Профессиональная компетентность педагога-дефектолога. Особенности профессиональной деятельности учителя-дефектолога Содержание профессиональной деятельности дефектолога

  • Административная ответственность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Б) матчи, в которых футболист не мог принять участие в связи с травмой или болезнью, которые не были напрямую связаны с его профессиональной деятельностью в качестве футболиста...
  • Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью
  • Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.
  • Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.

    Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:

    Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).

    Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).

    Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).

    Логопедия - с получением квалификации логопеда;

    Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.

    Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.

    Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.

    Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.

    Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.

    Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.

    Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.

    Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

    Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.

    Психолого-педагогическая готовность заключается в:

    Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;

    Знании закономерностей социализации и развития личности;

    Знании целей и технологий воспитания и обучения;

    Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.

    Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.

    Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

    Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

    1. Умение ставить задачи.

    2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).

    3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

    4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:

    самоанализ, самоотчет и т.д.

    Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.

    Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.

    Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...

    Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:

    Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.

    Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога


    | 2 | | | |

    Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только спе­циально подготовленный педагог. Для успешной учебной и вос­питательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не­учительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции сред­ствами специального образования.

    Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогичес­кой культуры в сфере специального образования, которая инте­грируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способно­стей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогиче­ское мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

    Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетен­тен в выполнении следующих видов профессиональной деятель­ности:

    Преподавательской;

    Конструктивно-организаторской;

    Диагностико-аналитической;

    Консультативной;

    Проективной;

    Гностической;

    Психопрофилактической;

    Коррекционно-развивающей;

    Просветительской;

    Научно-исследовательской;

    Воспитательской;

    Координаторской.

    Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:

    Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений;

    Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза);

    Умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников;

    Приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду;


    Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

    Навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

    Знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды;

    Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

    Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры;

    Навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

    Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенно­стями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и ос­мысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.

    Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образователь­ных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях про­фессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопеди­ческих пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обу­чающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обу­чение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домаш­них условиях и осуществлять надомное визитирование для оказа­ния ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с на­рушениями развития.

    Заметно возросла потребность образовательных учреждений об­щего назначения в специальных психологах и педагогах в услови­ях развития интеграции и дифференцированного подхода к уча­щимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не со­ставляет труда компетентно организовать процесс обучения и вос­питания детей в классах коррекционно-развивающего и компен­сирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.

    Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-прак­тиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

    Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важней­шей его задачей является пополнение теоретических знаний и про­фессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соот­ветствии с регулярным обновлением, дополнением и совершен­ствованием Государственных образовательных стандартов высше­го профессионального образования, требованиям которых необ­ходимо всегда соответствовать.

    Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятель­ности) дефектологов осуществляется в институтах повышения ква­лификации (институтах усовершенствования) работников педа­гогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педаго­гических вузов (факультеты повышения квалификации и пере­подготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с про­фессиональными потребностями самого специалиста или образо­вательного учреждения, в котором он работает.

    Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто­логи могут участвовать в формировании содержания образователь­ных программ в соответствии со своими потребностями и интере­сами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.

    Основные направления коррекционно-развивающей работы: -сенсорное и сенсомоторное развитие; -формирование пространственно-временных отношений; -умственное развитие -нормализация ведущей деятельности возраста -формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности - обогащение словаря развитие связной речи коррекция звукопроизношения Нет единой уникально успешной методики приема или формы работы с учащимися и их родителями. Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития: Четыре ученика первых...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

    Построение педагогического процесса как диалога между участниками образовательного пространства предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагога, поэтому особую ценность приобретает компетентностный подход в образовании.

    Осуществление педагогической практики связано с выделением и содержательным описанием компетентности педагога как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих ему успешно решать задачи, связанные с организацией обучения и воспитания детей, в том числе детей с особенностями психо - физического развития, с учетом специфики их образовательных потребностей.

    Компетенции педагога - дефектолога выступают средством и условием развития компетенций его учеников. Это особенно значимо в связи с проблемами личностного и профессионального становления людей с ОПФР, вопросами качества их жизни, развития, последующего трудоустройства.

    Направления работы педагога-дефектолога:

    1. Диагностическое направление.

    Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    Диагностическая деятельность включает:

    Изучение личных дел учащихся (это: педагогическая характеристика, заключение о нервно - психическом состоянии школьника, заключение комиссии дефектологов Витебского Городского Центра коррекции, изучение речевых карт ребенка из ДОУ);

    Установление контакта с родителями ребенка, изучение условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка;

    Наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время;

    Изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок);

    Использование стандартизированных методик.

    2.Коррекционное направление.

    Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОПФР в динамике учебно-воспитательного процесса.

    Основные направления коррекционно-развивающей работы:

    Сенсорное и сенсомоторное развитие;

    Формирование пространственно-временных отношений;

    Умственное развитие

    Нормализация ведущей деятельности возраста

    Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

    Обогащение словаря, развитие связной речи, коррекция звукопроизношения

    Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

    3.Аналитическое направление.

    Включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности.

    Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    Системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    Создание комплексных индивидуальных коррекционно – развивающих программ, нацеленных на развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

    Профилактику перегрузок учащихся;

    Взаимодействие специалистов в рамках школьного ПКПП

    Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

    Консультации проводятся для оказания помощи родителям и учителям в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР.

    Задачи направления:

    Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка, перегрузок учащихся, выбор адекватного режима труда и отдыха в школе и дома;

    Повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    Оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    Подготовка и включение педагогов и родителей в решении коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

    Формы работы:

    Систематическое выступление на родительских собраниях, педагогических советах школы, методических объединениях учителей-дефектологов;

    Анкетирование родителей;

    Индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросам;

    Консультирование учителей и родителей по результатам по итогам обследования;

    Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционно - развивающих заданий, игр, упражнений);

    Этапное консультирование учителей и родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся).

    4.Организационно-методическое направление.

    Включает подготовку и участие в консилиумах, МО, педагогических советах, оформление документации.

    Таким образом, в своей работе педагог-дефектолог, работающий с детьми с ОПФР, активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях взаимодействия специалистов,совместно с ними разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.

    Наш пункт существует пятый год. Я работаю на пункте третий год. Общее количество учащихся, получающих помощь на пункте в этом году, составляет 22 человека. Трое учащихся получают помощь консультативно.

    Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития:

    Четыре ученика первых классов имеют заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».

    В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

    Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи.

    Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.

    Общие направления работы с детьми с НВ ОНР включает в себя:

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности; произвольности общения и поведения.

    2. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности, контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

    4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; применение инструкции (алгоритма); употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях.

    Три ученика первых классов имеют речевое нарушение «Стертая форма дизартрии»

    Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    Это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

    Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

    Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии необходимо выделить основные аспекты:

    Осуществление дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

    Формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.

    Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.

    Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

    Еще три ученика первых классов имеют заключение дислалия (различных форм). Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, наиболее распространенное нарушение среди нарушений произносительной стороны речи.

    Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, и – реже - их пропусках.

    Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка. Если речь идет о физиологической форме заболевания, то в ее основе лежит возрастная недоразвитость органических структур, которая корректируется по мере взросления.

    Механическая дислалия является следствием генетически-обусловленных приобретенных или врожденных аномалий органов, ответственных за речь. Одной из частых причин механического типа болезни является укороченная подъязычная уздечка, затрудняющая движение языка. Правильная артикуляция может быть затруднена и при непропорциональных размерах самого языка. В ряде случаев факторами, способствующими возникновению дислалии, являются различные аномалии в строении зубочелюстного аппарата: сильно выступающая верхняя или нижняя челюсть, промежутки в зубном ряду, аномальное строение неба, расщепление неба, слишком короткая уздечка верхней губы.

    Основная работа по преодолению дислалии - коррекция звукопроизношения, т.е формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалии в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

    Предпосылкой успеха в работе с учениками с перечисленными нарушениями является создание благоприятных условий: эмоционального контакта логопеда с ребенком, интересной формы организации занятий, сочетания приемов работы, позволяющих избежать переутомления ребенка.

    Учителя-дефектологи младшего школьного отделения применяют фонетическую ритмику . Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает ребёнку нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.

    Упражнения по развитию мелкой моторики рук . Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе я применяю пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам, обводку шаблонов и штриховку изображений, различные задания с раздаточным материалом, СУ-ДЖОК и т.д.

    Артикуляционная гимнастика , которая является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. С детьми младшего школьного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки.

    Дыхательная гимнастика. Индивидуальное занятие с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. На практике используем разнообразные игры на развитие дыхания, например, «Ветерок», «Листопад», «Вертушка» и тд.

    Остальные 12 учащихся с 3-го по 5-тый класс имеют в заключении нарушения письменной речи, а именно различные виды дисграфий, один ученик имеет заключение – дислексия (помимо дисграфии).

    Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Дислексия - нарушение способности к овладению навыком чтения.

    Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка. Появление дисграфии обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок. Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком. Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно выявляется у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

    Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на: лексико-грамматической стороне речи, звукопроизношении, связности речи, фонематическом восприятии.

    Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как: дизартрия и дислалия. Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах.

    Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

    Виды дисграфии и их особенности:

    В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов, но я кратко скажу о двух видах, встречающихся у моих учеников.

    Это акустическая форма дисграфии. Отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

    И вторая форма- это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок.

    Например: ребенок пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

    Основная работа по преодолению дисграфии у младших школьников направлена на дифференциацию фонетически сходных звуков, развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.

    Логопед не дублер учителя и, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.
    Основная задача - воспитание у детей языкового чутья.

    Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    13390. Профессиональная компетентность психолога 11.8 KB
    В словаре иностранных языков понятие компетентность раскрывается как обладающей компетенцией – кругом полномочий какоголибо учреждения лица или круга лиц вопросов подлежащих чьему либо ведению. Понятие компетентность применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. Даль под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в юридической сфере: Компетентный судья кто может и вправе судить о ком о чём или коголибо судья полноправный.
    7400. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста, как условие личностной и социально – психологической готовности к обучению в школе 326.73 KB
    Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Актуальность обусловлена стремительностью развития становления личности детей в социальных условиях в связи с динамическими преобразованиями которые происходят в современном обществе. В современной действительности закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.
    20079. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 54.38 KB
    Аксиология как учение о ценностях. КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Сущность и содержания управленческой этики как теории и социальной практики. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ профессиональный ЭТИКЕТ Этикет и его содержание Стиль руководства как отражение профессионального этикета.
    3926. Профессиональная деятельность психолога 21.04 KB
    Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
    19504. Профессиональная этика аудитора 40.66 KB
    Сущность аудиторской деятельности. Разработка внутренних стандартов аудиторской фирмы. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам действующим в Российской Федерации. Важным аспектом аудиторской деятельности является ответственность аудитора как субъекта профессиональной деятельности.
    1277. Медицинская, профессиональная и социальная реабилитация 765.3 KB
    Комплекс реабилитационных мероприятий инвалидов. В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности инфляции обнищания усилением расслоения общества ростом числа безработных беженцев вынужденных переселенцев лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Кроме того актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества России значительного количества...
    2725. Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием» 15.48 KB
    В 2009 году с целью реализации инновационноориентированного сценария развития Юга России исполнительной дирекцией Программы развития Южного федерального университета была создана профессиональная социальная сеть ученых и исследователей Южного федерального округа: Сетевое сообщество пользователей уникальным научным оборудованием. Основной целью портала Сетевого сообщества пользователей является организация процессов взаимодействия и кооперации ученых исследователей инженеров Южного федерального университета Ассоциации Высокие...
    21053. Изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, её профессиональная дифференциация 20.94 KB
    Многие современные западные интеллектуалы порой выносят категорические суждения о роли интеллигенции в российском обществе. Так, английский исследователь венгерского происхождения, длительное время живший в СССР, а теперь являющийся преподавателем кафедры политических наук Редингтонского университета Тибор Самуэли доказывал, что «русская интеллигенция была орудием разрушения...».
    6739. ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА 25.66 KB
    В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития. Что является компонентами саморазвития составными частями профессионального самовоспитания Каковы пути средства и методы овладения процессом самовоспитания Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том что критическое отношение к себе к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Следующим шагом самовоспитания является формулирование целей то есть...
    2360. Формы работы социального педагога 11.69 KB
    Форма Плюсы Минусы Родительские собрания классные Занимают мало времени; Охват большого числа родителей одновременно; Много готовых разработок проведения родительских собраний; Оперативное донесение информации Нет индивидуального подхода; Родительские собрания общешкольные Лекции Работа с активом класса Родительские конференции В наше время можно выделить 3 вида образования: Формальное –образование приобретаемое обучающимся в специально предназначенном для обучения учреждении специально подготовленными специалистами....

    «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», - писал в начале XX в. известный немецкий педагог-дефектолог П. Шуман.

    Германия не только первой в истории педагогики начала про.

    Фессиональную подготовку учителей для общеобразовательно школы, когда открылась первая в Европе учительская семинари"" но и первой (1812) открыла курсы подготовки учителей общеоб разовательной школы при Берлинской королевской школе глухо; немых для обучения детей с особыми образовательными потреб " ностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сур;.: допедагогов и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. такж с открытия постоянно действующих годичных курсов. Но прежд понадобилось боле двух столетий практической ледагогическо деятельности энтузиастов, среди, которых были не только педаго? ги, но и врачи, лингвисты, священнослужители, чтобы стала по нятной необходимость дополнительной, специальной профессис! нальной подготовки учителя, обучающего ребенка с отклонение^ в развитии. |

    Сегодня многие высшие учебные заведения предлагают про^і граммы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов Щ специальных психологов. Так, в США действует национальна" система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для специального образования, насчитываю" щая более 230 программ. В западноевропейской системе педагог гического образования помимо программ подготовки специаль;; ных психологов и педагогов в университетах существует обяза тельная подготовка учителя общеобразовательной школы по специальной педагогике (минимальный курс - 100-120 часов), кото," рую должен пройти каждый будущий учитель.

    В России к концу XX в. насчитывалось около 30 подразделени (факультетов, кафедр) в педагогических университетах, предлагав ших программы подготовки в основном по двум специальности «логопедия» и «олигофренопедагогика» с преобладанием специ альности «логопедия».

    Одновременно в системе специального образования Росси работают более 200 тыс. педагогов, из которых (кроме столичньг городов) лишь около 10% имеют образование педагога-дефекто лога (для сравнения: в европейских странах и США 95-98% рабо1 тающих с детьми с особыми образовательными потребностям имеют диплом педагога-дефектолога).

    Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательным^ потребностями имеет право на получение квалифицированно^ педагогической помощи, которую может оказывать только спе^ циально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образо* вания абсолютно недостаточно обычной педагогической подго;" товки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит ча рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

    Современное педагогическое образование содержит широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:

    тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог);

    сурдопедагогика - с получением квалификации педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

    олигофренопедагогика - с получением квалификации педагога для работы с лицами, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

    логопедия - с получением квалификации логопеда; специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педагога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

    Для обеспечения лиц с ограниченными возможностями здоровья п жизнедеятельности психологическим сопровождением готовятся психологи по специальности специальная психология.

    В педагогических колледжах можно получить специальность воспитателя дошкольного или школьного (школы-интерната) специального образовательного учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

    Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями лиц, имеющими отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми.

    Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать квалифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

    Педагоги-дефектологи работают в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психо- лого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначе- ния, в детских домах и школах-интернатах для ведения коррекц онно-педагогической работы с разными категориями обучающих и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и в питание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях.

    Особенно возрастает потребность у образовательных учре дений общего назначения в специальных психологах и педаг гах-дефектологах в условиях развития интеграции и диффер цированного подхода к обучающимся в массовом образовательн учреждении. Для педагога-дефектолога (особенно олигофрен педагога) в силу специфики его профессионального образован не составляет труда компетентно организовать процесс обуч ния и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего* компенсирующего обучения, особенно тогда, когда учитель м~ совой школы сам испытывает затруднения в обучении детей признаками школьной дезадаптации. Педагог-дефектолог пол чает для этого глубокое и разностороннее образование. Сист мообразующим критерием комплекса научных и практическ: знаний педагога-дефектолога выступает антропологический пр цип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию всех необ димых знаний о человеке и его социализации в норме, а затем при отклонениях в развитии в контексте специальной педагогики последующей внутридисциплинарной конкретизацией приме тельно к той или иной специальной предметной области (нап мер, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и т.д.), самые об; представления о которых изложены в разделах I и III настоя книги.

    Педагог-дефектолог - это человек с особым складом душ деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешн результате своей профессиональной деятельности, доброже. тельный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка ро человека в современном мире, в том числе и человека с огран ченными возможностями жизнедеятельности.

    Профессиональное мировоззрение педагога-дефектолога яв ется результатом осмысления и личностной оценки процесс происходящих в социальной и духовной жизни и влияющих место и роль людей с особыми образовательными потребностя в жизни общества.

    Оптимизм профессионала проявляется в его социально акт ном отношении и к субъекту педагогического воздействия (ребе ку или взрослому с ограниченными возможностями), и к но мальному большинству общества - среде, в которую должН включаться воспитанники педагога-дефектолога, и к себе само как активной личности и решающему фактору положительн перемен в жизни людей с проблемами. Профессиональный опыт педагога-дефектолога обеспечивает ему квалифицированную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах - учащихся, воспитанников и их родителей, студентов, коллег, молодежных групп, конфессиональных и общественных (в том числе родительских) организаций, обществ, объединений и др.

    Сферами профессиональной, деловой компетенции педагога- дефектолога являются: профилактическая работа, педагогическая диагностика и консультирование, специальное педагогическое просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, преподавание в нузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательская деятельность в области специальной педагогики.

    Педагог-дефектолог никогда не ограничивается рамками своих должностных обязанностей. Сфера его профессиональной деятельности такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    Педагог-дефектолог учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует свой профессиональный опыт и щедро делится им с коллегами, единомышленниками, родителями детей с ограниченными возможностями.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем.

    Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье; при наличии нарушения слуха должна быть обеспечена его полная компенсация в социальном плане (речь, мышление, общение). Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.

    6 Назарова

    Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога - доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпа- тпя, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизнен- ным интересам людей с ограниченными возможностями жизн деятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, пр фессиональная честность и порядочность.

    Немного найдется профессий, результаты деятельности в кот рых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, о ступают трагизм и безысходность жизненной перспективы ді ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной д ской жизнью - играть и учиться, общаться с родителями и др жить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране чел веком.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога срод тому чуду, о котором написано в Новом Завете:

    «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его во дожить на него руку.

    Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Сво в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

    И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то ее «отверзись».

    И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, стал говорить чисто...

    И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:

    И глухих делает слышащими и немых - говорящими» (Нов Завет И От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).

    Вопросы и задания 1.

    Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефект логов? Для работы с какими детьми подготавливали сначала педагог дефектологов? Почему? 2.

    Какие педагогические специальности можно сегодня получить для боты в системе специального образования? 3.

    Какими личностными профессионально значимыми качествами дол обладать педагог-дефектолог? 4.

    Какие противопоказания существуют для работы учителем-дефек логом?

    Литература для самостоятельной работы 1.

    Агавелян P.O. Социально-перцептивные особенности личности л еда г. специальной школы в профессиональной деятельности. - Новосибирск, 1999. 2.

    Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образо ния. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы професси нальной подготовки. -М., 1992.

    Выходные данные сборника:

    РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА, КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Сариева Кульпаш Нтымакбаевна

    д-р пед. наук, профессор, завед. кафедрой педагогики и инклюзивного образования филиала НЦПК « Ө

    Саякова Анжела Мырзагалиевна

    магистр дефектологии, старший преподаватель кафедры педагогики и инклюзивного образования филиала НЦПК « Ө рлеу» РИПКСО РК, Республика Казахстан, г. Алматы

    OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE TEACHER-SPEECH PATHOLOGIST, AS BASIS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

    Sarieva Kulpash

    professor, Doctor of Education manager of chair или of department of pedagogics and inclusive education, Republic Institute of Upgrade Qualification, branch of National Center of Upgrade Qualification “Orleu”, Republic of Kazakhstan, Almaty

    Sayakova Anzhela

    master of defectology, senior teacher of the chair of pedagogics and inclusive education, Republic Institute of Upgrade Qualification, branch of National Center of Upgrade Qualification “Orleu”, Republic of Kazakhstan, Almaty

    АННОТАЦИЯ

    В статье описывается развитие профессиональной компетентности педагога-дефектолога при взаимодействии детьми с ограниченными возможностями и процесса развития их в условиях специального образовательного пространства.

    ABSTRACT

    1. article development of professional competence of the teacher-speech pathologist at interaction by children with limited opportunities and their development in the conditions of special educational space is described.

    Ключевые слова: профессиональная компетентность; профессиональное становление педагога; профессиональная подготовка педагога.

    Keywords: professional competence; professional formation of the teacher; vocational training of the teache.

    Профессионально успешная личность должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.

    Н.А. Эверт

    За последние годы в Республике Казахстан в системе образования произошли существенные изменения.

    Одной из главных задач образовательной политики Казахстана является формирование профессиональных компетенций педагога, отвечающих требованиям современной жизни. Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса.

    В достижении главного результата - качественного образования школьников - большую роль играет профессионализм педагогических и управленческих кадров. В последние годы, обращая большое внимание на профессиональную деятельность педагога-дефектолога, стали выделять динамичность, целостность, непрерывность процесса в получении профессионального образования, построения профессиональной карьеры в течение всей жизни человека. Педагогическое образование рассматривается как процесс формирования профессиональных качеств педагога-дефектолога, его общих и специальных способностей.

    Реализация профессиональных компетентностей педагога-дефектолога предполагает оказание практической помощи педагогам в вопросах повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику лучшего педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития. При этом учитывается значимость в теоретических и организационно-педагогических разработках сопровождения профессиональной деятельности педагогов-дефектологов.

    Одним из личностных факторов, оказывающих существенное влияние на профессиональную компетентность педагога-дефектолога, является профессиональные ориентации, которые возникают в результате накопления профессионального опыта.

    Совершенствование профессиональных компетентностей педагога-дефектолога достигается за счет непрерывного и систематического повышения его профессионального уровня.

    В соответствии с Государственной программой развития образования в РК на 2011-2020 гг. эффективным способом повышения профессиональной компетентности педагогов-дефектологов являются курсы повышения квалификации и переподготовки, обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами.

    Как мы уже сказали, в настоящее время, необходимы высококвалифицированные специалисты-дефектологи в специальных (коррекционных) организациях образованиях, в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, которые должны добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Так как, с каждым годом растет численность детей, имеющих какие-либо нарушения в психо-физическом развитии. Поэтому, в условиях развития системы специального образования, социально-экономических ситуаций в стране возникает необходимость подготовки - педагогов-дефектологов, для того, чтобы своевременно оказывать коррекционно-педагогическую и социально-психологическую помощь детям с ограниченными возможностями развития. Это обуславливается тем, что на современном этапе развития системы специального образования выдвигается ряд новых требований, которым должен соответствовать педагог-дефектолог.

    Профессиональная значимость деятельности педагога-дефектолога, повышение спроса на специалистов различных профилей (сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов, логопедов) обусловили необходимость поиска инвариантных путей совершенствования процесса профессиональной подготовки, а также формирования профессионально значимых качеств у будущих педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) организаций образования, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений. Следует подчеркнуть, что профессия педагога-дефектолога подразумевает наличие не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и определенных личностных черт будущего специалиста (2).

    В педагогических трудах трактовок встречается много профессиональных терминов: «педагогическое мастерство», «профессионализм», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «профессионально-педагогическая компетентность».

    В нашем исследовании, мы используем термин «профессиональная компетентность», так как педагогическая деятельность педагога-дефектолога является профессиональной деятельностью.

    Понятие «компетенция» (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога-дефектолога решать определенные профессиональные задачи. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам педагогов.

    Компетентность рассматривается как одно из важнейших качеств, которое характеризует как инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии. Понятие «инициатива» характеризуется тем, что педагог-дефектолог берет на себя большую меру ответственности в работе с детьми с ограниченным возможностями в развитии.

    Также, одним немаловажным составляющим качеством компетентности является сотрудничество. Это совместно деятельность детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.

    Развитию профессиональной компетентности способствуют личностные качества педагога-дефектолога - его профессионализм.

    Термин «профессионализм» нами понимается как особое качество людей систематически, эффективно и надежно выполнять профессиональную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» рассматривается степень овладения педагогом психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

    Для профессиональной компетентности необходимо развивать способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

    Поэтому, для будущих педагогов-дефектологов профессиональная компетентность ассоциируется с образованностью. Это наиболее общее представление, с которым трудно спорить, так как многие педагоги-дефектологи считают, чтобы стать профессиональным специалистом в своей деятельности, достаточно «любить свое дело», «иметь базовое дефектологическое образование» и т. д.

    Это свидетельствует о смешении понятий компетентности и профессионально важных качеств. Например, человек может любить спорт, но из этого не следует, что его мнение может быть признано компетентным в области спорта. Поэтому, в данное время в специальной педагогике на основании любви к профессии и детям с ограниченными возможностями развития предпринимаются попытки сделать заключение о компетентности педагога-дефектолога (3).

    Если обратить внимание на научные исследования ученых Н.Н. Малофеевой, Л.В. Занковой и др., то можно определить тот момент, что педагогическая профессия предполагает высокое профессиональное образование педагога-дефектолога, осознание своей деятельности, которое направлено на решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.

    На важность умений педагога-дефектолога устанавливать психологические взаимоотношения с детьми с ограниченными возможностями в своих трудах указывают А.А. Бодалев, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина и др (5).

    Таким образом, при изучении научных трудов исследователей, можно сделать вывод о том, что профессиональная компетентность включает в себя знания о компонентах процесса образования: целях, содержании, средствах, объекте, результате, о себе как субъекте профессиональной деятельности, опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент, профессионально-педагогические умения (6).

    Так, в развитии профессионального уровня выделяются несколько критерий: объективные; субъективные;результативные;нормативные;критерии наличного уровня;критерии профессиональной обучаемости;творческие.

    Работа по повышению профессиональной компетентности должна превратиться в процесс непрерывного развития профессионального становления личности, иметь способность выносить суждения и предпринимать различные действия. Педагог-дефектолог должен понимать свою социальную и профессиональную значимость в процессе своей деятельности в образовательном пространстве (4).

    На сегодняшний день, от педагога-дефектолога требуется осмысление спектра социальных, психологических и педагогических проблем сопряженных со специальным обучением и воспитанием личности ребенка с ограниченными возможностями в развитии. Профессиональная компетентность не только как показатель, критерий личностных профессиональных достижений, но и мера нравственности педагога-дефектолога, поскольку определяет ведущее направление его деятельности.

    Существуют важные факторы в развитии профессиональной компетентности:

    · педагог приобретает специальные новые профессиональные знания, умения и навыки в работе с детьми с ограниченными возможностями развития;

    · педагога-дефектолог добивается желаемых результатов в своей профессиональной деятельности.

    Как мы уже отметили, профессиональная деятельность педагога-дефектолога - это специальный этап развития профессионализма и результат овладения специальными педагогическими знаниями, технологией профессиональной деятельности (4).

    Для того, чтобы быть компетентным, педагогу-дефектологу необходимо иметь представление о технологической компетентности.

    Что должен знать педагог-дефектолог о технологической компетентности?

    Должен знать:

    · о знаниях технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения в образовательном пространстве;

    · о владении технических средств (например, о создании безбарьерной среды для школьника с ограниченными возможностями в развитии в условиях общеобразовательной школы);

    · о целенаправленном применении специальных знаний, умений и навыков в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями развития;

    · о реализации учебно-воспитательного процесса в специальной образовательной системе при работе с детьми с ограниченными возможностями развития;

    · о наличии у педагога-дефектолога внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности;

    · о умении получать эффективность и результаты своей профессиональной деятельности;

    Для достижения положительных результатов в своей профессиональной деятельности, можно провести мини-тренинг «Знаю-Желаю узнать-Узнал».

    Пример: Мини-тренинг «Знаю-Желаю узнать-Узнал».

    1. Подумайте, что вы знаете о технологиях компетентности. Запишите свои соображения на листке, а затем внесите их кратко в первую колонку таблицы.

    2. Заполните вторую колонку, сформулировав вопросы по поводу того, чтобы Вы хотели узнать по данной теме.

    3. Попытайтесь сгруппировать записанную информацию и вопросы по нескольким категориям.

    Таким образом, проведя такой мини-тренинг, педагог-дефектолог будет иметь конкретное представление: на решение каких целей направлена та или иная стратегия, будет ли целенаправленно использоваться полученные специальные знания и умения в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями развития(3).

    Для того, чтобы правильно развивать профессиональную компетентность, педагогу-дефектологу необходимо критически мыслить. Так как, критическое мышление позволяет выявить несуразности в утверждениях или определениях и найти те, которые наиболее соответствуют педагогической деятельности педагога-дефектолога.

    Поэтому, используя критическое мышление, педагог-дефектолог в своей профессиональной деятельности начинает обдумывать вещь, размышлять, искать добавочные данные, новые факты и т. д.

    Исходя из вышесказанного, в развитии успешной профессиональной компетентности у педагога-дефектолога при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями способствуют такие условия, как:

    1. Организация учебно-воспитательного процесса на развитие профессиональной компетентности при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями в развитии;

    2. Проведение психолого-педагогической диагностики для педагога-дефектолога для определения личностного профессионального роста, удовлетворения его потребностей в профессиональной деятельности, предупреждения возникновения профессионального выгорания в своей деятельности;

    3. Развитие психолого-педагогических и специальных знаний о компетентном взаимодействии педагога-дефектолога и ребенка с ограниченными возможностями развития;

    4. Реализация психологической, педагогической, диагностической, когнитивной, программирующей функций, ориентированных на формирование профессиональной компетентности при обучении и воспитании с ребенком с ограниченными возможностями в развитии (5).

    В развитии профессиональной компетентности значимую роль играют диагностические средства, где отслеживается и фиксируется повышение компетентности педагога-дефектолога.

    Опираясь на эти концептуальные положения, «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и его филиалы в Алматы, Астане и в областных центрах проводят большую работу для развития профессиональной компетентности педагогов-дефектологов.

    Так, на сегодняшний день система повышения квалификации работников специального образования направлена на выполнение следующих функций:

    · образовательной: повышение квалификации педагогических кадров, обучение различных категорий работников специального образования;

    · информационной: обеспечение работников образования всех уровней актуальной профессиональной информацией; создание эффективно действующей информационной инфраструктуры, включая издательскую базу, компьютерные сети и т. д.;

    · консультативной : обеспечение работников образования и образовательных учреждений консультативной помощью по конкретным профессиональным проблемам;

    · исследовательской : выявление тенденций развития образования как в целом по стране, так и в отдельных регионах, выявление актуальных образовательных потребностей работников отрасли и прогнозирование их развития;

    · проектировочной : участие в разработке региональных программ развития образования, разработка новых моделей обучения;

    · внедренческой : обеспечение работников образования и специальных образовательных организаций квалифицированной помощью в процессе инновационной деятельности;

    · экспертной : экспертиза разработанных специальными организациями образования и педагогами-дефектологами, работающими с детьми с ограниченными возможностями развития проектов инновационной деятельности, внешняя квалификационная экспертиза специалистов специального образования, включая их сертификацию по результатам обучения в системе повышения квалификации работников образования (1).

    Говоря о профессиональной компетентности педагогов-дефектологов, в Казахстане специальное образование рассматривается как значимая часть системы образования. Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями развития направлена на сохранение гарантий обеспечения жизнедеятельности и сохранения доступа детей к системам образования. Поэтому, необходимо повышения соответствующего уровня профессиональной компетенции и уровня квалификации кадрового состава педагогов-дефектологов (1).

    Хотелось бы обратить внимание на вопросы кадрового обеспечения, где в специальных (коррекционных) организация образования, в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях наблюдается:

    · острый дефицит педагогов-дефектологов всех профилей: сурдопедагогов, олигофронопедагогов, тифлопедагогов, логопедов;

    · большая часть педагогов, не имеющих базового дефектологического образования.

    Для повышения качества профессиональной деятельности необходимо:

    · выявить потребности в профессионально подготовленных педагогических кадрах педагогов-дефектологов специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями, в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, работающих с детьми с ограниченными возможностями развития;

    · повысить профессиональную компетентность руководящих и педагогических кадров специальных организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии;

    · в рамках Государственной программой развития образования в РК на 2011-2020 гг. разработать и усовершенствовать модульные программы по повышению квалификации в зависимости от индивидуальных особенностей педагога-дефектолога: его базового образования, профессиональных интересов, личностной мотивации, среды деятельности, обеспечивающих возможность постоянного саморазвития и профессионального роста;

    $1· внедрить в модульные содержания учебной программы повышения квалификации современные научные разработки профессиональной компетенции педагога-дефектолога, работающего с детьми с ограниченными возможностями развития всех категорий.

    Таким образом, обобщая вышеизложенное, основными условиями развития в период модернизации отечественного образования являются повышение профессиональной компетентности педагога-дефектолога как основополагающей составляющей профессионально-педагогической культуры.

    Список литературы:

    1. Ахметова Г.К. Стратегические ориентиры модернизации системы повышения квалификации в РК// Менеджемент в образовании, № 4 (63), - 6-12 с.
    2. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 гг.
    3. Генике Е.А. Профессиональная компетентность педагога. М., 2008.
    4. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала// Сибирь. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001. - с. 18-30.
    5. Климов Е.А. Пути в профессионализм. //Учебное пособие. М., Московский психолого-социальный институт. Флита, 2003. - 230 с.
    6. Козырева О.А. Все о профессиональной компетентности учителя //Учитель года: лучшее от лучших. - 2004. - № 3. - С. 73-77.