиональной деятельности всегда опираюсь на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет мне развивать творчество и педагогическое мастерство.

Уверена, что также важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения, а в успешной деятельности велика роль профессиональных способностей, таких как: дидактические (учебные), коммуникативные (способность общаться), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизация (способность к творчеству), интуиция (способность предвидеть), эмпатия (способность к сопереживанию).

Считаю, что успешность профессиональной деятельности находится в прямой зависимости от понимания воспитателем сущности педагогического процесса, ориентировки в объекте деятельности, которым является ребенок, (знание и понимание его возрастных и индивидуальных особенностей развития). За годы работы в детском саду всегда старалась проявлять себя творческим воспитателем, чтобы выступления, проведённые мероприятия отличались методической грамотностью, эмоциональностью, глубоким содержанием.

Для эффективности педагогического процесса, самосовершенствования необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения. В 2010г. согласно профессиональному выбору, в соответствии с особенностями детей и пожеланиями родителей в процесс обучения детей старшей группы №11 МДОУ – детский сад №65 был внедрён учебно - методический комплект «Предшкола нового поколения», составитель комплекта Р. Г. Чуракова (2009г.). Считаю, что работать в экспериментальном режиме престижно. Новое дело принесёт пользу детям и позволит самим работать творчески, делать открытия, а значит – расти в личностном и профессиональном планах.

Из собственного опыта могу утверждать, что участие в профессиональных конкурсах дает возможность воспитателю: повысить свой социальный статус; изучить опыт коллег; реализовать свой творческий потенциал; развить собственные коммуникативные способности; установить новые контакты на профессиональном уровне; опубликовать свои методические материалы в научно-методических издания, сайтах; повысить авторитет в педагогическом коллективе, социуме.



​На мой взгляд, взгляд руководителя школы, культуру, равно как желание и понимание необходимости участия в конкурсном движении нужно формировать у педагога целенаправленно, планомерно и размеренно, но обязательно опережая зону его ближайшего развития как профессионала.

В нашей Казанской школе-интернате работает 20 педагогов, из них 4 учителя, 3 специалиста службы сопровождения и 13 воспитателей. Практики проведения внутришкольных конкурсов в нашем учреждении, к сожалению, нет: кому и с кем соревноваться, когда все на ладони, и практически однозначно определены педагоги-лидеры и педагоги-мастера? А вот конкурсы другого уровня позволяют педагогам проявить себя во всей красе. Причем мотивы участия в конкурсном движении у всех педагогов очень разные. Но это уже другая история…

Как же мы в своем коллективе формируем желание, потребность, понимание необходимости и затем культуру участия в конкурсном движении? И кому все это нужно?

Я склонна считать, что если руководитель образовательной организации не заинтересован в культивировании конкурсного движения в своем учреждении, то ждать, что все это придет само, очень трудно. Кто-то из педагогов в силу высокой потребности в саморазвитии будет искать и находить подходящие для него конкурсы, а подавляющему большинству педагогов (простите за прямоту, но это так!) эта ситуация будет очень удобна. Не трогают, и ладно! К счастью, таких педагогов (и директоров) не так много…

Итак, зачем руководителю образовательной организации нужно конкурсное движение? Во-первых и в-главных, оно необходимо ему как мотиватору педагогического коллектива на рост, развитие и движение в профессии.

Но, если руководитель (именно как руководитель, а не педагог) сам не участвует в профессиональных конкурсах, то ему сложно выполнять роль вдохновителя. Побывав внутри конкурса, можно и рекомендовать, и поддерживать, и курировать (корректировать) участие педагога в конкурсном движении. Только для руководителя нужно участие в действительно значимых конкурсах, которые не принижают значимость профессии и должности. И именно к этому решению затем стоит приучать педагогов руководимого учреждения. Я негативно отношусь к платным конкурсам, рассматриваю и участвую лично только в бесплатных конкурсах, проводимых достойными организаторами, это моя принципиальная позиция. Хорошо, если руководитель входит в число победителей престижного конкурса: это мотивирует педагогический коллектив на соответствие руководителю как минимум. Поэтому, конкурсное движение нужно руководителю образовательного учреждения как демонстратору/транслятору возможностей конкурсов профессиональных достижений для развития в профессии.

Но не одному директору школы нужно конкурсное движение педагогов. Уверена, что это нужно всему педагогическому коллективу в целом и каждому педагогу в частности.

Во-первых, принятие решения об участии в конкурсе – это значительный поступок, характеризующий педагога как сильного, смелого и целеустремленного человека.

Во-вторых, подготовка к конкурсу мобилизует все силы и ресурсы педагога: физические, психические, профессиональные (да, сложно, трудно, иногда кажется, что невозможно. Но, помните, «без труда…»)

В-третьих, большинство конкурсов позволяют педагогу выделить свои лучшие практики, проанализировать и оценить себя как профессионала.

В-четвертых, конкурсы, предполагающие общение, пусть нередко и виртуальное, конкурсантов, позволяют налаживать профессиональные контакты и расширять круг общения педагогов. Ведь не зря сказано: «Никто мне не друг, никто мне не враг, но каждый мне – учитель». Значит, конкурсное движение необходимо педагогу как инструмент самооценки, самопрезентации, саморазвития.

В Казанской школе-интернате конкурсное движение начало стремительно развиваться после появления такого понятия, как «стимулирующая надбавка за эффективность и результативность организации образовательной деятельности». В критерии по определению такой надбавки было рекомендовано включить и участие педагога в профессиональных конкурсах. В 2011 году в нашем учреждении был разработан оценочный лист, содержащий одним из пунктов такой критерий.

В коллективе сразу обозначились две группы педагогов: активисты и наблюдатели (разного качества: желающие, но пока не могущие; могущие, но не желающие; не желающие и не могущие). В соответствии с этими характеристиками участие в конкурсах носило очень разнообразный характер: экспертной группе по определению указанной надбавки пришлось познакомиться с огромным количеством самых разных конкурсов, начавших плодиться как грибы после дождя. В каком конкурсе проще принять участие? Конечно, в том, где за две минуты и 100 рублей выдают диплом победителя. Но, я думаю, что эти конкурсы не приносят педагогу никакой профессиональной пользы: речь и о качестве материалов, и об уровне участников, и об отношении организаторов к конкурсантам, и много еще о чем… Поэтому конкурсное движение необходимо педагогу еще и для развития навыков экспертной оценки и осознания ценности конкурса.

Постепенно со временем оптимизирующийся оценочный лист нашего учреждения разделил блиц-конкурсы и викторины с конкурсами, на которые необходимо предоставить качественный профессиональный материал. Понятно, что второй вид конкурсных мероприятий более ценен во всех смыслах. Участие в такого вида конкурсных процедурах не стыдно предъявить даже в своем резюме или портфолио, это значительный плюс при аттестации на квалификационную категорию, а уж на соответствие должности и подавно. В надбавке за эффективность организации образовательной деятельности как победа, так и участие в таком конкурсе также дает прибавку к зарплате. А победа в значимых конкурсах регионального и федерального уровня поощряется премиальной выплатой. Таких случаев немного, но от этого они более ценны: так, например, была премирована рабочая группа Всероссийского конкурса « » - 2016, подготовившая материалы так, что учреждение вошло в число 20 лауреатов конкурса, отобранных из 3000 подавших заявки учреждений.

Завершая рассуждения по поводу необходимости участия педагогов и директоров в конкурсном движении, скажу, что в конкурсах участвовать можно и нужно, полезно и важно. Руководителю в этом смысле важно понимать самому и сформировать взвешенное представление о качестве различных конкурсных процедур у педагогов своего коллектива. Это сложная задача, но и она может быть решена путем грамотного анализа конкурсов, в которых участвуют педагоги. Педагогам же конкурсное движение дает, прежде всего, возможность неформально повысить свою квалификацию и пополнить свои ресурсы – нематериальные и материальные. А грамотный, современный, адекватный руководитель образовательной организации их обязательно поддержит – во всех смыслах!

Светлана Долженкова - директор Казанской специальной школы-интерната (станица Казанская, Ростовская область), лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2016.

Конкурсы профессионального мастерства

как средство творческой самореализации

педагогических работников.

Конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа участников. Конкурсы педагогического мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование учителей. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Профессиональные конкурсы - это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию отечественной системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.

Конкурсы педагогического мастерства проводятся в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, выявления и изучения новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержки инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.

Содержание профессиональных конкурсов выбирается не произвольно, оно должно быть подчинено решению главных задач, стоящих перед системой образования. Каждый конкурс несет свою смысловую нагрузку, определяемую его номинациями.

Конкуры бывают очными и заочными. Но, как правило, все дистанционные конкурсы, проводимые в Интернете, носят коммерческий характер и особой значимости не имеют. Одним из главных и весомых педагогических конкурсов является «Учитель года» или «Воспитатель года, которые могут дополнить и даже заменить руководителям школы и муниципальной системы образования многие другие административные методы оценки членов коллектива: контроль, собеседование, ежегодные аттестации. Конкурс имеет перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда учителя и руководителя. И чем выше статус конкурса по этапу (школьный, муниципальный, региональный, всероссийский), тем престижнее в нём участие.

Анализ опыта работы в школе позволяет выделить следующие виды конкурсов, наиболее часто используемых в работе с педагогами ОУ:

смотры-конкурсы предметно-развивающей среды,

конкурсы методических, учебно-методических материалов,

конкурсы профессионального мастерства,

конкурсы с участием детей, где подготовка обеспечивается силами педагогов ОУ.

Вид конкурса

Актуальные задачи, реализуемые в ходе конкурса

Смотры-

конкурсы

предметно-

развивающей среды

Создание условий для познавательной активности детей и т.п.

Побуждение педагогов к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

Выявление положительного опыта работы педагогов.

Конкурсы

методических,

учебно-методических

материалов

Стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности.

Содействие реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Выявление творческих педагогов, занимающихся инновационной педагогической деятельностью.

Выявление и поддержка инновационных проектов, методик.

Формирование потребности в изучении и внедрении в работе с детьми программ нового поколения.

Обобщение опыта работы.

Ориентирование педагогов на инновацию, эксперимент, прогнозирование.

Определение наиболее эффективных путей реализации Концепции модернизации системы образования.

Конкурсы

профессионального мастерства

Повышение престижа профессий «педагог», «воспитатель».

Выявление талантливых педагогов.

Пропаганда и распространение передового педагогического опыта, создание банка данных.

Стимулирование труда педагога.

Расширение диапазона общения творчески работающих педагогов.

Демонстрация возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми.

Повышение творческой активности педагогов, создание условий для личностной и профессиональной самореализации.

Активизация инновационной работы, выявление и поддержка педагогов-новаторов в процессе освоения современных программ, методик и технологий развития, воспитания и обучения детей.

Конкурсы с участием детей

Выявление положительного опыта работы по обучению и воспитанию детей.

Выявление одарённых детей.

Создание условий для развития способностей детей и творческого потенциала педагогов.

Активизация деятельности педагогов по внедрению в работу с детьми разных техник творчества.

Развитие у детей умений выразительного чтения стихов, обновление и разнообразие песенного репертуара.

Развитие у педагогов режиссёрских умений и навыков.

Стимулирование творческого поиска педагогов по отбору методик, технологий для обучения детей составлению творческих рассказов.

Есть несколько подходов к выбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом - всем педагогическим коллективом или группами учителей, а также сочетание всех трех вариантов. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Обычно статус учителя определяется текущей оценкой его деятельности администрацией ОУ. Иногда оценка складывается стихийно или под влиянием отношения педагога к работе, лояльности его к администрации и далеко не всегда является объективной. Конкурсы педагогического мастерства помогают устранить это противоречие. Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, категорию, возможность получения ведомственных наград и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.

В то же время, намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи. Вместе с тем общеизвестно, что среди хороших специалистов очень мало тех, кто стремится участвовать в конкурсах. В чем тут дело, почему многие учителя так не любят конкурсы?

Конкурс - это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность - стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить - если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внут-ренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

Факторы, которые влияют на принятие решения педагогом участвовать в конкурсе:

Профессионально-личностный интерес, потребность в передаче приобретенного опыта желание познакомиться с опытом других учителей.

Желание приобрести определенный профессиональный статус.

Желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим.

У каждого конкурса есть свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

развитие компетенций педагогов, развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

демонстрация своего профессионального кредо, применения приобретенного опыта в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства;

развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования.

возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших преподавателей.

пропаганда педагогических идей и достижений, расширение пространства активного педагогического общения.
стимулирование педагогического творчества учителей.

Итак, конкурсы педагогического мастерства - это не только соревнование, но и возможность общения с другими учителями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному и карьерному росту. Для педагогов участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе - это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.), повышает квалификацию и проходит профессиональную переподготовку. Конкурс является механизмом профессионального развития педагогов. Ни для кого не секрет, что результативное участие в конкурсах - важный критерий результативности работы учителя при аттестации.

Отрицательные стороны:

проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

усиление неравенства между сильными, успешными школами и педагогами и перспективными, но не обладающими на момент конкурса требуемыми качествами, что может привести либо к интенсификация усилий, направленных на достижение победы в следующих конкурсах, либо утрате веры в свои силы, снижению мотивации, самооценки и пр.

Таким образом, существует угроза «потери» потенциально способных, но недостаточно компетентных на момент конкурса участников. А это свидетельствует о необходимости предусмотреть для такой группы педагогов иные формы поддержки и развития, в том числе и за счет изменения привычных конкурсов. Сегодня в отечественном образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие - за формализм процедуры конкурсных мероприятий.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство учителя, если он работает "за закрытыми дверями"? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы учителя в школе. Как же решить эту проблему?

Если исходить из того, что в профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения урока, а система работы учителя, то и презентовать нужно систему. Помимо изучения открытых уроков, достаточно полное представление об уровне профессионализма дают учительские разработки: авторские программы, научные доклады, самостоятельно подготовленные наглядные пособия, дидактические материалы, приборы, а также планирование, конспекты и сценарии учебных занятий, разработки для учащихся. Можно снять фильм о мастерстве учителя, рассказывающий о его индивидуальной лаборатории, о том, что его отличает от других; подготовить выставку методических материалов, взять интервью. Иными словами, система работы конкурсанта должна быть представлена целостно.

Исходя из опыта работы, можно выделить несколько этапов подготовки и проведения конкурсов.

Первый этап «Организационно - подготовительный».

Он включает в себя:

Разработку «Положения о конкурсе». В Положении прописываются

Тема конкурса,

Цель и задачи,

Условия,

Содержание и порядок проведения,

Требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов,

Критерии оценки,

Сроки проведения,

Состав жюри,

Процедура подведения итогов конкурса.

К положению о конкурсе могут быть приложения, где указываются форма заявки на участие в конкурсе либо формы каких - других документов (характеристика - представление на образовательное учреждение и т.п.).

Знакомство педагогов с Положением о конкурсе с комментариями и рекомендациями.

Написание сценария или порядка проведения конкурса, выбор ведущего.

Подбор реквизита для проведения конкурса, оформление помещения, приобретение грамот, подарков и т.п.

Оказание консультативной и практической помощи педагогам при подготовке к конкурсу.

Второй этап «Основной» или «Практический».

Он включает в себя:

Проведение самого конкурса по заранее написанному сценарию или плану.

Подведение итогов конкурса и награждение участников и победителей.

Третий этап «Заключительный» или «Аналитический».

Он включает в себя:

Написание аналитической справки по итогам конкурса.

Знакомство с аналитической справкой на педсовете.

Презентацию методических материалов конкурса.

Оформление по итогам конкурса выставки методических материалов, фотоматериалов и т.п.

Школьное образование сегодня нуждается в педагоге, умеющем самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы, находить пути их решения, уметь критически анализировать полученные результаты и творчески применять их в практической деятельности. Участие педагогов в различных конкурсах позволяет им развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Работа с детьми - это один из тех видов деятельности, результаты которого проявляются постепенно. Как будто воспитателю в руки попал кусок пластилина, из которого поэтапно, шаг за шагом появляются детали единой композиции. Но, как и в любой профессии, педагогическому работнику детского сада хочется видеть более «концентрированный» результат, чтобы и дети, и коллеги - а в более широком смысле и общество в целом - признали его труд ненапрасным. И для этого проводятся профессиональные конкурсы на муниципальном, федеральном, а также Всероссийском уровнях.

Участвовать или не участвовать?

Это интересно. Великий русский писатель Лев Толстой говорил: «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог».

Работая в детском саду, нельзя не любить детей. Но также нельзя и обойтись без теоретических знаний методики работы с ними. Именно совокупность этих двух сторон одной медали и определяет педагогическое мастерство. Но почти гамлетовский вопрос терзает тех воспитателей детских садов, которым предложили или настоятельно порекомендовали участие в муниципальном конкурсе педагогического мастерства. К слову, этот выбор встаёт именно перед первым этапом - муниципальным, так как в случае победы, решение об участии в конкурсе на федеральном уровне уже не встаёт: от такой перспективы педагог, у которого есть хоть минимум профессиональных амбиций, не откажется. И что же потом? Дальше, в случае успеха, – всероссийский этап. И даже если призового места не будет, уже пройденные уровни обеспечат

  • опыт приятного и полезного общения с коллегами (согласитесь, прекрасный бонус для тех, кто призван обучать малышей быть актуальными и востребованными членами сегодняшнего общества);
  • преимущества при прохождении аттестации (эти моменты устанавливаются на уровне муниципалитета);
  • прибавка к заработной плате (единоразовая или на определённый период, что также определяется муниципальными и/или федеральными органами образования);
  • карьерный рост (для получения должности методиста или заведующего детским образовательным учреждением участие, а тем более победа, являются не обязательным, но желательным пунктом).

Виды и формы конкурсов для воспитателей

Чтобы не потеряться в разнообразии конкурсов педагогического мастерства, попробуем их немного систематизировать. Итак, существует 2 вида соревнований:

  • традиционные;
  • нетрадиционные, которые проводятся с нерегулярной периодичностью, зависящей от инициативы спонсора или группы организаторов.

Остановимся на первом виде. Итак, традиционные конкурсы по форме могут быть

  • очными (участник соревнуется в реальном времени, здесь и сейчас);
  • заочными (воспитатель в назначенное время - обычно на это даётся несколько дней - отправляет отчёт о проделанной работе, разработку занятия или программы и т.д);
  • дистанционными (соискатель отправляет по интернету требуемые материалы и так же через сеть оповещается о результатах).

Что касается первых двух, то на конкурсах высокого уровня, например, «Воспитатель года России», используются очная и заочная формы. Это связано, во-первых, с тем, что обычно это мероприятие довольно длительное - от момента заявки до объявления результатов проходит до 9 месяцев. Ведь не забываем, что всероссийский конкурс предваряется муниципальным и федеральным этапами. Во-вторых, участники могут быть из разных концов страны. А вот с дистанционными (онлайн) состязаниями всё значительно проще: вы отправляете требуемую заявку, работу, через некоторое время организаторы публикуют результаты, победители (как правило, их несколько) получают дипломы, а участники сертификаты (обычно и то, и другое за небольшую плату). Таким образом, участие в дистанционных конкурсах даёт вам широкую известность в узких кругах и отличный опыт систематизации плодов своего методического труда. К тому же они проводятся достаточно часто, предоставляя информации об условиях на сайтах http://pedrazvitie.ru , http://edu-time.ru . Всероссийский конкурс обеспечивает более громкую славу, так как победитель один (на всех уровнях), а также позволяет всесторонне проявить себя. Потому как в программу обычно включаются не только методические вопросы, но и конкурсы, позволяющие проявить свои таланты.

Обзор соревнований федерального уровня для профессионалов

Крупных конкурсов всероссийского масштаба не так уж много.

«Воспитатель года России»

Это профессиональное состязание по праву считается самым престижным профессиональным конкурсом для работников детских дошкольных учреждений. Соревнование берёт своё начало с 2010 года. С этих пор произошли некоторые изменения, касающиеся положения о конкурсе, порядке выбора победителей (теперь есть один абсолютный призёр и победители в нескольких номинациях), а также условиях участия. Что касается последнего, то, например, победители и участники не могут подавать заявки на конкурс в течение следующих 5 лет. Конкурс проводится в 2 этапа, условия участия идентичны, с той лишь разницей, что в заключительном этапе имеют право участвовать лишь победители на региональном уровне.

Условие Детали
Оргвзнос
Форма проведения Заочная, очная
Официальный сайт http://vospitatel-goda.ru/
Организаторы Общероссийский профсоюз образования, Министерство образования и науки Российской Федерации
Даты Осень (сентябрь-октябрь - региональный тур, январь - заключительный)
Периодичность Ежегодно
Темы/номинации «Воспитатель года», «Победитель смс-голосования», а также номинации, определяемые спонсорами
Количество этапов 2 (региональный этап, заключительный)
Какие работы нужны

· методические разработки, отображающие собственный подход образованию дошколят;
· анкета;
· практические мастер-классы с детьми (один из дней заключительного этапа конкурса посвящён занятиям с ребятами местных садиков);
· рекомендации руководителя, представителя органа государственного управления.

Сроки подачи заявок
Сроки регистрации
Сроки приёма работ
Когда объявляются результаты В последний день проведения заключительного этапа
Сколько призовых мест 2 + специальные призы от партнёров
Кто считается победителем Номинанты, которые получили высшие баллы от жюри и по итогам смс-голосования, а также победители в специальных номинациях, определённых партнёрами конкурса
Награды Ценные подарки для лауреатов, дипломы для участников, главный приз для победителя. Материальное вознаграждение может вручаться на усмотрение партнёров Конкурса.

Видео: Фильм-презентация победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2015»

Видео: Методическая разработка занятия «Просто о сложном» в рамках конкурса «Воспитатель года России-2017»

«Доутесса»

Негосударственный дистанционный конкурс «Доутесса» – это 15 онлайн вопросов, ответив на которые, участник получает диплом. Пройти тест можно в любое удобное время, достаточно зарегистрироваться на сайте doutessa.ru, указав свои личные данные и данные руководителя детского сада. Более того, если участник неудовлетворён результатом, то он может, оплатив оргвзнос, поучаствовать ещё раз.

Условие Детали
Оргвзнос 100 рублей через платёжную систему (через банковскую карту, электронные деньги, интернет-банк, терминал)
Форма проведения Дистанционная
Официальный сайт https://doutessa.ru
Организаторы Учебный центр Натальи Хаустовой (г. Куган)
Сроки подачи заявок Не ограничены
Сроки регистрации Не ограничены
Когда объявляются результаты Сразу после окончания теста
Сколько призовых мест Не ограничено
Кто считается победителем Ответивший правильно на максимальное количество вопросов (15).
Награды Диплом победителя (1,2,3 места), лауреата, дипломанта и участника, который можно скачать из личного кабинета участника конкурса

«Воспитатели России»

На сегодняшний день было проведено всего 2 состязания педагогических работников в рамках конкурса «Воспитатели России». Это мероприятие инициировано Общероссийской общественной организацией «Воспитатели России».

Условие Детали
Оргвзнос Отсутствует, конкурс финансируется учредителями
Форма проведения Заочная, очная
Официальный сайт http://vospitateli.org
Организаторы Общероссийская общественная организация «Воспитатели России» при поддержке партии «Единая Россия»
Даты Региональный этап - июнь- середина августа;
Федеральный этап - середина августа-сентябрь
Периодичность Ежегодно
Темы/номинации

· «Лучший воспитатель образовательной организации» – для выявления лучших методик воспитания;
· «Лучший молодой воспитатель образовательной организации», стаж - не более 5 лет;
· «Лучший воспитатель образовательной организации «Верность профессии» – стаж не менее 20 лет;
· «Лучший профессионал образовательной организации» – номинация для руководителей, медработников и других педагогических кадров детского сада;
· «Лучший воспитатель-профессионал образовательной организации «Инклюзивное образование» – категория для работников, имеющих дело с детьми с ограниченными возможностями;
· «Лучший воспитатель-профессионал, работающий со здоровьесберегающей методикой» –
+ 3 номинации на усмотрение организаторов

Количество этапов 2 (региональный этап и заключительный)
Какие работы нужны · методические разработки, отображающие собственный подход к образованию (в свободной форме);
· анкета;
· рекомендации руководителя, представителя органа государственного управления.
Сроки подачи заявок середина сентября (в письменной форме или электронным письмом)
Сроки регистрации За 2 недели до начала заключительного этапа
Сроки приёма работ Середина сентября (вместе с заявкой это представляет собой заочный тур)
Когда объявляются результаты В последний день проведения заключительного этапа, конец сентября
Сколько призовых мест 9
Кто считается победителем Номинанты, получившие высшие баллы от Экспертного совета (жюри)
Награды Диплом I степени - 100 000 рублей, Диплом II степени - 50 000 рублей, Диплом III степени - 30 000 рублей

«Призвание - воспитатель»

Дистанционному Всероссийскому конкурсу «Призвание - воспитатель», инициированному Всероссийским клубом «Наука и творчество», всего 2 года.

Условие Детали
Оргвзнос 250 рублей (электронный диплом), 370 рублей (бумажный диплом)
Форма проведения Заочная
Официальный сайт https://sites.google.com/site/klybnayka
Даты подачи заявок, приёма работ и регистрации Ноябрь-март
Периодичность Ежегодно
Темы/номинации

· Конспект занятия в дошкольном образовательном учреждении.
· Дидактический материал для занятий в ДОУ.
· Предметно-развивающая среда в ДОУ.
· Сценарий воспитательного мероприятия.
· Декоративно-прикладное творчество.
· Коллективная творческая работа.
· Литературное произведение, написанное педагогом (воспитателем) для детей.
· Эссе «Моё призвание - воспитатель»
· Наш праздник.
· Педагогический проект (или программа).
· Работа с родителями
· Здоровьесберегающая деятельность в системе образования.
· Гражданское и патриотическое воспитание.

Количество этапов 1
Какие работы нужны Методические разработки по номинации (в текстовом формате, в виде поделки, рисунка и т.д.), оформление и содержание - на усмотрение конкурсанта
Когда объявляются результаты Февраль-март
Сколько призовых мест Неограниченное количество
Кто считается победителем Тот, чьи работы выделить экспертный совет в составе организаторов конкурса
Награды Диплом 1,2 3 степени, а также, в случае участия в 3 номинациях и при этом отсутствии призовых мест, участнику оформляется бесплатное благодарственное письмо

«Я - воспитатель»

Состязание проводится впервые.

Условие Детали
Оргвзнос 150 рублей
Форма проведения Дистанционная
Официальный сайт http://konkursidei.ru/ya-vospitatel/
Организаторы Центр педагогического мастерства «Новые идеи»
Сроки подачи заявки, регистрации и приёма работ Ноябрь 2016 –январь 2017
Периодичность Ежегодно
Количество этапов 1
Какие работы нужны Авторские разработки учебных занятий для дошкольников
Когда объявляются результаты 25 января 2017
Сколько призовых мест Неограниченное количество
Награды Дипломы победителям (за 1,2 и 3 места), сертификаты участникам отправляются по почте в течение 10 дней после объявления результатов

Текущие дистанционные конкурсы на профессиональных сайтах

В наш век информационных технологий воспитатель детского сада, как и любой другой работник образования, должен знать ряд сайтов, на которых можно найти массу полезной информации по методике, а также перечень актуальных профессиональных конкурсов. Вот некоторые из них.

Сайт http://pedrazvitie.ru/Konkursy_dlja_vospitatelej

Ресурс «Педразвитие» представляет несколько актуальных конкурсов.

«Мамино счастье»

«Чудеса в моих руках»

Сайт http://edu-time.ru

Перечень конкурсов на сайте «Время знаний» довольно обширный:

  • Осенняя пора
  • Путешествия и поездки
  • Новогодняя игрушка
  • Новогоднее украшение группы
  • Новогодние конкурсы / развлечения
  • Зимняя сказка
  • Народные умельцы
  • День Знаний
  • Рисунок
  • Мой любимый детский сад
  • Мир глазами детей
  • Декоративно-прикладное творчество
  • Литературное творчество
  • Лето-лето, ты какого цвета?
  • Времена года
  • Зимние фантазии
  • Зелёный огонёк
  • Любимая игрушка
  • Детский сад
  • Толерантность др.

При этом условия участия в состязаниях одинаковы.

Сайт http://gramoteino.ru

На ресурсе «Грамотеино» также много профессиональных конкурсов как текущих, так и проводимых постоянно. Все они сгруппированы по сезонам, то есть датам. Перечень самых популярных номинаций

  • Всероссийский творческий конкурс «Наши руки не для скуки!»
  • Всероссийский творческий конкурс «Уголок безопасности»
  • Всероссийский творческий конкурс «Лучше нет родного края…»
  • Всероссийский творческий конкурс «Образовательная деятельность в ДОУ»
  • Всероссийский творческий конкурс «Мы - спортсмены!»
  • Всероссийский творческий конкурс «Лучший сценарий праздника»
  • Всероссийский творческий конкурс «Наш любимый детский сад»
  • Всероссийский творческий конкурс «Жизнь в ДОУ»
  • Всероссийский творческий конкурс «Открытое занятие» др.

Сайт http://talantoha.ru

На ресурсе «Талантоха» представлены конкурсы для детей, взрослых и взрослых совместно с детьми. Все они проходят в сессии, называются одинаково – «Талантоха», а затем указан порядковый номер состязания. В настоящий момент проходит конкурс «Талантоха-33»

Условие Детали
Оргвзнос 100 рублей за электронный диплом, 200 рублей за печатный.
Сроки сдачи До 30 ноября 2016
Сроки объявления результатов До 21 декабря 2016
Темы/номинации (для воспитателей)

· Творческие работы и методические разработки.
· Педагогические проекты
· Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье и т.д.
· Оформление помещений, территории, участка.

Необходимые материалы Рисунки, презентации, текстовые материалы, видео, аудио материалы и т.д.
Сроки подведения итогов Через 3 суток после получения работы
Награды Дипломы за 1,2,3 места, сертификаты участникам

Сайт http://www.o-gonek.com

На сайте «Огонёк» много полезной информации для работников дошкольных образовательных учреждений, а также перечень конкурсов, которые актуальны на данный момент времени:

  • с 5 ноября по 25 декабря II Всероссийский конкурс для педагогов «Яркая жизнь»;
  • с 21 ноября по 3 января III Всероссийский конкурс для педагогов «Лучший конспект занятия»;
  • с 27 октября по 1 декабря III Всероссийский творческий конкурс для детей «Ожившая сказка»;
  • с 4 ноября по 15 декабря III Всероссийский творческий конкурс для детей «Первый снег»;
  • с 20 ноября по 15 декабря IV Всероссийская викторина «В мире Животных».

Сайт https://solncesvet.ru

Международный педагогический портал «Солнечный свет» предлагает участие не только во всероссийских конкурсах, но и в международных.

Сайт http://www.i-shag.ru

На портале «Шаг вперёд» проходит 3 сезон осенних состязаний среди воспитателей, заведующих и других работников детских садов.

«Пусть всегда будет мама!»

Условие Детали
Оргвзнос · 50 рублей (за электронный диплом);
· 150 рублей (за электронный диплом и публикацию на сайте), если авторов более 3 человек, то начиная с 4-го оплачивают взнос полностью;
· 200 рублей за печатный диплом
Сроки подачи заявки и предоставления работы 1–30 ноября 2016
Необходимые материалы Методические разработки, рисунки, презентации, текстовые материалы и т.д., выполненные воспитателем - можно совместно с детьми - и соответствующие теме конкурса, работа может быть на русском или английском языке
Номинации

· лучшая авторская методическая разработка (принимаются сценарии праздников, сценарии игровых программ, конспекты занятий, учебные программы, дидактические материалы, авторские игры и др.);
· фотоистория (принимаются фотографии и фотоколлажи);
· видеоролик;
· творчество педагога;
· эссе;
· детское творчество;
· информационный стенд;· текстовые файлы - pdf, doc, docx, xls, xlsx, pptx, txt;
· графические файлы - jpeg, jpg, png, bmp;
· аудиофайлы - waw, mp3.

Номинации

Текущие номинации представлены на сайте, среди них:
· «Мой помощник - кабинет»;
· «Портфолио дошкольника»;
· «Что за прелесть эти сказки» и т.д.

Сроки подведения итогов В зависимости от выбранного вида получения диплома
Награды Диплом за 1,2,3 место, сертификат за участие

Всероссийские конкурсы для воспитателей - это отличный способ продемонстрировать свою компетентность в профессии. В настоящее время есть много способов заявить о себе, пополнить методическую копилку дипломами за победу или участие в очных, заочных или дистанционных конкурсах. Таким образом, можно не только расширить свой педагогический кругозор, но и ознакомиться с опытом коллег по цеху. А постоянное стремление к совершенствованию - это залог успешной работы с подрастающим поколением.