Мои интересы классный час с психологом. Классный час с педагогом- психологом " наш характер"

Классный час с психологом на тему «Секреты общения» (6 класс)

Цель: Развитие умения сотрудничать в команде. Развитие самоуважения и уважения к другим.

Задачи: 1. Формирование позитивных межличностных отношений через осознание и прочувствование детьми своей общности с другими, своей индивидуальности.

    Развитие коммуникативной компетентности.

    Формирование нравственно-этических качеств личности.

    Формирование эмоционально-чувствительной сферы личности ребёнка.

    Командообразование.

Форма проведения классного часа: игровая с элементами тренинга и этической беседы.

Методы и приёмы работы:

Проблемные вопросы

Диалоговое общение

Частично-поисковый метод

Метод коллективного принятия решений

Игра

На протяжении всех этапов – педагогическая поддержка.

Ход и содержание классного часа

Три шага ведут к успешной коммуникации.

Первый шаг – знать, чего ты хочешь.

Второй шаг – знать, чего хочет твой партнёр.

Третий – как вам обоим прийти к победе.

Д. Лаборд

Беседа психолога с детьми: Все мы живём среди людей. Чтобы иметь друзей, быть успешным в жизни надо много общаться. Кому из вас не хотелось быть в центре внимания? Любят ли вас окружающие? Как найти общий язык с одноклассниками, добиться их уважения? Мы часто задаём себе подобные вопросы, но не всегда точно знаем ответы на них. Хорошее общение – залог успеха.

Эпиграфом к нашему занятию служит высказывание Дженни Лаборд. Попробуем сами пройти эти шаги и найти ответы на интересующие нас вопросы.

Шаг первый. Знать, чего ты хочешь .

Какой человек для вас является приятным собеседником?

Ребята высказывают своё мнение.

Психолог: Хотите побыть в роли исследователей? Знать себя – великая наука. А любят ли вас окружающие? Предлагаю пройти тест.

Инструкция: Я буду читать вопросы, а вы выбираете тот вариант ответа, который в большей степени подходит вам и отмечаете количество баллов.

Тест.

1.) Очень ли вам бывает неприятно, если в присутствии кого-либо вы краснеете от смущения? А. нет (0 баллов) Б. немного (2 балла) В. очень (4 балла)

2.) Вы оказались в положении, когда оправдываться можно, лишь взвалив вину на другого. Как вы поступите?

А. Постараюсь обвинить этого другого как можно меньше. (2)

Б. Вообще не буду пытаться оправдываться. (4)

В. Ничего не поделаешь, придётся пойти на это. (0)

3.) Трудно ли вам просить кого-нибудь об услуге?

А. да (2) Б. нет (4) В. стараюсь никого не просить (0)

4.) Часто ли вы делаете комплименты людям?

А. да, очень часто (4) Б. иногда (2) В. редко (0)

5.) К вам пришли без предупреждения и не вовремя. Как вы себя поведёте?

А. Постараюсь, чтобы гость не заметил, что его приход нежелателен. (2)

Б. Воскликну: «Как я рада!» (4)

В. Не попытаюсь скрыть того, что я не в восторге от его прихода. (0)

6.) Можете ли вы представить, что ведёте длинный разговор с человеком, который ошибся номером?

А. конечно (4) Б. не исключено (2) В. в таких случаях я бросаю трубку (0)

Подсчитаем общее количество баллов. Предлагаю вам выслушать результат .

Если у вас от 0 до 4 баллов, то вы попадаете в группу людей, которые редко улыбаются окружающим и предпочитают, чтобы их считали прямыми, суровыми и холодными.

Подобное поведение ставит стену отчуждения, поэтому у них возникают проблемы с общением.

5-12 баллов. Обаяние этих людей связано с искренностью и непосредственностью, и именно эти черты симпатичны окружающим. И хотя иногда взрываются, стараются остаться воспитанными людьми.

13-20 баллов. Эти люди одарены обаянием. Симпатии окружающих доставляют им удовольствие, да и им симпатичны все и каждый.

21-24 балла. В них бездна обаяния. Им обычно прощают недостатки. Иногда их упрекают в неестественности – и это, пожалуй, справедливо.

Психолог : Правда, приятно, когда вас любят? Каждый из нас хочет, чтобы другие к нам хорошо относились.

Вспомним золотое правило : относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе (психолог начинает фразу, ребята продолжают).

Шаг второй. Знать, чего хочет твой партнёр.

Психолог: А вы знаете, что общаться можно по-разному. А какую информацию мы запоминаем лучше? Как можно общаться, не разговаривая?

Невербальные средства: движение рук, головы, ног, туловища, мимика, кожные реакции (покраснение, побледнение, потение), прикосновение, объятия, смех, кашель, вздохи и т.д.

Упражнение «Приветствия».

В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. Европейцы - рукопожатием, японцы - кланяются, африканцы – трутся носами. А давайте и мы поприветствуем друг друга так же.

Психолог: В общении очень важна интонация, жесты, мимика. Они выражают ваше отношение к людям и подчас лучше, чем сами слова. Давайте угадаем настрой человека к общению.

Психолог показывает картинки с изображением разных людей (с разным эмоциональным настроем) и ребята высказываются, какой это человек. Называют тех, с кем им было бы приятно общаться…

    Жесты «лжи»: рука прикладывается ко рту, как бы в попытке задержать обман; прикосновение к носу; потирание века, уха.

    Руки в замок выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации.

    Сжатие пальцев в кулак означает враждебность (подавленность, неуверенность).

Психолог : Как лучше всего происходит передача информации, каким способом? Как вы считаете?

Психолог: Установлено, что лучше всего человек запоминает информацию, если он видит, слышит её и сам в ней участвует с помощью мимики и жестов. Даже слова, сказанные с разной интонацией, воспринимаются по-разному.

Шаг третий. Как обоим прийти к победе.

Психолог: А теперь попробуем прийти к взаимопониманию и поработать в команде.

Игра «Чем мы похожи?»

Психолог: Вы сейчас будете объединяться в группы по признакам сходства. Называются признаки: цвет глаз, волос, элементы одежды, имя начинается с одной буквы и т.д.

Постройтесь по росту.

Прежде чем объединиться мы смотрим на человека.

Упражнение «Сменяющиеся команды».

Цель : получения опыта общения и взаимодействия в разных командах .

Этапы игры:

    Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.

    Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подайте следующий сигнал.

    Следите за тем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.

    Возможные варианты раундов представлены ниже:

    • «Тройки!» – участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;

      «Шестерки!» – игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;

      «Четверки!» – все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;

      «Пятерки!» – игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;

      «Семерки!» – попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;

      «Двойки!» – игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;

      «Восьмерки!» – каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.

    В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»

Упражнение «Фигуры».

Ребята встают в круг и берутся за руки, образуя круг.

Задание : закрыть всем глаза, и, не выпуская рук, построить фигуру, названную

психологом. Сначала возникает путаница, затем ребята приходят к взаимопониманию.

Учащиеся делятся ощущениями от совместной деятельности.

Психолог: А теперь давайте подарим друг другу жесты – пожелание добра и добрые слова.

Рефлексия. Ребята по очереди высказываются о том, комфортно ли они себя чувствовали, работая единой командой? С какими чувствами они уходят с занятия?

Классный час с психологом « Наш характер»

Цель: развитие самоанализа своего характера, его сильных и слабых сторон; построение плана развития и приобретения положительных черт характера; открыть новые пути саморазвития личности.

Оборудование: листы с таблицами качеств – черт характера по количеству учеников в классе, заранее подготовленные бланки по количеству учеников в классе.

Посеешь поступок –

Пожнешь привычку.

Посеешь привычку -

Пожнешь характер.

Посеешь характер –

Пожнешь судьбу.

Психолог. Здравствуйте, ребята Давайте начнем наше занятие с того, что мы все поделимся друг с другом своим настроением. Какое у нас оно сегодня и сейчас:….

Психолог. Как вы думаете, почему у нас у всех разное настроение?

Психолог. Наше настроение зависит не только от эмоций и чувств, которые мы испытываем, но и от того, какой у нас характер.

Психолог. Какие бывают характеры у людей? И почему они так называются?

\Добрые, веселые, уравновешенные/

Психолог. Правильно. Эти характеры называются по тому, какое главное качество есть в характере. Сегодня мы с вами определим, какой у каждого из вас характер. А правильно определить характер нам позволит игра «Назови противоположное».

ИГРА «Назови противоположное»

Группа делится на 2 команды. Первая команда называет положительное качество характера, вторая группа называет отрицательное качество характера. Затем они меняются ролями.

Психолог. Посмотрите, на столах у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10-12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера. Если какие-то слова для вас незнакомы, спросите, мы все вместе дадим ответ.

Дети пишут на листах бумаги 10-12 черт своего характера.

Психолог. Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисунке. В середине написана буковка «Я», она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр, и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.

Психолог. Какие качества характера находятся в первом кругу. Потому какие качества записаны в первом круге, и называется характер: добрый и веселый, отзывчивый.

Теперь мы познакомимся с вашими характерами, называйте по очереди черты вашего характера. Какие характеры чаще всего встречаются в вашем классе?

/ Дети называют характеры, часто встречающиеся:………\

Психолог. Давайте снова посмотрим на бланк, который вы заполнили

То, что написано в центре круга, - это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать. Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите выработать или приобрести. Например,чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество

Посмотрим, как это будет выглядеть:

Чувство юмора:

    Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца.

    Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться, в каких случаях и какой следует применять юмор. Обратить внимание, что и когда считается смешным.

    Фантазия, вам поможет представить смешную, несуществующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем изображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации.

    Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь возьмите листочки и красиво запишите:

Чувство юмора – усидчивость, внимание, фантазия, тактичность.

Этот листочек нужно прикрепить дома на таком месте, куда вы часто смотрите, и он будет напоминать и помогать вам вырабатывать чувство юмора. То, что мы сделали, называется алгоритмом выработки нового качества характера – чувства юмора. А теперь вы напишите самостоятельно такой же алгоритм приобретения желаемого качества характера.

Завершение:

Психолог. Может ли изменяться у нас характер?

Что для этого нужно? /желание и воля/

Могут ли изменить твой характер папа, мама, или другие люди без твоего желания?

Как вы можете изменить свой характер?

Что больше всего понравилось на занятии?

Что показалось трудным, а что было легко делать? Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и вы будете нравиться людям.

А теперь проверим, как изменилось наше настроение. … /ответы детей\

Психолог. Большое спасибо вам за ваше настроение и за проведенное занятие.

Воспитательные задачи на учебный год:

  • Воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, общении, во время умственного и физического труда и отдыха.
  • Прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома.
  • Ориентировать внимание детей на внутренний мир каждого человека.
  • Формировать уважительное отношение к автономному духовному миру личности.
  • Совершенствовать навыки общения, коммуникативной компетентности.
  • Развивать доброжелательность, вежливость и воспитанность учащихся.
  • Воспитать нравственную ответственность за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Цели:

  • воспитать детей грамотными, культурными в разговоре, общении, во время умственного и физического труда и отдыха;
  • прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома.

Тематика классных часов на 2008-2009 учебный год

Тема. «Этикет (Манеры)»
Тема. «Есть у человека недостатки?»
Тема. «К большому терпению придет и умение» + тема 13
Тема. «Как уважать Человека» + тема 17
Тема. «Корректный и галантный Человек»
Тема. «Человечество – это мужчины и женщины»
Тема. «Мое поведение – мое отношение»
Тема. «Познай себя самого» + тема 16
Тема. «Где располагается душа? Зло и Добро»
Тема. «Искусство быть обаятельным»
Тема. «Как понять другого. Эмпатия»
Тема. «Какие люди мне нравятся. Культура спора»
Тема. «О терпимости к людям»
Тема. «Совесть – основа нравственности»
Тема. «Язык – основное средство общения»
Тема. «Пойми меня» + тема 20
Тема. «Каждый человек достоин уважения»
Тема. «Делать добро спешите»
Тема. «Как научиться жить в мире людей»
Тема. «Воспитай себя сам»
Тема. «Красота внешнего облика» (Приложение 1 )
Тема. «К большому терпению придет и умение» (Приложение 2 )
Тема. «Как понять другого. Эмпатия» (Приложение 3 )

Дополнительный материал:

  • «О чем может рассказать дневник»
  • Конкурсы

Тематика психологических тренингов

Тема 1. Я – наблюдатель.

Цель занятия: создание условий для анализа подростками мимических признаков эмоций как средства их распознавания.

Цель занятия: создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

Тема 3. Эмоциональный словарь.

Цель занятия: создание условий для обращения участников к особенностям собственного эмоционального мира.

Тема 4. Я в «бумажном зеркале».

Цель занятия: создание условий для самоанализа учащимися своей эмоционально-личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап).

Тема 5. Как справиться со злостью.

Цели занятия:

  • создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.
  • разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.
  • обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Тема 6. Что такое эмпатия? (Приложение 5 ).

Цели занятия:

  • экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций.
  • создание условий для тренинга эмпатических навыков.

Тема 7. Комплименты.

Цель занятия: создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.

Тема 8. «Кто я такой и какой я? Толлерантность».

Используемая литература:

  1. Журналы «Классный руководитель» с 1996–2008 года.
  2. Журналы «Справочник классного руководителя» с 2007–2008 года.
  3. Золотой диск «Практикум для классного руководителя»
  4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя. Н,А. Панченко. Волгоград. Учитель, 2007.
  5. «Я – подросток. Мир эмоций» Программа уроков психологии 7-9 классы. А. Микляева. Санкт-Петербург. Издательство «Речь», 2003.

Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников.

Возраст: 7-8 лет

Тема: «Приключение в мире сказок»! Цель: формирование познавательной сферы у первоклассников. Задачи: 1. развитие познавательных интересов и кругозора. 2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости. 3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений. Время занятия: 45 мин. оборудование: интерактивная доска, презентация, карандаши, рисунки - раскраски Тип урока: познавательный.

Целевая аудитория: для 1 класса

Данный урок рассчитан на детей 7-8 лет

Цель: формирование познавательной сферы у дошкольников.

  1. развитие познавательных интересов и кругозора.
  2. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости.
  3. воспитывать навыки самоконтроля, уверенности в своих возможностях, содействовать сплочению групповых отношений.

Целевая аудитория: для 1 класса

Данная разработка содержит конспект занятия для учащихся 1 - х классов. При проведении занятия используются разные современные образовательные технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация. Занятие может быть использовано как часть коррекционно - развивающей программы адаптации, так и как самостоятельное занятие по предложенной теме. Если работоспособность детей в группе не очень высокая, то можно исключить упражнение с совместным рисованием истории. Задание с раскрашиванием рюкзака может быть использовано педагогом - психологом с диагностической целью.

Целевая аудитория: для 1 класса

Лекция для классных руководителей о влиянии цвета на развитие личности ребёнка. Умело, грамотно подобранный цвет классной комнаты, с учетом его свойств, поможет добиться в нем не только гармони, уюта, успешности но и сохранения психологического здоровья обучающихся. Пренебрегая свойствами цвета и его психологией можно сделать помещение унылым и невыразительным, или излишне пестрым для ежедневного восприятия, а, следовательно, утомляющим глаза и мозг. В лекции приведены примеры сочетания и влияния различных цветов на личность. Лекция подкреплена примерами находящимися в презентации.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Данная методическая разработка направлена на предупреждение детско-родительских конфликтов, изучение методов их разрешения, обучение родителей одной из техник общения, способствующей гармонизации детско-родительских отношений. Основные вопросы, которые раскрывает тема родительского собрания:
 причины возникновения конфликтных ситуаций;
 умение определять проблему (выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого) и анализировать ее;
 поиск возможных выходов решения из конфликтной ситуации.
Материал методической разработки ориентирован для родителей подростков 11-14 лет.
По итогам собрания родители приобретают следующие навыки:
 умение находить компромисс;
 умение применять полученные навыки, упреждающие возможным воспитательным затруднениям;
 применение в личной практике техники активного слушания

Родительское собрание-практикум содержит упражнения, рекомендации и презентацию. Направлено на повышение уверенности в себе родителей и повышение самооценки детей. Помогает формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Содержит информацию о психологических знаниях, умениях и навыках, необходимых родителю для достижения успеха в жизни, и жизни детей. Открывает новые грани индивидуальности детей в глазах родителей. Помогает в обеспечении психологического здоровья, профилактика суицидальных проявлений среди детей и подростков.

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка способствует созданию благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми. Описывает основные причины, приводящие к недопониманию между детьми и родителями. Презентация позволяет учитывать возрастные особенности соответственно возрасту и потребностям ребёнка. Обращает внимание на важность доверительных отношений с детьми. Счастливая семья - пример для окружающих.

Целевая аудитория: для психолога

Данная разработка позволит психологу провести интересное занятие по профориентации и одновременно выявить профессиональную направленность учащихся с учетом их склонностей и интересов. Занятие содержит упражнения, задания и методики, сочетает в себе элементы тренинга и диагностику. Представленная презентация направлена на активизацию интересов учащихся и позволяет тем, кто ещё не определился с выбором специальности невольно задуматься о том, какую из профессий выбрать. Презентация позволяет раскрыть особенности каждой из профессий. Содержит в себе большую часть существующих в мире профессий, как востребованных, так и престижных. Пробуждает интерес к профессиям и невольно заставляет думать о том, чем нравится заниматься в жизни и что выбрать, чтобы это приносило удовольствие и возможность добиваться наибольших результатов в работе, а также осуществить значительный карьерный рост.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная разработка поможет познакомить родителей с особенностями когнитивных процессов будущих школьников и возможностями их развития.Вооружить практическими рекомендациями по формированию и развитию когнитивных процессов.

Целевая аудитория: для психолога

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

города Тутаева Ярославской области

Конспект классного часа
для 5-6 классов

«Психологическое здоровье нашего класса»

подготовила

педагог-психолог

Атрошкина Юлия Викторовна

г. Тутаев
2014

Классный час «Психологическое здоровье нашего класса».

Цель: содействие сплочению классного коллектива; развитие толерантного отношения к другим людям, выявление (с помощью анкетирования) межличностных проблем в классе.

Оснащение : Анкета, Бланк ответов, Толерантность - справочная информация и высказывания знаменитых людей (Приложение 3, 7,8,9 ), правила психологического здоровья, Качества для 2-х конвертов, шаблоны цветных ладошек для каждого ученика, солнышко, белые салфетки для каждого ученика, клубок ниток.

Психолог: Ребята, здравствуйте. Вы знаете, что у нас в школе в течение месяца проводятся мероприятия, посвященные здоровому образу жизни. Я думаю, что вы все хорошо знаете, что значит здоровый образ жизни и здоровое питание. Но я с вами хотела бы сегодня поговорить еще об одной составляющей нашего здоровья - это психологическое здоровье, не путать с психическим здоровьем. Когда говорят, что человек психически здоров - это значит, что у него нет психических заболеваний, его психическое развитие, соответствует возрасту и высшие отделы центральной нервной системы работают правильно.

Психологическое здоровье включает в себя :

Принятие себя (со всеми своими недостатками и достоинствами),

Принятие других (с их особенностями внешности и поведения),

Умение адаптироваться (приспосабливаться) в разных коллективах,

Полноценное межличностное общение,

Умение контролировать свои эмоции,

Умение анализировать свои поступки и проводить работу над ошибками.

Как вы думаете, ваш классный коллектив в плане психологического здоровья абсолютно здоров, или, все-таки, есть какие - то проблемы? (Ответы детей )

Вы сами сказали, что не все обстоит благополучно с понимание и взаимоотношениями в классе. А что бы я могла лучше понять и разобраться в чем проблема, я предлагаю, вам выполнить несколько заданий (Приложение 1).

    Анкета (Приложение 2)

Спасибо за ваши, я надеюсь, честные и искренние ответы.

2. Задание «Снежинка».

Сейчас, я предлагаю вам выполнить такое задание.У каждого из вас находится бумажная салфетка. Сложите её пополам и оторвите правый верхний уголок. Сложите еще раз пополам и оторвите правый верхний угол. Складывайте и отрывайте правый верхний уголок до тех пор, пока позволяет салфетка.

А теперь разворачиваем салфетки и покажем друг другу. Что же у нас получилось? У всех получились разные рисунки на салфетках. А что это может значить? (Ответы детей)

Вы правы, это значит, что мы с вами все очень разные, непохожие друг на друга не только внешне, но и отличаемся своими взглядами, поступками, мнением. И как нет двух одинаковых людей, так и наши снежинки получились все разные.

Но в то же время у людей есть очень много общего друг с другом. Вы большую часть времени проводите в школе, в общении друг с другом и вам, несмотря на все ваши различия, необходимо находить общий язык друг с другом. В этом вам может помочь очень важное и нужное качество, с которым я вас хочу сегодня познакомить.

    Знакомство с понятием ТОЛЕРАНТНОСТЬ (Приложение 3)

Значение этого слова в разных языках, несколько отличается, но у всех этих определений есть общая мысль.

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого, таким, какой он есть .

Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Мне бы очень хотелось, что бы вы относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Толерантность - это милосердие, сострадание, уважение, доброта души, дружба.

4. Попробуйте из предложенных качеств человеческой личности выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Класс делится на 2 команды. На команду выдается один конверт с качествами личности

(Приложение 4).

Конверт 1:

снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность,уважение.

Конверт 2:

миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение,милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта.

А сейчас, подумайте, пожалуйста, а все ли из этих качеств есть у каждого из вас? Всегда ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на вас людей, разрешить конфликты мирным путем?

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?

(Ответы детей)

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что толерантность является очень хорошим показателем психологического здоровья человека. Потому, что если ты готов принимать другого человека со всеми его достоинствами и недостатками, умеешь сострадать и быть терпимым к людям непохожим на тебя, значит с твоим психологическим здоровьем все в порядке.

    Ладошки.

Выберите для себя ладошку любого цвета. На каждом пальчике этой ладошки напишите 5 своих положительных качеств, которые помогают вам поддерживать своё психологическое здоровье. А на ладошке – напишите то, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более дружными.

На обратной стороне этой ладошки, на пальцах напишите 5 качеств, которые мешают вам в общении, и от которых вы хотели бы избавиться.

Приклейте ваши ладошки вокруг солнышка (Приложение 5 ), так, чтобы, то от чего вы хотите избавиться, осталось снизу.

5. Рефлексия. Упражнение «Паутина»

В завершении нашего занятия, я хотела бы, чтобы каждый из вас поделился своими чувствами и настроением от нашего занятия, что понравилось, а что нет. Что нового и полезного для себя вы узнали.

Для этого я попрошу всех встать в круг. Вы будем высказывать своё мнение, при этом надо намотать часть нитки себе на палец, а затем передать клубок другому ученику.

Когда клубок вернется к первому человеку, дети натягивают нить.

Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить, что все вы составляют один целый, общий организм, что каждый из вас важен и значим в вашем классном коллективе.

Спасибо всем за работу, до новых встреч!

Правила психологического здоровья (Приложение 6 ) я оставляю у вас в классе для вашего классного уголка.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.
2.
3. http :// www .azovlib . ru / page / resurscbs / biblioposobiya / posobiya / Tolerantnost . htm

Приложение 1

А Н К Е Т А

    Считаете ли вы необходимым выполнять правила и нормы принятые в обществе.
да нет не знаю
    Часто ли вы откликаетесь на просьбы о помощи:
А) одноклассников да нет иногда Б) учителей да нет иногда
    Важны ли для вас успехи вашего класса?
да нет не знаю
    Считаете ли вы нужным участвовать в общественных мероприятиях класса или школы?
да нет иногда
    Считаете ли вы важным получить образование?
да нет не знаю
    Считаете ли вы важным выполнять свои домашние обязанности?
да нет иногда

7. Нравится ли вам школа в которой вы учитесь? да нет затрудняюсь ответить
8. Хороший человек это- . . .

Приложение 2.
Фамилия, имя_________________________________________возраст______________ Класс_________________________________ дата проведения_____________________

  1. Напишите 5 эпитетов (прилагательных), характеризующих ваш класс.
1. 2. 3. 4. 5.
    Поставьте точку там, где вы себя ощущаете в группе одноклассников.

III . Анкета (подчеркните выбранный вариант ответа )
1. да нет не знаю 2. а) да нет иногда б) да нет иногда 3. да нет не знаю 4. да нет иногда 5. да нет не знаю 6. да нет иногда 7. да нет затрудняюсь ответить

Хороший человек это -_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

IV . Напишите фамилии тех ребят из вашего класса : 1) к чьему положительному мнению чаще всего 2) кто своим отрицательным поведениемприслушиваются ребята в классе: может повести за собой других:

2) кто из ребят в классе вам симпатичен и приятен в общении? Почему? (перечислить качества или конкретные поступки, за которые вы этого человека уважаете)

3) С кем из ребят в классе вам трудно и неприятно общаться? Почему? (перечислить качества или поступки этого человека)

Приложение 3

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь

    в английском – готовность быть терпимым;

    во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

    в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

    в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

    в русском – умение принять другого таким, какой он есть

Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Т О Л Е Р А Н Т Н О С Т Ь это

милосердие

Сострадание

Уважение

Дружба

Доброта души

Приложение 4

Конверт 1:

снисходительность злорадство эгоизм конфликт доброта понимание миролюбие грубость бессердечность сострадание уважение великодушие бестактность ложь сердечность хвастовство равенство милосердие благосклонность вежливость

Конверт 2:

миролюбие бессердечность добро прощение равенство уважение милосердие вспыльчивость диалог раздражение сердечность конфликт великодушие поддержка зависть сотрудничество сострадание скупость согласие зазнайство

Приложение 5.



Приложение 6.

Правила психологического здоровья:

    Принимай себя таким, какой ты есть, уважай себя – ты уникален и неповторим.

    Регулируй и контролируй свои эмоции и чувства.

    Смело высказывай свою точку зрения, если в этом есть необходимость.

    Не бойся делать ошибки – бойся их повторить.

    Трудности должны будоражить, а не обескураживать.

    Верь в себя. Сознание своих сил увеличивает их.

Приложение 7.

«Поставь себя на место другого»

(Е. Г. Гениева

Приложение 8.

«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

(А.Г. Асмолов )

Приложение 9.

«Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть».

( Рутт , психолог)