Нравственный тип. Нравственные типы личности

В психологии личность человека имеет целый ряд характеристик - характер, темперамент, психологический тип. В этике личность характеризуется нравственным типом . При социальном взаимодействии с людьми, особенно в процессе управления, необходимо всегда помнить, что у них разные жизненные ценности, смысл жизни, жизненная позиция. Руководителю следует понять, к каким нравственным типам принадлежит каждый из подчиненных, его руководитель, коллеги, а также он сам. Это позволит говорить с людьми, используя близкие им понятия, даст возможность лучше понять других и найти взаимоприемлемый компромисс.

Согласно одному из научных подходов, можно выделить пять основных нравственных типов личности: потребительский, конформистский, аристократический, героический и религиозный.

В основу классификации положены следующие признаки :

1) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье, справедливость);

2) источники морального закона (общество, Бог, сама личность);

3) значимость :

Мотива или поступка;

Идеи или чувства;

Норм или идеалов;

4) приверженность :

Долгу или привычке;

Индивидуализму или коллективизму;

Социальной или внесоциальной ориентации;

5) жизненная позиция:

Активная или пассивная;

Нетерпимость или терпимость;

Прагматическая или специфически моральная.

Рассмотрим основные характеристики каждого из названных типов личности.

1.Потребительский тип. Люди данного типа еще не могут понять, как поступок может быть бескорыстным. Они считают, что единственным мотивом нравственного поступка может быть выгода, т.е. нравственное поведение должно вести к успеху, получению благ и, в конечном счете, к счастью.

Главная ценность – стремление к земному счастью, к жизненному материальному успеху.

Этот тип личности привержен социальной ориентации, т.к. ценности для него – это ценности социальные.

Люди данного типа имеют активную социальную позицию.

Источник морали – сам человек и ситуация. Поскольку ситуации разнообразны, то и правила морали относительны.

Мотив поведения – польза, выгода.

2. Конформистский (соглашательский) тип – один из самых распространенных типов личности. Их добродетель держится на согласии с окружающей социальной средой. Без поддержки общественного мнения они быстро «сбиваются с пути», т.к. не в силах самостоятельно поддерживать нравственные ориентиры. Действительно, тот, чья нравственность зависит от одобрения и осуждения окружающих, очень легко поддается чужому влиянию.

Высшая ценность – общность с социальной средой.

Источник морали – общественное мнение.

Приверженность – социальная ориентация, коллективизм.

Мотив поведения – быть как все, принадлежность.

Личность пассивна в сознании, но критерием нравственности для неё являются поступки. Отсюда следует нетерпимость к другим моральным системам и терпимость к нарушителям норм в своей среде. Но если была отвергнута традиционная групповая норма, то кара будет беспощадной.

3. Аристократический тип. Отличительная черта – чувство собственного достоинства, которого нельзя отнять. Такой человек отвечает за свои поступки не перед общественным мнением, а перед самим собой. Нравственная личность такого типа противостоит любым общественным условиям и правилам, если они не согласуются с ее совестью.

Высшая ценность – свобода быть самим собой (поэтому людей данного типа сложно сломить невзгодами или угрозами).

Приверженность носит асоциальный характер, индивидуалистический. Мораль такого человека – лишь его мораль.

Жизненная позиция – пассивная в поведении. Терпим к чужим взглядам и слабостям. Человек сосредоточен на своем внутреннем мире.

Источник морали – духовная традиция предков, совесть.

4. Героический тип. Всегда борется с обстоятельствами (события, люди, идеи). Герой борется со всем, что не выдерживает сравнения с его идеалом. Так как наш мир далек от совершенства, то, начав борьбу с какой-нибудь частной несправедливостью, личность данного типа потом вынуждена сражаться со всем миром. Опасность в том, что можно бороться ради борьбы, осознавая себя хорошим, правильным человеком. Самая опасная проблема, подстерегающая людей данного типа – проблема цели и средства.

Главная ценность – справедливость.

Мотив поведения – рациональная аргументация.

Приверженность социальной ориентации, нацеленность на перспективу, активность.

Наиболее значимое чувство – чувство долга и идеалы.

5. Религиозный тип. Данное наименование очень условно. К этому нравственному типу могут относиться даже атеисты в то время, как верующие могут принадлежать к героическому, конформистскому и даже к потребительскому типам. Но чаще всего религиозный тип встречается у истинно верующих людей.

Источником морали является Высшее личное или Высшее безличное, поэтому моральный закон выше социального. Он проявляется в голосе совести.

Главная нравственная ценность – смысл жизни, который выходит за границу человеческой жизни.

Жизненная позиция – терпимость к миру, внутренняя активная работа по самосовершенствованию, активная помощь другим людям.

Мотив – моральное чувство братской любви.

Значимы чувства равенства, братства и единства людей.

Приверженность носит внесоциальный характер (не стремиться к накоплению материальных благ, к власти и т.д.). Личность привержена доброй воле и активной деятельности для других, которая не является самоцелью.

Автор классификации подчеркивает, что в людях обычно сочетаются признаки нескольких нравственных типов. Тем не менее, наблюдая за человеком, достаточно просто определить, признаки каких нравственных типов в нем выражены наиболее ярко.

Согласно работам И.Л. Зеленковой и Е.В. Беляевой, существует классификация нравственных типов личности , которая приоткрывает завесу на поступки людей и их мотивацию. Всего авторы описывают пять типов личности. Нередко случается, что в одном человеке может присутствовать смесь нескольких нравственных типов личности с преобладанием определенных черт. Так или иначе, все это отражается в человеческих проявлениях, которые позволяют личностно расти, развивать толерантность или недопустимость чего-либо.

Итак, классификация нравственных типов личности:

1. Потребительский тип личности относится к маломоральному типу, который достаточно часто распространен в современном обществе. В его представлении мораль заключается в достижении личностного счастья. Согласно примитивной схеме, можно сказать, что такой тип за хорошее поведение ожидает получить конфетку. Бескорыстные поступки у данного нравственного типа личности являются чем-то недостижимым.

Таким образом, данный тип личности стремится к счастью в одиночестве, но достигнув этой цели, начинает задумываться о том, что неплохо было бы иметь кого-то рядом, чтобы разделить это счастье с другими. Главный девиз данного типа личности заключается в том, что стремиться к счастью нужно до той степени, пока это не мешает другому. Иногда такие ограничения отсутствуют и тогда можно наблюдать агрессивное отношение к окружающим.

Чаще всего под «счастьем» данный тип личности понимает такие достижения как деньги, успех, слава, т.е. социальные ценности. Поэтому его отличает активность и деятельность, он может предлагать интересные идеи и прогрессивно преобразовывать окружающую действительность. На первый план у такой личности выходят поступки, а не мотивы.

Главным моральным правилом данного типа личности является вера в самого себя. А поскольку ситуации встречаются разные, то и правила морали могут быть относительными, что нередко доходит до полной безнравственности. Нередко такая личность ради собственных целей забывает о нормах порядочности и может с легкостью попирать права других.

Таким образом, за потребительским типом личности скрывается деятельный, активный человек, по своей природе предприниматель, прагматик по стилю мысли и жизнелюбивый по мироощущениям. Главной ценностью таких личностей является счастье, мотивом – польза, ориентацией социальность и активность.

2. Конформистский тип личности.

Основной ценностью данного типа является общность с окружающей средой. Для них родное село, класс, нация или просто знакомые представляют собой источник нравственных норм и представлений о мире. Если он находится в обществе с высокими требованиями к поведению человека, то он превратиться в прекрасно воспитанную личность. При этом вся эта идея держится на общественном мнении, когда каждый поступок на виду и обсуждается окружающими. Несоответствующее поведение тут же найдет отразиться санкциями: «отлучить от наследства», «не подавать руки». Мнение окружающих – это главное для данного типа личности. Мотивом считается утверждение быть как все и не выделяться из толпы. Именно при изобилии подобных личностей складываются мощные традиции, которые дают дополнительную поддержку нравам.

Чаще всего конформистский тип личности имел место в среде дворянства или крестьянства. Поведение обусловлено обычаями и сложившимися традициями, причем нравственная непохожесть всячески искореняется. Отличие конформистского типа от потребительского заключается в том, что первый стремится к похожести на себя, а второй уверен, что все люди одинаковые. Именно поэтому конформистский тип личности нетерпим к другим моральным системам, но достаточно снисходителен к разрушительным моментам внутри своей среды.

Таким образом, конформистский тип ратует за коллективное счастье, которое возможно только при преобладании традиций, желании поступать как все, ориентируясь на основы нравственности.

3. Аристократический тип личности.

Аристократизм считался достоинством, которое передается по наследству. В виду чего, такие личности находятся выше других и эту честь им нельзя уронить перед лицом окружающих. Даже, несмотря на все лишения, это чувство особенности никуда не уходит.

Отличительной чертой данного типа является чувство собственного достоинства, которое нельзя отнять. Оно может быть как у придворного, так и у рыцаря. Особенно часто этот тип личности встречается в творческой среде, поскольку такие личности считают себя вознесшимися над простыми смертными. Такой человек несет ответственность не перед общественностью, а только перед самим собой.

Мораль некоторых социальных групп находится в противоположной стороне от обыденных нравов эпохи. А сама личность данного типа нередко противопоставляет себя общественным правилам и нормам, что нередко идет в несогласии с совестью. Нередко такой тип бывает асоциален. Сам по себе аристократический тип личности основывается на автономии нравственной личности, что проявляется в свободе выбора и самозаконодательстве воли. Нередко внутренняя свобода такой личности делает ее равнодушной к нравам окружающей среды. Он пассивен в поведенческом отношении, поскольку постоянно пребывает в своем моральном мире. Отсюда прослеживается и снисходительность по отношению к другим.

Источником морали для аристократического типа личности является духовная традиция. В поступках такой тип придерживается достоинства, стараясь не уронить его. Мотивом всех действий является внутренний голос, которого надо слушаться, чтобы не уронить себя на дно. Именно поэтому к данному типу личности чаще всего относятся творческие люди.

Таким образом, главной ценностью аристократического типа является выбор быть самим собой и сосредоточенность на своем внутреннем мире, который диктует духовные традиции и идеалы. Отличительной особенностью данного типа личности является общественная пассивность, равнодушие и толерантность.

4. Героический тип личности.

Герой, в отличие от пассивного аристократа, всегда активен и идет на борьбу с тем, что, по его мнению, не соответствует его нравственным нормам. Поскольку мир достаточно несправедлив, то герою приходится сражаться со всеми. Но его эта участь не смущает, поскольку, чем больше врагов, тем больше задор. Поскольку герой борется против злых, значит от добрый. Но в этом может заключаться и проблема, поскольку герой может бороться просто ради борьбы. Поэтому очень важно сохранять идею. Отсюда следует, что героический тип личности является самым идейным из всех типов. Идея является главным мотивом поведения. При этом герои не отличаются терпимостью.

Главной идеей героя является справедливость, которая является моральной ценностью данного типа. Смысл жизни и счастье постигаются в борьбе. Отсюда следует, что люди героического типа социально ориентированы, и служить обществу одно из их стремлений. Но направлен герой чаще всего на то общество, которое он представляет себе идеальным. А поскольку разница между существующим и должным существенна, то такой тип личности отличается обостренным чувством долга. Из всех типов личностей это самый моральный тип.

Нравственное развитие возможно только благодаря борьбе героев, которые постоянно в поиске новых путей для достижения своих целей. Обычно герой всегда «неудобен» и вносит дискомфорт в умы окружающих. Но он не всегда бывает прав, поскольку это зависит от той идеи, которой он следует. Как правило, идея героя всегда возвышенна и благородна, но если она противоположна, то в этом случае герой становится фанатиком и может разрушить основания нравственности, которые стремился поддерживать.

Несомненно, что люди данного типа отличаются благородством и если даже заблуждаются в чем-то, то делают это искренне. Убить героя можно, а вот уничтожить в нем мораль невозможно. Поэтому ее источник находится вне досягаемости земных властей.

Героический тип чаще всего встречается в среде социальных реформаторов.

Таким образом, главной ценностью героя является справедливость, поэтому занимает достаточно активную жизненную позицию, которая определяется высокоморальной ориентацией.

5. Религиозный тип личности.

К религиозному типу могут относиться атеисты, которые отличаются искренней верой во что-то. Дело в том, что религиозный тип следует определенным сводам правил, которые может диктовать как Бог, так и сами люди. Причем Бог понимается как моральный миропорядок в целом, от которого данный тип приобщается к тайне смысла жизни и переживает его.

Главной ценностью религиозного типа является смысл жизни, в котором все нормы и идеалы вторичны. На первый план выходит неслучайность пребывания в данном мире, которая проявляется в чувстве гармонии с окружающим миром и переходит в учение о предназначении человека. Учения могут быть как религиозные, так и личные (это больше касается атеистов), которые находят источник нравственности вне человека и общества. Таким образом, выходя за рамки человеческого, такие типы личности выходят за рамки морального. В отличие от героя, который стремится изменить мир, религиозные люди считают мир неизменным и стараются выйти сами за его пределы.

Нередко религиозный тип людей раздражает окружающих своей отрешенностью от земных правил. Но даже, несмотря на всю отстраненность таких людей, они активны и деятельны в отношении других, причем, не имея под этим никакой личной выгоды. Своими поступками они как бы поддерживают высшие ценности в иерархии мира. Как правило, такие люди ведут простую жизнь неприхотливую в личном плане.

Естественно, что те, кто способен видеть в людях частицу Божественного, имеют безграничное терпение к людским слабостям. В этом есть понимание того, что плохие поступки чаще всего идут от душевной слабости, а злые мысли от глупости. У религиозных людей нет врагов. У них обострено чувство морального воззрения на окружающих.

Таким образом, главной ценностью религиозного типа личности является смысл жизни, мотивом которого является любовь к ближнему и чувство единения с людьми и миром в целом. Это активная личность, мировоззрение которой выходит за рамки человеческих понятий, руководствуясь при этом ценностями высшего порядка.

Первоначально герои в фольклорных и литературных произведениях характеризовались какой-либо одной основной чертой, одним качеством. В сказках Баба-яга всегда была злая, добрый молодец — отважен. Кощей Бессмертный — жаден, красна девица — мудрая и верная. Былинный богатырь Илья Муромец был могуч и непоколебим. Садко — широк душой и щедр. У сказочных героев ещё не было индивидуальных характеров, личных переживаний.

В древнем эпосе развивался тип эпического героя, наделённого цельным характером. Например, герой Ахиллес в поэме Гомера «Илиада» — неустрашимый воин, это его главная характеристика, определяющая все его поступки. Характер защитника Трои Гектора определяется человечностью, поэтому он дрогнул в сражении с Ахиллесом, испугался его. Эпические характеры встречаются и в литературе позднего времени: вспомним героя Н.В. Гоголя — Тараса Бульбу.

В произведениях древнерусской литературы характеры героев не были подробно описаны, хотя они тоже были цельными и непротиворечивыми. Так, в повести о Петре и Февронии автору важно было показать мужество Петра и мудрость Февронии; Епифанию Премудрому — благочестие и подвиг преподобного Сергия Радонежского. Житийная литература была призвана наставлять людей, давать образцы праведного поведения, описывая жизни святых.

В литературе эпохи Возрождения появляются герои нового типа. Они определяются уже не какой-то одной чертой или качеством, а своей судьбой и положением в мире. Так, Гамлет в одноимённой трагедии В. Шекспира являет тип трагического героя — человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Герой М. де Сервантеса Дон Кихот в силу своего безумия и нелепости поведения считается комическим героем , хотя постепенно по мере чтения романа мы начинаем распознавать за этим комизмом серьёзность и даже трагичность образа. И Гамлет, и Дон Кихот — герои возвышенных идеалов , они стремятся к правде и добру и представляют тип высокого героя. Образ Дон Кихота стал основой образа высокого героя в комедии. В русской литературе примером героя такого рода служит, например, Чацкий в комедии А С. Грибоедова «Горе от ума».

Драма как род литературы разделяется на жанры: трагедия, комедия и драма. Если для первых двух жанров характерны прежде всего трагические и комические герои, то в драме в центре конфликта — драматический герой. Таков образ несчастной девушки Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» А.Н. Островского. Черты драматического имеют образы Карандышева и матери Ларисы. А пьяница Робинзон в пьесе, в противоположность высоким образам Дон Кихота и Чацкого, представляет тип сниженного комического героя .

Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...» несёт в себе эпические, героические и трагические черты, тип этого героя нельзя определить однозначно. Однако купец Калашников точно представляет героическую личность — человека, противостоящего несправедливости и защищающего и свою честь, и веру, и свой народ. Это объясняется тем, что в литературе последних двух столетий литературные стили, жанры, а также характеры героев стали сложнее, тем самым отражая то, что взгляды людей на жизнь стали полнее и разнообразнее.