Урок как основа качественного образования. Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Педсовет

План проведения педсовета

1. Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему образования»

2. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)

3. Мастер-класс и самоанализ

4. Деловая игра «Ассоциация»

5. Анкета « Стиль преподавания»

6. Критерии эффективности современного урока

7. Решение педсовета

Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования.

Задачи:

· Осознание основных критериев современного урока

· Повышение интереса педагогов к современным технологиям

· Осознание необходимости повышения уровня самообразования

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

Цель Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования

Задачи Осознание основных требований к организации современного урока; Повышение интереса педагогов к современным технологиям; Осознание необходимости повышения уровня самообразования

« Урок – это зеркало общей и п едагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, п оказатель его кругозора, эрудиции» В.А. С ухамлинский

Характеристика современного урока на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Современный урок Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения. 2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед современным уроком новые задачи. 3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок. 4. Организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием для всей системы образования.

Общие подходы к организации современного урока: - усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры; - практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний; - направленность на развитие мышления, практических навыков; - расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; - дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Традиционный урок Плюсы Минусы

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС

В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.» Так может и не стоит ничего менять?

Очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих. Народная мудрость

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Мастер- классы

Ассоциации. К Критичность Креативность Культура О М Ф О Р Т

Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Анкета «Стиль преподавания»

Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Так что же для нас современный урок? Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Требования, предъявляемые к современному уроку урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием. строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности нацелен на конкретные результаты должен иметь рациональную структуру и темп. изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной. большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач. существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Требования, предъявляемые к современному уроку эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ должны применяться многообразные формы, методы и средства. Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой. обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет; Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия. для проведения урока необходима благоприятная обстановка педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ урок проводится по плану, который является творческим документом учителя

Технологическая карта урока Тема урока _______________________________________________________________________ Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Предмет: Тема урока: Тип урока: Представление о результатах: - личностные: - метапредметные: - предметные: Цель урока: Технология: № п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат Технологическая карта урока

Тема урока, место в общей теме. Цель урока Планируемые результаты данного урока Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока. Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. Будут знать: На основе знаний будут уметь: Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. Личностные: подчеркнуть, дописать (осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего). Познавательные: подчеркнуть, дописать (исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач) Регулятивные: подчеркнуть, дописать (управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности). Коммуникативные: подчеркнуть, дописать (умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу). Организация урока Межпредметные связи: Формы работы на уроке: Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.) Создание проблемной ситуации и пути её решения. Виды заданий: (кратко указать содержание) Репродуктивные - Импровизационные – Эвристические – Задания на самоорганизацию и самоконтроль- Формы контроля усвоения темы: Оценка результатов деятельности ученика: (какие результаты деятельности подлежат оценке в соответствии с планируемыми) Самооценка учителя по уроку (рефлексия). Технологическая карта урока (предмет, класс, дата проведения) _________________________________________.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Основные компоненты современного урока 1 . Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2 . Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п. 7 . Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как подготовить современный урок? 1. Сформулировать тему урока. 2.Сформулировать тему урока 3. Спланировать учебный материал. 4. Продумать изюминку урока. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся. 7.Подготовить оборудование для урока. 8. Продумать задание на дом. 9. Написать конспект урока.

Рефлексия перед вами ладошка. каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. большой –для меня это важно и интересно … указательный- я получил конкретные рекомендации… средний- мне было трудно (не понравилось)… безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец- для меня было недостаточно…

Заключение Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой преподавательской стезе….

Предварительный просмотр:

Педсовет

“Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»

План проведения педсовета

  1. Предисловие- фильм « Новый взгляд на систему образования»
  2. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)
  3. Мастер-класс и самоанализ
  4. Деловая игра «Ассоциация»
  5. Анкета « Стиль преподавания»
  6. Критерии эффективности современного урока
  7. Решение педсовета

Цель : Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования.

Задачи:

· Осознание основных критериев современного урока

· Повышение интереса педагогов к современным технологиям

· Осознание необходимости повышения уровня самообразования

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора.эрудиции»

В.А. Сухомлинский


Государственное учреждение образования

«Средняя школа №16 г. Борисова»

Педагогический совет на тему:

« Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

Педагогический совет

«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

План проведения педсовета:

1. Эффективность урока как условие повышения качества образования.

      Каков он современный урок на первой ступени обучения?

Рук. МО Чернухо Ю.А.

1.2. Современный урок учителей гуманитарного цикла.

Рук. МО Дук Т.К.

      Интегрированный урок на базе предметов географии, химии, биологии, истории и обществоведения.

Рук. МО Вдовиченко С.В.

      Психолого-педагогическое сопровождение в рамках современного урока.

Рук. МО Исаева О.В.

1.5. Работа в группах “Требования к современному уроку”.

Цель педсовета:

    выявление взаимосвязи эффективности урока и качества образования, определение путей повышения эффективности урока как основы качества образования

Задачи педсовета:

    рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся;

    повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках;

    способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

Эффективность урока как условие

повышения качества образования


Заместитель директора по УР Качанова В.Н.

Каков он современный урок

на первой ступени обучения?


Руководитель МО Чернухо Ю.А.

Современный урок учителей словесности


Руководитель МО Дук Т.К.

Интегрированный урок на базе предметов географии, химии, биологии, истории и обществоведения


Руководитель МО

Вдовиченко С.В.

Психолого-педагогическое сопровождение

в рамках современного урока


Руководитель МО

Исаева О.В.

Работа в группах

Требования к современному уроку”

Наш педсовет посвящен уроку, и выбор этой темы не является случайным.

Как бы мы ни изощрялись, урок, придуманный Коменским 400 лет назад, остается! Родоначаль­ники педагогики «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему. Откуда пошло слово – урок? Есть разные варианты, но наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) урок – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука.

Каждый учебный день школьный звонок зовет детей на урок, и большая «армия учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное».

Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.

Урок сегодня - основная форма организации обучения во всех типах учреждений общего среднего образования, и творческое белорусское учительство постоянно ведет поиск путей совершенствования классно-урочной системы.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Мы все понимаем, что урок не может не меняться.

Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники.

Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный океан знаний и рифы противоречий между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового. И это – нормально. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, учитель – всегда будет главным действующим лицом, всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы на любом уроке.

Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

А где, как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассма­тривая ту или иную тему.

Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь инте­ресный урок - это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.

Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эф­фективным.

Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».

Однако сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса у учащихся, повышение эмоционального настроения обучающихся с нарушением поведения беспокоит наших педагогов постоянно.

Начало урока может быть таким:

Учитель вошел в класс, подошел к своему столу, выдержал паузу, с улыбкой посмотрел каждому в глаза, сказал:

ИЛИ - Учитель вошел, весело поприветствовал детей и заметил:

Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня я расскажу вам что-то очень интересное и важное, и пусть чудо тихо постучится в ваши души, я расскажу вам о судьбе одного поэта - о нашей с вами судьбе.

БЫВАЕТ И ТАК – Учитель появился в классе с опозданием. Вошел строгой походкой, собранный, четкий, решительный. Класс в это время шумел и был где угодно, но только не на уроке. Учитель поздоровался, кто-то ответил ему, кто-то - нет. Стараясь перекричать класс, он сказал, что начинает опрос. К доске пойдет Ваня…

Нам, педагогам, очень важно помнить об организационно-психологическом моменте для самих себя. Настрой, с которым учитель приходит в класс, фактически определяет характер взаимодействия, линию успеха в общении с детьми, степень вовлечения учащихся в урок, дисциплину на уроке, успешность процесса обучения как для обучающихся, так и для самого учителя.

Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как они всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая "сейчас" больше, чем "потом". И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате.

Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока.

Как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу будущего, основу качественного образования, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.

Что под современным уроком понимают наши ученики? С учащимися 8, 10, 11 классов проведено анкетирование «Современный урок и Я».

Результаты анкетирования учащихся 8, 10, 11 классов вы видите на слайде.

Основные вопросы

8 класс (38 человек)

10, 11 класс (41 человек)

Что для вас современный урок?

Интересный – 50%

Понятный – 45%

Веселый – 21%

Увлекательный

Познавательный

Интересный – 39%

Понятный – 34%

Веселый – 29%

Увлекательный – 5%

Познавательный – 5%

Что вам больше всего нравится в уроке?

Выражение собственного мнения – 29%

Самостоятельная творческая работа – 11%

Новая информация – 8%

Выражение собственного мнения – 49%

Самостоятельная творческая работа – 38%

Новая информация

Какова роль учителя на уроке?

Объяснять новую тему – 34%

Дать хорошие знания – 71% Подготовить к ЦТ – 11%

Наставник, Координатор действий – 8%

Объяснять новую тему – 24%

Дать хорошие знания – 56%, Подготовить к ЦТ – 20%

Наставник, Координатор действий – 15%

Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний?

Учитель – 45%

Сами – 32%

Вместе – 23%

Учитель – 44%

Сами – 37%

Вместе – 25%

Нужна ли на уроке физкультминутка?

Результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным. Ученикам старших классов в отличие от восьмиклассников больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Но все учащиеся хотят получить хорошие знания, видят учителя как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к успешной сдачи ЦТ.

А теперь мнение педагогов школы о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. На методическом совете руководителям МО, было предложено подобрать определение современного урока с позиции современного учителя.

«Для меня такой урок - это, прежде всего, сотрудничество и совместная деятельность учащихся и учителя, взаимодействие в системе «Учитель – ученик» на основе дружеского расположения на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий.

«На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал, умело организует и управляет учебным процессом, использует все возможности для развития личности ученика.

«На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания, коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся.

«Современный урок - это использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, передовой педагогической практики.

Современный урок - это часть темы. Это педагогическое произведение. Он должен отличаться целостностью частей, единой логикой деятельности учителя и учащихся.

Требования к современному уроку

Комментарии

1.Обязательный учет обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся

Выяснить с каким багажом знаний учащиеся пришли на урок: повторить материал необходимый на уроке, провести интеллектуальную разминку

2. Постановка цели урока перед учащимися

Цели учителя не предъявляются ученику, но учитель делает так, чтобы они достигались. Цель формулируется для ребенка

3. Усвоение и отработка учебного материала с использованием оптимального сочетания и соотношения методов обучения. Научность содержания урока

Наивысшую ценность представляют методы развития познавательного интереса, неожиданность, создание ситуации успеха, новизны, учебные дискуссии, познавательные игры

4. Дифференцированная помощь учащихся на основе диагностики учебных возможностей. Развитие познавательного интереса, формирование надпредметных умений, умение самостоятельно добывать знания

Дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем подготовки к предмету. Формирование надпредметных умений, обслуживающих все предметы. Часть знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска

5. Систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися.

Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работ, а обученность учащихся и достижение целей урока

6. Подведение итогов урока по достижению цели

Хотелось бы еще добавить, чтосовременный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного современного урока это и есть основа качественного образования.

Сейчас мы с вами определим эффективность трех из возможных этапов комбинированного урока

Предлагаю так хорошо известные и повсеместно встречающиеся эпизоды школьных будней, к сожалению, и в нашей школе определить на эффективность

Этап 1. Организационный

В начале урока опаздывают дети, опаздывает учитель (?!!!)... 10 минут решаем, кто должен привести доску в порядок, кто отсутствует и по какой причине, собираем тетради с домаш­ним заданием, раздаем тетради с оценками, на проявление интереса к получаемой оценке прибавим еще 3-4 минуты... Итого - 13 -14 минут.

Организационный эффект 0, а затраты временных ре­сурсов составляют 28-30 % от реального времени урока.

    Быстренько за 15 минут напишем самостоятельную рабо­ту по материалу домашнего задания...

Встречные вопросы детей:

    А оценки за предыдущую самостоятельную?

    Когда проверю, тогда и скажу...

Итого 15 минут.

Обучающий эффект 0, поскольку дети не имеют воз­можности проверить правильность своих учебных действий, ведь результаты предыдущей работы еще не ясны, а результаты этой работы будут им известны позднее.

Этап 2. Проверка домашнего задания

У доски работает три ученика, два ученика пишут на первой парте тест, с одним учеником учитель беседует по ма­териалам домашнего задания, остальные... имеют «счастливую передышку» в 15 минут.

Итого 15 минут, при этом обучающий эффект будет порядка 20 % (из расчета на шестерых учащихся из 30), а для остальных, чье внимание этим этапом урока не потревожено, - 0. Так что КПД этого этапа не будет больше 60 %.

Этап 3. Информация о домашнем задании

    Параграф такой-то и такой-то. Ничего, что мы одну тему разобрали, а другую не успели... Это вам как самостоятельное опережающее изучение... Упражнения такие-то, такие-то... Пись­менно! Я проверю!

Итого - 1 минута.

Кто посчитал при этом временные затраты детей, которые вечером другого дня, перезваниваясь по телефону, уточняют параграфы и упражнения; затем читают новый текст. Обучающий эффект такой «самостоятельности конечно имеет место, но затрачиваются силы, время, внимание, рас­трачивается интерес, а эффективность обучения, к сожалению, не имеет даже тенден­ции к повышению.

Эффективность - дающий эффект, действенный. В области педагогики под эффективностью подразумевают конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться на практике.

На слайде вы видите признаки эффективного урока

    конкретность цели;

    результативность;

    разнообразие методов;

    формирование умений и навыков;

    заинтересованность;

    активная работа учащихся

    умение общаться;

    доступность;

    мастерство.

На эффективность урока в большой степени влияют также и психологические факторы, которые отображены на слайде:

    общий поведенческий характер класса;

    индивидуальные психологические особенности учащихся;

    эмоциональный климат в классном коллективе;

    степень сложности материала;

    индивидуальный стиль деятельности учителя.

Большое значение в повышении качества образо­вательного процесса играет структура урока.

Цель - это первое, с чего начинает учитель урок и, подго­товку к нему. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока.

При постановке целей следует обращать внимание:

    на проблемность материала;

    наглядность;

    стиль общения;

    применение учащимисязнанийна практике;

    развитие способностей учащимися;

    интеллектуальные способности учащихся;

    совокупность решений множества задач;

    ожидание результата.

Цель зависит от содержания урока, подготовки учителя к уроку, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Большую роль играет интуиция, личность учителя, наличие у него психологических знаний. Цель должна быть посильной, диагностичной.

Задача учителя - повышение эффективности обучения, конечно, дело нелегкое и требует определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне под силу каждому педагогу.

Проблемы эффективности урока

Каково же решение данных проблем? Каковы пути повышения эффективности уроков

Однообразие используемых методов на уроке

Сочетать различных методов обучения в процессе проведения занятий. Выбор разнообразных методов преподавания

Нерациональное использование времени на уроке

Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, подбирать соответствующие методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учащихся при максимально плотном использовании времени урока

Редкое применение элементов проблемного обучения

Использовать элементы проблемного обучения. Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность их обучения

Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями

Применение наглядности бесспорно повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении

Эффективность - конкретность поставленной цели и задач, умение ее поставить и добиться ее на практике. Таким образом, прослеживается цепочка: цель - содержание урока - результат.

Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:

    уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

    отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;

    объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;

    наличие у учащихся познавательного интереса;

    воспитательная и развивающая подвижка личности, воз­никшая в ходе урока.

Таким образом, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что - нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям свое полное к ним доверие, организовывать сообщение нового материала в форме увлека­тельного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.

Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.

Вашему вниманию предлагается ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

      Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

      Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

      Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

      Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

      Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

      Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

      Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?

Сегодня деятельность учителя направлена не на освое­ние учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.

Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Учитель на уроке. Александр Адамский в одной из своих статей отмечал, что «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность».

От стиля преподавания учителя многое зависит. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик являет­ся одним из главных условий эффективности урока.

Вам предлагается ответить на 10 вопросов, выбрав один из предложенных вариантов ответа: первый, второй или третий.

Посчитайте сколько у вас ответов под номером 1, 2 и 3.

1. Если класс не приведен в порядок...

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте...

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который…

4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана…

5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне…

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять…

7. По-моему, в школьном коллективе важнее всего…

9. Непредвиденные ситуации на уроках…

10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией…

    преобладание первого варианта ответа говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

    преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся.

    преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Мы предлагаем вам 10 эффективных способов мотивации ваших учеников, который могут способствовать повышению эффективности и результативности вашей учительской работы.

1. Поощряйте учеников

Следите за работой в классе, отправляйте позитивные отзывы родителям детей. Не забывайте находить то, за что можно похвалить даже слабых учеников, но делайте это без ущерба для их старательности.

2. Ожидайте от учеников лучшего

Установите высокие ожидания, но реалистичные. Озвучьте свои ожидания перед учениками.

3. Распространяйте энтузиазм, как вирус

Показывайте свой энтузиазм и энергетику, показывайте конкретные и понятные примеры, позволяя детям уловить и понять их.

4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке

Не проводите уроки однообразно день ото дня.

5. Назначайте работу по классу

Устанавливайте обязанности и определяйте список еженедельных задач, которые должен выполнить ваш класс. Умело распределите их среди учеников в соответствии с их способностями.

6. Распределяйте полномочия и ответственность

Если ученики получают часть полномочий учителя на себя, у них становится меньше поводов на то, чтобы жаловаться.

7. Урок в вольной форме

Позвольте раз в неделю ученикам, которые явно положительно отличились в последнее время, выбрать формат проведения урока (пускай ученики выберут лекцию, дискуссию, просмотр видео, сценическую деятельность и т. д.).

8. Соотносите ваш урок с действительностью

Делайте экскурсы в историю. Продемонстрируйте или расскажите ребятам об актуальности изучаемой проблемы, показав пример из жизни.

9. Озвучивайте цели класса заранее

В начале года или четверти озвучивайте перед учениками все задачи, которые должны быть достигнуты ими за год. Смысл этого заключается в том, что ученики не должны просто плыть по течению, находясь в школе. Им нужно дать возможность видеть, где они находятся и куда должны идти.

10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса

Следите за деятельностью и успехами ваших учеников вне стен класса. Поощряйте их достижения, старания. Объявляйте и награждайте победителей.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

четко определить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: формальную; содержательную; аналитическую.

1. Личностно-ориентированным и личностно мотивированным как с точки зрения ученика, так и учителя.

2. Уроком без боязни ошибок, потому что ошибок на нем не бывает.

3. Уроком живого общения на равных.

4. С использованием современного оборудования и технологий. Но в то же время и с применением традиционных действенных приемов и средств.

6. Урок, где учитель понимает ценность каждого ученика, видя его сильные стороны, урок, где каждый имеет право на высказывание.

7. Урок, где учитель - дирижер, то есть имеет ПЛАН дирижирования.

8. Использование требуемых на данном этапе развития общества практических навыков.

Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Учитель на уроке это и артист, и психолог, прежде всего навигатор в получении знаний. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

ВСТУПЛЕНИЕ В УРОК

Коллеги! Я, признаться, очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбка ваших милых глаз.

Я знаю, каждый из вас гений,

Но без труда – талант не впрок,

Скрестим же ваши шпаги мнений,

И вместе сотворим урок!

ПРИВЕТСТВИЕ

Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как учитель, заместитель директора по учебной работе, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

ЗАДАНИЕ: распределите понятия по четырем предложенным группам.

Комбинированный, словесные, практикум, создание проблемной ситуации, репродуктивные, сообщение новых знаний, самостоятельная работа, конференция, практические, экскурсия, закрепление знаний, концерт, игра, формирование выводов, передача учебной информации, систематизация, инструктаж, наглядные, урок контроля и оценки знаний, практическая работа, проблемно-поисковые, сравнение, контроль, систематизация изученного материала (обобщение), обобщение, составление конспекта, групповая работа, диспут, лекция, семинар, логические, зачет, деловая игра, постановка вопросов, кино-урок, оценка деятельности, работа с текстом.

Тип урока

Формы урока

Методы

(способы осуществления

чего-н.)

Приемы

(отдельное действие)

Комбинированный

Сообщение новых знаний

Повторение

Закрепление знаний

Контроль и оценка знаний

Систематизация изученного материала (обобщение)

Конференция

Экскурсия

Практическая работа

Практикум

Групповая работа

Дискуссия

Деловая игра

Кино-урок

Словесные

Наглядные

Практические

Логические

Репродуктивные

Поисковые

Проблемно-поисковые

Работа под руководством учителя

Самостоятельная работа

Стимулирование интереса учащихся

Стимулирование долга и ответственности

Контроль (устный, письменный, лабораторно-практический)

Создание проблемной ситуации

Формирование учебной гипотезы

Формирование выводов

Передача учебной информации

Синтез и анализ

Сравнение

Обобщение

Классификация

Систематизация

Составление плана

Составление конспекта

Выделение главного

Инструктаж

Алгоритм

Постановка вопросов

Оценка деятельности

Работа с текстом

РАБОТА В ГРУППАХ

Для того, чтобы начать работать в группах, послушайте, пожалуйста, притчу (сотрудничество).

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила.

«Памятка»

Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:

    Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.

    Откровенность и доброжелательность в общении.

    «Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.

    Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.

    Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

№1 «Слишком добросовестный» учитель постоянно задерживает детей на перемену, оставляет после уроков. У ро­дителей - претензии.

Что им ответить?

№2 Придя в школу раздраженной домашними неурядицами, учительница с ходу «набрасывается» на класс. Разрядившись, она видит, что переборщила.

Что делать?

№3 Учительница, доведенная на уроке «до ручки» классными «шутниками», в отчаянии заявляет классу, что оставляет всех на дополнительный урок для выполнения «штрафного» задания. Дисциплинированные, добросовестные ученики возмущены: за что они-то страдают?

Как поступить?

№4 Доведенная до отчаяния поведением детей молодая учитель­ница прямо на уроке расплакалась.

Как выйти из этой ситуации?

№5 Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведе­нием ученика, сорвался и оскорбил его.

Что делать учителю?

№6 При проведении урока в форме игры, учащимся необходимо было разделиться на несколько команд. Одна ученица стала выражать недовольство, сказав, что она не будет пересаживаться за другую парту и играть со своими одноклассниками. Объясняя это тем, что она поссорилась с ними на перемене.

Действия учителя?

№7 Ситуация "Нарушитель тишины". Во втором классе – урок чтения. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает скрип – это Вова раскачивается на стуле, привлекая внимание всего класса.

Возможные действия педагога.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «КОРАБЛЬ УСПЕХА»

1. Уважаемые коллеги! Проанализируйте, пожалуйста, предложенные действия педагога и запишите на листочках из них только те, которые СПОСОБСТВУЮТ СОЗДАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА. При необходимости предложите свои варианты действий учителя.

2. Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» и т.д.

Запишите, пожалуйста, НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ (СПОСОБОВ) СКАЗАТЬ УЧЕНИКУ: «ТЫ МОЛОДЕЦ! ОТЛИЧНО!»

3. Уважаемые коллеги! Одним из важных аспектов современного урока являются формы организации учебной деятельности.

Напишите, пожалуйста, Ф ОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УРОКА, применяемые вами.

4. Уважаемые коллеги! Одним из важных аспектов современного урока являются формы и виды организации учебной деятельности.

Напишите, пожалуйста, ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ, применяемые вами.

5. Уважаемые коллеги! Запишите, пожалуйста, СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

6. Уважаемые коллеги! Проанализируйте, пожалуйста, предложенные действия педагога и запишите из них только те, которые НЕ СПОСОБСТВУЮТ СОЗДАНИЮ НА УРОКЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА. При необходимости предложите свои варианты действий учителя, которые мешают созданию ситуации успеха.

7. Уважаемые коллеги! У учащихся имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учитель имеет максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят. Однако есть выражения, которые нарушают внутреннюю мотивацию учащихся к учению на современном уроке.

Например: «Так дело не пойдет!», «Об этом нам не нужно говорить вообще!», «На это у нас нет времени!», «Об этом ты не можешь судить!» и т.д.

Запишите, пожалуйста, НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНЫХ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ, КОТОРЫЕ НАРУШАЮТ ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ К УЧЕНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА»

(Полное выполнение - 2 балла, частичное - 1 балл, за не­выполнение требований - 0 баллов.)

Критерии эффективности

Деятельность учителя

Организаторская:

Выполнение намеченного плана урока.

Эффективность и целесообразность использования наглядно­сти и ТСО.

Реализация основных психологических и гигиенических тре­бований.

Наличие эффективной обратной связи с учащимися.

Уровень педагогического и методического мастерства.

Уровень оформления документации к уроку (журнал, тетра­ди, план урока).

Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность).

Рациональность использования времени урока.

Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя.

Соблюдение правил охраны труда

Обучающая:

Реализация принципа научности.

Четкость осуществления принципа наглядности.

Реализация принципа прочности.

Соблюдение принципов проблемности, прочности, осознан­ности, посильности.

Реализация принципа проблемности.

Осуществление принципа связи теории с практикой.

Правильность выбора методов и форм обучения.

Оптимальность выбора и степень достижения главной цели.

Контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся.

Оптимальность домашних задании и эффективность доведе­ния их до учащихся

Воспитательная:

Нравственная и мировоззренческая направленность.

Формирование общеучебных навыков.

Работа над культурой речевого поведения.

Влияние урока на интеллектуальное развитие учеников.

Соблюдение физических и гигиенических требований.

Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью.

Эстетическое воздействие урока на учащихся.

Использование воспитательных возможностей оценок.

Стиль руководства учениками.

Воспитательное значение личности и его деятельности на уроке.

Деятельность ученика

Уровень познавательной активности.

Наличие интереса к уроку, предмету.

Степень самостоятельности.

Умение вычленять ведущие цели в учебном материале.

Уровень аналитических умений и навыков.

Развитие навыков коллективной работы.

Развитие речевых, орфографических и иных навыков.

Умение работать у доски, с доской.

Организованность, дисциплинированность.

Внешний вид ученика.

Итого по уроку:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА = кол-во баллов : 80 · 100 %: = ? %.

Если эффективность урока 80 - 100 % - урок отличный;

если эффективность урока 65 - 79 % - урок хороший;

если эффективность урока ниже 65 % - урок удовлетвори­тельный.

РЕФЛЕКСИЯ

«Ассоциация»

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)


Удачи вам, сельские и городские

Уважаемые учителя!

Добрые, злые и никакие

Капитаны на мостике корабля.

Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!

Особенно по утрам,

Когда вы входите в школьные классы,

Одни – как в клетку,

Другие – как в храм.

Р.Рождественский

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (принятие решения).

По результатам совместной деятельности можно сделать сле­дующий вывод:

    Оптимальная организация урока предполагает, что его цели определяются преподавателем комплексно и конкретно, а также диагностично.

    Структура урока не должна быть шаблонной и стандарт­ной. Ее выбор определяется с учетом особенностей содержания учебного материала, целей его изучения, подготовленности уча­щихся и места урока в системе других уроков по данной теме.

    Используемые на уроке методы отличаются многообрази­ем, адекватностью его целям, особенностям содержания и воз­можностям учащихся.

    Одним из важных аспектов урока являются такие формы организации учебной работы, которые обеспечивают дифферен­цированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготов­ленным учащимся.

    Контроль за учебной деятельностью учащихся и уровнем их знаний на уроке выполняет функции выявления затрудне­ний в усвоении материала, выявления типичных ошибок в ходе учебной работы, стимулирования учебной деятельности, оценки качества знаний, умений и навыков.

    Основные задачи обучения решаются на уроке через ра­циональное сочетание методов обучения и эффективное исполь­зование различных источников знаний.

    Эффективное и качественное изучение нового материала - главная задача преподавателя и учащегося на уроке. Эффективность урока во многом зависит от благоприят­ного психологического климата занятия, который определяется в значительной мере личностными качествами преподавателя и его типом общения с учащимися.

На основании вышеизложенного предлагается следующее решение:

    Методическому совету обобщить работу творческих групп и изготовить брошюру «Современный урок». Ответственный заместитель директора по УР Качанова В.Н., декабрь 2011г.

    Педагогам школы при подготовке и проведении уроков использовать формы и методы обучения, выявленные в ходе работы педсовета как отвечающие современным требованиям. Постоянно.

    На заседаниях МО учителей-предметников проанализировать результаты анкетирования уровня эффективности урока, рассмотреть на заседаниях пути повышения эффективности урока в условиях реализации конкретных учебных программ. Ответственные руководители МО, январь 2012г.

    Организовать мастер-класс учителей высшей категории с целью обмена педагогическим опытом по современным педагогическим технологиям. Ответственный заместитель директора по УР Качанова В.Н., руководители МО. Февраль-март 2012г.

    В рамках Дня открытых дверей классным руководителям, учителям-предметникам, СППС учреждения на основе психологической диагностики, оказывать адресную помощь учащимся, родителям, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах личностного и социального развития учащихся. Ежемесячно.


Цель

Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования

Задачи

  • Осознание основных требований к организации современного урока;

  • Повышение интереса педагогов к современным технологиям;

  • Осознание необходимости повышения уровня самообразования




В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.»

Так может и не стоит ничего менять?


Основные недостатки уроков

  • Не объявляется тема и цель урока;

  • Используются однообразные, в основном репродуктивные методы обучения;

  • Не учитываются индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

  • Не всегда даются ясные инструктажи по выполнению заданий, не ставятся чёткие учебные вопросы и задачи;

  • От учащихся не требуют исчерпывающих ответов;

  • Отсутствуют задания, способствующие развитию информационной и учебно- познавательной компетенции;

  • Не используются разноуровневые задания;

  • Отсутствует система обратной связи учитель-ученик;

  • Используются однообразные и не эффективные формы проверки д/з, самостоятельных работ;

  • Отсутствуют задания, способствующие развитию у учащихся, умения делать самоанализ своей деятельности;

  • Не подводятся итоги урока (отсутствует рефлексия);

  • Не используются воспитательные возможности оценки;

  • Не продумывается дозировка и дифференциация домашних заданий. Отсутствует инструктаж к выполнению д/з, нет записи д/з на доске;

  • Не используется наглядность и средства ИКТ


Проблемы

  • Что такое современный урок?

  • Что придает современность уроку?

  • Чем сегодняшний урок отличается от вчерашнего?


Характеристика современного урока

  • на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

  • на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

  • на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!


Современный урок

Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый : «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».




  • урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

  • строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя

  • должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности

  • нацелен на конкретные результаты

  • должен иметь рациональную структуру и темп.

  • изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

  • должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной.

  • большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

  • существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.


Требования, предъявляемые к современному уроку

  • эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ

  • должны применяться многообразные формы, методы и средства.

Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока

    урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой.

  • обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся

  • педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет;

  • Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия.

  • для проведения урока необходима благоприятная обстановка

  • педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ урока

  • урок проводится по плану, который является творческим документом учителя


«Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда» Марк Твен



Связь между работоспособностью учащихся и временем урока


Распределение интенсивности умственной деятельности


Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.






Рефлексия

1. Ассоциативный ряд

2. Незаконченные предложения

3. Торт решений

4. Разговор на бумаге

5. Солнышко

6. Координаты

7. Лист обратной связи

8.Заключительная дискуссия

Ель рефлексии

Каждая пара веток ёлки – это позиция, по которой надо

высказать свое мнение (снизу вверх):
  • Нижняя пара веток– для нас было важным и интересным

  • Вторая пара веток – по этому вопросу мы получили конкретную информацию…

  • Третья пара веток – нам было трудно (нам не понравилось)…

  • Четвёртая пара веток – наша оценка педагогического совета…

  • Верхушка ели – для нас было недостаточно…


Заключение

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.

Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)


С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой преподавательской стезе….



Слайд 2

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков … Школьник посещает около 10 тысяч уроков за время обучения… Урок занимает приблизительно 98% учебного времени…

Слайд 4

А урок остаётся!!!

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный– это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный[от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого урок современный обязательно закладывает основу для будущего.

Слайд 5

Традиционный урок: плюсы и минусы

  • Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и учителя-практики. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.

    Слайд 9

    Современный урок

    фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки; урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других. Что меняется в современном уроке в отличие оттрадиционного?

    Слайд 10

    Признаки современного урока 1. Главная цель урока - развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания. 2. Личностно ориентированный подход. 3. Компетентностный подход. 4. Динамичная и вариативная организация урока. 5. Использование современных педагогических технологий.

    Слайд 11

    Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля, оценки и коррекции знаний ТИПЫ УРОКОВ ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ

    Слайд 12

    Основные компоненты современного урока Организационный Целевой Мотивационный Коммуникативный Содержательный Технологический Контрольно-оценочный Аналитический

    Слайд 13

    Источники воспитательного воздействия на уроке

    Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение, мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла); Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса или унижающая ирония; Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций; Через личность самого учителя (в наибольшей степени).

    Слайд 14

    Современная педагогика ориентирована на то, чтобы

    Ребёнок научился учиться; - открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний. Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов; проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии. Личностно ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии, общаться».

    Слайд 15

    Интерактивные методы обучения…

    Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

    Слайд 16

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

    активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышение познавательной мотивации; обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание); развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка; воспитание лидерских качеств: умение работать с командой и в команде, способность принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

    Слайд 17

    Методические приёмы интерактивного обучения:

    игры пары и группы «мозговая атака» «общая дискуссия» проекты семинары «общий галдёж» словесные ассоциации воспроизведение информации

    Слайд 18

    «НЕСТАНДАРТНЫЕ» уроки

    Урок- творческий отчет, урок-аукцион, урок-ток-шоу, урок-капитал-шоу «Поле чудес», урок-викторина, урок-КВН, урок-выставка, урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-экскурсия, урок-путешествие в прошлое (или будущее), урок-эстафета, урок-соревнование и т.д.

    Слайд 19

    Правила управления успехом на уроке

    1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика. 2. Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся. 3. Благоприятный психологический климат на уроке. 4. Способность учителя удивлять. 5. Любовь к детям. 6. Индивидуальный подход. 7. Умение учителя продумывать домашние задания. 8. Комментирование отметки. 9. Коллективная познавательная деятельность на уроке.

    Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования» « Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский


    План Предисловие «А урок остается!» (Друганова С.Ф.) Выступление психолога «Урок и здоровье ребенка» (Кононова Г.В.) Воспитательная сторона урока (Валитова Р.Х.) Традиционный урок. Его структура. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Анкета « Стиль преподавания» Критерии эффективности современного урока Подведение итогов педсовета Решение педсовета


    Цель: Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса педагогов к современным технологиям Осознание необходимости повышения уровня самообразования Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым (актуальный), деятельный, действенный,насущный, проявляющийся в действительности, закладывающий основу для будущего.


    Откуда пошло слово – урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.


    Плюсы и минусы традиционного урока

    традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.


    · Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Так может и не стоит ничего менять?


    Известная мудрость: очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих.


    Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.


    Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность


    Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.


    Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.


    Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)