Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения. методическая разработка на тему

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника воз-можно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения Сюскалова Т.М. МОБУ СОШ №1 с.Ивановка

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника воз-можно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного про-цесса иностранному языку играет моти-вация учения.

Методы и формы обучения в школе в последнее время активно развиваются. Стремительно появляются новые, модифицируются старые, уже известные в педагогике, ориентируясь на новые требования ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие методы и формы организации обучения наиболее востребованы? Чем новые формы и методы в педагогике отличаются от уже привычных? На что стоит обратить внимание учителю, выби-рая ту или иную форму или метод организации урока?

Наиболее эффективными в преподавании иностранных языков будут те методы, способы, которые, с одной стороны, обеспечат форми-рование автоматизированных навыков владения языковым материалом (лексикой, грамматикой, фонетикой, типовыми фразами), а с другой, да-дут достаточные знания и умения для самос-тоятельной работы. Необходимо также иметь в виду, что в школе мы обучаем как умению выра-жать свои мысли (говорение), так и умению по-нимать мысли других, заложенные в устных и письменных текстах (понимание речи на слух, чтение).

Использование разнообразных нестан-дартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слу-ховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отда-ется активным методам обучения.

Проблемное обучение на уроках английс-кого языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предпоагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увле-чения, проблемы подростков). Опыт рабо-ты также показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жиз-ненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это, несомненно, возбуждает интерес к ним.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно- объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.

Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как: доброжелательная обстановка на уроке; положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят: *нестандартные формы проведения уроков, *неделя иностранных языков, *олимпиады по языку, *необычные формы предъявления изучаемого материала, *внеурочная работа по предмету, то есть использование активных методов обучения.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: 1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал. 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет. 7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков». 8. Интегрированные уроки. 9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка позволяет учителю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным, спо-собствует повышению мотивации учащихся и активизации их рече-мыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целост-ной системы знаний, позволяет уве-личить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.

Компьютер является незаменимым помощником учителя, так как: облегчает создание раздаточного и дидактического материала, а также проверочных заданий; позволяет представить максимальную наглядность на уроках (слайды, анимация и др.); способствует формированию устойчивой мотивации к осуществлению иноязычной деятельности; заменяет целый ряд технических средств; позволяет задействовать одновременно зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что облегчает восприятие информации;

способствует реализации личностно-ориентированного подхода, позволяя обучаемому работать в удобном для него ритме, реализовывать свои творческие способности, развивать навыки самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности; способствует использованию разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока; вовлекает учащихся в сознательную деятельность; расширяет границы окружающего мира (общение в режиме on-line);

обеспечивает использование аутентичных звуковых материалов высокого качества звучания; делает возможным использование тестовых задач с моментальной проверкой. Следует помнить, что «компьютер рассматривает-ся не как метод обучения, а лишь, как средство, при использовании которого обучающийся может наи-лучшим образом развить различные языковые навы-ки » , создать оптимальные условия практического овладения языком для каждого учащегося - основная задача учителя. Выделяют несколько основных направлений использования ИКТ на уроках:

использование готовых мультимедийных продуктов; создание собственных мультимедийных и обучающих программ; создание собственных мультимедийных презентаций; использование Интернет ресурсов.

Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Они и облегчают работу учителя и вызывают огромный интерес у учеников, пред-лагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, пре-доставляют учащимся дополнительный стимул в изучении иностранного языка. Использование новых информационных технологий, Интернет ресурсов помо-гают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, способст-вуют индивидуализации и дифференциации обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интенсификации самостоятельной работы уча-щихся, повышению познавательной активности и мотивации, увеличению объёма выполненных заданий, возможности проявить творческие способности.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориен-тирующейся в информационном прост-ранстве, приобщённой к информационно-коммуникационным возможностям совре-менных технологий и обладающей инфор-мационной культурой.

Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности присущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой деятельности ребенка. Игра несёт в себе большой положительный заряд в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным - с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети.

Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах: - выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; - должно быть задействовано как можно больше учащихся; - игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся; - языковые игры должны проводиться на иностранном языке; - игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. -игры базируются на уже изученном материале, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

Таким образом, наиболее эффективными в преподавании иностранных языков будут те методы, способы, которые, с одной стороны, обеспечат формирование автоматизированных навыков владения языковым материалом (лекси-кой, грамматикой, фонетикой, типовыми фраза-ми), а с другой, дадут достаточные знания и уме-ния для самостоятельной работы. Необходимо также иметь в виду, что в школе мы обучаем как умению выражать свои мысли (говорение), так и умению понимать мысли других, заложенные в устных и письменных текстах (понимание речи на слух, чтение.


Березина Инна Валерьевна
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 122 с углубленным изучением иностранных языков" г. Перми
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-04 Игра – активный метод обучения немецкому языку Березина Инна Валерьевна МАОУ "СОШ № 122 с углубленным изучением иностранных языков" г. Перми В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность учащихся и интенсивное групповое взаимодействие.

Просмотреть свитедельство о публикации


Игра – активный метод обучения немецкому языку

Оснащение: компьютер, проектор.

I. Презентация педагогического опыта

Как гласит китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь».

В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность уча щихся и интенсивное групповое взаимодействие.

По Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения, для формирования и развития коммуникативной и социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, учащиеся должны уметь интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основной задачей педагога в современных условиях является умение организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю могут помочь активные методы обучения.

К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного о бучения делят на имитационные и не имитационные. Имитационные методы, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. Им итационные игровые методы подразделяются на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации. Имитационные не игровые: анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение задач и так далее. Не имитационные: дискуссии, активные проблемные лекции, решение проблемных ситуаций.

II. Представление занятия

Занятия играми обогащают детей новыми ощущениями, эмоциями, представлениями и понятиями. В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала. В зависимости от возрастных особенностей учеников и целей урока необходимо использовать грамматические, лексические, фонетические, орфографические игры, игры на разминку.

III . Имитационная игра со слушателями

Учителя немецкого языка делят аудиторию методом случайного отбора (используя цветные конфеты) на группы по пять человек. Каждая группа получает свою игру с подробным описанием хода игры и начинается процесс.

IV . Моделирование

Слушателям предлагается самостоятельно ознакомиться со списком игр и подумать, на каком этапе урока их можно использовать.

После завершения работы проходит обсуждение.

V . Рефлексия

Использование игр на уроках иностранного языка делает процесс обучения более увлекательным. В процессе игры ребенок чувствует себя эмоционально раскрепощенным. Он может без ограничений проявить свои творческие способности.

Игра - это наиболее комфортный способ познания для ребенка.

, . .

Нетрадиционные методы обучения

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьёзный и большой по объёму материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.
По определению И.П.Подласова, нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».
Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков:
-Урок фантазирования
-Урок-соревнование
-Урок открытых мыслей
-Урок-турнир
-Урок-диспут
-Урок-эврика
-Урок-зачёт
-Урок творчества
-Урок-спектакль
-Урок-конкурс
-Урок-конференция
-Интегрированный урок
-Урок-игра
-Урок-сказка
-Урок взаимного обучения
-Урок-КВН
-Урок-путешествие
-Аукцион знаний
-Волшебный конверт
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Такие уроки желательно ставить по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.
Приведу краткое описание ряда нетрадиционных уроков.
Урок-путешествие.
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее приготовленный ученик.
Учащимся предлагается маршрутный лист. Дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду-всё, что необходимо для путешествия.
Урок построен в виде практических заданий, которые дети выполняют на остановках. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругосветного путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.
Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист (в виде контурной карты). По окончании путешествия составляют отчёт об « увиденных» объектах.
Урок-сказка.
Урок строится по русским народным сказкам, по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, или учитель сочиняет новую сказку.
Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме.
Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этап
·а урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.
Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.
Урок-КВН.
Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.
Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри.
Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок-викторина.
Урок похож на урок-КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок-викторина и урок-КВН проводятся с целью повторения учебного материала.
Урок-игра.
Названный вид урока может быть проведён в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др. Учебная задача данных уроков-обобщение и систематизация знаний учащихся.
Урок-лекция.
Проводится в 3-4 классе при условии высокого интеллектуального развития школьников.
Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течение 30 мин., в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.
Коллективный урок.
Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. Вначале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные-по ребусам, кроссвордам, учебникам).
Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, даёт инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».
Коллективная форма обучения довольно сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя на различных уроках элементы групповой работы. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных школьников.

Можно проводить не только нестандартные уроки, но и использовать нестандартные приёмы на различных этапах урока. Например, при подведении итога урока, мы недостаточно часто используем задачи наглядно-образного характера. В силу ограничения времени итог проводится быстро, с помощью вопросов: «Чему научились?», «Что нового узнали?» и т. д. Такая не очень конкретная постановка вопросов заставляет детей давать зачастую туманные, расплывчатые, не несущие смысловой нагрузки ответы.
А ведь целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока-заключительный аккорд в учебно-воспитательном процессе!
Известно, что к концу урока в силу различных причин, в том числе и физиологических, у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает умственная напряженность. Эта заключительная часть урока не должна проходить серо и уныло. Поэтому целесообразно в игровой форме, отличающейся своей оригинальностью и необычностью, привлечь внимание детей к завершающему этапу урока и закончить его на одном дыхании.

Лавка возможностей

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Эта притча как раз о том, что нужно меньше учить ребёнка, а больше учить учиться.

1. Презентация педагогического опыта

Как вы думаете, а для чего нужна школа?

Чтобы учиться, познавать, творить, развиваться.

А когда ученику интересно учиться, познавать, творить, развиваться?

Когда он ежедневно, ежечасно и ежеминутно совершает открытия.

Как же добиться того, чтобы творческое озарение, основанное на знании, пришло к ученикам? Как происходит рождение учениками личного образовательного продукта?


Мне, как учителю, путь видится один - создать на уроке ту среду, ту плоскость, в которой наиболее полно будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Поэтому задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Именно технологии «думания» и «творения» должны обучаться ученики на уроках в современной школе. И это не просто инновации, это требование времени, требование органов образования, требование самих обучающихся, которые хотят, чтобы по окончанию обучения они получили конкретный практический результат, ведь именно им дальше идти с полученным багажом знаний и умений по жизни. Именно жизнь будет ставить им оценки! Именно в эти моменты ученики будут вспоминать своих учителей!

Как сделать свои уроки более интересными, увлекательными, как добиться того, чтобы учащиеся прочно усваивали языковой материал и могли использовать его в конкретной ситуации. Проектная технология при овладении иностранным языком одна из самых эффективных форм. Но в повседневном обучении – это трудоёмкий процесс. А как построить каждый урок, как же сделать его с одной стороны, эффективным, а с другой – увлекательным? Возможно ли это в существующих реалиях нашей жизни? Да! И это очень просто! Использование активных методов обучения (АМО)!

Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные? «Активные методы обучения» - новое в науке? новый тренд? инновация в образовании? Что это?! Сколько их? Какие они?

Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков команды.

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.

В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.

2. Представление системы уроков

АМО обучения можно использовать на любом уроке, на любой ступени развития учащихся. Эти методы очень гибкие и их можно использовать с любой возрастной группой при изучении любой темы, что способствует созданию психологически комфортного климата для процесса обучения. Использовать их можно на любом этапе и типе урока. Даже на физминутке «Luft, Feuer, Erde, Wasser ». Учащиеся должны изобразить все эти понятия, что даёт выход их энергии и творчеству.

Так в 7 кл. при прохождении темы «Sorgen wir gemeinsam fuer unseren Planeten Erde» (Мы заботимся о нашей планете земля), на этапе актуализации знаний используется метод «Анализ проблемы». Ведущий формулирует проблему. Участники на листе бумаги выписывают своё мнение о проблеме, всё, что у них ассоциируется с описанием проблемы, её причиной и способом решения. По окончанию работы в группах каждая представляет иллюстрации, схемы, высказывания в зависимости от умений учащихся по проблеме.


АМО развивают у школьников коммуникативные, исследовательские умения, навыки работы в команде, лидерские качества, проектное мышления, творческие способности, формируют навыки саморазвития и самообразования, ну и наконец способствуют формированию активной гражданской позиции, а самое главное,
повышают мотивацию обучающихся.

3. Имитационная игра со слушателями

Активные методы организации самостоятельной работы над темой.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как это можно сделать? Конечно при помощи активных методов. Одним из таких методов является метод «Автобусная остановка».

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группа 3-4 человека. Численность: весь класс. Материал: 4 листа большого формата.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Предмет: немецкий язык

Тема: Выбор профессии. Класс: 9 Участники: 15 уч-ся. Группа 3-4 человека.

Wie bereiten sich die deutschen Schueler auf die Berufswahl vor? Was wisst ihr ueber das Berufspraktikum an deutschen Schulen? Welche Probleme gibt es bei der Vorbereitung auf einen Beruf? Was ist wichtig bei der Berufswahl? Welche Berufe beforzugen Maedchen und welche Jungen? Warum? Was moechtest du nach dem Abschluss der 9. Klasse sein?

4. Моделирование

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нём вопросом по теме. Группа даёт название своей остановке. Учитель ставит задачу группам - записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу в течение 5 мин. В группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и дополняют их в течение 3х минут. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и ещё 3 мин. на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3х мин. знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты своей работы по вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

5. Рефлексия

Образовательный портал Мой университет

www. *****

Копилочка активных методов обучения.

Я надеюсь, что вдохновлённые активными методами обучения вы вы ещё шире будете применять их в своей деятельности. Теперь у вас в вашей копилочке, в вашем тайничке есть новые ЗУНки, новые методы, новый опыт. Теперь вы видите, что АМО – это творческий подход к образовательному процессу и вы сами можете придумывать безграничное количество методов.

Мирошниченко Ольга Валентиновна
Должность: преподаватель немецкого и французского языков
Учебное заведение: Филиал ГБПОУ РО "ДПК" в г.Азове
Населённый пункт: Азов
Наименование материала: статья
Тема: "Активные методы обучения в системе среднего профессионального образования при изучении иностранного языка"
Дата публикации: 10.06.2018
Раздел: среднее профессиональное

Мирошниченко Ольга Валентиновна,

преподаватель французского и немецкого языков

Азовского филиала ГБПОУ РО

Донского педагогического колледжа

«Активные методы обучения в системе среднего профессионального

образования при изучении иностранного языка».

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал

представить

интересным,

современными

говорить

современном языке? Безусловно, каждый решает эту проблему по-своему.

Опыт работы преподавателей показывает, что моделирование уроков в

различных

технологиях

требование

Применение

педагогических

технологий

позволяет

рассматривать

практику

обучения

интеллектуального,

творческого, нравственного развития обучающихся.

Современные

образовательные

технологии

возможность

повысить

качество

образования,

эффективно

использовать

время и снизить долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет

снижения времени, отведенного на выполнение домашних заданий.

Основные требования педагогической технологии:

концептуальность – опора на определённую научную концепцию;

системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью;

управляемость

возможность

диагностического

целеполагания,

планирования,

поэтапной

диагностики,

варьирование

методов с целью коррекции результатов;

эффективность – современные образовательные технологии должны

эффективными

результатам

оптимальным

затратам,

гарантировать достижение определенного стандарта обучения;

воспроизводимость

технология

педагогический

инструмент

должна быть эффективна в руках любого педагога.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

технологии исследовательской деятельности;

технология проектной деятельности;

информационно-коммуникативные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология;

технология портфолио;

здоровьесберегающие технологии;

технология проблемного обучения и многие другие.

Остановлюсь на применении современных педагогических технологий

в образовательной деятельности преподавателей иностранного языка нашего

колледжа.

Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы создать

практического

овладения

обучающегося,

выбрать такие методы обучения, которые позволяют каждому проявить свою

активность, свое творчество.

На уроках иностранного языка нами используются:

технология

сотрудничества

выполнении

заданий грамматического характера, при работе над проектом, при обучении

диалогической речи и т.д.);

технология,

полноценного

умственного

развития

(игры-диалоги

художественных

произведений, ролевые игры, игры-соревнования, игры-путешествия и т.д.);

групповой метод, который позволяет вступать в коммуникацию с

формировать

способствовать

развитию

сотрудничества.

Групповое

обучение

формирования лексических, грамматических навыков, при работе с текстом,

при обучении диалогической речи;

проблемный

способствует

эффективному развитию самостоятельной работы студентов, приобретения

навыков и умений самостоятельного высказывания на иностранном языке.

Этот метод формирует творческие умения вести дискуссию, отстаивать свою

точку зрения, находить не один, а много вариантов решения проблемы.

проблемного

обучения

используются

Проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования: «От

образования на всю жизнь – к образования через всю жизнь»;

Проектная технология – проект дает студентам возможность выразить

собственные

творчески

продуманной

Проектная методика является одной из актуальных технологий, позволяющих

студентам применять накопленные знания по иностранному языку, развивает

языковые, интеллектуальные способности, потребность в самообразовании.

проектов

используется

программного

материала

практически по любой теме. (Проблемы «отцов» и «детей», «Экологические

проблемы», «Путешествия по странам изучаемого языка», «Современные

проблемы молодежи», «Карьера или семья» и многие другие);

здоровьесберегающие технологии. На уроках иностранного языка

приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать, поэтому

преподаватель

внимание

здоровьесберегающим

технологиям.

способствует

развитию

мыслительных

операций,

одновременно

студентов.

хороший вид релаксации, позволяющий студентам не только отдохнуть, но и

формирования

фонетических,

лексических,

грамматических

утомляемость

эмоционального

Рифмовки помогают преодолеть психическое напряжение, то есть справиться

утомляемостью.

Фонетическая

помогает

переключиться

иностранный язык, обеспечивает настройку слухового и речевого аппарата

студентов.

Отгадывание

доставляет

удовольствие,

приближаясь к игре. Одно из самых важных здоровьесберегающих действий

– это создание у студентов положительной эмоциональной настроенности на

Положительные

способны

полностью

последствия

отрицательных воздействий на организм студента.

Использование

новых информационных технологий в преподавании

иностранного

помогает

подобрать

преподавателю

методические

средства

позволяют

разнообразить

сделать уроки интересными.

практической

деятельности

иностранные

применяются

различных этапах урока в зависимости от поставленных задач, целей, то есть

на этапах ознакомления, закрепления, повторения нового лексического и

грамматического материала, работы над аудированием, чтением говорением,

а также на этапе контроля знаний студентов по теме.

При подготовке к урокам преподаватели используют материалы сети

Интернет.

Глобальная

Интернет

получения

необходимой

информации:

страноведческой,

аутентичной,

наглядный

материал,

аудиоматериалы,

справочники,

Студенты

выполняют задания, находя нужную информацию в Интернете. Практически

иностранного

используются

презентации.

включают наглядный материал, тексты, таблицы, видео.

Мультимедийные презентации помогают:

Активизировать внимание студентов;

Экономить учебное время;

Наглядно представлять лексический, грамматический материал.

В колледж подчас поступают подростки с низким уровнем базовой

подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности,

отрицательной мотивацией к изучению немецкого, французского языков. И

мультимедийные технологии в этом плане в значительной степени помогают

преподавателю изменить отношение студентов к данной дисциплине.

Основными

характеристиками

применения

с о в р е м е н н ы х

информационных

технологий

является

возможность

дифференциации

индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной

творческой активности обучающихся.

Интерактивное обучение с использованием компьютерных технологий

расширяет

кругозор,

повышает

мотивация

познавательную

активность,

способствует

формированию

коммуникативной

компетенции,

позволяет

применить

личностно-ориентированную

технология

о бу ч е н и я.

Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные

виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают

сформировать

лингвистические

способности,

создавать

коммуникативные

ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.

На сегодняшний день необходимо в каждом учебном кабинете иметь

компьютеры, преподаватель не должен стоять в очереди к компьютерному

классу на проведение урока, все современные средства должны быть собраны

в кабинетах. И совсем необязательно студентам все 45 минут смотреть в

монитор и разговаривать с компьютером, но компьютер должен находиться

под рукой студента и преподавателя в режиме ожидания, как ручка или

карандаш.

Сегодня во многих учебных заведениях России ноутбуки уже заменили

бумажные учебники. Хорошо это или плохо – покажет время, но то, что

овладение

знаниями

невозможно

применения

компьютера - это очевидно. От мела, как инструмента преподавателя, жизнь

заставит

отказаться.

качество

обучения

зависеть

оснащенности наших учебных заведений техническими средствами.

Иногда может сложиться впечатление, что внедрение и использование

информационных технологий оправдано всегда и везде. Но это совсем не так,

и бездумное внедрение приносит только вред.

Компьютеру пока еще далеко до человеческого интеллекта. Поэтому

учебный диалог обучающихся и компьютера весьма ограничен по своей

логике. Общение с компьютером сокращает живое общение преподавателя и

студента. Орган объективизации мышления человека – речь – оказывается

выключенным. Студент не получает достаточной практики диалогического

формирования

профессиональном

преподавателю нужно обратить на это внимание.

В каждой технологии можно найти и достоинства и недостатки, но

результативность их очевидна.

Использование

современных

педагогических

технологий

позволяет

от обучения как функции запоминания к обучению как процессу

умственного развития;

о р и е н т а ц и и

у с р е д н ё н н о г о

о б у ч а е м о г о

дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

мотивации

обучения

внутренней

нравственно

волевой регуляции.

Хотелось бы вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет

любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь

к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочёл все

книги, но не имеет любви ни к делу, ни к детям. Если учитель соединяет в

себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Именно такой педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованием.

Создание

технологии

невозможно

творчества.

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов!

Литература

Аркусова И.В.Современные педагогические технологии при обучении

иностранному языку; НОУ ВПО МПСИ - Москва, 2012.

Китайгородская

Интенсивное

обучение

иностранным

Теория и практика; Высшая школа - Москва, 2014.

А.Н.Обучение

иностранным

практика;

Филоматис - Москва, 2014.

Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения

иностранным языкам; Филоматис - Москва, 2013.